Специфические особенности управления информационными ресурсами естественных монополий в российской электроэнергетике

Данилов Е.А.1
1 Владивостокский государственный университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 9 (Сентябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83140567

Аннотация:
В статье приведены результаты аналитического исследования специфических особенностей управления информационными ресурсами в субъектах естественных монополий электроэнергетического сектора в России с учётом институциональных аспектов регулирования, в том числе, их информационной среды. Нормативно-законодательные и общественные требования к процессам информационного обмена во внутренней и внешней среде субъектов предопределяют специфические особенности операционного и стратегического управления естественными монополиями посредством информационных ресурсов. Данная тематика представляется особенно актуальной в условиях повышения значимости информации в организационно-управленческих процессах на современном этапе развития экономических отношений и ввиду необходимости эффективного управления критически важной энергетической инфраструктурой страны в соответствие с актуальными институциональными требованиями для обеспечения энергетической стабильности государства и отдельных регионов с соблюдением разумного баланса между общественными и коммерческими интересами. Автором уточнены понятия институционального регулирования естественных монополий, информационной среды и информационных ресурсов естественных монополий в электроэнергетике. Разработана классификация нормативно-законодательных требований к информационной среде естественных монополий в российской электроэнергетической сфере по принципу трехкомпонентной структуры, учитывающей их юридическую природу и функциональное назначение. На основании полученных результатов выделены специфические особенности управления информационными ресурсами в субъектах естественных монополий в электроэнергетике России, комплексный учёт которых позволит обеспечить своевременное выполнение актуальных институциональных требований и минимизировать риски отклонения управленческой системы от нормативных показателей

Ключевые слова: Естественные монополии, информационные ресурсы, информационная среда, институциональное регулирование

JEL-классификация: O31, O32, O33



ВВЕДЕНИЕ

Современная структура управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации представляет собой сложный институциональный механизм с многоуровневой системой организационно-экономических отношений, складывающихся в области генерации, передачи, распределения и сбыта электрической энергии. Основными участниками электроэнергетического рынка страны, осуществляющими генерацию и транспорт электрической энергии, на данный момент, являются субъекты естественных монополий. Согласно реестру естественных монополий Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (ФАС России), в 2025 году в сфере услуг по выработке и передаче электрической энергии зарегистрировано более 3900 таких субъектов, и каждый из них подвержен жёстким регуляторным рамкам.

Официально в правовом поле экономики современной России понятие естественной монополии зародилось в 1995 году ввиду директивного перехода к системе рыночных экономических отношений. При этом, фактические предпосылки к формированию субъектов естественных монополий возникли несколькими годами ранее, в 1991-1992 гг. В этой связи, стоит отметить, что законотворческий процесс регулирования деятельности субъектов естественных в России, на протяжении следующих 10-15 лет, отчасти, носил недостаточно системный характер и условно проявлялся в модели «событие-реакция» и, предположительно, был связан с отсутствием эффективных методов долгосрочного стратегического прогнозирования. То есть сначала де-факто образовывалась проблема определенной экономической направленности в сфере регулирования естественных монополий, по мере развития которой, спустя некоторый временной промежуток, принимались законодательные решения, усиливающие регулирующие функции.

Экономические преобразования, связанные с появлением естественных монополий в электроэнергетическом секторе России, в постсоветский период заслуживают отдельного научного внимания и на протяжении 30 лет являются объектом многочисленных исследований и предметом дискуссий в экономике. Научное сообщество и общественность сходятся во мнении, что руководство субъектов естественных монополий в электроэнергетической отрасли заинтересовано исключительно в получении сверхприбыли, что становится причиной сокрытия сведений и непрозрачной отчётности во взаимодействии с надзорными органами, потребителями и иными заинтересованными сторонами [5,6].

Последующие процессы цифровизации глобального информационного пространства и высокие темпы цифровой трансформации субъектов бизнеса жизнеобеспечивающего сектора экономики создали предпосылки и новые возможности для усиления государственного и общественного контроля за операционной и стратегической деятельностью субъектов электроэнергетических естественных монополий. В конечном итоге, стремление государственных и общественных институтов совместно с представителями научной сферы и экспертным сообществом к усилению методов и механизмов институционального регулирования привели к многоуровневой и сложной системе формальных и неформальных требований, предъявляемых к деятельности субъектов электроэнергетических естественных монополий. Очевидно, что эти требования коснулись и информационных аспектов управления [2,8]. С точки зрения теории управления, некоторые положения прямо противоречат друг другу. Помимо этого, в целях совершенствования структуры информационного обмена в контексте межорганизационного взаимодействия субъектов электроэнергетики для повышения эффективности управления электроэнергетическим комплексом, как целостной системой, был разработан ряд нормативно-законодательных требований, указаний и рекомендаций к информации и информационным потокам, по которым эта информация передаётся.

Закономерно, что управление субъектами электроэнергетических естественных монополий, которое в современных реалиях функционирования организационно-управленческих процессов происходит в условиях непрерывного и масштабного информационного обмена, столкнулось с беспрецедентным количеством норм и правил, требующих структуризации, конкретизации и возможного пересмотра подходов к управлению информационными ресурсами. Исследование заявленной темы через призму понятия информационных ресурсов обосновано универсальностью этого термина в менеджменте, комплексно отражающего сущность управленческих процессов в крупных хозяйствующих субъектах. Предыдущие теоретические исследования автора дали основание полагать, что информационный ресурс в современном менеджменте может представляться организационным знанием, документацией или совокупностью средств хранения, обработки и передачи информации (критической информационной инфраструктурой) [1].

Таким образом, целью настоящего исследования является выявление специфических особенностей управления информационными ресурсами в электроэнергетических естественных монополиях в контексте их институционального регулирования через структуризацию нормативно-законодательных требований к информационной среде субъектов. Заявленная тематика, несмотря на высокую степень актуальности, представляется недостаточно разработанной в российском научном сегменте. Объект исследования – система институционального регулирования естественных монополий в российской электроэнергетике в условиях современной информационной среды. Предмет исследования – влияние институционального регулирования на формирование специфических особенностей управления информационными ресурсами в электроэнергетических естественных монополиях. Научная новизна заключается в классификации нормативно-законодательных требований по типу трёхкомпонентной структуры, учитывающей их юридическую природу и функциональное назначение, что позволило выявить специфические особенности управления информационными ресурсами естественных монополий в электроэнергетике с учётом институциональных особенностей. Для достижения поставленной цели автором, преимущественно, использованы методы описательного и сопоставительного анализа, а также метод индуктивного умозаключения.

Основная часть

КОНКРЕТИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА В КОНТЕКСТЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

Во избежание двусмысленности толкования некоторых, связанных с настоящим исследованием, понятий, автором предлагается уточнение их определений в научном контексте. Речь идёт о таких понятиях, как естественная монополия, субъект естественной монополии в электроэнергетике, институциональное регулирование естественных монополий, понятие информационной среды и информационных ресурсов в управлении субъектами электроэнергетических естественных монополий.

Под понятием естественных монополий в области электроэнергетики в науке подразумеваются хозяйствующие субъекты, имеющие исключительные права на передачу и распределение электрической энергии по высоковольтным и распределительным электрическим сетям, а также на продажу электроэнергии на оптовом рынке как в отдельно взятых административно-территориальных образованиях, так и на федеральном уровне [3]. Однако анализ Федерального закон РФ «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147 (далее «№ 147 ФЗ») [25], который имеет основную юридическую силу в вопросе регулирования деятельности субъектов, позволил выявить существенный недочет понятийного аппарата в определении естественной монополии, представленный в разделе основных понятий. Он заключается в упоминании понятия «товар» вместо понятия «услуга». Данные термины, с точки зрения экономических наук, не принято считать синонимичными. В этой связи возникает справедливая инициатива обратить внимание на данный факт, так как сферы деятельности естественных монополий, в основном, сосредоточены в секторах экономики по предоставлению услуг, таких как железнодорожные перевозки, услуги связи и, в тематике настоящего исследования, услуги по передаче и распределению электрической энергии. Так, например, под естественной монополией в законе № 147 ФЗ подразумевается «состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства», а субъектом естественной монополии является «хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии».

Институциональное регулирование в экономике, как показывают научные исследования, является более широким понятием, чем нормативно-законодательное регулирование, и содержит в себе, в том числе, механизмы и методы общественного контроля, формальные и неформальные требования к деятельности хозяйствующих субъектов или процессам, происходящим в экономике [4]. Под институциональным регулированием естественных монополий автором предлагается считать систему формальных и неформальных правил, ограничений и механизмов, определяющих способы и границы взаимодействия между субъектами естественных монополий и государством, обществом, направленную на обеспечение эффективного функционирования естественно-монопольных структур при соблюдении баланса общественных и коммерческих интересов.

Понятие информационной среды в субъектах естественных монополий в электроэнергетике подразумевает комплексную систему внутренних и внешних информационно-коммуникационных отношений, процессов информационного обмена, функционирующую в условиях особой институциональной структуры и нормативно-правового регулирования, которые, в свою очередь, призваны обеспечить надёжное функционирование электроэнергетической системы и прозрачность управленческих решений. Информационными ресурсами субъектов естественных монополий в электроэнергетике является совокупность специфических формализованных и неформализованных знаний об экономических и технических показателях, связанных с управлением электросетевым комплексом, массивы документации и технологические средства хранения, обработки и передачи информационных ресурсов в виде знаний и документации в организационно-экономической и организационно-технической управленческой структуре.

ТРЁХКОМПОНЕНТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМАТИВНО-ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЕ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ РОССИИ

Основным законом, определяющим порядок государственного регулирования естественных монополий в России, как уже было отмечено ранее, является федеральный закон № 147 ФЗ «О естественных монополиях». В рамках данного закона автором проанализированы и выделены основные статьи закона, регулирующие информационные аспекты деятельности естественных монополий, структура которых показана в разработанной схеме на рисунке 1.

Рисунок 1 – Государственное регулирование информационной среды естественных монополий на основе статей ФЗ РФ № 147

(Источник: составлено автором)

На представленной схеме условно сопоставлены формулировки законодательства с различными видами информационных ресурсов в управлении. Интерпретация полученных результатов в научном контексте состоит в следующем: под информационными ресурсами, как информацией, зафиксированной на физических электронных носителях, подразумевается документация субъекта естественной монополии, к которой его руководство должно обеспечить свободный доступ регулирующих органов. Информационный ресурс, как технологическое средство хранения и передачи информации, должен обеспечивать доступность, прозрачность, публичность и неограниченный доступ к информации для всех заинтересованных сторон. Обеспечение доступа к информации о деятельности естественной монополии по таким критериям практически невозможно представить без введения инновационных методов управления информационными потоками. Информационный ресурс, как знание, предполагает раскрытие информации субъектом естественной монополии о своей деятельности не только в ключе официального информационного обмена в виде документации, то есть посредством формализованного знания, но и в виде устных ответов на запросы регулирующих органов и средств массовой информации, то есть посредством неформализованного знания.

Другим государственным документом в тематике естественных монополий в электроэнергетической сфере России, является Федеральный Закон Российской Федерации № 35 «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 г. (далее № 35 ФЗ) [27]. Законом определяются программные и технические средства, обеспечивающие возможность изменения режимов работы оборудования из диспетчерских центров или удаленных рабочих мест, предусмотрена разработка и утверждение документов перспективного развития электроэнергетики с устанавливанием порядка информационного взаимодействия между системным оператором, федеральными органами исполнительной власти, субъектами электроэнергетики и потребителями электроэнергии, определены формы предоставления исходных данных для разработки документов перспективного развития, а также порядок их раскрытия и предоставления другим субъектам электроэнергетики и потребителям; регламентируется порядок предоставления информации с учетом требований законодательства о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне, порядок предоставления информации о стоимости услуг в целях недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии [27].

Требование недискриминационного доступа, подразумевающего обеспечение равных условий предоставления информации потребителям, дополняет Постановление Правительства РФ № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» (далее «Постановление Правительства РФ №861] [12] и Приказ Министерства энергетики РФ № 757 «Об утверждении Правил переключений в электроустановках» (далее «Приказ Министерства энергетики РФ № 757») [19]. Постановление Правительства РФ № 861 определяет порядок обмена информацией между субъектами электроэнергетики и сроки предоставления информации [12]. Согласно Приказу Минэнерго РФ № 757, обязательства сетевой организации в информационной среде заключаются в информировании потребителей и смежных сетевых организаций об аварийных ситуациях, ремонтных работах, отсутствии технической возможности оказания услуг с обоснованием отказа и других событиях. Обобщая проанализированные положения в теоретической плоскости, стоит отметить, что речь идёт об обязанности субъектов электроэнергетической системы обеспечивать непрерывный обмен информационными ресурсами, как знаниями, для формирования комплексного и всеобъемлющего знания, как информационного ресурса, в государственных органах для принятия своевременных и эффективных решений в целях развития электроэнергетического комплекса страны [19].

В этой связи, рассматривая конкретизированные критерии информационного взаимодействия и требования к раскрытию информации, было проанализировано Постановление Правительства РФ № 24 «Об утверждении стандартов раcкрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» (далее «Постановление Правительства РФ №24) [17]. Согласно документу, раскрытие информации означает обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц, но не распространяется на потребителей электроэнергии и владельцев объектов микро-генерации. Способами раскрытия информации, по мнению авторов постановления, должны являться: публикация в официальных печатных изданиях, публикация в электронных СМИ, предоставление по письменному запросу заинтересованных лиц, направление раскрываемых сведений администратору торговой системы оптового рынка, публикация на официальных сайтах в сети Интернет, направление органам исполнительной власти. Документ предусматривает особенности раскрытия информации для сетевых организаций, обязывая раскрывать информацию о тарифах, техническом состоянии электрических сетей, аварийных отключениях, свободной трансформаторной мощности, планируемых ремонтных программах на электросетевых объектах в установленные сроки [17]. Следует отметить, что документ является важным звеном в регулировании прозрачности деятельности субъектов электроэнергетического рынка и призван обеспечить доступ к информационным ресурсам, как знаниям и как документации, для всех заинтересованных сторон.

Далее Постановление Правительства от 20 октября 2003 г. № 638 регулирует систему предоставления отчётности субъектом естественной монополии в федеральный органы власти [16]. В документе определены виды представляемой информации, к которым относится бухгалтерская отчетность (п.1а), государственная статистическая отчетность по установленным формам (п.1б), отчетность по формам, утверждаемым регулирующим органом (п.1в); формы предоставления информации (бумажная или электронная отчётность), порядок работы с информацией, обеспечение сохранности полученной информации (п.2) и защиты содержащейся в отчетности информации в соответствии с законодательством (п.2). Важно отметить, что все эти требования относятся к организациям, осуществляющим деятельность в сфере регулируемого ценообразования в электроэнергетике [16].

Другим немаловажным документом, в контексте настоящего исследования, является Распоряжение Правительства РФ от 19.09.2013 № 1689-р (ред. от 27.08.2016) «Об утверждении Концепции создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей» (далее «Распоряжение Правительства РФ № 1689-р» [21]. В документе также определены стандарты раскрытия информации. Отмечается, что информация о регулируемой деятельности должна быть в свободном доступе (раздел II), сведения об инвестиционных программах и отчетах об их реализации подлежат раскрытию; любая информация о регулируемых товарах и услугах не может быть признана коммерческой тайной. Предусмотрено размещение информации в СМИ, на Интернет-площадках и в единой информационная системе топливо-энергетического комплекса. Предусмотрена административная ответственность за несоблюдение регламента раскрытия, непредоставление информации, предоставление заведомо ложных сведений. Среди механизмов обратной связи в распоряжении рассматривается возможность общественного обсуждения на портале «Госуслуги», система получения обратной связи от общественности, обязательное рассмотрение позиций советов потребителей. Распоряжением предписана оперативность предоставления данных [21]. Требования направлены на обеспечение максимальной прозрачности деятельности субъектов естественных монополий и повышение качества предоставляемой ими информации потребителям.

В этой связи стоит обратиться к Федеральному Закону от 03.12.2011 № 382-ФЗ (ред. от 19.10.2023) «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» (далее № 38-ФЗ) [25]. Основными принципами работы с информационными ресурсами являются в системе являются: полнота, достоверность и своевременность предоставления информации (п. 6.1), взаимодействие с другими информационными системами (п. 6.3), обеспечение национальной безопасности (п. 6.4). Подразумевается, что в рамках взаимодействия внутри системы, информация не имеет ограничений по доступу, кроме специально оговоренной информации (п. 12.2.1), а право доступа с возможностью обработки информации есть только у уполномоченного органа (п. 12.3); общедоступная информация должна быть размещена на официальных сайтах (п. 12.4) [5]. Уточняет данный федеральный закон Постановление Правительства РФ от 18.04.2013 № 354 (ред. от 04.04.2024) «Об информационной системе в области топливно-энергетического комплекса (ТЭК)» [13]. В документе определены требования и порядок работы с информацией субъектами ТЭК, согласно которому информационная система является официальным государственным информационным ресурсом (п.8), где Министерство энергетики осуществляет полномочия обладателя информации и обеспечивает взаимодействие с другими системами (п.6) [13].

Другое Постановление Правительства РФ от 28.05.2008 № 400 (ред. от 17.10.2024) «О Министерстве энергетики Российской Федерации» наделяет полномочиями Минэнерго РФ по контролю за информационной средой субъектов ТЭК [14]. Согласно постановлению, субъекты ТЭК обязаны представлять информацию для включения в систему (п. 4.3.7) по утверждённой форме представления информации (п. 4.2.14.10). Определен порядок предоставления информационных ресурсов, как исходных данных, для перспективного развития электроэнергетики (п. 4.2.14.25). Все эти требования действуют в рамках полномочий Министерства энергетики РФ по нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса [14].

В процессе исследования было выявлено, что большинство субъектов естественных монополий в электроэнергетике федерального и региональных уровней в России имеют форму собственности акционерных общества (АО). Данную экономическую сторону хозяйствующих субъектов регламентируют федеральные законы и нормативно-правовая документация, требования которых применимы к акционерным обществам, в том числе к их информационной среде, как во взаимодействии с акционерами, так с и другими субъектами организационно-экономических отношений. В этой связи следует выделить Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 30.11.2024) «Об акционерных обществах», в котором регламентируется раскрытие информации акционерными обществами (далее № 208 ФЗ) [24]. Упомянутый закон дополняется другой документацией. Например, в письме Центрального Банка РФ (Банк России) № 06-52/2463 от 10.04.2014 г. перечисляются требования к кодексу корпоративного управления, в том числе, предполагается, что в корпоративном кодексе акционерного общества должны быть определены цели и задачи раскрытия информации для акционеров, отражённые в документе об информационной политике [18]. Посредством такого документа общество вправе устанавливать перечень раскрываемой информации, регламентировать порядок и каналы её раскрытия, определять сроки доступа к информации акционеров, описывать порядок коммуникации с предусмотрением контроля за соблюдением правил осуществления информационной политики. Основным принципам раскрытия информации являются: регулярность и последовательность, оперативность, доступность, достоверность, полнота сведений, сравнимость данных. Основными каналами раскрытия информации могут являться: официальный сайт компании, специальные страницы для акционеров, другие электронные каналы, телеконференции и веб-трансляции. Требованиями к раскрытию являются: своевременность, непротиворечивость данных, объективность и сбалансированность данных, понятность для пользователей. Дополнительно, к раскрытию может быть включена информация о социальной и экологической ответственности общества. Среди недопустимых требований к информации отмечается наличие формального подхода к раскрытию, ограничение доступа, нереагирование на слухи и недостоверные данные. Контроль за соблюдением информационной политики осуществляет совет директоров, а реализация возлагается на исполнительные органы [18].

В более позднем информационном письме Банка России от 12.07.2021 № ИН-06-28 составлены рекомендации о порядке работы с нефинансовой информацией в публичных акционерных обществах [10]. Согласно документу, составлены критерии существенности информации (раздел 1.3): информация считается существенной, если её раскрытие влияет на решения заинтересованных лиц, учитывается значимость воздействия на окружающую среду, социальную сферу и экономику, формируется оценка по критериям величины последствий и вероятности рисков. В принципах раскрытия информации (раздел 1.4) дополнен пункт о необходимом учёте интересов всех заинтересованных сторон. Рекомендательные положения рассматриваемого документа к содержанию информации (раздел 1.2) отмечают, что в ней должны быть отражены сведения о корпоративном управлении, описание бизнес-модели субъекта, результаты реализации политики общества, описание рисков и возможностей, ключевые нефинансовые показатели. В исследуемом письме выделены и информационные ограничения (раздел 1.2). Подчёркивается, что, несмотря на все перечисленные требования, должно быть соблюдено законодательства о защите информации; например, информация является недопустимой к раскрытию о предстоящих событиях, если это может нанести ущерб деятельности общества [10].

Затрагивая исследование законодательного регулирования информационной среды акционерных обществ, и более узкую специализацию этого контекста, касающуюся соотношение раскрываемых сведений и экономическую безопасность субъектов, следует упомянуть Постановление Правительства РФ №1102 от 4 июля 2023 года (далее «Постановление Правительства РФ№ 1102»). Оно устанавливает особые правила раскрытия информации для эмитентов ценных бумаг для субъектов, позволяющие им ограничивать предоставление определенных сведений в случаях, когда это может привести к введению иностранными государствами ограничительных мер [15].

Учитывая крупные финансовые операции в электроэнергетических естественных монополиях, а также мнения авторов научных работ о сверхприбыли субъектов и уклонении от уплаты налогов, стоит обратиться к регулированию информационной среды через призму налогового законодательства. Например, во второй части Налогового кодекса РФ информация упоминается в контексте представления сведений различными организациями и органами. Документ устанавливает следующие требования к информации: обязанность представления в налоговые органы конкретных видов сведений с ответственностью организаций за представление необходимой информации, определены порядок и сроки представления сведений [11]. Все положения Постановления Правительства РФ № 1102 направлены на обеспечение прозрачности налоговой отчетности и контроля за соблюдением налогового законодательства, в том числе, естественными монополиями области электроэнергетики.

Принимая во внимание важнейшую роль субъектов электроэнергетических естественных монополий в экономике государства, их действия в информационной среде дополнительно могут регламентироваться международными документами в рамках межгосударственных соглашений. Так, в договоре о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) (подписан в г. Астана 29.05.2014, с ред. от 25.05.2023) подчёркивается, что информационное взаимодействие в рамках ЕАЭС реализуется через комплексную систему, включающую интегрированную информационную систему субъектов бизнеса, территориально-распределенные государственные информационные ресурсы и системы уполномоченных органов [7,9]. Взаимодействие основывается на согласованной политике в области информатизации, защите интеллектуальной собственности и использовании современных информационно-коммуникационных технологий. Работа с информацией строится на принципах профессиональной независимости, научной обоснованности, полноты и достоверности данных, их актуальности и открытости при соблюдении статистической конфиденциальности. Система предполагает разработку специальных мероприятий для обеспечения взаимодействия с использованием современных программно-технических средств и координацию информационных ресурсов, что позволяет эффективно контролировать и управлять процессом интеграции информационных систем в рамках ЕАЭС.

Другим документом, призванным создать необходимые условия для реализации выше проанализированных правил и требований, Распоряжение Правительства РФ от 12 марта 2024 г. № 581-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года» [23]. Одними из главных приоритетов, отражённых в стратегии, учитывающих информационные аспекты являются: введение единых стандартов обмена информацией между субъектами электроэнергетической отрасли, автоматизация процессов взаимодействия участников рынков с органами государственной власти.

Таким образом, среди проанализированных нормативно-законодательных требований к информационной среде субъектов естественных монополий в электроэнергетике, автором выделены три основных направления:

1) Организационное

2) Техническое

3) Экономическое

Представленное деление обусловлено многогранностью исследуемых субъектов. Следовательно, естественная монополия в электроэнергетике может представляться субъектом, занимающимся реализацией услуг в условиях естественной монополии; субъектом электроэнергетики (предприятие по генерации/транспорту и распределению электроэнергии); хозяйствующим субъектом (в большинстве случаев, акционерное общество). При этом, во всех перечисленных направлениях должны быть соблюдены общие законодательные принципы в работе с информацией в государстве за исключением случаев, предусмотренных другими законами. Трёхкомпонентная классификация нормативно-законодательных требований к информационной среде естественных монополий в электроэнергетике России, отражающая их юридическую природу и функциональное назначение, представлена на рисунке 2.

Рисунок 2 – Трёхкомпонентная классификация нормативно-законодательных требований к информационной среде субъектов естественных монополий в электроэнергетике России

(Источник: составлено автором)

Фактически, данные нормативно-законодательные требования создают платформу для институционального регулирования информационной среды субъектов естественных монополий в электроэнергетике России. Государство посредством надзорных органов и профильных ведомств, а также общество в лице промышленных и бытовых потребителей электроэнергии и общественных организаций имеют определённые рычаги воздействия и механизмы их правоприменения в отношении субъектов естественных монополий в электроэнергетике в информационной среде для совершенствования контроля за операционной и стратегической деятельностью, техническими и экономическими показателями субъектов. То есть информационная среда является институционального регулируемой для возможностей последующего совершенствования механизмов тарифообразования и технологической модернизации электроэнергетической инфраструктуры.

ВЛИЯНИЕ ИНСТИТЦИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ В СУБЪЕКТАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Вышеизложенные результаты исследования позволяют констатировать, что созданная к настоящему моменту времени нормативно-законодательная база, создающая условия для институционального регулирования и касающаяся информационной среды естественных монополий в электроэнергетике, регламентирует многие процессы обмена информационными ресурсами, тем самым предопределяет особенности организационно-управленческих процессов во внутренней и внешней информационной среде исследуемых субъектах. На основании полученных результатов автором выделены специфические особенности управления информационными ресурсами естественных монополий в российской электроэнергетике в контексте институционального регулирования, которые представлены в схеме на рисунке 3.

Рисунок 3 – Специфические особенности управления информационными ресурсами естественных монополий в электроэнергетике в контексте институционального регулирования

(Источник: составлено автором)

На представленной схеме показано, что основными специфическими особенностями управления информационными ресурсами в субъектах естественных монополий в электроэнергетике в контексте институционального регулирования являются: обеспечение информационной открытости информационных ресурсов, как знаний и как документации перед надзорными органами и потребителями в целях защиты общественных интересов; обеспечение высокого качества информационных ресурсов подразумевает достоверность, прозрачность и верификацию сведений в документации, передаваемой во внутренней и внешней среде субъекта, так как от сведений (формализованных знаний), содержащихся в информационных ресурсах в виде документации будет зависеть надёжность функционирование и модернизация электросетевого комплекса и электрогенерации. Обеспечение высокой оперативности информационного обмена заключается в своевременном обмене информационными ресурсами как знаниями и как документацией во внутренней среде субъекта, в межорганизационном взаимодействии и во внешней среде с группами заинтересованных сторон. Обеспечение согласованности использования информационных ресурсов, в большей степени, относится к управлению многочисленными техническими средствами работы с информацией в субъектах, которые не должны конфликтовать между собой и не иметь системных сбоев в целях обеспечения предыдущих рассмотренных требований, а также для высокой надёжности функционирования энергетической системы. Обеспечение защиты данных не является специфическим требованием к информационной среде рассматриваемых субъектов в контексте их институционального регулирования, так как данная особенность присуща большинству крупных хозяйствующих субъектов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить четыре специфических особенности управления информационными ресурсами (знаниями, документацией, совокупностью технических средств работы с информацией) в субъектах естественных монополий в электроэнергетическом секторе России в контексте их институционального регулирования. Выявленные специфические особенности, совокупность которых присуща субъектам естественных монополий в электроэнергетике, являются одними из основных аспектов, на которых должно основываться управления информационными ресурсами в этих субъектах. Предложенная автором трехкомпонентная классификация нормативно-законодательных требований к информационной среде по организационному, экономическому и техническому классификационным признакам может быть использована в аналогичном анализе информационной среды субъектов естественных монополий в другой сфере деятельности.

Выявленные особенности являются специфическими ввиду утверждения требований, на которых они основаны, на законодательном уровне. Более того, рассмотренные законодательные требования совпадают с общественными интересами, тем самым создавая правовое поле для институционального регулирования; и являются одними из важнейших критериев (при условии их соблюдения всеми естественно-монопольными структурами) в обеспечении надёжного функционирования электроэнергетической системы и стабильного экономического развития данных хозяйствующих субъектов. Направление дальнейших исследований в развитии данной тематики может затрагивать разработку методики расчёта оценки эффективности управления информационными ресурсами на основе требований институционального регулирования информационной среды естественных монополий в электроэнергетике России.


Источники:

1. Данилов Е. А. Совершенствование информационной архитектуры корпоративного управления: системный подход к менеджменту информационных ресурсов // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета. – 2025. – № 2. – c. 121–136. – doi: 10.63973/2949-1258/2025-2/121-136.
2. Краснова Т. А. Навигатор регулирования естественных монополий как инструмент цифровой трансформации методов антимонопольного законодательства // Финансовые рынки и банки. – 2021. – № 5. – c. 18-21.
3. Ланге В. В. Естественная монополия в электроэнергетике // Теория и практика современной науки. – 2017. – № 4. – c. 541-546.
4. Лисенков М. В. Институциональное регулирование конкурентоспособности субъектов хозяйствования // Экономика и управление. – 2008. – № 1. – c. 213–216.
5. Малинникова Е. В. Естественные монополии в экономике России: проблемы, противоречия и первые итоги // Экономический журнал Высшей школы экономики. – 1998. – № 4. – c. 516-535.
6. Мингалимова А. В. Необходимость государственного регулирования естественных монополий // Актуальные вопросы экономических наук. – 2010. – № 15-1. – c. 43-47.
7. Рыженков А. Я. Принципы правового регулирования естественных монополий в рамках Евразийского экономического союза // Евразийская адвокатура. – 2016. – № 1. – c. 107-111.
8. Хузмиев И. К., Анисимов С. П. Автоматизация процесса регулирования естественных монополий // Энергобезопасность и энергосбережение. – 2013. – № 1. – c. 32-35.
9. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014) (ред. от 25.05.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2024). КонсультантПлюс : справочно-правовая система. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 19.09.2024).
10. Информационное письмо Банка России от 12 июля 2021 г. № ИН-06-28/49 «О рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ». Гарант : информационно-правовой портал. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408610169/ (дата обращения: 29.07.2025).
11. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 16.04.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2025). КонсультантПлюс : справочно-правовая система. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 18.04.2025).
12. Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 27.12.2024) «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам коммерческого оператора оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51030/ (дата обращения: 15.01.2025).
13. Постановление Правительства РФ от 18.04.2013 № 354 (ред. от 04.04.2024) «Об утверждении Положения о создании, об эксплуатации и о совершенствовании государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса» // Собрание законодательства РФ. — 2013. — № 16
14. Постановление Правительства РФ от 28.05.2008 № 400 (ред. от 17.10.2024) «О Министерстве энергетики Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ
15. Постановление Правительства РФ от 4 июля 2023 г. № 1102 «Об особенностях раскрытия и (или) предоставления информации, подлежащей раскрытию и (или) предоставлению в соответствии с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» и Федерального закона «О рынке ценных бумаг». Гарант : информационно-правовой портал. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408610169/ (дата обращения: 20.02.2025).
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.10.2003 № 638 «О системе отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 43
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 № 24 (ред. от 23.12.2024) «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии». КонсультантПлюс : справочно-правовая система. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_46197/eb7fa238a31ea70f2e6b1e96f8d5b291baa3501c/(датаобращения: (дата обращения: 24.12.2024).
18. Письмо Банка России от 10 апреля 2014 г. № 06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления». Гарант: информационно-правовой портал. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70540276/ (дата обращения: 20.02.2025).
19. Приказ Минэнерго России от 13.09.2018 №757 «Об утверждении Правил переключений в электроустановках». Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72011268/ (дата обращения: 15.01.2025).
20. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 марта 2024 г. № 581-р «О стратегическом направлении в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года». Гарант : информационно-правовой портал. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408610169/ (дата обращения: 29.07.2025).
21. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 № 1689-р «Об утверждении Концепции создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей и Плана мероприятий (дорожной карты)» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2013. — № 39
22. Распоряжение Правительства Российской Федерации О стратегическом направлении в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 марта 2024 г. № 581-р. Гарант: информационно-правовой портал. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408610169/ (дата обращения: 29.07.2025).
23. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О стратегическом направлении в области цифровой трансформации топливно-энергетического комплекса до 2030 года» от 12 марта 2024 г. № 581-р. Гарант: информационно-правовой портал. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408610169/ (дата обращения: 01.07.2025).
24. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 30.11.2024). КонсультантПлюс : справочно-правовая система. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/ (дата обращения: 20.02.2025).
25. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ (последняя редакция). КонсультантПлюс : справочно-правовая система. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7578/ (дата обращения: 11.07.2025).
26. Федеральный закон «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» от 03.12.2011 № 382-ФЗ (ред. от 19.10.2023) «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 49
27. Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. от 26.03.2003). КонсультантПлюс: справочно-правовая система. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41502/ (дата обращения: 29.07.2025).

Страница обновлена: 02.11.2025 в 23:10:10

 

 

Specifics of information resource management of natural monopolies in the Russian electric power industry

Danilov E.A.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 9 (September 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines the specifics of information resource management in the entities of natural monopolies of the electric power sector in Russia, taking into account the institutional aspects of regulation, including their information environment. Regulatory, legislative and social requirements for the processes of information exchange in the internal and external environment of entities determine the specifics of operational and strategic management of natural monopolies through information resources. At the present stage of the development of economic relations, the importance of information in organizational and managerial processes is growing. The need for effective management of the country's most important energy infrastructure is increasing due to the current institutional requirements for ensuring the energy stability of the state and individual regions while maintaining a reasonable balance between public and commercial interests. The author clarifies the concepts of institutional regulation of natural monopolies, the information environment and information resources of natural monopolies in the electric power industry. The article provides the classification of regulatory and legislative requirements for the information environment of natural monopolies in the Russian electric power industry based on the principle of a three-component structure that takes into account their legal nature and functional purpose. Based on the results obtained, the specifics of information resource management in natural monopolies of the Russian electric power industry are highlighted, the comprehensive accounting of which will ensure timely fulfillment of relevant institutional requirements and minimize the risks of deviation of the management system from the regulatory indicators.

Keywords: natural monopoly, information resources, information environment, institutional regulation

JEL-classification: O31, O32, O33

References:

Danilov E. A. (2025). Improving the information architecture of corporate governance: a systematic approach to information resource management. Territoriya novyh vozmozhnostey. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta. 17 (2). 121–136. doi: 10.63973/2949-1258/2025-2/121-136.

Khuzmiev I. K., Anisimov S. P. (2013). Automation of the natural monopolies regulation process. Energobezopasnost i energosberezhenie. (1). 32-35.

Krasnova T. A. (2021). Navigator of natural monopolies regulation as a tool for digital transformation of antimonopoly legislation methods. Finansovye rynki i banki. (5). 18-21.

Lange V. V. (2017). Natural monopoly in the electric power industry. Theory and practice of modern science. (4). 541-546.

Lisenkov M. V. (2008). Institutional regulation of economic entities' competitiveness. Economics and management. (1). 213–216.

Malinnikova E. V. (1998). Natural monopolies in the Russian economy: problems, contradictions and first results. The HSE Economic Journal. 2 (4). 516-535.

Mingalimova A. V. (2010). The need for state regulation of natural monopolies. Topical issues of economic sciences. (15-1). 43-47.

Ryzhenkov A. Ya. (2016). Principles of legal regulation of natural monopolies in the framework of the Eurasian economic union. Evraziyskaya advokatura. (1). 107-111.