Повышение гибкости системы администрирования таможенных доходов на основе agility-подхода: методологический аспект

Никулкина И.В.1,2, Иванущенко А.В.2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия
2 Российская таможенная академия, Люберцы, Россия

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 19, Номер 9 (Сентябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=82964900

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы развития системы администрирования таможенных доходов с позиции концепции agility. Предложен новый подход к совершенствованию администрирования с целью формирования нового качества внешней торговли и повышения эффективности деятельности таможенных органов. Предложенный подход базируется на применение проактивного управления при реализации таможенной политики и повышения эффективности системы администрирования посредством гибких методов. Определены основные элементы agility-подхода к развитию системы администрирования таможенных доходов и обоснованы преимущества его применения. Проведенный анализ эволюции взглядов развития концепции agility и зарубежной практики ОЭСР позволил авторам определиться с методологическим базисом и терминологическим аппаратом, используемым для разработки методологии развития гибких механизмов реализации таможенной политики в условиях цифровизации и выработки управленческих, технологических решений в процессе совершенствования системы администрирования таможенных доходов и формирования инструментов поддержки бизнеса в сфере внешнеэкономической деятельности

Ключевые слова: agility, проактивное управление, agility-механизмы, администрирование таможенных доходов, таможенное администрирование, таможенные органы, ФТС, резильентность

JEL-классификация: F52, H56, H12



Введение

Геоэкономические вызовы и цифровая повестка дня требуют выработки новых подходов к развитию таможенной системы и повышению её эффективности, отвечающей реалиям практики и условиям глобальных изменений, где цифровое развитие, эффективная и конкурентная экономика являются ключевыми приоритетами.

Для российской реальности особую актуальность приобретает повышение эффективности цифрового госуправления в таможенной сфере как сложной многоаспектной проблемы, от решения которой во многом будет зависеть будущее внешней торговли и экономическая безопасность страны.

В последние годы наблюдается повышенный интерес к концепции agility (перевод с англ. гибкость, подвижность, маневренность, адаптивность), которая в современных условиях новой экономической реальности стала востребованной не только в менеджменте, в сфере производства и технологий, но и в документах стратегического планирования международных организаций – Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР), Всемирной торговой организации (далее - ВТО), Всемирной таможенной организации (далее - ВТамО) и др.), а также в научном дискурсе.

Дальнейшее развитие и различная модификация концепции agility, в том числе в государственном управлении, определяется, прежде всего, потребностями российской практики. Например, как в части решения проблем, связанных с повышением эффективности таможенного администрирования в условиях цифровизации, так и в целом – развития таможенной системы с применением инноваций (технологических, институциональных, управленческих, маркетинговых).

В Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (далее – Стратегия) определена современная модель таможенного администрирования, требующая соответствующих «обновленных» подходов к её реализации с учетом трансформации в российской экономике в условиях тектонических изменений, связанные с геополитикой и национальной безопасностью.

Поиск новых подходов к повышению гибкости таможенного администрирования (agility) и устойчивости (resilience) системы администрирования таможенных доходов требует более глубокого изучения востребованных методов управления таможенными процессами и инструментов воздействия как внутри таможенной системы, так и для поддержки бизнеса в сфере внешнеэкономической деятельности.

Эволюция подходов к понятию Agility

Понятие agility за последние тридцать лет прошло трансформацию из узкоотраслевого термина в универсальную парадигму управления. Проведенный анализ зарубежной научной литературы и документов стратегического планирования международных институтов позволил выделить четыре основных этапа развития концепции agility, что представлено в таблице 1.

Таблица 1. – Основные этапы развития концепции agility (основные подходы к определению термина и фокус гибкости)

Этапы
Содержание
Фокус гибкости
Этап 1. Зарождение термина в производственном контексте (1990-е гг.) как ответ на неспособность традиционных производственных систем адаптироваться к ускоряющимся изменениям в бизнес-среде [20].
Agility определялась как способность удовлетворять быстро меняющиеся рыночные запросы в условиях глобальной конкуренции [14].
Ключевой акцент делался на гибкости производства как реакции на внешние изменения.
Этап 2. Распространение термина в организационный менеджмент (середина 1990-х – начало 2000-х гг.), концепция организационной адаптивности.
Agility стали связывать с общей гибкостью организаций, их способностью проводить трансформации, такие как реинжиниринг бизнес-процессов, в условиях, когда постоянные инновации становятся доминирующей силой [12]. Появилось различие между flexibility (маневренность в использовании ресурсов) и agility (способность адаптироваться к непредсказуемым изменениям) [21].
К концу 1990-х agility оформилась как самостоятельная парадигма, выигрышная стратегия организации, включающая гибкие производства, продукцию, рабочую силу и среду [23].
Этап 3. IT-трансформация и Agile-манифест (2000-е гг.)
Широкую популярность термин agility приобрел благодаря Agile-манифесту в IT-сфере (2001), который формализовал принципы гибкой разработки: приоритет изменяющихся требований, итеративность, акцент на взаимодействии [10].
Популярность термина в IT-сфере дала новый импульс интересу к концепции agillity в управлении бизнес-моделями [19], а к 2010-м годам превратился в синоним современных организационных принципов [11].
Этап 4. Институциональное внедрение (2010-е – 2020-е гг.) [24; 25; 27].
Концепция agility стала включаться в стратегии международных институтов, таких как Всемирная таможенная организация, где она трактуется как способность оперативно реагировать на изменения через реформы, цифровизацию и кадровую адаптивность [24, 25].
Современные документы также подчеркивают необходимость сочетания agility с устойчивостью (resilience) [26] и клиентоцентричностью [27].
Источник: составлено авторами по [10, 12, 14, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27]

Таким образом, эволюция agility отражает переход от узкопроизводственного понимания к комплексной управленческой парадигме, охватывающей технологии, организационные структуры и институциональные реформы. При этом ключевые характеристики agility (гибкость, адаптивность, скорость реакции на изменения) остаются неизменными, но масштабы применения расширяются, модифицируются, включая государственное управление и международные институты.

В настоящее время таможенные органы России и зарубежных стран проходят цифровую трансформацию (и находятся на различных этапах развития).

В этой связи стоит согласиться с мнением экспертов ВТамО, которые отмечают в своих исследованиях, что в условиях изменяющейся мировой торговли требуется не только техническая модернизация, но и институциональная [22]. Так, институциональные изменения предполагают внедрение подходов аgility в подготовку кадров для таможни [28], ставят вопросы человеческого потенциала в центр цифровой трансформации. Концепция agility широко используется применительно к кадровому потенциалу. Гибкость называется одним из самых востребованных навыков для экономики будущего [30].

Следует отметить, что концепция аgility, применяемая ВТамО, соответствует концепции, сформулированной ранее в сфере экономики и технологий (где основными описательными характеристиками подхода являются: гибкость, оперативная реакция на изменения внешней среды, внедрение инноваций, способность адаптироваться в условиях неопределенности).

Agility-подход в системе администрирования таможенных доходов

В настоящей статье категория agility исследуется применительно к системе. В нашем случае к системе администрирования таможенных доходов (фискальная функция которой – ключевая составляющая деятельности таможенных органов в России и ЕАЭС).

Система таможенного администрирования таможенных доходов является частью системы таможенного администрирования, содержание которой исследуется через призму управления в таможенной сфере и рассматривается как составная часть управления таможенной системой [1, 2, 5]. При этом авторы придерживаются точки зрения, что содержание таможенного администрирования значительно шире, чем таможенный контроль.

В толковых словарях понятие «система» представляет собой «определенный порядок в расположении и связи действий, как форма организации, как общественный строй и как нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимосвязи частей, дает представление о сложности и многомерности данной категории» [6]. В общем виде при определении этого термина (применительно к экономике, экономической деятельности) под системой понимается «совокупность элементов, находящихся во взаимосвязи, обеспечивающих осуществление определенного процесса» [3, 4, 6].

Применительно к настоящему исследованию, в широком понимании система администрирования таможенных доходов может определяться как: совокупность элементов, находящихся в единстве, во взаимодействии при реализации присущих им функции с использованием имеющихся ресурсов в целях обеспечения деятельности государства и поступательного социально-экономического развития.

В этой связи стоит согласиться с позицией Трошкиной Т.Н., что «администрирование таможенных платежей соотносится с таможенным администрированием как часть с целым, и его отличительная характеристика – это системная организация отношений между их плательщиком и таможенным органом по вопросам взимания, контроля за правильностью исчисления и своевременностью, полнотой уплаты, а также по предоставлению льгот и преференций» [5].

Таким образом, система администрирования таможенных доходов представляет собой систему государственного управления таможенным процессом с целью выстраивания отношений между таможенными органами и плательщиками платежей для повышения эффективности функционирования таможенной системы и реализации её ключевых функций. Система администрирования таможенных доходов состоит из следующих элементов: планирование, регулирование, консультирование, учет, контроль, а также осуществление аналитической работы в таможенных органах.

Какими должны быть характеристики системы администрирования таможенных платежей и как оценить результаты деятельности системы, помимо выполнения плановых показателей? Поскольку определение не ограничивается только реализацией фискальной функции.

В Стратегии определено, что миссией Федеральной таможенной службы Российской Федерации (далее – ФТС России), помимо полноты взимания таможенных платежей, является также достижение высокого качества таможенного администрирования [7]. Ожидается качественно новая, весьма эффективная Служба с «обновленными» принципами организации деятельности, обеспечивающая в том числе и полноту взимания таможенных платежей, посредством цифровых и управленческих решений. Так, одним из целевых ориентиров является гармонизация процессов таможенного контроля и таможенного администрирования с лучшими мировыми практиками в условиях полномасштабной цифровизации, а именно: цифровизация механизма уплаты таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы; умная, гибкая, информационно-насыщенная, самонастраивающаяся система управления рисками [7]. И главным условием такой трансформации называется эффективная система управления кадровым составом таможенных органов, то есть стратегическое развитие Службы включает планы по развитию системы таможенного администрирования с использованием agility-подходов.

Анализ существующих agility-подходов свидетельствуют, с одной стороны, о многочисленных исследованиях зарубежных, российских авторов и богатой практики применения этого подхода, а с другой стороны, об отсутствии комплексных исследований по применению гибких подходов при управлении проектами в таможенной и внешнеэкономической сфере. В частности, есть ряд научно интересных практикоориентированных исследований, которые описывают ключевые роли системы управления и реализации цифровых проектов на базе лучших зарубежных практик [9]. Также представлены различные методические рекомендации по применению гибких (Agile) подходов при управлении проектами цифровизации в федеральных органах исполнительной власти [8]. При этом данные исследования не являются исчерпывающими руководствами, нуждаются в адаптации с учетом специфики деятельности ведомств и условий новой экономической реальности. К тому же, согласно главному принципу agility-подхода (быстрой реакции на изменения) требуется постоянное исследование лучших зарубежных и российских практик.

Анализ ключевых трендов в исследованиях ОЭСР по внедрению agility-подходов в государственное управление

Теоретический анализ документов стратегического планирования международных институтов позволил сделать следующие обобщения и выводы. В последние годы ОЭСР публикует обзоры agility-подходов к управлению инновациями в зарубежных странах [13], разрабатывает рекомендации в части agility-управления с активным внедрением инноваций [15].

Agility-управление описывается ОЭСР как общегосударственный подход, направленный на адаптацию инструментов, процессов и структур для обеспечения адекватного реагирования на инновации. Agility-механизмы стремятся создать среду, в которой правовая база может развиваться вместе с новыми технологиями посредством итеративного процесса. Они способствуют принятию решений на основе фактических данных, созданию обратной связи, координации и непрерывному совершенствованию, устраняя многие недостатки традиционного подхода к управлению [15]. Сочетание этих факторов приводит к более динамичному, интерактивному взаимодействию между развитием технологий и разработкой политики, обеспечивая их синхронное развитие. Agility-подход к управлению описывается как необходимый для преодоления разрыва между инновациями и проводимой государственной политикой и создания более дальновидной и гибкой системы государственного управления [16].

В фокусе последних исследований ОЭСР – это концепция «опережающего-проактивного управления» [17]. Так, в 2025 году OЭСР описала проактивное управление через работу agility-механизмов и agility-принципов, что представлено в таблице 2.

Таблица 2. – Проактивное управление через работу agility-механизмов и agility-принципов

Механизмы в рамках agility-подхода для внедрения технологий
Принципы agility-подхода в управлении
наименование
описание
1. Стратегическая разведка
2. Эксперименты с регулированием
3. Подходы, ориентированные на результаты
4. Дополнительные подходы
1. Итерация
пересматривайте и совершенствуйте подходы к управлению по мере развития инновационного процесса.
2. Генерируйте знания
создавайте высококачественные, понятные и доступные для передачи знания для согласованного управления и разработки технологий
3. Обучение
систематически внедряйте циклы обратной связи и переносите знания в систему управления
4. Внедряйте управление
активно поддерживайте подходы, которые учитывают вопросы управления на протяжении всего инновационного процесса
5. Поддержка сообществ
стимулируйте и поддерживайте сообщества, занимающиеся развитием науки и технологий
6. Совместное создание норм и механизмов
используйте различные стратегии взаимодействия для эффективного учета различных точек зрения
Источник: составлено авторами по [17].

Позиция ОЭСР такова – механизм управления должен со-эволюционировать параллельно внедрению технологий. В документе отмечается, что технологическое развитие требует тщательного баланса между стимулированием быстрых инноваций и созданием эффективного управления для минимизации рисков, которые связаны с развитием технологий (например, риски распространения ИИ). Технологическое развитие при этом должно быть ответственным (responsible technology development).

Проактивное («опережающее») управление способствует внедрению инноваций, одновременно формирует траекторию развития технологий, используя ряд гибких механизмов и принципов управления. В рамках «проактивного управления» предлагается набор механизмов и практик управления: (1) интеграция ценностей на всех этапах инновационного процесса; (2) совершенствование прогнозирования и оценки технологий; (3) вовлечение заинтересованных сторон и общества; (4) создание гибкого и адаптивного (agile) регулирования; (5) укрепление международного сотрудничества в области науки и нормотворчества. Отметим, что в данной модели гибкое и адаптивное регулирование – не главный элемент, а один из механизмов.

Рекомендации по внедрению agility-механизмов в рамках продуктивного управления коротко можно представить следующим образом: 1) Agility-механизмы следует применять комплексно, учитывая взаимодействия между ними. 2) Использование agility- и традиционных методов управления должно дополнять друг друга для создания устойчивой и адаптивной политики. 3) Внедрение гибких практик требует уважения и соблюдения проверенных регуляторных принципов, включая прозрачность и подотчетность. 4) Важным условием успешного внедрения agility-подходов является создание внутри госструктур культуры инноваций с акцентом на обучение и непрерывное улучшение [17].

Проактивное управление противопоставляется традиционному. Последнее, как отмечается в исследовании, не всегда обеспечивает полноценный диалог между развитием технологий и проводимой политикой, усиливая разрыв между государственными служащими и инноваторами. При этом agility-механизмы не заменяют, а дополняют традиционные регуляторные механизмы и применяются как часть комплексного подхода.

ОЭСР разработана концептуальная модель развития управления с применением agility-подхода (рис. 1), модель интеграции инновационного процесса с циклом реализации политики.

Снимок экрана 2025-08-22 в 16.35.56.png

Рисунок 1. – Цикл реализации мер регулирования в рамках продуктивного управления

Источник: составлено авторами по [17]

Данная организация рассматривает категории механизмов в рамках agility-подхода, а также примеры их применения на разных этапах развития технологий и политики. На основе этого даются рекомендации по внедрению конкретных механизмов. Представлены шесть принципов интеграции технологий и политики.

Элементы agility-подхода к развитию системы администрирования таможенных доходов

ВТамО неоднократно относил отсутствие гибкости к слабым сторонам деятельности таможенных администраций и самой стратегии ВТамО. Приводились TOWS и PESTLE-анализы, по результатам которых было отмечено, что таможенные органы недостаточно гибкие (agile), чтобы справиться с быстро меняющимся миром [18].

В отчете за 2024 год ВТамО использует описательную оценку с помощью SWOT-анализ, и относит гибкость и адаптивность к слабым сторонам в деятельности таможенных администраций, а неспособность к изменениям, ригидность – считает угрозами (рис. 2).

Сильные стороны
Слабые стороны
Данные
Киотская конвенция (обновленная)
Источники международного права
Статус УЭО
Симпозиумы по таможенной оценке и электронной торговле
Гибкость
Отсутствие мобильных механизмов пересмотра решений о применении отдельных инструментов
Адаптивность
Взаимодействие
Соглашение о таможенной оценке устарело
Возможности
Угрозы
Более активное взаимодействие с участниками электронной торговли
Информационный обмен
Цифровизация
Усиление регионального подхода
Неспособность к изменениям
Устаревшие инструменты и процедуры
Неуместность
Источник: составлено авторами по [25]

Рисунок 2. – SWOT анализ деятельности таможенных администрации (экономический аспект)

На основе анализа подходов к понятию и содержанию гибкости, учитывая стратегические цели, установленные ВТамО для таможенных администраций мира, целевые ориентиры в Стратегии ФТС России, а также модели, разработанные ОЭСР, определены следующие элементы гибкого подхода к развитию системы администрирования таможенных доходов.

Одним из вызовов современности является острая необходимость оперативного внедрения технологических решений, синхронизация государственного управления с инновационными циклами. То есть, одним из элементов (механизмов) agility-подхода является внедрение инновационных решений для повышений качества администрирования. Как внедрять инновации для системы администрирования в таможенной сфере? Один из вариантов: путь от оценки результатов к описанию механизмов реализации.

В этой связи предлагается использовать (взять за основу) механизм оценки деятельности таможенных администраций, разработанный ВТамО. Согласно этому механизму, ожидаемые результаты в части сбора доходов следующие: (1) повышение уровня соблюдения правил классификации; (2) повышение уровня правильного применения правил происхождения; (3) более эффективное администрирование доходов с помощью современных методов и правильного применения правил таможенной оценки; (4) повышение уровня добровольного соблюдения налоговых поступлений, более справедливый подход к сбору доходов [29]. Эти результаты соответствуют инструментам, имеющим отношение к сбору таможенных доходов: таможенная оценка, классификация, преференциальное происхождение и пост-таможенный аудит.

Также можно предложить использование элементов agility-подхода для внедрения зарубежных практик в администрирование таможенных доходов: 1) исследование зарубежного опыта; 2) оперативное тестирование решений; 3) внедрение цифровых технологий (для реализации 4 результатов).

И еще одним направлением для использования элементов agility-подхода является администрирование таможенных доходов в электронной торговле. Имплементация лучших практик – на основе обзора зарубежных практик, их оперативное тестирование и внедрение наиболее оптимально с применением принципов agility, так как этот сектор динамично развивается. Данное предложение не требует радикального пересмотра существующих практик, но позволит внедрить элементы agility-подхода, сочетая инновации с устойчивостью, совершенствую систему администрирования таможенных доходов в целом.

На основе проведенного анализа позиция авторов такова (базируется на принципах ОЭСР) – механизм управления должен со-эволюционировать параллельно внедрению технологий. Технологическое развитие требует тщательного баланса между стимулированием быстрых инноваций и созданием эффективного управления для минимизации рисков, которые связаны с развитием технологий (например, риски распространения ИИ). Технологическое развитие при этом должно быть ответственным (responsible technology development).

Таким образом, результаты проведенного исследования позволили предложить новый подход в российских реалиях – применение проактивного управления при реализации таможенной политики и повышения эффективности системы администрирования посредством гибких методов управления на принципах резильентности (resilience) [1].

Проактивное («опережающее») управление способствует внедрению инноваций, одновременно формирует траекторию развития технологий, используя ряд гибких механизмов и принципов управления. В рамках «проактивного управления» предлагается набор механизмов и практик управления: (1) интеграцию ценностей на всех этапах инновационного процесса; (2) совершенствование прогнозирования и оценки технологий; (3) вовлечение заинтересованных сторон и общества; (4) создание гибкого и адаптивного (agile) регулирования; и (5) укрепление международного сотрудничества в области науки и нормотворчества. Отметим, что в данной модели гибкое и адаптивное регулирование - не главный элемент, а один из механизмов. Проактивное управление противопоставляется традиционному. Последнее, как отмечается, не всегда обеспечивает полноценный диалог между развитием технологий и проводимой политикой, усиливая разрыв между государственными служащими и инноваторами. Но agility-механизмы не заменяют, а дополняют традиционные регуляторные механизмы, и применяются как часть комплексного подхода.

Заключение

Совершенствование системы администрирования таможенных доходов посредством гибких методов проактивного управления продиктовано новой экономической реальностью. Изменения, связанные с геоэкономикой и национальной безопасностью, накладывают отпечаток и на происходящие процессы во внешней торговле, и соответственно, в таможенной сфере. Так, одним из основных поручений Президента России по итогам Петербургского международного экономического форума (июнь 2025 г.) является трансформация структуры и формирование нового качества внешней торговли, в т.ч. включающую «модернизацию таможенной и тарифной политики Евразийского экономического союза в целях формирования новых производственных цепочек и стимулирования внедрения передовых технологических решений» [31].

Перспективы развития внешней торговли во многом будут зависеть от проактивной таможенной политики по таким приоритетным направлениям как «цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы» [2] и «трансформация структуры и формирование нового качества внешней торговли» [3]. Таможенная политика должна быть нацелена не только на цифровую трансформацию таможенного администрирования на основе сервисно-ориентированной модели (ориентация на технологии и клиента), но и на повышения качества администрирования через принципы человекоцентричости (ориентация на человека).

Таким образом, создание сервисноориентированной, клиентоцентричной модели взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД на основе внедрения цифровых технологий (в том числе посредством гибких методов) является весьма перспективным направлением развития таможенного администрирования.

[1] Более подробно о концепции резильентности представлено в трудах проф. Никулкиной И.В [3, 4].

[2] Нацпроект «Экономика данных и цифровая трансформация государства»

[3] Нацпроект «Международная кооперация и экспорт» и др.


Источники:

1. Бойкова М.В., Макрусев В.В. Таможенное администрирование: теория методология, практика. - Общество с ограниченной ответственностью «Проспект», 2023. – 440 c.
2. Сасова А. Д. Механизм администрирования федеральных таможенных доходов // Экономика, предпринимательство и право. – 2025. – № 4. – c. 2991-3010. – doi: 10.18334/epp.15.4.123068.
3. Абрамов В.И., Гордеев В.В., Столяров А.Д. Цифровые двойники: характеристики, типология, практики развития // Вопросы инновационной экономики. – 2024. – № 3. – c. 691-716. – doi: 10.18334/vinec.
4. Никулкина И.В.. Гордячкова О. В., Калаврий Т. Ю. Резильентность социально-экономических систем арктических поселений. - Москва : Первое экономическое издательство, 2024. – 222 c.
5. Трошкина Т.Н. Администрирование таможенных платежей в государствах-членах ЕАЭС: вопросы правового регулирования // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2017. – № 2. – c. 237-252. – doi: 10.17323/2072-8166.2017.2.237.252.
6. Толковый словарь Ожегова. [Электронный ресурс]. URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=28751 (дата обращения: 25.06.2025).
7. Федеральная таможенная служба России. Стратегия развития ФТС России до 2030. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya/plan-deyatel-nosti-federal-noj-tamozhennoj-sluzhby (дата обращения: 25.06.2025).
8. Центр подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС. Agile-подход в государственном управлении. [Электронный ресурс]. URL: https://strategy.cdto.ranepa.ru/publikacii-podgotovlennye-centrom (дата обращения: 25.06.2025).
9. Центр подготовки руководителей цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС. Организационные структуры и команды цифровой трансформации в системе государственного управления. – 30 апреля 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://strategy.cdto.ranepa.ru/publikacii-podgotovlennye-centrom (дата обращения: 25.06.2025).
10. Beck K. Manifesto for Agile Software Development. – 2001. [Электронный ресурс]. URL: https://agilemanifesto.org (дата обращения: 25.06.2025).
11. Denning S. The Age of Agile // Strategy and Leadership. – 2017. – № 1. – p. 3-10. – doi: 10.1108/SL-12-2016-0086.
12. Dove R. The Meaning of Life and Agile. – 1994. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/284663148_The_meaning_of_life_and_the_meaning_of_agile (дата обращения: 25.06.2025).
13. G20 Digital Economy Task Force. G20 Survey on Agile Approaches to the Regulatory Governance of Innovation. Trieste, Italy, August 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://assets.innovazione.gov.it/1628073646-g20detfoecdagile-regulation.pdf#page23 (дата обращения: 25.06.2025).
14. Goldman S. L., Nagel R. N., Preiss K. Agile Competitors and Virtual Organizations: Strategies for Enriching the Customer. – 1995. 414 p
15. Oecd. Recommendation of the Council for Agile Regulatory Governance to Harness Innovation. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://legalinstruments.oecd.org/en/instruments/OECD-LEGAL-0464 (дата обращения: 25.06.2025).
16. OECD. Framework for Anticipatory Governance of Emerging Technologies. OECD Science, Technology and Industry Policy Papers, No. 165. Paris, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1787/0248ead5-en (дата обращения: 25.06.2025).
17. OECD. Agile Mechanisms for Responsible Technology Development. OECD Science, Technology and Industry Policy Papers, No. 176. – April 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/content/dam/oecd/en/publications/reports/2025/04/agile-mechanisms-for-responsible-technology-development_84f0fcea/2a35358e-en.pdf (дата обращения: 25.06.2025).
18. Pscg. The Future of Customs with the WCO and Trade. – March 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/topics/key-issues/pscg/the-future-of-customs-with-the-wco-and-trade.pdf?la=en (дата обращения: 25.06.2025).
19. Rigby D. K., Sutherland J., Takeuchi H. Embracing Agile: How to Master the Process That’s Transforming Management. Harvard Business Review. – May 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hbs.edu/faculty/Pages/item.aspx?num=51051 (дата обращения: 25.06.2025).
20. Roger N. Nagel 21ST Century Manufacturing Enterprise Strategy Report. Lehigh University, Iacocca Institute, 1991. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/235112061_21ST_Century_Manufacturing_Enterprise_Strategy_Report (дата обращения: 25.06.2025).
21. Sanchez R. Strategic Flexibility in Product Competition // Strategic Management Journal. – 1995. – p. 135-159. – doi: 10.1002/smj.4250160921.
22. Saunders I. For Customs to Be a Source of Efficiency, Security, and Prosperity, It Cannot Afford Complacency. Secretary General of the World Customs Organization (WCO). – 23 June 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wcoomd.org/en/media/newsroom/2025/june/for-customs-to-be-a-source-of-efficiency-security-and-prosperity.aspx (дата обращения: 25.06.2025).
23. Yusuf Y. Y., Sarhadi M., Gunasekaran A. // International Journal of Production Economics. – 1999. – № 1–2. – p. 33-43. – url: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0925527398002199.
24. World Customs Organization. Agile and Responsive Customs in the 21st Century through Reform and Modernization. Report from the 3rd Capacity Building Committee, Brussels, 27–29 February 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wcoomd.org/en/media/newsroom/2012/march/cbc_3rdsession.aspx (дата обращения: 25.06.2025).
25. World Customs Organization. WCO Environmental Scan 2024. – 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/about-us/wco-in-brief/environmental-scan-2024.pdf (дата обращения: 25.06.2025).
26. World Customs Organization. Resolution of the Customs Co-operation Council on Strengthening Customs-Industry Resilience. – June 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/about-us/legal-instruments/resolutions/resolution-customs_industry-resilience_en.pdf (дата обращения: 25.06.2025).
27. World Customs Organization. Compendium of Best Practices on Work Organization, Workplace Design and Workforce Management. – February 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/topics/capacity-building/activities-and-programmes/people-development/compendium-of-best-practices-on-work-organization-workplace-design-and-workforce-management-en.pdf
28. World Customs Organization. The 2023 WCO Technology Conference: Embracing the Digital Age: Leveraging Technology, Fostering Innovation, and Nurturing the Next Generation of Customs Professionals. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wcoomd.org/en/events/event-history/2023/wco-technology-conference-2023.aspx (дата обращения: 25.06.2025).
29. World Customs Organization. WCO Performance Measurement Mechanism. – 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wcoomd.org/en/topics/capacity-building/instrument-and-tools/pmm.aspx (дата обращения: 25.06.2025).
30. World Economic Forum. The Future of Jobs Report 2025. – 7 January 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/publications/the-future-of-jobs-report-2025/ (дата обращения: 25.06.2025).
31. Перечень поручений по итогам Петербургского международного экономического форума. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/77788 (дата обращения: 22.08.2025).

Страница обновлена: 17.11.2025 в 21:47:10

 

 

Increasing flexibility of the customs revenue administration system based on the agility approach: methodological aspect

Nikulkina I.V., Ivanushchenko A.V.

Journal paper

Creative Economy
Volume 19, Number 9 (September 2025)

Citation:

Abstract:
The article discusses the development of the customs revenue administration system from the perspective of the agility concept. In order to create a new quality of foreign trade and increase the efficiency of customs authorities, a new approach to improving administration is proposed. The proposed approach is based on the application of proactive management in the implementation of customs policy and improving the efficiency of the administration system through agile tools. The main elements of the agility approach to the development of the customs revenue administration system are identified; and the advantages of its application are substantiated. The analysis of the evolution of views on the development of the agility concept and the OECD's foreign practice allowed the authors to determine the methodological basis and terminology used to develop a methodology for the development of agile mechanisms for customs policy implementation in the context of digitalization and the development of managerial and technological solutions in the process of improving the system of customs revenue administration and business support tools in foreign economic activity.

Keywords: agility, proactive management, agility mechanism, customs revenue administration, customs administration, customs authorities, Federal Customs Service, resilience

JEL-classification: F52, H56, H12

References:

[].

Abramov V.I., Gordeev V.V., Stolyarov A.D. (2024). Digital twins: characteristics, typology and development practices. Russian Journal of Innovation Economics. 14 (3). 691-716. doi: 10.18334/vinec.

Beck K. Manifesto for Agile Software Development. – 2001. Retrieved June 25, 2025, from https://agilemanifesto.org

Boykova M.V., Makrusev V.V. (2023). Customs administration: theory, methodology, practice

Denning S. (2017). The Age of Agile Strategy and Leadership. 45 (1). 3-10. doi: 10.1108/SL-12-2016-0086.

Dove R. The Meaning of Life and Agile. – 1994. Retrieved June 25, 2025, from https://www.researchgate.net/publication/284663148_The_meaning_of_life_and_the_meaning_of_agile

G20 Digital Economy Task ForceG20 Survey on Agile Approaches to the Regulatory Governance of Innovation. Trieste, Italy, August 2021. Retrieved June 25, 2025, from https://assets.innovazione.gov.it/1628073646-g20detfoecdagile-regulation.pdf#page23

Goldman S. L., Nagel R. N., Preiss K. Agile Competitors and Virtual Organizations: Strategies for Enriching the Customer. – 1995. 414 p

Nikulkina I.V.. Gordyachkova O. V., Kalavriy T. Yu. (2024). The resilience of socio-economic systems of Arctic settlements

OECD. Agile Mechanisms for Responsible Technology DevelopmentOECD Science, Technology and Industry Policy Papers, No. 176. – April 2025. Retrieved June 25, 2025, from https://www.oecd.org/content/dam/oecd/en/publications/reports/2025/04/agile-mechanisms-for-responsible-technology-development_84f0fcea/2a35358e-en.pdf

OECD. Framework for Anticipatory Governance of Emerging TechnologiesOECD Science, Technology and Industry Policy Papers, No. 165. Paris, 2024. Retrieved June 25, 2025, from https://doi.org/10.1787/0248ead5-en

OecdRecommendation of the Council for Agile Regulatory Governance to Harness Innovation. – 2021. Retrieved June 25, 2025, from https://legalinstruments.oecd.org/en/instruments/OECD-LEGAL-0464

PscgThe Future of Customs with the WCO and Trade. – March 2021. Retrieved June 25, 2025, from https://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/topics/key-issues/pscg/the-future-of-customs-with-the-wco-and-trade.pdf?la=en

Rigby D. K., Sutherland J., Takeuchi H. Embracing Agile: How to Master the Process That’s Transforming ManagementHarvard Business Review. – May 2016. Retrieved June 25, 2025, from https://www.hbs.edu/faculty/Pages/item.aspx?num=51051

Roger N. Nagel 21ST Century Manufacturing Enterprise Strategy ReportLehigh University, Iacocca Institute, 1991. Retrieved June 25, 2025, from https://www.researchgate.net/publication/235112061_21ST_Century_Manufacturing_Enterprise_Strategy_Report

Sanchez R. (1995). Strategic Flexibility in Product Competition Strategic Management Journal. 135-159. doi: 10.1002/smj.4250160921.

Sasova A. D. (2025). Mechanism of federal customs revenues management. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 15 (4). 2991-3010. doi: 10.18334/epp.15.4.123068.

Saunders I. For Customs to Be a Source of Efficiency, Security, and Prosperity, It Cannot Afford ComplacencySecretary General of the World Customs Organization (WCO). – 23 June 2025. Retrieved June 25, 2025, from https://www.wcoomd.org/en/media/newsroom/2025/june/for-customs-to-be-a-source-of-efficiency-security-and-prosperity.aspx

Troshkina T.N. (2017). Legal regulation of administering customs payments in EAEU states. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. (2). 237-252. doi: 10.17323/2072-8166.2017.2.237.252.

World Customs Organization. Agile and Responsive Customs in the 21st Century through Reform and ModernizationReport from the 3rd Capacity Building Committee, Brussels, 27–29 February 2012. Retrieved June 25, 2025, from https://www.wcoomd.org/en/media/newsroom/2012/march/cbc_3rdsession.aspx

World Customs Organization. Compendium of Best Practices on Work Organization, Workplace Design and Workforce Management. – February 2024. [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/topics/capacity-building/activities-and-programmes/people-development/compendium-of-best-practices-on-work-organization-workplace-design-and-workforce-management-en.pdf

World Customs Organization. Resolution of the Customs Co-operation Council on Strengthening Customs-Industry Resilience. – June 2024. Retrieved June 25, 2025, from https://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/about-us/legal-instruments/resolutions/resolution-customs_industry-resilience_en.pdf

World Customs OrganizationThe 2023 WCO Technology Conference: Embracing the Digital Age: Leveraging Technology, Fostering Innovation, and Nurturing the Next Generation of Customs Professionals. Retrieved June 25, 2025, from https://www.wcoomd.org/en/events/event-history/2023/wco-technology-conference-2023.aspx

World Customs OrganizationWCO Environmental Scan 2024. – 2024. Retrieved June 25, 2025, from https://www.wcoomd.org/-/media/wco/public/global/pdf/about-us/wco-in-brief/environmental-scan-2024.pdf

World Customs OrganizationWCO Performance Measurement Mechanism. – 2024. Retrieved June 25, 2025, from https://www.wcoomd.org/en/topics/capacity-building/instrument-and-tools/pmm.aspx

World Economic ForumThe Future of Jobs Report 2025. – 7 January 2025. Retrieved June 25, 2025, from https://www.weforum.org/publications/the-future-of-jobs-report-2025/

Yusuf Y. Y., Sarhadi M., Gunasekaran A. (1999). Agile manufacturing: The drivers, concepts and attributes International Journal of Production Economics. (1–2). 33-43.