Базовые алгоритмы машинного обучения в системе повышения эффективности аграрного сектора

Зинич А.В.1, Помогаев В.М.1, Ревякин П.И.1
1 Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Стремительное развитие современных технологий, среди которых ключевое место занимает искусственный интеллект и алгоритмы машинного обучения, трансформируют агропромышленный комплекс и открывает новые возможности для обеспечения устойчивого развития и экономической эффективности деятельности. В исследовании рассматриваются основные направления применения методов машинного обучения в аграрной сфере, как фундамента для цифровизации и автоматизации сельскохозяйственного производства, обеспечивающего повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. Рассмотрены алгоритмы машинного обучения, включая такие методы как обучение с учителем, обучение без учителя и обучение с подкреплением. Особое внимание авторы уделили применению нейронных сетей и глубокого обучения как наиболее перспективных методов для решения задач аграрного комплекса. Приведены конкретные примеры применения методов машинного обучения в производственной деятельности сельскохозяйственных предприятий и определена их роль в системе повышения эффективности аграрного производства. Материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе, в системе повышения квалификации кадров, руководителями и специалистами предприятий, научными работниками

Ключевые слова: машинное обучение, искусственный интеллект, сельское хозяйство, эффективность

JEL-классификация: L51,O31,O32,Q13,Q17,



Введение.

Развитие агропромышленного комплекса, важность которого стремительно растет в современных условиях хозяйствования, имеет большое значение для нашей страны. Ключевое значение социально-экономического развития сельских территорий и сельскохозяйственного производства закреплено Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 2 июля 2021 г. [4] Однако, следует отметить, агросектор все еще сталкивается с необходимостью повышения урожайности, роста экономической эффективности и устойчивости производства при ограниченных ресурсах и сложных климатический условиях, характерных для большинства территорий нашей страны. Это требует внедрения новых подходов и инновационных цифровых технологий в хозяйственную деятельность [1, 2, 5]. Сочетание методов машинного обучения с современными информационными технологиями создает основу для цифровой трансформации сельского хозяйства, что играет большую роль в повышении продовольственной безопасности и росту экономической эффективности отрасли [3, 7, 8]. Несмотря на большой потенциал данных технологий, существуют барьеры их повсеместного внедрения: недостаточный уровень развития инфраструктуры, высокие затраты на внедрение технологий машинного обучения и их адаптацию под производственную программу предприятий. Вышеназванные обстоятельства обуславливают необходимость проведения научных исследований и разработки эффективных практических решений [6, 9].

Основной целью данного исследования является изучение базовых методов машинного обучения и оценка их применимости в агропромышленном комплексе (АПК). Авторами получены новые результаты, отражающие систематизацию и классификацию основных и перспективных методов машинного обучения, применяемых в агросекторе, с анализом их сильных и слабых сторон в различных практических задачах.

Гипотеза исследования: выбор метода машинного обучения определяется характером решаемых задач и доступностью данных. Обучение с учителем (Supervised learning) эффективно при наличии достаточного объема размеченных данных (датасетов), обучение без учителя (Unsupervised learning) подходит для разведывательного анализа и выявления скрытых закономерностей, обучение с подкреплением (Reinforcement learning) – для задач связанных с последовательным принятием решений в динамической среде, а глубокое обучение (Deep learning) – целесообразно при работе с большими массивами сложных данных (например изображениями, текстами или многомерными временными рядами), требующих извлечения и преобразования многоуровневых представлений информации.

Материалы исследования могут быть использованы в образовательном процессе, в системе повышения квалификации кадров, руководителями и специалистами предприятий, научными работниками.

Результаты исследования.

Машинное обучение (Machine Learning, ML) представляет собой одно из ключевых направлений развития современного искусственного интеллекта (Artificial Intelligence, AI), направленное на разработку алгоритмов и моделей, способных обучаться на данных и принимать решения без явного задания правил и логики поведения.

В АПК применение ML приобретает особую значимость в условиях необходимости повышения эффективности производства и сохранения тенденций устойчивого развития [8, 12].

ML традиционно подразделяется на три основных подхода: обучение с учителем, обучение без учителя и обучение с подкреплением. Каждый из этих подходов возможно реализовать с помощью различных алгоритмов, выбор которых обусловлен наличием определенного типа данных и решаемой задачи. Особое внимание сегодня заслуживает подкласс методов, в основе которых лежат многослойные нейронные сети (Multilayer Neural Networks) – это глубокое обучение. Глубокое обучение не является отдельной парадигмой, а представляет собой закономерное (в связи с увеличением доступных вычислительных мощностей) развитие традиционных методов машинного обучения, позволяя эффективно решать задачи в рамках обучения с учителем, обучения без учителя и обучения с подкреплением (рисунок 1). Применение глубокого обучения особо оправданно при обработке больших и многомерных массивов данных (датасетов), таких как библиотеки текстов иИзображение выглядит как текст, Шрифт, диаграмма, зарисовка

Содержимое, созданное искусственным интеллектом, может быть неверным.изображений, а также наборы многомерных временных рядов. [10, 11]

Рисунок 1 – Традиционные подходы к машинному обучению

Источник: составлено авторами

Рассмотрим подробнее основные подходы к ML. Классическое машинное обучение как правило подразделяют на обучение с учителем и на обучение без учителя. Обучение с учителем (Supervised learning) предполагает использование структурированных и размеченных данных, где известны входные параметры (наименование и параметры признака) и соответствующие целевые значения (значения признака). Такой подход позволяет обучить модель, способную по признакам объекта предсказать искомое значение. Методы Supervised learning применяются для решения задач, использующих алгоритмы классификации (logistic regression, K-nn, decision trees и т. д.) и регрессии (linear regression, polynomial regression, lasso regression и т. д.). Например, применение регрессионной модели позволит предсказать объем урожая, учитывая различные факторы (сорт, погодные условия, состав почвы, количество удобрений и т. п.). Алгоритмы классификации, в свою очередь, позволяют разрабатывать модели, которые автоматически определяют состояние здоровья животных на ферме, тем самым обеспечивая своевременную диагностику и профилактику заболеваний.

Обучение без учителя применяется для анализа неразмеченных данных и позволяет выявлять скрытые закономерности, а также разделять объекты на группы на основе их признаков. К данному подходу относят применение алгоритмов кластеризации (K-means, mean-shift, agglomerative и т. д.) и понижения размерности (t-SNE, PCA, LDA и т. д.). К примеру, использование алгоритмов кластеризации позволяет повысить эффективность отбора элитных животных, разделяя их на группы по показателям племенной ценности, исходя из их продуктивности, устойчивости к заболеваниям и т. д. Это упрощает процедуру подбора наиболее перспективных животных для разведения и улучшения породы. Алгоритмы понижения размерности связанны с сокращением числа признаков в наборе данных при сохранении наиболее значимой информации. Решение подобных задач в животноводстве позволяет выявлять ключевые факторы, влияющие на продуктивность и здоровье животных. На основе полученных данных производители могут разрабатывать оптимальные рационы, сосредоточившись на действительно важных аспектах, добиваясь наилучших показателей продуктивности и удовлетворяя потребности животных в основных питательных элементах. В растениеводстве алгоритмы понижения размерности можно использовать для анализа агротехнических и агротехнологических массивов больших данных (bigdata), что позволяет выделять наиболее значимые детерминанты урожайности и оптимизировать систему возделывания сельскохозяйственных культур. Алгоритмы поиска закономерностей в данных направлены на решение задач по выявлению скрытых зависимостей и структур в данных без использования размеченной выборки. Например, в растениеводстве, при анализе датасетов содержащих информацию о погодных условиях, применяемых удобрениях, возделываемых сортах сельскохозяйственных культур и архивных данных по урожайности возможно сформировать ассоциативную гипотезу: «Может быть установлено, что при сухом лете и использовании при возделывании пшеницы сорта «Элемент 22» гранулированных удобрений с высокой растворимостью и качественной водоподготовкой вероятность получение высокой урожайности существенно возрастает». В животноводстве аналогичные алгоритмы могут применяться для выявления взаимосвязей между рационом кормления, физиологическими показателями животных и их устойчивостью к заболеваниям.

Алгоритмы обучения с подкреплением (Q-learning, SARSA, DQN и т. д.) представляют собой подход, при котором агент обучается при взаимодействии с окружающей средой, получая обратную связь в виде положительного или отрицательного вознаграждения. В качестве примера можно привести систему автоматизированного управления микроклиматом (в теплицах, или местах содержания скота). Агент, используя данные, генерируемые датчиками, принимает решение о включении вентиляции, отопления, освещения или полива. Система вознаграждений формируется с применением экспертных знаний и анализа архивных и текущих данных, чтобы поощрять поддержание оптимального баланса между затратами ресурсов предприятия и поддержания заданных характеристик для эффективного производства сельскохозяйственной продукции.

Таким образом мы рассмотрели классические алгоритмы ML, которые позволяют решать широкий спектр задач в агропромышленном комплексе: от прогнозирования урожайности и превентивной диагностики состояния животных до анализа больших данных и управления производственными процессами. Но, стоит отметить, что возможности применения рассмотренных выше алгоритмов во многом ограниченны необходимостью тщательной предварительной подготовки данных и ручному отбору признаков, что в свою очередь является достаточно трудозатратным процессом и может привести к снижению эффективности при решении производственных задач с помощью технологий ML, а в отдельных случаях к искажению или потере данных из-за присутствия человеческого фактора.

В связи с этим, особое внимание в современных исследованиях уделяется нейронным сетям и глубокому обучению. Применение данного подхода, позволяет автоматизированным способом извлекать многоуровневые признаки из наборов данных, что позволяет достичь более высокой эффективности при работе с изображениями, текстами, многомерными временными рядами и другими сложными типами информации.

Нейронные сети и глубокое обучение представляют собой направление методов машинного обучения, основанных на многослойных архитектурах, способных моделировать сложные нелинейные зависимости и обрабатывать данные высокой сложности (включая текст, изображения, многомерные временные ряды). Эти методы могут использоваться совместно как с алгоритмами машинного обучения с учителем, например многослойный персептрон (MLP), сверточная нейронная сеть (CNN), рекуррентная нейронная сеть (RNN), так и с алгоритмами машинного обучения без учителя – автокодировщик (AE), генеративно-состязательная сеть (GAN).

Модели, обучающиеся с учителем, используют размеченные данные о состоянии объектов (почвы, растений, животных), что вместе значительно повышает эффективность и точность решений. Так, MLP применяется преимущественно для регрессии и классификации на основе табличных данных. Например, с помощью таких моделей можно прогнозировать содержание нитратного азота в почве по ряду факторов (погодные условия, обработка почвы, предшественник, запас влаги и др.), что позволяет более точно планировать урожай и управлять агротехнологическим процессом. CNN применяются для анализа данных дистанционного зондирования земли, например спутниковых снимков высокого разрешения выполненных гиперспектральной камерой. Такие модели позволяют решать широкий спектр задач в растениеводстве, включая контроль роста сельскохозяйственных культур, выявление болезни растений, классификацию видов растительного покрова, распознавание сорняков и идентификацию сельскохозяйственных объектов. RNN применяются для анализа временных и последовательных данных, например для прогнозирования сезонных изменений условий возделывания культур, мониторинга растений в период стадий роста и оценки состояния почвенно-растительных систем. В качестве входных данных могут использоваться спутниковые изображения, метеорологические наблюдения и показания датчиков в полях, что способствует повышению точности прогнозов и оптимизации агротехнологических процессов. Аналогично растениеводству, в животноводстве RNN могут применяться для прогнозирования динамики продуктивности животных, анализа данных о потреблении кормов и двигательной активности, а также для выявления аномалий в поведении на основе данных получаемых с респондеров, что позволяет выполнять раннюю диагностику заболеваний и повысить эффективность управления стадом.

Алгоритмы обучения без учителя (unsupervised learning, UL) позволяют работать с неразмеченными данными, расширяя возможности применения искусственного интеллекта в сельском хозяйстве. В растениеводстве это способствует более детальному анализу и мониторингу состояния сельскохозяйственных культур без необходимости привлекать большие объёмы размеченных данных. В животноводстве такие UL-алгоритмы могут применяться для автоматической кластеризации животных по физиологическим показателям или поведенческим особенностям, что облегчает выявление скрытых групп с различным уровнем продуктивности и устойчивости к заболеваниям. Так AE могут применяться для построения сжатых представлений сложных многомерных данных, поступающих со спутниковых систем и данных систем телеметрии, что позволяет использовать их для последующей классификации или кластеризации. Данные подходы эффективно зарекомендовали себя при решении задач по выявлению аномалий и классификации состояний, что позволяет обеспечить оперативное выявление отказов в работе сельскохозяйственной техники или ранней диагностики болезней растений и животных. GAN позволяют повышать эффективность обучения моделей за счет генерации синтетических датасетов, включая библиотеки изображений, что способствует расширению обучающих выборок и улучшению качества исходных данных.

Рассмотрим ключевые критерии при использовании классических алгоритмов и применения глубокого обучения в разрезе требования к данным, областей применения, предметной области, преимуществ и ограничений, а также применимости на агропромышленном производстве (таблица 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ классических алгоритмов и глубокого обучения

Источник: составлено авторами

Критерий
Классические алгоритмы
Глубокое обучение
Требования
Работают с относительно небольшими выборками данных. Для supervised алгоритмов требуется качественная разметка, для unsupervised алгоритмов возможна работа без меток, но с ограничениями по интерпретации
Требуют больших массивов данных (изображения, тексты, временные ряды), чувствительны к качеству и сбалансированности выборки
Предметная область
Применимы в задачах прогнозирования, кластеризации, управления производственным процессом, классификации объектов по табличным признакам.
Широкое применение в анализе сырых и сложных данных, генерации данных и автоматизации процессов
Преимущества
Высокая интерпретируемость результатов, меньшие вычислительные затраты, устойчивость при небольших данных, высокая контролируемая повторяемость результатов
Автоматическое извлечение признаков, высокая точность и адаптивность, контролируемая вариативность, способность находить сложные нелинейные зависимости в больших массивах данных
Ограничения
Необходимость ручного отбора признаков, предварительной подготовки данных, обработки пропусков. Снижается эффективность на больших и сложных данных
Высокие вычислительные затраты, потребность в больших размеченных обучающих выборках, зависимость от величины контекста, галлюцинации
Примеры задач
Прогноз урожайности (regression), отбор племенных животных (clustering), диагностика состояния стада (classification), оптимизация режимов орошения и микроклимата (MR)
диагностика болезней растений по изображениям (CNN), прогноз динамики состояния стада по временным рядам (RNN), обнаружение аномалий в данных датчиков (AE), генерация синтетических данных для обучения (GAN)
Классические алгоритмы ML хорошо применимы для задач с ограниченными и структурированными данными, обеспечивая качественную интерпретируемость и требующие умеренные вычислительные ресурсы. Глубокое обучение, напротив, открывает новые возможности анализа сложных и больших массивов данных, но требует значительных вычислительных мощностей и больших объёмов исходных данных. Оптимальный выбор подхода зависит от особенностей задачи, доступности данных и инфраструктуры.

Рассмотрим сильные и слабые стороны различных подходов к машинному обучению применительно к сельскохозяйственному производству (таблица 2).

Таблица 2

Сильные и слабые стороны алгоритмов ML

Источник: составлено авторами

Сильные стороны
Слабые стороны
Классическое обучение с учителем
- Высокая точность при наличии размеченных данных;
- Модели интерпретируемы.
- Высокие требования к объёму размеченных данных;
- Риск переобучения при небольшой выборке;
- Ограниченная способность моделировать сложные нелинейные зависимости и работать с большими высокоразмерными данными.
Классическое обучение без учителя
- Выявление скрытых структур в неразмеченных данных;
- Подходит для кластеризации и снижения размерности данных.
- Сложности в интерпретации результатов;
- Отсутствие чётких критериев качества кластеризации;
- снижение эффективности при работе с большими и шумными данными.
Обучение с подкреплением
- Модели обучаются на основе взаимодействия с окружающей средой;
- Подходят для решения динамических задач;
- Возможность обучаться без размеченных данных.
- Высокая вычислительная сложность и необходимость тонкой настройки параметров среды и алгоритма;
- Необходимость большого количества итераций взаимодействия со средой.
Нейросети и глубокое обучение
- Способность работать с большими данными и моделировать сложные нелинейные зависимости;
- Высокая точность при распознавании, прогнозировании и анализе временных рядов;
- Интеграция с данными ДЗЗ и IoT
- Требуются большие вычислительные мощности;
- Риск переобучения и необходимость регуляризации и контроля качества;
- Более длительное время обучения и высокие требования к обслуживающему персоналу.
Несмотря на большой потенциал, использование технологий машинного обучения в аграрной сфере сталкивается с рядом серьезных ограничений, связанных с высоким уровнем издержек на внедрение и эксплуатацию моделей, недостаточным развитием цифровой инфраструктуры и повышенными требованиями к квалификации специалистов. Однако, высокая научная и прикладная ценность данных технологий способствует все большему распространению их в аграрном секторе, обеспечивая более эффективный подход к управлению производственными процессами.

Заключение.

Машинное обучение стало важным инструментом для повышения эффективности и устойчивости АПК. Оно включает ряд направлений, каждое из которых решает специфичные задачи, позволяя оптимизировать ресурсы, минимизировать риски. Использование цифровых технологий кардинально меняет традиционные подходы к хозяйствованию и превращает отрасль в высокотехнологичный сектор экономики. Однако, необходимы дальнейшие исследования, связанные с оптимизацией подходов к внедрению данных технологий, обеспечивающих оценку целесообразности их использования в зависимости от условий и размеров хозяйствования.


Источники:

1. Асташова Е.А., Кузнецова Н.А., Зинич Л.В. Этапы цифровой трансформации сельскохозяйственных организаций // Креативная экономика. – 2022. – № 12. – c. 5025-5036. – doi: 10.18334/ce.16.12.116891.
2. Вартанова М.Л., Дробот Е.В. Авангардные новации цифровой трансформации российского сельского хозяйства // Продовольственная политика и безопасность. – 2018. – № 1. – c. 27-35. – doi: 10.18334/ppib.5.1.40107.
3. Грачев А.В. Применение нейросетевых технологий для прогнозирования состояния работы объектов предприятий АПК // Техника и технология пищевых производств. – 2023. – № 4. – c. 816-823. – doi: 10.21603/2074-9414-2023-4-2481.
4. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. Static.government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files (дата обращения: 20.08.2025).
5. Зинич, Л. В., Асташова Е.А., Кузнецова Н.А. Модель внедрения цифровых технологий в деятельность предприятий агропромышленного комплекса // Вопросы инновационной экономики. – 2025. – № 1. – c. 213-224. – doi: 10.18334/vinec.15.1.121999.
6. Зубарева Ю.В. Цифровая трансформация в агропромышленном комплексе: новые возможности и вызовы для устойчивого развития // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 4. – c. 391-395. – doi: 10.34925/EIP.2023.153.4.076.
7. Иванова, А. А., Смыслова О.Ю. Нейросетевые технологии в системе оценки ресурсного потенциала аграрного сектора АПК // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 10. – c. 5771-5786. – doi: 10.18334/epp.14.10.121808.
8. Кричевский М.Л. Методы машинного обучения при выборе стратегии предприятия // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 1. – c. 251-266. – doi: 10.18334/vinec.9.1.40093.
9. Аденан М.А., Абу Бакар Л.Д., Яакуб С. Формирование инновационного потенциала для трансформации агроиндустрии в переходе к устойчивому развитию // Форсайт. – 2025. – № 1. – c. 80-91. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-innovatsionnogo-potentsiala-dlya-transformatsii-agroindustrii-v-perehode-k-ustoychivomu-razvitiyu.
10. Помогаев В.М., Ревякин П.И., Зинич А.В. Анализ временных рядов данных мониторинга технического состояния сельскохозяйственных машин методами машинного обучения для построения предсказательных моделей // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – 2024. – № 6. – c. 139-152. – doi: 10.37670/2073-0853-2024-110-6-139-152.
11. Ревякин П. И. Методы машинного обучения в индивидуальном прогнозировании технического состояния механизмов зерноуборочных комбайнов // Сибирская деревня: 70 лет с начала освоения целинных и залежных земель в России: Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию с начала освоения целинных и залежных земель в России, Омск, 06 июня 2024 года. – Омск: Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина. Омск, 2024. – c. 533-541.
12. Яковлева М.В., Никитина А.А. Многогранность возможностей применения нейросетевого моделирования // Экономика и социум: современные модели развития. – 2024. – № 1. – c. 33-42. – doi: 10.18334/ecsoc.14.1.121183

Страница обновлена: 04.10.2025 в 23:42:03

 

 

Basic machine learning algorithms in the system of the agriculture efficiency improvement

Zinich A.V., Pomogaev V.M., Revyakin P.I.

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 4 (October-December 2025)

Citation:

Abstract:
The rapid development of modern technologies, among which artificial intelligence and machine learning algorithms occupy a key place, are transforming the agro-industrial complex and opening up new opportunities for ensuring sustainable development and economic efficiency. The article examines the main areas of application of machine learning tools in agriculture as a foundation for digitalization and automation of agricultural production, ensuring an increase in the efficiency of business entities. The article considers machine learning algorithms, including such tools as learning with a teacher, learning without a teacher, and reinforcement learning. The authors paid special attention to neural networks and deep learning as the most promising tools for solving problems in agriculture. Specific examples of the application of machine learning tools in the production activities of companies are given; and their role in the system of increasing the efficiency of agricultural production is determined. The research materials can be used in the educational process and in the professional development system, by corporate managers and specialists, as well as by researchers.

Keywords: machine learning, artificial intelligence, agriculture, efficiency

JEL-classification: L51,O31,O32,Q13,Q17,