Современное состояние процесса формирования промышленных кластеров и расширения кооперационных связей крупного бизнеса и малого и среднего предпринимательства
Дерябин А.Е.1, Васюкова М.В.2
1 Омское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства \"ОПОРА РОССИИ\", Россия
2 Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина
Скачать PDF | Загрузок: 2
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 9 (Сентябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83140557
Аннотация:
В последние годы в российской экономике наблюдается активизация процесса кластеризации промышленности как на макроуровне, так и на мезоуровне. В связи с этим происходит обновление нормативной базы на федеральном и региональном уровнях. Авторами статьи раскрывается сущность процессов кластеризации и кооперации на теоретическом уровне в условиях глобализации и инновационной трансформации экономики. Приводится анализ современного состояния промышленных кластеров в российской экономике и Омской области. Отмечается, что данный процесс находится на начальной стадии развития. Авторы выделили две волны процесса кластеризации. Новый виток увеличения числа промышленных кластеров в России связан со сменой парадигмы кластерной политики, направленной на построение устойчивых длительных кооперационных связей между крупным бизнесом и малым и средним предпринимательством. Также авторами сделаны некоторые выводы по совершенствованию мер поддержки кластеров.
Статья будет интересна исследователям, изучающим вопросы региональной экономики, кластерной политики и устойчивого развития
Ключевые слова: промышленный кластер, кластеризация, кооперация, крупный бизнес, малое и среднее предпринимательство, кластерная политика
JEL-классификация: L51, L52, O25
Введение
В современных условиях достижение целей устойчивого развития как страны, так и отдельных регионов осложняется глобальной конкуренцией, высокой скоростью цифровых трансформаций. Именно региональные кластеры лучше всего отвечают этим условиям. [34, стр.62]
Устоявшимся утверждением среди ученых и практиков, подтверждающим актуальность, является то, что регионы, не обладающие развитыми экономическими кластерами, утрачивают свою конкурентоспособность на мировом рынке в долгосрочном периоде. Несмотря на наличие значительных природных ресурсов, отсутствие сформированных кластеров снижает влияние таких территорий на международные процессы обмена товарами, технологиями, знаниями, человеческими ресурсами и капиталом.
Актуальность темы также обусловлена необходимостью усиления интеграционных процессов между крупными компаниями и малыми предпринимателями, обеспечивающих устойчивость региональной экономики.
В современной научной литературе широко исследуются разные аспекты представленной темы.
Вопросам теории формирования и развития кластеров в регионе посвящены работы Ковалевой И.Н. [14], Маркова Л.С. [17], Мосейко В.О. [19], Вдовина С. М. [6], Вертаковой Ю.В. и Положенцевой Ю.С. [7], Смородинской Н. В., Катуковой Д. Д. [34], Гамидуллаевой Л.А. [9].
Среди исследователей, чьи труды посвящены изучению кооперационных связей в промышленных кластерах, можно выделить: Кузнецову Е.П. [16], Кулакову Л.И. [11], Невмывако В. П. [21]
Анализ опыта применения кластерной концепции в регионах представлен в исследованиях Мяснянкиной О.В., Наролиной Т.С. [20], Саликова Ю. А., Вандышевой С. В., Смарчковой Л. В., Чудаковой Е. А. [32], Богачева В.Ф., Веретенникова Н.П., Горенбургова М.А. [2], Киселевой А.М., Бреусовой А.Г. [12]
Цель данной публикации - исследовать современные тенденции в формировании промышленных кластеров и кооперационных связей между крупным бизнесом и малым и средним предпринимательством в России и Омской области.
Методологической основой исследования явилась кластерная концепция, представленная в трудах зарубежных и отечественных ученых, а также законодательные акты, нормативно-правовые документы и целевые программы поддержки промышленности и формирования кластеров.
Гипотеза исследования: государственная поддержка развития промышленных кластеров в России напрямую влияет на уровень формирования кооперационных связей между крупным бизнесом и малым/средним предпринимательством.
Основная часть.
Теоретические основы процесса формирования промышленных кластеров и кооперационных связей крупного бизнеса и МСП.
Теория кластеров возникла в рамках изучения моделей регионального развития и конкуренции. Основоположником теории считается Майкл Портер, выделивший четыре ключевых компонента кластера: базовые отрасли, поддерживающие отрасли, сопутствующие отрасли и государственные институты. Каждый компонент играет важную роль в создании эффективного производственного пространства, определяющего успех конкретного региона.
Концепция М. Портера [41] явилась ядром кластерных исследований американских экономистов. Однако, к концу ХХ в. в зарубежной науке в результате интеграции европейской и американской традиций сформировалось единое направление, названное «кластерная литература». [34, стр. 63]
В разных источниках можно встретить неоднозначные трактовки понятия «промышленный кластер».
М. Портер под промышленным кластером понимает «группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга». [24, стр. 258]
М. Энрайт [40] региональный кластер определил как “промышленный кластер, в котором фирмы-члены кластера находятся в географической близости друг к другу».
В Белой книге кластерной политики Международной организации по развитию экономики знаний и предпринимательства [39, стр. 7] кластеризация, в общем виде, определяется как процесс совместного расположения фирм и других действующих лиц внутри концентрированной географической области, кооперации вокруг определенной функциональной ниши и установления тесных взаимосвязей и рабочих альянсов для усиления их коллективной конкурентоспособности.
Понятие «кластер» в рамках федерального уровня отражено в Федеральном законе Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 2014 г. № 1119 (в редакции от 18 июля 2015 г.) «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков». [38] Здесь дается определение промышленного кластера как совокупности субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта Российской Федерации или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации. [38, ст. 3, п. 13]
В научной литературе чаще всего встречается два вида кластеров: отраслевые, формирующиеся на базе взаимосвязанных отраслей и территориальные, как группа взаимосвязанных компаний, расположенных в одном регионе.
В «Обзоре промышленных кластеров России» за 2015 г. выделены два вида кластеров: инновационный территориальный и промышленный. [23, стр. 9] Здесь под промышленным кластером понимается совокупность промышленных предприятий, имеющих территориальную связь (один регион или смежные регионы) и производственную кооперацию.
Внутренне кластерам присуще диалектическое единство конкуренции и кооперации. Оба процесса могут проявляться как непосредственно в производстве, так и в процессах обмена и/или распределения ресурсов и условий.
При этом важным является соотношение между конкуренцией и кооперацией. Кооперация в промышленном кластере проявляется в виде взаимовыгодного сотрудничества компаний различных уровней и сфер деятельности. Конкуренция внутри промышленного кластера также играет важную роль, обеспечивая стимулы для улучшения качества продукции, повышения уровня сервиса и внедрения инновационных решений.
Таким образом, успешность функционирования промышленного кластера определяется способностью участников находить оптимальное сочетание кооперации и конкуренции.
Факторы, определяющие баланс между кооперацией и конкуренцией, разнообразны и многогранны. Их влияние зависит от конкретной ситуации каждого кластера, включая особенности национальной экономики, отраслевые характеристики и локальную специфику регионов. Оптимизация баланса возможна лишь при условии глубокого анализа указанных факторов и своевременного реагирования на изменения внешней среды.
Как правило, конкурентные отношения сохраняются между крупными компаниями, которые являются ядром кластера, вокруг которого, взаимодействуя между собой, концентрируются малые и средние предприятия. Они также формируют конкурентную среду поставщиков для крупных компаний. Формирование долгосрочных кооперационных связей между крупным бизнесом и МСП положительно сказывается на устойчивом развитии региона.
В зарубежных исследованиях своих исследованиях акцент смещают на рыночные механизмы межфирменной промышленно-технологической кооперации. В отечественных исследованиях в первую очередь, делают упор на изучение механизма и форм промышленно-технологической кооперации крупного бизнеса, а изучение кооперации крупного бизнеса с МСП отодвигается на второй план. [21, стр.182]
Для российской экономики в современных условиях понятие кооперационных связей малого и крупного бизнеса следует рассматривать как «долговременные договорные отношения между малым и крупным предприятиями в сфере производства и сбыта продукции, материально-технического обеспечения производственного процесса, научно-исследовательских разработок, осуществляемые с целью повышения общей эффективности хозяйственной деятельности предприятия за счет использования им преимуществ специализации». [16, стр.8-9]
Сущность промышленно-технологической кооперации крупного бизнеса и МСП раскрывается через ее функции.
Одной из главных функций является инвестиционная. При этом инвестируются проекты, в которых МСП отводится роль исполнителей.
Также, за счет сотрудничества, крупные бизнес-структуры поддерживают конкурентоспособность посредством передачи МСП ряда процессов.
Кроме того, у участников промышленно-технологической кооперации появляется возможность пролонгировать собственный жизненный цикл и повысить рыночное влияние.
Мультипликативная функция заключается в том, что при реализации инновационной стратегии промышленно-технологическая кооперация позволяет оптимизировать точечные улучшения без остановки производственных процессов.
Промышленно-технологическая кооперация с МСП позволяет крупному бизнесу сократить издержки, оптимизировать состав непроизводственных активов и налоговой нагрузки. В этом заключается аутсорсинговая функция. [21, стр.178]
Инициаторами совместных действий при формировании кластера могут выступать представители бизнеса, властей и/или научных центров. Однако, эффективные инициативы координируются всеми игроками сообща. На современном этапе кластерные инициативы представляют собой сложные проекты, реализуемые специализированной кластерной организацией. В более полной трактовке кластерная инициатива рассматривается как совокупность мероприятий, программ, проектов, нацеленных на развитие того или иного кластера (кластеров). [2 , стр. 9]
Устойчивое развитие региональной экономики посредством стимулирования кластеров предполагает совместные действия и инициативы как бизнеса, так и региональных администраций, несмотря на их разные роли. При этом они действуют сообща, а государство создает определенные условия для устойчивых взаимосвязей.
Согласно эволюционно-институциональной теории группы компаний под действием различных факторов могут объединяться в кластеры, расти, развиваться или трансформироваться в новые. При этом, каждому кластеру на каждом этапе жизненного цикла требуется свой набор мер государственной поддержки. [34 , стр. 65]
Анализ процесса формирования промышленных кластеров в России и Омской области.
Российский промышленный сектор характеризуется высоким уровнем концентрации капитала и доминированием крупных корпораций. Однако интеграция малых и средних предприятий в производственные цепочки остается низкой. Основные препятствия включают недостаток финансовых ресурсов, технологической базы и опыта управления проектами. Дополнительные сложности связаны с административными барьерами, несовершенством законодательства и отсутствием развитых механизмов поддержки инновационных инициатив.
Активное развитие процесса кластеризации в России обусловлено влиянием экономических, технологических и социальных факторов. К экономическим относятся: импортозамещение, рост внутреннего спроса, развитие экспортного потенциала. Технологическими факторами выступают: инновационное развитие и цифровизация производств. Среди социальных факторов можно выделить: создание рабочих мест и повышение квалификации кадров.
Промышленная кооперация в российской экономической системе подчиняется приоритетам, установленным крупными государственными программами и проектами. Субъекты малого и среднего предпринимательства получают доступ к льготным условиям исключительно в рамках указанных государственных инициатив. Участие саморегулируемых организаций в процессах индустриальной кооперации в России несопоставимо с аналогичными структурами мирового уровня и играет малозначимую роль.
Формирование промышленных кластеров представляет собой естественный этап развития технологических и социально-экономических взаимосвязей в производственной деятельности.
Однако формирование полноценных кластеров в России сопровождалось существенными трудностями: низкая мотивация предпринимателей инвестировать в долгосрочные проекты, нехватка квалифицированного персонала, слабое инфраструктурное обеспечение и отсутствие масштабируемых технологических решений.
Процесс кластеризации для России является достаточно новым. К тому же, практически сразу приобрел отягощающие условия, связанные с усилением санкционного режима и уходом с рынка большого количества участников производственной цепочки.
С 2012 г. в России в соответствии со Стратегией инновационного развития на период до 2020 г. [30] реализовывалась программа поддержки инновационных территориальных кластеров.
В 2013 г. первые 14 кластеров получили субсидии из федерального бюджета в размере 1,3 млрд р. и смогут рассчитывать на приоритетную поддержку в последующие годы. Во вторую группу включены 11 кластеров, изначально не получавших такой субсидии, но ставших ее бенефициарами с 2014 г. [2, стр. 443-446]
Первую волну формирования промышленных кластеров запустило принятие в 2014 г. Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» [38], так как возникла необходимость воссоздавать кооперационные связи и ускорять выпуск новых конкурентоспособных и востребованных видов продукции. При этом отмечалось, что именно промышленные кластеры являются основным инструментом региональной промышленной политики России. [1]
На протяжении ряда лет был подготовлен ряд документов федерального уровня, в которых отражались:
- мероприятия по поддержке территориальных кластеров [25];
- требования к промышленным кластерам [26]
- подходы к созданию и функционированию производственных кластеров, используемых органами власти субъектов РФ [18];
- развитие кластеров как ключевых элементов формирования конкурентоспособности экономики страны [36];
- методика оценки эффективности функционирования промышленных кластеров [28].
Наряду с мерами государственной поддержки, осуществляемыми федеральными органами власти в отношении предприятий, объединенных в промышленные кластеры, отдельные регионы Российской Федерации вводят собственные дополнительные механизмы региональной поддержки.
Формирование промышленных кластеров в России активно начало развиваться с 2015 года, когда была запущена государственная программа поддержки, согласно которой из федерального бюджета предоставляются субсидии на реализацию совместных проектов по производству промышленной продукции в целях импортозамещения.
Определенная доля образованных промышленных кластеров имеет межрегиональный характер, что способствует формированию новых и расширению существующих производственных кооперационных сетей, включающих предприятия различных регионов страны, расширяет каналы реализации произведенной продукции и учитывает сложившиеся ранее межрегиональные кооперационные взаимодействия.
Во многих субъектах Российской Федерации значительное внимание уделяется процессу формирования и развития кластерных структур. Большинство кластеров находятся в ЦФО и Приволжском ЦО.
Среди регионов лидирующие позиции занимает Республика Башкортостан, где в течение 2022 года были завершены мероприятия по созданию шести промышленных кластеров, объединивших свыше 60 хозяйствующих субъектов. [35, стр. 6 ] В Республике была впервые в России создана региональная Ассоциация промышленных кластеров.
В Омской области первые промышленные кластеры были созданы в 2016 г. Необходимость их формирования и поддержки отражена в Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года и Государственной Программе Омской области «Развитие промышленности в Омской области». [37, ст. 7]
Программа определяет лишь общее направление кластерного развития, тогда как единственным инструментом стимулирования формирования и последующего роста кластеров выступает предоставление финансовой поддержки промышленным кластерам.
Согласно этой стратегии [37], предусматривалось создание четырёх кластеров на территории Омской области: нефтехимического промышленного кластера, агробиотехнологического промышленного кластера, лесопромышленного кластера и кластера высоких технологий.
Все предложенные кластеры удовлетворяли критериям для внесения в федеральный реестр, кроме кластера высоких технологий. Создание кластера высокотехнологичных компонентов и систем столкнулось с трудностями вследствие вертикальной интеграции федеральных структур в оборонную отрасль, выступающую основной сферой специализации данного кластера. Лесопромышленному кластеру потребовалась дополнительная адаптация. [12, стр. 32-33]
Итоговым результатом стало включение в федеральный реестр лишь двух кластеров — нефтехимического промышленного и агробиотехнологического промышленного, обладающих наибольшим уровнем конкурентоспособности.
Таким образом, можно заключить, что кластерная политика Омской области первой волны имела явно выраженную фрагментарность и низкую результативность. Выстроенная система поддержки была не способна обеспечить необходимый уровень решения существующих проблем и требовала разработки новых подходов и методов решения. [11]
Импульсом к началу второй волны формирования промышленных кластеров послужили поправки, внесенные 22 декабря 2022 года в постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 года № 779. [27] Важнейшие нововведения затронули понятие функциональной зависимости между участниками кластера: упразднены количественные ограничения минимального объема взаимной кооперации. Функциональная зависимость ныне удостоверяется посредством договоров поставки готовой продукции (реально существующими либо планирующимися). Помимо прочего, снижено минимальное число членов кластера с десяти до пяти единиц, одновременно введена обязательность наличия минимум трёх проектов по выпуску продукции, предназначенной для замещения импорта в промышленности.
С 2023 года в России были смягчены некоторые требования для промышленных кластеров. Одним из значимых изменений стало продление срока подтверждения статуса кластера до пяти лет, что снижает административную нагрузку на предприятия и способствует их устойчивому развитию. [35, стр. 4] Ранее приходилось ежегодно подтверждать статус.
В связи с изменением требований Правительства РФ от 22 декабря 2022 г. N 2372 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 г. N 779 [27], большая часть ранее действовавших кластеров была упразднена или реорганизована. В таблице 1, составленной на основе реестра кластеров Минпромторга России [31], можно проследить этот процесс. С 2024 г. началась регистрация новых кластеров.
Таблица 1. Промышленные кластеры РФ, зарегистрированные с 2017, действующие на май 2025 г. (Составлено авторами на основе источника [31])
|
Количество
кластеров, шт.
|
2017 г.
|
2018 г.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021г.
|
2022г.
|
2023г.
|
2024г.
|
2025г. (май)
|
|
Всего в РФ,
из них: |
1
|
1
|
0
|
1
|
3
|
6
|
0
|
63
|
23
|
|
межрегиональные
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
2
|
0
|
37
|
15
|
|
региональные
|
1
|
0
|
0
|
1
|
3
|
4
|
0
|
26
|
8
|
По данным таблицы видно, что по состоянию на май 2025 г. из зарегистрированных ранее кластеров осталось только 12. Всего на май 2025 г. в РФ зарегистрировано 98 промышленных кластеров, 56% из которых являются межрегиональными.
Межрегиональные промышленные кластеры позволяют «создать новые и расширить существующие кооперационные цепочки с участием промышленных предприятий нескольких регионов, расширить рынки сбыта производимой продукции, а также учесть уже существующие межрегиональные кооперационные связи». [22]
Среди регионов на май 2025 г. лидирующие позиции по количеству зарегистрированных кластеров занимают Республика Башкортостан и Омская область. (Рис.1)
Рисунок 1 – Региональные лидеры по количеству зарегистрированных кластеров на май 2025 г. (Составлено авторами на основе источника [31])
Причем, Башкортостан лидирует по количеству межрегиональных кластеров, а Омская область по количеству территориальных (региональных), количество которых составило 10.
Также, предприятия Омской области являются участниками 3-х межрегиональных кластеров, один из которых зарегистрирован в Омской области.
Актуальные перечень промышленных кластеров Омской области приведен в таблице 2.
Таблица 2. Промышленные кластеры Омской области, зарегистрированные в 2024 г. (Составлено авторами на основе источника [31])
|
№
|
Название кластера
|
Количество участников, шт.
|
Количество предприятий,
выпускающих конечную продукцию, шт.
|
|
Межрегиональные
кластеры
| |||
|
1
|
Межрегиональный промышленный кластер
(Омская область, республика Башкортостан)
|
19
|
6
|
|
2
|
Нефтегазохимический кластер (Москва,
Омская область)
|
14
|
1
|
|
3
|
Межрегиональный промышленный химический
кластер (Иркутская область, Омская область, республика Башкортостан,
республика Марий-Эл, Чувашская область)
|
11
|
2
|
|
Региональные
кластеры
| |||
|
1
|
Железнодорожный кластер
|
8
|
2
|
|
2
|
Теплоэнергетический кластер
|
7
|
2
|
|
3
|
Кластер электрического оборудования и
оптических изделий
|
7
|
3
|
|
4
|
Кластер по производству мебели
|
6
|
2
|
|
5
|
Кластер сельхозмашиностроения
|
9
|
4
|
|
6
|
Нефтехимический кластер
|
8
|
5
|
|
7
|
ПК легкой промышленности
|
6
|
4
|
|
8
|
ПК изделий хозяйственно-бытового
назначения
|
5
|
2
|
|
Всего:
|
56
|
24
| |
По данным реестра кластеров Минпромторга России [31] на май 2025 г. в Омской области зарегистрировано еще два кластера: ПК металлоконструкций и грузоподъемного оборудования и ПК пищевой промышленности с общим количеством участников 15 предприятий.
Причиной такого резкого увеличения является усиление и расширение региональных мер, направленных на развитие процесса кластеризации. Во-первых, созданием кластеров занимаются специалисты созданной на базе государственного фонда развития промышленности Омской области специализированной организации совместно с органами власти и Агентством инвестиционного развития региона. [8]
С 2019 г. в составе разных кластеров одновременно допускается участие одной организации. Это распространяется как на участников кластеров, так и на специализированные организации. В связи с этим, во всех кластерах Омской области специализированной организацией является некоммерческая организация «Государственный фонд развития промышленности Омской области», созданная 10 февраля 2023 года. Ее целью является финансовая поддержка промышленных предприятий. [33]
Наряду с использованием промышленных кластеров, в качестве механизма импортозамещения, в Омской области активно оказывается поддержка с целью нейтрализации сдерживающих факторов и удлинения кооперативных цепочек. [8]
Региональные меры поддержки процессов формирования и развития промышленных кластеров выходят за рамки простого финансирования инвестиционных проектов. Так, чиновниками была оказана помощь 27 омским предприятиям в установлении партнерских связей путем содействия их участию в профильных отечественных и зарубежных выставочных мероприятиях, организации деловых миссий в иные российские регионы и государства-партнеры, а также непосредственным поиском потенциальных потребителей продукции. [5]
Специалисты Министерства промышленности совместно с региональным Фондом развития промышленности оказали содействие предпринимательскому сектору в проведении процедуры ревизии тарифов на подключение к инфраструктуре газоснабжения, оптимизации местоположения точек подсоединения к системам водоснабжения, оперативном устранении критических сбоев в системах водоотведения, оформлении прав пользования земельным участком федерального значения, разработке технических и экономических характеристик перспективного инвестиционного проекта и иных сопутствующих вопросах. [5]
Таким образом, помощь на региональном уровне должна учитывать специфику каждого кластера.
В целом, анализ процесса кластеризации показал, низкую вовлеченность предприятий промышленного потенциала РФ. Это связано с низкой привлекательность инвесторов к участию в проектах. Основное число предприятий предпочитает работать по-старому. Большую активность в этом процессе проявляют государственные органы, инициируя формирование промышленных кластеров.
При этом поддержка промышленным кластерам в большей степени оказывается со стороны регионального бюджета.
Омская область обладает значительными возможностями для дальнейшего продвижения кластерного подхода, для этого необходимы активные инвестиции государства и частного бизнеса, а также целенаправленная политика поощрения партнерских проектов
Заключение.
Таким образом, активизация формирования и трансформации промышленных кластеров в последние годы подтверждает их важность как инструмента повышения экономической устойчивости страны, ускорения технологического прогресса и улучшения качества жизни населения. Важную роль при этом играет увеличение кооперационных связей с малым и средним предпринимательством.
Анализ теоретических основ процесса кластеризации показал, что:
- во-первых, разнообразие подходов в кластерной концепции усложняет выделение общих и одновременно специфических черт, а также реализацию политики кластеризации в современных условиях;
- во-вторых, законодательство демонстрирует стойкую тенденцию дальнейшего развития и совершенствования, реагируя на изменение ситуации, однако правовые основы кластеризации и кооперации нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
Проведенный анализ современного состояния процесса формирования промышленных кластеров показал, что:
- данный процесс в России проходит неравномерно, с затруднениями, связанными как с внешними, так и с внутренними факторами. Это позволяет выделить две волны процесса кластеризации в промышленной отрасли;
- новый виток увеличения числа промышленных кластеров в России, начиная с 2022 года, обусловлен несколькими ключевыми факторами: экономическими, технологическими и социальными. Однако, для успешного их функционирования необходимо активное государственное вмешательство в данный процесс как на федеральном, и особенно на региональном уровне;
- интенсивность процесса кластеризации напрямую зависит от активной деятельности региональных структур, оказывающих точечную поддержку кластерным образованиям в соответствии с их спецификой.
Государственная политика направлена на дальнейшее расширение сети промышленных кластеров, увеличение числа совместных проектов и повышение конкурентоспособности отечественной продукции, создание импортозамещающих производств. При этом, на первый план выходит инвестиционная привлекательность промышленных кластеров и смещение фокуса внимания с конкуренции на кооперацию.
Источники:
2. Бабкин А.В., Новиков А.О. Кластер как субъект экономики: сущность, современное состояние, развитие // Π-Economy. – 2016. – № 1. – c. 9-29.
3. Богачев В.Ф., Веретенников Н.П., Горенбургов М.А. Особенности формирования региональных промышленных кластеров // Экономика и управление. – 2018. – № 8. – c. 4-7.
4. Бреусова А.Г. Программный подход к формированию и развитию кластеров в Омской области // Вестник омского университета. серия: экономика. – 2017. – № 3. – c. 173– 182. – doi: 10.25513/1812-3988.2017.3.173-182.
5. Коммерческие вести, 25.01.2025 2025. В 2024-м Омск стал вторым в стране по реализации кластерной политики. [Электронный ресурс]. URL: https://kvnews.ru/news-feed/v-2024-m-omsk-stal-vtorym1-v-strane-po-realizatsii-klasternoy-politiki (дата обращения: 10.05.2025).
6. Вдовин С. М. Стратегия и механизмы устойчивого развития региона. / монография. - Москва : ИНФРА-М, 2025. – 154 c.
7. Вертакова Ю.В., Положенцева Ю.С. Алгоритм кластеризации регионального экономического пространства // Π-Economy. – 2016. – № 1. – c. 75-85.
8. Гавриленко М. Омская область вышла в лидеры среди регионов страны по развитию кластеров. Омскрегион, 25 января 2024. [Электронный ресурс]. URL: http://omskregion.info/news/132916-omskaya_oblast_vshla_v_lider_sredi_regionov_stran_/(датаобращения: (дата обращения: 10.05.2025).
9. Гамидуллаева Л.А. Промышленный кластер региона как локализованная экосистема: роль факторов самоорганизации и коллаборации // Π-Economy. – 2023. – № 1. – c. 62–82. – doi: 10.18721/JE.16105.
10. Государственная Программа Омской области «Развитие промышленности в Омской области»: Портал Правительства области. [Электронный ресурс]. URL: https://mps.omskportal.ru/oiv/mps/etc/program (дата обращения: 10.05.2025).
11. Дерябин А.Е. Поддержка малого и среднего предпринимательства как фактор развития экономики региона // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 10-2. – c. 198-204.
12. Киселева А.М., Бреусова А.Г. Оценка конкурентного потенциала промышленных кластеров Омской области // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2017. – № 3. – c. 29-34.
13. Бабкин А.В. Кластерная экономика и промышленная политика: теория и инструментарий. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2015. – 588 c.
14. Ковалева И.Н. Устойчивое развитие региональных кластеров на основе рационального использования ресурсов. / диссертация д-р экон. наук. - Москва, 2014. – 262 c.
15. Кулакова Л.И., Полянин А.В., Павлова А.В. Формы объединения малого предпринимательства: кластерный подход // Регион: системы, экономика, управление. – 2021. – № 3. – c. 9-21. – url: https://e.lanbook.com/journal/issue/322376.
16. Кузнецова Е.П. Основные подходы к понятию кооперационных связей малого и крупного бизнеса // Вопросы территориального развития. – 2017. – № 4. – p. 1-11. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-ponyatiyu-kooperatsionnyh-svyazey-malogo-i-krupnogo-biznesa/viewer.
17. Марков Л.С. Теоретико-методологические основы кластерного подхода. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2015. – 300 c.
18. Методические рекомендации Минэкономразвития России по развитию промышленных округов и технологических кластеров : Юридическая информационная система «Легалакт». [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/metodicheskie-rekomendatsii-po-realizatsii-klasternoi-politiki-v/ (дата обращения: 10.05.2025).
19. Мосейко В. О., Коробов С. А., Тарасов А. В. Инструменты развития промышленных кластеров в России. / монография / Федер. гос.авт. образоват. учреждение высш. образования «Волгогр. гос. ун-т». - Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2016. – 216 c.
20. Мяснянкина О.В., Наролина Т.С. Кластерные инициативы региона: опыт реализации и перспективы // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2019. – № 3. – c. 192-200.
21. Невмывако В. П. Промышленно-технологическая кооперация крупного бизнеса и сруктур малого и среднего предпринимательства: опыт РФ и зарубежных стран в сфере технологического импортозамещения // Экономика и социум: современные модели развития. – 2021. – № 2. – c. 169-202. – doi: 10/18334/ecsoc.11.2.112107.
22. О кластерах. Ассоциация кластеров, технопарков и ОЭЗ России. [Электронный ресурс]. URL: https://akitrf.ru/clusters/about/# (дата обращения: 10.05.2025).
23. Обзор промышленных кластеров России. Выпуск 1. 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: https://akitrf.ru/upload/medialibrary/46a/46a81de7ce6b18b16f668f96b8a06c46.pdf (дата обращения: 10.05.2025).
24. Портер М. Конкуренция. / Майкл Портер; [пер. с англ. О. Л. Пелявского и др.]. - М.: Вильямс, 2005. – 602 c.
25. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 316 (ред. от 05.08.2025) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности“». СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162191/(датаобращения: (дата обращения: 08.08.2025).
26. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 года № 779 «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров». СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/law/hotdocs/43814.html (дата обращения: 10.05.2025).
27. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 2022 г. N 2372 \О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2015 г. N 779\» (с изменениями и дополнениями). СПС Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/406005547/#block_10001 (дата обращения: 10.05.2025).
28. Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 7 июня 2017 г. № 1811(ред. от 28.04.2021) «Об утверждении Порядка организации работ по разработке нормативных правовых актов Минпромторга России и оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_202342/ (дата обращения: 10.05.2025).
29. Промышленные кластеры в России: как бизнес объединяется для роста и устойчивости 25.12.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--g1an9b.xn--p1ai/articles/promyshlennye-klastery-v-rossii-kak-biznes-obedinyaetsya-dlya-rosta-i-ustoychivosti/ (дата обращения: 10.05.2025).
30. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р (ред. от 18.10.2018) «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года». СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_123444/2f806c88991ebbad43cdaa1c63c2501dc94c14af/ (дата обращения: 10.05.2025).
31. Реестр кластеров. Государственная информационная система промышленности. [Электронный ресурс]. URL: https://gisp.gov.ru/gisip/reg_clusters (дата обращения: 10.05.2025).
32. Саликов Ю. А., Вандышева С. В., Смарчкова Л. В., Чудакова Е. А. Использование кластерного подхода в развитии промышленности региона // Вестник ВГУИТ. – 2018. – № 4. – c. 493-498.
33. Светлана Баженова, директор фонда развития промышленности: «Участниками омских промышленных кластеров сформировано около 22 импортозамещающих проектов с общей капитализацией примерно 3,8 млрд рублей». Коммерческие вести, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://kvnews.ru/news-feed/187962 (дата обращения: 10.05.2025).
34. Смородинская Н. В., Катуков Д. Д. Когда и почему региональные кластеры становятся базовым звеном современной экономики // Балтийский регион. – 2019. – № 3. – c. 61—91. – doi: 10.5922/2079-8555-2019-3-4.
35. Фурсенко А.А. Справочные и информационно-аналитические материалы. / сборник материалов заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию / редкол.: А.А. Фурсенко и др.; Рос. акад. наук. - М., 2017. – 112 c.
36. Указ Президента РФ от 1 дек. 2016 г. № 642 (ред. от 15.03.2021) «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/ (дата обращения: 10.05.2025).
37. Указ Губернатора Омской области от 24 июня 2013 г. № 93 (ред. от 24.09.2015) «О стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года». СПС Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/15647398/ (дата обращения: 10.05.2025).
38. Федеральный закон от 31 дек. 2014 г. № 488-ФЗ. «О промышленной политике в Российской Федерации». СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/ (дата обращения: 10.05.2025).
39. Andersson T., Schwaag-Serger S., Sörvik J., Wise E., Hansson H. The Cluster Policies Whitebook. – IKED - International Organisation for Knowledge Economy and Enterprise, 2004.- 250 р
40. Enright M. Why Clusters are the way to win the game?// World Link. № 5, July/August, 1992. P. 24-25
41. Porter M. E. The competitive advantage of nations. - L., 1990.
Страница обновлена: 02.11.2025 в 23:10:08
Download PDF | Downloads: 2
The current process of industrial clusterization and expanding cooperation between large business and small and medium-sized companies
Deryabin A.E., Vasyukova M.V.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 9 (September 2025)
Abstract:
In recent years, the Russian economy has witnessed an intensification of industrial clusterization at both the macro and meso levels. In this regard, the regulatory framework at the federal and regional levels is being updated. The authors of the article reveal the specifics of clusterization and cooperation processes at the theoretical level amid globalization and innovative transformation of the economy. The analysis of the current state of industrial clusters in the Russian economy and the Omsk region is presented. It is noted that this process is at the initial stage of development. The authors identified two waves of the clustering process.
A new round of increasing the number of industrial clusters in Russia is associated with a paradigm shift in cluster policy aimed at building sustainable long-term cooperative ties between large businesses and small and medium-sized companies. The authors drew some conclusions on improving cluster support measures.
The article will be of interest to researchers studying regional economics, cluster policy, and sustainable development.
Keywords: industrial cluster, clusterization, cooperation, large business, small and medium business, cluster policy
JEL-classification: L51, L52, O25
References:
Andersson T., Schwaag-Serger S., Sörvik J., Wise E., Hansson H. The Cluster Policies Whitebook. – IKED - International Organisation for Knowledge Economy and Enterprise, 2004.- 250 r
Babkin A.V. (2015). Cluster economics and industrial policy: theory and tools
Babkin A.V., Novikov A.O. (2016). Cluster as a subject of economy: essence, current state, development. Π-Economy. (1). 9-29.
Bogachev V.F., Veretennikov N.P., Gorenburgov M.A. (2018). Specific aspects of formation of regional economic industrial clusters. Economics and management. (8). 4-7.
Breusova A.G. (2017). Program approach to the formation and development of clusters in Omsk region. Vestnik of Moscow University, Series 6: economics. (3). 173– 182. doi: 10.25513/1812-3988.2017.3.173-182.
Deryabin A.E. (2024). Support for small and medium-sized businesses as a factor in the development of the region’s economy. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. (10-2). 198-204.
Enright M. Why Clusters are the way to win the game?// World Link. № 5, July/August, 1992. P. 24-25
Fursenko A.A. (2017). Reference and information-analytical materials
Gamidullaeva L.A. (2023). Industrial cluster of the region as a localized ecosystem: the role of selforganization and collaboration factors. Π-Economy. 16 (1). 62–82. doi: 10.18721/JE.16105.
Kiseleva A.M., Breusova A.G. (2017). Assessment of competitive potential of industrial clusters in Omsk region. Bulletin of the Siberian Institute of Business and Information Technology. (3). 29-34.
Kovaleva I.N. (2014). Sustainable development of regional clusters based on rational use of resources
Kulakova L.I., Polyanin A.V., Pavlova A.V. (2021). Forms of association of small businesses: a cluster approach. Region: sistemy, ekonomika, upravlenie. (3). 9-21.
Kuznetsova E.P. (2017). Osnovnye podkhody k ponyatiyu kooperatsionnyh svyazey malogo i krupnogo biznesa Territorial development issues. (4). 1-11.
Markov L.S. (2015). Theoretical and methodological foundations of the cluster approach
Moseyko V. O., Korobov S. A., Tarasov A. V. (2016). Tools for the development of industrial clusters in Russia
Myasnyankina O.V., Narolina T.S. (2019). Cluster initiatives of the region: experience implementation and prospects. Innovation economy: prospects for development and improvement. (3). 192-200.
Nevmyvako V. P. (2021). Industrial and technological cooperation of large businesses and sme-structures: the experience of the Russian Federation and foreign countries in technological import substitution. Economics and socium: contemporary models of development. 11 (2). 169-202. doi: 10/18334/ecsoc.11.2.112107.
Porter M. (2005). Competition
Porter M. E. (1990). The competitive advantage of nations
Salikov Yu. A., Vandysheva S. V., Smarchkova L. V., Chudakova E. A. (2018). The use of cluster approach in the development of industry in the region. Vsuit Bulletin. (4). 493-498.
Smorodinskaya N. V., Katukov D. D. (2019). When and why regional clusters become basic building blocks of modern economy. The Baltic region. 11 (3). 61—91. doi: 10.5922/2079-8555-2019-3-4.
Vdovin S. M. (2025). Strategy and mechanisms of sustainable development of the region
Vertakova Yu.V., Polozhentseva Yu.S. (2016). Clustering algorithm of regional economic space. Π-Economy. (1). 75-85.
