Коммерческие тендерные закупки: взгляд через призму экономической безопасности бизнеса
Токмакова Е.Г.1, Конев И.Н.1, Каримова Д.В.1
1 Тюменский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 8 (Август 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83089864
Аннотация:
В статье рассмотрено значение коммерческих тендерных закупок как инструмента обеспечения экономической безопасности бизнеса. Для успешного существования коммерческой организации требуется разумное использование возможностей и применение мер, нивелирующих опасность для ее экономической безопасности. В рамках данной парадигмы тендерные закупки не являются исключением, что означает необходимость изучения возможностей и потенциальных угроз тендеров.
В результате исследования представлена аргументация наличия возможностей и угроз для экономической безопасности бизнеса при осуществлении коммерческих тендерных закупок. Предложена методика оценки эффективности коммерческих тендерных закупок и определены направления нейтрализации возможных угроз при их проведении
Ключевые слова: коммерческие тендерные закупки, экономическая безопасность бизнеса, возможности и угрозы для бизнеса при тендерных закупках
JEL-классификация: H110, H560, А130
Введение. Обеспечение экономической безопасности хозяйствующего субъекта является необходимым условием его существования и успешного развития в рыночной экономике.
Процесс снабжения нацелен на обеспечение коммерческого предприятия необходимыми материалами, оборудованием, работами и услугами в требуемых объемах, в установленный срок и в оговоренном месте от надежного поставщика, который своевременно выполняет свои обязательства и обеспечивает высокий уровень качества поставок и обслуживания по оптимальным ценам, что достигается при проведении тендерных закупок. А.Ф. Щенникова и Е.В. Назмутдинова отмечают, что в реалиях современного рынка важность обеспечения предприятия необходимыми ресурсными запасами наблюдается наиболее ярко, так как качество и пунктуальность поставки материалов прямым образом оказывает влияние на финансово-экономическое положение организации [25]. Г.В. Груздев и С.Н. Жиряков указывают на связь процесса закупок с обеспечением основной деятельности организации и, как следствие, с процессом продажи продукции, то есть данные процессы поддерживают не только текущую деятельность, но и предоставляют перспективу развития предприятия [11, с. 126].
Одной из форм осуществления закупочной деятельности является проведение тендеров. По нашему мнению, тендерные закупки, осуществляемые коммерческими организациями, недостаточно оценены с позиции их значения для обеспечения экономической безопасности бизнеса.
Проведенное исследование направлено на обоснование определения коммерческих тендерных закупок как инструмента обеспечения экономической безопасности бизнеса. Для подтверждения данной гипотезы необходимо на основе изучения научных публикаций по данной теме представить убедительные аргументы, подтверждающие ее.
Для обеспечения экономической безопасности бизнеса применяют широкий спектр инструментов, классификация которых представлена в статье Е.Г. Токмаковой с соавторами [21]. Исходя из понимания коммерческих тендерных закупок как инструмента обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта важно определить возможности его использования и угрозы, возникающие при недостаточно умелом его применении.
Логическим продолжением исследования является обоснование направлений нейтрализации возможных угроз при применении коммерческих тендерных закупок, а также оценка их эффективности для усиления экономической безопасности бизнеса.
Коммерческие тендерные закупки: понятие, возможности и угрозы для экономической безопасности бизнеса.
Формат тендерных закупок строится на принципе конкуренции между поставщиками товаров и услуг, что обеспечивает возможность их приобретения по справедливой цене. Само слово тендер было заимствовано из английского языка, где тендер (англ - «tender») означает официальное предложение о выполнении заказа или работы [24, с. 56]. Главное преимущество тендера — гибкость применения. Организатор-заказчик способен самостоятельно определить и объявить объект закупок, а также требования к потенциальным поставщикам и условия сотрудничества. Во время проведения тендера организатором рассматриваются предложения, выдвинутые участниками, и сравниваются с целью выбора наиболее подходящего предоставленного варианта в рамках рассматриваемых критериев. Контракт заключается с победителем тендера, предложение которого соответствует требованиям, установленным заказчиком, и является наиболее выгодными для организатора. Процесс тендерных закупок характеризуется эффективностью использования денежных средств, прозрачностью процедур прохождения и участия в тендере, и предоставлением равных возможностей участникам-претендентам, но вместе с тем высоким уровнем конкуренции [5, с. 112].
В российских нормативных документах термин тендер отсутствует, и вместо него применяется определение «конкурс» [20, с. 8]. Помимо определения «конкурс» также уместен синоним «торги».
Тендеры подразделяются на государственные, корпоративные и коммерческие. Государственные тендеры проводятся с использованием электронных торговых площадок, а информация о планах закупки находится на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок. Заказчиком в рамках государственных закупок могут стать лишь компании, полностью принадлежащие государству согласно Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ [4].
Заказчиками корпоративных тендеров становятся организации с 50% долей государственного участия, а также отдельные виды организаций, которые соответствуют критериям, указанным в Федеральном законе «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ [3].
Тендеры, проводимые частными организациями – коммерческие, регулируются внутренним регламентом о проведении тендеров и Гражданским Кодексом Российской Федерации [16, с. 46].
Коммерческие тендеры, в известной степени, схожи с корпоративными тендерами — заказчиками в обоих случаях выступают организации, главной целью деятельности которых является получение прибыли. Вместе с тем коммерческие тендеры позволяют обеспечить эффективность распределения ресурсов между компаниями и предпринимателями и прозрачность взаимодействий между ними. Коммерческие организации не ограничены в выборе и разработке методов проведения тендерных закупок, но они закреплены в соответствующих документах и регламентах, разработанных локально на уровне каждой коммерческой компании.
Сущность тендерных закупок раскрывается через порядок их проведения.
Как таковой, алгоритм тендеров, в своей основе, сформирован опытом их проведения, тогда как его вариации зависят от сферы деятельности организации и предмета тендерных закупок, то есть потребностей организатора тендера. Пример алгоритма проведения тендера представлен в таблице 1.
Таблица 1. Порядок подготовки и проведения тендера
|
Этап 1
Подготовка |
Этап 2
Тендер |
Этап 3
Подписание договора |
|
1. План тендера
|
4. Разработка тендерного пакета
|
8.Определение финалистов
|
|
2. Пре-квалификация
|
5. Получение предложений
| |
|
6. Анализ предложений
| ||
|
3. Перечень участников
|
7. Переговоры
|
9. Выбор победителя
|
Источник: составлено авторами на основе [15].
При проведении коммерческих тендеров для экономической безопасности хозяйствующего субъекта как организатора закупок могут иметь место угрозы его экономической безопасности, вытекающие из сущности данного формата закупочной деятельности, рассмотрим основные из них.
Во-первых, неоправданно завышенные требования к потенциальным поставщикам и подрядчикам, это может сузить круг участников торгов, не дав возможность принять в них участие исполнителям, возможно наиболее подходящим для заказчика.
Во-вторых, возможность сговора между поставщиками с целью регистрации в тендере без принятия прямого участия в нем, таким образом продвигается один исполнитель (поставщик), с которым заключается договор и который выплачивает откат участникам, принявшим участие в сговоре.
В-третьих, снижение цены контракта потенциальным его исполнителем, так называемый, демпинг как нарушение принципа конкуренции. Данное действие подрядчика (поставщика) делает его предложение самым привлекательным для заказчика по отношению к остальным участникам, но чрезмерное занижение цены поставки может отрицательно сказаться на качестве предоставляемых товаров и услуг.
В-четвертых, возможно неисполнение контракта, заключая договор обе стороны приобретают определенные обязательства, при этом исполнитель, естественно, берет на себя обязательство своевременно поставить указанные материальные ценности или выполнить оговоренные услуги и работы должного качества, однако эти обязательства могут быть не выполнены, заключение контракта через процедуру торгов не является стопроцентной гарантией его исполнения.
В-пятых, возможная недобросовестность участников тендера, таковыми являются организации, целью деятельности которых является получение необоснованной налоговой выгоды, как правило, сделки с подобными компаниями ведут к налоговым последствиям.
Предотвращение угроз экономической безопасности бизнеса необходимо на всех стадиях осуществления тендерных закупок: при определении условий проведения тендерной закупки заказчиком в соответствии с нормативной документацией, при взаимодействии с поставщиками с целью установления уровня их благонадежности, при проведении сделки по приобретению ресурсов, работ, услуг по объективной стоимости, при обеспечении своевременности поставок закупаемых товаров и услуг, при контроле уровня качества и объема приобретаемых ресурсов.
Направления нейтрализации угроз экономической безопасности бизнеса при коммерческих тендерных закупках и оценка их эффективности.
Соблюдении всех правовых норм при проведении тендерных закупок необходимое условие для предупреждения угроз.
Проведение коммерческих тендерных закупок осуществляется на основе Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ), а также внутренних регламентов, определяющих организацию тендеров. Коммерческие тендерные закупки, также косвенно регулируются Федеральным законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции» №135 от 26.07.2006 [2]. Правовые вопросы проведения коммерческих тендеров определены ст. 447 «Заключение договора на торгах», ст. 448 «Организация и проведение торгов», ст. 449 «Основания и последствия признания торгов недействительными» ГК РФ [1]. В то же время, как было указано ранее, на тендеры распространяется действие Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, а именно антимонопольные запреты и требования, указанные в части первой ст. 17 [2], например, ограничение конкуренции и создание преимуществ для определенных участников путем кооперации между организаторами торгов и их участниками, нарушение способа выбора победителей торгов, участие организаторов (заказчиков) или их сотрудников непосредственно в торгах, ими организованных [19]. Помимо законодательства Российской Федерации значение имеют регламенты проведения торгов и конкурсных закупок, применяемые на уровне отдельных организаций.
Грамотная разработка внутренней регламентации проведения коммерческих тендерных закупок – одно из направлений нейтрализации угроз экономической безопасности бизнеса.
В качестве примера документации по внутренней регламентации проведения торгов можно рассмотреть Регламент № PRO-LOG-0001 от 01.09.2018 «О проведении тендерной кампании по закупке логистических услуг» ООО «АКРОС» [17]. Данный документ устанавливает правила и критерии оценки потенциальных поставщиков услуг транспортировки грузов и ответственного хранения. В рамках кампании, регулируемой данным документом, организация формирует потребности и запрашивает предложения; собирает, оценивает предложения, проводит переговоры, и в конечном счете заключает договоры с победителями тендеров. В ходе проведения тендера ООО «АКРОС» гарантирует участникам равное право на получение информации и предоставление предложений, а также конфиденциальности.
В Регламенте также прописаны требования к предложениям представителей услуг транспортировки и складирования [17], например: предоставление на контрактной основе техники для транспортировки грузов, подготовка всей документации, необходимой для предоставления услуг, обеспечение наличия документов на транспортные средства, приемка груза на основании акта приемки, разработанного ООО «АКРОС», обеспечение необходимой складской обработки поступающего груза и условия хранения.
Вышеуказанным Регламентом закреплены критерии оценки поступивших предложений [17], которые представлены в таблице 2.
Таблица 2. Критерии оценки предложений участников тендерной кампании, содержащиеся в Регламенте № PRO-LOG-0001 от 01.09.2018 «О проведении тендерной кампании по закупке логистических услуг» ООО «АКРОС»
|
Критерий
|
Вес критерия
|
|
Стоимость
|
40%
|
|
Соответствие правилам охраны
труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды
|
30%
|
|
Квалификация и ассортимент
предоставляемых услуг
|
10%
|
|
Опыт в нефтяном сервисе и текущая
деятельность
|
10%
|
|
Филиалы и опыт работы в их регионах
|
5%
|
|
Информационные технологии:
автоматизация, отслеживание
|
5%
|
Источник: составлено авторами на основе [17].
Рассматриваемый Регламент [17] содержит в себе перечень необходимых документов, которые должны быть предоставлены участниками тендера. В их число входят: копия Устава, копия налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, копии лицензий, копия выписки из ЕГРЮЛ, копия бухгалтерского баланса. Регламент прописывает схему рассмотрения предложений тендерной комиссией, проведения переговоров, а также само заключение договора и условия оплаты в рамках подписанного контракта.
Четкое соблюдение процедуры проведения тендерных закупок позволит снизить угрозы экономической безопасности бизнеса при коммерческих тендерных закупках.
План проекта тендера начинается с определения целей и задач данной закупочной процедуры, а также назначения тендерной комиссии, которая является ответственной за управление проведения тендера, а также составление регламента и этапов организации тендера. В последующем, формируется список возможных участников тендера из всех возможных и доступных опций. Как правило, для его составления тендерная комиссия знакомится с информацией из открытых источников. По его готовности организатором тендера производится рассылка запросов на предоставление предложений потенциальным участникам из подготовленного списка. В запросах, как правило, содержатся инструкции для участников, перечень необходимых к предоставлению документов, требования, а также права и обязанности сторон. Рассылается тендерный пакет - сборник документации и информации, необходимой к ознакомлению претендентами для понимания требований организатора. В него входят план и правила проведения тендера, детализация объема работ, техническое и коммерческое предложение, а также образец договора. Организатор также может, по желанию, уведомить потенциальных участников о критериях оценки их предложений.
В дальнейшем, после анализа финансового положения участников, а также анализа иной предоставленной информации производится отбор в «короткий список». На его основе организатор дополнительно взаимодействует с кругом допущенных к дальнейшему участию организаций с целью получения иных сведений, которые позволят определить победителя тендера.
Проверка контрагентов – важный элемент в процессе обеспечения экономической безопасности при проведение коммерческих тендерных закупок.
В любом закупочном процессе, в том числе и тендерных закупках, взаимодействие с контрагентами неизбежно. Естественно, помимо очевидной важности интеракций с иными организациями в данной ситуации образуется пространство для развития рисков и угроз, способных нанести ущерб предприятию. Соответственно, нужна разработка и дальнейшее применение системы анализа и оценки контрагентов с целью минимизации потенциального ущерба, исходящего из взаимодействий с другими организациями. Основные направления оценки контрагентов представлены в различных публикациях, в частности, А.В. Грачевым [10], А.М. Хутиевым [22]. При тендерных закупках возрастает значимость проверки контрагентов, так как организаторы часто сталкиваются с множеством неизвестных участников, предлагающих разные условия, что увеличивает риски недобросовестности или несоответствия требованиям.
Особенно важно проводить тщательный анализ на двух этапах: предквалификационном отборе и при выборе финалистов, чтобы минимизировать возможные угрозы и обеспечить надежность сделки.
Этап предквалификации представляет собой анализ предприятий, откликнувшихся на высланные пре-квалификационные анкеты. Потенциальные контрагенты рассматриваются согласно восьми критериям, а именно:
- опыт организации;
- наличие писем-рекомендаций от заказчиков по ранее исполненным договорам и проектам;
- финансовые показатели претендентов за последние несколько лет;
- общая информация об организации, включая структуру, штатное расписание, политика в сфере охраны окружающей среды и труда;
- перечень проектов в текущем исполнении потенциальными контрагентами;
- подтверждение возможности реализации проекта в требуемые сроки;
- материально-техническое и программное обеспечение организации;
- принятие основных юридических и коммерческих условий организатора.
Одним из основных направлений проверки контрагента для допуска в участии в тендере является анализ финансовых показателей деятельности предприятия. Информация, требуемая для проведения данного анализа, чаще всего находится в открытом доступе в форме бухгалтерской финансовой отчетности, но ее также можно запросить у изучаемого потенциального контрагента. Финансовый анализ является лишь частью полноценной проверки организаций и компаний с целью их допуска к участию в тендере. Для всеобъемлющего анализа требуется алгоритм проверки потенциальных контрагентов с использованием данных из открытых источников, а также информации, представленной организацией по запросу. Пример подобного алгоритма представлен ниже:
1. Документальное оформление процедуры проверки контрагента. В процессе создается локальный акт, которые содержит все необходимые для рассмотрения критерии, а также назначаются ответственные лица.
2. Электронная проверка информации о контрагенте путем подтверждения показателей налоговой и кредитной задолженности с использованием данных из открытых источников, а также иных данных, связанных с деятельностью организации.
3. Анализ банковских счетов на предмет выявления ограничений или приостановления проведения финансовых операций.
4. Анализ юридического лица по идентификационному номеру налогоплательщика с целью определения его надежности как потенциального партнера для дальнейшего взаимодействия. Здесь также уместно проведение финансового анализа показателей деятельности потенциального контрагента.
5. Изучение данных, представленных в аудиторском заключении, с целью подтверждения отсутствия существенных ошибок или искажений в годовой финансовой отчетности.
6. Запрос у контрагента необходимой документации для подтверждения его дееспособности и способности исполнять взятые на себя обязательства. Примерами подобной документации являются устав организации, штатное расписание, лицензии, налоговая и бухгалтерская отчетность и так далее [8].
Открытыми источниками являются сайт Государственного информационного ресурса бухгалтерской финансовой отчетности [9], Реестра сведений из ЕГРЮЛ [18], Картотеки арбитражных дел [13], Банка данных исполнительных производств ФССП [6], Единого федерального реестра сведений о банкротстве [12], а также Центра раскрытия корпоративной отчетности [23]. Вместе с тем, в настоящее время существуют специальные сервисы, предоставляющие сводку различных видов информации о контрагенте из открытых источников, а также анализ потенциальных рисков взаимодействия с рассматриваемыми контрагентами. Примерами подобных сервисов являются Контур-Фокус, СПАРК-Интерфакс, Саби Профайл, Кронос-Информ, Скрин.Астрал, Прима-Информ.
Оценка эффективности коммерческих тендерных закупок позволяет определить их значение в обеспечении экономической безопасности бизнеса. Деятельность любой коммерческой организации направлена на получение прибыли, и хозяйствующие субъекты заинтересованы в получении выгоды от участия в тендерных закупках.
Прежде всего при оценке эффективности проведения тендеров как инструмента обеспечения экономической безопасности следует произвести оценку показателя - итоговая цена договора, заключенного как результат завершения тендерного процесса. При оценке эффективности проведения тендера по данному критерию итоговую цену договора можно сравнить со следующими показателями:
- цена схожих закупок, проведенных в прошлом. Вместе с тем, важно иметь в виду факторы, влияющие на цену товара или услуги, например, инфляция, а также условия поставок и наличие на рынке заменителей приобретенных ресурсов и услуг;
- цены всех поставщиков, которые участвуют в тендерной процедуре. Однако стоит иметь ввиду, что условия, предлагаемые участниками закупки, не всегда могут являться оптимальными на текущем рынке;
- среднерыночная цена. Вместе с тем, данный показатель является условным и относительным, поэтому полагаться на него стоит лишь вкупе с иными показателями;
- цена договоров, заключенных основными конкурентами по схожим объектам закупок. В то же время, получить информацию от конкурентов может быть весьма сложно [14, с. 30-31].
Сравнение может производиться как за единицу товаров и услуг, работ, так и в целом по объему закупки.
Эффективность проведения тендеров также можно установить с помощью анализа количества участников в тендерной процедуре, например, с помощью среднего количества участников торгов за определенный промежуток времени по следующей формуле:
Среднее
кол-во участников =
(1)
Большее количество участников указывает на повышенную эффективность тендерных процедур, так как организатору представляется наиболее расширенный выбор среди предоставленных предложений, предпочтительнее данный показатель рассматривать в динамике, по сравнению с предыдущими периодами.
Эффективность мер проверки потенциальных участников до их допуска к торгам можно оценить через коэффициент допуска, который рассчитывается по следующей формуле:
Коэффициент
допуска =
(2)
Несмотря на необходимость отбора потенциальных контрагентов, чрезмерно строгие критерии способны отмести большинство участников, что приводит к снижению конкуренции и, как результат, упущенной выгоде в форме дополнительного снижения цены контракта.
Оценку проведения тендеров также возможно провести через расчет доли состоявшихся торгов:
Доля
состоявшихся тендеров =
(3)
Проведенные (инициированные) тендеры включают в себя как состоявшиеся процедуры, так и те, которые являются несостоявшимися. Наилучшим значением данного показателя является единица, то есть в таком случае за рассматриваемый период несостоявшихся тендеров не было.
Экономическую эффективность проведенных тендерных процедур для организаторов возможно оценить через экономию денежных ресурсов с помощью формулы:
ЭДР = НЦЗ-КЦЗК, (4)
где ЭДР — экономия денежных ресурсов,
НЦЗ — начальная цена заказа,
КЦЗК — конечная цена заключенного контракта.
Экономия образуется в связи с понижением цены контракта в результате торгов между конкурентами. Вместе с тем, чрезмерное снижение цены контракта может привести к некачественному предоставлению услуг и выполнению порядных работ [7, с. 63].
Вышеприведенные показатели позволяют оценить эффективность организации тендеров по ряду важных аспектов. Важно помнить, что наибольшую информативность они предоставляют в динамике, то есть в сравнении с предыдущими расчетными периодами, например, месяц, квартал или год.
Заключение.
Тендерные закупки являются действенным инструментом обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта, так как они дают широкие возможности для развития бизнеса, в частности, увеличение числа потенциальных поставщиков и подрядчиков, возможность заключения договоров поставки, выполнения работ, оказания услуг с крупными компаниями, определение наиболее выгодных условий для заказчика, наличие условий объективного выбора исполнителя работ, услуг или поставщика материалов благодаря единым правилам их отбора.
Для нейтрализации возможных угроз при проведении коммерческих тендерных закупок аргументировано доказана необходимость, во-первых, грамотного составления Регламента их проведения как локального нормативного документа, определяющего проведение процедур закупки, во-вторых, четкое соблюдение установленных внутренним Регламентом заказчика и действующим законодательством РФ правил их осуществления, в -третьих, как и при других закупках, тщательная проверка потенциальных поставщиков, подрядчиков.
Для оценки эффективности тендерных закупок предложено применять методику, состоящую в анализе динамики среднего количества участников тендеров, расчете коэффициента допуска, позволяющего оценить эффективность мер проверки потенциальных участников и, самое важное, произвести расчет экономии денежных ресурсов.
Источники:
2. О защите конкуренции: федеральный закон от 26 июля 2006 № 135-ФЗ : ред. от 08.08.2024 : принят Государственной думой 08 июля 2006 года : одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года. КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения: 15.05.2025).
3. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: федеральный закон от 18 июля 2011 № 223-ФЗ : ред. от 08.08.2024 : принят Государственной думой 08 июля 2011 года : одобрен Советом Федерации 13 июля 2013 года. КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/ (дата обращения: 15.05.2025).
4. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ : ред. от 26.12.2024 : принят Государственной думой 22 марта 2013 года : одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года. КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата обращения: 15.05.2025).
5. Ашимова З. С. Юридическая сущность тендера при осуществлении государственных закупок в Республике Казахстан // ҚазҰУ ХАБАРШЫСЫ. – 2014. – № 3. – c. 111-114.
6. Банк данных исполнительных производств ФССП. Электронное правосудие. [Электронный ресурс]. URL: https://fssp.gov.ru/iss/ip (дата обращения: 13.06.2025).
7. Газизова Л. Г. Основные модели оценки эффективности закупочной деятельности // Теория и практика современной науки. – 2020. – № 3. – c. 60-66.
8. Галкина М.В., Куртова А.Г., Снаткина С.И., Выжитович А.М. Совершенствование контрольных процедур при анализе финансового положения контрагентов // Развитие территорий. – 2018. – № 3. – c. 20-27.
9. Государственный информационный ресурс бухгалтерской финансовой отчетности. [Электронный ресурс]. URL: https://bo.nalog.gov.ru/ (дата обращения: 13.06.2025).
10. Грачев А.В., Сикорская Л.В., Виноградова Ю.А. Оценка надежности контрагентов как инструмент обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. – 2022. – № 4. – c. 44-52.
11. Груздев Г. В., Жиряков С. Н. Стратегическая функция закупочной деятельности предприятий // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2019. – № 2. – c. 125-128.
12. Единый федеральный реестр сведений о банкротстве // Федресурс : сайт. - URL: https://bankrot.fedresurs.ru/?utm_referrer=https:%2F%2Fwww.yandex.ru%2F (дата обращения: 13.06.2025)
13. ФССП России. Картотека арбитражных дел. [Электронный ресурс]. URL: https://kad.arbitr.ru/ (дата обращения: 13.06.2025).
14. Кузнецов К. В. Конкурентные закупки: торги, тендеры, конкурсы. - Санкт-Петербург : Питер, 2005. – 368 c.
15. Открытый регламент по проведению тендеров на выбор генерального подрядчика/технического заказчика при проектировании и строительстве объектов в индустриальных парках и ОЭЗ, созданного Комитетом Ассоциации Индустриальных Парков России. Indparks.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://indparks.ru/upload/iblock/ff4/AIP%20OR%204.2.21%20(1).pdf (дата обращения: 17.02.2025).
16. Патласов О. Ю., Самарин А. М. Алгоритмы проведения тендеров и модель отбора участников // Омский научный вестник. – 2013. – № 5. – c. 46-52.
17. Регламент № PRO-LOG-0001 от 01.09.2018 «О проведении тендерной кампании по закупке логистических услуг» Общества с Ограниченной Ответственностью «АКРОС» // akros-llc.com : сайт. - URL: https://www.akros-llc.com/about/2%20%D0%A0%D0%B5%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%20%D0%BE%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BA%D0%B5%20%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85%20%D1%83%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B3.pdf (дата обращения: 13.05.2025)
18. Реестр сведений из ЕГРЮЛ. Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://egrul.nalog.ru/index.html (дата обращения: 14.06.2025).
19. Салихов Д. Р. Государственные и корпоративные закупки: современное состояние и перспективы правового регулирования // Аллея науки. – 2018. – № 5. – c. 257-267.
20. Сухадольский Г. А. Тендеры. Вопросы и ответы. - Москва : Вершина, 2005. – 304 c.
21. Токмакова Е.Г., Осокин О.И., Яворницкий В.В. Классификация инструментов обеспечения экономической безопасности бизнеса // Экономическая безопасность страны, регионов, организаций различных видов деятельности: Материалы Третьего Всероссийского форума в Тюмени по экономической безопасности. – Тюмень: Изд-во Тюм ГУ. Тюмень, 2022. – c. 432-439.
22. Хутиев А. М. Основные направления оценки контрагентов хозяйственной деятельности предприятия // Хроноэкономика. – 2020. – № 3. – c. 237-241.
23. Центр раскрытия корпоративной отчетности. Интерфакс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.e-disclosure.ru/ (дата обращения: 15.06.2025).
24. Швайка О., Терентьев В. Современные аспекты развития тендерных процессов в РФ // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2018: Сборник трудов международного научно-технического форума. – Рязань: Рязанский государственный радиотехнический университет. Рязань, 2018. – c. 56-61.
25. Щенникова А. Ф., Назмутдинова Е. В. Сущность и особенности формирования закупочной политики предприятия // Вестник науки и образования. – 2019. – № 3-1. – c. 33-35.
Страница обновлена: 28.10.2025 в 21:52:31
Download PDF | Downloads: 6
Commercial tender procurement: a look through the prism of business economic security
Tokmakova E.G., Konev I.N., Karimova D.V.Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 8, Number 8 (August 2025)
Abstract:
The article examines the importance of commercial tender procurement as a tool to ensure the business economic security. The successful existence of a commercial organization requires the reasonable realization of opportunities and the application of measures that mitigate the danger to its economic security. Within the framework of this paradigm, tender procurement is no exception, which means that it is necessary to explore the possibilities and potential threats of tenders.
As a result of the research, the argumentation of the availability of opportunities and threats to the business economic security in the implementation of commercial tender procurement is presented. A methodology for evaluating the effectiveness of commercial tender purchases is proposed; and the directions for neutralizing possible threats during their implementation are determined.
Keywords: commercial tender procurement, business economic security, tender procurement business opportunities and threats
JEL-classification: H110, H560, А130
References:
. [].
Ashimova Z. S. (2014). The legal nature of the tender in the implementation of public procurement in the Republic of Kazakhstan. ҚazҰU KhABARShYSY. (3). 111-114.
Galkina M.V., Kurtova A.G., Snatkina S.I., Vyzhitovich A.M. (2018). Improvement of control procedures in analyzing the financial situation of counterparties. Razvitie territoriy. (3). 20-27.
Gazizova L. G. (2020). Basic models for evaluating the efficiency of procurement. Theory and practice of modern science. (3). 60-66.
Grachev A.V., Sikorskaya L.V., Vinogradova Yu.A. (2022). Assessment of counterpart reliability as a tool to ensure economic security of an economic subject. News of Higher Educational Institutions. Series Economics, Finance and Production Management. (4). 44-52.
Gruzdev G. V., Zhiryakov S. N. (2019). The strategic function of procurement activities of the enterprises. ASR: Economics and Management. (2). 125-128.
Khutiev A. M. (2020). Key directions of evaluation of contractors of economic activity of the enterprise. Khronoekonomika. (3). 237-241.
Kuznetsov K. V. (2005). Competitive procurement: auctions, tenders, contests
Patlasov O. Yu., Samarin A. M. (2013). Algorithms for conducting tenders and model for the selection of participants. Omsk scientific bulletin. (5). 46-52.
Salikhov D. R. (2018). Government and corporate procurement: current state and prospects of legal regulation. Alley of Science. (5). 257-267.
Schennikova A. F., Nazmutdinova E. V. (2019). The essence and features of the company's procurement policy formation. Vestnik nauki i obrazovaniya. (3-1). 33-35.
Shvayka O., Terentev V. (2018). Modern aspects of the development of tender processes in the Russian Federation Modern technologies in science and education 2018. 56-61.
Sukhadolskiy G. A. (2005). Tenders. Questions and answers
Tokmakova E.G., Osokin O.I., Yavornitskiy V.V. (2022). Classification of business economic security tools Economic security of the country, regions, and organizations of various types of activity. 432-439.
