Безопасность торговых маршрутов России/Турции в условиях санкционного давления
Ахмедзаде Ф.Ф.1
1 Московский государственный институт международных отношений (Университет)
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 8 (Август 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83089855
Аннотация:
Исследование посвящено изучению факторов, влияющих на безопасность торговых путей между Россией и Турцией в условиях санкционного давления. Представлен краткий теоретический обзор вопросов, связанных с обеспечением безопасности торговых путей в условиях санкций. Определены маршруты перемещения товаров между Россией и Турцией. Проведен сравнительный анализ динамики импорта, экспорта и торгового баланса России/Турции в период 2022-2024 гг., отмеченный усилением санкционного режима. Обозначены комплексные меры, предпринимаемые Россией и Турцией в целях повышения безопасности своих торговых маршрутов.
Результатами исследования являются: систематизация особенностей торговых маршрутов России/Турции, выявление их уязвимостей и предложения по их оптимизации.
Сделан вывод, что в сложившейся санкционной ситуации, торговые отношения между Россией и Турцией выходят за рамки стандартного товарообмена. Они становятся стратегическим рычагом обеспечения безопасности и развития обеих стран, обуславливая необходимость постоянного укрепления сотрудничества и разработки надёжных логистических схем
Ключевые слова: безопасность, торговые маршруты, международная торговля, санкции, импорт, экспорт, торговый баланс, Россия, Турция
JEL-классификация: H110, H560, А130
Введение. На фоне усиливающегося глобального экономического взаимодействия и сохраняющейся геополитической турбулентности, безопасность торговых путей приобретает особую актуальность. В отношении России и Турции, двух влиятельных держав на международной арене, имеющих исторически сложившиеся экономические связи, этот вопрос становится критичным в условиях продолжающегося санкционного давления.
«Введенные против России санкции оказывают непосредственное влияние на логистику, финансовые операции и доступ к рынкам» [12]. Это вынуждает искать альтернативные пути поставок, новые логистические цепочки и надежных партнеров. Турция, будучи крупным транзитным узлом и торговым партнером России, оказывается в эпицентре этих трансформаций. «Для России, стремящейся преодолеть ограничения на традиционные торговые пути, Турция предоставляет альтернативные маршруты» [19]. Это касается морских перевозок через Чёрное море/проливы и сухопутных коридоров. Безопасность этих маршрутов напрямую влияет на бесперебойность поставок и стабильность экономик обеих стран.
Торговые отношения между Россией и Турцией носят стратегический характер. Россия обеспечивает Турцию значительными объемами энергии, сельхозпродукции и сырья, Турция является для России важным рынком и источником импорта. Нарушение этого баланса может иметь негативные последствия не только для России/Турции, но и других стран [15]. Более того, ситуация вокруг санкций неразрывно связана с более широким геополитическим ландшафтом. Безопасность торговых путей – это не только экономический, но и стратегический приоритет, от которого зависит региональная стабильность и характер международных отношений. Безопасность торговых путей в данном контексте содержит в себе различные аспекты безопасности:
– физическую безопасность: «защита судов, грузов и транспортных средств от пиратства, террористических актов и других угроз» [7];
– финансовую безопасность: «обеспечение платежей, доступ к страховым услугам и защита от финансовых санкций» [11];
– логистическую безопасность: «надежность и предсказуемость транспортных цепочек, минимизация рисков сбоев и задержек» [9];
– правовую/регуляторную безопасность: «соблюдение международных и национальных норм, отсутствие необоснованных препятствий для торговли» [3].
Исходя из этого, решение насущных проблем торговых маршрутов между Россией и Турцией – это не просто техническая задача, это стратегический императив, позволяющий:
– оптимизировать негативные последствия санкций, разрабатывая эффективные стратегии обхода и поддерживая стабильность торговых отношений;
– укреплять экономическое сотрудничество путем создания стабильной и предсказуемой среды для двусторонней торговли и инвестиций;
– обеспечивать безопасность в Черноморском регионе и сопредельных территориях.
Основная цель: исследование направлено на выявление проблем и возможностей повышения безопасности торговых маршрутов, соединяющих Россию и Турцию.
Задачи исследования:
– кратко рассмотреть теоретические аспекты безопасности торговых маршрутов в условиях санкций;
– проанализировать текущую ситуацию с санкциями, затрагивающими торговые маршруты России/Турции;
– определить меры, принимаемые Россией и Турцией для гарантии безопасности торговых маршрутов.
Краткий теоретический обзор аспектов безопасности торговых маршрутов в условиях санкционного давления. «Безопасность торговых маршрутов – это ключевой элемент мировой экономики, обеспечивающий стабильное перемещение товаров/услуг» [10]. Это также комплекс мер, направленных на минимизацию рисков/угроз, включающий: физическую защиту от пиратства и терроризма, экономическую стабильность, политическую безопасность, правовое регулирование, информационную защиту и экологическую безопасность.
Стабильность торговых маршрутов заключается в поддержании бесперебойности и прогнозируемости торговых потоков между странами, являясь одним из факторов глобального экономического роста. Безопасные торговые маршруты позволяют предпринимателям уверенно планировать свою деятельность, обеспечивают потребителям доступ к товарам по разумным ценам и способствуют снижению рисков, связанных с угрозами безопасности [13].
Международная торговля, будучи сложным и многогранным процессом, стимулирует обмен товарами между государствами. Тем не менее, в современных условиях она подвергается серьезному испытанию в виде санкций. «Санкции, по своей сути, представляют собой набор ограничительных мер, применяемых одной или несколькими странами против другой страны, ее граждан, организаций» [5]. Они могут принимать различные формы: от запрета на экспорт/импорт определенных товаров до замораживания активов и ограничения доступа к финансовым рынкам. Хотя санкции изначально предназначались для оказания внешнеполитического давления с целью коррекции поведения страны, их реальные последствия для международной торговли оказались гораздо более обширными и отрицательными [18]. То есть, санкционное давление стало фактором риска международной торговли, проявляющийся в: нарушении привычных цепочек поставок; усложнении финансовых операций; сокращении инвестиционной привлекательности; переориентации торговых потоков и создании «теневой» экономики; ухудшении отношений и снижении доверия между странами.
Безопасность торговых маршрутов России/Турции. «В условиях геополитической ситуации и растущего санкционного давления обеспечение безопасности торговых путей между Россией и Турцией выступает приоритетной задачей для обеих стран» [1]. Их торговые отношения зависят от морских, автомобильных, железнодорожных и воздушных маршрутов, каждый из которых подвержен специфическим рискам/ограничениям. Рассмотрим их подробнее.
«Морские торговые маршруты (табл. 1) являются наиболее значимыми по объему перевозимых грузов» [2]. Основные российские порты отправления: Новороссийск, Туапсе, Кавказ; турецкие: Стамбул, Измир, Мерсин. Морские маршруты используются для транспортировки широкого спектра товаров (энергоносители, металлы, продовольствие/промышленные товары и др.).
Таблица 1. Особенности морских торговых маршрутов России/Турции
|
Общие
вызовы и угрозы
|
Специфика
России
|
Специфика
Турции
|
|
Пиратство
и вооруженные ограбления
|
Северный
морской путь (СМП)
|
Проливы
Босфор и Дарданеллы
|
|
Терроризм
и диверсии
|
Черное
море
|
Средиземное
море
|
|
Незаконная
деятельность
|
Балтийское
и Охотское моря
|
Эгейское
море
|
|
Экологические
риски
| ||
|
Геополитическая
напряженность
| ||
|
Киберугрозы
|
Как видно из таблицы 1, морские перевозки, затрагивающие маршруты между Россией и Турцией в санкционных условиях подвержены следующим вызовам и угрозам:
– пиратство и вооруженные нападения продолжают представлять опасность для международных морских путей;
– морская инфраструктура и суда могут стать объектами атак, приводящих к срыву торговых операций и материальному ущербу;
– контрабанда, незаконный вылов рыбы и перевозка запрещенных грузов создают дополнительные риски судоходству;
– аварии судов с последующими разливами опасных веществ могут иметь разрушительные последствия для экологической среды;
– военные конфликты, блокады и экономические санкции увеличивают риски морских маршрутов;
– применение цифровых технологий делает суда и системы управления подверженными кибератакам.
При этом меры по обеспечению безопасности морских путей России и Турции взаимно усиливают друг друга. Российская специфика заключается в необходимости обеспечения безопасности на различных морских направлениях, от арктических вод Северного морского пути до черноморских и балтийских регионов. Особое внимание уделяется адаптации к меняющемуся климату и геополитической напряженности, влияющей на доступ к международным морским путям.
«Значение Турции для мировой торговли определяется ее контролем над стратегически важными проливами Босфор и Дарданеллы» [6]. Кроме того, страна активно способствует обеспечению безопасности судоходства в Средиземном и Эгейском морях, где наблюдается судоходная активность. Ситуация в Черном море, контролируемом Турцией, напрямую влияет на безопасность российских торговых судов. В этой связи обеспечение стабильности морских перевозок требует координации и сотрудничества России и Турции.
Автомобильные торговые маршруты используются для доставки товаров, требующих более быстрой транспортировки, а также грузов, не предназначенных для морской транспортировки. Основными автомобильными коридорами, связывающими Россию и Турцию, являются [17]:
– маршрут через Грузию: логистически привлекательный маршрут через Грузию предполагает пересечение российско-грузинской границы в пункте Верхний Ларс/Казбеги. Далее, следуя по территории Грузии, осуществляется переход на турецкую сторону в районе Сарпи. Этот маршрут отличается хорошей транспортной доступностью и позволяет осуществлять доставку в сжатые сроки;
– маршрут через Азербайджан: маршрут начинается с пересечения российско-азербайджанской границы в районе Дербента и Астары, затем проходит через всю территорию Азербайджана и выходит к границе с Турцией. Хотя этот маршрут может быть более длинным, он предоставляет альтернативные варианты в случае возникновения проблем на других направлениях.
Несмотря на развитую инфраструктуру, автомобильные торговые маршруты Россия/Турция сталкиваются с определенными вызовами:
– таможенное оформление: сложности и задержки при прохождении таможенных процедур могут влиять на скорость доставки;
– инфраструктура: существуют участки дорог, требующие модернизации, особенно в приграничных районах;
– конкуренция: развитие других видов транспорта (железнодорожный, морской) влияет на выбор логистических решений.
В этой связи, для обеспечения дальнейшего роста эффективности автомобильных торговых маршрутов Россия/Турция, автор предлагает сосредоточить усилия на следующих направлениях: цифровизация и упрощение таможенных процедур, модернизация приграничной инфраструктуры, развитие мультимодальных перевозок, повышение безопасности и качества перевозок, информационная поддержка и обмен данными между странами.
Железнодорожные торговые маршруты между Россией/Турцией развиваются в рамках международного транспортного проекта «Север-Юг», соединяющего Россию с Индией через территорию Азербайджана и Ирана [8]. Турецкое направление является стратегически важной частью этого глобального логистического проекта. Данный маршрут предоставляет значительные преимущества для грузоперевозок, позволяя сократить время и затраты на доставку товаров между Европой, Азией и Ближним Востоком, в том числе:
– расширение торговых связей: укрепление железнодорожных связей между Россией/Турцией не только увеличивает объемы их взаимной торговли, но и раскрывает потенциал торговых отношений с другими странами, входящими в орбиту проекта «Север-Юг»;
– повышение эффективности логистики: железнодорожный транспорт предлагает более предсказуемые сроки доставки и меньшую зависимость от погодных условий по сравнению с морскими перевозками;
– новые возможности транзита: Турция, благодаря своему географическому положению, становится ключевым транзитным хабом, позволяя российским товарам достигать рынков Южной Азии, а индийским – европейских стран, и наоборот.
Воздушные торговые маршруты между Россией/Турцией выполняют функцию в обеспечении оперативности и безопасности доставки [21]:
– ценных грузов: авиаперевозки являются идеальным решением для транспортировки дорогостоящих товаров (электроника, ювелирные изделия, фармацевтическая продукция и т.д.), минимизируют риски потери или повреждения;
– скоропортящихся грузов: свежие продукты, цветы, медикаменты и другие товары, требующие особых условий хранения и быстрой доставки, находят свое оптимальное решение в авиаперевозках.
Однако, как и в любом динамично развивающемся направлении, существует ряд вызовов, в частности: «ограничения на использование воздушного пространства, проблемы с страхованием и лизингом воздушных судов, необходимость постоянного повышения качества услуг, различия в авиационном законодательстве, таможенные процедуры и контроль, сезонность и колебания спроса» [16].
В условиях текущих вызовов, авиационные торговые коридоры между Россией/Турцией обладают огромным потенциалом прогресса. В целях его достижения автор предлагает следующий комплекс мер:
– укрепление двустороннего сотрудничества в части гармонизации авиационного законодательства;
– развитие партнерских отношений между авиакомпаниями (создание альянсов, код-шеринговых соглашений и совместных предприятий);
– инвестиции в модернизацию авиационной инфраструктуры (улучшение аэропортовой инфраструктуры, развитие логистических центров и внедрение современных технологий для обработки авиационных грузов);
– диверсификация маршрутной сети (поиск новых направлений и оптимизация существующих авиационных маршрутов).
Безопасность торговых маршрутов России/Турции: анализ влияния санкционного давления. Прежде чем исследовать влияние санкций на безопасность российско-турецких торговых маршрутов, проведём сравнительный анализ динамики импорта, экспорта и торгового баланса обеих стран в период 2022-2024 гг., отмеченный усилением санкционного режима (рис. 1-3).
Рисунок 1. Импорт России/Турции, % ВВП
Источник: составлено автором по материалам «Импорт, % ВВП – Классация стран» [4].
Представленные статистические данные демонстрируют разные траектории развития импортной составляющей экономик России/Турции, каждая из которых имеет свои причины и последствия. Главное отличие заключается в противоположной динамике. У России наблюдается рост импорта (за анализируемый период +2,53%), в то время как у Турции – снижение (за анализируемый период -14,81%).
Несмотря на рост, доля импорта в России (17,59% ВВП – 2024 г.) остается значительно ниже, чем в Турции (27,78% ВВП – 2024 г.). Это свидетельствует о разной степени открытости экономик и зависимости от внешних поставок. Для России рост импорта может быть связан с увеличением потребительского спроса и расширением ассортимента доступных товаров. Для Турции снижение импорта является результатом целенаправленной политики, направленной на укрепление внутреннего рынка.
Рисунок 2. Экспорт России/Турции, % ВВП
Источник: составлено автором по материалам «Экспорт, % ВВП – Классация стран» [22].
За анализируемый период экспортная активность Турции была более значительной, чем у России. Это является признаком диверсифицированной экспортной базы Турции и большей зависимости ее экономики от внешних рынков. Обе страны столкнулись с сокращением доли экспорта. Подобная ситуация вызвана общими глобальными вызовами (инфляция, замедление темпов роста мировой экономики, геополитическая нестабильность).
Анализ данных за 2023 г. выявил, что снижение экспортной доли Турции было более интенсивным (-6,66% ВВП), чем у России (-5,23% ВВП). В 2024 г. обе страны зафиксировали замедление спада в экспорте. Тем не менее, сокращение экспорта Турции было максимальным (-3,87% ВВП), в отличие от России (-0,57% ВВП). Эта тенденция свидетельствует о наличии различных факторов, формирующих экспортный потенциал каждой страны.
Рисунок 3. Торговый баланс России/Турции, % ВВП
Источник: составлено автором по материалам «Торговый баланс, % ВВП – Классация стран» [20].
Как видно из рисунка 3, Россия демонстрирует снижение профицита с очень высокого уровня, в то время как Турция движется от дефицита к профициту. Разница между профицитом России и дефицитом Турции в 2022 г. была значительной. Однако к 2024 г. разрыв сокращается, и Турция выходит на положительный баланс. «Для России ключевыми факторами являются цены на сырьевые товары и геополитическая обстановка, для Турции – развитие производственного сектора, экспортная политика и конкурентоспособность турецких товаров» [14].
Аналитический обзор базовых торговых показателей России/Турции продемонстрировал, что санкционное давление оказывает очевидное влияние на безопасность их торговых маршрутов. Негативное влияние проявляется в комплексе факторов, включая логистические сложности и финансовые ограничения (табл. 2).
Таблица 2. Особенности и взаимосвязь воздействий санкций на безопасность
российско-турецких торговых маршрутов
|
Российские
особенности
|
Турецкие
особенности
|
Взаимосвязь
российско-турецких особенностей
|
|
Ограничение
доступа к финансированию и страховым услугам
|
Риск вторичных
санкций
|
Транзит
российских грузов через Турцию
|
|
Ограничение
доступа к технологиям и оборудованию
|
Усиление
контроля за грузами
|
Импорт турецких
товаров в Россию
|
|
Усиление
контроля за грузами
|
Репутационные
риски
|
Совместные
инфраструктурные проекты
|
|
Риски вторичных
санкций
|
Изменение
структуры торговли
|
Развитие
альтернативных логистических цепочек
|
|
Киберугрозы
|
Сотрудничество в
сфере торговой безопасности
|
Так, геополитические факторы и санкционное давление оказывают негативное воздействие на функционирование российской транспортно-логистической системы, проявляющееся в следующих аспектах:
– отсутствие адекватных финансовых инструментов и страховых покрытий увеличивает риски и стоимость транспортировки;
– ограниченное применение технологий и оборудования замедляет модернизацию инфраструктуры, снижая ее эффективность и безопасность;
– более тщательные проверки грузов приводят к задержкам в доставке и увеличивают вероятность пропажи товаров;
– угроза вторичных санкций препятствует взаимодействию с зарубежными компаниями и нарушает налаженные каналы поставок;
– возрастающая опасность кибер-атак на транспортные системы ставит под угрозу бесперебойную работу транспортных узлов и торговых предприятий.
Основными вызовами/рисками, с которыми сталкивается Турция и турецкие компании вследствие сотрудничества с Россией в контексте действующих санкций, выступают:
– западные страны могут ввести вторичные санкции против турецких компаний, ведущих бизнес с Россией, что приведет к их изоляции от западных рынков, финансовых систем и технологий;
– усиленный контроль за грузами, проходящими через турецкие порты и транспортные сети, может привести к задержкам, увеличению стоимости транспортировки и усложнению логистических цепочек;
– сотрудничество с Россией в сложившихся обстоятельствах несет риски для имиджа турецкого бизнеса и его партнерских отношений на Западе, что может привести к подрыву доверия и ограничению будущих перспектив;
– в связи с санкциями Турция вынуждена корректировать свою торговую политику с Россией, смещая акцент на товары, не подверженные ограничениям.
Санкционное давление повышает стратегическую значимость торговых транспортных коридоров, связывающих Россию/Турцию. Обе страны осознают важность поддержания и расширения своих торговых связей, преодолевая внешние ограничения. Эта взаимосвязь и взаимозависимость проявляется в следующем:
– Турция выступает ключевым транзитным хабом для России, позволяя ей обходить санкционные ограничения и поддерживать экспорт на рынки Ближнего Востока и Африки;
– Россия остается значимым рынком сбыта для турецких товаров, что делает поддержание стабильности торговых путей критически важным для турецкой экономики;
– совместные инфраструктурные проекты (развитие железнодорожного сообщения) укрепляют эту взаимозависимость и повышают безопасность торговых маршрутов;
– развитие альтернативных логистических цепочек свидетельствует о стремлении обеих стран минимизировать риски, связанные с санкционным давлением, и диверсифицировать торговые потоки;
– сотрудничество в сфере торговой безопасности, особенно в Черном море, является необходимым условием для обеспечения бесперебойности и безопасности грузоперевозок.
В ответ на сложившиеся обстоятельства Россия и Турция предпринимают комплексные меры, направленные на укрепление безопасности торговых маршрутов:
1. Развитие альтернативных логистических коридоров:
– Россия активно развивает международный транспортный коридор «Север-Юг», обеспечивающий сообщение через Каспийское море с Ираном, Индией и другими странами. Турция, являясь важным транзитным узлом, также выражает заинтересованность в развитии этого коридора в качестве альтернативы традиционным транспортным маршрутам;
– важным направлением является укрепление железнодорожного сообщения между Россией и Турцией, расширение транзитных возможностей для российских грузов, следующих в Европу и обратно через турецкую территорию;
– обе страны прилагают усилия для гарантии безопасности морских маршрутов, включая акваторию Черного моря. Это подразумевает совместную работу над безопасностью судоходства, обмен данными о возможных опасностях и скоординированные меры по их устранению.
2. Укрепление финансового сотрудничества:
– Россия и Турция стремятся вести расчеты в национальных валютах, чтобы снизить зависимость от доллара/евро и обойти санкционные ограничения;
– внедряются и тестируются альтернативные платежные системы, призванные обеспечить стабильное проведение финансово-торговых операций;
– развитие межгосударственного банковского сотрудничества призвано обеспечить более эффективный доступ субъектов бизнеса к финансовым услугам.
3. Повышение безопасности и снижение рисков:
– компетентные органы России и Турции поддерживают постоянный диалог для обмена данными о потенциальных угрозах и инцидентах, направленный на повышение безопасности торговых путей;
– обеспечение правовой регламентации безопасности торговых перевозок через заключение двусторонних соглашений.
Таким образом, в условиях санкций, торговые маршруты между Россией и Турцией становятся не просто каналами товарообмена, а стратегическим инструментом для поддержания экономической стабильности и развития обеих стран, требующим постоянного укрепления сотрудничества и поиска устойчивых логистических решений.
Заключение
В условиях санкционного режима Россия и Турция демонстрируют яркий пример конструктивного диалога и практического сотрудничества, направленного на обеспечение устойчивости и безопасности торговых отношений. Тема безопасности торговых маршрутов между Россией и Турцией в условиях санкционного давления является многогранной и требует комплексного подхода, учитывающего как финансово-экономические, технологические так и геополитические факторы. Значимость исследования обусловлена текущей мировой ситуацией и необходимостью обеспечения устойчивого развития и благосостояния обеих стран.
Исторически сложившиеся взаимосвязи России/Турции и их заинтересованность в поддержании торговых связей стимулируют поиск новых решений и развитие альтернативных логистических маршрутов. Успешное преодоление проявляющихся вызовов потребует от обеих стран более интенсивного сотрудничества, гибкости и инновационного подхода к обеспечению безопасности и стабильности торговых маршрутов. Дальнейшее развитие торговых отношений между Россией и Турцией будет во многом зависеть от их способности адаптироваться к глобальным условиям и эффективно управлять рисками, связанными с санкционным давлением.
Источники:
2. Гордеева С. И. Современные проблемы международных перевозок // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Экономические науки. – 2024. – № 2. – c. 33-38.
3. Ильина Т. В., Медведева М. Б. Динамика российского экспорта в условиях санкций // Финансовый менеджмент. – 2025. – № 2. – c. 153-161.
4. Импорт, процент ВВП – Классация стран. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Imports/ (дата обращения: 25.07.2025).
5. Казанцев С. В. Санкции: удар по уязвимым зонам экономики и общества // Экономическая безопасность. – 2025. – № 3. – c. 503-528. – doi: 10.18334/ecsec.8.3.122956.
6. Колпаков, А. А. Транзит через Турцию в Россию / А. А. Колпаков // Мавлютовские чтения: материалы XVI Всероссийской молодежной научной конференции: в 6 томах, Уфа, 25–27 октября 2022 года. – Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2022. – С. 251-253. – EDN HDMKLP
7. Кучменко В. А. Особенности и повышение эффективности перевозки экспортно-импортных грузов между Турцией и Россией // Modern Science. – 2024. – № 7-1. – c. 20-26.
8. Лабин Д. К., Рзаев Р. Г. Новые правовые возможности реализации проекта международного транспортного коридора Север - Юг в условиях новой мировой многополярности // Московский журнал международного права. – 2025. – № 1. – c. 31-48. – doi: 10.24833/0869-0049-2025-1-31-48.
9. Лев М.Ю., Медведева М.Б., Лещенко Ю.Г. Оценка экономической безопасности торговых отношений США со странами ЕАЭС в условиях санкций // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 10. – c. 4523-4546. – doi: 10.18334/epp.13.10.119215.
10. Лев М. Ю., Казанцев С. В. Цены, инфляция и безопасность общества. - Москва: ООО «Первое экономическое издательство», 2024. – 230 c.
11. Лещенко Ю. Г. Финансовая безопасность в ракурсе стабильности финансовой системы // Обеспечение национальной экономической безопасности: новые вызовы и приоритеты: сборник тезисов международной научной конференции, Москва, 12 октября 2019 года. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «МГУ им. М.В. Ломоносова» (экономический факультет). Москва, 2020. – c. 74-78.
12. Медведева М.Б., Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Торгово-экономические санкции в отношении России и их совместимость с правом ВТО: сценарии обеспечения экономической безопасности государства // Экономическая безопасность. – 2023. – № 4. – c. 1561-1590. – doi: 10.18334/ecsec.6.4.119262.
13. Поспелов В. К., Гришкова А. А., Медведева М. Б. Международная торговля и мировые рынки товаров и услуг. - Москва: ООО «Центркаталог», 2023. – 496 c.
14. Никитина А. А., Шафиева К. Р. Развитие двусторонних экономических взаимоотношений между Россий и Турцией // Международная экономика. – 2023. – № 4. – c. 226-238. – doi: 10.33920/vne-04-2304-02.
15. Новосельцева Г. Б., Рассказова Н. В. Внешняя торговля России и Турции в контексте геополитических вызовов // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2025. – № 1. – c. 72-80. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2025.01.14.009.
16. Петрова Т. А., Карданов В. А. Анализ современных авиаперевозок в России // Вестник университета. – 2024. – № 9. – c. 65-75. – doi: 10.26425/1816-4277-2024-9-65-75.
17. Роменский Д. Ю., Карелина М. В., Роменская М. В. Технико-технологические основы мультимодальных грузовых перевозок. / учебное пособие. - Москва: Издательские решения, 2024. – 223 c.
18. Сикачев Н.К., Лещенко Ю.Г. Санкционная политика в отношении России на уровне международных организаций // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 775-792. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117828.
19. Тетцоев А. Г. Торгово-экономические отношения между Россией и Турцией // Актуальные вопросы современной экономики. – 2023. – № 6. – c. 594-598.
20. Торговый баланс, процент ВВП – Классация стран. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/Trade_balance/ (дата обращения: 25.07.2025).
21. Черепанов А. П. Динамика развития торговых отношений между Россией и Турцией за последнее десятилетие (2013-2023) // Актуальные проблемы современной экономики: новые решения в новой реальности: Сборник научных работ молодых исследователей, Санкт-Петербург, 12–13 апреля 2024 года. – Санкт-Петербург: ИП Сергеев. Санкт-Петербург, 2024. – c. 39-47.
22. Экспорт, процент ВВП – Классация стран. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/exports/ (дата обращения: 25.07.2025).
Страница обновлена: 28.10.2025 в 21:52:30
Download PDF | Downloads: 11
Security of Russia-Türkiye trade routes under sanctions pressure
Akhmedzade F.F.Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 8, Number 8 (August 2025)
Abstract:
The article examines factors affecting the security of Russia-Türkiye trade routes amid sanctions pressure. The article provides a brief theoretical overview of issues related to ensuring the security of trade routes under sanctions.
The article defines Russia-Türkiye routes of goods movement. The article presents a comparative analysis of the dynamics of imports, exports and the trade balance between Russia and Türkiye in the period 2022-2024, marked by the strengthening of the sanctions regime. The article provides comprehensive measures taken by Russia and Türkiye to improve the security of their trade routes.
The article systematizes the features of Russia-Türkiye trade routes, identifies their vulnerabilities and suggests ways to optimize them.
It is concluded that in the current sanctions situation, Russia-Türkiye trade relations go beyond the standard exchange of goods. They are becoming a strategic lever for ensuring the security and development of both countries, necessitating the constant strengthening of cooperation and the development of reliable logistics schemes.
Keywords: security, trade routes, international trade, sanctions, import, export, trade balance, Russia, Türkiye
JEL-classification: H110, H560, А130
References:
Akhmedzade F. F. (2025). Peculiarities of Russian-Turkish economic cooperation amidst sanctions. Economic security. 8 (3). 609-628. doi: 10.18334/ecsec.8.3.123019.
Cherepanov A. P. (2024). The dynamics of trade relations between Russia and Turkey over the last decade (2013-2023) Current problems of the modern economy: new solutions in a new reality. 39-47.
Gordeeva S. I. (2024). Modern problems of international transportation. Vestnik Vladimirskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Aleksandra Grigorevicha i Nikolaya Grigorevicha Stoletovyh. Seriya: Ekonomicheskie nauki. (2). 33-38.
Ilyina T. V., Medvedeva M. B. (2025). Dynamics of russian exports in the context of sanctions. Financial management. (2). 153-161.
Kazantsev S. V. (2025). Sanctions: a blow to vulnerable areas of the economy and society. Economic security. 8 (3). 503-528. doi: 10.18334/ecsec.8.3.122956.
Kuchmenko V. A. (2024). Features and efficiency improvement of export-import cargo transportation between Turkey and Russia. Modern Science. (7-1). 20-26.
Labin D. K., Rzaev R. G. (2025). New legal opportunities for the implementation of the North - South international transport corridor project in the context of a new global multipolarity. Moskovskiy zhurnal mezhdunarodnogo prava. (1). 31-48. doi: 10.24833/0869-0049-2025-1-31-48.
Leschenko Yu. G. (2020). Financial security from the perspective of the stability of the financial system Ensuring national economic security: new challenges and priorities. 74-78.
Lev M. Yu., Kazantsev S. V. (2024). Prices, inflation and public safety
Lev M.Yu., Medvedeva M.B., Leschenko Yu.G. (2023). Assessment of the economic security of US trade relations with the EAEU countries under sanctions. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (10). 4523-4546. doi: 10.18334/epp.13.10.119215.
Medvedeva M.B., Lev M.Yu., Leschenko Yu.G. (2023). Trade and economic sanctions against Russia and their compatibility with WTO law: scenarios for ensuring the economic security of the state. Economic security. 6 (4). 1561-1590. doi: 10.18334/ecsec.6.4.119262.
Nikitina A. A., Shafieva K. R. (2023). Development of bilateral economic relations between Russia and Turkey. The World Economics. (4). 226-238. doi: 10.33920/vne-04-2304-02.
Novoseltseva G. B., Rasskazova N. V. (2025). Foreign trade of Russia and Turkey in the context of geopolitical challenges. Economics and management: problems, solutions (Ekonomika i upravleniye: problemy, resheniya nauchno-prakticheskiy zhurnal). 14 (1). 72-80. doi: 10.36871/ek.up.p.r.2025.01.14.009.
Petrova T. A., Kardanov V. A. (2024). Analysis of modern air transportation in Russia. Vestnik Universiteta. (9). 65-75. doi: 10.26425/1816-4277-2024-9-65-75.
Pospelov V. K., Grishkova A. A., Medvedeva M. B. (2023). International trade and global markets of goods and services
Romenskiy D. Yu., Karelina M. V., Romenskaya M. V. (2024). Technical and technological bases of multimodal freight transportation
Sikachev N.K., Leschenko Yu.G. (2023). Sanctions policy against Russia at the level of international organizations. Economic security. 6 (2). 775-792. doi: 10.18334/ecsec.6.2.117828.
Tettsoev A. G. (2023). Trade and economic relations between Russia and Turkey. Current issues of the modern economy. (6). 594-598.
