Особенности финансирования национального Олимпийского и паралимпийского комитета Соединенных Штатов Америки

Бида Д.А.1
1 Федеральный научный центр физической культуры и спорта

Статья в журнале

Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 3 (Июль-сентябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83006100

Аннотация:
В статье представлен анализ зарубежной практики финансирования национальных олимпийских комитетов на примере Соединенных Штатов Америки. Рассмотрены основные особенности финансирования национального Олимпийского и паралимпийского комитета Соединенных Штатов Америки. Особое внимание уделяется анализу внебюджетных источников финансирования деятельности Олимпийского и паралимпийского комитета Соединенных Штатов Америки и механизмам привлечения финансовых ресурсов. Установлено, что существующая в Соединенных Штатах Америки практика налогового стимулирования частных пожертвований на спорт повышает заинтересованность частных инвесторов в долгосрочной финансовой поддержке спортивных организаций, в частности Олимпийского и паралимпийского комитета Соединенных Штатов Америки и является, по сути, альтернативой бюджетному финансированию. Отмечена высокая роль спортивных фондов, в том числе эндаумента, в финансировании программ Олимпийского и паралимпийского комитета Соединенных Штатов Америки по поддержке спортсменов и национальных спортивных федераций. Сформулирован вывод о том, что, несмотря на отсутствие государственного финансирования, усилия Олимпийского и паралимпийского комитета Соединенных Штатов Америки по привлечению внебюджетных источников финансирования обеспечивают стабильный и достаточно высокий уровень финансовой поддержки высококвалифицированных спортсменов, что имеет решающее значение для поддержания высокого уровня конкурентоспособности американского спорта в целом

Ключевые слова: Финансирование спорта, национальный олимпийский комитет, внебюджетное финансирование, зарубежный опыт, Соединенные Штаты Америки

Финансирование:
Публикация подготовлена на основе материалов научной работы, выполненной в рамках государственного задания ФГБУ «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» № 777-00001-25-00

JEL-классификация: Z20, Z21, L82, O57



Введение.

Будучи крупнейшей экономической державой и одним из лидеров на международной спортивной арене, Соединенные Штаты Америки (далее – США) играют важную роль в развитии международного олимпийского движения и мирового спорта в целом. Ключевой организацией, координирующей развитие олимпийского спорта в США, как и во многих других странах, является национальный Олимпийский и паралимпийский комитет США (далее – НОПК США). Законом «Об олимпийском и любительском спорте» 1978 г., (известен как Закон Теда Стивенса) НОПК США обеспечивает и регулирует всю деятельность, связанную с участием спортсменов США в Олимпийских, Паралимпийских, Панамериканских, Парапанамериканских играх и иных международных спортивных соревнованиях [13].

Следует отметить, что в отличии от большинства стран НОПК США не получает государственной поддержки, что обусловлено спецификой модели финансирования спорта, применяемой в США, согласно которой государство не регулирует развитие спорта на федеральном уровне и не распределяет на эти цели бюджетные средства [1; 4].

Таким образом, разработка стратегии развития спорта высших достижений, координация деятельности национальных спортивных федераций и финансирование спортивной подготовки возложены на НОПК США [3].

Вместе с тем, несмотря на отсутствие государственного финансирования НОПК США, сборная команда США на протяжении многих лет продолжает оставаться одним из лидеров в неофициальном медальном зачете на Олимпийских играх, как летних, так и зимних. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть опыт финансирования НОПК США, а также механизмы привлечения финансовых ресурсов для подготовки высококвалифицированных спортсменов и обеспечения высокого уровня конкурентоспособности американского спорта.

Основная часть.

Ключевая особенность финансирования НОПК США состоит в том, что он не получает государственного финансирования, а осуществляет свою деятельность исключительно за счет внебюджетных средств. Основными источниками дохода НОПК США являются пожертвования частных лиц, роялти, инвестиционные доходы, спонсорские контракты и доходы от продажи прав на телетрансляции, включая интернет- и мультимедийное вещание.

В соответствии со своим Уставом НОПК США может принимать любые пожертвования, в том числе целевые взносы, гранты, а также завещанные средства и имущество [10]. НОПК США обладает всеми правами по управлению и распоряжению пожертвованными средствами (включая целевые взносы), но при этом должен обеспечить, чтобы такие средства использовались только для целей организации.

Пожертвования в НОПК США можно сделать различными способами, например, онлайн переводом через официальный сайт НОПК США или выписав чек на определенную сумму, а также в форме акций или других ценных бумаг или в натуральной форме в виде конкретных товаров или услуг. Необходимо отметить, что налоговая система США играет важную роль в стимулировании благотворительных взносов и пожертвований на спорт, предлагая ряд налоговых льгот как для физических, так и для юридических лиц. Вопросы налоговых льгот, связанных с пожертвованиями и спонсорством в спортивной сфере, регулируются Налоговым кодексом США (Internal Revenue Code) [8]. Так, например, § 170 «Благотворительные взносы и пожертвования» регулирует налоговые вычеты для физических и юридических лиц за благотворительные пожертвования. В качестве вычета может быть засчитан любой благотворительный взнос или пожертвование, внесенное в течение налогового года в соответствии с установленными требованиями. При это общая сумма таких взносов и пожертвований не должна превышать 50% налогооблагаемой базы налогоплательщика за налоговый год. Применительно к сфере спорта налоговые вычеты доступны для пожертвований, сделанных на благотворительные цели в пользу спортивных организаций, указанных в §501(c)(3) Налогового кодекса, а именно - корпораций и любых общественных фондов, организованных и действующих исключительно для содействия национальным или международным любительским спортивным соревнованиям, никакая часть чистого дохода которых не идет в пользу какого-либо частного акционера или физического лица, никакая существенная часть деятельности которых не направлена на пропаганду или иные попытки повлиять на законодательство, и которые не участвуют и не вмешиваются в какую-либо политическую кампанию от имени (или в противовес) какого-либо кандидата на государственную должность [8].

Законом «Об олимпийском и любительском спорте» 1978 г. [13] НОПК США относится к организациям, попадающим под действие §501(c)(3) Налогового кодекса. При этом непосредственно § 501 «Организации, освобожденные от уплаты налогов» освобождает упомянутые в нем организации от налогообложения. Таким образом, НОПК США законодательно освобожден от уплаты налогов, а благотворительные взносы и пожертвования в НОПК США являются основанием для получения налогового вычета.

Объемы и структура доходов НОК США за 2020-2024 гг. представлены в таблице 1.

Таблица 1. Объемы и структура доходов НОПК США за 2020-2024 гг.

Статья доходов
Объемы доходов (млн долларов США)
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
2024 г.
Пожертвования, взносы, гранты
63,22
89,79
76,02
70,98
96,34
Поступления в рамках реализации программ
3,93
192,63
129,96
6,12
220,6
Инвестиционный доход
2,2
1,64
3,8
10,54
15,45
Роялти
106,77
168,46
141,28
147,54
154,76
Доход от аренды
0,39
0,46
0,35
0,21
0,22
Прочие доходы
5,25
4,7
5,87
6,61
8,92
Итого
181,76
457,68
357,28
242,0
496,29
Источник: составлено автором на основе данных официального сайта Олимпийского и паралимпийского комитета США [12]

Как показывают представленные данные, в рассматриваемом периоде 2020-2024 годов наибольший доход НОПК США получил в виде роялти – периодических отчислений от использования авторских прав и иных видов интеллектуальной собственности (например, официальных символов, логотипов, наименований и т.д., связанных с олимпийскими играми и олимпийским движением). Доля таких доходов составляет в среднем 40-60%. Еще одним весомым источником дохода являются пожертвования, включая целевые взносы и гранты – доля этих доходов варьируется от 20 до 34% в зависимости от конкретного года. Инвестиционные доходы составляют весьма незначительную долю от общего объема доходов НОПК США, при этом наблюдается положительная динамика увеличения доли таких доходов. Так, объем инвестиционных доходов вырос с 2,2 млн. долларов США в 2020 году до 15,45 млн долларов США в 2024 году.

Поступления в рамках реализации программ напрямую зависят от проведения Олимпийских и Паралимпийских игр – в годы проведения игр (в 2021 году проводились отложенные с 2020 года Игры XXXII Олимпиады) он существенно возрастает. Среди таких программ следует выделить три основных: программу комплексной поддержки высококвалифицированных спортсменов «Совершенствование спортсменов» (Athlete Excellence), программу развития олимпийских и паралимпийских видов спорта и расширения доступа к олимпийскому и паралимпийскому спорту «Продвижение спорта» (Sport Advancement) и программу развития олимпийского и паралимпийского движения и привлечения болельщиков, спонсоров и партнёров «Рост сообщества» (Community Growth) [9]. Данные программы являются частью долгосрочной стратегии НОПК США, направленной на развитие спорта и подготовку спортсменов на всех уровнях в долгосрочной перспективе. Они не имеют строго фиксированного срока начала и окончания, а представляют собой постоянные направления деятельности, которые периодически обновляются и адаптируются к новым требованиям и задачам олимпийского движения [19].

Информация о конкретных источниках поступлений в рамках реализации указанных программ в финансовых отчетах НОПК США отсутствует. Однако можно предположить, что речь идет, главным образом, о средствах от системных корпоративных спонсоров и партнеров, которые поддерживают олимпийское движение в рамках долгосрочных спонсорских соглашений и партнерских программ. Как правило, это крупные компании, такие как «Coca-Cola», «Visa», «Procter & Gamble», «Nike», «Samsung» и другие, которые являются долгосрочными партнерами НОПК США [20]. Также в данную статью доходов, очевидно, включаются средства от продажи прав на телетрансляции, интернет- и мультимедийное вещание, которые существенно увеличивают поступления в годы проведения Олимпийских игр.

Вместе с тем необходимо отметить, что в годы проведения Олимпийских игр объем доходов НОПК США в целом возрастает, что происходит, в том числе за счет дотаций МОК в рамках партнерских программ и распределения доходов от проведения Олимпийских игр [2].

Основную часть своих доходов (более 80%) НОПК США направляет на выполнение своих целей по всесторонней поддержке высококвалифицированных спортсменов с помощью различных программ и путем предоставления грантов, как спортсменам, так и национальным спортивным федерациям. Помимо грантов и вознаграждений за спортивные достижения, поддержка оказывается в виде оснащения тренировочных баз, услуг в области спортивной медицины, психологической помощи, медицинского страхования, образовательных и карьерных возможностей, экипировки и транспортных услуг, а также программ в области безопасности в спорте и борьбе с допингом [2].

Объемы и структура расходов НОК США в 2020-2024 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 2. Объемы и структура расходов НОК США за 2020-2024 гг.

Статья расходов
Объемы расходов (млн долларов США)
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
2024 г.
Расходы на реализацию программ, в том числе:
196,62
283,11
264,29
255,51
347,19
Гранты и другие выплаты организациям (в том числе, спортивным федерациям)
63,97
76,52
71,41
75,47
84,34
Гранты и другие выплаты физическим лицам
34,11
48,89
39,32
37,2
55,14
Гранты и другие выплаты иностранным организациям и физическим лицам
-
10,03
7,14
-
14,4
Зарплата, вознаграждение и прочие выплаты сотрудникам
28,99
29,73
33,69
38,54
41,84
Начисления и взносы по пенсионному плану
1,19
0,99
0,8
1,37
1,49
Налоги на заработную плату
1,75
1,83
2,07
2,34
2,63
Оплата юридических, финансовых, административных и прочих услуг

7,92
14,19
11,34
13,63
14.2
Реклама и аркетинг
0,43
1,46
1,25
0,37
0,88
Офисные расходы
0,72
6,89
4,13
2,29
3,99
Информационные технологии
0,36
0,72
1,28
1,04
3,14
Транспортные расходы
2,05
13,77
19,15
12,85
27,67
Конференции, конгрессы, съезды
0,09
0,02
0,14
0,18
0,15
Амортизационные расходы
2,98
2,91
1,78
2,07
2,91
Страховые расходы
0,99
0,16
0,18
0,12
0,17
Расходы на антидопинговые мероприятия и безопасность в спорте
15,96
22,22
22,2
23,5
23,52
Расходы на аренду
5,35
9,09
5,19
3,06
8,4
Прочие расходы
29,76
43,69
43,22
41,48
62,32
Операционные и административные расходы
29,92
65,88
26,98
30,8
34,29
Расходы на сбор средств
4,22
4,08
4,34
5,33
7,03
Итого
230,76
353,07
295,61
291,64
388,51
Источник: составлено автором на основе данных официального сайта Олимпийского и паралимпийского комитета США [12]

Как следует из представленных данных по расходам за 2020-2024 гг. около 80-90% от всей суммы расходов НОПК США ежегодно направляет на реализацию своих основных программ, являющихся стратегическими направлениями деятельности. Как уже упоминалось ранее, речь идет о программах «Совершенствование спортсменов» (Athlete Excellence), «Продвижение спорта» (Sport Advancement) и «Рост сообщества» (Community Growth). Наибольший объем средств – около 50% в рамках расходов на реализацию программ ежегодно направляется на предоставление грантов и иных выплат индивидуальным лицам и организациям, в том числе иностранным (спортсменам, тренерам, спортивным федерациям и т.д). Еще одна значимая статья расходов – это расходы на антидопинговые мероприятия и обеспечение безопасности в спорте. На эту статью ежегодно выделяется около 8-9% от общей суммы расходов, направляемых на реализацию программ. Операционные и административные расходы ежегодно составляют около 10-18% от общей суммы расходов НОПК США. Расходы на организацию сбора средств составляют в среднем 2% от общей суммы расходов НОПК США в каждом году.

Важно отметить, что бюджетный профицит, образующийся в годы проведения Олимпийских и Паралимпийских игр, позволяет НОПК США покрывать дефицит бюджета в те годы, когда Олимпийские и Паралимпийские игры не проводятся, и обеспечивать постоянный уровень поддержки спортсменов в течение каждого года четырехлетнего олимпийского цикла.

Будучи некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на достижение общественно значимой цели, НОПК США ответственно подходят к распоряжению ресурсами и придерживается принципов финансовой ответственности и прозрачности, чтобы заинтересованные стороны понимали, как инвестируются ресурсы организации [11]. На основании Закона «О расширении прав и возможностей олимпийских, паралимпийских спортсменов и спортсменов-любителей» 2020 г., НОПК США должен ежегодно предоставлять Президенту США и каждой палате Конгресса США подробный отчет о своей деятельности за предшествующий год, содержащий информацию о достигнутых результатах и прогрессе в достижении целей организации [6]. Закон также обязует НОПК США проводить на ежегодной основе аудит своей финансовой отчетности за предыдущий финансовый год [6]. Все отчеты, в том числе аудиторские, должны в обязательном порядке размещаться на официальном интернет-сайте НОПК США для доступа широкой общественности.

В качестве еще одной особенности системы финансирования НОПК США можно отметить формирование комитетом спортивных фондов для привлечения дополнительного финансирования, Так, в 2013 г. в целях поддержки спортсменов сборной команды США и помощи им в достижении высоких результатов НОПК США учредил Олимпийский и Паралимпийский фонд США (U.S. Olympic and Paralympic Foundation), также известный как Фонд сборной команды США (Team USA Fund) [18]. Фонд является самостоятельной некоммерческой организацией, обеспечивающий сбор благотворительных средств для дополнительного финансирования сборной команды США.

Средствами Фонда распоряжается НОПК США как учредитель. Все средства направляются непосредственно на поддержку американских олимпийцев, паралимпийцев и кандидатов в сборную команду США на каждом этапе их подготовки. За счет средств Фонда финансируется широкий спектр мероприятий: работа тренеров, подготовка в тренировочных центрах, комплексные программы психологической помощи, медицинское обслуживание, покрытие транспортных расходов и расходов на проживание, взносы за участие в соревнованиях, гранты на образование и т.д.

С момента своего основания в 2013 году Олимпийский и Паралимпийский фонд США собрал более 370 миллионов долларов США для поддержки высококвалифицированных американских спортсменов (по состоянию на 1 января 2024 г.) [17].

Необходимо отметить, что пожертвования в Фонд, также как и пожертвования в НОПК США являются основанием для получения налогового вычета.

Объемы и структура доходов Олимпийского и Паралимпийского фонда США за 2020-2024 гг. представлены в таблице 3.

Таблица 3. Объемы и структура доходов Олимпийского и Паралимпийского фонда США за 2020-2024 гг.

Статья доходов
Объемы доходов (млн долларов США)
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
2024 г.
Пожертвования, взносы, гранты
39,6
50,07
41,45
47,6
66,67
Инвестиционный доход
1,86
2,6
0,68
1,22
2,86
Прочие доходы
-0,02
-2,72
-0,25
-0,03
-3,54
Итого
41,44
49,95
41,88
48,79
65,99
Источник: составлено автором на основе данных официального сайта Олимпийского и паралимпийского комитета США [12]

Представленные данные по объемам доходов Олимпийского и Паралимпийского фонда США за 2020-2024 гг. свидетельствуют о том, что основной статьей доходов Фонда являются пожертвования, взносы, гранты. Кроме того, небольшие объемы средств поступают в виде инвестиционного дохода. В рассматриваемом периоде также отмечается незначительный убыток по статье «Прочие доходы», образующийся ежегодно как чистый убыток от мероприятий по сбору средств (т.е. разница между валовым доходом от мероприятий по сбору средств и прямыми расходами на мероприятия по сбору средств). Причина формирования такого убытка в отчетах не указана, но, как правило, такие убытки обычно образуются в случае возвратов товаров или услуг, ошибок учета или корректировок прошлых периодов.

В отношении расходов Олимпийского и Паралимпийского фонда США необходимо подчеркнуть, что все собранные средства Фонда, за исключением операционных и административных расходов и расходов на организацию сбора средств, идут непосредственно на поддержку спортсменов и программ, способствующих повышению их результативности. Объемы и структура расходов Фонда представлена в таблице 4.

Таблица 4. Объемы и структура расходов Олимпийского и Паралимпийского фонда США за 2020-2024 гг.

Статья расходов
Объемы расходов (млн долларов США)
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
2024 г.
Расходы на реализацию программ, в том числе:
28,66
33,8
63,47
25,69
46,31
Гранты и другие выплаты организациям (в том числе, спортивным федерациям)
28,66
33,8
63,47
24,59
45,32
Прочие расходы
-
-
-
1,1
0,99
Операционные и административные расходы
1,94
1,94
3,23
2,8
3,12
Расходы на сбор
средств
8,26
9,25
9,12
10,41
14,23
Итого
38,86
44,99
75,82
38,9
63,67
Источник: составлено автором на основе данных официального сайта Олимпийского и паралимпийского комитета США [12]

Таким образом, как показывают приведенные данные, в рассматриваемом периоде 2020-2024 гг. около 70-80% всех расходов Фонда составляют гранты и другие выплаты организациям (спортивным федерациям) в рамках программ, реализуемых НОПК США, упоминавшихся ранее. На организацию сбора средств расходуется в среднем 20% от всех средств Фонда в год. Операционные и административные расходы Олимпийского и Паралимпийского фонда США составляют в среднем 4-6% от общих расходов в год.

Деятельность Фонда привела к значительным достижениям, например, к существенному расширению программы поддержки психического здоровья спортсменов, в рамках которой спортсмены могут получать как очные, так и онлайн консультации. Кроме того, около 40 национальных спортивных федераций получили доступ к современным спортивным технологиям, что обеспечило сборной команде США ряд конкурентных преимуществ. Как отмечается на официальном сайте Фонда, в настоящее время средства, аккумулируемые Фондом, имеют решающее значение для поддержания высокого уровня конкурентоспособности спортивной сборной команды США, а также для финансирования программ, продвигающих идеалы олимпизма в США [14].

Помимо Олимпийского и Паралимпийского фонда США поддержку высококвалифицированным спортсменам США оказывает также Олимпийский и Паралимпийский эндаумент-фонд США, основанный еще в 1984 г. по инициативе НОПК США [15].

Олимпийский и Паралимпийский эндаумент-фонд США является самостоятельной некоммерческой организацией, созданной для поддержки олимпийского движения и обеспечения участия Соединенных Штатов Америки в национальных и международных спортивных соревнованиях. Особенность данного фонда состоит в том, что он создан в форме эндаумент-фонда или фонда целевого капитала. Эндаумент-фонд отличается от обычного фонда тем, что при создании фонда целевой капитал или эндаумент передается в доверительное управление одной или нескольким управляющим компаниям для последующего инвестирования [1; 5]. При этом первоначальный капитал является неприкосновенным, но используется для получения дохода путем его размещения в различные финансовые инструменты. Полученные доходы направляются на цели, установленные при создании эндаумент-фонда [1, 5].

При создании Олимпийского и паралимпийского эндаумент-фонда США были использованы средства, полученные по итогам проведения XXIII Олимпийских игр 1984 г. в г. Лос-Анджелесе. Так, с 1984 по 1986 год НОПК США внес в Олимпийский фонд 111,4 млн долларов США, которые составили первоначальный целевой капитал (эндаумент) и должны сохранятся на постоянной основе (permanent endowment) в течение неопределенного срока до принятия соответствующего решения [15].

Доход, полученный от целевого капитала, используется для увеличения активов Олимпийского и Паралимпийского эндаумент-фонда и для предоставления грантов НОПК США и его организациям-членам с общей целью развития олимпийского и паралимпийского спорта в США. Необходимо отметить, что доход, полученный от целевого капитала, и другие активы Фонда (например, пожертвования) могут быть израсходованы как в текущем году, так и в течение любого последующего года, а также могут быть удержаны в качестве нераспределенного дохода для распределения в будущем.

Единственным бенефициаром всех средств Олимпийского и Паралимпийского эндаумент-фонда, как и в случае с Олимпийским и Паралимпийским фондом США, является НОПК США. Объемы и структура доходов Олимпийского и Паралимпийского эндаумент-фонда США за 2020-2023 гг. представлены в таблице 5.

Таблица 5. Объемы доходов Олимпийского и Паралимпийского эндаумент-фонда США за 2020-2023 гг.

Статья доходов
Объемы доходов (млн долларов США)
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
Пожертвования, взносы, гранты
0,001
0,001
0,002
0,009
Инвестиционный доход
22,185
27,798
6,828
5,771
Итого
22,186
27,799
6,830
5,780
Источник: составлено автором на основе данных официального сайта ProPublica [7]

Представленные данные за 2020-2023 гг. показывают, что основным источником дохода Олимпийского и Паралимпийского эндаумент-фонда США является инвестиционный доход, что обусловлено спецификой и сущностью эндаумент-фондов. Объем доходов в каждом финансовом году зависит от конкретных вложений в различные финансовые инструменты. Весьма незначительные суммы поступают также в виде пожертвований/взносов/грантов.

Объемы и структура расходов Олимпийского и Паралимпийского эндаумент-фонда США за 2020-2023 гг. представлены в таблице 6.

Таблица 6. Объемы и структура расходов Олимпийского и Паралимпийского эндаумент-фонда США за 2020-2023 гг.

Статья расходов
Объемы расходов (млн долларов США)
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
Расходы на реализацию программ, в том числе:
10,256
10,934
11,608
11,963
Гранты и другие выплаты организациям (в том числе, спортивным федерациям)
10,256
10,934
11,608
11,963
Операционные и административные расходы
1,009
1,156
1,273
1,399
Итого
11,265
12,090
12,881
13,362
Источник: составлено автором на основе данных официального сайта ProPublica [7]

Как демонстрируют представленные данные за 2020-2023 гг. все расходы Олимпийского и Паралипийского эндаумент-фонда США, за исключением операционных и административных расходов, составляют гранты и другие выплаты организациям (в том числе, спортивным федерациям). Сумма таких грантов и выплат в рассматриваемом периоде составляла около 10-12 млн долларов США ежегодно. Операционные и административные расходы в рассматриваемом периоде составляли около 1-1,4 млн долларов США. Как уже упоминалось ранее, расходы в каждом финансовом году могут превышать объем поступивших в этом же году доходов, поскольку могут осуществляться за счет доходов предыдущих периодов.

В целом за последние 40 лет с момента своего основания чистые активы Олимпийского и паралимпийского эндаумент-фонда США выросли примерно до 250 млн долларов, при этом общая сумма грантов, предоставленных НОПК США и его организациям-членам, составила 386 млн долларов США [16].

Таким образом, Олимпийский и Паралимпийский эндаумент-фонд США наряду с Олимпийским и Паралимпийским фондом США помогает создать прочную и надежную финансовую базу, позволяющую НОПК США удовлетворять насущные потребности и обеспечивать всестороннюю поддержку американских спортсменов.

Заключение

Финансирование НОПК США носит достаточно специфичный характер. Главная особенность состоит в том, что НОПК США не получает государственного финансирования на свою деятельность и полностью функционирует за счет внебюджетных источников, в основном, в виде пожертвований (включая взносы и гранты), роялти, инвестиционного дохода, а также поступлений в рамках реализации собственных программ.

Существующая в США практика налоговых льгот повышает заинтересованность частных инвесторов в долгосрочной финансовой поддержке спорта. Предоставляемые налоговые вычеты эффективно стимулирует частные пожертвования, что приводит к большему финансированию спортивных организаций, в частности НОПК США. Таким образом, налоговое стимулирование в США, будучи инструментом для поддержки спорта через благотворительность и пожертвования, является по сути альтернативой бюджетному финансированию.

Поступления в рамках собственных долгосрочных программ, образующиеся, главным образом, за счет спонсорских средств и доходов от продажи прав на телетрансляции, обеспечивают существенный объем финансирования уставных направлений деятельности НОПК США, и носят системный характер, ориентированный на периоды проведения Олимпийских игр. В совокупности с роялти данные финансовые поступления обеспечивают относительную независимость организации от прямых благотворительных пожертвований.

В качестве еще одной особенности можно отметить формирование НОПК США различных спортивных фондов для привлечения дополнительной финансовой поддержки спортсменов и спортивных федераций. Помимо традиционного фонда, осуществляющего сбор благотворительных пожертвований, НОПК США учредил эндаумент–фонд, суть которого состоит в том, что весь объем первоначального капитала, сформированного в момент создания фонда, используется для инвестирования в различные финансовые инструменты, что в последующем приносит постоянный инвестиционный доход. Важно подчеркнуть, что все собранные средства фондов, за исключением операционных и административных расходов, идут непосредственно на финансирование программ НОПК США по поддержке спортсменов и повышения их результативности, а также на предоставление грантов и других выплат национальным спортивным федерациям.

Таким образом, усилия НОПК США по привлечению различных источников финансирования обеспечивают стабильный и достаточно высокий уровень финансовой поддержки высококвалифицированных спортсменов, включая спортсменов сборной команды США, что имеет решающее значение для поддержания высокого уровня конкурентоспособности американского спорта в целом.


Источники:

1. Бида Д.А., Смирницкий С.И. Сравнительный анализ источников финансирования спорта в России и за рубежом // Человек. Спорт. Медицина. – 2024. – c. 60-69. – doi: 10.14529/hsm24s209.
2. Долматова Т.В., Зубкова А.В., Кузнецова Е.В. Государственное управление в сфере спорта высших достижений за рубежом. - Москва : ООО \Первый том\, 2021. – 832 c.
3. Малышев А.И. Общественные инициативы финансирования спортивной подготовки и социальной поддержки спортсменов (на примере олимпийского комитета США) // Социально-экономические и гуманитарные аспекты физической культуры и спорта: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Уфа, 15 октября 2020 года. – Уфа: Башкирский институт физической культуры. Уфа, 2020. – c. 115-118.
4. Пьянкова С.Г., Аркалов Д.П. Сравнительный анализ экономических моделей управления спортом в международной практике // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2021. – № 1. – c. 74-84. – doi: 10.26726/1812-7096-2021-1-74-84.
5. Солнцев И.В., Осокин Н.А., Власов А.Е. Финансирование спорта: зарубежная практика // Мировая экономика и международные отношения. – 2019. – № 1. – c. 67–74.
6. Congress.gov. S.2330 - Empowering Olympic, Paralympic, and Amateur Athletes Act of 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.congress.gov/ (дата обращения: 24.07.2025).
7. ProPublica. The United States Olympic And Paralympic Endowment. [Электронный ресурс]. URL: https://projects.propublica.org/nonprofits/ (дата обращения: 18.07.2025).
8. U.S. Code: Title 26 — Internal Revenue Code. [Электронный ресурс]. URL: https://www.law.cornell.edu/uscode/text/26 (дата обращения: 28.07.2025).
9. United States Olympic & Paralympic Committee. About The U.S. Olympic & Paralympic Committee. [Электронный ресурс]. URL: https://www.usopc.org/about-the-usopc (дата обращения: 11.06.2025).
10. United States Olympic & Paralympic Committee. Bylaws of the United States Olympic & Paralympic Committee. [Электронный ресурс]. URL: https://assets.contentstack.io/v3/assets/blt9e58afd92a18a0fc/bltb00f31063541113d/679a96a439c11adae11385f9/USOPC_Bylaws_-_February_1_2025_-_final_for_ (дата обращения: 24.06.2025).
11. United States Olympic & Paralympic Committee. Governance Documents And Bylaws. [Электронный ресурс]. URL: https://www.usopc.org/governance-documents (дата обращения: 16.07.2025).
12. United States Olympic & Paralympic Committee. Finance. [Электронный ресурс]. URL: https://www.usopc.org/finance (дата обращения: 16.07.2025).
13. United States Olympic & Paralympic Committee. Ted Stevens Act. [Электронный ресурс]. URL: https://assets.contentstack.io/v3/assets (дата обращения: 25.07.2025).
14. United States Olympic & Paralympic Committee. Team USA Fund. [Электронный ресурс]. URL: https://www.usopc.org/team-usa-fund (дата обращения: 05.07.2025).
15. United States Olympic & Paralympic Committee. United States Olympic Endowment. [Электронный ресурс]. URL: https://www.usopc.org/about/ (дата обращения: 18.07.2025).
16. United States Olympic & Paralympic Committee.United States Olympic & Paralympic Endowment Announces 2024 Award Winners. [Электронный ресурс]. URL: https://www.usopc.org/news/2024/december/04/united-states-olympic-paralympic-endowment-announces-2024-award-winners (дата обращения: 18.07.2025).
17. United States Olympic & Paralympic Committee. U.S. Olympic & Paralympic Foundation calls for public support of historic $500 million fundraising campaign. [Электронный ресурс]. URL: https://www.usopc.org/news/ (дата обращения: 05.07.2025).
18. United States Olympic & Paralympic Committee. U.S. Olympic & Paralympic Foundation. [Электронный ресурс]. URL: https://www.usopc.org/us-olympic-and-paralympic-foundation (дата обращения: 05.07.2025).
19. United States Olympic & Paralympic Committee. USOPC 2024-2028. Strategic Plan. [Электронный ресурс]. URL: https://assets.contentstack.io/ (дата обращения: 15.07.2025).
20. United States Olympic & Paralympic Committee. Worldwide Partners. [Электронный ресурс]. URL: https://www.usopc.org/sponsors (дата обращения: 18.07.2025).

Страница обновлена: 17.10.2025 в 09:37:23

 

 

Financing features of the National Olympic and Paralympic Committee of the United States of America

Bida D.A.

Journal paper

Economics and management in sports (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 5, Number 3 (July-september 2025)

Citation:

Abstract:
The article analyzes foreign practice of national Olympic committees\\\' financing on the example of the United States of America. The main features of financing the Olympic and Paralympic Committee of the United States of America are considered. Special attention is paid to the analysis of extra-budgetary sources of financing for the activities of the Olympic and Paralympic Committee of the United States of America and mechanisms for attracting financial resources. It has been established that the current practice of tax incentives for private donations to sports in the United States of America increases the interest of private investors in long-term financial support for sports organizations, in particular the Olympic and Paralympic Committee of the United States of America, and it is essentially an alternative to budget financing. The high role of sports funds, including the endowment, in financing the programs of the Olympic and Paralympic Committee of the United States of America to support athletes and national sports federations was noted. The conclusion is formulated that, despite the lack of government funding, the efforts of the Olympic and Paralympic Committee of the United States of America to attract extra-budgetary sources of funding ensure a stable and sufficiently high level of financial support for highly qualified athletes, which is crucial for maintaining a high level of competitiveness of American sports as a whole.

Keywords: sports financing, National Olympic Committee, extra-budgetary financing, foreign experience, United States of America

Funding:
Публикация подготовлена на основе материалов научной работы, выполненной в рамках государственного задания ФГБУ «Федеральный научный центр физической культуры и спорта» № 777-00001-25-00

JEL-classification: Z20, Z21, L82, O57

References:

Bida D.A., Smirnitskiy S.I. (2024). Comparative analysis of sports financing models in Russia and abroad. Chelovek. Sport. Meditsina. 24 60-69. doi: 10.14529/hsm24s209.

Congress.gov. S.2330 - Empowering Olympic, Paralympic, and Amateur Athletes Act of 2020. Retrieved July 24, 2025, from https://www.congress.gov/

Dolmatova T.V., Zubkova A.V., Kuznetsova E.V. (2021). Public administration in the field of high-performance sports abroad

Malyshev A.I. (2020). Public initiatives to finance sports training and social support for athletes (on the example of the US Olympic Committee) Socio-economic and humanitarian aspects of physical culture and sports. 115-118.

ProPublica. The United States Olympic And Paralympic Endowment. Retrieved July 18, 2025, from https://projects.propublica.org/nonprofits/

Pyankova S.G., Arkalov D.P. (2021). Comparative analysis of economic models sports management in international practice. Regional problems of transforming the economy. (1). 74-84. doi: 10.26726/1812-7096-2021-1-74-84.

Solntsev I.V., Osokin N.A., Vlasov A.E. (2019). Financing sports: foreign practices. World Economy and International Relations. (1). 67–74.

U.S. Code: Title 26 — Internal Revenue Code. Retrieved July 28, 2025, from https://www.law.cornell.edu/uscode/text/26

United States Olympic & Paralympic Committee. About The U.S. Olympic & Paralympic Committee. Retrieved June 11, 2025, from https://www.usopc.org/about-the-usopc

United States Olympic & Paralympic Committee. Bylaws of the United States Olympic & Paralympic Committee. Retrieved June 24, 2025, from https://assets.contentstack.io/v3/assets/blt9e58afd92a18a0fc/bltb00f31063541113d/679a96a439c11adae11385f9/USOPC_Bylaws_-_February_1_2025_-_final_for_

United States Olympic & Paralympic Committee. Ted Stevens Act. Retrieved July 25, 2025, from https://assets.contentstack.io/v3/assets

United States Olympic & Paralympic Committee.United States Olympic & Paralympic Endowment Announces 2024 Award Winners. Retrieved July 18, 2025, from https://www.usopc.org/news/2024/december/04/united-states-olympic-paralympic-endowment-announces-2024-award-winners

United States Olympic & Paralympic CommitteeFinance. Retrieved July 16, 2025, from https://www.usopc.org/finance

United States Olympic & Paralympic CommitteeGovernance Documents And Bylaws. Retrieved July 16, 2025, from https://www.usopc.org/governance-documents

United States Olympic & Paralympic CommitteeTeam USA Fund. Retrieved July 05, 2025, from https://www.usopc.org/team-usa-fund

United States Olympic & Paralympic CommitteeU.S. Olympic & Paralympic Foundation calls for public support of historic $500 million fundraising campaign. Retrieved July 05, 2025, from https://www.usopc.org/news/

United States Olympic & Paralympic CommitteeU.S. Olympic & Paralympic Foundation. Retrieved July 05, 2025, from https://www.usopc.org/us-olympic-and-paralympic-foundation

United States Olympic & Paralympic CommitteeUSOPC 2024-2028. Strategic Plan. Retrieved July 15, 2025, from https://assets.contentstack.io/

United States Olympic & Paralympic CommitteeUnited States Olympic Endowment. Retrieved July 18, 2025, from https://www.usopc.org/about/

United States Olympic & Paralympic CommitteeWorldwide Partners. Retrieved July 18, 2025, from https://www.usopc.org/sponsors