Таможенный союз МЕРКОСУР: проблемы и перспективы

Давыденко Е.В.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена оценке эффективности развития таможенного союза Южноамериканского общего рынка в современных условиях. Автором проведен комплексный анализ динамики внешней торговли и таможенных ограничений в рамках Южноамериканского общего рынка, выделены проблемы и перспективы развития таможенного союза Южноамериканского общего рынка. В качестве элементов статьи, имеющих признаки научной новизны, был выявлен специфический характер развития интеграционных процессов в рамках Южноамериканского общего рынка и разработаны рекомендации по преодолению «несовершенства таможенного союза» Южноамериканского общего рынка. Сделан вывод, что на современном этапе таможенный союз в рамках Южноамериканского общего рынка в полной мере не сформирован. Эффективность формирования единого таможенного пространства Южноамериканского общего рынка во многом зависит от уровня и степени развития интеграции, а также усилий в этой сфере со стороны государств-членов Южноамериканского общего рынка. Результаты исследования могут быть использованы для моделирования стратегии внешнеторгового и таможенного сотрудничества стран-членов Южноамериканского общего рынка

Ключевые слова: внешняя торговля, интеграционная группировка, Меркосур, таможенный союз, Южноамериканский общий рынок

JEL-классификация: H110, H560, А130



Введение

Регион Латинской Америки, получивший реальную независимость и возможность самостоятельно определять свое будущее лишь в XIX веке, еще во времена войн за независимость представлял свое будущее в проведении всеохватывающей интеграции между создававшимися государствами; в объединении усилий для борьбы с внешними угрозами и в решении внутренних противоречий и проблем; в создании единого общества, что обосновывалось единством культуры, религии, истории и языка.

Несмотря на первичные неудачи, создание объективно неуспешной и крайне политизированной Организации американских государств (ОАГ) во главе с США, а также фактическую беспомощность перед Вашингтоном и Москвой во времена холодной войны, вторая половина XX века ознаменовала собой начало активной внутрирегиональной интеграции, инициаторами которой выступили именно страны Южной Америки: помимо Боливарианского альянса (АЛБА), Союза южноамериканских наций (Унасур) и иных интеграционных объединений было положено начало Южноамериканскому общему рынку (Меркосур).

Меркосур сыскал значительный успех, так как уже в конце XX века перспектива сотрудничества с сформированным южноамериканским интеграционным объединением привела к заключению ряда договоров между Европейским Союзом (ЕС) и странами рассматриваемого региона [6], а реальные экономические успехи группировки привели к присоединению к ней в качестве ассоциированных членов практически всех государств региона. В настоящее время в условиях формирующегося многополярного мира, регион Латинской Америки имеет все шансы стать одним из центров силы. В этой связи рассмотрение Меркосур в качестве объединения, которое потенциально способно повторить хотя бы некоторые крупные политико-экономические успехи ЕС, но в рамках региона Южной Америки, а, следовательно, стать тождественным формирующемуся центру силы представляется весьма важным.

История и развитие Меркосур с самого начала его образования в 1986-1990 гг. являлись предметом глубоко изучения не только политологов и экономистов, но и экспертов-международников и социологов вследствие того, что вопрос политико-экономического сближения ряда латиноамериканских государств выходит за границы исключительно «локального» вопроса. Тридцатилетняя история организации включает в себя как серьезные успехи, так и кризисные ситуации, регулярно сменяющие друг друга, а потому неудивителен высокий уровень внимания научного сообщества не только к Меркосур, но и к самому процессу латиноамериканской и международной интеграции в целом.

Теоретическим и практическим аспектам регионализма и интеграции и ее воздействия на экономику стран-членов посвящено много монографических и экспертных исследований. В частности, разработке теоретических основ регионализма и интеграции и выявлению направлений и эффектов ее влияния уделено внимание в работах Кайдувар М. [14], Пейшота Х., Перротта Д. [18], Шиффа М., Л. Алана Уинтерса [7] и др. Вопросы эволюции интеграционных процессов в Латинской Америке и развития Меркосур исследуются в научных трудах Воловик Н.П. [2], Кейно Н. [3], Костюниной Г.М. [5], Яковлева П.П. [8], Таборри А. [20], Gabriel Borges Junqueira [12] и др. Вместе с тем, проблематика и перспективы развития таможенного союза Меркосур в современных условиях в недостаточной степени отражена в научной литературе. Кроме того, метаморфозы во внешнеторговых потоках в рамках Меркосур, происходящие под воздействием геополитических и геоэкономических событий последних лет также нуждаются в пристальном изучении.

Цель исследования состоит в выявлении специфики функционирования таможенного союза Меркосур в современных реалиях.

Научная новизна исследования заключается в выявлении специфического характера развития интеграционных процессов в рамках Меркосур и разработке рекомендаций по преодолению «несовершенства таможенного союза» Меркосур.

Методология исследования. В процессе написания научной статьи использованы отдельные элементы методологии институциональной и неолиберальной экономических теорий, концепций и моделей интеграции и внешней торговли государств. Методами, использованными в научной статье, являются анализ, синтез, систематизация, индукция, дедукция, статистический, проблемно-хронологический, системно-структурный анализ.

В соответствии с целью научной статьи предполагается решение следующих задач:

- анализ объема и динамики взаимной торговли стран-участников Меркосур;

- выделение особенностей торгового сотрудничества стран-членов Меркосур;

- оценка таможенных ограничений, тормозящих формирование таможенного союза в рамках Меркосур.

Информационной основой исследования послужили нормативно-правовая документация Меркосур, законодательная база государств-членов Меркосур, статистика по странам-членам Меркосур, научные статьи зарубежных и отечественных ученых.

Основная часть

В настоящее время в научных трудах Меркосур рассматривается преимущественно как «несовершенный таможенный союз». Для подтверждения или опровержения данного определения рассмотрим статистические данные по внешней торговле стран-членов Меркосур за период с 2012 по 2023 гг. и проанализируем товарные позиции, по которым действуют тарифные и нетарифные ограничения.

Показатели внешней торговли для Парагвая и Уругвая, которые являются двумя некрупными республиками Меркосур, не превышают нескольких десятков млрд. долл. США, причем они в целом следуют похожему тренду: стабильное увеличение до 2015 года, спад, затем стабильный рост и вновь падение в кризисный 2020 год, после которого – повторное развитие, возвращение к доковидным показателям и даже их преодоление. Сложная геополитическая обстановка на мировой арене сказалась затрудняет или даже препятствует внешней торговле многих стран с государствами Восточной Европы, что в том числе сказалось на спаде торговли Уругвая в 2023 году [19]. Тем не менее, в целом Парагвай и Уругвай демонстрируют существенное увеличение торговых показателей.

Для более точного анализа данных торговли рассмотрим соответствующие показатели для Бразилии и Аргентины. Уже упомянутая выше тенденция изменения объема торговли характерна и для рассматриваемых республик [19].

Впрочем, Бразилия в этом плане представляет собой более успешный пример, так как в 2021 году был преодолен наибольший показатель торгового оборота с 2013 года, в 2022 году он был вновь обновлен, как и в предыдущем – 2023 году. Торговля же Аргентины переживает тяжелый период, что связано с крайне напряженной экономической ситуацией внутри страны: высокий уровень инфляции, снижение объемов производства, огромный процент нищего населения (около 57%) [9] и рядом других негативных факторов [19]. Таким образом, обзор объемов торгового оборота четырех участников Меркосур позволяет сделать вывод о довольно успешном восстановлении – и даже значительном развитии, например, Бразилии и Парагвая – экспорта и импорта государств после ковидного 2020-ого года. Однако следует иметь в виду мировую экономическую конъюнктуру, сложившуюся в последнее десятилетие, а также не следует переоценивать непосредственную роль интеграционной группировки.

Крайне высокий исследовательский интерес представляют данные, показывающие процентную роль каждой из стран-участниц Меркосур во взаимном торговом обороте. Соответствующие показатели по экспорту на 2023 год предоставлены на рис. 1, а по импорту – на рис. 2.

Рисунок 1. Доля стран-членов МЕРКОСУР во взаимной торговле, экспорт, 2023 г.

(составлено автором на основании данных [22])

Figure 1. The share of Mercosur member countries in mutual trade, export, 2023 (compiled by the author based on data [22])

Рисунок 2. Доля стран-членов МЕРКОСУР во взаимной торговле, импорт, 2023 г.

(составлено автором на основании данных [22])

Figure 2. The share of Mercosur member countries in mutual trade, import, 2023

(compiled by the author based on data [22])

Легко прослеживается очевидный факт: для большинства участников Меркосур страны-соучастники не являются рынком сбыта продукции даже на половину, а в случае Бразилии этот показатель как для импорта, так и для экспорта не превышает 6-7%. Вторая экономика объединения – Аргентина – заинтересована в соседях несколько больше – от 20 до 30% импорта и экспорта приходится на Бразилию, Уругвай и Парагвай, однако подавляющее большинство товаров вывозятся или закупаются в государствах, не входящих в интеграционную группировку. Уругвай же отводит на партнеров по Организации до трети экспортных и импортных сделок, однако выход к морю также позволяет ему реализовывать продукцию вне объединения. В случае же Парагвая, не имеющего выхода к морю и фактически зажатого между остальными участниками рассматриваемой организации, высокий процент экспорта и импорта в рамках Меркосур вполне логичен и ожидаем, однако даже в таких условиях около 40% экспорта приходится на третьи страны, а импорта – около 60% [22].

Таким образом, даже слабо развитые участники Меркосур заинтересованы в его существовании лишь частично, соответственно проделанная за более чем 30 лет существования работа по созданию таможенного союза в рамках Меркосур не принесла грандиозных успехов в расширении взаимной торговли и интеграции.

Можно с большой долей достоверности предположить, что рост торгового оборота каждого из государств-участников Меркосур связан, в первую очередь, с внутренним развитием каждого из государств: например, уровень ВВП Бразилии – одной из крупнейших экономик региона и даже мира – полностью коррелирует с изменениями в объемах торговли [21].

Более того, за последние годы произошла фактическая смена политико-экономического гегемона региона – Вашингтон уступил это неофициальное место Пекину, который проникает в Латинскую Америку в различных экономических сферах. Ключевыми из них являются торговля и инвестиции: так, на Поднебесную приходится более 28% всего экспорта Меркосур, вторым по важности торговым партнером в рассматриваемом плане является Европейский Союз (около 14%) и США (11,7%). Импорт следует той же тенденции: Китай (25,9%), Европейский Союз (20%), США (16,2%) [19]. В целом же объем торговли Китая и всей Латинской Америки испытывает стабильный рост.

Таким образом, можно говорить о фактически невыгодности Меркосур как интеграционного объединения, что объясняется выгодностью поддержания торговых отношений с третьими странами и их объединениями – Китаем, ЕС и США, а также слишком большими различиями в политико-экономическом развитии стран-участников рассматриваемой интеграционной группировки.

Более того, несмотря на тридцатилетний срок существования, а также учредительные документы, до сих пор не было достигнуто положение настоящего таможенного союза: имеет место «Unión aduanera imperfecta» (с исп. «несовершенный таможенный союз»), что объясняется неполным снятием взаимных таможенных пошлин – только 85% всех торговых позиций охватываются Единым внешним тарифом, в то время как оставшиеся 15% включены в «Национальный список исключений». Это означает, что на большинство товаров существует общий таможенный тариф, при этом имеется ряд исключений: страны оставляют за собой право поддерживать более высокий уровень ввозных или вывозных пошлин на определенные товары, причем не только в отношении третьих стран, но и в рамках Меркосур [2].

Так, вследствие сложной экономической ситуации в Бразилии, связанной с демпингом прокатных листов третьими странами, правительством было принято решение о повышении ввозных таможенных пошлин (из всех стран, даже соучастников Меркосур) на целый ряд позиций с 10,8% до 20,8% [1], в то время как единая базовая ставка составляет 10,8-12% от таможенной стоимости [17]. Впрочем, бывают и обратные ситуации. Вследствие массовых наводнений правительством Бразилии были полностью сняты любые ограничения на импорт цельного зернового риса, в то время как ввозная пошлина, согласно таможенному тарифу таможенного союза была установлена на уровне 9% в 2020 и 2024 гг. [11]. В уже упомянутом ковидном 2020 году Уругвай произвел снижение пошлин на ввоз «электромоторных транспортных средств для десяти и большего количества человек» с 1% до 0%, так как большинство из них импортировались из соседней Бразилии [13].

Следует обратить внимание на то, что количество товарных позиций, по которым для стран предусмотрены возможности установления собственных фискальных и иных ограничений, строго определены и ограничиваются установленным значением ставки, регулируемой Советом Общего Рынка. Так, в 2015 году внесением изменений в Решение CMC N° 58/10 было обозначено, что для Бразилии и Аргентины возможно введение собственных пошлин на 100 товарных позиций, для Уругвая – 225, для Парагвая, как для менее развитой республики региона и объединения – 649 [16]. Показательным здесь является то, что спустя шесть лет было опубликовано очередное изменение упомянутого документа – количество исключений для каждого участника Меркосур не подверглось изменениям [15].

В то же время одним из ключевых вызовов развитию Южноамериканского общего рынка являются разногласия некоторых его членов относительно будущего организации. Так, Уругвай стремится к заключению одностороннего договора о свободной торговле с Китайской Народной Республикой, что невозможно в условиях существования таможенного союза [4]. В то же время подписание подобного соглашения между всем Меркосур и Поднебесной представляется маловероятным, так как Парагвай не признает КНР, а только островной Тайвань.

Другим фактором, негативно сказывающимся на интеграционном процессе, является политическая напряженность и даже личностные споры между главами Бразилии и Аргентины – Лулой да Силвой и Хавьером Милеем соответственно. Политик правого толка не раз негативно отзывался о президенте крупнейшей республики региона, называя его «коррумпированным коммунистом» [10]. Отсутствие единства и дружелюбия в отношениях между главами государств любой организации неизбежно влекут если не замедление интеграции вовсе, то сокращение переговоров и затруднение подписания соглашений.

Таким образом, как таможенный союз Меркосур является объективно неуспешным объединением, что выражается в фактической нецелесообразности самой организации в исключительно торговом отношении для её стран-участников. Как было проанализировано ранее, взаимная торговля организации составляет лишь небольшую долю всего торгового оборота Бразилии и Аргентины. Незначительную роль Меркосур играет для Уругвая и большую – для Парагвая. Это объясняется во многом отсутствием портов и возможности торговли по воде, что принуждает к сотрудничеству с соседями по блоку с целью снижения потенциальных издержек от перевозки грузов.

Более того, очевидным минусом является наличие достаточно широкого списка товарных позиций, для которых каждая из стран может устанавливать собственные ввозные ограничения. С одной стороны, в первые годы существования Меркосур подобная мера представлялась абсолютно обоснованной и даже правильной – в конце концов, экономики стран должны были подготовиться к столь значимым экономическим изменениям, как вхождение в таможенный союз. С другой же стороны – Меркосур существует уже более 30 лет, что представляет собой значительный срок для интеграционной группировки, однако за последние десять лет прогресс в сторону достижения «совершенного таможенного союза» был сделан незначительный, в том числе потому, что список исключений не изменяется уже около десятилетия. Рекомендации по преодолению «несовершенства таможенного союза» Меркосур включают в себя: необходимость выравнивания социально-экономического развития стран-членов (в том числе посредством создания фондов взаимопомощи и поддержки в кризисных обстоятельствах), устранение политических разногласий между государствами-партнерами относительно будущей траектории развития интеграционного процесса в Меркосур, формирование наднациональных комиссий для устранения правовых коллизий таможенного союза, создание дорожной карты по развитию таможенного союза Меркосур.

Заключение

На основании анализа эффективности интеграционного развития Меркосур сформулировать ряд выводов и предложений.

Меркосур как интеграционное объединение представляет интерес прежде всего своими учредительными документами: с 1991 года он позиционирует себя как таможенный союз, а в число стран-учредителей входят две крупнейшие экономики региона – Бразилия и Аргентина. Была создана комплексная система принятия решений и мониторинга, а представители стран-участниц регулярно встречаются для обсуждения новых планов действий по углублению интеграции. Однако спустя более 30 лет с момента создания Меркосур нельзя назвать «полным», поскольку у каждой страны-участницы есть список товаров, пошлины на которые установлены на уровне «общей таможни» не только для третьих стран, но и для партнеров объединения. Для обозначения данной интеграционной группировки представляется корректней использовать специальное название – «несовершенный таможенный союз», поскольку настоящий таможенный союз пока не создан, а количество товаров, по которым страны вольны устанавливать собственные ограничения, не меняется (и, что более важно, не сокращается) уже более 5 лет. В то же время следует отметить, что торговые ограничения медленно, но неуклонно сокращаются или отменяются, о чем свидетельствуют регулярно публикуемые документы Совета Общего рынка, окончательные решения по которым принимаются единогласно.

Таким образом, можно с полной определенностью предположить, что Меркосур как интеграционное объединение продолжит свое существование, более того, есть определенная вероятность расширения состава его участников: так, Боливия уже долгие годы изъявляет желание стать полноценным членом и посещает заседания и референдумы Организации. За более чем тридцатилетнее существование Южноамериканский общий рынок превратился в стабильно, хоть и медленно модернизирующуюся и развивающуюся структуру, обладающую высокой степенью политической и экономической прочности, что означает маловероятность худшего исхода для него – роспуска. Предложенные рекомендации по преодолению «несовершенства таможенного союза» Меркосур могут поспособствовать вывести Южноамериканский общий рынок на новый виток интеграционного развития.


Источники:

1. Бразилия повысила импортные пошлины на стальную продукцию 12.02.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.metalinfo.ru/ru/news/157933 (дата обращения: 12.08.2025).
2. Воловик Н.П., Изряднова О.И. Развитие общего рынка стран Южной Америки (МЕРКОСУР) // Экономическое развитие России. – 2019. – № 7. – c. 13-22. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-obschego-rynka-stran-yuzhnoi-ameriki-merkosur.
3. Кейно Н. Таможенная политика интеграций (на примере МЕРКОСУР, ЮАТС и АСЕАН). - М.: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2018.
4. Китай намерен рассмотреть подписание соглашения о свободной торговле с Уругваем. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/4901157 (дата обращения: 10.08.2025).
5. Костюнина Г.М. Интеграционные процессы в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. - М.: МГИМО-Пресс, 2023.
6. Рсмд. Соглашение о свободной торговле МЕРКОСУР - ЕС: история, разногласия, перспективы. [Электронный ресурс]. URL: https://russiancouncil.ru/blogs/v-podgornov/soglashenie-o-svobodnoy-torgovle-merkosur-es-istoriya-raznoglasiya-per/ (дата обращения: 12.08.2025).
7. Шифф М., Уинтерс Л. Алан Региональная интеграция и развитие. - М.: Весь мир, 2005.
8. Яковлев П. П. Интеграция в Латинской Америке: центростремительные и центробежные тренды // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2017. – № 4. – c. 86-100. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-v-latinskoy-amerike-tsentrostremitelnye-i-tsentrobezhnye-trendy.
9. Ambito. La pobreza en Argentina ascendió al 57,4% en enero de 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ambito.com/economia/la-pobreza-argentina-ascendio-al-574-enero-del-2024-n5947645 (дата обращения: 12.08.2025).
10..Argentina\'s Milei rails against socialism in first visit to Brazil as president. [Электронный ресурс]. URL: https://www.reuters.com/world/americas/argentinas-milei-speak-right-wing-rally-brazil-2024-07-07/ (дата обращения: 12.08.2025).
11. Brasil elimina los aranceles a la importación al arroz tras pérdidas por las inundaciones. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lanacion.com.ar/economia/brasil-elimina-los-aranceles-a-la-importacion-al-arroz-tras-perdidas-por-las-inundaciones-nid21052024/ (дата обращения: 12.08.2025).
12. Cairo Gabriel Borges Junqueira Passado, presente e futuro: os 30 anos do Mercosul. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/353738361_Passado_presente_e_futuro_os_30_anos_do_Mercosul (дата обращения: 10.08.2025).
13. Decreto e/1489, 28.01.2020. [Электронный ресурс]. URL: https://documentos.mercosur.int/simfiles/docreunionanexos/77593_Decreto (дата обращения: 10.08.2025).
14. Kayaduvar M. Relations between EU and MERCOSUR in a globalizing world. [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/375000389_RELATIONS_BETWEEN_EU_AND_MERCOSUR_IN_A_GLOBALISING_WORLD (дата обращения: 12.08.2025).
15. Mercosur/cmc/dec №11/21 modificasion de decision cmc № 58/10. [Электронный ресурс]. URL: https://normas.mercosur.int/simfiles/normativas/87475_DEC_011-2021_ES_Modificaci%C3%B3n (дата обращения: 12.08.2025).
16. Mercosur/cmc/dec №26/15 modificasion de decision cmc № 58/10. [Электронный ресурс]. URL: https://documentos.mercosur.int/simfiles/normativas/58074_DEC_026-2015_ES_Mod (дата обращения: 12.08.2025).
17. Nomenclatura Común del MERCOSUR. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mercosur.int/politica-comercial/ncm/ (дата обращения: 12.08.2025).
18. Peixoto J., Perrotta D. «El regionalismo ante los cambios de ciclo: el МЕРКОСУР como sobreviviente». [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/378936776_El_regionalismo_ante_los_cambios_de_ciclo_el_МЕРКОСУР_como_sobreviviente (дата обращения: 12.08.2025).
19. SECEM (Sistema de Estadísticas de Comercio Exterior del MERCOSUR). [Электронный ресурс]. URL: https://estadisticas.mercosur.int/https://estadisticas.mercosur.int/ (дата обращения: 12.08.2025).
20. Taborri A. Regionalism in Latin America: Mercosur. [Электронный ресурс]. URL: https://www.byarcadia.org/post/regionalism-in-latin-america-Меркосур (дата обращения: 25.06.2025).
21. Trading Economics. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.tradingeconomics.com/brazil/gdp (дата обращения: 10.08.2025).
22. Trend Economy. [Электронный ресурс]. URL: https://trendeconomy.ru/ (дата обращения: 10.08.2025).

Страница обновлена: 14.09.2025 в 19:44:06

 

 

The MERCOSUR customs union: problems and prospects

Davydenko E.V.

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 4 (October-December 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines the effectiveness of the Mercosur development in modern conditions. The author has carried out a comprehensive analysis of the dynamics of foreign trade and customs restrictions within the Mercosur and highlighted the problems and prospects for the Mercosur development. The article identifies the specific nature of the development of integration processes in the South American common market and provides recommendations to overcome the imperfection of the Mercosur customs union. It is concluded that at the present stage, the Mercosur customs union has not been fully formed. The effectiveness of of the Mercosur single customs space largely depends on the level and degree of integration development, as well as efforts in this area on the part of the Mercosur member states. The results of the study can be used to model the strategy of foreign trade and customs cooperation of the Mercosur member states.

Keywords: foreign trade, integration grouping, Mercosur, customs union, South American common market

JEL-classification: H110, H560, А130