Реализация цифровых инициатив в Хабаровском крае

Алтухова И.А.1, Жидкова М.И.1, Тетерин Д.А.1
1 Дальневосточный институт управления – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Статья в журнале

Информатизация в цифровой экономике (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 3 (Июль-сентябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83043796

Аннотация:
В статье авторами представлено исследование процессов внедрения цифровых инициатив в Хабаровском крае в рамках национальной программы «Цифровая экономика». Проведен анализ ключевых региональных проектов цифровизации, среди которых «Информационная инфраструктура», «Цифровое государственное управление», «Информационная безопасность» и «Кадры для цифровой экономики». Особое внимание уделено изучению пилотных смарт-проектов в городах Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, которые демонстрируют большой потенциал для масштабирования на другие муниципальные образования региона. В статье выявлены ключевые проблемы внедрения цифровых инициатив, связанные с цифровым неравенством, недостатком квалифицированных кадров и кибербезопасностью и предложены рекомендации по совершенствованию региональной цифровой политики, направленные на повышение эффективности цифровой трансформации. Исследование подчеркивает необходимость укрепления межрегионального сотрудничества в области цифровых технологий для ускорения инновационного развития всего Дальневосточного федерального округа. Результаты исследования могут быть использованы при формировании стратегических планов цифрового развития Хабаровского края и других регионов Дальнего Востока

Ключевые слова: цифровая трансформация, региональные проекты, цифровая инфраструктура, электронные услуги, цифровое неравенство

JEL-классификация: O31, O32, O33



Введение. Цифровая трансформация стала одним из ключевых направлений развития российских регионов в последние годы. Хабаровский край, как один из важнейших экономических и административных центров Дальневосточного федерального округа, активно включился в реализацию национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Актуальность исследования цифровых инициатив в Хабаровском крае обусловлена необходимостью анализа эффективности и результативности внедрения цифровых технологий в различные сферы жизни региона.

Особую значимость цифровизации придают географические и демографические особенности Хабаровского края: обширная территория (787,6 тыс. км2), низкая плотность населения (1,6 чел./км2), значительная удаленность населенных пунктов друг от друга [11]. В таких условиях цифровые технологии становятся не просто инструментом повышения эффективности управления и экономического развития, но и средством преодоления территориальной изолированности, обеспечения равного доступа граждан к социальным услугам, образованию и здравоохранению [1].

В научной литературе последних лет активно изучаются различные аспекты цифровизации общества, от общегосударственных до региональных особенностей. Зубарев А.Е. в своих научных трудах указывает, что при цифровизации общества ключевым аспектом является растущая проблематика экономической и компьютерной безопасности, требующая особого внимания в условиях становления цифровой экономики. Он отмечает, что социально-экономическое развитие современного общества напрямую зависит от успешной и всеобъемлющей цифровизации всех его сфер [4-5]. Хубулова В.В., Хачиров А.Д. указывают, что цифровая революция в промышленном пространстве является важной стратегической задачей России, а также подчеркивают важность учета региональной специфики при реализации цифровых инициатив [22-23]. В работах Бабкина А.В., Буркальцевой Д.Д., Михайлова П.А. рассматривается понятие, сущность и классификация цифровых платформ в экономике, а также анализируется опыт формирования цифровой экономики в субъектах Российской Федерации [2; 21]. Городнова Н.В отмечает, что развитие цифровой экономики является одним из главных приоритетов государственной политики для большинства развитых стран, включая Россию [3]. Согласно исследованиям Миролюбовой Т.В., Николаева Р.С и Радионовой М.В., степень цифровой зрелости и уровень цифровой трансформации в различных регионах Российской Федерации значительно различаются [7-9]. Таймасов А.Р, Мухаметова А.Д. в своей работе приходят к выводу о необходимости использования системного подхода и проверенных методик для объективной и всесторонней оценки уровня цифрового развития российских регионов исследователями и государственными структурами [14; 19]. Лясковская Е.А. отмечает, что внутрирегиональное цифровое неравенство выражено сильнее, чем межрегиональное, поэтому региональным властям необходимо разработать и реализовать стратегии цифровой трансформации для преодоления существующих дисбалансов [6]. При этом комплексных научных исследований, посвященных реализации цифровых инициатив именно в Хабаровском крае, недостаточно, что определяет актуальность данной работы. Целью исследования авторов является комплексный анализ процесса реализации цифровых инициатив в Хабаровском крае, выявление достижений, проблем и перспектив цифровой трансформации региона в контексте национальных приоритетов цифрового развития.

Материалы и методы исследования. В работе использовались нормативно-правовые акты федерального и регионального уровня в сфере цифровой экономики; региональные проекты Хабаровского края в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»; данные Федеральной службы государственной статистики, Министерства цифрового развития и связи Хабаровского края, Министерства экономического развития Хабаровского края; отчеты о реализации государственных программ и проектов в сфере цифровизации; научные публикации по проблемам цифровой трансформации регионов. Методология исследования основана на системном анализе нормативно-правовых документов, статистических данных и отчетов о реализации цифровых проектов в регионе.

Результаты исследования и их обсуждение. Исследование проводилось в 2023-2024 гг. и охватывает период реализации цифровых инициатив в Хабаровском крае с 2019 г. по 2024 г. Анализ нормативно-правовой базы показал, что цифровая трансформация Хабаровского края реализуется в рамках следующих документов: Стратегия социально-экономического развития Хабаровского края до 2030 г. [12]; Государственная программа Хабаровского края «Развитие информационного общества в Хабаровском крае» [13]; Региональные проекты, входящие в национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации» [10]. В 2022 г. утверждена Стратегия цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Хабаровского края, определяющая приоритетные направления и проекты цифровизации до 2024 г. и на период до 2030 г. [18].

В Хабаровском крае реализуются следующие региональные проекты в рамках национальной программы «Цифровая экономика»:

1. Информационная инфраструктура. В рамках данного проекта осуществляется подключение к высокоскоростному интернету социально значимых объектов и малонаселенных пунктов. По данным Министерства цифрового развития и связи Хабаровского края, к концу 2023 г. широкополосным доступом к сети Интернет обеспечены 97% социально значимых объектов региона, включая 357 образовательных учреждений, 164 медицинских организации, 215 органов местного самоуправления [10].

Особое внимание уделяется устранению цифрового неравенства. В период 2019-2023 гг. построены волоконно-оптические линии связи до 59 населенных пунктов с численностью населения от 250 до 500 человек. В 2023 г. в рамках второго этапа проекта начато строительство волоконно-оптических линий связи до 32 населенных пунктов с численностью от 100 до 250 человек.

Создана инфраструктура для развития сетей 5G — на территории края выделены пилотные зоны для тестирования и внедрения данной технологии. Развернуто более 350 базовых станций сотовой связи стандарта LTE, что позволило увеличить покрытие территории региона мобильным интернетом на 12% за последние три года.

Процесс цифровой трансформации Хабаровского края тесно связан с реализацией национального проекта «Цифровая экономика», который направлен на ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере. Данный проект создает благоприятные условия для развития высокотехнологичного бизнеса, повышения конкурентоспособности страны на глобальном рынке, укрепления национальной безопасности и улучшения качества жизни граждан [18].

2. Цифровое государственное управление. В Хабаровском крае активно внедряются цифровые технологии в сферу государственного и муниципального управления. По состоянию на 2023 г. в регионе в электронный формат переведено 78% государственных и муниципальных услуг [15]. Создана и функционирует Региональная государственная информационная система «Центр обработки данных Правительства Хабаровского края», обеспечивающая централизованное хранение, обработку и защиту информации органов исполнительной власти.

Внедрена система электронного документооборота (СЭД), к которой подключены все органы исполнительной власти края и муниципальные образования. Запущен портал открытых данных Хабаровского края, содержащий более 380 наборов открытых данных. Активно развивается проект «Умный город» в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. В рамках проекта внедряются интеллектуальные системы управления городской инфраструктурой, включая «умное» освещение, транспортную систему, видеонаблюдение.

В административном центре Хабаровского края внедрение элементов интеллектуального городского управления осуществляется по нескольким ключевым направлениям: внедрена автоматизированная система управления дорожным движением, интегрирующая 127 светофорных объектов на основных магистралях города; разработана и внедрена система мониторинга пассажирского транспорта, позволяющая отслеживать местоположение автобусов в режиме реального времени; разработана и внедрена централизованная система управления городским освещением на базе программно-аппаратного комплекса «Горсвет-Контроль» [24].

В г. Комсомольске-на-Амуре реализация проекта «Умный город» имеет свою специфику, обусловленную особенностями городской инфраструктуры и приоритетными направлениями развития. В 2022 г. в Комсомольске-на-Амуре внедрена интегрированная цифровая платформа «Городской цифровой диспетчер», обеспечивающая координацию деятельности коммунальных служб и управление городской инфраструктурой. Модуль мониторинга коммунальных сетей, интегрирующий данные с 1850 цифровых датчиков, установленных на объектах водоснабжения, теплоснабжения и электроснабжения. Система обеспечивает непрерывный контроль параметров функционирования инженерных сетей, автоматическое выявление аварийных ситуаций и прогнозирование потенциальных сбоев на основе предиктивной аналитики [24].

В таблице 1 представлены данные за 2019-2023 гг. по Хабаровскому краю, отражающие динамику развития процессов цифровизации государственного управления Хабаровского края.

Таблица 1

Показатели цифровизации государственного управления в Хабаровском крае за 2019-2023 гг.

Показатель
2019 г.
2020 г.
2021 г.
2022 г.
2023 г.
Доля госуслуг, предоставляемых в электронном виде, %
52
58
65
72
78
Количество пользователей регионального портала госуслуг, тыс. чел.
420
528
615
723
842
Доля органов власти, использующих СЭД, %
82
90
95
98
100
Количество наборов открытых данных
210
245
298
340
380
Составлено авторами на основе [24].

Прежде всего, наблюдается устойчивый рост доли государственных услуг, предоставляемых в электронном виде – с 52% в 2019 г. до 78% в 2023 г. Это свидетельствует о планомерной реализации курса на повышение доступности и удобства получения государственных услуг для населения. Среднегодовой темп прироста данного показателя составляет около 6,5 процентных пунктов, что демонстрирует последовательность цифровой трансформации в сфере государственных услуг.

Значительная динамика прослеживается в количестве пользователей регионального портала государственных услуг. За исследуемый период этот показатель увеличился более чем в два раза – с 420 тыс. чел. в 2019 г. до 842 тыс. чел. в 2023 г. Данная тенденция свидетельствует о растущем доверии населения к цифровым сервисам и повышении цифровой грамотности жителей региона. Ежегодный прирост пользователей составлял в среднем около 100 тыс. чел., что указывает на эффективность мер по популяризации электронных государственных услуг.

Особо следует отметить динамику внедрения СЭД в органах власти Хабаровского края. Если в 2019 г. 82% органов власти использовали СЭД, то к 2023 г. этот показатель достиг 100%. Полный охват органов власти системами электронного документооборота свидетельствует о завершении важного этапа цифровой трансформации внутренних административных процессов.

В отношении публикации открытых данных также наблюдается положительная динамика. Количество опубликованных наборов данных увеличилось с 210 в 2019 г. до 380 в 2023 г., прирост составил 81%. Это свидетельствует о последовательной реализации принципов информационной открытости органов власти и создании условий для развития гражданских цифровых инициатив и проектов.

Обобщая результаты анализа, можно заключить, что Хабаровский край демонстрирует существенный прогресс в цифровизации государственного управления по всем рассматриваемым показателям. Динамика свидетельствует о системном подходе к цифровой трансформации, ориентированном как на внешние процессы (взаимодействие с гражданами и бизнесом), так и на внутренние административные процедуры. Достигнутые показатели создают прочную основу для дальнейшего развития цифрового государственного управления в регионе и повышения эффективности деятельности органов власти Хабаровского края.

3. Информационная безопасность. В области информационной безопасности реализуются меры по защите информационных систем органов государственной власти и критической информационной инфраструктуры. Создан региональный центр кибербезопасности, осуществляющий мониторинг и реагирование на инциденты информационной безопасности.

По данным регионального Министерства цифрового развития и связи, в 2023 г. 100% государственных информационных систем Хабаровского края прошли аттестацию по требованиям информационной безопасности [16]. Проведено категорирование 87% объектов критической информационной инфраструктуры.

В рамках импортозамещения программного обеспечения в органах исполнительной власти и подведомственных организациях увеличилась доля использования отечественного программного обеспечения с 42% в 2019 г. до 76% в 2023 г.

Обеспечение безопасности цифрового пространства, защита персональных данных граждан и защита от киберугроз являются важными аспектами цифровой трансформации региона, особенно с учетом растущего количества цифровых сервисов. Данное направление нацелено на защиту информационной инфраструктуры региона от киберугроз. В Хабаровском крае функционирует региональный центр компетенций по информационной безопасности, созданный в 2020 г. К основным достижениям по этому направлению следует отнести: внедрение в 2021-2023 гг. систем защиты информации во всех региональных государственных информационных системах; проведение аттестации объектов критической информационной инфраструктуры — к 2023 г. аттестовано 87% объектов; организация ежегодных учений по противодействию кибератакам с участием органов власти и крупных предприятий региона; внедрение отечественных средств защиты информации в органах исполнительной власти и подведомственных учреждениях.

В 2022 г. был создан Дальневосточный центр киберзащиты, который осуществляет мониторинг информационной безопасности региональных ИТ-систем в режиме 24/7. Центр успешно отразил более 1200 попыток несанкционированного доступа к региональным информационным системам за 2022-2023 гг. [24].

4. Кадры для цифровой экономики. Совершенствование системы образования обеспечивает подготовку квалифицированных кадров для цифровой экономики. Граждане Хабаровского края получают новые возможности и мотивацию для освоения цифровых компетенций, что крайне важно для региона с его обширной территорией и разнообразием экономических секторов. Данное направление нацелено на обеспечение региона квалифицированными специалистами в сфере ИТ. В Хабаровском крае функционирует Дальневосточный центр компетенций в области цифровой экономики при Тихоокеанском государственном университете, который занимается подготовкой и переподготовкой кадров.

Ежегодно увеличивается количество бюджетных мест по ИТ-направлениям и специальностям в региональных вузах и колледжах. Если в 2019 г. на ИТ-направления в вузах Хабаровского края было выделено 247 бюджетных мест, то к 2023 г. их количество увеличилось до 412 [17]. В колледжах региона количество бюджетных мест по ИТ-специальностям выросло с 175 до 293 за тот же период [24].

В рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» [20] в регионе реализуются следующие инициативы: проведение ежегодных ИТ-хакатонов и соревнований для школьников и студентов, в которых за 2019-2023 гг. приняли участие более 3 тыс. чел.; организация курсов повышения цифровой грамотности для государственных служащих (обучено более 1,8 тыс. чел.); запуск образовательных программ по искусственному интеллекту и анализу данных в Тихоокеанском государственном университете и Дальневосточном государственном университете путей сообщения; создание в 2021 г. «Дальневосточной школы программирования» на базе Тихоокеанского государственного университета совместно с компанией «Ростелеком».

В 2022 г. на базе Дальневосточного государственного университета путей сообщения был открыт «Цифровой демонстрационный полигон» для обучения студентов и специалистов технологиям «умного города» и промышленного интернета вещей. Инвестиции в проект составили 42 млн рублей [24].

5. Цифровые технологии. В рамках данной инициативы создаются благоприятные условия для развития и внедрения цифровых технологий на основе отечественных разработок. Хабаровский край активно участвует в этом процессе, стимулируя спрос компаний различных отраслей экономики на ИТ-решения. В Хабаровском крае действует региональный центр компетенций по искусственному интеллекту, созданный в 2022 году на базе Тихоокеанского государственного университета.

Основные проекты по направлению «Цифровые технологии»: запуск в 2021 г. проекта «Умный город Хабаровск», включающего внедрение систем интеллектуального видеонаблюдения, умного освещения и транспорта; создание в 2022 г. платформы пространственных данных Хабаровского края, интегрирующей геоинформационные системы различных ведомств; реализация с 2021 г. проекта «Цифровое сельское хозяйство» по внедрению технологий точного земледелия и мониторинга сельхозугодий; развитие с 2020 г. Дальневосточной блокчейн-платформы для цифровизации логистических процессов в регионе.

В 2023 г. при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в Хабаровском крае был запущен пилотный проект по применению искусственного интеллекта для оптимизации работы общественного транспорта, что позволило сократить время ожидания на остановках на 18% [24].

Одним из ключевых региональных проектов, реализуемых в контексте национальной программы «Цифровая экономика», является проект «Цифровое равенство» (2022-2030 гг.), направленный на обеспечение жителей малых населенных пунктов качественной мобильной связью и устойчивым доступом к Интернету [18].

История развития проекта «Цифровое равенство» в Хабаровском крае демонстрирует системный подход к решению проблемы цифрового неравенства:

В 2021 г. Правительство Хабаровского края и ведущие операторы связи заключили соглашение о совместной работе по обеспечению доступа к Интернету малонаселенных пунктов региона. В результате проведенных мероприятий: реализовано более 160 мероприятий по модернизации или строительству базовых станций; проложено свыше 600 км магистральных линий связи; жители 36 населенных пунктов получили доступ к мобильному Интернету; в 11 населенных пунктах проведен проводной Интернет в частные дома.

В 2022 г. произошло объединение регионального флагманского проекта и федеральной программы «Устранение цифрового неравенства 2.0» (УЦН 2.0), что позволило консолидировать ресурсы для достижения общей цели. Несмотря на сложности с поставками телекоммуникационного оборудования: связь по федеральной программе УЦН 2.0 появилась в селе Добролюбово Бикинского района; в 17 населенных пунктах края появился мобильный или проводной доступ к Интернету; построено свыше 24 км распределительных линий связи; операторами проведено более 180 мероприятий на собственных сетях; досрочно выполнена задача по обеспечению покрытия сетями LTE всех населенных пунктов с населением свыше 1 тыс. чел.

В 2023 г. продолжилась активная работа по обеспечению доступа к качественному Интернету: жители 23 населенных пунктов (около 7,5 тыс. чел.) получили доступ к качественному Интернету; проложено более 132 км линий связи; проведено свыше 117 мероприятий по модернизации сетей.

В 2024 г. связь пришла еще в 16 населенных пунктов края. В 2025 г. совместная работа Правительства региона и операторов связи продолжается для дальнейшего повышения качества и доступности связи для всех жителей Хабаровского края. В рамках проекта «Цифровое равенство» поставлены амбициозные долгосрочные цели: к 2026 г. обеспечить мобильным Интернетом стандарта LTE все села и поселки с населением более 1 тыс. чел. (цель уже достигнута); к 2030 г. обеспечить доступом в Интернет все населенные пункты края с численностью жителей более 100 чел.

Особенно важно отметить, что цифровая трансформация Хабаровского края осуществляется в контексте федеральной программы «Устранение цифрового неравенства», которая стартовала еще в 2014 г. под лозунгом «Интернет в каждый дом». Первый этап программы (2017-2019 гг.) был нацелен на населенные пункты с численностью населения от 250 до 500 человек, а второй этап (УЦН 2.0) с 2022 г. охватывает села, где проживает от 100 человек [24].

Выводы. Реализация национальной программы «Цифровая экономика» в Хабаровском крае демонстрирует положительную динамику по всем ключевым направлениям. За 2019-2024 гг. значительно улучшилась цифровая инфраструктура региона, увеличилось количество и качество цифровых государственных услуг, выросла подготовка ИТ-кадров. Несмотря на достигнутые успехи, процесс цифровизации Хабаровского края сопряжен с рядом объективных трудностей и барьеров, требующих целенаправленного преодоления. Сохраняющаяся дифференциация в уровне цифрового развития между городскими агломерациями и сельскими территориями представляет собой существенный вызов для региональной политики цифровизации. Анализ территориальной структуры цифровой инфраструктуры демонстрирует существенные различия в доступности и качестве цифровых сервисов для жителей городских и сельских населенных пунктов, что актуализирует проблему цифрового неравенства.

Несмотря на положительную динамику подготовки ИТ-специалистов, региональный рынок труда характеризуется дефицитом высококвалифицированных кадров в сфере информационных технологий. По данным региональных исследований, дефицит ИТ-специалистов в Хабаровском крае оценивается в 30-35% от актуальной потребности, при этом наиболее острый дефицит наблюдается в сегменте специалистов с опытом работы от 3 лет и компетенциями в области разработки программного обеспечения, анализа данных и кибербезопасности.

Технологическая зависимость от импортных комплектующих для ИТ-инфраструктуры представляет собой значимый фактор риска для устойчивого цифрового развития региона. В условиях геополитической нестабильности и санкционных ограничений данная зависимость может привести к сбоям в процессах модернизации и расширения региональной цифровой инфраструктуры. Необходимость ускоренного внедрения отечественного программного обеспечения во всех сферах социально-экономической системы региона требует значительных финансовых и организационных ресурсов, а также сопряжена с технологическими и адаптационными рисками. Анализ текущего состояния цифровой экосистемы региона свидетельствует о доминировании зарубежных программных решений в ряде критически важных сегментов, что формирует потенциальные уязвимости для информационной безопасности и технологического суверенитета.

Перспективная траектория развития цифровой экономики Хабаровского края предполагает фокусировку на преодолении выявленных барьеров и углублении интеграции цифровых технологий в различные отрасли региональной экономики. Приоритетным направлением будет являться нивелирование цифрового неравенства посредством целенаправленного развития телекоммуникационной инфраструктуры в сельских и отдаленных районах, а также реализации специализированных программ повышения цифровой грамотности для социально уязвимых категорий населения.

Интенсификация взаимодействия образовательных учреждений и бизнес-структур при формировании и реализации образовательных программ в сфере информационных технологий будет способствовать сокращению разрыва между компетенциями выпускников и актуальными требованиями рынка труда. Дополнительными мерами по преодолению кадрового дефицита станут региональные программы привлечения ИТ-специалистов из других регионов и содействие развитию удаленной занятости в ИТ-секторе.

Стимулирование разработки и производства отечественных аппаратных и программных решений на территории региона, в том числе через механизмы государственной поддержки и создания специализированных технологических кластеров, будет способствовать снижению технологической зависимости от импортных компонентов и укреплению технологического суверенитета региональной цифровой экосистемы.

Перспективным направлением развития является также интеграция цифровых технологий в традиционные для региона отрасли экономики, включая лесопромышленный комплекс, рыбную промышленность, транспортно-логистический сектор, что позволит повысить их конкурентоспособность и экономическую эффективность.

Заключение. Таким образом, реализация национальной программы «Цифровая экономика» в Хабаровском крае характеризуется комплексным преобразованием региональной цифровой экосистемы при наличии определенных вызовов и ограничений. Достигнутые результаты создают необходимый фундамент для дальнейшей цифровой трансформации социально-экономической системы региона, а выявленные барьеры определяют приоритетные направления для концентрации усилий региональных органов власти, бизнес-сообщества и образовательных учреждений. Успешное преодоление существующих вызовов и углубление цифровизации всех аспектов региональной экономики будут способствовать повышению качества жизни населения, оптимизации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также укреплению конкурентных позиций Хабаровского края в национальном и международном экономическом пространстве.


Источники:

1. Аналитический отчет Дальневосточного агентства по привлечению инвестиций. - Хабаровск: ДАПИ, 2023. – 124 c.
2. Бабкин А. В., Михайлов П.А. Цифровые платформы в экономике: понятие, сущность, классификация // Вестник Академии знаний. – 2023. – № 1. – c. 25-36.
3. Городнова Н.В. Развитие цифровой экономики: теория и практика // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 3. – c. 911-928. – doi: 10.18334/vinec.11.3.112227.
4. Зубарев А. Е. Цифровая экономика как форма проявления закономерностей развития новой экономики // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2017. – № 4. – c. 177-184.
5. Зубарев А.Е., Филиппова К.В. Цифровые платформы как технологический тренд управления инновационной экономикой // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2023. – № 4. – c. 91-96.
6. Лясковская Е.А. Региональные особенности цифровизации в субъектах Российской Федерации // Вестник ЮУрГУ. Серия «Экономика и менеджмент». – 2024. – № 1. – c. 53–68. – doi: 10.14529/em240105.
7. Миролюбова Т. В. Радионова М. В. Оценка влияния факторов цифровой трансформации на региональный экономический рост // Регионология. – 2021. – № 3. – c. 486-510. – doi: 10.15507/2413-1407.116.029.202103.486-510.
8. Миролюбова Т.В., Радионова М.В. Цифровая трансформация и ее влияние на социально-экономическое развитие российских регионов // Экономика региона. – 2023. – № 3. – c. 697-710. – doi: 10.17059/ekon.reg.2023-3-7.
9. Миролюбова Т. В., Николаев Р. С. Цифровая экономика и цифровая трансформация региональной экономики: измерение и особенности // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. – 2024. – № 3. – c. 340-354. – doi: 10.17072/1994-9960-2024-3-340-354.
10. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Правительство России. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/35568/, (дата обращения: 25.06.2025).
11. Паспорт Хабаровского края. [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/marina/Downloads/Pasport_Habarovskogo_kraya.pdf, (дата обращения: 25.06.2025).
12. Постановление Правительства Хабаровского края от 13 июня 2018 г. N 215-пр «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года» (с изменениями на 28 октября 2024 года). Официальный интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/465353006, (дата обращения: 25.06.2025).
13. Постановление Правительства Хабаровского края от 02.05.2012 N 139-пр «Об утверждении государственной программы Хабаровского края «Развитие информационного общества в Хабаровском крае» (ред. от 12.02.2025). Официальный интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/995151623 (дата обращения: 25.06.2025).
14. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.11.2020 № 600 (ред. от 14.01.2021) «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372437, (дата обращения: 25.06.2025).
15. Прогноз социально-экономического развития Хабаровского края до 2030 года. - Хабаровск: Министерство экономического развития Хабаровского края, 2024. – 183 c.
16. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022. / Росстат. - М., 2022. – 1162 c.
17. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203. Резидент России. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41919, (дата обращения: 10.02.2025).
18. Стратегия цифровой трансформации Хабаровского края на 2024-2030 годы. Правительство Хабаровского края. [Электронный ресурс]. URL: https://np.khabkrai.ru/Proekty/Cifrovaya-ekonomika/RP-quot-Informacionnaya-bezopasnost-quot-, (дата обращения: 25.06.2025).
19. Таймасов А. Р., Мухаметова А. Д. Методический подход к оценке уровня цифрового регионального развития // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2023. – № 6. – c. 18-21. – doi: 10.34773/EU.2023.6.3.
20. Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики». [Электронный ресурс]. URL: https://digitalskills.center/fp, (дата обращения: 25.06.2025).
21. Бабкин А.В., Буркальцева Д.Д., Костень Д.Г., Воробьев Ю.Н. Формирование цифровой экономики в России: сущность, особенности, техническая нормализация, проблемы развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. – 2017. – № 3. – c. 9-25. – doi: 10.18721/JE.10301.
22. Хубулова В. В. Цифровая экономика как драйвер развития региона // Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре общества XXI века: сборник тезисов докладов международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 15–16 ноября 2018 года / Комитет по науке и высшей школе; Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики. Санкт-Петербург, 2018. – c. 1042-1047.
23. Хубулова В.В., Хачиров А.Д. Промышленность в контексте цифровой экономики // Вестник Академии знаний. – 2018. – № 25. – c. 226-232.

Страница обновлена: 22.10.2025 в 15:33:10

 

 

Implementation of digital initiatives in the Khabarovsk Territory

Altukhova I.A., Zhidkova M.I., Teterin D.A.

Journal paper

Informatization in the Digital Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 6, Number 3 (July-september 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines the processes of implementing digital initiatives in the Khabarovsk Territory within the framework of the national program "Digital Economy". The analysis of key regional digitalization projects, including "Information Infrastructure", "Digital Public Administration", "Information Security" and "Personnel for the Digital Economy", is carried out. Special attention is paid to the study of pilot smart projects in the cities of Khabarovsk and Komsomolsk-on-Amur, which demonstrate great potential for scaling to other municipalities in the region. The article identifies the key problems of implementing digital initiatives related to digital inequality, lack of qualified personnel and cybersecurity, and offers recommendations for improving regional digital policy aimed at increasing the effectiveness of digital transformation. The article highlights the need to strengthen interregional cooperation in the field of digital technologies to accelerate the innovative development of the entire Far Eastern Federal District. The results of the study can be used in the formation of strategic plans for the digital development of the Khabarovsk Territory and other regions of the Far East.

Keywords: digital transformation, regional project, digital infrastructure, electronic services, digital inequality

JEL-classification: O31, O32, O33

References:

Analytical report of the Far Eastern Investment Promotion Agency (2023).

Forecast of the social and economic development of the Khabarovsk Territory until 2030 (2024).

Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2022 (2022).

Babkin A. V., Mikhaylov P.A. (2023). Digital platforms in economy: concept, essence, classification. Vestnik Akademii znaniy. (1). 25-36.

Babkin A.V., Burkaltseva D.D., Kosten D.G., Vorobev Yu.N. (2017). The emergence of digital economy in Russia: its essence, features, technical normalization, the problems of development. St. Petersburg Polytechnic University Journal of Engineering Science and Technology. 10 (3). 9-25. doi: 10.18721/JE.10301.

Gorodnova N.V. (2021). Digital economy development: theory and practice. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (3). 911-928. doi: 10.18334/vinec.11.3.112227.

Khubulova V. V. (2018). Digital economy as a driver of regional development The role of intellectual capital in the economic, social and legal culture of the 21st century society. 1042-1047.

Khubulova V.V., Khachirov A.D. (2018). Industry in the context of the digital economy. Vestnik Akademii znaniy. (25). 226-232.

Lyaskovskaya E.A. (2024). Regional peculiarities of digitalisationin the constituent entities of the russian federation. Bulletin of the South Ural State University. 56 Ser. Economics and Management. 18 (1). 53–68. doi: 10.14529/em240105.

Mirolyubova T. V. Radionova M. V. (2021). Assessing the impact of the factors in the digital transformation on the regional economic growth. Regionology. 29 (3). 486-510. doi: 10.15507/2413-1407.116.029.202103.486-510.

Mirolyubova T. V., Nikolaev R. S. (2024). Digital economy and digital transformation of regional economy: assessment and features. Perm University Herald. ECONOMY. 19 (3). 340-354. doi: 10.17072/1994-9960-2024-3-340-354.

Mirolyubova T.V., Radionova M.V. (2023). Digital transformation and its impact on the socio-economic development of Russian regions. Economy of the region. 19 (3). 697-710. doi: 10.17059/ekon.reg.2023-3-7.

Taymasov A. R., Mukhametova A. D. (2023). Methodological approach to assessing the level of digital regional development. Economics and management. (6). 18-21. doi: 10.34773/EU.2023.6.3.

Zubarev A. E. (2017). The digital economy as expression of regularities in the new economy development. Bulletin of the Pacific State University. (4). 177-184.

Zubarev A.E., Filippova K.V. (2023). Digital platforms as a technological trend for innovation economy management. Bulletin of the Pacific State University. (4). 91-96.