Кластеризация субъектов России по региональной конкурентоспособности

Земсков В.В.1, Матвеенко В.И.1, Тургаева А.А.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 8 (Август 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83089857

Аннотация:
В статье рассматриваются современные проблемы развития регионов России с точки зрения региональной конкурентоспособности. Актуальность данного исследования обусловлена все более возрастающей проблемой неравномерного развития регионов, что оказывает существенное влияние на экономическую и производственную безопасность страны. В современных условиях глобализации и внутренней экономической нестабильности, вопросы регионального развития приобретают особую значимость, так как они напрямую связаны с общей устойчивостью и суверенитетом государства. Цель работы заключается в определении и разработке методов решения наиболее значимых рисков в развитии федеральных округов. Авторы использовали следующие методы: сравнительно-аналитический, кластерный, факторный. Научная новизна заключается в выделении и анализе пространственных рисков, которые влияют на экономическую и производственную безопасность страны, а также в разработке методов их эффективного решения. Авторы пришли к выводу, что в настоящий момент драйвером экономического развития регионов выступает оборонно-промышленные предприятия. Результаты данного исследования имеют практическое значение и применимы при разработке стратегий развития регионов России

Ключевые слова: региональное неравенство; пространственные риски; региональная конкурентоспособность; драйверы экономического роста; экономическая безопасность

JEL-классификация: R11, R12, R13, R58, Q 43

Тезисы (Highlights):

  • 1.В ходе исследования было выявлено значительное территориальное неравенство между федеральными округами России, где Центральный ФО демонстрирует наивысший уровень конкурентоспособности благодаря концентрации экономических, социальных и производственных ресурсов.
  • 2.Установлено, что драйвером роста регионов в текущих условиях выступает оборонно-промышленный комплекс (ОПК), однако это создает риски для диверсификации экономики.
  • 3.Инвестиции предпринимателей в социальную инфраструктуру, могут стать эффективным инструментом снижения регионального неравенства.
  • Неравномерное развитие регионов угрожает экономической безопасности страны, требуя сбалансированной государственной политики



Введение

На сегодняшний день проблема территориального неравенства привлекает к себе все большее внимание. Это связано с тем, что данное явление имеет не только экономическое измерение, но и выраженные социально-политические аспекты. Территориальное неравенство является неизбежным феноменом. Оно обусловлено разницей в конкурентных преимуществах и барьерах для развития, присущих различным регионам. Однако ключевыми вопросами остаются масштаб и динамика этого неравенства. По этой причине чрезвычайно важны точные и объективные научные оценки уровня и характера территориального неравенства. Динамика межрегионального неравенства носит нелинейный характер и подвержена влиянию множества факторов, среди которых можно выделить макроэкономические условия и государственную политику перераспределения ресурсов. Важно понять, каким образом экономическая нестабильность, влияет на межрегиональное неравенство, и какие изменения происходят в его структуре под воздействием этих факторов. Особого внимания заслуживает экономическое неравенство между регионами в пределах отдельных федеральных округов или экономических районов [1; 11] (Beloborodov et al., 2020; Zubarevich et al., 2024).

В Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации среди ключевых вызовов выделяются нарастающая дифференциация регионов по уровням и темпам социально-экономического развития [25]. Также подчеркивается недостаточное финансирование промышленного сектора, низкая инновационная активность, задержки в разработке и внедрении новых технологий. Дополнительно указываются растущие различия в доходах населения, нехватка трудовых ресурсов, ухудшение качества и доступности образования и медицинских услуг, что в итоге ведет к снижению уровня человеческого потенциала. [7] (Goncharenko et al., 2019)

В работе Е.А. Бессоновой и Ю.В. Келеша, авторы пришли к выводу, что в социально-экономическом развитии регионов все более заметна тенденция к увеличению дифференциации территорий. Эта тенденция обусловлена различиями в природно-климатических условиях, географическом расположении, историческом фоне развития, а также неодинаковым уровнем обеспеченности минеральными, трудовыми и финансовыми ресурсами. Важную роль также играют различия в уровне развития инфраструктуры, инновационного потенциала и других факторов. [2] (Bessonova et al., 2018)

В своем исследовании Т.А. Даутова отмечает, что дифференциация регионов по ВРП может достигать в 18 раз [8] (Dautova et al., 2016). Это в свою очередь может привести к следующим негативным последствиям:

Рост экономического неравенства: увеличение разрыва в ВРП между регионами приводит к усилению экономического неравенства. В более развитых регионах, где уровень производства и доходов высок, жители имеют доступ к лучшим условиям жизни, включая более качественное образование, медицинское обслуживание и социальные услуги. В то же время, в экономически отстающих регионах население сталкивается с ограниченными возможностями и низким уровнем жизни. Это неравенство усугубляется с течением времени, поскольку более развитые регионы получают больше инвестиций, привлекают квалифицированных специалистов и усиливают свои позиции, тогда как менее развитые регионы остаются в стагнации или даже регрессируют. Это приводит к значительной социальной и экономической поляризации внутри страны, что затрудняет создание единого национального экономического пространства [20; 15] (Saradzheva et al., 2021; Latysheva et al., 2010);

Миграция трудовых ресурсов: в условиях значительной экономической дифференциации происходит миграция населения из бедных регионов в более развитые. Это явление обусловлено стремлением людей к улучшению своих жизненных условий и поиску лучших возможностей для работы. В результате экономически слабые регионы теряют наиболее квалифицированные и активные кадры. Оставшееся население, как правило, менее мобильное, что затрудняет модернизацию и развитие экономики региона. Такая утечка человеческого капитала не только усугубляет экономическую отсталость, но и приводит к деградации социальной инфраструктуры, поскольку в отстающих регионах сокращается база для налогообложения, что еще больше ограничивает их возможности для развития [16; 13] (Morozov et al., 2023; Kazantseva et al., 2019);

Ухудшение качества жизни: в регионах с низким уровнем ВРП качество жизни существенно отстает от более развитых регионов. Недостаточное финансирование приводит к сокращению социальных программ, снижению качества образования и здравоохранения, ухудшению состояния инфраструктуры, включая дороги, коммунальные услуги и общественный транспорт. Жители этих регионов вынуждены сталкиваться с ограниченным доступом к базовым услугам, что ведет к росту социальной напряженности и ухудшению общего уровня здоровья и образования населения. В долгосрочной перспективе это создает замкнутый круг, где низкое качество жизни препятствует экономическому развитию, а недостаток экономического роста, в свою очередь, не позволяет улучшить качество жизни [17] (Mokhnatkina et al., 2023);

Нестабильность и социальное напряжение: когда значительная часть населения чувствует себя экономически и социально обделенной, это может привести к росту социальной напряженности и протестным настроениям. Экономическое неравенство между регионами может восприниматься как несправедливость, особенно если жители менее развитых регионов считают, что центральные власти игнорируют их проблемы и интересы. Это недовольство может выражаться в форме массовых протестов, забастовок, или даже требований к пересмотру политического устройства страны. В крайних случаях, это может угрожать территориальной целостности государства, особенно если определенные регионы начнут требовать большей автономии или даже независимости, полагая, что они могут улучшить свою ситуацию самостоятельно [26; 6] (Ustinkin et al., 2022; Voropaeva et al., 2022);

Замедление национального экономического роста: экономическая дифференциация регионов негативно влияет на общий темп экономического роста страны. В условиях значительной неоднородности экономического развития менее развитые регионы становятся тормозом для национальной экономики. Они не могут в полной мере участвовать в экономическом процессе, что снижает общий вклад в ВВП страны. В результате национальная экономика оказывается менее конкурентоспособной, так как не может эффективно использовать все свои ресурсы. Это также может привести к снижению привлекательности страны для иностранных инвесторов, которые предпочитают вкладываться в более стабильные и равномерно развивающиеся регионы;

Неравномерное развитие инфраструктуры: в условиях значительной дифференциации регионов по ВРП инфраструктурные проекты часто концентрируются в более развитых регионах, где их рентабельность выше. Это приводит к тому, что в отстающих регионах инфраструктура остается менее развитой, что создает дополнительные барьеры для экономического роста. Плохое состояние дорог, ограниченный доступ к интернету, устаревшие коммунальные системы — все это делает такие регионы менее привлекательными для инвестиций. В результате, экономическое развитие этих регионов затруднено, что ведет к дальнейшему увеличению неравенства [19] (Soluttseva et al., 2024);

Ослабление межрегиональных связей: экономическая дифференциация приводит к ослаблению кооперационных связей между регионами, что затрудняет реализацию совместных проектов и эффективного функционирования внутреннего рынка. Это создает условия для фрагментации экономики на несколько самостоятельных кластеров, что снижает ее эффективность и усложняет управление на национальном уровне. В долгосрочной перспективе это может привести к экономической изоляции некоторых регионов и ухудшению их экономического положения. [4-5] (Bondarenko et al., 2020; Vasilenko et al., 2017)

Межрегиональное экономическое неравенство выступает не просто как фактор, влияющий на экономическое развитие страны, но и как угроза социальной стабильности и экономической безопасности. Учитывая вышеописанные негативные последствия, особенно важно выявить ключевые тенденции и причины этого явления, чтобы разработать эффективные меры для его снижения. [3] (Bikeeva et al., 2018)

Методы

Основным инструментов для анализа в исследовании был выбран интегральный показатель по методике расчета Веслава Плюты [18] (Pluta et al., 1980).

Его использование обосновано несколькими важными аспектами, которые существенно улучшают качество проводимого анализа. Оценка региональной конкурентоспособности требует анализа большого количества статистических данных. Каждый рассматриваемый фактор оказывает различное влияние на общую конкурентоспособность региона, и без интегрального показателя становится сложно охватить весь спектр данных. Интегральный показатель позволяет объединить эти разнородные данные в один общий показатель, что обеспечивает целостное представление о положении каждого региона. Применение данного метода существенно упрощает процесс анализа и интерпретации данных. При большом количестве переменных становится сложно проводить однозначные сравнения и делать выводы, тогда как интегральный показатель позволяет свести всю информацию к одному числу, что делает результаты более наглядными и легко интерпретируемыми.

Расчет осуществляется в соответствии со следующими этапами:

Этап №1. Проводится стандартизация показателей

где — стандартное отклонение для выборки k. Мера разброса значений относительно среднего.

— количество элементов в выборке.

— значение для i-го элемента в выборке k.

— среднее значение для выборки k.

Этап №2. Дифференциация показателей на: стимулирующие и дестимулирующие.

На этом этапе показателям присваиваются категории: стимулирующие (положительные) и дестимулирующие (отрицательные), в зависимости от их влияния на итоговый результат.

Этап №3. Расчет матрицы расстояний.

где — расстояние для i-го элемента от текущего значения ​ до некоторого фиксированного значения .

— значение для i-го элемента в выборке k.

— фиксированное значение (эталонное).

где C₀ —базовое значение.

S₀ — стандартное отклонение.

где, — стандартное отклонение для выборки, вычисляемое на основе расстояний ​ от эталонного значения ​.

Этап №4. Расчет интегрального показателя.

где I — интегральный показатель, который отражает степень отклонения текущего значения ​ от базового значения ​.

— расстояние для i-го элемента от текущего значения ​ до фиксированного значения ​.

— корректированное базовое значение.

Для оценки региональной конкурентоспособности были выбраны тридцать статистических показателей, которые были разделены на три группы: экономические, социальные и производственные. По мнению авторов исследования, выбранные показатели наиболее характерно отражают социально-экономическую составляющую регионов.

Таблица 1

Используемые показатели при расчете интегрального показателя

Показатели
Экономические
Социальные
Производственные
Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации (в текущих ценах; миллионов рублей)
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет; все население)
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей)
Валовой региональный продукт на душу населения по субъектам Российской Федерации (рублей)
Численность населения (оценка на конец года;тысяч человек)
Индекс промышленного производства (в процентах к предыдущему году)
Региональная структура валового регионального продукта (в процентах)
Реальная начисленная заработная плата работников организаций (в процентах к предыдущему году)
Степень износа основных фондов на конец года по полному кругу организаций (в процентах)
Среднегодовая численность занятых (тысяч человек)
Общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя (на конец года; квадратных метров)
Грузооборот автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности (млн т-км)
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ (в том числе в федеральный бюджет; в %)
Потребление мяса и мясопродуктов (включая субпродукты 2 категории и жир-сырец; в год; килограммов)
Внутренние затраты на научные исследования и разработки (миллионов рублей)
Удельный вес убыточных организаций (в процентах от общего числа организаций)
Численность среднего медицинского персонала (физических лиц) в организациях, оказывающих медицинские услуги (человек)
Производство электроэнергии (млрд кВтч)
Сальдированный финансовый результат деятельности организаций (миллионов рублей)
Численность учителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования
Индекс производства продукции сельского хозяйства (всех категорий; в сопоставимых ценах; в % к предыдущему году)
-
Реальный размер назначенных пенсий (в % к соответствующему периоду предыдущего года)
Ввод в действие жилых домов (всего, тыс. м2 общей площади жилых помещений)
-
Миграционный прирост
Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками (человек)
-
Уровень безработицы населения в возрасте 15-72 лет (в процентах)
Разработанные передовые производственные технологии
-
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций (рублей)
Используемые передовые производственные технологии
-
Индекс потребительских цен на все товары и услуги (на конец периода, в % к декабрю предыдущего года)
-
Источник: составлено авторами на основе статистического сборника “РЕГИОНЫ РОСИИ” (Росстат) [22].

Для более детального анализа в рамках данного исследования рассмотрены результаты расчета интегрального показателя по сферам и в целом. Это позволит более детально понять суть изменений и отследить динамику, чтобы рассмотреть возможные варианты и методы по улучшению уровня территориального развития регионов.

Результаты

В таблицах приведенных ниже представлены расчетные значения интегрального показателя по сферам и в целом.

Таблица 2

Экономическая сфера

ФО
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
Центральный
0,41247
0,37283
0,42303
0,54599
0,46954
0,48609
0,56350
0,54305
0,73679
0,67024
Северо-Западный
0,20691
0,19023
0,22779
0,28256
0,27208
0,26072
0,30346
0,33024
0,48720
0,43454
Южный
0,15378
0,14378
0,15324
0,18815
0,17868
0,17547
0,17522
0,17924
0,22492
0,24405
Северо-Кавказский
0,09968
0,10068
0,11214
0,12280
0,12583
0,12660
0,12227
0,11322
0,13226
0,14038
Приволжский
0,27405
0,27095
0,27954
0,29637
0,27775
0,31349
0,32502
0,30110
0,39100
0,39653
Уральский
0,29929
0,29235
0,31258
0,32378
0,33048
0,38046
0,39612
0,33057
0,46622
0,46912
Сибирский
0,19986
0,19564
0,20854
0,23367
0,24622
0,25893
0,26742
0,25739
0,31883
0,34154
Дальневосточный
0,12905
0,10311
0,12009
0,16455
0,14917
0,14673
0,15227
0,14574
0,20728
0,18613
Источник: составлено авторами

Таблица 3

Социальная сфера

ФО
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
Центральный
0,36167
0,34296
0,18225
0,44295
0,40761
0,55529
0,53772
0,65963
0,47133
0,46105
Северо-Западный
0,27557
0,23695
0,12385
0,32121
0,32058
0,42800
0,40645
0,41272
0,35728
0,34994
Южный
0,23390
0,19176
0,06334
0,24045
0,25160
0,35949
0,34467
0,34631
0,28854
0,30855
Северо-Кавказский
0,02811
0,04524
-0,08250
0,06143
0,07592
0,15668
0,14038
0,11047
0,07435
0,08084
Приволжский
0,33922
0,31338
0,17868
0,38629
0,39929
0,50011
0,48258
0,46534
0,40010
0,41713
Уральский
0,23124
0,20889
0,09462
0,23153
0,25290
0,35153
0,32863
0,31721
0,29881
0,32330
Сибирский
0,21727
0,19066
0,07816
0,23487
0,25725
0,34991
0,34449
0,33344
0,28476
0,29625
Дальневосточный
0,16253
0,14200
0,05079
0,18800
0,19648
0,28064
0,26053
0,24969
0,22641
0,22339
Источник: составлено авторами

Таблица 4

Производственная сфера

ФО
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
Центральный
0,47308
0,47472
0,44922
0,49981
0,54323
0,57146
0,65516
0,68391
0,68641
0,76926
Северо-Западный
0,23198
0,23965
0,25115
0,26810
0,25742
0,29387
0,32125
0,27084
0,33492
0,31924
Южный
0,20396
0,23840
0,25118
0,24052
0,24293
0,20126
0,25008
0,17758
0,26420
0,29572
Северо-Кавказский
0,15866
0,12729
0,14763
0,15266
0,12128
0,07739
0,13308
0,13070
0,20542
0,18165
Приволжский
0,31533
0,33112
0,31531
0,33410
0,33231
0,32173
0,37832
0,36222
0,34364
0,46914
Уральский
0,23582
0,21055
0,21408
0,22281
0,25169
0,25488
0,28327
0,20148
0,25429
0,31689
Сибирский
0,26213
0,19975
0,20677
0,22647
0,23215
0,23475
0,24092
0,21151
0,28327
0,28905
Дальневосточный
0,10285
0,19426
0,13824
0,14974
0,17556
0,15108
0,14796
0,13327
0,19214
0,17230
Источник: составлено авторами

Таблица 5

Итоговый показатель по всем сферам

ФО
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
Центральный
0,37158
0,34581
0,29655
0,42404
0,40543
0,44329
0,47498
0,46187
0,43498
0,37473
Северо-Западный
0,18564
0,17382
0,16291
0,23853
0,22894
0,26447
0,28734
0,27013
0,33254
0,30135
Южный
0,14446
0,14666
0,12246
0,17518
0,17550
0,17743
0,19751
0,16352
0,20894
0,23373
Северо-Кавказский
0,05396
0,04440
0,02303
0,06783
0,05788
0,05622
0,07802
0,06652
0,09834
0,09201
Приволжский
0,26272
0,26162
0,22223
0,28814
0,28307
0,30986
0,33575
0,31299
0,31813
0,37350
Уральский
0,20834
0,18766
0,16522
0,20887
0,23049
0,27083
0,28404
0,21832
0,27983
0,31678
Сибирский
0,18363
0,14606
0,12457
0,18230
0,19458
0,22074
0,22484
0,20343
0,24703
0,25777
Дальневосточный
0,07087
0,09997
0,05726
0,11162
0,12069
0,12658
0,12254
0,11042
0,15488
0,13657
Источник: составлено авторами

Для более наглядного отображения результата расчетов представим полученные значения в графическом виде

Рис. 1. Экономическая сфера

Источник: составлено авторам

Рис. 2. Социальная сфера

Источник: составлено авторами

Рис. 3. Производственная сфера

Источник: составлено авторами

Рис. 4. Итоговый показатель по всем сферам

Источник: составлено авторами

На основе полученных результатов (рис.4), можно сделать вывод, что Центральный федеральный округ занимает лидирующую позицию по уровню территориального развития среди всех федеральных округов. Этот результат является следствием множества факторов, определивших благоприятные предпосылки для стабильного экономического роста. Основополагающим аспектом выступает уровень экономической активности региона. Москва вместе с Московской областью играют ключевую роль в качестве финансовых центров Российской Федерации, аккумулируя значительную часть ВВП страны. Москва выполняет роль не только политической, но и экономической столицы России, привлекая крупнейшие международные и отечественные компании, банковские и финансовые структуры. Эти фирмы обеспечивают устойчивый поток капиталовложений. Важной причиной высокого уровня пространственного развития Центрального федерального округа служит хорошо развитая сеть инфраструктуры. Наличие масштабных транспортных коридоров, включая автострады и железные дороги, способствует оперативному проникновению товаров на внутренние и внешние рынки, что в свою очередь привлекает внимание инвесторов, стремящихся снизить транспортные издержки и повысить производственную эффективность. Отдельно стоит отметить активную работу, проводимую мэром города Москвы в области развития транспортной инфраструктуры, которая в свою очередь, способствует развитию приграничных регионов и снижает нагрузку на центр города.

Важную роль играет и социальная сфера. Центральный федеральный округ является местом концентрации крупнейших образовательных учреждений. Вузы мирового уровня, такие как Московский государственный университет (МГУ), Московский физико-технический институт (МФТИ) и другие, ежегодно выпускают тысячи высококвалифицированных специалистов, которые становятся основой для инновационного развития региона. [21] (Stol et al., 2022)

Производственная сфера Центрального федерального округа является одним из важнейших факторов, влияющих на его высокий уровень территориального развития. Регион имеет мощную индустриальную базу, где сосредоточены предприятия тяжёлой и лёгкой промышленности, высокотехнологичные производства и научно-исследовательские центры. [23-24] (Timergazizova et al., 2025; Turovsky et al., 2019)

Однако, несмотря на высокий уровень развития Центрального федерального округа, другие федеральные округа отстают по целому ряду причин. Одной из главных проблем является неравномерное распределение ресурсов. Исторически сложилось так, что значительная часть экономических, социальных и производственных ресурсов сосредоточена в центральных регионах, в то время как удалённые от центра регионы страдают от недостатка инвестиций. Это создаёт значительные барьеры для экономического роста, так как недостаточно развитая инфраструктура увеличивает затраты на производство и логистику, снижая привлекательность регионов для инвесторов. Ещё одной важной причиной отставания других регионов является демографическая ситуация. Многие регионы России, особенно те, которые находятся вдали от центра, сталкиваются с проблемой оттока населения. Молодые семьи и квалифицированные специалисты стремятся переехать в более развитые регионы, что оставляет другие регионы без необходимой рабочей силы. Это, в свою очередь, замедляет темпы развития и снижает уровень жизни в этих регионах. Климатические и географические факторы также оказывают влияние на отставание регионов. Северные и восточные регионы сталкиваются с суровыми климатическими условиями, которые значительно увеличивают стоимость строительства, эксплуатации инфраструктуры и производства. Эти регионы требуют значительных государственных вложений, чтобы поддерживать уровень жизни и обеспечивать базовую инфраструктуру, что усложняет их самостоятельное развитие.

Подводя итоги можно сделать вывод, что Центральный федеральный округ демонстрирует наивысший уровень территориального развития благодаря комбинации факторов, таких как высокая концентрация экономической активности, развитая социальная инфраструктура, благоприятные демографические условия и мощная производственная база. Другие федеральные округа сталкиваются с серьёзными вызовами, которые тормозят их развитие, включая недостаток инвестиций, нехватку квалифицированных кадров, инфраструктурные проблемы и сложные климатические условия. [28-29] (Frolova et al., 2024; Shilova et al., 2023)

Методы снижения территориального неравенства

Одним из эффективных методов снижения территориального неравенства могут выступать частные инициативы предпринимателей, направленные на развитие своих родных регионов. В условиях, когда государственные программы поддержки и развития не всегда способны охватить все проблемные зоны, именно частные инициативы становятся катализатором позитивных изменений. Вложения предпринимателей в экономику регионов не только способствуют созданию рабочих мест и повышению доходов населения, но и улучшают качество жизни за счет развития социальной инфраструктуры. [10; 12; 14] (Egina et al., 2024; Ioseliani et al., 2025; Konovalova et al., 2022)

Примером успешного влияния бизнеса на развитие регионов может служить деятельность Владислава Валентиновича Тетюхина. Родившись в 1931 году в Москве и получив образование в Московском авиационном институте, Тетюхин был направлен по распределению на завод ВСМПО в Верхней Салде, небольшой городок в Свердловской области. Там он начал работать в титановом производстве. В 1976 году Тетюхин защитил докторскую диссертацию и в начале 1990-х годов вернулся на ВСМПО уже в статусе директора. Вместе с партнером Вячеславом Брештом они приватизировали завод, став владельцами 60% акций. Под его руководством «ВСМПО-Ависма» превратилась в крупнейшего в мире производителя титана. Компания обеспечивала от 30 до 50% мирового спроса на титан, поставляя его таким гигантам, как Boeing и Airbus. Однако вскоре произошли изменения. После сделки с «Ростехом» у него осталось около 4% акций, но даже их пришлось продать для реализации новой идеи — строительства медицинского центра. Именно тогда появилась цель создать медицинское учреждение мирового уровня, чтобы оказать помощь жителям региона. Идея о строительстве медицинского центра возникла у Тетюхина после личного опыта лечения в немецкой клинике. Там ему сделали операцию на колене, обещая быстро поставить на ноги. Именно тогда он задумался о создании подобного центра в России. Первоначально проект планировалось реализовать в Верхней Салде, но по санитарным нормам выбранный участок не подошел, и строительство перенесли в более крупный город — Нижний Тагил. Тетюхин вложил в строительство центра около 3,3 млрд рублей — практически все свое состояние. Центр был открыт в сентябре 2014 года и сразу стал одним из ведущих медицинских учреждений страны. Он специализировался на ортопедии, вертебрологии и эндопротезировании. Для Тетюхина это был не просто бизнес-проект, а социальная миссия, направленная на улучшение качества жизни людей. Все доходы он планировал вкладывать обратно в развитие центра, расширяя его возможности и повышая уровень предоставляемых медицинских услуг. [27] (Filonov et al., 2025)

Вклад Тетюхина в развитие медицинского центра и региона в целом — это не только финансовые инвестиции, но и личное участие в разработке методик лечения и реабилитации. Он лично выбирал оборудование, изучал медицинскую литературу и занимался набором специалистов. Центр предлагал пациентам полный цикл реабилитации, разбитый на три этапа, что делало его уникальным по сравнению с другими клиниками.

Приведенный пример, ярко демонстрирует, что одним из ключевых факторов в развитии регионов могут выступать не только государственные структуры и программы, но также частные инициативы, исходящие от предпринимателей. Они могут быть мощным драйвером регионального развития, дополняя усилия государства и способствуя устойчивому экономическому росту.

Начало специальной военной операции (СВО) открыло новую страницу в экономическом развитии России. В условиях санкционного давления и необходимости усиления обороноспособности, государство сделало ставку на поддержку предприятий оборонно-промышленного комплекса. Сегодня эти отрасли выступают в роли ключевых драйверов экономики, формируя не только внутренний спрос, но и принципиально меняя структуру распределения ресурсов в стране. Развитие ВПК обусловлено необходимостью ускоренного производства вооружений и военной техники, что в свою очередь приводит к оживлению других стратегических отраслей. Развитие ВПК оказывает на экономику мощный мультипликационный эффект, когда рост в оборонной промышленности стимулирует развитие целого ряда смежных отраслей. Для выпуска вооружений требуется широкий спектр металлов, химических соединений, электроники, материалов для машиностроения и транспортировки — а это, в свою очередь, поддерживает металлургию, химию, машиностроение и транспортную отрасль. Металлургические предприятия увеличивают производство, чтобы удовлетворить потребности ВПК, создавая новые рабочие места и увеличивая поступления в бюджеты регионов. Этот рост поддерживается государственными заказами, что обеспечивает устойчивый экономический подъем в местах, где расположены предприятия, участвующие в производственной цепочке.

Информационное агентство РБК в своей аналитической записке от 6 февраля 2024 года отмечает, что рост обрабатывающего сектора в 2023 году составил 7,5%. Лидерами стали Камчатский край (35,2%), Чувашия (32,1%), Курганская область (23,5%). По данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), оборонно-промышленный комплекс стал одним из ключевых факторов, влияющих на увеличение объемов производства металлических изделий. При этом в отрасли активно развивалось производство продукции гражданского назначения. Особенно заметно вырос выпуск металлических емкостей, таких как резервуары и цистерны, а также услуги по металлообработке и нанесению покрытий. На развитие таких направлений, как производство металлоизделий, электронных компонентов и оптических устройств, а также транспортной техники, существенное влияние оказывает ОПК, стимулируя рост спроса. Согласно оценке Владимира Сальникова, руководителя направления реального сектора ЦМАКП, эти отрасли обеспечили почти половину общего прироста производства, если учитывать сезонные изменения. За последние два года на их долю пришлось порядка двух третей прироста в экономике, исключая спад в других областях. Президент Владимир Путин 2 февраля сообщил, что за полтора года в оборонной промышленности России было создано более 520 тысяч новых рабочих мест [9] (Degotkova et al., 2024).

Стоит отметить, что на сегодняшний день при установленной центральным банком 21% ключевой ставке, государственная корпорация развития (ВЭБ) предоставляет предприятиям ОПК льготный кредит от 5% годовых. Что в свою очередь также способствует развитию оборонной отрасли.

Кроме того, усиление роли ВПК и ОПК приводит к перераспределению ресурсов внутри страны. Финансовые и кадровые ресурсы перераспределяются в пользу регионов с мощной промышленной базой, особенно тех, где сконцентрированы оборонные предприятия. Это меняет традиционные центры экономического роста, создавая новые узлы промышленного и экономического подъема в разных частях России. Бывшие моногорода и промышленные центры, которые десятилетиями испытывали трудности, теперь получают второе дыхание за счет новых заказов и роста спроса на продукцию, необходимую для оборонного комплекса. Смена вектора развития позволяет России не только поддерживать уровень занятости и доходы населения в стратегически важных регионах, но и строить устойчивую модель промышленного роста, менее зависимую от внешнеэкономической ситуации. Однако концентрация на развитии ВПК имеет и потенциальные риски, которые могут затруднить долгосрочное развитие экономики. В условиях, когда промышленность, ориентированная на оборонные нужды, занимает доминирующее положение в экономике, гражданские сектора оказываются в уязвимом положении, что в конечном итоге снижает общую гибкость и устойчивость экономической системы, делая её чрезмерно зависимой от колебаний спроса на продукцию оборонно-промышленного комплекса, причём в долгосрочной перспективе такая зависимость создаёт серьёзные риски в случае сокращения объёмов госзаказов или изменения геополитической конъюнктуры, поскольку ВПК требует колоссальных трудовых и финансовых ресурсов, их перераспределение в пользу оборонного сектора закономерно приводит к дефициту инвестиций и кадров в гражданских отраслях, что особенно заметно в регионах с высокой концентрацией оборонных предприятий, где наблюдается выраженный перекос трудовых ресурсов в сторону военной промышленности. Предприятия ОПК оказываются в жёсткой зависимости от государственных заказов, что снижает их адаптивность и рыночную гибкость, поэтому любое сокращение бюджетного финансирования может привести к серьёзным экономическим трудностям для таких предприятий, включая сокращение производственных мощностей и рост убыточности, хотя нельзя отрицать, что в текущих условиях активное развитие оборонно-промышленного комплекса действительно выступает важным фактором экономического роста и стабилизации для целого ряда российских регионов, обеспечивая занятость населения и поддерживая промышленный потенциал, однако при этом необходимо учитывать сопутствующие негативные эффекты, среди которых наиболее существенными являются снижение уровня диверсификации экономики, хронический дефицит ресурсов в секторах не связанных с обороной отраслью, нарастающее технологическое отставание в гражданских секторах, а также усиление региональных диспропорций в экономическом развитии. Важно понимать, что при отсутствии сбалансированного подхода и взвешенной государственной политики все эти факторы могут оказаться серьёзным препятствием на пути к устойчивому и долгосрочному развитию национальной экономики.

Заключение

Подводя итоги исследования можно сделать вывод, что Центральный федеральный (далее – ЦФО) округ занимает лидирующую позицию по уровню территориального развития среди всех федеральных округов России благодаря сочетанию ряда факторов: высокой экономической активности, развитой инфраструктуры и мощной производственной базы. Значительная концентрация финансовых, производственных и образовательных ресурсов в регионе, особенно в Москве и Московской области, способствует устойчивому экономическому росту и притоку инвестиций, которые стимулируют развитие предприятий и повышают уровень жизни населения. Развитая транспортная сеть ЦФО обеспечивает быстрый доступ к рынкам сбыта внутри страны и за её пределами, что делает округ привлекательным для инвесторов, стремящихся оптимизировать логистику и повысить эффективность производства. Также важную роль играет образовательная инфраструктура, представленная ведущими вузами, выпускающими квалифицированные кадры, которые являются основой для инновационного развития региона. Многие регионы России сталкиваются с системными проблемами, такими как неравномерное распределение ресурсов, отток населения, недостаток инвестиций и слаборазвитая инфраструктура. Северные и восточные регионы страдают от сложных климатических условий, что увеличивает стоимость производства и эксплуатации инфраструктуры. Это усугубляется демографическими проблемами, когда квалифицированные кадры покидают регионы в поисках лучших условий жизни, что снижает их экономический потенциал. Необходимо подчеркнуть важность частных инициатив, которые могут выступать мощным драйвером регионального развития, дополняя усилия государства в улучшении качества жизни и создании новых возможностей для экономического роста. В современных условиях оборонно-промышленный комплекс (ОПК) становится важным драйвером развития регионов. Рост ВПК стимулирует развитие смежных отраслей, создаёт рабочие места и поддерживает экономическую активность в стратегически важных регионах. Однако концентрация ресурсов на развитии ВПК несёт риски для диверсификации экономики, перераспределяя ресурсы от гражданских отраслей, что может привести к их ослаблению. Это делает экономику страны уязвимой к изменениям спроса на военную продукцию. Для устойчивого экономического развития России необходимо сбалансированное развитие всех федеральных округов, что требует эффективного сочетания государственных программ и частных инициатив. Снижение территориального неравенства возможно через развитие инфраструктуры, привлечение инвестиций, поддержку инноваций и создание благоприятных условий для жизни и работы во всех регионах страны. При этом важно учитывать возможные риски чрезмерной концентрации ресурсов в отдельных секторах, таких как ВПК, и стремиться к диверсификации экономики для обеспечения её устойчивости в долгосрочной перспективе.

Таким образом, проведя данное исследование, авторы выявили прямую зависимость повышения уровня региональной конкурентоспособности от влияния множества различных риск-факторов, играющих как стимулирующие, так и дестимулирующие функции. Поэтому очень важно при проведении исследований территориального развития регионов России, в целях выявления драйвера экономического роста, правильно классифицировать пространственные риск-факторы.


Источники:

1. Белобородов В.М. Проблема регионального неравенства в россии: причины и пути решения // Социальные и гуманитарные науки. – 2020. – № 11. – c. 113–123.
2. Бессонова Е.А., Келеш Ю.В. Методические подходы к оценке социально-экономической системы региона // Вопросы региональной экономики. – 2018. – № 2. – c. 18–24.
3. Бикеева М.В. Дифференциация доходов населения России: сравнительная характеристика и прогноз // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 10-2. – c. 159-163.
4. Бондаренко Н.Е., Губарев Р.В. Проблема регионального неравенства в социально-экономическом развитии Российской Федерации // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2020. – № 5. – c. 56–68.
5. Василенко И.В., Скобелина Н.А. Региональное неравенство в современной России: социально-экономические аспекты // Социологические исследования. – 2017. – № 4. – c. 11-13.
6. Воропаева А.В., Коростелева Л.Ю. Социологическая интерпретация социального моделирования региональных неравенств России (теоретические подходы) // Проблемы развития территории. – 2022. – № 6. – c. 149-163. – doi: 10.15838/ptd.2022.6.122.9.
7. Гончаренко В.Е., Коробова В.Ф. Оценка неравномерности развития регионов РФ по социально-экономическим ресурсным составляющим // Экономическое развитие регионов и региональная статистика. – 2019. – № 4. – c. 4-18. – doi: 10.21686/2500-3925-2019-4-54-72.
8. Даутова Т.А. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов России как угроза экономической безопасности и механизмы ее преодоления // Актуальные вопросы экономики и современного менеджмента. – 2016. – № 2. – c. 232–233.
9. Деготькова И. Где промышленность выросла на десятки процентов и почему. 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/06/02/2024/65c0cb749a79475bc69d20e6 (дата обращения: 25.01.2025).
10. Егина А. Проблемы регионального неравенства в России: причины и пути решения // Вестник науки. – 2024. – № 11. – c. 92-98.
11. Зубаревич Н.В., Сафонов С.Г. Межрегиональное неравенство в России и постсоветских странах в XXI веке // Региональные исследования. – 2024. – № 1. – c. 4-18. – doi: 10.5922/1994-5280-2024-1-1.
12. Иоселиани А.Д., Ветров К.А. Природа неравенства: социально-философский ракурс // Общество: философия, история, культура. – 2025. – № 4. – c. 23-29.
13. Казанцева Е.Г. Проблемы регионального неравенства в России // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2019. – № 2. – c. 1-13.
14. Коновалова К.Ю. Оценка и способы преодоления регионального неравенства в новой экономической реальности // Муниципалитет: экономика и управление. – 2022. – № 3. – c. 53-61.
15. Латышева М.А. Анализ факторов роста регионального неравенства // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9: Исследования молодых ученых. – 2010. – № 8. – c. 92-95.
16. Морозов Д.Р., Макарова Е.О. Основные причины и методы решения проблемы неравномерного развития регионов на примере Российского опыта // Пространственное развитие территорий: Сборник трудов VI Международной научно-практической конференции. Белгород, 2023. Белгород, 2023. – c. 184–188.
17. Мохнаткина Л.Б. Региональное неравенство исполнения федерального бюджета в субъектах Российской Федерации // Экономика региона. – 2023. – № 1. – c. 274-287.
18. Плюта В. Сравнительный многомерный анализ в экономических исследованиях: Методы таксономии и факторного анализа. / Статистика. - Москва : Статистика, 1980. – 151 c.
19. Растворцева С.Н. Причины и тенденции регионального неравенства в России // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. – 2024. – № 2. – c. 132-139.
20. Сараджева О.В. Феномен неравномерности развития регионов России в системе экономической безопасности // Актуальные вопросы экономики, коммерции и сервиса: Сборник научных трудов кафедры коммерции и сервиса. Москва, 2021. – c. 168–172.
21. Столь А.В. Доступность высшего образования в контексте регионального неравенства // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2022. – № 3. – c. 73-83.
22. Статистический сборник. Регионы России. 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.dobro.ru/upload/uf/2a3/bgm543ay73tolk1vftzjyhf7wwlxwax8.pdf (дата обращения: 25.02.2025).
23. Тимергазизова Э.Р. Преодоление неравенства доходов населения как задача региональной экономической политики // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2025. – № 1. – c. 168-171.
24. Туровский Р.Ф., Джаватова К.Ю. Региональное неравенство в России: Может ли централизация быть лекарством // Политическая наука. – 2019. – № 11. – c. 48–73.
25. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 \О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года\
26. Устинкин С.В., Морозова Н.М., Куконков П.И. Неравномерное развитие Российских регионов как фактор углубления социальных неравенств (на примере приволжского федерального округа) // Россия реформирующаяся. – 2022. – № 20. – c. 435–459. – doi: 10.19181/ezheg.2022.16.
27. Филонов Д. Вторая жизнь титана: зачем уральский миллиардер потратил все деньги на медицину. 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/milliardery/279841-vtoraya-zhizn-titana-zachem-uralskii-milliarder-potratil-vse-dengi-na-meditsinu (дата обращения: 25.01.2025).
28. Фролова А.Ф., Маланина В.А., Клемашева Е.И. Региональные особенности восприятия неравенства и спрос на политику перераспределения в РФ // Journal of Institutional Studies(Журнал институциональных исследований). – 2024. – № 3. – c. 96-111. – doi: 10.17835/2076-6297.2024.16.3.096-111.

Страница обновлена: 28.10.2025 в 21:52:30

 

 

Clusterization of Russian regions by regional competitiveness

Zemskov V.V., Matveenko V.I., Turgaeva A.A.

Journal paper

Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 8, Number 8 (August 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines the current problems of the development of Russian regions from the point of view of regional competitiveness. The relevance of this study is due to the increasing problem of uneven regional development, which has a significant impact on the economic and industrial security of the country. In modern conditions of globalization and internal economic instability, regional development issues are becoming particularly important, as they are directly related to the overall stability and sovereignty of the state. The article aims to identify and develop methods for solving the most significant risks in the development of federal districts. The authors used the following methods: comparative-analytical, cluster, factor analyses. The article identifies spatial risks that affect the economic and industrial security of the country and develops methods for their effective solution. The authors concluded that at the moment the driver of the economic development of the regions is the military-industrial companies. The results of this study are of practical importance and are applicable in the development of strategies for the development of Russian regions.

Keywords: regional inequality, spatial risk, regional competitiveness, drivers of economic growth, economic security

JEL-classification: R11, R12, R13, R58, Q 43

Highlights:

  • 1. The study revealed significant territorial inequality between the federal districts of Russia, where the Central Federal District demonstrates the highest level of competitiveness due to the concentration of economic, social and industrial resources.
  • 2. It has been established that the military-industrial complex (MIC) is the driver of regional growth in the current conditions, but this creates risks for economic diversification.
  • 3. Entrepreneurs' investments in social infrastructure can become an effective tool for reducing regional inequality.
  • 4. The uneven development of the regions threatens the economic security of the country, requiring a balanced state policy

References:

Beloborodov V.M. (2020). The problem of regional inequality in russia: causes and solutions. Sotsialnye i gumanitarnye nauki. (11). 113–123.

Bessonova E.A., Kelesh Yu.V. (2018). Methodological approaches to assessing the socio-economic system of the region. Problemsof regional economy. (2). 18–24.

Bikeeva M.V. (2024). Differentiation of income of the population of Russia: comparative characteristics and forecast. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. (10-2). 159-163.

Bondarenko N.E., Gubarev R.V. (2020). The problem of regional inequality in social and economic development of the russian federation. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova. (5). 56–68.

Dautova T.A. (2016). Increasing unevenness of socio-economic development of Russian regions as a threat to economic security and mechanisms for overcoming it. Aktualnye voprosy ekonomiki i sovremennogo menedzhmenta. (2). 232–233.

Egina A. (2024). Problems of regional inequality in Russia: causes and solutions. Vestnik nauki. (11). 92-98.

Frolova A.F., Malanina V.A., Klemasheva E.I. (2024). Subnational differences in inequality perceptions and demand for redistribution in Russia. Journal of Institutional Studies(Zhurnal institutsionalnyh issledovaniy). (3). 96-111. doi: 10.17835/2076-6297.2024.16.3.096-111.

Goncharenko V.E., Korobova V.F. (2019). Evaluation of the development unevenness of the russian federation regions by socio-economic resource components. Ekonomicheskoe razvitie regionov i regionalnaya statistika. (4). 4-18. doi: 10.21686/2500-3925-2019-4-54-72.

Ioseliani A.D., Vetrov K.A. (2025). On the question of the nature of natural inequality among people. Society Philosophy History Culture. (4). 23-29.

Kazantseva E.G. (2019). Problems of regional inequality in Russia. Regional economics and management: electronic scientific journal. (2). 1-13.

Konovalova K.Yu. (2022). Assessment of regional inequality and ways to overcome it in the new economic reality. Munitsipalitet: ekonomika i upravlenie. (3). 53-61.

Latysheva M.A. (2010). Analysis of the factors of regional inequality growth. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 9: Issledovaniya molodyh uchenyh. (8). 92-95.

Mokhnatkina L.B. (2023). Regional inequality in the federal budget execution in Russian regions. Economy of the region. (1). 274-287.

Morozov D.R., Makarova E.O. (2023). The main causes and methods of solving the problem of uneven development of regions on the example of the Russian experience Spatial development of territories. 184–188.

Plyuta V. (1980). Statistics

Rastvortseva S.N. (2024). Causes and trends of regional inequality in Russia. Korporativnoe upravlenie i innovatsionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik Nauchno-issledovatelskogo tsentra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta. (2). 132-139.

Saradzheva O.V. (2021). The phenomenon of uneven development of Russian regions in the economic security system Current issues of economics, commerce and service. 168–172.

Stol A.V. (2022). Accessibility of higher education in the context of regional inequality. PNRPU Sociology and Economics Bulletin. (3). 73-83.

Timergazizova E.R. (2025). Overcoming income inequality as a task of regional economic policy. Economics and business: theory and practice. (1). 168-171.

Turovskiy R.F., Dzhavatova K.Yu. (2019). Regional disparity in Russia: can centralization become a remedy. Political science (Politicheskaya nauka). (11). 48–73.

Ustinkin S.V., Morozova N.M., Kukonkov P.I. (2022). Uneven development of Russian regions as a factor in deepening social inequalities (on the example of the volga federal district). Rossiya reformiruyuschayasya. (20). 435–459. doi: 10.19181/ezheg.2022.16.

Vasilenko I.V., Skobelina N.A. (2017). Regional inequality in modern Russia: the socio-economic aspects. Sociological Studies (Sotsiologicheskie Issledovaniia). (4). 11-13.

Voropaeva A.V., Korosteleva L.Yu. (2022). Sociological interpretation of social modeling of regional inequalities in Russia (theoretical approaches). Problems of Territory’s Development. (6). 149-163. doi: 10.15838/ptd.2022.6.122.9.

Zubarevich N.V., Safonov S.G. (2024). Interregional inequality in russia and post-soviet countries in the 21st century. Regional research. (1). 4-18. doi: 10.5922/1994-5280-2024-1-1.