Определение категории экономической безопасности финансового рынка

Коротин К.В.
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 10 (Октябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=84011833

Аннотация:
Объектом исследования является финансовый рынок. Предметом исследования является категория экономической безопасности финансового рынка. Автор приводит ряд определений категории экономической безопасности и финансовой безопасности. Анализируя отдельные составляющие определений, автор выделяет наиболее значимые характеристики экономической и финансовой безопасности для целей определения категории экономической безопасности финансового рынка. Автор формулирует определение экономической безопасности финансового рынка, учитывая взаимосвязь финансового рынка и экономического пространства. Далее автор анализирует нормативно-правовую базу в сфере экономической и финансовой безопасности Российской Федерации и иностранных государств: США, Китая и стран Европейского Союза. Основным выводом является фрагментарное представление в существующей нормативно-правовой базе вызовов, угроз, индикаторов и их пороговых значений для экономической безопасности финансового рынка. Автор предлагает использовать в нормативно-правовых документах индикаторы обеспечения экономической безопасности финансового рынка, учитывающие взаимосвязь финансового рынка и экономического пространства: соотношение активов кредитных организаций, в том числе в форме выданных кредитов, к ВВП и долю компаний, осуществляющих деятельность в перспективных секторах экономики от общего числа наиболее прибыльных компаний в стране.

Ключевые слова: экономическая безопасность, финансовый рынок, Банк России, безопасность финансового рынка, безопасность кредитного рынка, экономические субъекты, финансовые ресурсы, экономика

JEL-классификация: G21, D53, G10



Введение

В числе экономических ресурсов выделяют финансовые ресурсы, то есть капитал, представленный конкретными денежными средствами, имеющимися в национальной валюте.Сам по себе финансовый рынок, на котором происходит распределение капитала, имеет важное значение для обеспечения экономической безопасности государства, при этом ему присущи не только собственные вызовы и угрозы, но он также зависит и одновременно влияет на состояние защищенности экономического пространства. Исследование категории экономической безопасности финансового рынка представляет интерес и является актуальным в рамках тематики обеспечения экономической безопасности.

Перед теоретическим исследованием категории экономической безопасности финансового рынка следует отметить, что в данной работе финансовый рынок является частью экономического пространства государства.В связи с чем нельзя обойтись без упоминания термина экономической безопасности в целом и в том числе взаимосвязи финансового рынка и экономического пространства в этом контексте. Тематика экономической безопасности является предметом изучения российских экономистов на протяжении длительного периода.

Существует множество вариаций определения термина «экономическая безопасность», но поскольку далее будет проанализирована экономическая безопасность финансового рынка Российской Федерации, то достаточно будет обратиться к законодательно определенному варианту. В соответствии с текстом Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (Стратегия ЭБ) под экономической безопасностью понимается состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [1].

Исследуя понятие экономической безопасности, Городецкий А.Е. отмечает, что экономическая безопасность является научной дисциплиной, находящейся на стыке экономики и множества других дисциплин, в том числе и финансовых дисциплин [6, с. 22]. Анализируя эволюцию научной мысли в области обеспечения национальной безопасности, Караваева И.В. обращает внимание, что, начиная с 2022 г., меньшее внимание в работах ученых уделяется финансовой системе, на первый план выходят энергетическая, продовольственная, экологическая безопасность и повышение технологического суверенитета [6, с. 63]. В то же время следует отметить, что развитие перспективных секторов экономики может в значительной степени зависеть от развития финансового рынка – развитие перспективных компаний окажется, как минимум, затруднительным без доступа компаний к заемному или инвестиционному капиталу.

Финансовый рынок имеет сильную зависимость от состояния экономики. В.К. Сенчагов при анализе возникновения мирового финансового кризиса в 2008 году отмечал, что влияние на экономику с помощью инструментов финансового рынка без системы пороговых значений является ошибочным подходом [18, с. 998]. Также исследование В.К. Сенчагова по вопросам влияния финансово-экономических кризисов 1998 года и 2008-2009 годов на индикаторы экономической безопасности России не только подтверждает тезис о взаимосвязи экономической безопасности и состояния финансового рынка, но и подчеркивает значимость использования индикаторов и пороговых значений, количественно отражающих угрозы экономической безопасности финансового рынка [17]. Глазьев С.Ю. отмечает, что финансовый рынок может не только способствовать развитию, но и быть источником дестабилизации российской экономики [4].

Таким образом, при наличии общепризнанного подхода к определению экономической безопасностиотсутствует общепризнанный подход к категории экономической безопасности финансового рынка. Распространенным понятием в концепции обеспечения национальной безопасности является финансовая безопасность. При этом финансовая безопасность лишь в малой степени учитывает двустороннюю взаимосвязь экономического пространства и финансового рынка.

Целью работы является определение категории экономической безопасности финансового рынка. На основании анализа и синтеза теоретических сведений об экономической безопасности и финансовой безопасности как составных частей национальной безопасности Российской Федерации,а также с учетом взаимосвязи финансового рынка и экономического пространства, определяется понятие экономической безопасности финансового рынка. Проводится анализ действующей нормативно-правовой базы в сфере обеспечения экономической и финансовой безопасности Российской Федерации, определяются возможности совершенствования подхода к оценке экономической безопасности финансового рынка, в том числе посредством определения показателей и их пороговых значений.

Основная часть

Для понятия экономической безопасности финансового рынка не существует законодательного определения, и теоретически данное понятие ближе к понятию финансовой безопасности государства с некоторыми уточнениями и различиями. Экономическая безопасность финансового рынка находится на стыке категорий экономической и финансовой безопасности. Для формирования определения экономической безопасности финансового рынка необходимо провезти анализ существующих определений понятия финансовой безопасности.

Анищенко Е.В. отмечает, что финансовая безопасность государства будет рассматриваться, прежде всего, как составная часть экономической безопасности. Определяя сущность и значение финансовой безопасности, Анищенко Е.В. использует системный подход, в соответствии с которым финансовая безопасность Российской Федерации обеспечивает защиту межсистемных, обусловленных и опосредованных финансами связей в рамках экономики страны в целом, чтобы каждый из ее секторов существовал и развивался в складывающихся внешних и внутренних условиях. Автор такжеотмечает взаимосвязь финансовой безопасности с субъектами экономического пространства, говоря, что для ее обеспечения требуется обеспечивать устойчивое экономическое развитие страны, при этом вновь обращая внимание на инструмент – воздействие на финансовый сектор [3, С. 22-24]. Л.П. Гончаренко выдвигает схожее определение финансовой безопасности государства, подразумевая под ним состояние экономики, обеспечивающее стабильное развитие и функционирование финансовой системы государства, защиту национальных интересов в финансовой сфере. При этом в качестве показателей, характеризующих степень развития финансовой системы и определяющих уровень финансовой безопасности, Л.П. Гончаренко выделяет дефицит (профицит) бюджета, ключевую ставку ЦБ РФ (Центрального Банка Российской Федерации), сумму международных резервов, объем и динамику денежной массы и другие показатели, по своей сущности более близкие к финансовой, а не экономической науке [5, с. 67-68]. Позиции Гончаренко Л.П. и Анищенко Е.В. схожи в рассмотрении финансовой безопасности как состоянии, прежде всего, экономической системы, а не отдельных субъектов финансового рынка – кредитных организаций, брокеров, страховых организаций и т.д. Таким образом, подход к рассмотрению экономической безопасности финансового рынка должен также строиться на состоянии общего экономического пространства.

Каранина Е.В. рассматривает несколько подходов к термину финансовой безопасности. С точки зрения ресурсно-функционального подхода под финансовой безопасностью понимается защищенность финансовых интересов субъектов хозяйствования на всех уровнях финансовых отношений. С точки зрения статистики финансовая безопасность определяется состоянием стойкости финансовой, денежно-кредитной и иных систем к внутренним и внешним отрицательным влияниям, при котором обеспечивается эффективное функционирование национальной экономической системы [9, с. 12]. Данное определение финансовой безопасности содержит характеристику разнообразных угроз, имеющих не только финансовый характер, а также более корректную в контексте экономической безопасности конечную цель – обеспечение функционирования экономического пространства, а не только финансового рынка. При этом в определении, с точки зрения статистического подхода, акцент делается на стойкости систем, относящихся к финансовому рынку. Как уже было упомянуто ранее, оторванная от состояния защищенности основных клиентов субъектов финансовой системы – физических и юридических лиц – стойкость финансовой системы не может считаться достаточной в контексте экономической безопасности государства. Характеристика финансовой безопасности Караниной Е.В. применима для определения категории экономической безопасности финансового рынка как состояния защищенности от различных угроз, в том числе исходящих из экономического пространства.

Взаимосвязь экономического пространства, его субъектов и финансового рынка является важным вопросом в контексте обеспечения экономической безопасности финансового рынка. Исследуя макропруденциальное регулирование банковской системы, как фактор финансовой стабильности, Джагитян Э.П. отмечает, что в период до мирового финансового кризиса 2008 года регулирование финансово рынка ограничивалось в основном лишь микро-уровнем и объектами регулирования являлись преимущественно финансовые институты. На уровне регулирования финансового рынка для анализа использовались по большей мере количественные показатели деятельности финансовых институтов, игнорировались текущие финансовые, кредитные и макроэкономические циклы, недооценивалась взаимосвязь регулирования и процессов финансовой глобализации. Джагитян Э.П. отмечает, что финансовый кризис и угроза дальнейшего распространения кризисных явлений и обострения экономической нестабильности вынудили международных регуляторов к поиску новых регулятивных инструментов, находящихся за рамками традиционного банковского регулирования, а точнее — в плоскости макроэкономического управления. Механизм обеспечения финансовой стабильности в таком случае будет рассматриваться не только как мониторинг и предотвращение финансовой нестабильности, как следствия внутренних причин кризиса финансового рынка или нарушений его цикличности, но и как мониторинг и предотвращение финансовой нестабильности, как следствия трансмиссии внутренних и внешних шоков через каналы системных рисков, либо через деятельность банков системообразующей категории, т.е. эффект «домино» [7, c. 16-20]. Аналогичным образом, с точки зрения экономики, обеспечение экономической безопасности финансового рынка должно представлять собой не только обеспечение состояния защищенности финансового рынка, но и состояния защищенности субъектов экономического пространства в целях предупреждения экономической нестабильности, которая эффектом «домино» может создать финансовую нестабильность. Возникшая финансовая нестабильность с учетом двусторонней взаимосвязи станет угрозой уже для субъектов экономического пространства, то есть экономической безопасности государства.

Обобщая приведенные в работе ранее сведения о функционировании финансового рынка, эволюции научной мысли в отношении экономической безопасности, различных вариаций понятия финансовой безопасности государства, можно дать определение предмета исследования настоящей статьи. Экономическая безопасность финансового рынка – составная часть экономической безопасности, представляющая собой состояние защищенности экономического пространства, в том числе субъектов финансового рынка, от финансовых и нефинансовых угроз, при котором обеспечивается стабильное функционирование финансовой системы и возможно экономическое развитие государства. Данное определение включает в себя все значимые для целей данного исследования аспекты понятий экономической и финансовой стабильности государства.

Нормативно-правовое регулирование экономической безопасности финансового рынка

Понятие экономической безопасности финансового рынка, индикативные показатели и их пороговые значения, характеризующие состояние защищенности финансового рынка через призму экономического пространства фрагментарно представлены в нормативно-правовой документации в сфере экономической безопасности. Для характеристики экономической безопасности финансового рынка следует провести анализ документов, регулирующих экономическую безопасность и развитие финансового рынка в Российской Федерации.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим состояние защищенности экономики Российской Федерации, является Стратегия ЭБ. Документ содержит основные положения в сфере обеспечения экономической безопасности, в частности финансового рынка.

В Стратегии ЭБ выделены вызовы и угрозы, связанные с финансовым рынком Российской Федерации. Среди них следует выделить усиление структурных дисбалансов в мировой экономике, увеличение разницы между стоимостью реальных активов и производных ценных бумаг, применение ограничительных мер в отношении ключевых секторов экономики и ведущих к ограничениям доступа к финансовым ресурсам и информационным технологиям, усиления колебаний конъюнктуры мировых и товарных финансовых рынков [1].

В Стратегии ЭБ и рассматриваемых далее документах, регламентирующих развитие финансового рынка, особое внимание уделено внешним угрозам. При этом внешние угрозы сами по себе следует трактовать не только как умышленные негативные действия иностранных государств, направленные на российскую экономику. Например, Каурова Н.Н., оценивая причины мирового финансового кризиса видит проблему невозможности обеспечения необходимых темпов роста мирового производства и общественного потребления, в результате чего возникают глобальные дисбалансы и последующая неравность распределения богатства в мире [10]. В данном случае внешние угрозы экономической безопасности — это не только конкретные действия враждебно настроенных субъектов, но и противоречия в самой системе мировой экономики, то есть мирового экономического пространства. Каурова Н.Н. отмечала, что ограничение открытости может грозить государству ослаблением ее конкурентоспособности на мировой арене, изоляцией от передовых научно-технических разработок, что впоследствии приведет к уменьшению роли своих финансовых и экономических рынков в мировой системе и увеличению уязвимости от коллективной динамики финансово-экономической сети. Данная позиция была приведена в 2013 г. до возникновения беспрецедентного санкционного давления на российскую экономику. Каурова Н.Н. видела негативные последствия и в росте открытости экономики, а наиболее эффективным решением видела межгосударственное сотрудничество между странами-партнерами. Такими странами, например, могут быть дружественные иностранные государства с одновременным ослаблением международной открытости для других стран. По сути схожая политика применяется в Российской Федерации с 2014 года, а в 2022 году приобрела новый виток, еще сильнее ослабляющий международную открытость, по крайней мере для недружественных иностранных государств.

Как и в случае с теоретическим определением финансовой безопасности, тезисы в Стратегии ЭБ касательно финансового рынка в меньшей мере затрагивают двустороннюю взаимосвязь финансового рынка и экономического пространства. Риски, угрозы, задачи и применяемые показатели относятся либо к экономической сфере, либо к финансовой. Для обеспечения положений, указанных в Стратегии ЭБ, разработаны отдельные нормативно-правовые акты, к которым с точки зрения обеспечения экономической безопасности финансового рынка следует относить в первую очередь Стратегию развития финансового рынка до 2030 г. (Стратегия развития финансового рынка), утвержденную распоряжением Правительства РФ от 29.12.2022 № 4355-р [2]. Следует отметить, что Стратегия развития финансового рынка в большей мере связана с задачами по развитию национальной финансовой системы, чем с выделенными на уровне Стратегии ЭБ угрозами.

В Стратегии развития финансового рынка указано, что основной задачей до 2030 г. является развитие финансового рынка с опорой на внутренние источники финансирования инвестиций, обеспечение доступа граждан и бизнеса к инструментам российского финансового рынка [2]. Обозначенные задачи будут логически прослеживаться во всей структуре документа, а также в направлениях развития финансового рынка Российской Федерации до 2025 года.

Корчагин Д.М. и Клинская А.И. отмечают, что для привлечения граждан в качестве инвесторов необходимо развивать цифровые услуги, обеспечить доступность информации, продуктов, инвестиционных решений для новичков и развития фондового рынка [11]. В Стратегии развития финансового рынка также выделяются обозначенные тренды. Необходимо учесть, что обозначенные инструменты будут значительно более эффективны в случае устранения состояния неопределенности на финансовом рынке, сложившегося в 2022 году.

Попова Т.А. отмечает, что выбор инструмента и способа инвестирования частным инвестором не однозначен в каждой отдельной ситуации и зависит от ряда факторов [16]. При наличии множества вариантов инвестирования для частного инвестора ситуация во внутренней и внешней политике и экономике играет важную роль. Возможность диверсифицировать портфель ценных бумаг также важна при принятии решения о начале процесса инвестиций. В настоящий момент существуют различные ограничения для выполнения данного требования, например, недоступность для неквалифицированных инвесторов приобретать ценные бумаги недружественных иностранных государств.

Среди основных целей развития финансового рынка в Стратегии развития финансового рынка выделяют содействие развитию российской экономики к долговому и долевому финансированию, инструментам страхования рынков, в том числе в условиях перехода к низкоуглеродной экономике, а также обеспечение доступа к инвестированию и безопасность процесса инвестирования. На уровне Стратегии развития финансового рынка непосредственное повышение финансового результата от инвестиций не выделяется как одна из целей развития финансового рынка. Само по себе повышение активности на рынке, увеличение количества участников на рынке и обеспечение их безопасности без постановки цели по повышению доходности в абсолютном или относительном выражении создает нагрузку на государство, не имея при этом конечного результата – повышения доходов всех участников рынка. Применение ограничений к рынку ценных бумаг, в том числе для обеспечения безопасности, может, напротив, привести к сокращению уровня доходности инвесторов. Таким образом, с точки зрения обеспечения экономической безопасности финансового рынка обозначенные цели представляют интерес, но в контексте развития финансового рынка не создаются условия, при которых рынок будет расти как в количественных, так и в качественных показателях, и будет способствовать повышению доходности субъектов экономического пространства – физических и юридических лиц.

Таким образом, Стратегия ЭБ и Стратегия развития финансового рынка лишь частично адресуют вызовы, риски и угрозы, связанные с экономической безопасностью финансового рынка. Акцент делается на международных финансовых отношениях, структурных дисбалансах, цифровой безопасности и других рисках, в меньшей мере затрагивая взаимосвязь финансового рынка и экономического пространства, значимую для определения категории экономической безопасности финансового рынка, рассмотренной ранее. Среди целей развития и обеспечения экономической безопасности финансового рынка не ставится непосредственно повышение доли финансового рынка в российской экономике, а также не учитывается значимость для экономической безопасности фактора доходности для физических и юридических лиц для обеспечения экономической безопасности.

Нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности финансового рынка в иностранных государствах

Для целей теоретического исследования нормативно-правового обеспечения экономической безопасности финансового рынка Российской Федерации для сравнения целесообразно проанализировать законодательство в части экономической безопасности финансового рынка иностранных государств. Для целей анализа будут использованы данные по следующим странам: США, Китай, Германия. Данные страны отличаются развитостью экономики и финансового сектора. Целесообразно также отдельно проанализировать подходы к обеспечению экономической безопасности в данных странах.

В США аспект экономической безопасности фигурирует как значимый элемент национальной безопасности. В Стратегии национальной безопасности США от 2022 года содержится отдельная информация о защите экономики США. ВСтратегии национальной безопасности США от 2022 года в меньшей степени затрагиваются вопросы финансового сектора и угроз вследствие изменения условий кредитования и в большей степени акцентируется внимание на вопросах внешних угроз экономике со стороны действий других государств [20]. Мониторинг за состоянием экономической безопасности финансового рынка входит в спектр задач Федеральной Резервной Системы США и публикует отчеты о финансовой стабильности. Федеральная Резервная Система и другие регулирующие органы осуществляют надзор за деятельностью банков, значимых финансовых учреждений не только с точки зрения анализа конкретных показателей, но и с точки зрения макропруденциального подхода, например, наличия стимулов к недобросовестным действиям у участников рынка и иных системных рисков. В отчете о финансовой стабильности, опубликованном в апреле 2024 года, не содержится информации о конкретных пороговых значениях, несмотря на наличие большого количества статистических данных и приведенной аналитики [14]. Мониторингом стабильности финансового рынка в США также занимается учрежденный министерством финансов США Совет по надзору за финансовой стабильностью, ежегодно публикующий доклады о потенциальных угрозах для финансовых рынков и уязвимостях рынка США. Доклады также не содержат конкретных пороговых значений, закрепленных на нормативно-правовом уровне [19].

Развитие Китая, в том числе экономическое, и обеспечение экономической безопасности, начиная с середины двадцатого века, определяется пятилетними планами. Текущий действующий план (2021-2025 гг.) по большей мере определяет среди основных целей увеличение научно-технического потенциала страны и осуществления политики в области инноваций. Среди названных в плане показателей отсутствуют показатели, напрямую относящиеся к финансовому рынку [12].

Система обеспечения экономической безопасности в Европейском Союзе является частью общей системы безопасности Европейского Союза. Обеспечение экономической безопасности достигается посредством принятия решений по развитию экономики, минимизации угроз и ликвидации последствий экономических потрясений для государств-членов Европейского Союза. Принятие решений, в отдельных случаях влияющих на состояние финансового рынка европейских государств, находится в полномочиях Европейского Центрального Банка. В 2023 году была опубликована Стратегия Европейской Экономической Безопасности. Стратегия Европейской Экономической Безопасности определяет основные риски для экономической безопасности Европейского Союза, предполагает методологию оценки рисков, способы минимизации выявленных рисков, при этом прямо закрепленные пороговые значения, в частности, для финансового рынка в тексте отсутствуют [15].

Таким образом, действующая нормативно-правовая база в сфере обеспечения экономической и финансовой безопасности рассматриваемых государств также не в полной мере адресует вызовы и угрозы для экономической безопасности финансового рынка, в частности, связанные с взаимосвязью финансового рынка и экономического пространства. Вопрос обеспечения экономической безопасности финансового рынка для иностранных государств, в частности США и государств Европейского Союза, экономики которых сильнее остальных пострадали в результате финансового кризиса 2008 года, остается актуальным, в тоже время отсутствуют свидетельства его решения на законодательном уровне. Следует отметить, что зачастую финансовый кризис, в том числе кризис 2008 года, связан не только с состоянием субъектов финансового рынка, их спекулятивными действиями, недостаточно качественным регулированием рынка, но и непосредственно состоянием экономики или, например, переходом к новому технологическому укладу [22]. Проведенный анализ указывает на необходимость разработки нормативно-правовой базы в сфере обеспечения экономической безопасности финансового рынка в Российской Федерации. В частности, для разработки индикаторов экономической безопасности финансового рынка и их пороговых значений необходимо учитывать взаимосвязь финансового рынка и состояния экономики.

Потенциал применения пороговых значений экономической безопасности финансового рынка

Поскольку понятие экономической безопасности финансового рынка тесно связано с состоянием защищенности экономического пространства отдельного государства, целесообразно проанализировать нормативно-правовую базу на предмет существующих подходов к оценке пороговых значений показателей экономической безопасности Российской Федерации.

В большинстве теоретических исследований отмечается существенный недостаток принятых методов измерения и обеспечения экономической безопасности – затруднительность прогнозирования в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Говоря о роли государства в обеспечении экономической безопасности и достижении пороговых значений финансово-экономической безопасности, Н.С. Зиядуллаев предполагает наличие сформулированных экономических приоритетов управления денежными ресурсами в кризисных и подкризисных условиях [8], к каким относятся, например, пандемия COVID-19 в 2020 году или мировая политическая, экономическая и финансовая нестабильность после начала специальной военной операции (СВО).Целесообразно проанализировать, как изменялись показатели экономической безопасности в период событий экономической и финансовой нестабильности – с 2019 по 2023 г. Динамика показателей представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Динамика показателей состояния экономической безопасности Российской Федерации с 2019 по 2023 гг.



Годдопандемии COVID-19
Пандемия COVID-19
Годпослепандемии COVID-19
Начало СВО
Годпосленачала СВО

Наименованиепоказателя

2019
2020
2021
2022
2023
1
Индекс физического объема валового внутреннего продукта (ВВП), %

102
97
105
98
104
2
Доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте, %

20
22
19
20
22
3
Степеньизносаосновныхфондов

38
39
41
41
Н/Д
4
Индекспромышленногопроизводства, %

103
97
105
99
Н/Д
5
Индекспроизводительноститруда, %

102
100
104
97
102
б
Уровеньинфляции, %

3
5
8
12
7
7
Удельный вес численности работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения, %

12
12
11
9
9
Источник: составлено автором по данным [21]

В период событий экономической и финансовой нестабильности – с 2019 по 2023 г., в частности, в 2020-ом и 2022-ом году, - некоторые показатели экономической безопасности имели отрицательную или нестабильную динамику, что подтверждает тезис о сложности прогнозирования в вопросах обеспечения экономической безопасности. События, которые повлияли на состояние экономической и финансовой нестабильности, в меньшей мере связаны со структурными недостатками российской экономики, неграмотной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. С точки зрения экономики остается необходимость учитывать данные угрозы и принимать их во внимание при осуществлении экономического планирования. Приведенная аналитика свидетельствует о целесообразности разработки показателей, в том числе для обеспечения экономической безопасности финансового рынка, которые будут либо учитывать различные сценарии развития событий, либо будут по своей сущности менее чувствительны к воздействию внешних факторов, например, характеризующие структурные показатели экономической безопасности финансового рынка.

Интерес для разработки индикаторов экономической безопасности финансового рынка и их пороговых значений представляют индикаторы и показатели реализации Стратегии развития финансового рынка, перечисленные в пятой главе Стратегии развития финансового рынка. В главе отмечается, что оторванное от экономических реалий увеличение объемных показателей по отдельным финансовым услугам не является целью Правительства Российской Федерации и Банка России. Граждане и бизнес прежде всего должны иметь доступ к необходимым финансовым услугам для удовлетворения своих финансовых потребностей с учетом уровня дохода и степени понимания инструментов финансового рынка. Можно отметить, что данный подход является разумным, поскольку сами по себе, показатели могут быть подвержены влиянию ряда внешних факторов и не отражать реального положения в экономике, в особенности уровня жизни. С другой стороны, применение озвученных в пятой главе формулировок в нормативно-правовом документе снижает уровень ответственности со всех участников Стратегии развития финансового рынка. В пятой главе Стратегии развития финансового рынка определены индикаторы развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года. Данные показатели имеют значимость для целей обеспечения экономической безопасности финансового рынка, следовательно, целесообразно провести анализ показателей Стратегии развития финансового рынка.

Первым индикативным показателем выступает отношение активов финансовых организаций к валовому внутреннему продукту, выраженное в процентах. Данный показатель не следует напрямую связывать с развитием финансового рынка. Во-первых, показатель может увеличиваться за счет сокращения темпов роста ВВП. Также нельзя игнорировать тот факт, что за последние несколько лет наблюдается значительный прирост активов кредитных организаций в виде выданных кредитов и займов. Значительный прирост в объемах действующих кредитов не всегда свидетельствует о росте благосостояния граждан и развитии экономики и напротив, может представлять собой сигнал о существующих вызовах и угрозах для финансового рынка. В тоже время для целей обеспечения экономической безопасности финансового рынка данный показатель является применимым с учетом описанного ранее влияния состояния нестабильности экономического пространства на финансовый рынок.

Интерес для целей обеспечения экономической безопасности финансового рынка представляет шестой показатель - уровень конкуренции на финансовом рынке (Индекс Херфиндаля-Хиршмана). Пороговым значением для банковского сектора является 1500-1200, для страхового сектора 870-1200. Положительная динамика данного показателя обычно указывает на увеличение конкуренции рынка и увеличение рыночной власти. Иначе говоря, этот индекс показывает степень монополизации рынка. Чем ближе рынок к монополии, тем сильнее рыночная концентрация (и тем меньше конкурентов). Индекс Херфиндаля-Хиршмана является уместным показателем для оценки состояния финансового рынка. Возможно, в Стратегии развития финансового рынкацелесообразно было бы выделить дополнительные показатели, характеризующие рынок ценных бумаг. В США активно применяется расчет индексов, таких как DowJonesIndustrialAverage (DJIA), первоначально созданный для отслеживания развития промышленной составляющей американских фондовых рынков, SnP 500 Index, в состав которого включено 500 избранных акционерных компаний США, имеющих наибольшую капитализацию, NasdaqComposite - сводного индекса американского внебиржевого рынка, специализирующегося на акциях высокотехнологичных компаний и других индексов [13]. В Российской Федерации рассчитываются индексы Мосбиржи, индекс РТС и другие. Нецелесообразно использовать сами индексы в качестве показателя развития финансового рынка, поскольку они являются волатильными и зависят от слишком большого количества факторов, но следует разработать отдельные показатели оценки состояния защищенности и развития финансового рынка, выраженные через показатели компаний, котирующихся на рынке. Например, ввести показатель доли компаний, функционирующих в перспективных секторах экономики, таких как информационные технологии, здравоохранение, высокотехнологичные производства в числе крупнейших компаний страны. Компании функционирующие в перспективных секторах экономики представляют интерес для инвесторов на рынке ценных бумаг, количество таких компаний в числе крупнейших компаний страны связано с развитием рынка ценных бумаг.

Остальные показатели в значительно меньшей мере представляют интерес для целей обеспечения экономической безопасности финансового рынка: отношение активов небанковских финансовых организаций к валовому внутреннему продукту, выраженное в процентах, доля выпущенных (выданных) финансовых инструментов устойчивого развития в общем объеме выпущенных (выданных) на российском рынке облигаций, выраженная в процентах, доля инвестиционных, страховых и пенсионных продуктов в накоплениях граждан, выраженная в процентах, индекс уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации, композитный индекс удовлетворенности финансовых организаций качеством подготовки кадров для финансового рынка, определяемый на основании опроса.

Таким образом, на основании исследования нормативной базы обеспечения экономической безопасности финансового рынка можно сделать несколько выводов. В Российской Федерации существует нормативная база обеспечения экономической безопасности – Стратегия ЭБ, в которой финансовый рынок упоминается как важный элемент российской экономики. В то же время Стратегия ЭБ не закрепляет пороговых значений, напрямую касающихся финансового рынка или его составляющих [1]. Для целей обеспечения экономической безопасности финансового рынка основным недостатком является затруднительность прогнозирования и применения пороговых значений в перспективе большей, чем краткосрочная. Также в Стратегии ЭБ делается акцент на враждебных внешних угрозах, в контексте которого обеспечение безопасности российской экономики будет осуществляться посредством ее «закрытия» от экономик недружественных иностранных государств. Последний недостаток находит отражение и в Стратегии развития финансового рынка.

Стратегия развития финансового рынка включает в себя несколько показателей, характеризующих состояние финансового рынка Российской Федерации, а также их целевые значения [2]. Следует заметить, что Стратегия развития финансового рынка содержит определенные противоречия, а также в меньшей степени нацелена на непосредственное увеличение получаемого участниками рынка дохода. Многие из применяемых показателей относятся напрямую к финансовому рынку и лишь в незначительной степени используют взаимосвязь экономического пространства и финансового рынка. В иностранных государствах финансовый рынок является значимым элементом экономической безопасности, но авторы научных публикаций отмечают несовершенство нормативного обеспечения экономической безопасности финансового рынка, а также в самих стратегиях зачастую не закреплены пороговые значения для показателей функционирования финансового рынка.

Заключение

На основании проведенного теоретического исследования было дано определение понятию экономической безопасности финансового рынка. Финансовый рынок остается системообразующим элементом экономик большинства государств в настоящее время, в частности, для Российской Федерации. Существующие в Российской Федерации, США, Китае, государствах Европейского Союза документы в сфере обеспечения экономической безопасности фрагментарно затрагивают вопросы экономической безопасности финансового рынка как состояния защищенности экономического пространства, в том числе субъектов финансового рынка от финансовых и нефинансовых угроз, при котором обеспечивается стабильное функционирование финансовой системы и возможно экономическое развитие государства. Применяемый в целях мониторинга развития финансового рынка показатель соотношения активов финансовых организаций к ВВП целесообразно использовать в качестве показателя экономической безопасности финансового рынка. Для разработки соответствующего показателя следует отдельно выделить выданные кредиты как актив финансовых организаций, а также рассмотреть возможность использования сценарного подхода, при котором пороговое значение будет увеличиваться при стабильном состоянии экономики и снижаться при наличии нестабильности. Это позволит учесть при использовании порогового значения влияние внешних факторов, рассмотренное ранее в отношении влияния на показатели экономической безопасности Российской Федерации.

Сформулированное и приведенное в работе понятие экономической безопасности финансового рынка представляет прикладной интерес для целей обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и отражения в нормативно-правовых документах и стратегиях в данной сфере. В настоящее время в Российской Федерации действуют документы регламентирующие развитие финансового рынка, а не обеспечение его экономической безопасности – например, Стратегия развития финансового рынка [2]. Стратегия развития Финансового рынка частично адресует угрозы экономической безопасности финансового рынка, при этом аспект защищенности субъектов экономического пространства, отличных от субъектов финансового рынка, обеспечивающих стабильное функционирование финансовой системы и экономическое развитие практически не раскрыт.


Источники:

1. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/942772dce30cfa36b671bcf19ca928e4d698a928/ (дата обращения: 20.07.2025).
2. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2022 № 4355-р «Об утверждении Стратегии развития финансового рынка РФ до 2030 года». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_436693/ (дата обращения: 20.07.2025).
3. Анищенко Е.В. Финансовая безопасность и финансовый суверенитет Российской Федерации: теория, методология, практика. / Учебник для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2024. – 386 c.
4. Глазьев С.Ю. Стабилизация валютно-финансового рынка как необходимое условие перехода к устойчивому развитию // Экономика региона. – 2016. – № 1. – c. 28-36. – doi: 10.17059/2016-1-2.
5. Гончаренко Л.П. Национальная и региональная экономическая безопасность. / Учебник для вузов. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 165 c.
6. Городецкий А.Е., Караваева И.В., Коломиец А.Г., Сазонова Е.С., Казанцев С.В., Быковская Ю.В., Лев М.Ю., Колпакова И.А., Абдулов Р.Э., Шафранская А.М., Степанова Т.Д. Экономическая безопасность России: теоретическое обоснование и методы регулирования. / Монография. - Москва: Институт экономики РАН, 2023. – 361 c.
7. Джагитян Э.П. Макропруденциальное регулирование банковской системы как фактор финансовой стабильности. / Монография. - М.: Издательство Юрайт, 2024. – 215 c.
8. Зиядуллаев Н.С., Зиядуллаев У.С. Экспертная оценка уровня экономической безопасности национальной экономики // Проблемы рыночной экономики. – 2017. – № 3. – c. 30-35.
9. Каранина Е.В. Финансовая безопасность. / Учебное пособие. - СПб.: ИЦ Интермедия, 2017. – 336 c.
10. Каурова Н.Н. Феномен открытости экономики с позиции угроз национальной безопасности страны // Финансы и кредит. – 2013. – № 22(550). – c. 41-47.
11. Клинская А.И., Корчагин Д.М. Факторы привлечения частных инвесторов на российские биржевые финансовые рынки // Финансовые рынки и банки. – 2022. – № 6. – c. 68-70.
12. Левченко Т.А. Экономическое развитие Китая: основные тенденции и цели 14-й пятилетки // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2022. – № 4. – c. 109-116. – doi: 10.24143/2073-5537-2022-4-109-116.
13. Мартынов С.В. Индексы фондового рынка в системе показателей состояния финансовых рынков // Территория науки. – 2015. – № 4. – c. 191-196.
14. Отчет о финансовой стабильности. Federalreserve.gov. [Электронный ресурс]. URL: https://www.federalreserve.gov/publications/files/financial-stability-report-20240419.pdf (дата обращения: 21.07.2025).
15. Подход Европейского Союза к укреплению экономической безопасности. Ec.europa.eu. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_23_3358 (дата обращения: 23.07.2025).
16. Попова Т.А., Козимирова А.Н. Прогнозирование инвестиционных предпочтений частных инвесторов // Московский экономический журнал. – 2020. – № 12. – c. 47. – doi: 10.24411/2413-046X-2020-10834.
17. Сенчагов В.К., Митяков С.Н. Сравнительный анализ влияния финансово-экономических кризисов 1998 года и 2008-2009 годов на индикаторы экономической безопасности России // Финансы. – 2013. – № 6(78). – c. 71-88.
18. Сенчагов В.К. Экономика, финансы, цены: эволюция, трансформация, безопасность. / Монография. - М.: Анкил, 2010. – 1120 c.
19. Совет по надзору за финансовой стабильностью. Home.treasury.gov. [Электронный ресурс]. URL: https://home.treasury.gov/policy-issues/financial-markets-financial-institutions-and-fiscal-service/fsoc (дата обращения: 22.07.2025).
20. Стратегия национальной безопасности США. Bidenwhitehouse.archives.gov. [Электронный ресурс]. URL: https://bidenwhitehouse.archives.gov/wp-content/uploads/2022/10/Biden-Harris-Administrations-National-Security-Strategy-10.2022.pdf (дата обращения: 20.07.2025).
21. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 11.07.2025).

Страница обновлена: 02.12.2025 в 22:28:35

 

 

Determination of the economic security category of the financial market

Korotin K.V.

Journal paper

Economic security
Volume 8, Number 10 (October 2025)

Citation:

Abstract:
The object of the study is the financial market. The subject of the research is the category of economic security of the financial market. The author provides a number of definitions of the category of economic security and financial security. Analyzing the individual components of the definitions, the author identifies the most significant characteristics of economic and financial security for the purpose of defining the category of economic security of the financial market. The author formulates a definition of the economic security of the financial market, taking into account the relationship between the financial market and the economic space. Next, the author analyzes the regulatory framework in the field of economic and financial security of the Russian Federation and foreign countries: the United States, China and the European Union. The main conclusion is a fragmented representation in the existing regulatory framework of challenges, threats, indicators and their thresholds for the economic security of the financial market. The author suggests to apply indicators in regulatory documents to ensure the economic security of the financial market, taking into account the relationship between the financial market and the economic space: the ratio of assets of credit institutions, including in the form of loans issued, to GDP and the share of companies operating in promising sectors of the economy from the total number of the most profitable companies in the country.

Keywords: economic security, financial market, Bank of Russia, financial market security, credit market security, economic entity, financial resources, economics

JEL-classification: G21, D53, G10

References:

Anischenko E.V. (2024). Financial security and Financial sovereignty of the Russian Federation: theory, methodology, practice M.: Izdatelstvo Yurayt.

Dzhagityan E.P. (2024). Macroprudential regulation of the banking system as a factor of financial stability M.: Izdatelstvo Yurayt.

Glazev S.Yu. (2016). Stabilization of the monetary and financial market as a necessary condition for the transition to sustainable development. Economy of the region. (1). 28-36. doi: 10.17059/2016-1-2.

Goncharenko L.P. (2024). National and regional economic security Moscow: Izdatelstvo Yurayt.

Gorodetskiy A.E., Karavaeva I.V., Kolomiets A.G., Sazonova E.S., Kazantsev S.V., Bykovskaya Yu.V., Lev M.Yu., Kolpakova I.A., Abdulov R.E., Shafranskaya A.M., Stepanova T.D. (2023). Economic security of Russia: theoretical justification and methods of regulation Moscow: Institut ekonomiki RAN.

Karanina E.V. (2017). Financial security SPb.: ITs Intermediya.

Kaurova N.N. (2013). The phenomenon of the openness of the economy from the perspective of threats to the national security of the country. Finance and credit. (22(550)). 41-47.

Klinskaya A.I., Korchagin D.M. (2022). Factors for attracting private investors to Russian stockbroking financial markets. Finansovye rynki i banki. (6). 68-70.

Levchenko T.A. (2022). China’s economic development: main trends and objectives of 14th five-year plan. Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: economics. (4). 109-116. doi: 10.24143/2073-5537-2022-4-109-116.

Martynov S.V. (2015). Stock market indices in the system of financial market indicators. Territory of science. (4). 191-196.

Popova T.A., Kozimirova A.N. (2020). Forecasting investment preferences of private investors. Moscow Economic Journal. (12). 47. doi: 10.24411/2413-046X-2020-10834.

Senchagov V.K. (2010). Economics, finance, prices: evolution, transformation, security M.: Ankil.

Senchagov V.K., Mityakov S.N. (2013). Comparative analysis of the impact of 1998 and 2008-2009 crises on the russian economy security indicators. Finance. (6(78)). 71-88.

Ziyadullaev N.S., Ziyadullaev U.S. (2017). Economic security of the national economy: expert evaluation. Problemy rynochnoy ekonomiki. (3). 30-35.