Отдельные аспекты международного опыта реализации ценовой политики
Ковалев А.В.1
, Орлова Л.Н.2![]()
1 Общество с ограниченной ответственностью «Вуш»
2 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 7 (Июль 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83028123
Аннотация:
В статье рассматривается практический опыт реализации государственной ценовой политики в зарубежных странах, в том числе на основе ретроспективного анализа эволюционных процессов ценовой политики. Автором исследованы такие аспекты зарубежной государственной ценовой политики как диапазон регулируемых цен, категории регулируемых цен в развивающих и развитых странах, применение отдельных видов инструментов и механизмов ценовой политики, включая последствия такого применения. Делается вывод о том, что результативность инструментов и механизмов государственной ценовой политики в мировой практике определяется использованием комбинаций прямых и косвенных методов регулирования, сложность и многокомпонентность системы применения таких инструментов и механизмов повышает их результативность. Значимость исследования заключается в развитии теории и практики о структуре и системы государственной ценовой политики, а также определении потенциальных дополнительных направлений для исследования зарубежного опыта с точки зрения результативности предупреждения, выявления и устранения действующими инструментами и механизмами практик манипулирования ценами (включение в цены экономически необоснованных элементов).
Ключевые слова: государственная ценовая политика, инструменты и механизмы, регулирование цен, ценообразование, манипулирование ценами
JEL-классификация: E60Ю E64, E69, R48
Введение
В науке существуют различные подходы к исследованию и пониманию осуществления государственной ценовой политики. В основе каждого такого исследования содержится ядро экономических знаний, которые определяют генезис и эволюцию предмета исследования – онтологический аспект. Обогащение каждого исследования и понимания также проходит посредством определения места предмета исследования в иерархии ценностей – аксиологический аспект. Понимание государственной ценовой политики взаимоувязано с двумя широко распространенными фундаментальными подходами к вопросу о регулирующем воздействии на цены.
Суть первого подхода заключается в широко известном в экономической науке аргументе, который используется в защиту так называемого свободного рынка (или модели рыночного хозяйствования) и его саморегуляции посредством механизма спроса и предложения (или индивидуальных решений одновременно как со стороны продавцов, так и со стороны покупателей на рынке) и его неотъемлемого компонента – механизма свободного ценообразования. Аргумент базируется на том постулате, что государственное регулирование цен приводит к различным негативным последствиям, в частности, в виде утраты стимулов для свободы предпринимателей, в сокращении инвестиций в производство, в дефиците товаров, в развитии теневой торговли. Такое регулирование допускается применять в краткосрочной перспективе на отдельных товарных рынках для стабилизации цен, однако в средне- и долгосрочной перспективе оно создает дисбалансы, приводит к негативным последствиям для товарных рынков [11; 13]; с введением контроля над ценами в последующем могут возникнуть сложности с его устранением [19].
Процессы ценообразования формируются через спрос и предложение, а спрос и предложение – через рынок [7]. Подобная экономика подразумевает существование рынков, на которых предложение товаров по одной цене должно соответствовать спросу на них по той же цене; исходит из наличия денег, которые обладают покупательной способностью. Производство в таком случае регулируется ценами (от цен зависят доходы производителей), распределение также зависит от цен (цены формируют доходы, с помощью которых товары распределяются) [8]. При данных предпосылках производство и распределение товаров обеспечивается лишь механизмом цен [10, С. 82-83].
Кеннет Дж. Эрроу, рассматривая полезность неоклассической теории, отмечает, что «ценовая система позволяет обеспечить намного больший выигрыш, чем большинство альтернативных систем распределения». Цены уравновешивают спрос и предложение, однако теория конкурентного равновесия не дает гарантий, социально справедливого распределения. Возможности ценовой системы не беспредельны; имеется значительное количество случаев, когда рынок необходимо (по крайней мере желательно) заменить общественным процессом принятия решений [15].
В рыночной системе, регулируемой единственно лишь рынком, цены ориентированы на максимизацию прибыли, то есть каждый ожидает получения максимальной денежной выгоды или стремятся получить большую часть от прибыли [5, С 170; 10, С. 82].
Таким образом, обозначенный механизм саморегуляции вовсе не должен быть социально справедливым для всего общества, он в принципе ориентирован не столько на общество (граждан-покупателей – вспомогательная роль), сколько на обеспечение эффективного производства и продажу товаров хозяйствующим субъектом (основная роль), но тем не менее последователями данного подхода соответствующий механизм представляется как единственный механизм экономического развития, а все остальные аспекты социально-экономической жизни вторичными и производными от него.
Суть второго подхода диаметрально противоположна первому и заключается в целесообразности и необходимости осуществления регулирующего воздействия на цены. В общем виде его основной аргумент сводится к несостоятельности механизма саморегуляции процессов ценообразования в условиях свободного рынка и невозможности в таких условиях планомерного и сбалансированного развития страны в связи c сопровождающимся рядом систематических отрицательных тенденций в социально-экономической жизни вследствие роста (завышения) цен на товары, в том числе включением в цены экономически необоснованных элементов.
Дуализм во взглядах на осуществление государственного регулирования (в широком смысле) и государственное регулирование цен (в узком смысле), а также проблема современности, связанная с ростом цен, диктует необходимость исследования пределов и объемов зарубежной государственной ценовой политики, в том числе в ретроспективе [6].
Основная часть
Международный опыт реализации государственной ценовой политики указывает на непосредственное применение государствами инструментов и механизмов ценовой политики, синтезируя их в системный, упорядоченный вид и совершенствуя принципы, методы их применения с учетом требований времени (необходимости достижения определенных целей и решения конкретных задач социальной-экономической политики в тот или иной момент времени).
Исследования также показывают не только целесообразность, но и необходимость осуществления регулирующего воздействия на цены. Например, в результате применения инструментов и механизмов государственной ценовой политики [1] в Японии по итогам 2022 года удалось добиться одного из самых низких значений инфляции (2,3%). Кроме того, исследования содержат достаточно материала, в котором эмпирически доказывается необходимость и эффективность государственной ценовой политики, как с точки зрения обеспечения качества товаров, так и с точки зрения обеспечения благосостояния населения и экономического развития стран [9, С. 83-84]. Одним из таких исследований является обзор ОЭСР «Price setting and price regulation in health care: lessons for advancing Universal Health Coverage», в котором приводятся результаты анализа практики регулирования цен в здравоохранении, в частности, улучшение контроля расходов и качества услуг [18].
При этом международный опыт государственной ценовой политики, реализуемой через специальные национальные ведомства и подразделения (во Франции функционирует отдел по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции при Департаменте по конкуренции Министерства планирования и финансов; в Испании – Высший совет по ценам при Министерстве экономики и финансов; в Норвегии – Национальный совет по ценам; в Австрии – Межведомственная комиссия по ценам; в Швейцарии – Федеральное ведомство по контролю за ценами; в Японии – Бюро цен при Управлении экономического планирования), одновременно обеспечивает соблюдение базового принципа рыночной экономики – свободное ценообразование [3].
В то же время в зарубежной практике не выработан единый, унифицированный и формализованный подход к государственной ценовой политики (категории товаров, продолжительность, алгоритм действия перекрестных мер и методов и т.п.), в связи с чем для различных государств характерен дифференцированный подход не только к способам и методам применения инструментов и механизмов государственной ценовой политики, но и к доле товаров, цены на которые регулируются государством. В разные моменты времени диапазон регулируемых цен варьировался от 5% до 40% [1]. Удельный вес регулируемых (контролируемых) государством цен в отдельных зарубежный странах в разные моменты времени представлен на рисунке 1.
Источник: [1; 2]
Рисунок 1. Удельный вес регулируемых (контролируемых)
государством цен в отдельных зарубежных странах
Государственное регулирование цен распространено в зарубежных странах и активно развивалось в XX веке, в около / военное / послевоенное время. В таблице 1 представлен краткий обзор некоторых этапов эволюции государственной ценовой политики в отдельных зарубежных странах.
Таблица 1. Обзор этапов эволюции государственной ценовой политики в отдельных зарубежных странах
|
Временной
период
|
Характерные
особенности
|
|
Австрия
| |
|
1945
|
Введение
государственного регулирование цен на важнейшие потребительские промышленные
товары.
|
|
1976-1985
|
Государственное
регулирование цен осуществляется в отношении 10% (газ, лекарственные
препараты, лом и отходы черных металлов, теплоснабжение, фармацевтическое
сырье, электроэнергия).
|
|
в
последующем
|
Государственное
регулирование цен осуществляется в отношении почтовых сборов, табака;
телефонных, телеграфных и железнодорожных тарифов; соли; спиртных напитков.
Экономическая обоснованность цены рассматривается с позиций интересов развития экономики в целом и потребителей. Министерство экономики Австрии имеет право вводить регулирование цен на срок до 6 месяцев на любой товар или вид услуг, когда цены необоснованно завышаются хозяйствующими субъектами, либо когда они не уменьшают цены на готовые товары при снижении цен на используемые при производстве сырье и материалы. |
|
Германия
| |
|
1935
|
Замораживание цен.
|
|
1945-1948
|
Цены на все товары
(особенно продукты питания) находились под государственным надзором.
|
|
в
последующем
|
Государственное
регулирование цен осуществляется в отношении промышленных и потребительских
товаров (почти половина всех цен). Цены ориентированы
на уровень возмещения издержек.
|
|
США
| |
|
1970-1974
|
Применяется прямое
регулирование цен – темпы роста цен ускорились, галопирующая инфляция.
|
|
1981
|
Отказ от прямого
регулирования цен, за исключением цен на энергоносители.
|
|
в
последующем
|
Отказ от прямого
регулирования цен на энергоносители.
Использование методов косвенного регулирования (реструктивная кредитно-денежная политика, регулирование дефицита госбюджета, система федеральных закупок товаров и услуг, налоговая политика) и изменение соотношения спроса и предложения на внутреннем рынке таким образом, чтобы определить базовые пропорции обмена и уровень цен. |
|
Методы прямого
государственного регулирования применяется только
в высокомонополизированных отраслях.
| |
|
Франция
| |
|
1947-1973
|
Использование
методов прямого государственного регулирования цен на газ, транспортные
услуги, сельскохозяйственную продукцию, электроэнергию либо контроля за
ценами в условиях конкуренции.
|
|
в
последующем
|
Отказ от методов
прямого государственного регулирования цен и переход
к использованию рыночных механизмов и методов косвенного государственного
регулирования (формирование цен в условиях конкуренции).
Государственное регулирование цен осуществляется через соотношение между спросом и предложением либо путем непосредственного изменения или фиксации уровня цен. |
|
Швеция
| |
|
1956
|
Принят закон об
общем регулировании цен, позволяющий замораживать цены.
|
|
1970-1977
|
Замораживание цен.
|
|
1975
|
Создание
национального совета по ценам и конкуренции.
|
|
в
последующем
|
Около 50 всех цен
(около 60% цен на продукты) регулируются государством.
Применение метода временного снижения цен (система дополнительных цен) – использование ценовых, скидок при продаже промышленных товаров торговым предприятиям. Товары имеют специальные ценовые наклейки красного цвета. Информация ценах и перечне соответствующих товаров печатают в ежедневных газетах. Дополнительные цены существенно снижают расходы потребителей. Примерно 30% всех продуктов продается в магазинах по сниженным ценам. |
|
Япония
| |
|
1947
|
Принятие
антимонопольного законодательства, запрещающего заключение соглашений о
контроле над ценами между фирмами.
|
|
1973
|
Создание Бюро цен
при Управлении экономического планирования (обеспечение стабильности цен –
приоритетная задача).
|
|
1993
|
Принятие закона о
экспертных мерах для поддержания стабильности жизни населения (определяет
меры срочного реагирования с регулированием цен
на товары массового потребления; меры по регулированию спроса и предложения).
|
|
в
последующем
|
Регулирование
потребительских цен, в том числе цены на рис, пшеницу, мясо
и молочные продукты, железнодорожные тарифы, тарифы на водо-
и тепло-сбережение, электроэнергию и газ, образование и медицинское
обслуживание. Прямое вмешательство государства в ценообразование минимально;
проводится курс на ограничение форм контроля за ценами. Государство
воздействует на цены отдельных товаров в интересах ведущих промышленных и
торговых компаний, фермеров и их объединений.
Запрещено установление монопольно высокие (низкие) цены. Введены ограничительные меры в отношении одновременного повышения цен. |
Приведенный зарубежный опыт государственной ценовой политики показывает наличие распространенной практики применения методов прямого регулирования цен и постепенное замещение большей его части на косвенное регулирование, с сохранением за государствами функций активных и неотъемлемых участников экономических процессов. Применение методов прямого регулирования цен было сопряжено с необходимостью стабилизации и обеспечения сбалансированности социально-экономических систем государств. Таким образом, государственное регулирование цен в развитых странах является неотъемлемой частью государственной политики, проводимой с соблюдением рыночных принципов и обеспечением экономической обоснованности цен.
В настоящее время к практике применения инструментов и механизмов государственной ценовой политики чаще обращаются развивающиеся страны, а их меры жестче чем в развитых странах. Наибольшее различие регулирования проявляется в продуктовых и энергетических товарах (см. рисунок 2 и 3); развитые страны более склонны регулировать цены в сфере телекоммуникаций и почтовых сервисов [11].
1 РСФР – развивающиеся страны с формирующимися рынками. Выборка включает 100 РСФР и 15 развитых стран.
Источник: [11].
Рисунок 2. Ценовое регулирование в развитых и развивающихся странах
1 РСФР – развивающиеся страны с формирующимися рынками. На рисунках выборка включает 15, 100 и 21 страну соответственно. Величины невзвешенные.
Источник: [11].
Рисунок 3. Регулирование цен в развитых и развивающих странах
Исследования зарубежной практики реализации государственной ценовой политики указывают на неэффективность прямых методов регулирования цен (в том числе фиксирование цен) в среднесрочной и долгосрочной перспективах [2], а также исключительно свободного (неограниченного) ценообразования в условиях функционирования исключительно рыночного механизма саморегуляции. Результативность инструментов и механизмов государственной ценовой политики в мировой практике определяется использованием комбинаций прямых и косвенных методов регулирования, достижением оптимальных пропорций между спросом и предложением (с учетом покупательной способности населения, то есть с учетом доходов [14]), рациональным определением и применением временных периодов действия соответствующего регулирования, а также при одновременной синхронизации действий государственного и частного секторов в общенародных целях развития и обеспечении интересов частного сектора (извлечение прибыли).
Кроме
того, опыт отдельных стран указывает на то, что сложность
и многокомпонентность системы применения инструментов и механизмов
государственной ценовой политики повышает результативность таких инструментов и
механизмов. Матрица структуры и системы государственной ценовой политики
представлена на рисунке 4.
Примечание – Составлено авторами. Перечень товаров – под государственное регулирование преимущественно подпадают товары, имеющие жизненно, социально важное значение (например, отдельные товары энергетического, транспортного, телекоммуникационного, фармацевтического, жилищно-коммунального, промышленного (строительного) и продовольственного секторов), в том числе для обеспечения безопасности государства и обороны страны, и обеспечивающие жизнедеятельность страны и связи между регионами (как территориальные, так и пространственные). Выбор тех или иных товаров ставится в зависимость от сущности и продолжительности кризисной ситуации (например, высокая инфляция, санкции, военные действия). Время действия – может носить одновременно регулярный (постоянный) и временный характер, определяемые и применяемые исходя из текущей оценки социально-экономического положения страны.
Рисунок 4. Матрица структуры и системы государственной ценовой политики
В таблице 2 представлен обзор некоторых негативных международных практик и последствий применения мер государственного воздействия на товарные рынки, включая применение методов прямого воздействия.
Таблица 2. Обзор некоторых негативных международных практик
применения мер государственного воздействия на товарные рынки
|
Страна
|
Временной период
|
Наименование товара
|
Меры воздействия
|
Последствия
|
|
Аргентина
|
2007-2010
|
Кукуруза,
соевые
бобы, пшеница, семена подсолнечника |
Увеличение
экспортных пошлин, введение
экспортных квот. Субсидирование сельхозпроизводителей и мукомольных предприятий |
Снижение
посевных площадей пшеницы
на 28% в 2009-2010 гг. относительно уровня 2006 г.1 За этот же
период посевные площади соевых бобов возросли на 15%2
|
|
Мексика
|
2007-2009
|
Тортилья,
промежуточные товары
для производства тортильи |
Снижение
и частичная отмена импортных
пошлин на товары первой необходимости, соглашения с производителями о максимально допустимых розничных ценах на кукурузную муку и хлеб. Расширение мер социальной защиты населения, реализация субсидированной продукции через государственные сети розничной торговли продуктам питания |
Удержание
цен на тортильи, рис, бобы
и кукурузную муку в период их ускоренного роста на международном рынке.
Увеличение доли расходов
на поддержку сельскохозяйственного сектора в годовом бюджете с 2,9%
в 2006 г. до 3% в 2010 году
|
|
Эквадор
|
2006-2010
|
Рис,
пшеница, кукуруза
|
Запрет
на экспорт, снижение импортных
пошлин, регулирование цен на пшеничную муку, хлеб, мясо курицы и др., госзакупки сельхозпродукции. Субсидирование сельхозпроизводителей |
Сдерживание
роста цен на регулируемые категории товаров при сохранении посевных площадей;
значительное увеличение фискальных издержек для предотвращения нелегального
экспорта сельхозпродукции и теневых рынков пищевой промышленности внутри
страны
|
|
Индонезия
|
2013-2017
|
Алюминиевая
руда и др. необработанные металлы |
Запрет
на экспорт
|
Падение
производства (добычи) боксита алюминия с 55,7 млн т в 2013 до 2,5 млн т
в 2014 г. и 1 млн т в 2015 г.
|
|
1 В 2009 году в Аргентине
была засуха, которая также могла оказать влияние на размеры посевных площадей
и производительность агропромышленного комплекса.
| ||||
|
2 При аналогичном росте
пошлин на экспорт соевых бобов, экспортные квоты для их производителей не
были установлены.
| ||||
Приведенные примеры демонстрируют возможность достижения положительного эффекта в краткосрочной перспективе и последующей его смены негативными последствиями в среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Примеры реализации и развития инструментов и механизмов государственной ценовой политики, описывающих положительные и негативные последствия такой политики, Е.В. Балацким, Н.А. Екимовой, М.А. Юревичем предлагается рассматривать по группам стран, соответствующих классификации, в частности:
1) несходность экономик стран с традиционными странами и неординарностью практики регулирования (Боливия, Саудовская Аравия);
2) продолжительность нахождения стран под международными санкциями (Венесуэла, Иран);
3) объемность стран по площади и населению (Китай, Индия) [1].
В таблице 3 представлены описание механизмов государственной ценовой политики отдельных зарубежных стран схожих с современными политическими и географическими условиями Российской Федерации – нахождение под санкциями и объемность страны.
В зарубежной практике распространено применение инструментов и механизмов государственной ценовой политики. Данные инструменты и механизмы регулярно применяются для стабилизации социально-экономических процессов, а национальные государства неизменно выступают полноценными акторами экономических процессов, в том числе при воздействии на такие процессы инструментами и механизмами государственной ценовой политики в целях поддержания сбалансированного развития.
Таблица 3. Примеры осуществления государственной ценовой политики в отдельных зарубежных странах
|
Страна
|
Характеристика
осуществления государственной ценовой политики
|
|
Венесуэла
|
В
2003 году ценовое регулирование (установление ценовых потолков) вводилось на
основные продукты питания, а позже, в 2011 году, был принят закон «О
справедливых ценах», направленный на противодействие спекуляциям и
предусматривающий создание специализированного государственного органа по
регулированию цен на товары и специальной комиссии по наблюдению за
соблюдением закона. Процесс регулирования предусматривал сбор документов от
производителей о структуре затрат на производство товаров – установление
справедливых цен (оптовых и розничных). В 2014 году был принят закон, в
соответствии с которым предусмотрено введение предельной нормы прибыли (30%
от издержек) для производителей продовольственных и бытовых товаров – введена
уголовная ответственность за нарушение закона (лишение свободы до 6 лет за
спекуляции и чрезмерное увеличение цен). В 2019 году контроль над ценами был
ослаблен, но в 2020 году ценовое регулирование на продовольственную продукцию
вновь было введено. Следствие – возникновение дефицита товаров и развитию
теневого сектора экономики, в том числе товарным утечкам за границу
(поставкам продукции на экспорт, например, в Боливию), появлению
коррупционных схем на стадии регламентирования цен.
|
|
Иран
|
Регулирование
цен осуществляется длительное время, суть которого сводится к установлению
максимальных цен на продовольственные, бытовые товары и одновременно
предоставление адресных субсидий производителям и поставщикам данных
категорий товаров. В 2010 году принят «План целевого
субсидирования», в рамках которого реализованы шаги по переключению с финансовой
поддержки предложения на субсидирование спроса. При этом ежегодно
устанавливались ценовые коридоры на топливо, электричество, воду, некоторые
продукты питания и ряд других групп товаров. В краткосрочном периоде
перераспределение субсидий привело
к неоднозначному результату: уменьшению потребления и образованию дефицита на
некоторые категории товаров при определенном сглаживании социального
неравенства – уменьшению Индекса Джини. В 2014 году осуществляется сокращение
потребительских дотаций с продолжением либерализации процесса контроля за
ценами. Однако реализация этого плана была осложнена перманентно высокими
темпами инфляции и ошибками в распределении субсидий из-за отсутствия
достоверной информации о доходах населения. В дальнейшем регулирование
преимущественно сконцентрировалось на энергетическом рынке: доведении
внутренних цен на газ, нефть и электричество до общемирового уровня с
одновременным предоставлением соответствующих субсидий. На продовольственном
рынке чаще применяется косвенное регулирование – Министерство сельского
хозяйства Ирана выступает в качестве торгового оператора, заказывая крупные
импортные поставки мяса, риса, картофеля и т.д. для последующего насыщения
потребительского рынка продуктов питания.
|
|
Индия
|
Основой
для применения государственной ценовой политики является закон «О жизненно
необходимых товарах» от 1955 года, предусматривающий регулирование на всех
этапах жизненного цикла товара, включенного в соответствующий список
(производство –распределения – реализация конечному потребителю. Список по
мере необходимости может расширяться. Регулирование реализуется
по принципу мониторинг повышения цен – уведомление об ограничении на хранение
товара на определенный период – обеспечение соблюдений ограничений. В
отношении упакованных товаров применяется механизм установления фиксированной
максимальной розничной цены с нанесением обязательной маркировки. Продажа
товара по цене, превышающей указанную на маркировке, влечет административное
наказание. Данный механизм позволяет перераспределить прибыль от посредника в
пользу производителя и тем самым способствует росту инвестиций
непосредственно в производство. Данный подход считается значимой
институциональной инновацией Индии, не только стимулирующий инвестиции, но и
сдерживающий спекулятивные перепродажи жизненно важных товаров. В 2020 году в
этот закон внесены поправки, согласно которым государственное регулирование
может вводиться только при исключительных обстоятельствах (голод, война,
чрезвычайный рост цен (100%-ое увеличение розничной цены на плодовоовощную
продукцию и 50%-ое – на непортящиеся сельскохозяйственные продукты питания) и
стихийные бедствия). Государство напрямую не устанавливает цены и
не фиксирует их – оно использует механизмы обеспечения спроса и предложения
на равновесном уровне путем поддержки рыночного предложения различными
способами, в том числе и административными. Например, в начале
сельскохозяйственного сезона правительство объявляло цены, по которым оно
принимало на себя обязательство закупать определенную аграрную продукцию,
если рыночные цены
на нее упадут ниже установленного уровня. Это позволяло государству
формировать собственные запасы жизненно важных товаров, которые, с одной
стороны, в случае резкого повышения цен могли быть выведены на свободный
рынок и способствовать их снижению,
а с другой – служили источником поставок товаров первой необходимости в сеть
«магазинов справедливых цен». Данный механизм закупочных цен является
усовершенствованной модификацией традиционного механизма государственных
товарных запасов.
|
|
Китай
|
Основная
фаза развития ценовой политики приходилось на 1980-1990 годы. В 1978-1984
годах применялся директивный подход
к установлению цен (на дефицитные товары цены поднимались, на избыточные –
понижались с целью приближения плановых цен
к равновесным). В 1984 году проводится реформа экономической системы1
и с 1985 года осуществляется отпуск цен и одновременно формируется
двухколейная система цен: плановые цены определяются государством;
внеплановые – механизмом саморегуляции рынка. Реформирование ценовой политики
осуществлялось через переосмысление китайскими политэкономами понятий «цена»
и «стоимость», через осознание необходимости в социалистическом плановом
хозяйстве опираться на закон стоимости и применять его.
В Китае переход к рыночному механизму регулирования цен оценивалось как
вероятный экономический спад, нивелирование полномочий и угроза структуре и
системе власти Коммунистической партии Китая. Симбиоз свободных и плановых
цен способствовал формированию импульса предприятиям для развития, а
постепенное государственное регулирование плановых цен сокращало разницу
между плановыми и рыночными ценами. Данный механизм с некоторыми оговорками
функционирует в настоящее время и включает, в частности: формирование перечня
товаров и ресурсов; диапазон колебания цен, ограниченного директивными
методами регулирования.
В 1992-1996 годы, в период роста цен вследствие проведения реформ, применялся
такой механизм как – приостановки реформ. В Китае преобразования не являются
невозвратным процессом, в случае дестабилизации экономической ситуации –
преобразования приостанавливаются. Рост цен на 10% и более расценивается как
нарушение экономической безопасности, что требует активного вмешательства
государства и применение жестких мер (с 1997 года такие меры способствовали
удерживанию инфляции в размере
4-5% в год).
|
|
1 20 октября 1984 г. 3-ий
пленум ЦК КПК 12-го созыва принял «Постановление ЦК КПК о реформе
экономической системы», в котором впервые определено, что социалистическая
экономика – это товарная экономика, «социалистическое товарное хозяйство, в
основе которого лежит система планирования, основанная на сознательном
использовании закона стоимости».
| |
Заключение
Развитие идей и принципов механизма саморегуляции рынка, его внедрение в экономические процессы государств, предполагающее невмешательство государств в экономики, не исключает такое невмешательство, напротив, оно является непосредственным следствием проводимой последовательной государственной политики, выражающейся в данном случае в ситуационном дистанцировании от экономических процессов, но не удалении из них.
Государственная ценовая политика широко распространена в мировой практике и применяется, в том числе в целях стабилизации экономик, сдерживания роста цен на товары (приведения их равновесному состоянию). Национальные государства неизменно выступают полноценными акторами экономических процессов и применения соответствующих инструментов и механизмов для обеспечения сбалансированного развития.
Государственная ценовая политика в зарубежных странах развивается по пути применения комбинаций методов прямого и косвенного регулирования цен; симбиоза постоянного и временного регуляторного воздействия на цены. Повышение результативности применения инструментов и механизмов государственной ценовой политики определяется сложностью и многокомпонентностью системы контроля и регулирования цен, в том числе с учетом ее направленности на достижение оптимальных пропорций между спросом и предложением (учетом покупательной способности населения), а также синхронизацией действий государственного и частного секторов в общенародных целях развития и обеспечении интересов частного сектора (извлечение прибыли).
Одновременно следует обратить внимание, что потенциальным дополнительным направлением для исследования зарубежного опыта может являться изучение теоретических и практических аспектов применения инструментов и механизмов зарубежной государственной ценовой политики с точки зрения результативности предупреждения, выявления и устранения практик манипулирования ценами (включение в цены экономически необоснованных элементов).
Современные практики манипулирования ценами проходят эволюционный путь развития одновременно с развитием и внедрением в хозяйственную деятельность цифровых технологий. Использование хозяйствующими субъектами цифровых технологий не только способствует оптимизации бизнес-процессов / адаптации динамично меняющимся условиям / формированию новых бизнес-моделей, но и меняет природу (инструментарий) злоупотреблений при воздействии на общие условия обращения товаров, в частности, посредством применения разнообразных цифровых ценовых алгоритмов. Указанные обстоятельства диктуют необходимость не только трансформации инструментов и механизмов государственной ценовой политики в условиях цифровизации и адаптации их требованиям времени, но и проведение углубленных исследований теоретических и практических основ применения таких инструментов и механизмов в зарубежных странах.
ния текста.
[1] Законодательные акты Японии регламентируют возможность только плавного повышения цен на энергоресурсы и фиксируют цены на пшеницу на период не менее чем 6 месяцев.
[2] Краткосрочная перспектива способствует сдерживанию (не прекращению) росту цен, стабилизации ситуации и снижению социальной напряженности, одновременно замораживая процесс генерации прибыли для хозяйствующих субъектов. В среднесрочной и долгосрочной перспективах (при сохранении фиксации цен) масштаб заморозки прибыли будет существенно выше, в результате чего возникает серьезный «конфликт» между общественными (государственными) и частными интересами.
Источники:
2. Врублевская В.В. Этапы государственного регулирования цен за рубежом // Проблемы современной экономики (Новосибирск). – 2014. – № 20. – c. 79-83.
3. Гельвановский М.И., Колпакова И.А., Лев М.Ю., Биляк С.А. Государственная ценовая политика как фактор экономической безопасности в системе мер по стимулированию экономического роста // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2015. – № 6. – c. 91-98.
4. Глазьев С.Ю. Управление развитием экономики. - М.: Издательство МГУ имени М.В. Ломоносова, 2019. – 759 c.
5. Гэлбрейт Дж.К. Экономические теории и цели обществ. - М.: Прогресс, 1976. – 403 c.
6. Лев М.Ю. Государственное регулирование цен в зарубежных странах. / Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение». - Москва: ООО «Издательство «Юнити-Дана», 2013. – 423 c.
7. Лев М.Ю. Регулирование цен в экономической теории спроса и предложения // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2016. – № 4. – c. 122-134.
8. Лев М. Ю., Казанцев С. В. Цены, инфляция и безопасность общества. / Монография. - Москва: ООО «Первое экономическое издательство», 2024. – 230 c.
9. Основные направления социально-экономического развития России: обоснование и оценка последствий (по итогам модельных исследований ЦЭМИ РАН). - M.: ЦЭМИ РАН, 2023. – 116 c.
10. Поланьи К. Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. / Монография. - СПб.: Алетейя, 2002. – 320 c.
11. Регулирование цен: когда нужно остановиться? Аналитическая записка. Центральный Банк Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/131342/analytic_note_20211209_dip.pdf (дата обращения: 16.06.2025).
12. Маевский В.И., Кирдина-Чэндлер С.Г., Волынский А.И., Вольчик В.В., Исламутдинов В.Ф., Кирилюк И.Л., Круглова М.С., и др. Синтез в экономической теории и экономической политике. / Коллективная монография. - М.: ИЭ РАН, 2022. – 444 c.
13. Ценовое регулирование на Дальнем Востоке нужно заменить рынком. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/news/page/cenovoe-regulirovanie-na-dalnem-vostoke-nuzno-zamenit-rynkom-27433 (дата обращения: 16.06.2025).
14. Городецкий А.Е., Караваева И.В., Лев М.Ю., Бухвальд Е.М., Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Колпакова И.А., Иванов Е.А., Быковская Ю.В., Сазонова Е.С. Экономическая безопасность России в новой реальности. / Коллективная монография. - М.: ИЭ РАН, 2021. – 325 c.
15. Эрроу Кеннет Дж. Возможности и пределы рынка как механизма распределения ресурсов // Thesis. – 1993. – № 2. – c. 53-68.
16. ВИНОГРАДОВ А.В. 3-й пленум ЦК КПК 12-го созыва. / Глава в книге: История Китая с древнейших времен до начала XXI века. - М.: Наука, 2016. – 344-349 c.
17. Now Venezuela Tries To Control Profit Margins-Sheesh. Forbes. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/sites/timworstall/2015/10/25/now-venezuela-tries-to-control-profit-margins-sheesh/?sh=61fbc6151027 (дата обращения: 16.06.2025).
18. Price setting and price regulation in health care: lessons for advancing Universal Health Coverage. Organisation for Economic Co-operation and Development. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/en/publications/price-setting-and-price-regulation-in-health-care_ed3c16ff-en.html (дата обращения: 16.06.2025).
19. Why price controls are so uncontrollably persistent. The Economist. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economist.com/finance-and-economics/2020/01/09/why-price-controls-are-so-uncontrollably-persistent (дата обращения: 16.06.2025).
Страница обновлена: 20.10.2025 в 12:31:34
Download PDF | Downloads: 5
Selected aspects of international experience in the implementation of pricing policy
Kovalev A.V., Orlova L.N.Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 8, Number 7 (July 2025)
Abstract:
The article examines the practical experience of implementing government pricing policy in foreign countries.
A retrospective analysis of the evolutionary processes of pricing policy was conducted. The author has studied such aspects of foreign government pricing policy as the range of regulated prices, categories of regulated prices in developing and developed countries, the application of certain types of tools and mechanisms of pricing policy, including the consequences of such application. It is concluded that the effectiveness of tools and mechanisms of government pricing policy in world practice is determined by the application of combinations of direct and indirect methods.
The complexity and multicomponence of application of such tools and mechanisms increase their effectiveness. The article develops theory and practice on the structure and system of government pricing policy and identifies potential additional areas for the study of foreign experience in terms of the effectiveness of preventing, identifying and eliminating current tools and mechanisms of price manipulation practices (the inclusion of economically unjustified elements in prices).
Keywords: government pricing policy, tools and mechanisms, price regulation, pricing, price manipulation
JEL-classification: E60Ю E64, E69, R48
References:
The main directions of socio-economic development of Russia: justification and assessment of consequences (based on the results of model studies of the Central Economics and Mathematics Institute of the Russian Academy of Sciences) (2023). M.: TsEMI RAN.
Balatskiy E.V., Ekimova N.A., Yurevich M.A. (2022). Price regulation under sanctions: international experience. Journal of economic regulation. 13 (3). 53-64. doi: 10.17835/2078-5429.2022.13.3.053-064.
Errou Kennet Dzh. (1993). The possibilities and limits of the market as a resource allocation mechanism. Thesis. (2). 53-68.
Gelbreyt Dzh.K. (1976). Economic theories and goals of societies M.: Progress.
Gelvanovskiy M.I., Kolpakova I.A., Lev M.Yu., Bilyak S.A. (2015). The state price policy as the factor of economic security in the system of measures for stimulation of economic growth. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (6). 91-98.
Glazev S.Yu. (2019). Economic Development Management M.: Izdatelstvo MGU imeni M.V. Lomonosova.
Gorodetskiy A.E., Karavaeva I.V., Lev M.Yu., Bukhvald E.M., Kazantsev S.V., Kolomiets A.G., Kolpakova I.A., Ivanov E.A., Bykovskaya Yu.V., Sazonova E.S. (2021). Russia´s Economic Security in the New Reality M.: IE RAN.
Lev M. Yu., Kazantsev S. V. (2024). Prices, inflation and public safety Moscow: OOO «Pervoe ekonomicheskoe izdatelstvo».
Lev M.Yu. (2013). State regulation of prices in foreign countries Moscow: OOO «Izdatelstvo «Yuniti-Dana».
Lev M.Yu. (2016). Regulation of prices in the economic theory of supply and demand. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (4). 122-134.
Maevskiy V.I., Kirdina-Chendler S.G., Volynskiy A.I., Volchik V.V., Islamutdinov V.F., Kirilyuk I.L., Kruglova M.S., i dr. (2022). Synthesis in economic theory and economic policy M.: IE RAN.
Now Venezuela Tries To Control Profit Margins-SheeshForbes. Retrieved June 16, 2025, from https://www.forbes.com/sites/timworstall/2015/10/25/now-venezuela-tries-to-control-profit-margins-sheesh/?sh=61fbc6151027
Polani K. (2002). The Great Transformation: The Political and Economic Origins of Our Time SPb.: Aleteyya.
Price setting and price regulation in health care: lessons for advancing Universal Health CoverageOrganisation for Economic Co-operation and Development. Retrieved June 16, 2025, from https://www.oecd.org/en/publications/price-setting-and-price-regulation-in-health-care_ed3c16ff-en.html
VINOGRADOV A.V. (2016). 3rd Plenum of the CPC Central Committee of the 12th convocation M.: Nauka.
Vrublevskaya V.V. (2014). Stages of state regulation of prices abroad. Problems of modern economy (Novosibirsk). (20). 79-83.
Why price controls are so uncontrollably persistentThe Economist. Retrieved June 16, 2025, from https://www.economist.com/finance-and-economics/2020/01/09/why-price-controls-are-so-uncontrollably-persistent
