Региональный аспект социально-экономической безопасности

Караваева И.В.1, Лев М.Ю.1
1 Институт экономики Российской Академии Наук

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 7 (Июль 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83028116

Аннотация:
В статье представлены материалы Всероссийской научно-практической конференции «IX Сенчаговские чтения» для учёных, специалистов, преподавателей вузов и аспирантов, состоявшейся в Москве 17-18 апреля 2024 г. в очном и ZOOM-форматах на базе Института экономики РАН при организационном и научном участии: – Российской академии естественных наук; – Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; – Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя; – Военного университета им. благоверного князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации; – Санкт-Петербургского государственного экономического университета; – Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева. Освещены основные направления дискуссии конференции по секции № 3 на тему: «Пространственный аспект социально-экономической безопасности». В рамках секции представлены проблемные вопросы социально-экономического развития территорий регионов в контексте обеспечения экономической безопасности. Проведен анализ и дана оценка по различным показателям – индикаторам пороговых значений, как критериев социально-экономической безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, пространственное развитие, развитие регионов, цифровизация

Финансирование:
Статья подготовлена в соответствие с темой государственного задания «Изменение институциональных основ экономической безопасности Российской Федерации в новых условиях». Рег. № НИОКТР № 075-00448-24-00 и по итогам Всероссийской научно-практической конференции «IX Сенчаговские чтения» – «Глобальные вызовы экономической безопасности России».

JEL-классификация: L86, C80, M15, R58



В период 17-18 апреля 2025 г. в Институте экономики РАН состоялась Всероссийская научно-практическая конференция – IX Сенчаговские чтения, посвященная наследию заслуженного экономиста России, доктора экономических наук, профессора, академика РАЕН Вячеслава Константиновича Сенчагова. В конференции приняли участие 145 человек. Среди них 121 докладчик – научные сотрудники и преподаватели из свыше 40 научных и образовательных организаций.

Участниками всероссийской научно-практической конференции стали представители научных кругов и высшей школы из множества российских городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Барнаул, Брянск, Волгоград, Вологда, Владивосток, Вятка, Екатеринбург, Жуковск, Нижний Новгород, Новосибирск, Казань, Киров, Краснодар, Луганск, Пермь, Саратов, Сыктывкар, Тольятти, Элиста, Якутск, Ярославль, а также из зарубежных стран, в частности из Шэньчжэня (КНР) и Ташкента (Узбекистан). В качестве слушателей в конференции приняли участие в формате онлайн более 70 студентов, аспирантов, курсантов Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя; Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева.

В соответствии с утвержденной Программой конференции были заслушаны доклады участников по секциям:

– секция № 1. Исторические параллели и новая реальность. В свою очередь секция была поделена на два круглых стола:

– круглый стол «К 80-летию Победы в ВОВ»;

– круглый стол «К 85-летию В.К. Сенчагова»;

– секция № 2. Институциональная перестройка экономики как базовый приоритет национальной экономической безопасности;

– секция № 3. Пространственный аспект социально-экономической безопасности.

Данная статья содержит обзор итогов работы секции № 3, посвященной теме «Пространственный аспект социально-экономической безопасности». Секция включала 53 доклада, отдельные из которых представлены в форме краткого изложения.

Основная цель проведения секции № 3 – рассмотреть важнейшие направления развития пространственной составляющей экономической безопасности современной России и увеличение вклада регионов в решение этой задачи.

Актуальность секции № 3 «Пространственный аспект социально-экономической безопасности» обусловлена ролью региона как базового звена в системе регионального развития. На этом уровне осуществляется производственно-хозяйственная деятельность, формирующая налоговую базу, средства от которой в конечном итоге направляются на повышение благосостояния населения региона.

Понятие «пространственное развитие» идентично «развитию территории» как экономического пространства, где осуществляется деятельность предприятий различных форм собственности, организаций, учреждений на основе эффективного использования всех имеющихся ресурсов данной территории, включая как природные, так и человеческие. Одна из функций эффективного управления развитием региона – оценка уровня социально-экономического развития территории, основанная на системе индикаторов. Оценка, основанная на анализе пространственного развития социально-экономических систем, является ключевым инструментом для сравнения показателей социально-экономического развития регионов [16]. Это межрегиональное сравнение позволяет ранжировать регионы по их вкладу в национальный доход. К числу финансово-бюджетных, социальных индикаторов социально-экономического пространственного развития территорий относятся в том числе: валовой региональный продукт; валовой региональный продукт на душу населения; задолженность по кредитам в рублях; доходы, расходы регионального бюджета; инфляция, индексы потребительских цен; средний уровень доходов населения и степень их дифференциации; продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья людей; уровень образования; уровень потребления материальных благ и услуг (продуктов питания, жилья, телефонных услуг); уровень здравоохранения (обеспеченность поликлиниками, больницами, аптеками,); состояние окружающей среды; степень цифровизации.

Таким образом, актуальность поднимаемых проблем пространственного развития территорий полностью нашла свое отражение в докладах, заявленных на конференции.

В своем докладе Каранина Е.В., д.э.н., проф., зав. кафедрой финансов и экономической безопасности Вятского государственного университета на тему: «Оценка экологической эффективности и безопасности в контексте устойчивого развития экономики регионов» отметила, что достижение безопасного регионального развития всех территорий – важнейшая национальная цель. Под безопасным региональным развитием стоит понимать два основных аспекта: обеспечение безопасного состояния региональной экосистемы и сбалансированного роста, который характеризуется экономическим ростом и ростом благосостояния населения при сохранении естественного биологического разнообразия и экологического равновесия – устойчивого и долгосрочного сосуществования природных экосистем, находящихся на той же территории [14]. Кроме того, экологическая безопасность рассматривается как составляющая экономической безопасности [15]. Модели взаимодействия эколого-экономических систем довольно сложны в реализации, в том числе при исследовании экологичности экономического развития на уровне регионов России [6]. Сложность задачи исследования обусловлена междисциплинарным характером: развитие предполагает экономический рост, что с одной стороны, способствует росту возможностей и благополучию населения, но с другой стороны, может вступать в противоречие с требованиями сохранения экологической обстановки и биоразнообразия.

Решение проблемы достигается через экологический курс «зеленой» экономики, направленный на климатическую нейтральность: снижение энергоемкости ВВП, увеличение доли ВИЭ и сокращение выбросов до целевых уровней к 2030/2050 гг. [4]. Для устойчивого развития и «зеленой экономики» важен качественный рост с повышением экологической эффективности (стоимость/воздействие). Отечественная практика, по рекомендациям Европейской экономической комиссии ООН, учитывает выбросы парниковых газов (по видам деятельности, на душу населения, на единицу ВВП и др.).

Исследования показывают, что «зеленая» экономика демонстрирует противоречивые тенденции в достижении декаплинга (снижения потребления ресурсов/загрязнения относительно роста экономики) и подвержена влиянию внешних шоков, таких как санкции [29]. С учетом этого предлагается оценивать результативность «зеленой» повестки в среднесрочной/долгосрочной перспективе, например, по величине долгосрочного положительного эффекта декаплинга.

С целью оценки потенциала использования «зеленых» инвестиций для достижения принципов «зеленой» экономики был проведен корреляционный анализ влияния масштаба «зеленых» инвестиций и их долгосрочной динамики на экологическую эффективность в разрезе рассматриваемых экологических факторов. Данный анализ показал, что рост масштаба таких инвестиций и положительная динамика сильно коррелируют с долгосрочным положительным эффектом декаплинга. В частности, на основе этого можно сделать вывод: только долгосрочный декаплинг «сброса загрязненных сточных вод» (снижение удельных сбросов вдвое и более) обеспечивается ростом «зеленых» инвестиций.

В работе авторов: Клочков В.В., д.э.н., к.т.н., в.н.с. Института проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН; Рахманина В. Е., главный специалист Национального исследовательского центра «Институт им. Н.Е. Жуковского» на тему: «Пространственные аспекты обеспечения социально-экономической безопасности России и новые технологии авиастроения» отмечено, что Российская Федерация, самая протяженная и большая по площади территория страна мира, обладает существенной спецификой пространственного развития. Значительная часть территории (свыше 66%) представлена отдаленными, труднодоступными и малонаселенными регионами, где на каждый квадратный километр приходится в среднем лишь один житель. Низкая плотность населения и большие пространственные расстояния, в сочетании с неблагоприятными природно-климатическими условиями (климат, рельеф, почвы и прочее), создают объективные вызовы для успешного развития многих отраслей. Это неизбежно ведет к удорожанию товаров/услуг и повышению затрат на обеспечение необходимого уровня жизни [34]. С точки зрения многих экономистов, обширная территория России представляет собой экономическое обременение. Это обуславливает появление концепций, предполагающих либо отказ от наименее освоенных регионов, либо существенное сжатие экономически активного пространства. Данные подходы подразумевают целенаправленную концентрацию населения в ограниченном числе агломераций, с одновременным снижением присутствия человека на остальной территории. При этом следует учитывать, что, несмотря на наличие зон с суровым климатом, значительная часть территории России обладает благоприятными климатическими условиями, пригодными для селитебной деятельности и обладающими рекреационным потенциалом. Экономико-географические дискуссии относительно позитивного/негативного влияния уникальных размеров России на ее развитие продолжаются и требуют объективного анализа, основанного на экономических расчетах.

Пространственные факторы играют ключевую роль в национальной безопасности, выходя за рамки простой обороны и затрагивая, в первую очередь, социально-экономическую стабильность. Большая территория с протяженными границами предоставляет стране преимущества в международных отношениях, внешней торговле и адаптации к геополитическим сдвигам. Это продемонстрировал, в частности, период СВО и санкционной войны против России, с переориентацией на другие рынки сбыта, требующие освоения новых транспортных коридоров. Кроме того, обширное внутреннее пространство обеспечивает гибкость в использовании разнообразных ресурсов, чья востребованность непредсказуема, что повышает устойчивость национальной экономики к технологическим, климатическим и другим вызовам [33].

В настоящее время в России усугубляется пространственный дисбаланс: столичные агломерации перенаселены и перегружены экономической деятельностью, тогда как большая часть страны теряет население и экономический потенциал. Эта концентрация уже сейчас создает для жителей и бизнеса в мегаполисах дополнительные трудности и издержки, ухудшает качество жизни и повышает риски национальной безопасности из-за уязвимости густонаселенных территорий. Парадоксально, но эта проблема возникает в самой большой стране мира, имеющей огромные, пригодные для освоения территории.

Преодолеть описанные противоречия в пространственном развитии России помогают новые транспортные технологии, сокращая расстояния и превращая протяженность территории России из обременения в ее уникальное преимущество. Поэтому именно освоение и повышение связанности территории является одним из приоритетов научно-технологического развития России, определенных в соответствующей стратегии [3].

Следует совместно планировать развитие транспортных (и нетранспортных авиационных) систем и систем расселения, а также отраслей-потребителей авиационных работ и услуг, для оптимального использования новых благоприятных возможностей. Такой подход, названный «интегрированными авиационными системами», доказал свою эффективность как в долгосрочном планировании, предполагающем значительные изменения в авиации и смежных сферах, так и в текущей оптимизации авиационной деятельности. Он позволяет более рационально использовать имеющиеся ресурсы, ориентируясь на глобальные, а не локальные цели [18].

В своем докладе Лев М.Ю., к.э.н., проф., д. член РАЕН, в.н.с. ИЭ РАН на тему: «Методы оценки экономического прогнозирования и мониторинга цен в обеспечении экономической безопасности на федеральном и региональном уровнях» отметил, что достижение целей устойчивого развития региона во многом зависит от поддержания режима экономической безопасности. Основными показателями устойчивого развития экономики региона являются: уровень и качество жизни населения, характеризующиеся доходами, расходами, заработной платой, уровнем цен и инфляцией; динамика валового национального продукта (ВНП), отражающая объемы производства и развитие промышленности; а также состояние систем здравоохранения, культуры, образования, международной торговли и др.

В текущей экономической ситуации, наибольшую угрозу экономической безопасности представляют риски в следующих областях, где показатели близки к критическим: социально-экономическая сфера, продовольственное обеспечение, экология, инвестиции, транспорт и логистика, промышленность, финансово-банковская и денежно-кредитная системы, информационно-цифровая сфера.

Следует отметить, что пороговые индикаторы, несмотря на многочисленные исследования до настоящего времени не регламентированы ни в научных работах, ни в нормативной документации, ни в законодательных актах [20; 21]. В основе определения пороговых значений индикаторов лежат различные научные школы (эти подходы предлагают критические значения, формируемые путем анализа показателей, достигнутых в предыдущие периоды [17]. Исследование региональных трендов индикаторов экономической безопасности является не просто актуальным, а обязательным условием обеспечения устойчивого и сбалансированного развития страны. Оно позволяет выявлять региональные диспропорции, прогнозировать потенциальные угрозы и разрабатывать эффективные меры по их предупреждению, способствуя укреплению экономической безопасности на всех уровнях.

Рассматривая проблемы поступления налоговых отчислений в различные уровни бюджетов следует обратить внимание, что органы федеральной и региональной исполнительной власти имеют возможность влиять на уровень цен и соответственно на снижение инфляции. При осуществлении государственного регулирования цен, в случае если бюджет компенсирует расходы, связанные с ограничением уровня цен, то соответственно такая норма отразится на уровне цены и на увеличение доходов населения [19; 23]. Однако, поскольку бюджетных средств в региональные бюджеты поступает в недостаточном объеме, подобная норма не применяется.

В последнее время, в условиях санкционной политики, все больше возрастает значение предотвращения новых угроз экономической стабильности общества, государства, регионов. В качестве первого эшелона защиты экономической системы выступают индикаторы социально-экономической безопасности, с помощью которых возможно определить первые попытки проникновения за границу пороговых значений и с помощью оценки и мониторинга обнаружить негативные тенденции. Таким образом, на уровень оценки развития региональной экономики отражаются количественные и качественные параметры индикаторов пороговых значений и индексов с помощью которых возможно осуществление и проведение мониторинга на среднесрочную и дальнесрочную перспективу [22].

В своем докладе Земсков В.В., д.э.н., доцент, профессор Финансового университета при Правительстве РФ на тему: «Проблемы пространственно-экономического подхода концепции энергоперехода при обеспечении экономической безопасности» подчеркнул, что научное сообщество уделяет повышенное внимание актуальным проблемам, связанным с воздействием экономического пространства на социально-экономическое развитие страны, регионов и муниципалитетов. Особое место занимает вопрос перехода российской экономики к новому технологическому укладу, основанному на возобновляемых источниках энергии и принципах ESG, направленных на достижение углеродной нейтральности [7; 8].

Важными шагами в направлении переориентации государственного стратегического планирования по минимизации угроз экономической безопасности с учетом энергоперехода стали разработка Стратегии экономической безопасности РФ в 2017 г. и Доктрина Климатической безопасности в 2023 г., сравнительный анализ которых представлен в табл. 1.

Таблица 1. Сравнительный анализ угроз энергоперехода

Критерий сравнения
Стратегия 2017 г.
Доктрина Климатической безопасности
Стратегии развития Арктической зоны
Горизонт планирования
Среднесрочная перспектива – до 2030 года
Долгосрочная перспектива – до 2050 г.
Среднесрочная перспектива – до 2035 г.
Цель
6 целей, в том числе:
повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз
3 цели, в том числе:
развитие использования возобновляемых и альтернативных источников энергии с низким уровнем выбросов парниковых газов
Сокращение выбросов парниковых газов в Арктической зоне
Угроза
Развитие зеленых технологий
Изменение климата
Высокая доля локальной генерации на основе дизельного топлива
Источник: составлено автором (Земсков В. В.).

Проведенный автором сравнительный анализ, перечисленных нормативно-правовых актов (табл. 1) позволил сформулировать следующие выводы:

– стратегия экономической безопасности тесно взаимосвязана с устойчивым развитием экономики с минимизацией влияния внешних и внутренних угроз. При этом развитие «зеленых» технологий воспринимается как угроза экономической безопасности;

– доктрина Климатической безопасности направлена на обеспечение безопасности страны на основе смягчения антропогенного воздействия на климат за счет использования технологической нейтральности.

По мнению многих экспертов, изменение климата приведет к изменению грунта, что в зоне риска окажется около 50% ВВП России, промышленная и транспортная инфраструктура, объекты электроэнергетики, здания.

Одним из индикаторов технологической нейтральности является доля нефтегазовых доходов в бюджете России (рис. 1).

Рисунок 1. Доля нефтегазовых доходов в бюджете России

Источник: составлено автором (Земсков В.В.) по данным Минфина РФ [27]

Как видно из рисунка 1, доля нефтегазовых доходов в бюджете России из года в год сокращается, свидетельствуя об уменьшении объемов бюджета от нефтегазовой зависимости.

В современных реалиях особое значение приобретает исследование влияния управленческих элементов ESG-стратегий на пространственно-экономические аспекты реализации концепции энергоперехода.

В своем докладе Казанцев С.В., д.э.н., профессор, г.н.с. ИЭ РАН на тему: «Угроза России: отток информации, знаний, навыков» отметил, что уязвимой зоной России является научно-технологическая зависимость части секторов экономики, науки и образования [11-13]. Такая зависимость сложилась исторически и имеет объективные причины. Во-первых, это высокий научно-технологический уровень некоторых секторов экономики группы европейских стран, США, Канады, Австралии и др. Во-вторых, осуществляемые европейскими государствами (прежде всего Великобританией и США) открытые и скрытные действия, направленные на сдерживание научно-технологического развития СССР и РФ. В-третьих, многовековая вера россиян в то, что сделанное за границей лучше отечественного. После ликвидации СССР к предпочтению иностранного отечественному добавилась объективная основа – сделанной за рубежом дешевле отечественного и его применение в производстве прибыльнее. В-четвёртых, переманивание за рубеж талантливых людей из России, чему способствуют более высокий там уровень жизни и лучшие условия труда. Но есть ещё одна, скрытая и мало обсуждаемая в профессиональных сообществах РФ причина: утечка за рубеж информации, знаний и навыков российских учёных и первооткрывателей, которую автор проанализировал в своем исследовании.

В своем докладе Ивлева Г.Ю., д.э.н., проф., директор Центра евразийских исследований Международного научно-исследовательского института проблем управления, Москва на тему: «Стратегия Больших пространств и экономическая безопасность страны» отметила, что обострение глобальных вызовов и геополитического противостояния возвращает в актуальную повестку научных исследований понятие «Большое пространство», которое в современных условиях приобретает содержание, выходящее далеко за рамки географическо-территориальных характеристик [9]. Формирование платформенной экономики, необходимость реализации эффекта масштаба для создания суверенной и конкурентоспособной национальной промышленности, принципиальная трансформация международной системы, – помещают вопросы экономической безопасности отдельной страны в контекст стратегии развития Больших пространств.

Для России, как государства-цивилизации, экономическая безопасность в рамках Больших пространств требует особого подхода. Экономический рост следует оценивать не только по ВВП, но и по усилению цивилизационной мощи, что позволит объективнее оценить роль страны в мире [26]. Кроме того, расширяются горизонты стратегического целеполагания государства, – у цивилизации свой масштаб времени, не сопоставимый даже с долгосрочными социально-экономическими стратегиями.

Создание, освоение и развитие геополитических, экономических, информационных, технологических, смысловых Больших пространств имеют две основные направленности: внешнюю и внутреннюю. Внешняя предполагает соразвитие национальной экономики в сотрудничестве с зарубежными странами, а внутренняя – активизацию вовлечения в хозяйственную деятельность территорий России. «Защита пространством» в этом случае приобретает экономический смысл и определяет высокий потенциал дальнейшего развития страны.

В работе авторов коллектива: Борисов С.А., к.э.н., доцент, доцент кафедры менеджмента и государственного управления ННГУ им. Н.И. Лобачевского; Соменкова Н.С., к.э.н., доцент, доцент кафедры менеджмента и государственного управления ННГУ им. Н.И. Лобачевского на тему: «Оценка цифровой зрелости регионов в условиях глобальных вызовов» отметили, что внедрение цифровых технологий является важным фактором повышения конкурентоспособности региона. Цифровые технологии, такие как искусственный интеллект, большие данные и интернет вещей, позволяют оптимизировать бизнес-процессы, улучшать качество государственных услуг и снижать затраты [10].

Наличие качественной цифровой инфраструктуры способствует повышению цифровой зрелости региона [40]. Широкополосный интернет, современные сети, облачные технологии, цифровые платформы являются необходимыми для внедрения цифровых решений и услуг.

В условиях современной глобальной конкуренции и технологического прогресса регионы с высокой цифровой зрелостью выступают более привлекательными для инвесторов, обеспечивая поддержание экономической стабильности [35].

Оценка готовности регионов к цифровой трансформации актуальна, так как IT-отрасль вносит значительный вклад в экономику России и импортозамещение. За 5 лет доля IT в ВВП выросла почти вдвое, составив 2%. Наиболее популярны облачные сервисы (26,7%), цифровые платформы (17,1%), Big Data (15,3%) и интернет вещей (11,2%). В 2023 г. Россия заняла 30-е место в рейтинге инклюзивного интернета, 38-е по готовности правительств к ИИ, 40-е по развитию ИКТ и 41-е по сетевой готовности.

Основным направлением государственной поддержки является предоставление грантов на реализацию ИТ-стартапов по блокчейну, ИИ, интернету вещей, а также на цифровую трансформацию производственных и управленческих процессов [36]. Исследование с использованием самоорганизующихся карт Кохонена (СОК) выявило четыре кластера регионов РФ по уровню цифровой зрелости. Москва и Московская область признаны лидерами, демонстрируя наибольшую готовность к цифровой трансформации. Отмечена связь между затратами на цифровые технологии и уровнем их использования. Следовательно, поддержка отечественных разработок и платформ является важной мерой.

Оценка кластерного распределения регионов также определила необходимость мер по снижению цифровой дифференциации и повышению сбалансированности научно-технологического и экономического развития РФ. Предложены меры для сокращения разрыва между регионами-лидерами и отстающими. Результаты исследования могут использоваться при разработке стратегии цифровой трансформации регионов с учетом принадлежности к кластеру, в который вошел тот или иной регион РФ.

В своем докладе Шушунова Т.Н., к.т.н., доцент, доцент Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева, доцент ГУУ на тему: «Развитие интеллектуальных систем экономической безопасности умных городов» отметила, что в условиях перехода к цифровой экономике города также претерпевают цифровые трансформации в соответствии с концепцией смарт-сити. Умный город – это город, способный с помощью ИКТ отслеживать и объединять данные о ключевых инфраструктурах – транспортной, систем связи, водо- и газо- и теплоснабжения, электросетей, ЖКХ. Благодаря этому он может эффективнее распределять ресурсы, планировать проведение профилактического обслуживания инфраструктуры. Умный город открывает качественно новый этап в экономической безопасности, так как может управлять и прогнозировать различные аспекты безопасности, предупреждая аварии техногенного характера с помощью ИИ без участия человека [38].

В предупреждении стихийных бедствий возможности ИКТ ограничены, но криминогенные угрозы в «умном» городе можно минимизировать. Цифровизация рутинных процессов снижает нагрузку на муниципальных служащих, уменьшает человеческий фактор и ускоряет предоставление услуг горожанам. Автоматизация также позволяет учитывать больший объем информации при принятии управленческих решений. Системы и программы «умный город» представляют собой идеальную среду для внедрения, тестирования и развития этих технологий и их интеграции в общество [32]. Их субъектами являются различные социальные слои (государство, юридические/физические лица), для которых они предоставляют обширную сеть услуг, упрощая сбор статистики и работу с бюрократической машиной, автоматизируя бухгалтерию, а также оптимизируя расходы бюджета города. Однако с внедрением данных технологий также растут требования к их безопасности. В «умных» городах получает свое развитие «умное» управление экономической безопасностью города.

Цифровая трансформация экономики создает «умные» риски и угрозы, превращая город в многоуровневую цифровую среду, уязвимую для кибератак. Внедрение цифровых технологий усиливает существующие и порождает новые угрозы экономической безопасности. Поэтому создание защищенной информационной среды города – это ключевой элемент обеспечения экономической безопасности. «Умный» город – это сложная информационная система, управляемая из центра обработки данных, что позволяет оперативно реагировать на угрозы. В этой связи, использование ИИ и мощных вычислительных систем повышает качество городских услуг.

Экономическая безопасность «умного» города зависит от информационно-коммуникационной инфраструктуры, собирающей и анализирующей данные с целью реагирования и профилактики. Цифровая трансформация укрепляет безопасность, но требует баланса между защитой и личными свободами граждан.

В своем докладе Пятаев М.В., к.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Системный анализ и управление проектами» Сибирского государственного университета путей сообщения на тему: «Крупномасштабные транспортные проекты как инструмент укрепления экономической безопасности региона» отметил, что крупномасштабные транспортные проекты, в силу своей специфики, оказывают значительное влияние на экономику страны, включая экономическую безопасность регионов. Реализация таких проектов затрагивает несколько аспектов экономической безопасности:

1. Конвергенция регионов. Транспортные проекты способствуют сближению показателей ВРП на душу населения, улучшению качества жизни и развитию инфраструктуры.

2. Формирование точек экономического роста. Крупномасштабные железнодорожные проекты способствуют развитию промышленности, обеспечивают мобильность населения и создают инфраструктурные возможности для доступа к природным ресурсам, что особенно важно для добывающих отраслей. Через систему межотраслевых связей такие проекты также стимулируют рост обрабатывающих отраслей. Оптимизация маршрутов доставки снижает транспортные издержки и уменьшает нагрузку на существующую дорожную сеть [30].

3. Обеспечение социальной стабильности. Строительство транспортной инфраструктуры улучшает качество жизни, снижает неравенство между городом и селом, создает рабочие места и способствует социальной интеграции регионов через обмен знаниями, технологиями и культурой.

4. Диверсификация региональной экономики. Транспортные проекты способствуют развитию транспортноёмких отраслей в регионах с разведанными месторождениями, но недостаточной транспортной инфраструктурой. Создание транспортной инфраструктуры привлекает новые виды промышленности и инвестиции.

5. Повышение инвестиционной привлекательности региона. Реализация транспортных проектов формирует благоприятный инвестиционный климат. Государственные инвестиции в транспортную инфраструктуру сигнализируют частным инвесторам о долгосрочных перспективах развития региона, снижая уровень рисков [31].

6. Укрепление продовольственной безопасности. Транспортные проекты ускоряют доставку продовольствия в труднодоступные регионы, снижают издержки и минимизируют потери сельхозпродукции, что стабилизирует цены и повышает ее ликвидность. Это особенно важно для северных регионов с зависимостью от погоды и регионов с экспортным потенциалом.

7. Создание условий для экологической устойчивости. Реализация железнодорожных проектов способствует снижению выбросов за счёт перехода с автомобильного транспорта на железнодорожный и использования современных технологий, таких как электровозная тяга.

8. Снижение геополитических рисков. Крупные транспортные проекты создают альтернативные маршруты, снижая зависимость от традиционных и стратегических узлов. Трансграничные проекты укрепляют дипломатию и снижают вероятность конфликтов, формируя общие экономические интересы.

Антироссийские санкции оказали неоднозначное влияние на развитие регионов, особенно в контексте транспортных потоков. «Разворот на восток» привёл к увеличению нагрузки на Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали, это подчеркивает необходимость расширения их пропускной способности. Санкции также выявили проблему технологической зависимости и чрезмерной открытости российской экономики [5, с. 113]. В этих условиях вопрос экономической безопасности при реализации новых транспортных проектов остаётся актуальным.

В своем докладе Шичалина В. А., к.э.н., научный сотрудник, директор Центра непрерывного образования Сахалинского государственного университета (ЦНО СахГУ); доцент департамента информационной безопасности Института математики и компьютерных технологий Дальневосточного федерального университета на тему: «Экономическая граница в аспекте пространственной национальной безопасности» отметила, что отстаивание границ длилось на протяжении всей эволюции общества в своем развитии. Власть, сила и влияние определяли и изменяли государственные границы. Разнообразие их очертаний на современной карте мира отражает историю политического становления стран, обретения независимости и защиты интересов.

Однако, административное разграничение географических территорий издавна носило в себе экономическую составляющую [37]. Развитие государств и обществ опиралось на товарно-бартерный обмен и распределение ресурсов. «Шелковый путь», древний караванный маршрут из Восточной Азии в Средиземноморье, функционировал как экономическая граница, предоставляя бенефициарные условия: льготные пошлины, охрану, обслуживание караванов и по сути – страхование грузов, в отличие от ограничительной природы государственных границ.

В настоящее время действует множество различных форм и разновидностей экономических границ, например, специальные экономические зоны, зоны свободной торговли, транспортно-экономические коридоры «Пояса и пути», административно-налоговые режимы. В частности, страны азиатского региона стали первыми в осваивании экономических границ и их преимуществ. Исследователи сходятся во мнении, что экономические границы отражают производственные отношения, основанные на потребностях бизнеса и трансграничных инвестиционных стратегиях.

Потому, на основании имеющегося теоретического анализа феномену «экономической границы» можно дать определение в следующем контексте – это формирование самостоятельной экономической среды на определенной географической территории, обособленной зоны или нескольких, позволяющей получать выгоду на отличных от других законных основаниях. Однако, наличие специальных экономических прав и административных привилегий для избранных лиц на этой территории противоречит стратегии национальной безопасности России, создавая угрозы экономической безопасности, несмотря на потенциальные выгоды от привлечения иностранных капиталов.

В своем докладе Борисов Е.В., инженер исследователь Вологодского научного центра РАН на тему: «Анализ состояния консолидированного бюджета Вологодской области с применением коэффициентного подхода» отметил, что исследование бюджетной системы не теряет свою актуальность ввиду достижения глобализационных процессов и взаимозависимости мировых экономических систем. В последнее время российская экономика испытывает интенсивное давление со стороны Запада, которое, вероятно, сохранится. Учитывая разрыв логистических цепочек, уход иностранных компаний и мировую напряженность, роль регионов как фундамента экономики возрастает.

Наряду с этим особую актуальность имеет оценка региональных консолидированных бюджетов со стороны их финансовой независимости и долговой нагрузки, поскольку бюджетная независимость регионов от федерального центра позволяет регионам более эффективно развивать их экономику и может дать региональным органам власти более гибкие инструменты принятия управленческих решений [2]. В связи с этим целесообразно осуществить анализ бюджетных показателей консолидированного бюджета Вологодской области за период с 2018 по 2023 гг.

В структуре ВРП Вологодской области доля обрабатывающей промышленности составляет чуть более половины. Инвестиции в основной капитал имеют нестабильную динамику, однако в 2024 г. отмечено заметное увеличение притока инвестиций. За три последних года – это наилучший показатель. Индекс промышленного производства Вологодской области также остается выше 100%, это указывает на стабильный рост протекающих в регионе экономических процессов. Учитывая обозначенные выше тренды, Вологодская область является перспективным регионом с сильными преимуществами [1].

Оценка независимости Вологодской области была осуществлена посредством коэффициентного анализа, результаты которого, отражающие состояние консолидированного бюджета, представлены в таблице 2. Комплексное рассмотрение данных коэффициентов позволяет сформировать более четкое представление о финансовом положении региона.

Таблица 2. Расчет коэффициентов по Вологодской области, %

Годы
2018
2019
2020
2021
2022
2023
Среднее за период
Коэффициент долговой нагрузки
27
19
20
12
14
15
18
Отношение долговых обязательств к ВРП региона
3
2
5
3
2
2
3
Коэффициент чистой финансовой независимости
104
87
68
102
86
90
88
Коэффициент чистой налоговой независимости
84
72
54
64
73
82
73
Источник: составлено автором (Борисов Е.В.).

Из полученных значений коэффициентов, представленных в таблице 2 можно сделать следующие выводы:

– долговая нагрузка в среднем 18% (пик 27% в 2018 г.), с тенденцией к росту после 2021 г.;

– отношение долга к ВРП за рассматриваемый период является низким, поскольку значение коэффициента не превышает 15%;

– чистая финансовая независимость находится на стабильном уровне, не демонстрируя сильную зависимость региона от федеральных трансфертов. Наибольшее значение коэффициента зафиксировано в 2018 г. (104%), наименьшее в 2020 г. (68%);

– коэффициент чистой налоговой независимости имел наибольшее значение в 2018 г. (84%). Динамика увеличения данного показателя сигнализирует о том, что регион постепенно повышает долю собственных налоговых доходов и сокращает зависимость от межбюджетных трансфертов. Значение коэффициента в 2023 г. превышает среднее значение за рассматриваемый период на 11%.

В целом, Вологодскую область можно охарактеризовать как регион с низкой долговой нагрузкой, которая незначительно влияет на экономическое развитие. Однако рост коэффициента (долг/доходы) необходимо отслеживать и в последующие годы, поскольку это может являться сигналом для необходимости принятия корректирующих мер.

В своем докладе Медведев И. В., н. с. ИЭ РАН на тему «Цифровая трансформация ЕАЭС в контексте развития кооперационных связей России с сопредельными странами» отметил, что исследования затрагивающие вопросы цифровизации и развития цифровой экономики на современном этапе нередко отмечают ее возрастающую роль в качестве интегратора вхождения каждой страны в мировое экономическое и информационное пространство [25]. В разрезе экономической интеграции цифровизацию можно определить, как многоаспектную деятельность, которая основана на сочетании электронной инфраструктуры и звеньев ряда потоковых процессов, что находит свое выражение в цифровизации экономических платформ, где интеграция «обрабатывается» цифровизацией.

Цифровая трансформация ЕАЭС развивается с учетом ее особенностей: благоприятная нормативно-правовая база и институты интеграции способствуют процессу, тогда как конкуренция, низкое инвестирование и национальные барьеры его замедляют. Заявление глав стран о цифровой повестке торговли открывает новый этап формирования общего цифрового пространства.

Наряду с цифровой повесткой ЕАЭС, Россия предлагает «Большое Евразийское партнерство» (БЕАП). БЕАП призвано сформировать широкий интеграционный контур на евразийском континенте, основанный на равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве [28]. Оно охватывает инвестиции, транспорт, энергетику, экономические коридоры, а также цифровое и финансовое измерения. Инициатива БЕАП играет ключевую роль в цифровизации ЕАЭС. В таблице 3 представлены основные направления ее реализации с учетом технологического развития стран ЕАЭС.

Таблица 3. Страны ЕАЭС в международных индексах

цифровой трансформации национальных экономик (2022 г.)

Международные индексы
Россия
Белоруссия
Казахстан
Армения
Киргизия
Индекс развития
электронного
правительства/место в рейтинге
0,816 (42)
0,758 (58)
0,863 (28)
0,736 (64)
0,698 (81)
Индекс сетевой
готовности/место в рейтинге
59,54 (38)
н/д (н/д)
52,46 (58)
50,40 (63)
42,22 (94)
Индекс инновационного развития/место в рейтинге
33,3 (51)
26,8 (80)
26,7 (81)
28,0 (72)
20,2 (106)
Индекс технологических достижений /место в рейтинге
0,76 (31)
0,61 (55)
0,55 (68)
0,51 (78)
0,34 (113)
Индекс готовности
правительств
к внедрению
искусственного
интеллекта/ место в рейтинге
61,48 (38)
40,27 (107)
45,78 (72)
41,91 (85)
33,91 (131)
Источник: составлено автором (Медведев И.В.) по данным UN DESA, Юнктад ООН, Portulans Institute, WIPO, Oxford insights.

Исходя из приведенных данных можно увидеть, что при наличии достаточно развитой нормативно-правовой базы в сфере использования цифровых технологий уровень технологического развития стран ЕАЭС можно оценить, как средне-низкий. Проблемы импортозамещения высокотехнологичной продукции и низкий спрос на собственные инновации сохраняются. Наблюдается предпочтение иностранных технологий и низкие расходы на образование, что подтверждается патентной активностью [24].

Заключение

В ходе дискуссий по докладам круглого стола участники конференции отмечают, что к рискам и угрозам современного пространственного развития России относятся: неравномерное развитие территорий; формирование крупных городских агломераций, которые все больше притягивают трудоспособное население из менее развитых территорий. Вместе с тем для обеспечения безопасности важен не столько факт неравномерного развития, а его оценка в разрезе как можно больших показателей-индикаторов «различных групп регионов страны» [39]. Проблема баланса между трендами опережающего развития мегаполисов и крупных городских агломераций при сохранении сельских поселений в оптимальном сочетании малых и средних городов страны остается актуальной.

По завершении работы круглого стола участниками были представлены предложения для включения в итоговую Резолюцию работы Всероссийской научно-практической конференции «IX Сенчаговские чтения».


Источники:

1. Борисов Е.В. Актуальные вопросы формирования доходов регионального бюджета (на примере Вологодской области) // Российское общество в условиях новой реальности: вызовы и решения: Материалы молодежной научно-практической конференции в рамках IV Летней молодежной школы социальных наук академика РАН М.К. Горшкова. Вологда, 2024. – c. 10-13.
2. Борисов Е.В. Сравнительный обзор основных бюджетных показателей консолидированных бюджетов Вологодской области и Хабаровского края // Теория, методы и практика пространственной экономики: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти академика П.А. Минакира. Хабаровск, 2024. – c. 48-54.
3. Варюхина Е.В., Клочков В.В. Прогнозирование влияния перспективных технологий авиационной мобильности на систему расселения и освоение территории России // Друкеровский вестник. – 2024. – № 5(61). – c. 271-291. – doi: 10.17213/2312-6469-2024-5-271-291.
4. Гаджиев Н.Г., Коноваленко С.А., Трофимов М.Н., Рожкова Н.В., Сайпуллаев А.М. Современный зеленый курс России: проблемы и перспективы реализации // Юг России: экология, развитие. – 2022. – № 3(64). – c. 97-207. – doi: 10.18470/1992-1098-2022-3-197-207.
5. Городецкий А.Е., Караваева И.В. Резолюция Всероссийской научно-практической конференции «VII Сенчаговские чтения» на тему «Экономическая безопасность России: реакция на новые вызовы» // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 443-452. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117958.
6. Дружинин П.В., Шкиперова Г.Т., Поташева О.В. Особенности развития российских регионов и экологическая кривая Кузнеца // Региональная экономика. Юг России. – 2020. – c. 155-167. – doi: 10.15688/re.volsu.2020.1.14.
7. Земсков В.В. Научно-технологический суверенитет: новые вызовы и решения // Экономическая безопасность. – 2023. – № 4. – c. 1321-1334. – doi: 10.18334/ecsec.6.4.118817.
8. Земсков В.В. Экономическая безопасность пространственного развития России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2024. – № 2. – c. 74-80. – doi: 10.22394/2079-1690-2024-1-2-74-80.
9. Ивлева Г.Ю., Кушлин В.И. Глава 1. Трансформация модели функционирования экономики России под воздействием внешних и внутренних вызовов. / В книге: Россия в XXI веке. - Москва: ООО Издательство «Аспект Пресс», 2020. – 271-285 c.
10. Летягина Е.Н., Перова В.И., Яшин С.Н., Борисов С.А. Исследование инновационного развития региональной экономики в условиях глобальных вызовов с использованием методов искусственного интеллекта // Экономическая безопасность. – 2021. – № 3. – c. 781-794. – doi: 10.18334/ecsec.4.3.112025.
11. Казанцев С.В. Оценка влияния экономического спада и антироссийских санкций на регионы РФ // Эко. – 2016. – № 5(503). – c. 55-70.
12. Казанцев С.В. Жизнь под санкциями // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 371-386. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114789.
13. Казанцев С.В. Зоны воздействия антироссийских санкций // Мир новой экономики. – 2024. – № 1. – c. 27-44. – doi: 10.26794/2220-6469-2024-18-1-27-44.
14. Каранина Е.В., Караулов В.М., Картавых К.Е. Концептуальный подход к диагностике эколого-экономической безопасности региона // Теоретическая и прикладная экология. – 2022. – № 4. – c. 214-223. – doi: 10.25750/1995-4301-2022-4-214-223.
15. Каранина Е.В. Безопасность экосистем в контексте устойчивого социально-экономического развития // Обеспечение устойчивости и безопасности развития экосистем: современные методы и инструменты диагностики рисков и угроз: Сборник научных статей по итогам научно-практической конференции при поддержке МАОФЭО. Киров, 2025. – c. 11-17.
16. Караваева И.В., Коломиец А.Г., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Финансовые риски социально-экономической безопасности, формируемые системой государственного управления в современной России» // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2019. – № 2. – c. 45-65. – doi: 10.24411/2071-6435-2019-10079.
17. Караваева И.В., Лев М.Ю. Критерии экономической безопасности в системе стратегического управления и бюджетирования // Экономическая безопасность. – 2024. – № 10. – c. 2545-2564. – doi: 10.18334/ecsec.7.10.122000.
18. Карпов А.Е., Рахманина В.Е. Организационные проблемы и механизмы внедрения интеллектуальных авиационных технологий: подходы к формализации // Гражданская авиация на современном этапе развития науки, техники и общества: Сборник тезисов докладов Международной научно-технической конференции, посвященной 100-летию отечественной гражданской авиации. Москва, 2023. – c. 530-532.
19. Лев М.Ю. Регулирование цен в экономической теории спроса и предложения // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2016. – № 4. – c. 122-134.
20. Лев М.Ю. Правовая природа экономической безопасности государства и ее институциональные аспекты // Экономические отношения. – 2020. – № 2. – c. 447-466. – doi: 10.18334/eo.10.2.100903.
21. Лев М.Ю. О возрастании значимости исследований национальной безопасности в современной экономической науке // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 303-338. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.114415.
22. Лев М.Ю. Оценка тенденций мониторинга состояния национальной, социально-экономической безопасности в контексте стратегического планирования // Экономическая безопасность. – 2024. – № 1. – c. 27-48. – doi: 10.18334/ecsec.7.1.120347.
23. Лев М.Ю., Казанцев С.В. Цены, инфляция и безопасность общества. / Монография. - Москва: ООО «Первое экономическое издательство», 2024. – 230 c.
24. Медведев И.В. Евразийский интеграционный проект в условиях цифровой трансформации экономики России // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2024. – № 2. – c. 137-157. – doi: 10.52180/2073-6487_2024_2_137_157.
25. Медведев И.В. Цифровая повестка ЕАЭС в контексте расширения партнерства со странами БРИКС // Мир перемен. – 2024. – № 2. – c. 155-172. – doi: 10.51905/2073-303820242155.
26. Архангельский В.Н., Горбунов Н.М., Иванов О.В., Ивлева Г.Ю., Кушлин В.И., Мельников Р.М., Плетнев К.И., Сергиенко В.В., Симагина О.В., Фоломьев А.Н. Механизм выравнивания социально-экономического развития регионов. / Монография. - Москва: РАГС, 2007. – 214 c.
27. Министерство финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ (дата обращения: 20.02.2025).
28. О российской инициативе Большого Евразийского партнерства. Mid.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/activity/coordinating_and_advisory_body/head_of_subjects_council/materialy-o-vypolnenii-rekomendacij-zasedanij-sgs/xxxvi-zasedanie-sgs/1767070/ (дата обращения: 20.02.2025).
29. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2022 году. / Государственный доклад. - М.: Минприроды России; МГУ им. М.В. Ломоносова, 2023. – 686 c.
30. Пятаев М.В. Крупномасштабные транспортные проекты: точность в оценке стоимости // Вестник НГУЭУ. – 2021. – № 4. – c. 213-225. – doi: 10.34020/2073-6495-2021-4-213-225.
31. Пятаев М.В. Крупномасштабные транспортные проекты и экономический рост регионов // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. – 2022. – № 4(26). – c. 472-480. – doi: 10.21603/2500-3372-2022-7-4-472-480.
32. Шушунова Т.Н., Лопаткин Д.С., Фролова А.В., Лашманкина К.Ю. Развитие инновационной экосистемы «умного» города на основе «умных» технологий совместного принятия решений // Транспортное дело России. – 2023. – № 4. – c. 109-111. – doi: 10.52375/20728689_2023_4_109.
33. Рахманина В.Е., Клочков В.В. Модель управления диверсифицированными научно-технологическими проектами в высокотехнологичной промышленности // Управление развитием крупномасштабных систем (MLSDʼ 2023): Труды Шестнадцатой международной конференции. Москва, 2023. – c. 1086-1091.
34. Селезнева И.Е., Клочков В.В. Роль гражданской авиации и авиастроения в обеспечении транспортной, экономической и национальной безопасности Российской Федерации // Экономическая безопасность. – 2024. – № 9. – c. 2403-2418. – doi: 10.18334/ecsec.7.9.121794.
35. Соменкова Н.С. Инновационное развитие Российской экономики // Социально-экономические предпосылки и результаты развития новых технологий в современной экономике: Материалы VI Международной научной конференции. Нижний Новгород, 2024. – c. 177-181.
36. Соменкова Н.С., Баюшина О.Н. Влияние искусственного интеллекта на повышение эффективности российской экономики // Математическое и компьютерное моделирование и бизнес-анализ в условиях цифровизации экономики: Сборник научных статей по итогам IV Всероссийского научно-практического семинар. Нижний Новгород, 2024. – c. 191-197.
37. Шичалина В.А. Безопасность экономических границ в аспекте наднационального рубежного пространства // Роль бизнеса в трансформации общества - 2024: Сборник материалов XIX Международного конгресса (международной научно-практической конференции). Москва, 2024. – c. 472-477.
38. Шушунова Т.Н. Поиск перспектив формирования ноопространства умного города на основе технологий дополненной реальности // Перспективные интеграционные процессы в мировой экономике: нооподход: Сборник материалов IX Санкт-Петербургского международного экономического конгресса (СПЭК-2024). 2024. – c. 129-134.
39. Городецкий А.Е., Караваева И.В., Лев М.Ю., Бухвальд Е.М., Казанцев С.В., Коломиец А.Г., Колпакова И.А., Иванов Е.А., Быковская Ю.В., Сазонова Е.С. Экономическая безопасность России в новой реальности. / Коллективная монография. - Москва: Институт экономики Российской академии наук, 2021. – 325 c.
40. Яшин С.Н., Борисов С.А. Развитие цифровой экономики как важнейший вектор государственной политики в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Государственная власть и местное самоуправление. – 2019. – № 3. – c. 53-58. – doi: 10.18572/1813-1247-2019-3-53-58.

Страница обновлена: 20.10.2025 в 12:31:32

 

 

Regional aspect of socio-economic security

Karavaeva I.V., Lev M.Yu.

Journal paper

Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 8, Number 7 (July 2025)

Citation:

Abstract:
The article presents the materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference "The 9th Senchagov Readings: Global Challenges to Russia's Economic Security" for scientists, specialists, academic staff and postgraduate students, held in Moscow on April 17–18, 2024 in full-time and ZOOM format at the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences with organizational and scientific participation of the Russian Academy of Natural Sciences, the Financial University under the Government of the Russian Federation, the Vladimir Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation named after Prince Alexander Nevsky, the St. Petersburg State University of Economics, and Nizhny Novgorod State Technical University. The article highlights the main areas of discussion of the Conference in Section No. 3 on the topic: "The spatial aspect of socio-economic security." Within the section, problematic issues of regional socio-economic development in the context of ensuring economic security were discussed. The analysis and assessment of various indicators – indicators of threshold values as criteria of socio-economic security - were carried out.

Keywords: economic security, spatial development, regional development, digitalization

Funding:
Статья подготовлена в соответствие с темой государственного задания «Изменение институциональных основ экономической безопасности Российской Федерации в новых условиях». Рег. № НИОКТР № 075-00448-24-00 и по итогам Всероссийской научно-практической конференции «IX Сенчаговские чтения» – «Глобальные вызовы экономической безопасности России».

JEL-classification: L86, C80, M15, R58

References:

On the state and protection of the environment of the Russian Federation in 2022 (2023). M.: Minprirody Rossii; MGU im. M.V. Lomonosova.

Arkhangelskiy V.N., Gorbunov N.M., Ivanov O.V., Ivleva G.Yu., Kushlin V.I., Melnikov R.M., Pletnev K.I., Sergienko V.V., Simagina O.V., Folomev A.N. (2007). The mechanism of equalization of socio-economic development of regions Moscow: RAGS.

Borisov E.V. (2024). Comparative review of the main budget indicators of the consolidated budgets of the Vologda Oblast and Khabarovsk Krai Theory, methods and practice of spatial economics. 48-54.

Borisov E.V. (2024). Topical matters of formation of regional budget revenues (on the example of theVologda region) Russian society in a new reality: challenges and solutions. 10-13.

Druzhinin P.V., Shkiperova G.T., Potasheva O.V. (2020). Development specificity of Russian regions and the environmental kuznets curve. Regionalnaya ekonomika. Yug Rossii. 8 155-167. doi: 10.15688/re.volsu.2020.1.14.

Gadzhiev N.G., Konovalenko S.A., Trofimov M.N., Rozhkova N.V., Saypullaev A.M. (2022). The modern green course of Russia: problems and prospects of implementation. Yug Rossii: ekologiya, razvitie. 17 (3(64)). 97-207. doi: 10.18470/1992-1098-2022-3-197-207.

Gorodetskiy A.E., Karavaeva I.V. (2023). Resolution of the All-Russian Scientific and Practical Conference “The 7th Senchagov Readings” on the topic “Russia's economic security: responding to new challenge”. Economic security. 6 (2). 443-452. doi: 10.18334/ecsec.6.2.117958.

Gorodetskiy A.E., Karavaeva I.V., Lev M.Yu., Bukhvald E.M., Kazantsev S.V., Kolomiets A.G., Kolpakova I.A., Ivanov E.A., Bykovskaya Yu.V., Sazonova E.S. (2021). Russia\'s Economic Security in the New Reality Moscow: Institut ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk.

Ivleva G.Yu., Kushlin V.I. (2020). Chapter 1. Transformation of the Russian economic model under the influence of external and internal challenges Moscow: OOO Izdatelstvo «Aspekt Press».

Karanina E.V. (2025). Ecosystem security in the context of sustainable socio-economic development Ensuring the sustainability and security of ecosystem development: modern methods and tools for diagnosing risks and threats. 11-17.

Karanina E.V., Karaulov V.M., Kartavyh K.E. (2022). A conceptual approach to diagnosing the ecological and economic security of the region. Teoreticheskaya i prikladnaya ekologiya. (4). 214-223. doi: 10.25750/1995-4301-2022-4-214-223.

Karavaeva I.V., Kolomiets A.G., Lev M.Yu., Kolpakova I.A. (2019). Financial risks socio-economic security generated by the system of public administration in modern Russia. ETAP: economic theory, analysis, practice. (2). 45-65. doi: 10.24411/2071-6435-2019-10079.

Karavaeva I.V., Lev M.Yu. (2024). Criteria of economic security in the system of strategic management and budgeting. Economic security. 7 (10). 2545-2564. doi: 10.18334/ecsec.7.10.122000.

Karpov A.E., Rakhmanina V.E. (2023). Organizational problems and mechanisms of implementation of intelligent aviation technologies: approaches to formalization Civil aviation at the present stage of development of science, technology and society. 530-532.

Kazantsev S.V. (2016). Estimation of an economic downturn and the anti-Russian sanctions impact on the regions of Russia. Eco. (5(503)). 55-70.

Kazantsev S.V. (2022). Life under sanctions. Economic security. 5 (2). 371-386. doi: 10.18334/ecsec.5.2.114789.

Kazantsev S.V. (2024). Anti-Russian sanctions impact areas. The world of new economy. 18 (1). 27-44. doi: 10.26794/2220-6469-2024-18-1-27-44.

Letyagina E.N., Perova V.I., Yashin S.N., Borisov S.A. (2021). Research of the regional economy innovative development amidst global challenges using artificial intelligence methods. Economic security. 4 (3). 781-794. doi: 10.18334/ecsec.4.3.112025.

Lev M.Yu. (2016). Regulation of prices in the economic theory of supply and demand. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (4). 122-134.

Lev M.Yu. (2020). Legal nature of economic security of the state and its institutional aspects. Journal of International Economic Affairs. 10 (2). 447-466. doi: 10.18334/eo.10.2.100903.

Lev M.Yu. (2022). Concerning the increasing importance of national security research in modern economics. Economic security. 5 (1). 303-338. doi: 10.18334/ecsec.5.1.114415.

Lev M.Yu. (2024). Assessment of trends in monitoring national socio-economic security in the context of strategic planning. Economic security. 7 (1). 27-48. doi: 10.18334/ecsec.7.1.120347.

Lev M.Yu., Kazantsev S.V. (2024). Prices, inflation and public safety Moscow: Pervoe ekonomicheskoe izdatelstvo.

Medvedev I.V. (2024). Eurasian integration project in the digital transformation framework of the russian economy. Vestnik Instituta ekonomiki Rossiyskoy akademii nauk. (2). 137-157. doi: 10.52180/2073-6487_2024_2_137_157.

Medvedev I.V. (2024). The EAEU digital agenda in the context of expanding partnership with the BRICS countries. Mir peremen. (2). 155-172. doi: 10.51905/2073-303820242155.

Pyataev M.V. (2021). Large-scale transport projects: accuracy in cost estimation. Vestnik NSUEM. (4). 213-225. doi: 10.34020/2073-6495-2021-4-213-225.

Pyataev M.V. (2022). Large-scale transport projects and regional economic growth. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Politicheskie, sotsiologicheskie i ekonomicheskie nauki. 7 (4(26)). 472-480. doi: 10.21603/2500-3372-2022-7-4-472-480.

Rakhmanina V.E., Klochkov V.V. (2023). A management model for diversified scientific and technological projects in the high-tech industry Management of Large-scale Systems Development (MLSD' 2023). 1086-1091.

Selezneva I.E., Klochkov V.V. (2024). The role of civil aviation and aircraft industry in ensuring the transport, economic and national security of the Russian Federation. Economic security. 7 (9). 2403-2418. doi: 10.18334/ecsec.7.9.121794.

Shichalina V.A. (2024). Security of economic borders in terms of supranational frontier space The role of business in the transformation of society 2024. 472-477.

Shushunova T.N. (2024). Searching for prospects for forming a smart city noodspace based on augmented reality technologies Promising integration processes in the global economy: a new approach. 129-134.

Shushunova T.N., Lopatkin D.S., Frolova A.V., Lashmankina K.Yu. (2023). Development of innovative ecosystem of «smart» city on the basis of «smart» technologies of joint decision-making. Transport business in Russia. (4). 109-111. doi: 10.52375/20728689_2023_4_109.

Somenkova N.S. (2024). Innovative development of the Russian economy Socio-economic prerequisites and results of the development of new technologies in the modern economy. 177-181.

Somenkova N.S., Bayushina O.N. (2024). The impact of artificial intelligence on improving the efficiency of the Russian economy Mathematical and computer modeling and business analysis in the context of the digitalization of the economy. 191-197.

Varyukhina E.V., Klochkov V.V. (2024). Forecasting the impact of advanced aviation mobility technologies on the settlement system and development of the territory of Russia. Drukerovskij vestnik. (5(61)). 271-291. doi: 10.17213/2312-6469-2024-5-271-291.

Yashin S.N., Borisov S.A. (2019). Digital economy development as the landmark vector of the state policy in the Russian Federation: issues and prospects. State power and local self-government. (3). 53-58. doi: 10.18572/1813-1247-2019-3-53-58.

Zemskov V.V. (2023). Scientific and technological sovereignty: new challenges and solutions. Economic security. 6 (4). 1321-1334. doi: 10.18334/ecsec.6.4.118817.

Zemskov V.V. (2024). Economic security of Russia's spatial development. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. Uchenye zapiski. (2). 74-80. doi: 10.22394/2079-1690-2024-1-2-74-80.