Энергетическая безопасность как основа экономической устойчивости и суверенитета России в современных условиях геополитической нестабильности

Швец Н. Н., Фонарева Е. В.

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 7 (Июль 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83028131

Аннотация:
В условиях глобальной нестабильности и усиления гибридных войн энергетическая безопасность становится ключевым элементом национальной безопасности России. Актуальность темы обусловлена высокой зависимостью экономики страны от экспорта энергоресурсов, а также ростом санкций в области энергетики, кибератаками и манипуляциями на рынках. В статье рассматриваются стратегические документы, направленные на обеспечение устойчивости энергосистемы, диверсификацию источников энергии и снижение внешних рисков. Анализируются меры, принятые Россией в ответ на санкционное давление, и ключевые показатели: динамика энергоемкости валового внутреннего продукта, объемы экспорта, доля топливно-энергетического комплекса в экономике и рост кибератак на энергетические объекты. Особое внимание уделяется вызовам, таким как износ инфраструктуры и медленное развитие возобновляемых источников энергии. Результаты исследования подтверждают необходимость комплексного подхода, сочетающего технологическую модернизацию, цифровизацию и международное сотрудничество для укрепления энергетической и экономической безопасности России в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: энергетическая безопасность, экономическая безопасность, гибридные войны, топливно-энергетический комплекс

JEL-классификация: P28, P48, F52



Введение

В современных условиях глобальной нестабильности и усиления гибридных войн энергетическая безопасность становится одним из ключевых элементов обеспечения национальной безопасности государства. Энергетика, являясь основой экономики, напрямую влияет на ее устойчивость и способность противостоять внешним и внутренним угрозам. Для России, экономика которой в значительной степени зависит от экспорта энергоресурсов, вопросы энергетической безопасности приобретают особую актуальность.

Гибридные войны, характеризующиеся использованием невоенных методов воздействия, таких как экономические санкции, кибератаки и манипуляции на энергетических рынках, делают энергетическую инфраструктуру уязвимой. Это, в свою очередь, создает риски для экономической стабильности, поскольку перебои в энергоснабжении могут привести к значительным финансовым потерям и ухудшению социально-экономического положения населения.

Ключевые документы стратегического уровня в сфере энергетики и экономики

Экономическая безопасность является одной из ключевых составляющих национальной безопасности государства. Согласно Федеральному закону «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ [14] (далее – 390-ФЗ «О безопасности»), безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

В контексте экономической безопасности это означает способность экономической системы обеспечивать устойчивое развитие, поддерживать достаточный уровень благосостояния населения и противостоять различным рискам и вызовам. Она включает в себя защиту от внешних и внутренних рисков, таких как кризисы, финансовые потери, недовольство населения, структурные дисбалансы и другие негативные факторы (таблица 1).

Таблица 1

Перечень ключевых документов стратегического уровня в сфере энергетики и экономики

Экономика
Энергетика
390-ФЗ «О безопасности» [14]
Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208) [11]
Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 13 мая 2019 г. № 216) [2]

Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года (Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2020 № 1523-р) [22]
Источник: составлено автором Фонаревой Е. В.

Для эффективного противодействия угрозам и обеспечения устойчивого развития экономики России необходимы стратегические ориентиры, закрепленные в официальных документах, одним из которых является Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (таблица 1), которая интегрирует меры по защите экономических интересов с задачами энергетической безопасности.

Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года представляет собой документ, разработанный для обеспечения стабильности и защиты экономических интересов страны в условиях современных вызовов и угроз и направленный на защиту экономических интересов России, в том числе через устойчивое развитие энергетического сектора, что подчеркивает важность интеграции этих двух направлений для обеспечения общенациональной безопасности [11].

К ключевым целям стратегии можно отнести укрепление экономического суверенитета России, поддержание устойчивости экономики к внешним и внутренним угрозам, обеспечение устойчивого экономического роста и повышение конкурентоспособности российской экономики на мировой арене, обеспечение качества жизни и социального благосостояния населения [3].

Стратегия также определяет наличие различных угроз, таких как геополитическая нестабильность и возросшая конкуренция на глобальном уровне, изменения в международной экономической обстановке и рост задолженности на мировом рынке, увеличение числа факторов, связанных с глобальными изменениями климата, которые могут вызвать экологические и продовольственные кризисы.

Для определения мер по нейтрализации угроз экономической безопасности России и с учетом изменений на глобальных энергетических рынках, в условиях перехода мировой экономики к низкоуглеводным технологиям была разработана и утверждена в 2019 году Доктрина энергетической безопасности (таблица 1) (далее – Доктрина 2019), которая является стратегическим документом, определяющим основные принципы, цели и задачи обеспечения энергетической безопасности страны в условиях современных вызовов [2].

«Энергетическая безопасность - состояние защищенности экономики и населения страны от угроз национальной безопасности в сфере энергетики, при котором обеспечивается выполнение предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к топливо- и энергоснабжению потребителей, а также выполнение экспортных контрактов и международных обязательств Российской Федерации» [2].

Реализация доктринальных принципов и мер обеспечения энергетической безопасности осуществляется во взаимосвязи с положениями Энергетической стратегией России до 2035 года (далее – Стратегия 2035), конкретизирующей долгосрочные цели, включая развитие энергетической инфраструктуры, диверсификацию источников энергии и повышение устойчивости энергосистем [22]. Задачи Стратегии 2035 включают обеспечение устойчивого и безопасного функционирования энергетической системы России, снижение негативного воздействия деятельности организаций топливно-энергетического комплекса (далее – ТЭК) на окружающую среду и климат, повышение энергоэффективности и конкурентоспособности энергетического сектора.

Основными направлениями являются достижение национальных целей (подчеркивается вклад энергетического сектора в достижение высоких социальных стандартов, улучшение качества жизни населения, а также в экономическое развитие и инновации) и прогнозный топливно-энергетический баланс (стратегия включает расчет потребностей и ресурсов в области энергетики, с определением прогнозного топливно-энергетического баланса до 2035 года, что позволяет осуществить планирование и оптимизацию использования энергетических ресурсов.

Для достижения целей стратегии необходимо понимание механизмов ее реализации, к которым можно отнести наличие структур и институтов, ответственных за реализацию стратегии, включая Министерство энергетики и другие федеральные органы власти, которые осуществляют контроль за выполнением стратегических задач, и разработку планов мероприятий и механизмов финансирования.

Энергоэффективность и устойчивое развитие ТЭК

Повышение энергоэффективности, заявленное в стратегии, находит отражение в снижении энергоемкости ВВП (график 1), которая указывает количество энергии, затрачиваемой на производство единицы ВВП. В 2014 году этот показатель был равен 85,26 кг у.т./ 10 тыс. р. и стабильно снижался в течение следующих 10-ти лет, несмотря на геополитические разногласия и давление на экономику России. Энергоемкость ВВП России в 2023 году достигла значения в 39,89 кг у.т./10 тыс.р. и, по предварительным оценкам, равнялась 35-37 кг у.т./ 10 тыс. р. в 2024 г. [7].

График 1

Источник: составлено автором Фонаревой Е. В. на основе данных [7]

Снижение энергоемкости ВВП не только повышает эффективность использования ресурсов, но и создает основу для устойчивого развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в долгосрочной перспективе. В этом контексте важное значение приобретают прогнозы топливно-энергетического баланса, которые отражают стратегические цели по обеспечению внутренней потребности в энергоресурсах и наращиванию экспортного потенциала.

Реализация прогнозного топливно-энергетического баланса является важной частью стратегии в контексте долгосрочного планирования для обеспечения ресурсной базы экономики (график 2): ожидается, что потребление к 2035 году вырастет несильно (с 1087,2 в 2024 году (оценка) до среднего значения верхнего и нижнего сценариев в 1091,95 млн т у.т.), в то время как добыча и производство, согласно прогнозу, вырастут с 2201,35 млн т у.т. в 2024 году (оценка) до 2395,25 млн т у.т. к 2035 году. Ожидается, что зависимость России от импорта в сфере энергетики и в 2024г., и следующие 11 лет будет предельно мала (18 т у.т. в 2024 г. и 20,15 млн т у.т. в 2035 г.), что, несомненно, важно для развития ТЭК. Экспорт, в свою очередь увеличится с 1132,2 млн т у.т. в 2024 году (оценка) до 1323,4 млн т у.т. к 2035 г. [22].

График 2

Источник: составлено автором Фонаревой Е. В. на основе данных [22]

Энергетика непосредственно влияет на все сектора экономики, обеспечивая не только производственные процессы, но и социальную стабильность. Взаимосвязь между экономической и энергетической безопасностью проявляется в нескольких ключевых аспектах.

Энергетический сектор России формирует значительную часть валового внутреннего продукта. По данным Росстата, В 2024 году доля ТЭК в ВВП составила 19,8%, что подтверждает значимость энергетического сектора для экономики России [19]. С развитием ТЭК в 2014–2024 гг. рос и ВВП России (с 79030 млрд руб. в 2014 г. до 200039,5 млрд руб. в 2024 г.) (график 3). Экспорт нефти в 2022 году составил 264 млн тонн, в 2023 году это показатель снизился до 234,3 млн тонн из-за введенных против России санкций, а в 2024 году восстановился до 240 млн тонн благодаря диверсификации рынков сбыта (график 5) [18; 20].

График 3

Источник: составлено автором Фонаревой Е. В. на основе данных [5]

Стратегия развития энергетического комплекса до 2035 года ставит цель увеличить экспорт энергоресурсов до 300 миллионов тонн нефти и 200 миллиардов кубометров газа в год, что позволит увеличить доходы до 100 миллиардов долларов США от экспорта только в нефтяном секторе. Россия активно развивает атомную энергетику, которая уже обеспечивает 20% общего объема электроэнергии в стране. В 2035 году планируется увеличить эту долю до 25%. Рост вклада атомной энергетики подтверждается динамикой выработки электроэнергии, неуклонно увеличивавшейся в период с 2014 по 2024 гг. Если в 2014 году этот показатель составлял 1024,9 млрд кВт⋅ч, то к 2024 году он увеличился до 1180,7 млрд кВт⋅ч (график 4). При этом стабильный рост потребления требует дальнейшего наращивания мощностей. Установленная мощность электростанций имела в 2014-2024 гг. такую же динамику, что выработка и потребление электроэнергии.

График 4

Источник: составлено автором Фонаревой Е. В. на основе данных [6]

Энергетические ресурсы являются не только источником финансовых средств для государственного бюджета, но и основой для разработки других отраслей. Таким образом, любые резкие изменения в энергетической системе могут привести к росту безработицы и социальной напряженности.

Геополитические вызовы и адаптация к санкциям

Также существуют вызовы в сфере энергетической безопасности, такие как санкции и ограничения на экспорт энергоресурсов, значительно повышающие риски для экономической стабильности.

Создание стратегий, направленных на укрепление энергетической безопасности, становятся залогом экономической безопасности государства. Однако, чтобы защититься от внешних угроз, России необходимо внедрять новые технологии, диверсифицировать источники энергии и развивать внутренний рынок. Это позволит уменьшить зависимость от внешних факторов. Также важно отметить, что развитие энергетического сектора должно согласовываться с общими стратегическими направлениями по обеспечению экономической безопасности [11].

В условиях современных геополитических реалий использование энергетических ресурсов становится инструментом давления в гибридных войнах. В 2022 году на фоне обострения отношений с Западом Европа отказалась от российского газа, несмотря на то что Россия в полном объеме выполняла все договорные обязательства. В сентябре 2022 года в результате диверсии на газопроводах «Северный поток» и «Северный поток — 2» страны ЕС лишились ключевого маршрута поставок энергоресурсов. Эти события стали частью гибридной войны против России, в рамках которой Европа сознательно пошла на разрыв взаимовыгодного сотрудничества.

Несмотря на созданные Западом ограничения, Россия успешно переориентировала поставки на азиатские рынки, снизив тем самым экономические риски. В то же время ЕС, ускорив переход на сжиженный природный газ (СПГ) и возобновляемые источники энергии, столкнулся с ростом цен и энергетической нестабильностью. По данным Международного энергетического агентства (далее – МЭА), в 2023 году экспорт российского газа в Европу сократился на 55% по сравнению с 2021 годом исключительно из-за политического отказа ЕС от сотрудничества, что привело к потере европейскими странами надежного поставщика [8].

Пережив первый шок от пакета западных санкций, российский бизнес начал интенсивно выстраивать новые связи с партнерами из Азии и Ближнего Востока: «В странах Азии и Ближнего Востока в силу высоких темпов экономического развития стабилен спрос на энергоносители, чем Россия уже успела воспользоваться, перенаправив туда часть нефти, обычно идущей в Европу». Уже сейчас более активно развивается сотрудничество в самых разных сферах с Индией, Китаем, Монголией, Вьетнамом, Сингапуром и другими азиатскими и ближневосточными странами [4]. Можно заметить, что в 2023 г. объемы экспорта нефти и газа сильно снизились по сравнению с 2022 г. (с 264,7 млн тонн нефти до 234,3 млн тонн и с 125 млрд куб.м. природного газа до 95 млрд куб. м.), однако после переориентации экспортных потоков на восточное направление, объемы экспорта демонстрируют рост, стремительно возвращаясь к показателям 2014-2021 гг. (график 5) [20].

График 5

Источник: составлена автором Фонаревой Е. В. на основе [20]

Как следствие, снизились и поступления в бюджет от экспорта нефти и газа в 2023 г.: с приблизительно 114286 млн долл в 2022 г. до 79096 млн долл в 2023 г. от нефти и с 50000 млн долл до 19209 млн долл от газа, а в 2024 г. наблюдался медленный рост показателей до 88606 млн долл и 19474 млн долл соответственно (показатели за 2022-2024 гг. являются оценочными, поскольку точные данные по отдельным категориям (нефть и газ) частично недоступны из-за ограничений ФТС на публикацию экспортной статистики с 2022 года) (график 6) [17].

График 6

*Точные данные по отдельным категориям (нефть и газ) частично недоступны из-за ограничений ФТС на публикацию экспортной статистики с 2022 года, поэтому значения 2022-2024 гг. являются оценочными.

Источник: составлена автором Фонаревой Е. В. на основе [20]

Доля России в китайском нефтяном импорте последовательно увеличивалась с 15,1% в 2021 году до 17% в 2022 году и 19% в 2023 году. Наиболее сильные изменения произошли в поставках в Индию, где российская доля взлетела с 2,1% в 2021 году до 16% в 2022 году и 35,4% в 2023 году. При этом в странах СНГ зависимость от российской нефти оставалась стабильно высокой: 98,4% в 2021 году, 98,1% в 2022 году и 99,8% в 2023 году. Напротив, европейский рынок демонстрировал стремительное сокращение доли российской нефти - с 29,6% в 2021 году до 23,3% в 2022 году и всего 7,4% в 2023 году.

Доля Европы в российском экспорте сырой нефти резко сократилась. В 2021 почти 54% всего российского экспорта сырой нефти шло в Европу, в 2022 произошло сокращение этого показателя до 44.2% и лишь до 13.5% в 2023 [17].

На Индию и Китай в совокупности в 2021 приходилось 32% российского экспорта нефти, в 2022 – 46.5%, а в 2023 – 78.4%. Успешность диверсификации позволяет России адаптироваться к санкционному давлению и сохранить позиции на глобальных энергетических рынках, но создает новые зависимости (график 7) [17].

График 7

Источник: составлено автором Фонаревой Е. В. на основе данных [17]

Хотя переориентация экспорта энергоресурсов на азиатские рынки позволила России компенсировать потери от сокращения поставок в Европу, она сопряжена с рядом рисков. Во-первых, продажа нефти в Китай и Индию осуществляется с дисконтом до 20–30% от цены Brent, что снижает доходы бюджета. Во-вторых, рост доли азиатских рынков до 78,4% в 2023 году увеличивает зависимость от экономической политики этих стран, особенно в условиях волатильности спроса. Наконец, ограниченная пропускная способность инфраструктуры, такой как трубопровод ВСТО, сдерживает потенциал экспорта. Для минимизации этих рисков России необходимо стимулировать энергоэффективность и диверсифицировать рынки сбыта, включая перспективные регионы, такие как Африка и Латинская Америка.

Цены производителей на энергоресурсы также растут: тарифы на газ увеличились с 1860 руб за 1000 м3 в 2021 году до 3159 руб за 1000 м3 в 2022 и до 3313 руб за 1000 м3 в 2023 г., что привело к росту затрат для предприятий (приложение 8). Пик роста цен на нефть пришелся на 2023 год, когда цена возросла с 23768 руб за т до 41852 руб за т. (график 8) [9; 15]. Такая динамика усиливает давление на промышленность, подтверждая необходимость диверсификации источников энергии.

График 8

Источник: составлено автором Фонаревой Е. В. на основе данных [15; 9]

Еще одной угрозой являются кибератаки на энергетическую инфраструктуру. 12 июля 2017 года был принят закон о безопасности критической информационной инфраструктуры России, который направлен на регулирование отношения в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры в целях ее устойчивого функционирования при проведении в отношении ее компьютерных атак [13].

Одной из крупнейших кибератак можно считать попытку взлома системы управления энергосетями в Центральной России в мае 2022 года. По данным компании «Ростелеком», максимальный рост количества кибератак на критическую инфраструктуру пришелся на 2022 год, когда показатель вырос на 30% по сравнению с предыдущим годом, что может быть связано с обострением геополитических разногласий.

Более того, для обеспечения энергетической безопасности России необходимо уделять особое внимание устойчивости и надежности энергосистем. Износ энергетической инфраструктуры в стране достигает 70%, что увеличивает риски аварий [21]. Для решения этой проблемы планируется масштабная модернизация энергосистем. Согласно Энергетической стратегии России до 2035 года, инвестиции в модернизацию составят около 10 трлн рублей.

Развитие возобновляемых источников энергии и международное сотрудничество в контексте энергетической безопасности

Развитие распределённой генерации и возобновляемых источников энергии (далее – ВИЭ) — одно из ключевых направлений современной энергетики. Однако в России их доля в настоящее время остаётся крайне низкой, что требует активного их стимулирования и поддержки.

Это важный стратегический шаг, который позволит отечественным предприятиям оставаться в русле глобальных трендов, укреплять конкурентоспособность и не отставать в технологическом развитии.

В 2024 году в эксплуатацию были введены новые крупные объекты ВИЭ, среди которых первые проекты, реализованные по результатам конкурсных отборов в рамках государственной программы поддержки ДПМ ВИЭ 2.0 — это пять солнечных электростанций общей установленной мощностью почти 300 МВт в республиках Бурятия и Калмыкия, Забайкальском крае и Астраханской области. По состоянию на конец 2024 года установленная мощность объектов ВИЭ в России составляет порядка 8,3 ГВт [1].

Значительный рост ввода мощностей ВИЭ наблюдался в 2020 и в 2021 гг., когда показатель достиг значений 1213 МВт и 1232 МВт соответственно. Однако доля ВИЭ остается низкой (3,2% в 2024 году), что требует ускорения развития этой сферы (график 9) [10]. Незначительный показатель обусловлен рядом барьеров. Во-первых, высокая капиталоемкость проектов ограничивает их реализацию в условиях санкционного давления. Во-вторых, климатические особенности, такие как низкая солнечная активность в северных регионах, снижают эффективность ВИЭ. В-третьих, государственная поддержка, включая программу ДПМ ВИЭ 2.0, охватывает лишь ограниченное число проектов, а налоговые льготы недостаточны. Для ускорения развития ВИЭ в России необходимо расширить государственную поддержку, включая субсидии и льготы, развивать производство оборудования внутри страны и внедрять технологии smart grid для интеграции ВИЭ в энергосистемы.

График 9

Динамика вводов электростанций на основе ВИЭ в России в 2014–2024 гг.

Изображение выглядит как диаграмма, График, линия, текст

Автоматически созданное описание

Источник: [10]

Глобальный переход к низкоуглеродной экономике создает новые вызовы для энергетической безопасности России. Рост доли ВИЭ в мире может снизить спрос на традиционные энергоносители в долгосрочной перспективе. Для адаптации Россия развивает водородную энергетику и технологии улавливания и хранения углерода (CCUS), запустив пилотные проекты в Западной Сибири в 2023 году. Для сохранения конкурентоспособности необходимы масштабные инвестиции в зеленые технологии и участие в международных климатических инициативах, чтобы влиять на формирование глобальных стандартов.

Также для укрепления энергетической безопасности России необходимо ускорить модернизацию энергетической инфраструктуры и цифровизацию энергосистем. Планируемые инвестиции в цифровизацию до 2030 года составят 2 трлн рублей.

Международное сотрудничество остается важным элементом энергетической безопасности. Россия продолжает диверсифицировать экспортные маршруты, такие как «Восточная Сибирь — Тихий океан», а также активно участвует в международных энергетических организациях, включая ОПЕК+ и МЭА. Ключевой также является концепция общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза (ЕАЭС), принятая в 2015 году, предусматривает повышение надежности энергосистем и конкурентоспособности участников рынка, что особенно важно в условиях износа инфраструктуры и роста энергопотребления [16].

Также 12 апреля 2025 года была утверждена Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2050 года, которая направлена на преодоление внутренних структурных вызовов и адаптацию к изменениям на глобальных энергетических рынках [12]. Согласно новому документу «Энергостратегии–2050», Россия, обладая уникальными запасами полезных ископаемых для всех видов энергоресурсов, сохраняет конкурентоспособность при любых сценариях развития мировой энергетики, включая ужесточение конкурентной борьбы.

Ключевыми задачами стратегии являются эффективное освоение ресурсов, достижение технологического лидерства и внедрение новой системы управления, в том числе с использованием цифровых двойников отраслей ТЭК. Реализация этих мер позволит полностью удовлетворить потребности внутреннего рынка в энергоресурсах, укрепить позиции России на мировых сырьевых рынках, обеспечить технологический суверенитет и провести комплексную цифровую трансформацию топливно-энергетического комплекса страны.

В дальнейшем исследование будет продолжено с учетом обновленных положений Стратегии 2050 для анализа мер по укреплению энергетической и экономической безопасности России в условиях долгосрочных глобальных трансформаций [23].

Заключение

Таким образом, энергетическая безопасность является основой экономической устойчивости России и играет важную роль для обеспечения экономической безопасности и суверенитета. В условиях гибридных войн и глобальных вызовов необходимо укреплять взаимосвязь между экономической и энергетической безопасностью. Для этого требуется ускорение модернизации энергетической инфраструктуры, развитие инновационных технологий, укрепление стратегических резервов и активное международное сотрудничество. Только комплексный подход позволит России сохранить лидирующие позиции на мировых энергетических рынках и обеспечить устойчивое развитие экономики.

В условиях санкционного давления, кибератак на критическую инфраструктуру и изменений на мировых энергетических рынках особую значимость приобретают меры по укреплению энергетической безопасности. Ключевыми направлениями стали диверсификация экспортных потоков с переориентацией на азиатские рынки, модернизация энергетической инфраструктуры, а также развитие международного сотрудничества. Особо актуальными эти меры становятся в контексте участия России в формировании энергетического рынка электроэнергии в рамках ЕАЭС, направленного на создание единого экономического пространства в энергетической сфере.

Обеспечение энергетической безопасности требует скоординированных действий по всем направлениям - от технологической модернизации до развития международных энергетических альянсов. Реализация этих мер позволит России сохранить лидирующие позиции на мировых энергетических рынках и обеспечить долгосрочную устойчивость национальной экономики.


Источники:

1. Александр Новак: в 2024 году рост ВВП России составил около 4%. Объясняем.рф. [Электронный ресурс]. URL: https://объясняем.рф/articles/news/aleksandr-novak-v-2024-godu-rost-vvp-rossii-sostavil-okolo-4/.
2. Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2019 г. № 216. Министерство энергетики РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://minenergo.gov.ru/ministry/energy-security-doctrine.
3. Курепина Н.Л. Стратегические приоритеты обеспечения экономической безопасности регионов России // Модернизация россии: приоритеты, проблемы, решения: Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Материалы XIX Национальной научной конференции с международным участием. Том Выпуск 15 Часть 1. Москва, 2020. – p. 701-703.– url: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-prioritety-obespecheniya-ekonomicheskoy-bezopasnosti-regionov-rossii/viewer.
4. Лагутина М.Л., Лапенко М.В. Поворот на Восток в контексте внешней политики России: история и современность // Восточный вектор: история, общество, государство. – 2023. – № 1. – c. 23-37. – doi: 10.18101/2949-1657-2023-1-23-37.
5. Национальные счета. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts.
6. Отчеты о функционировании ЕЭС. So-ups.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.so-ups.ru/functioning/tech-disc/tech-disc-ups/.
7. Показатели экономической безопасности: статистический сборник. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/pok-bezopasn.html.
8. Проект «Северный поток». ПАО «Газпром». [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazprom.ru/projects/nord-stream/.
9. Средние цены производителей на отдельные виды промышленных товаров. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/2024/03-21/99jTVCc9/Sbornik_prom_proiz_2023/Prom_proiz_09-2023.xlsx&ved=2ahUKEwily72h37OMAxX9QVUIHRXdAOYQFnoECBkQAQ&usg=AOvVaw27ks48luxxcJG_qR4cuoOC.
10. Статистика ВИЭ. Rreda. [Электронный ресурс]. URL: https://rreda.ru/industry/statistics/#graph2.
11. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации до 2030 года: утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208. Совет Безопасности РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.scrf.gov.ru/security/economic/Strategia_economic/.
12. Утверждена Энергетическая стратегия РФ до 2050 года. Системный оператор ЕЭС. [Электронный ресурс]. URL: https://www.so-ups.ru/news/energy-news/energy-news-view/news/27292/.
13. Федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации» от 26.07.2017 N 187-ФЗ (последняя редакция). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220885/.
14. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ ФЗ (последняя редакция). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/.
15. Цены производителей в 2024 году: статистический сборник. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Cena_2024.pdf.
16. Швец Н.Н., Красильникова А.С. Роль стратегического планирования в развитии мировой электроэнергетики и его эффекты для мировой экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2025. – № 2. – c. 182-200. – doi: 10.24891/ni.21.2.182.
17. Экспорт нефти из России: 240 млн тонн сырой нефти, доля Индии и Китая – 78,25%. TAdviser. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Экспорт_нефти_из_России.
18. Экспорт нефти и газа: основные показатели 2024 года. PortNews. [Электронный ресурс]. URL: https://portnews.ru/news/372945/.
19. Экспорт российской нефти в 2024 году вырос на 2,4% и составил 240 млн тонн. Тасс. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/23013209.
20. Экспорт Российской Федерации основных энергетических товаров. Центральный банк РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/external_sector/etg/export_energy/.
21. Энергетика как политический риск: износ энергетической инфраструктуры в России приближается к критическому. Ortea. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ortea.ru/company/news/ehnergetika-kak-politicheskij-risk-iznos-ehnergeticheskoj-infrastruktury-v-rossii-priblizhaetsya-k-kriticheskomu/.
22. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года. Министерство энергетики РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/w4sigFOiDjGVDYT4IgsApssm6mZRb7wx.pdf.
23. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2050 года. Министерство энергетики РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://minenergo.gov.ru/ministry/energy-strategy.

Страница обновлена: 20.10.2025 в 12:31:35

 

 

Energy security as the basis of Russia\\\'s economic sustainability and sovereignty amid geopolitical instability

Shvets N. N., Fonareva E. V.

Journal paper

Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 8, Number 7 (July 2025)

Citation:

Abstract:
Amid global instability and the intensification of hybrid wars, energy security is becoming a key element of Russia's national security. The relevance of the topic is due to the high dependence of the country's economy on energy exports, as well as the growth of sanctions in the field of energy, cyber attacks and market manipulation. The article discusses strategic documents aimed at ensuring the sustainability of the energy system, diversifying energy sources and reducing external risks. The measures taken by Russia in response to the sanctions pressure are analyzed. The following key indicators are examined: the dynamics of the energy intensity of gross domestic product, export volumes, the share of the fuel and energy complex in the economy and the growth of cyber attacks on energy facilities. Special attention is paid to challenges such as infrastructure deterioration and slow development of renewable energy sources. The research results confirm the need for an integrated approach combining technological modernization, digitalization and international cooperation to strengthen Russia's energy and economic security in the long term.

Keywords: energy security, economic security, hybrid war, fuel and energy complex

JEL-classification: P28, P48, F52

References:

Kurepina N.L. (2020). Strategicheskie prioritety obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti regionov Rossii Modernizatsiya rossii: prioritety, problemy, resheniya. 701-703.

Lagutina M.L., Lapenko M.V. (2023). Turn to the east in the context of russia’s foreign policy: the past and the present. Vostochnyy vektor: istoriya, obschestvo, gosudarstvo. (1). 23-37. doi: 10.18101/2949-1657-2023-1-23-37.

Shvets N.N., Krasilnikova A.S. (2025). The role of strategic planning in the global electric power industry's development and its effects on the world economy. National interests: priorities and security. 21 (2). 182-200. doi: 10.24891/ni.21.2.182.