Математико-экономический анализ конкурентоспособности уполномоченных экономических операторов, ведущих деятельность в сфере таможенного дела: оценка рентабельности активов и собственного капитала
Лобарев К.В.1
, Подолянец Л.А.2
, Яковлева Е.А.3![]()
1 Балтийская академия туризма и предпринимательства, Россия
2 Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург, Россия
3 Санкт-Петербургский филиал Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 8 (Август 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83094713
Аннотация:
В исследовании анализируются факторы конкурентоспособности уполномоченных экономических операторов в таможенной сфере с акцентом на детерминанты их рентабельности в условиях обострения рыночной конкуренции. Научная новизна работы заключается в верификации применимости мультипликативной факторной модели, изначально разработанной для производственных предприятий, к оценке финансовых результатов субъектов таможенной инфраструктуры. Методологическую основу составляет многофакторный регрессионный анализ данных бухгалтерской отчетности.
Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной прогностической силе исследуемой модели, которая демонстрирует более высокую объясняющую способность применительно к рентабельности активов по сравнению с рентабельностью собственного капитала. Выводы исследования подчеркивают необходимость разработки специализированных методических подходов к оценке финансовой эффективности операторов таможенной сферы. Результаты исследования представляют интерес для научного сообщества в области финансового анализа, а также для практиков, занимающихся вопросами регулирования и развития таможенной инфраструктуры.
Ключевые слова: уполномоченные экономические операторы, регрессионный анализ, рентабельность, финансовые коэффициенты
JEL-классификация: F13, F14, M21
Введение
Уполномоченные экономические операторы (далее – УЭО) играют важную роль в упрощении и ускорении процедур таможенного оформления, что, в свою очередь, способствует развитию внешнеэкономической деятельности. Однако для эффективного выполнения своих функций УЭО должны не только соответствовать установленным требованиям, но и демонстрировать высокие показатели финансовой устойчивости и рентабельности [3, с. 525-529], [9, с. 591-597].
Существующие научные исследования рассматривают данную проблематику с различных позиций:
1. Функционирование УЭО как экономических субъектов исследуется в работах Комеловой А.Ю. [6, с. 17-28] (механизмы оптимизации деятельности УЭО), Морозовой У.В. [11, с. 238-244] и Геворкяна Л.Г. [5, с. 163-177] (административно-правовые и институциональные аспекты повышения эффективности).
2. Конкурентоспособность логистических предприятий анализируется в трудах Волкова А.Ю. [4, с. 271-287] (изучается вопрос искусственного интеллекта как фактора конкурентоспособности транспортных компаний), Александровой Л.Ю. [1, с. 35-52] (исследуется влияние маркетинговой политики на конкурентоспособность предприятий логистической сферы), Батманова Э.З. [2, с. 314-324] (анализ влияния экономических факторов, рыночных тенденций и внутренних ресурсов на конкурентные позиции транспортных компаний).
3. Факторный анализ и методы оценки конкурентоспособности экономических агентов в целом является предметом исследований Петровой И.Е. [13, с. 2245-2256] (анализируются методические подходы к оценке конкурентоспособности организаций. Авторы предлагают систематизированные методы и критерии оценки, направленные на повышение точности и объективности оценок конкурентных преимуществ предприятий различных отраслей), Мажда А.А. [10, с. 47-56] (фокусируется на особенностях оценки конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях цифровой трансформации экономики). Мурзин А.Д., и Вехов Р.Е. [11, с. 2885-2902] идентифицируют факторы конкурентоспособности организаций в сфере электронной коммерции. В исследовании раскрываются ключевые элементы, влияющие на успех в e-commerce, включая технологические, маркетинговые и организационные аспекты.
4. Коробкова Е.В. [7, с. 200-205] в рамках исследования УЭО Центрального федерального округа совместно с соавторами предлагает мультипликативную модель факторного анализа рентабельности активов УЭО, ведущих производственную деятельность.
Несмотря на многоаспектность исследований, научный пробел сохраняется в области факторного анализа конкурентоспособности УЭО, ведущих деятельность в сфере таможенного дела.
В связи с недостаточной теоретической проработкой данного вопроса, а также с высоким уровнем конкуренции на рынке таможенных услуг, представляется необходимым разработать методику определения факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность УЭО. Математико-экономические модели, такие как многофакторный линейный регрессионный анализ, позволяют глубже понять взаимосвязи между различными финансовыми показателями и выявить ключевые факторы, способствующие повышению эффективности деятельности этих компаний [8, с. 845-850].
Актуальность данной тематики подчеркивается, прежде всего, тем, что одним из целевых ориентиров, определенных Правительством Российской Федерации в Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2030 года, является создание конкурентных преимуществ для УЭО с целью стимулирования развития внешнеэкономической деятельности [15, п. III].
Цель исследования заключается в эмпирической проверке существующих моделей оценки конкурентоспособности УЭО с последующей разработкой рекомендаций по оптимизации их финансовой деятельности и укреплению рыночных позиций в условиях изменчивой среды таможенного сектора.
Гипотеза исследования
Деятельностью в сфере таможенного дела является деятельность лиц государств-членов, связанная с оказанием услуг в качестве таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, владельцев свободных складов и владельцев магазинов беспошлинной торговли [14, п. 1 ст. 397]. За исключением владельцев свободных складов и владельцев магазинов беспошлинной торговли данные лица обладают возможностью спустя определённый период деятельности подать заявление на включение в реестр Уполномоченных экономических операторов.
По состоянию на 17.10.2024 г. в Реестре, который ведёт ФТС, значится 165 юридических лица с действующими свидетельствами УЭО. Из них по результатам анализа ОКВЭД и сайтов данных компаний в интернете обнаружена 31 компания, ведущая деятельность в сфере таможенного дела (при этом у двух компаний – «ЛЦ Западные Ворота» и «Интэрлайн» – оформлено по два свидетельства УЭО – I и II типа, ещё две компании – «Бадис» и «Бадис Премиум» – аффилированы между собой [16]) [17]. Данные организации перечислены в таблице 1. Исходя из специфики типов свидетельств УЭО представляется необходимым разделить эти организации на две группы.
Первая группа включает компании, обладающие свидетельством УЭО I типа. Условия выдачи данного свидетельства не содержат требований о наличии в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде дорогостоящих основных средств. Следует отметить, что свидетельство УЭО I типа может быть выдано таможенному перевозчику, при этом необходимо наличие транспортных средств в собственности или аренде. Однако в рамках данного исследования не удалось обнаружить в реестре УЭО организаций, также зарегистрированных в реестре таможенных перевозчиков. Это позволяет предположить, что к первой группе относятся организации, являющиеся таможенными представителями и предоставляющие услуги по таможенному оформлению товаров и транспортных средств [9, с. 591-597].
Вторая группа включает компании, обладающие свидетельством УЭО II и III типа. Условия получения этих свидетельств требуют наличия сооружений, помещений (или их частей) и открытых площадок (или их частей), предназначенных для временного хранения товаров. Таким образом, предполагается, что к данной группе относятся организации, являющиеся владельцами складов временного хранения и таможенных складов.
Основная гипотеза исследования заключается в том, что существующие факторные модели оценки рентабельности, разработанные для производственного сектора, демонстрируют ограниченную применимость к анализу финансовой эффективности уполномоченных экономических операторов (УЭО) в сфере таможенного дела. В частности, предполагается, что различия в типах свидетельств УЭО (I, II и III) обусловливают существенную неоднородность выборки, что требует раздельного анализа компаний с разными экономическими моделями [9, с. 591-597]:
1. УЭО I типа (преимущественно таможенные представители)
2. УЭО II/III типов (владельцы складов временного хранения и таможенных складов)
Эмпирическая проверка данной гипотезы позволит обосновать необходимость разработки специализированных методик оценки конкурентоспособности УЭО с учетом отраслевой специфики.
Методология исследования
Для достижения поставленной цели был применён метод множественной линейной регрессии, в качестве данных использована бухгалтерская отчётность компаний за 2021–2023 гг. [18], на основе которой была составлена таблица исходных коэффициентов (табл. 2). Основная задача анализа – выявление статистически значимых зависимостей между показателями рентабельности (ROA, ROE) и финансовыми коэффициентами, рассчитанными на основе отчётности [16]. В рамках проведенного регрессионного анализа была рассмотрена мультипликативная модель факторного анализа рентабельности активов УЭО, предложенная Коробковой Е.В., Стукаловым Д.Н. и Павленко О.А. в контексте исследования рентабельности активов УЭО Центрального федерального округа. В дальнейшем для удобства данная модель будет именоваться Моделью Коробковой.
Рассмотренная модель представляет собой вариацию уравнения Дюпона. Авторы оригинального исследования применяют метод цепных подстановок. В рамках данного анализа предложенная модель декомпозирована в регрессионное уравнение, которое характеризует зависимость темпов прироста ROA и ROE от темпов прироста каждого из факторов, определяющих финансовую эффективность (представлены в табл. 3).
Таблица 1
Лица, ведущие деятельность в сфере таможенного дела, включенные в реестр УЭО [1]
|
Номер п/п
|
Сокращенное наименование
|
ИНН
|
Номер свидетельства
|
Тип свидетельства
|
Дата включения ЮЛ в реестр
|
Сайт
|
|
1
|
ТЕКТУМ
|
7805524722
|
RU/0024/1
|
1
|
27.11.2022
|
https://takon.group/
|
|
2
|
ЛАКОР
|
7839435365
|
RU/0029/1
|
1
|
19.01.2023
|
https://lacor.su/
|
|
3
|
ОУПЕН СИ
|
7805326463
|
RU/0065/ТИП1
|
1
|
07.11.2019
|
http://opensea.spb.ru/
|
|
4
|
ТЕРМИНАЛ - БАРНАУЛ
|
2224069436
|
RU/0075/ТИП1
|
1
|
25.11.2019
|
https://absolute-ru.com/
|
|
5
|
САДРА-И
|
7718815122
|
RU/0079/ТИП1
|
1
|
05.12.2019
|
http://sadra.ru/customs-operator.html
|
|
6
|
ОНЛОГ СИСТЕМ
|
7751015821
|
RU/0089/ТИП1
|
1
|
17.12.2019
|
https://onlogsystem.com/
|
|
7
|
ТБК
|
6950132937
|
RU/0124/ТИП1
|
1
|
05.03.2020
|
https://t-bk.ru/
|
|
8
|
ТАМАРИКС
|
7811527560
|
RU/0174/ТИП2
|
2
|
13.04.2021
|
https://tamarix-group.ru/
|
|
9
|
ВЭД АГЕНТ
|
5404454954
|
RU/0176/ТИП1
|
1
|
17.06.2021
|
https://vedagent.ru
|
|
10
|
ТРАНС-БИЗНЕС БРОКЕР
|
7805290312
|
RU/0178/ТИП1
|
1
|
10.08.2021
|
http://trans-business.com/
|
|
11
|
БИЭМДЖЕЙ-ЛОГИСТИКС
|
7734670770
|
RU/0180/ТИП1
|
1
|
23.09.2021
|
https://bmj.group/
|
|
12
|
ПТК
|
7813283541
|
RU/0184/1
|
1
|
16.11.2022
|
https://1ptk.net/
|
|
13
|
ВТЛ
|
2311149790
|
RU/0190/3
|
3
|
21.07.2022
|
https://vtl-group.ru/
|
|
14
|
ПРИМТЕХИМПОРТ
|
2540236195
|
RU/0193/1
|
1
|
03.08.2022
|
не обнаружен
|
|
15
|
ЛЦ ЗАПАДНЫЕ ВОРОТА
|
7721733173
|
RU/0197/2
|
2
|
21.09.2022
|
https://w-gate.ru/
|
|
16
|
ООО САРМАНТ-ЮГ
|
7805640197
|
RU/0198/3
|
3
|
28.09.2022
|
https://canavara-group.ru/
|
|
17
|
ЛЦ ЗАПАДНЫЕ ВОРОТА
|
7721733173
|
RU/0199/1
|
1
|
30.09.2022
|
https://w-gate.ru/
|
|
18
|
ИСТРА-ТЕРМИНАЛ
|
5017073310
|
RU/0203/2
|
2
|
21.12.2022
|
https://istra-terminal.ru/
|
|
19
|
ЛОГИСТ
|
4027121909
|
RU/0204/1
|
1
|
27.12.2022
|
https://exportimport-russia.ru/
|
|
20
|
ТЕРМИНАЛ САВЕЛОВО
|
6910024068
|
RU/0205/2
|
2
|
15.02.2023
|
http://www.savelovoterminal.ru/
|
|
21
|
ЗАПАДНЫЕ ВОРОТА
|
5004025693
|
RU/0206/3
|
3
|
17.02.2023
|
https://taisu-tb.ru/
|
|
22
|
ИНТЭРЛАЙН
|
7724457958
|
RU/0207/2
|
2
|
17.02.2023
|
https://svh-interline.ru/
|
|
23
|
ИНТЭРЛАЙН
|
7724457958
|
RU/0209/1
|
1
|
20.03.2023
|
https://svh-interline.ru/
|
|
24
|
СИАЙТИ ТЕРМИНАЛ
|
6662007746
|
RU/0210/2
|
2
|
22.03.2023
|
https://cit-ekb.ru/
|
|
25
|
КРЕДО-ИНВЕСТ
|
7838310290
|
RU/0211/1
|
1
|
05.07.2023
|
https://kredo-in.ru/
|
|
26
|
БАДИС ПРЕМИУМ
|
7801664214
|
RU/0215/1
|
1
|
09.08.2023
|
https://badis.ru/
|
|
27
|
ВЭД СЕРВИС
|
7710678957
|
RU/0218/3
|
3
|
12.12.2023
|
https://www.ved-services.ru/
|
|
28
|
ГЛС
|
7810572249
|
RU/0220/2
|
2
|
27.02.2024
|
https://gls-line.ru/
|
|
29
|
БАДИС
|
7816168667
|
RU/0222/3
|
3
|
25.03.2024
|
https://badis.ru/
|
|
30
|
КРЫМСКИЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТЕРМИНАЛ
|
2337043799
|
RU/0224/2
|
2
|
15.05.2024
|
https://www.крымский-терминал.рф/
|
|
31
|
ТЕРМИНАЛ-ЦЕНТР
|
3664061278
|
RU/0225/3
|
3
|
24.05.2024
|
https://rterminal.ru/
|
Таблица 2
Исходные коэффициенты для расчетов [2]
|
Company
|
Year
|
Type
|
ROA
|
ROE
|
Кмск
|
Кавт
|
Кзак
|
Кобдв
|
Ксоотн(дз.кз)
|
Ккр/ко
|
1
/ Кликв
|
Коа/а
|
|
Бадис
ПР
|
2021
|
1
|
0,015922831
|
0,696219035
|
0,860495
|
0,02287
|
1,176935
|
0,930806
|
0,934906
|
0,999237
|
0,980257
|
0,996809
|
|
Бадис
ПР
|
2022
|
1
|
0,010956507
|
0,370049261
|
0,955665
|
0,029608
|
1,01106
|
1,080959
|
0,942903
|
1
|
0,971667
|
0,998687
|
|
Бадис
ПР
|
2023
|
1
|
0,07401199
|
0,691613184
|
0,979115
|
0,107014
|
0,46382
|
3,060344
|
0,79306
|
0,994786
|
0,894987
|
0,997765
|
|
Терминал
Барнаул
|
2021
|
1
|
0,143402461
|
0,335341973
|
0,899511
|
0,427631
|
0,278532
|
6,858034
|
1,111314
|
0,823022
|
0,59807
|
0,957028
|
|
Терминал
Барнаул
|
2022
|
1
|
0,045426477
|
0,126017679
|
0,915804
|
0,360477
|
0,489369
|
3,847441
|
1,240123
|
0,669684
|
0,65954
|
0,969649
|
|
Терминал
Барнаул
|
2023
|
1
|
0,10267807
|
0,296634301
|
0,932608
|
0,346144
|
0,280097
|
7,517108
|
1,41149
|
0,514613
|
0,669473
|
0,976673
|
|
Тамарикс
|
2021
|
2
|
0,702364028
|
2,298168807
|
-0,41656
|
0,305619
|
0,229813
|
21,0683
|
0,33876
|
0,903689
|
1,232594
|
0,547348
|
|
Тамарикс
|
2022
|
2
|
0,203925917
|
1,073458018
|
-0,00541
|
0,189971
|
0,257075
|
6,716806
|
0,745374
|
0,968617
|
1,001283
|
0,801111
|
|
Тамарикс
|
2023
|
2
|
0,015909446
|
0,220566221
|
0,148111
|
0,07213
|
0,382791
|
3,373463
|
0,896104
|
0,956734
|
0,988311
|
0,913944
|
|
Ведагент
|
2021
|
1
|
0,008215325
|
0,393466827
|
0,817293
|
0,020879
|
2,853506
|
0,397358
|
0,936405
|
0,961921
|
0,98287
|
0,996185
|
|
Ведагент
|
2022
|
1
|
0,000530259
|
0,036972037
|
-1,7779
|
0,014342
|
2,39362
|
0,490147
|
0,949032
|
0,912212
|
1,026588
|
0,959059
|
|
Ведагент
|
2023
|
1
|
0,000283025
|
0,025685368
|
-5,22023
|
0,011019
|
1,759215
|
0,694246
|
0,901013
|
0,919632
|
1,061809
|
0,930629
|
|
БМЖ
|
2021
|
1
|
0,339579347
|
0,550949663
|
0,757056
|
0,616353
|
0,308162
|
6,887748
|
1,639602
|
0,750505
|
0,45071
|
0,849484
|
|
БМЖ
|
2022
|
1
|
0,140239663
|
0,429445343
|
0,443168
|
0,32656
|
0,270206
|
6,950247
|
0,962459
|
0,828065
|
0,821958
|
0,812845
|
|
БМЖ
|
2023
|
1
|
0,135006041
|
0,562569804
|
0,407983
|
0,239981
|
0,180836
|
9,298619
|
0,856862
|
0,921377
|
0,884973
|
0,851177
|
|
Логист
|
2021
|
1
|
0,037641207
|
0,16808321
|
1,107892
|
0,223944
|
0,202378
|
11,3632
|
0,625485
|
0,943429
|
0,748118
|
0,985007
|
|
Логист
|
2022
|
1
|
0,014375184
|
0,059752685
|
1,180499
|
0,240578
|
0,230234
|
8,722617
|
0,756285
|
0,944067
|
0,710622
|
0,981423
|
|
Логист
|
2023
|
1
|
0,021387137
|
0,066838917
|
1,305117
|
0,31998
|
0,21074
|
9,974511
|
0,843972
|
0,9968
|
0,57521
|
0,983101
|
|
Интерлайн
|
2021
|
0
|
0,392079138
|
0,432028519
|
0,636785
|
0,907531
|
0,799802
|
5,300827
|
3,228528
|
0,82274
|
0,133191
|
0,666701
|
|
Интерлайн
|
2022
|
0
|
0,125723262
|
0,143707047
|
0,677681
|
0,874858
|
1,183705
|
2,757746
|
2,786415
|
0,910785
|
0,169159
|
0,713584
|
|
Интерлайн
|
2023
|
0
|
0,00921558
|
0,025305199
|
0,65804
|
0,364177
|
1,523071
|
1,041349
|
1,046418
|
0,997292
|
0,715998
|
0,843809
|
|
Сиайти
|
2021
|
2
|
0,087480615
|
0,342425972
|
-0,12622
|
0,255473
|
1,041838
|
10,33683
|
0,692214
|
0,805964
|
1,240291
|
0,134194
|
|
Сиайти
|
2022
|
2
|
0,11064346
|
0,401776887
|
0,025252
|
0,275385
|
0,952761
|
13,88578
|
0,665597
|
0,90018
|
0,947757
|
0,133109
|
|
Сиайти
|
2023
|
2
|
0,220888839
|
0,709464143
|
0,092122
|
0,311346
|
0,831348
|
17,17195
|
0,488474
|
0,934042
|
0,84259
|
0,182211
|
|
Кредо
|
2021
|
1
|
0,290323786
|
0,657338263
|
0,843266
|
0,441666
|
0,20987
|
5,81911
|
1,553344
|
0,944582
|
0,599744
|
0,930509
|
|
Кредо
|
2022
|
1
|
0,527510994
|
0,952201432
|
0,86073
|
0,553991
|
0,179054
|
9,482963
|
1,544444
|
0,886896
|
0,474153
|
0,906796
|
|
Кредо
|
2023
|
1
|
0,238641622
|
0,374521002
|
0,79438
|
0,637192
|
0,320993
|
5,418847
|
2,041928
|
0,820713
|
0,403962
|
0,849228
|
|
Лакор
|
2021
|
1
|
0,392721383
|
0,754708591
|
0,95617
|
0,520362
|
0,238481
|
9,184882
|
1,203512
|
0,790876
|
0,490833
|
0,977192
|
|
Лакор
|
2022
|
1
|
0,121237093
|
0,707632732
|
0,972098
|
0,171328
|
0,387102
|
3,634402
|
0,876204
|
0,978935
|
0,832653
|
0,99522
|
|
Лакор
|
2023
|
1
|
0,219983174
|
1,295270921
|
0,988606
|
0,169836
|
0,211194
|
8,081762
|
0,708328
|
0,996356
|
0,831774
|
0,998065
|
|
ВэдСервис
|
2021
|
3
|
0,007906334
|
0,031885473
|
1,291362
|
0,24796
|
5,547779
|
0,225491
|
1,175911
|
1
|
0,679793
|
1
|
|
ВэдСервис
|
2022
|
3
|
0,022326164
|
0,149053902
|
1,156677
|
0,149786
|
2,25864
|
0,546132
|
0,981868
|
1
|
0,826558
|
0,998916
|
|
ВэдСервис
|
2023
|
3
|
0,096791225
|
0,680215977
|
0,987097
|
0,142295
|
3,835404
|
0,333705
|
0,910937
|
1
|
0,859283
|
0,998164
|
|
Бадис
|
2021
|
3
|
0,060398848
|
0,610332656
|
0,022783
|
0,098961
|
0,389062
|
5,915514
|
0,661755
|
0,970522
|
0,996678
|
0,678783
|
|
Бадис
|
2022
|
3
|
0,025896216
|
0,411713323
|
1,31126
|
0,062899
|
0,516048
|
4,848642
|
0,550632
|
1
|
0,897962
|
0,808295
|
|
Бадис
|
2023
|
3
|
0,030959871
|
0,455513242
|
0,746105
|
0,067967
|
0,431006
|
10,70618
|
0,266465
|
1
|
0,941307
|
0,863994
|
|
Онлог
|
2021
|
1
|
0,002443845
|
0,083424012
|
0,095122
|
0,029294
|
0,918696
|
1,228256
|
0,922316
|
0,989937
|
0,997137
|
0,973413
|
|
Онлог
|
2022
|
1
|
0,00779377
|
0,430783242
|
0,017228
|
0,018092
|
1,840284
|
0,677885
|
0,824647
|
0,990101
|
0,999683
|
0,982085
|
|
Онлог
|
2023
|
1
|
0,000314612
|
0,026556898
|
-0,16286
|
0,011847
|
4,779434
|
0,329874
|
0,647655
|
0,9913
|
1,001957
|
0,986001
|
|
Савелово
|
2021
|
0,396395368
|
0,416129634
|
0,969509
|
0,952577
|
1,533911
|
0,695506
|
19,76545
|
1
|
0,048842
|
0,970955
| |
|
Савелово
|
2022
|
2
|
1,107815804
|
1,412677622
|
0,828844
|
0,784196
|
1,427735
|
2,084997
|
1,556635
|
1
|
0,24926
|
0,865781
|
|
Савелово
|
2023
|
2
|
0,000141428
|
0,006123647
|
-0,03326
|
0,023095
|
2,400779
|
0,462751
|
0,921399
|
1
|
1,000787
|
0,976137
|
|
ТБК
|
2021
|
1
|
0,416990677
|
0,513347516
|
0,989603
|
0,812297
|
0,332513
|
3,389383
|
4,727151
|
1
|
0,189302
|
0,991555
|
|
ТБК
|
2022
|
1
|
0,18245592
|
0,215341204
|
0,991832
|
0,847288
|
0,547898
|
2,974952
|
4,017407
|
1
|
0,153777
|
0,993079
|
|
ТБК
|
2023
|
1
|
0,179717731
|
0,211603645
|
0,997513
|
0,849313
|
0,52772
|
4,925177
|
2,553281
|
1
|
0,151006
|
0,997888
|
|
ТрансБиз
|
2021
|
1
|
0,040768892
|
0,051105373
|
0,897879
|
0,797742
|
0,563977
|
2,011007
|
5,121345
|
0,851206
|
0,220197
|
0,918534
|
|
ТрансБиз
|
2022
|
1
|
0,025666827
|
0,055307508
|
0,907238
|
0,464075
|
1,4786
|
0,724554
|
1,799205
|
0,96804
|
0,560034
|
0,956951
|
|
ТрансБиз
|
2023
|
1
|
0,016996115
|
0,065626751
|
0,886997
|
0,258982
|
1,123965
|
0,935814
|
1,620682
|
0,791646
|
0,763359
|
0,970734
|
|
ЗападныеВр
|
2021
|
3
|
0,007623678
|
0,012517433
|
1,017279
|
0,609045
|
0,799333
|
1,339589
|
2,628061
|
0,998119
|
0,364933
|
0,975596
|
|
ЗападныеВр
|
2022
|
3
|
0,0035569
|
0,005424935
|
0,989381
|
0,655658
|
10,45663
|
0,354309
|
0,868317
|
0,95374
|
0,334412
|
0,974619
|
|
ЗападныеВр
|
2023
|
3
|
0,09682331
|
0,186836424
|
0,989416
|
0,518225
|
0,848668
|
2,318498
|
1,257097
|
0,839155
|
0,484432
|
0,994515
|
|
Терминал-Центр
|
2021
|
3
|
0,104855589
|
0,118443123
|
0,274492
|
0,885282
|
0,766514
|
7,152057
|
2,538293
|
0,971965
|
0,233282
|
0,316939
|
|
Терминал-Центр
|
2022
|
3
|
0,104666131
|
0,137604428
|
0,01043
|
0,760631
|
0,680572
|
4,72146
|
1,365235
|
0,998676
|
0,966411
|
0,236187
|
|
Терминал-Центр
|
2023
|
3
|
0,137355895
|
0,201169253
|
0,261203
|
0,682788
|
0,512031
|
6,190389
|
1,112323
|
0,9996
|
0,614046
|
0,462092
|
|
Тектум
|
2021
|
1
|
0,012401293
|
0,040738871
|
0,886961
|
0,229792
|
0,304409
|
4,839446
|
0,883266
|
1
|
0,790385
|
0,972336
|
|
Тектум
|
2022
|
1
|
0,00754635
|
0,014301883
|
0,554673
|
0,080924
|
0,527647
|
2,797084
|
0,738961
|
1
|
0,953331
|
0,961802
|
|
Тектум
|
2023
|
1
|
0,026470961
|
0,081602736
|
0,770007
|
0,208209
|
0,324388
|
3,644598
|
1,07176
|
1
|
0,831155
|
0,949524
|
|
Оупен
си
|
2021
|
1
|
0,003972882
|
0,021719843
|
0,927356
|
0,155241
|
0,182915
|
6,767001
|
1,396423
|
0,709041
|
0,850025
|
0,959919
|
|
Оупен
си
|
2022
|
1
|
0,014119194
|
0,094792573
|
0,910043
|
0,217872
|
0,148948
|
8,311146
|
1,126404
|
0,932575
|
0,795018
|
0,967271
|
|
Оупен
си
|
2023
|
1
|
0,003867176
|
0,020649147
|
0,92922
|
0,203775
|
0,18728
|
6,635729
|
1,143549
|
0,884298
|
0,807781
|
0,985082
|
|
Садра
|
2021
|
1
|
0,060275611
|
0,105499215
|
0,855726
|
0,383195
|
0,571337
|
2,476301
|
1,292574
|
0,886545
|
0,652901
|
0,944715
|
|
Садра
|
2022
|
1
|
0,00865171
|
0,00804564
|
0,867757
|
0,287217
|
1,075329
|
1,380506
|
1,475404
|
0,640548
|
0,740925
|
0,962018
|
|
Садра
|
2023
|
1
|
0,01721346
|
0,017252432
|
0,885638
|
0,183309
|
0,997741
|
1,309295
|
1,265942
|
0,740411
|
0,834178
|
0,979036
|
|
ПТК
|
2021
|
1
|
0,012075573
|
0,007768268
|
0,998165
|
0,033072
|
1,554474
|
0,844576
|
0,787742
|
1
|
0,966987
|
0,999939
|
|
ПТК
|
2022
|
1
|
0,08704313
|
0,0138508
|
0,998146
|
0,05572
|
6,284339
|
0,231633
|
0,72751
|
1
|
0,944377
|
0,999897
|
|
ПТК
|
2023
|
1
|
0,021232978
|
0,010201603
|
0,999653
|
0,083491
|
2,081337
|
0,663693
|
0,856507
|
0,922195
|
0,916535
|
0,999971
|
|
ВТЛ
|
2021
|
3
|
0,169065825
|
0,396191546
|
0,949786
|
0,54088
|
0,426727
|
5,731762
|
0,950095
|
0,937373
|
0,471912
|
0,972793
|
|
ВТЛ
|
2022
|
3
|
1,006036018
|
0,330634146
|
0,966145
|
0,133041
|
3,042747
|
0,501004
|
0,836246
|
0,905207
|
0,870833
|
0,995122
|
|
ВТЛ
|
2023
|
3
|
0,213156928
|
0,057261329
|
0,995467
|
0,22141
|
3,722528
|
0,385543
|
1,008899
|
0,889435
|
0,778904
|
0,996882
|
|
Примтехимпорт
|
2021
|
1
|
0,001744524
|
0,003398625
|
1
|
0,005116
|
0,513303
|
2,198089
|
0,890858
|
1
|
0,994884
|
1
|
|
Примтехимпорт
|
2022
|
1
|
0,001308375
|
0,002302209
|
1
|
0,006916
|
0,568313
|
1,85373
|
0,955829
|
1
|
0,993084
|
1
|
|
Примтехимпорт
|
2023
|
1
|
0,00193092
|
0,004273801
|
1
|
0,013415
|
0,451804
|
2,541854
|
0,882602
|
1
|
0,986585
|
1
|
|
Лц
Зап Вор
|
2021
|
0
|
0,314597771
|
1,363352543
|
0,634717
|
0,555111
|
0,230753
|
13,39702
|
0,98852
|
0,834719
|
0,526661
|
0,744368
|
|
Лц
Зап Вор
|
2022
|
0
|
0,318955991
|
0,351817357
|
1,006025
|
0,18101
|
0,906595
|
12,52544
|
1,270267
|
0,805235
|
0,321015
|
0,268195
|
|
Лц
Зап Вор
|
2023
|
0
|
0,302892946
|
0,221789221
|
0,698012
|
0,131299
|
1,365679
|
7,364439
|
1,260888
|
0,856715
|
0,50108
|
0,183693
|
|
Сармант
|
2021
|
1
|
0,225048044
|
0,00816452
|
0,998464
|
0,024472
|
27,56415
|
0,036691
|
1,114239
|
0,910691
|
0,975537
|
0,998858
|
|
Сармант
|
2022
|
1
|
0,193173162
|
0,005646286
|
1,01859
|
0,022427
|
34,21243
|
0,029789
|
1,094759
|
0,925944
|
0,976944
|
0,990817
|
|
Сармант
|
2023
|
1
|
0,272909279
|
0,016979024
|
1,076303
|
0,027559
|
16,07332
|
0,065737
|
1,076034
|
0,940324
|
0,969263
|
0,965033
|
|
Истра
|
2021
|
2
|
0,167621793
|
1,043245498
|
0,930151
|
0,57218
|
0,160673
|
17,14174
|
0,848673
|
1
|
0,44563
|
0,960034
|
|
Истра
|
2022
|
2
|
0,089902834
|
0,484043625
|
0,932626
|
0,538589
|
0,185733
|
14,61164
|
0,798615
|
1
|
0,478777
|
0,963699
|
|
Истра
|
2023
|
2
|
0,131211548
|
0,915322993
|
0,828961
|
0,684813
|
0,14335
|
16,84896
|
1,313666
|
1
|
0,35699
|
0,882853
|
Из 11 факторов, взятых в расчет авторами [7, с. 201], для целей данного исследования представляются значимыми 7: исключены факторы, отражающие влияние запасов, поскольку рассматриваются компании сферы услуг, также исключены факторы «Рентабельность продаж» и «Коэффициент, обратный коэффициенту ликвидности» в связи с высоким уровнем мультиколлинеарности.
Таблица 3
Факторы, потенциально способные оказать влияние на ROA и ROE в рамках Модели Коробковой [3]
|
№ п/п
|
Название
|
Значение
|
Формула
|
Условное обозначение
|
|
1
|
Коэффициент маневренности собственного капитала
|
Демонстрирует, насколько эффективно предприятие
использует собственные средства для генерации дохода.
|
Среднегодовая величина
чистого оборотного капитала / среднегодовая величина собственного капитала |
Кмск
|
|
2
|
Коэффициент автономии
|
Отражает какую долю в структуре капитала составляют
собственные средства по отношению к общим средствам компании
|
Среднегодовая величина собственного капитала /
среднегодовая стоимость активов
|
Кавт
|
|
3
|
Коэффициент закрепления активов
|
Отражает степень интенсивности использования
организацией всей совокупности имеющихся активов
|
Среднегодовая стоимость
активов / выручка от продаж |
Кзак
|
|
4
|
Коэффициент оборачиваемости
дебиторской задолженности |
Отражает эффективность управления предприятием своей
дебиторской задолженностью
|
Выручка от продаж / среднегодовая величина
дебиторской задолженности
|
Коб.дз
|
|
5
|
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности
|
Отражает степень финансовой устойчивости компании, и
её способности управлять как своими дебиторскими, так и кредиторскими
обязательствами
|
Среднегодовая величина
дебиторской задолженности / среднегодовая величина кредиторской задолженности |
Ксоотн(дз.кз)
|
|
6
|
Доля кредиторской
задолженности в краткосрочных обязательства |
Отражает степень зависимости компании от кредиторов
и степень ее обязательств перед ними
|
Среднегодовая величина кредиторской задолженности
/ среднегодовой объем краткосрочных обязательств |
Ккр/ко
|
|
7
|
Доля оборотных
средств в активах предприятия |
Отражает степень способности предприятия погасить
свои краткосрочные обязательства.
|
Среднегодовая стоимость оборотных активов
предприятия
/ среднегодовая стоимость активов |
Коа/а
|
Результаты исследования
В табл. 4 представлена выборка переменных, использованных для построения регрессионных моделей для компаний, обладающих свидетельством УЭО I типа. Предварительно из выборки были исключены аномальные значения, которые выходили за пределы трёх стандартных отклонений (здесь и далее в таблицах значения округлены до тысячных).
Таблица 4
Описательная статистика переменных для УЭО I типа [4]
|
Переменная
|
Количество вхождений
|
Среднее значение
|
Стандартное отклонение
|
Минимальное значение
|
Максимальное значение
|
|
ROA
|
50,000
|
0,113
|
0,141
|
0,001
|
0,528
|
|
ROE
|
50,000
|
0,278
|
0,333
|
0,002
|
1,363
|
|
Кмск
|
50,000
|
0,777
|
0,459
|
-1,778
|
1,305
|
|
Кзак
|
50,000
|
1,232
|
2,428
|
0,149
|
16,073
|
|
Кобдв
|
50,000
|
4,353
|
3,608
|
0,066
|
13,397
|
|
Ксоотн.дз.кз.
|
50,000
|
1,398
|
0,984
|
0,625
|
5,121
|
|
Ккр/ко
|
50,000
|
0,913
|
0,099
|
0,641
|
1,000
|
|
Кавт
|
50,000
|
0,294
|
0,270
|
0,005
|
0,908
|
|
Коа/а
|
50,000
|
0,917
|
0,162
|
0,184
|
1,000
|
Результаты анализа показывают, что среди рассматриваемых факторов три показателя – «Коэффициент закрепления активов», «Коэффициент автономии» и «Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности» — обладают статистически значимым влиянием на ROA, как представлено в табл. 5. При этом корреляционная матрица (табл. 7) указывает на отсутствие сильной взаимосвязи между независимыми факторами и зависимыми показателями: «Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности» и «Коэффициент автономии» характеризуются умеренной положительной корреляцией с ROA. Влияние на ROE демонстрирует только «Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности» (табл. 6), однако данный показатель также не обладает сильной взаимосвязью с показателем ROE (табл. 8).
Следует отметить, что коэффициенты детерминации для моделей остаются на низком уровне: 0.6 для ROA и 0.29 для ROE. Это свидетельствует о том, что менее 60% изменчивости ROA и менее 30% изменчивости ROE объясняется используемыми переменными, что указывает на значительную роль других факторов, не включённых в модель. Кроме того, модели демонстрируют относительно высокие значения среднеквадратичной ошибки: 10% для ROA и 30% для ROE. Информационные критерии (в частности, критерий Акаике (далее – AIC) и Байесовский критерий (далее – BIC) показывают, что модель в большей степени подходит для анализа зависимости ROA, нежели ROE, поскольку значения обоих критериев при анализe ROA были существенно ниже.
Таблица 5
Результаты регрессионного анализа влияния факторов на ROA УЭО I типа [5]
|
Независимые переменные
|
Коэфф.
|
Стандартная ошибка
|
t-value
|
p-value
|
[95% Доверительный интервал]
|
Значимость
| ||||
|
Кмск
|
-0,008
|
0,032
|
-0,250
|
0,804
|
-0,072
|
0,056
|
| |||
|
Кзак
|
0,020
|
0,006
|
3,170
|
0,003
|
0,007
|
0,033
|
***
| |||
|
Кобдв
|
0,016
|
0,006
|
2,930
|
0,005
|
0,005
|
0,028
|
***
| |||
|
Ксоотн.дз.кз
|
0,003
|
0,028
|
0,120
|
0,902
|
-0,052
|
0,059
|
| |||
|
Ккр/ко
|
0,053
|
0,151
|
0,350
|
0,726
|
-0,252
|
0,359
|
| |||
|
Кавт
|
0,262
|
0,105
|
2,500
|
0,016
|
0,051
|
0,473
|
**
| |||
|
Коа/а
|
-0,191
|
0,100
|
-1,900
|
0,064
|
-0,393
|
0,012
|
*
| |||
|
Constant
|
0,067
|
0,163
|
0,410
|
0,682
|
-0,262
|
0,396
|
| |||
|
Среднее значение зависимой переменной
|
0,113
|
Стандартное отклонение зависимой переменной
|
0,141
| |||||||
|
R-квадрат
|
0,600
|
Количество вхождений
|
50,000
| |||||||
|
F-тест
|
9,002
|
p-value
для F-теста
|
0,000
| |||||||
|
Критерий Акаике (AIC)
|
-85,024
|
Байесовский критерий (BIC)
|
-69,728
| |||||||
|
Среднеквадратическое отклонение
|
9,613%
|
|
| |||||||
|
*** p<0,01, ** p<0,05,
* p<0,1
| ||||||||||
|
| ||||||||||
Результаты регрессионного анализа влияния факторов на ROE УЭО I типа [6]
|
Независимые переменные
|
Коэфф.
|
Стандартная ошибка
|
t-value
|
p-value
|
[95% Доверительный интервал]
|
Значимость
| ||||||||||||||||
|
Кмск
|
-0,073
|
0,100
|
-0,730
|
0,467
|
-0,275
|
0,128
|
| |||||||||||||||
|
Кзак
|
-0,001
|
0,020
|
-0,030
|
0,973
|
-0,041
|
0,040
|
| |||||||||||||||
|
Кобдв
|
0,043
|
0,018
|
2,420
|
0,020
|
0,007
|
0,078
|
**
| |||||||||||||||
|
Ксоотн.дз.кз
|
-0,066
|
0,087
|
-0,760
|
0,453
|
-0,242
|
0,110
|
| |||||||||||||||
|
Ккр/ко
|
0,461
|
0,477
|
0,970
|
0,340
|
-0,502
|
1,424
|
| |||||||||||||||
|
Кавт
|
0,402
|
0,330
|
1,220
|
0,231
|
-0,265
|
1,068
|
| |||||||||||||||
|
Коа/а
|
0,120
|
0,316
|
0,380
|
0,707
|
-0,518
|
0,757
|
| |||||||||||||||
|
Constant
|
-0,407
|
0,514
|
-0,790
|
0,434
|
-1,445
|
0,631
|
| |||||||||||||||
|
Среднее значение зависимой переменной
|
0,278
|
Стандартное отклонение зависимой переменной
|
0,333
| |||||||||||||||||||
|
R-квадрат
|
0,289
|
Количество вхождений
|
50,000
| |||||||||||||||||||
|
F-тест
|
2,435
|
p-value
для F-теста
|
0,034
| |||||||||||||||||||
|
Критерий Акаике (AIC)
|
29,815
|
Байесовский критерий (BIC)
|
45,112
| |||||||||||||||||||
|
Среднеквадратическое отклонение
|
30,313%
|
|
| |||||||||||||||||||
|
*** p<0,01, ** p<0,05,
* p<0,1
| ||||||||||||||||||||||
|
Таблица 7 Корреляционная матрица между ROA и независимыми переменными для УЭО I типа [7] |
Переменная
|
(1)
|
(2)
|
(3)
|
(4)
|
(5)
|
(6)
|
(7)
|
(8)
| |||||||||||||
|
(1) ROA
|
1,000
| |||||||||||||||||||||
|
(2) Кмск
|
0,126
|
1,000
| ||||||||||||||||||||
|
(3) Кзак
|
0,032
|
-0,070
|
1,000
| |||||||||||||||||||
|
(4) Кобдв
|
0,496
|
0,232
|
-0,395
|
1,000
| ||||||||||||||||||
|
(5) Ксоотн.дз.кз
|
0,366
|
0,113
|
-0,123
|
-0,075
|
1,000
| |||||||||||||||||
|
(6) Ккр/ко
|
-0,229
|
-0,013
|
0,130
|
-0,266
|
-0,123
|
1,000
| ||||||||||||||||
|
(7) Кавт
|
0,565
|
0,176
|
-0,280
|
0,278
|
0,798
|
-0,261
|
1,000
| |||||||||||||||
|
(8) Коа/а
|
-0,453
|
0,054
|
0,057
|
-0,413
|
-0,104
|
0,302
|
-0,173
|
1,000
| ||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||
Корреляционная матрица между ROE и независимыми переменными для УЭО I типа [8]
|
Переменная
|
(1)
|
(2)
|
(3)
|
(4)
|
(5)
|
(6)
|
(7)
|
(8)
|
|
(1) ROE
|
1,000
| |||||||
|
(2) Кмск
|
0,043
|
1,000
| ||||||
|
(3) Кзак
|
-0,227
|
-0,070
|
1,000
| |||||
|
(4) Кобдв
|
0,487
|
0,232
|
-0,3950
|
1,000
| ||||
|
(5) Ксоотн.дз.кз
|
-0,004
|
0,113
|
-0,1227
|
-0,0750
|
1,000
| |||
|
(6) Ккр/ко
|
-0,029
|
-0,013
|
0,1300
|
-0,2659
|
-0,1234
|
1,000
| ||
|
(7) Кавт
|
0,237
|
0,176
|
-0,2799
|
0,2783
|
0,7981
|
-0,2606
|
1,000
| |
|
(8) Коа/а
|
-0,134
|
0,054
|
0,0570
|
-0,4128
|
-0,1042
|
0,3023
|
-0,1730
|
1,000
|
В табл. 9 представлена выборка переменных, использованных для построения регрессионных моделей для компаний, обладающих свидетельством УЭО II и III типа. Предварительно из выборки были исключены аномальные значения, которые выходили за пределы трёх стандартных отклонений.
Таблица 9
Описательная статистика переменных для УЭО II и III типа [9]
|
Переменная
|
Количество вхождений
|
Среднее значение
|
Стандартное отклонение
|
Минимальное значение
|
Максимальное значение
|
|
ROA
|
27,000
|
0,125
|
0,112
|
0,001
|
0,392
|
|
ROE
|
27,000
|
0,387
|
0,370
|
0,005
|
1,363
|
|
Кмск
|
27,000
|
0,674
|
0,423
|
-0,033
|
1,311
|
|
Кзак
|
27,000
|
1,539
|
2,211
|
0,143
|
10,457
|
|
Кобдв
|
27,000
|
6,277
|
5,657
|
0,225
|
17,172
|
|
Ксоотн.дз.кз
|
27,000
|
1,217
|
0,725
|
0,266
|
3,229
|
|
Ккр/ко
|
27,000
|
0,950
|
0,065
|
0,805
|
1,000
|
|
Кавт
|
27,000
|
0,409
|
0,287
|
0,023
|
0,908
|
|
Коа/а
|
27,000
|
0,755
|
0,284
|
0,182
|
1,000
|
Для второй группы компаний – УЭО со свидетельствами II и III типа модель показывает похожие результаты: среди рассматриваемых факторов лишь два показателя — «Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности» и «Доля кредиторской задолженности в краткосрочных обязательства» — обладают статистически значимым влиянием на ROA, как представлено в табл. 10. Причём второй параметр показывает умеренно сильное отрицательное влияние. Влияние на ROE демонстрируют «Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности» (табл. 11).
Анализ корреляционных матриц (табл. 12 и 13) указывает на отсутствие сильной взаимосвязи между независимыми переменными и зависимыми показателями. Единственной переменной, обладающей умеренной положительной корреляцией ROE, остаётся «Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности». В случае с ROA «Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности» демонстрирует меньшую силу связи, однако матрица корреляции подтверждает отрицательное влияние параметра «Доля кредиторской задолженности в краткосрочных обязательства» на рентабельность активов.
Следует подчеркнуть, что в случае изучения компаний второй группы модель Коробковой демонстрирует более высокую эффективность. Коэффициенты детерминации находятся на умеренно высоком уровне — 0,76 для ROA, 0,6 для ROE. Кроме того, значения среднеквадратичной ошибки, равные 6% для ROA и 26% для ROE, также показывают улучшение по сравнению с параметрами, полученными для компаний первой группы. Эти результаты свидетельствуют о более высокой предсказательной способности модели для второй группы компаний. При этом, как и в случае с компаниями первой группы, информационные критерии AIC и BIC показывают, что модель больше подходит для анализа ROA.
Таблица 10
Результаты регрессионного анализа влияния факторов на ROA УЭО II и III типа [10]
|
Независимые переменные
|
Коэфф.
|
Стандартная ошибка
|
t-value
|
p-value
|
[95% Доверительный интервал]
|
Значимость
| |||||
|
Кмск
|
-0,008
|
0,036
|
-0,230
|
0,818
|
-0,085
|
0,068
|
| ||||
|
Кзак
|
-0,001
|
0,008
|
-0,110
|
0,913
|
-0,017
|
0,015
|
| ||||
|
Кобдв
|
0,007
|
0,003
|
2,040
|
0,050
|
0,000
|
0,014
|
*
| ||||
|
Ксоотн.дз.кз
|
0,018
|
0,032
|
0,570
|
0,577
|
-0,048
|
0,084
|
| ||||
|
Ккр/ко
|
-0,290
|
0,219
|
-5,150
|
0,000
|
-1,588
|
-0,670
|
***
| ||||
|
Кавт
|
-0,004
|
0,071
|
-0,050
|
0,960
|
-0,153
|
0,146
|
| ||||
|
Коа/а
|
-0,048
|
0,058
|
-0,830
|
0,417
|
-0,171
|
0,074
|
| ||||
|
Constant
|
1,176
|
0,220
|
5,340
|
0,000
|
0,715
|
1,638
|
***
| ||||
|
Среднее значение зависимой переменной
|
0,125
|
Стандартное отклонение зависимой переменной
|
0,112
| ||||||||
|
R-квадрат
|
0,767
|
Количество вхождений
|
27,000
| ||||||||
|
F-тест
|
8,960
|
p-value
для F-теста
|
0,000
| ||||||||
|
Критерий Акаике (AIC)
|
-66,195
|
Байесовский критерий (BIC)
|
-55,829
| ||||||||
|
Среднеквадратическое отклонение
|
6,295%
|
|
| ||||||||
|
*** p<0,01, ** p<0,05,
* p<0,1
| |||||||||||
Результаты регрессионного анализа влияния факторов на ROE УЭО II и III типа [11]
|
Независимые переменные
|
Коэфф.
|
Стандартная ошибка
|
t-value
|
p-value
|
[95% Доверительный интервал]
|
Значимость
| ||||||
|
Кмск
|
-0,194
|
0,153
|
-1,270
|
0,219
|
-0,514
|
0,126
|
| |||||
|
Кзак
|
-0,012
|
0,032
|
-0,380
|
0,708
|
-0,078
|
0,054
|
| |||||
|
Кобдв
|
0,049
|
0,014
|
3,370
|
0,003
|
0,018
|
0,079
|
***
| |||||
|
Ксоотн.дз.кз
|
-0,061
|
0,133
|
-0,460
|
0,652
|
-0,338
|
0,217
|
| |||||
|
Ккр/ко
|
-1,160
|
0,921
|
-1,260
|
0,223
|
-3,088
|
0,767
|
| |||||
|
Кавт
|
-0,014
|
0,300
|
-0,050
|
0,964
|
-0,642
|
0,614
|
| |||||
|
Коа/а
|
0,547
|
0,245
|
2,230
|
0,038
|
0,034
|
1,059
|
**
| |||||
|
Constant
|
1,000
|
0,925
|
1,080
|
0,293
|
-0,936
|
2,935
|
| |||||
|
Среднее значение зависимой переменной
|
0,387
|
Стандартное отклонение зависимой переменной
|
0,370
| |||||||||
|
R-квадрат
|
0,628
|
Количество вхождений
|
27,000
| |||||||||
|
F-тест
|
4,585
|
p-value
для F-теста
|
0,004
| |||||||||
|
Критерий Акаике (AIC)
|
11,273
|
Байесовский критерий (BIC)
|
21,640
| |||||||||
|
Среднеквадратическое отклонение
|
26,427%
|
|
| |||||||||
|
*** p<0,01, ** p<0,05,
* p<0,1
| ||||||||||||
|
| ||||||||||||
Корреляционная матрица между ROA и независимыми переменными для УЭО II и III типа [12]
|
Переменная
|
(1)
|
(2)
|
(3)
|
(4)
|
(5)
|
(6)
|
(7)
|
(8)
|
|
(1) ROA
|
1.000
| |||||||
|
(2) Кмск
|
-0.079
|
1.000
| ||||||
|
(3) Кзак
|
-0.298
|
0.321
|
1.000
| |||||
|
(4) Кобдв
|
0.460
|
-0.118
|
-0.508
|
1.000
| ||||
|
(5) Ксоотн.дз.кз
|
0.257
|
0.024
|
-0.088
|
-0.208
|
1.000
| |||
|
(6) Ккр/ко
|
-0.770
|
-0.083
|
0.067
|
-0.111
|
-0.303
|
1.000
| ||
|
(7) Кавт
|
0.233
|
-0.019
|
-0.048
|
0.151
|
0.688
|
-0.130
|
1.000
| |
|
(8)
Коа/а
|
-0.498
|
0.464
|
0.290
|
-0.358
|
-0.169
|
0.317
|
-0.170
|
1.000
|
|
| ||||||||
Корреляционная матрица между ROE и независимыми переменными для УЭО II и III типа [13]
|
Переменная
|
(1)
|
(2)
|
(3)
|
(4)
|
(5)
|
(6)
|
(7)
|
(8)
|
|
(1) ROE
|
1.000
| |||||||
|
(2) Кмск
|
-0.124
|
1.000
| ||||||
|
(3) Кзак
|
-0.402
|
0.321
|
1.000
| |||||
|
(4) Кобдв
|
0.702
|
-0.118
|
-0.508
|
1.000
| ||||
|
(5) Ксоотн.дз.кз
|
-0.289
|
0.024
|
-0.088
|
-0.208
|
1.000
| |||
|
(6) Ккр/ко
|
-0.102
|
-0.083
|
0.067
|
-0.111
|
-0.303
|
1.000
| ||
|
(7) Кавт
|
-0.017
|
-0.019
|
-0.048
|
0.151
|
0.688
|
-0.130
|
1.000
| |
|
(8)
Коа/а
|
-0.014
|
0.464
|
0.290
|
-0.358
|
-0.169
|
0.317
|
-0.170
|
1.000
|
|
| ||||||||
Заключение
Таким образом, модель Коробковой оказалась не в полной мере подходящей для комплексного анализа конкурентоспособности УЭО, ведущих деятельность в сфере таможенного дела. В частности, в рамках исследования стабильное статистически значимое положительное влияние на рентабельность активов и рентабельность собственного капитала УЭО всех типов, ведущих деятельность в сфере таможенного дела, было выявлено лишь для одной переменной — «Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности». Умеренно сильное положительное влияние на ROA УЭО I типа продемонстрировал показатель «Коэффициент автономии». Значимое отрицательное влияние на ROA УЭО II и III типа также показал фактор «Доля кредиторской задолженности в краткосрочных обязательства». При этом следует отметить, что все параметры (коэффициент детерминации, среднеквадратическое отклонение, информационные критерии) показывают, что модель Коробковой показывает более высокую предсказательную способность для изучения ROA, нежели ROE.
В целом, низкая предсказательная способность модели может быть обусловлена несколькими факторами. Во-первых, оригинальная модель была разработана на основе данных компаний производственной сферы, что предполагает, что она может не учитывать специфических характеристик и динамики компаний, работающих в сфере услуг. Различия в экономических условиях, бизнес-моделях и рентабельности разных секторов экономики могут значительным образом влиять на формирование финансовых показателей и, следовательно, на их взаимосвязи. Во-вторых, авторы оригинального исследования были ограничены географией изучаемых организаций – изучались лишь УЭО Центрального федерального округа, в то время как настоящее исследование посвящено федеральному рынку. Таким образом, недостаточная адаптация модели к специфике исследуемой области может объяснять её низкую эффективность для анализа компаний, занимающихся таможенной деятельностью.
Данные результаты подчеркивают необходимость адаптации существующих моделей к специфическим условиям и характеристикам исследуемой области. В связи с этим возникает потребность в разработке более целевых и контекстуализированных моделей, предназначенных для анализа финансовых показателей компаний в сфере таможенного дела. Такие модели позволят более точно оценить конкурентоспособность и финансовую эффективность организаций, учитывая их уникальные особенности и условия ведения бизнеса.
[1] Составлена авторами на основе данных из Реестра Уполномоченных экономических операторов
[2] Составлено авторами на основе данных из Государственного информационного сервиса бухгалтерской (финансовой) отчетности (БФО)
[3] Составлена авторами
[4] Составлена авторами
[5],5 Составлены авторами
[7], 7 Составлены авторами
[9] Составлена авторами
[10], 10 Составлены авторами
[12], 12 Составлены авторами
Источники:
2. Батманов Э.З., Омаров З.З., Пайтаева К.Т. Оценка конкурентоспособности транспортных предприятий России в условиях современной экономической среды // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2024. – № 12. – c. 314-324. – doi: 10.26726/rppe2024v12oktpr.
3. Верясов А.В., Подолянец Л.А. Механизм параллельного импорта и его влияние для экономик транзитных стран // В сборнике: современный менеджмент: проблемы и перспективы. Сборник статей по итогам XIX международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2024. – c. 525-529.
4. Волков А. Ю. Повышение конкурентоспособности транспортных компаний на рынке грузовых перевозок за счет применения инструментов искусственного интеллекта // Московский экономический журнал. – 2024. – № 7. – c. 271-287. – doi: 10.55186/2413046x_2024_9_7_328.
5. Геворкян Л.Г. Совершенствование деятельности уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе // Международная торговля и торговая политика. – 2022. – № 8(3). – c. 163-177. – doi: 10.21686/2410-7395-2022-3-163-177.
6. Комелова А.Ю. Уполномоченный экономический оператор: вопросы категорирования и финансового обеспечения деятельности // Цифровая экономика и инновации. – 2025. – № 2. – c. 17-28. – doi: 10.18323/3034-2074-2025-2-61-2.
7. Коробкова Е.В., Стукалова Д.Н., Павленко О.А. Факторный анализ рентабельности активов уполномоченных экономических операторов Центрального федерального // ВЭД, логистика, таможня: достижения, проблемы и новые решения: Сборник докладов III Всероссийской научно-практической конференции, Хабаровск, 18–19 мая 2021 года. – Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения. Хабаровск, 2021. – c. 200-205.
8. Лобарев К.В., Подолянец Л.А. Актуальные проблемы конкурентоспособности уполномоченных экономических операторов в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. – 2024. – № 11. – c. 845-850. – doi: 10.34925/EIP.2024.172.11.146.
9. Лобарев К.В., Подолянец Л.А. Таможенная логистика в современных условиях глобальной торговли // В сборнике: современный менеджмент: проблемы и перспективы. Сборник статей по итогам XIX международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2024. – c. 591-597.
10. Алахмад А. М. Особенности оценки конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях цифровой трансформации экономики // Научный результат. Экономические исследования. – 2024. – № 2. – c. 47-56. – doi: 18413/2409-1634-2024-10-2-0-6.
11. Морозова У. В. Исследование правового статуса уполномоченного экономического оператора в ЕАЭС // Молодой ученый. – 2025. – № 16. – c. 238-244. – url: https://moluch.ru/archive/567/124339/.
12. Мурзин А. Д., Вехов Р. Е. Идентификация факторов конкурентоспособности организации в сфере электронной коммерции // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 6. – c. 2885-2902. – doi: 10.18334/epp.14.6.121078.
13. Петрова И. Е., Козлова О. А. Методические подходы к оценке конкурентоспособности организаций // Экономика, предпринимательство и право. – 2025. – № 4. – c. 2245-2256. – doi: 10.18334/epp.15.4.122972.
14. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 02.08.2025).
15. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р (ред. от 12.07.2024) Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года. СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/ (дата обращения: 02.08.2025).
16. О ГК «Бадис». Официальный сайт ГК «Бадис». [Электронный ресурс]. URL: https://badis.ru/o-kompanii (дата обращения: 12.12.2024).
17. Реестр Уполномоченных экономических операторов. Официальный сайт ФТС. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/folder/720 (дата обращения: 01.12.2024).
18. Ресурс БФО. Государственный информационный сервис бухгалтерской (финансовой) отчетности (БФО). [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/folder/720 (дата обращения: 01.12.2024).
Страница обновлена: 29.10.2025 в 15:10:55
Download PDF | Downloads: 10
Mathematical and economic analysis of competitiveness of authorized economic operators performing customs activities: assessment of assets and equity profitability
Lobarev K.V., Podolyanets L.A., Yakovleva E.A.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 8 (August 2025)
Abstract:
The article examines the factors influencing the competitiveness of authorized economic operators in the customs sector, with a focus on the determinants of their profitability amid increasing market competition. The article verifies the applicability of a multiplicative factor model, originally developed for manufacturing companies, to assessing the financial performance of customs infrastructure entities.
The methodological framework is based on multifactorial regression analysis of financial reporting data.
The findings indicate the limited predictive power of the model under study, which demonstrates higher explanatory capability for return on assets compared to return on equity. The conclusions emphasize the need to develop specialized methodological approaches for assessing the financial efficiency of customs operators. The research results are of interest to the academic community in the field of financial analysis, as well as to practitioners involved in the regulation and development of customs infrastructure.
Keywords: authorized economic operator, regression analysis, profitability, financial ratio
JEL-classification: F13, F14, M21
References:
Alakhmad A. M. (2024). Features of assessing the competitiveness of industrial enterprises in the context of the digital transformation of the economy. Nauchnyy rezultat. Ekonomicheskie issledovaniya. 10 (2). 47-56. doi: 18413/2409-1634-2024-10-2-0-6.
Aleksandrova L.Yu., Munshi A.Yu., Munshi Sh.M., Aleksandrova O.S. (2023). Marketing logistics as the basis of a logistics approach to assessing the company's competitiveness. Leadership and Management. 10 (1). 35-52. doi: 10.18334/lim.10.1.117086.
Batmanov E.Z., Omarov Z.Z., Paytaeva K.T. (2024). Assessment of the competitiveness of transport enterprises economic. Regional problems of transforming the economy. (12). 314-324. doi: 10.26726/rppe2024v12oktpr.
Gevorkyan L.G. (2022). Improving the activities of the authorized economic operator in the Eurasian Economic Union. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. (8(3)). 163-177. doi: 10.21686/2410-7395-2022-3-163-177.
Komelova A.Yu. (2025). Authorized economic operator: issues of categorization and financial support of activities. Tsifrovaya ekonomika i innovatsii. (2). 17-28. doi: 10.18323/3034-2074-2025-2-61-2.
Korobkova E.V., Stukalova D.N., Pavlenko O.A. (2021). Factor analysis of the return on assets of authorized economic operators of the central federal district Foreign economic activity, logistics, customs: achievements, problems and new solutions. 200-205.
Lobarev K.V., Podolyanets L.A. (2024). Current issues of competitiveness of authorized economic operators in the Russian Federation. Journal of Economy and Entrepreneurship. (11). 845-850. doi: 10.34925/EIP.2024.172.11.146.
Lobarev K.V., Podolyanets L.A. (2024). Customs logistics in the modern conditions of global trade Modern management: problems and prospects. Collection of articles on the results of the 19th International Scientific and Practical Conference. 591-597.
Morozova U. V. (2025). Investigation of the legal status of an authorized economic operator in the EAEU. The young scientist. (16). 238-244.
Murzin A. D., Vekhov R. E. (2024). Competitive factors of an e-commerce company. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (6). 2885-2902. doi: 10.18334/epp.14.6.121078.
Petrova I. E., Kozlova O. A. (2025). Methodological approaches to assessing the competitiveness of organizations. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 15 (4). 2245-2256. doi: 10.18334/epp.15.4.122972.
Veryasov A.V., Podolyanets L.A. (2024). The mechanism of parallel import and its impact on the economies of transit countries Modern management: problems and prospects. Collection of articles on the results of the 19th International Scientific and Practical Conference. 525-529.
Volkov A. Yu. (2024). Increasing the competitiveness of transport companies in the freight transportation market through the application of artificial intelligence tools. Moscow Economic Journal. 9 (7). 271-287. doi: 10.55186/2413046x_2024_9_7_328.
