Математико-экономический анализ конкурентоспособности уполномоченных экономических операторов, ведущих деятельность в сфере таможенного дела: оценка рентабельности активов и собственного капитала

Лобарев К.В.1, Подолянец Л.А.2, Яковлева Е.А.3
1 Балтийская академия туризма и предпринимательства, Россия
2 Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова, Санкт-Петербург, Россия
3 Санкт-Петербургский филиал Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 8 (Август 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83094713

Аннотация:
В исследовании анализируются факторы конкурентоспособности уполномоченных экономических операторов в таможенной сфере с акцентом на детерминанты их рентабельности в условиях обострения рыночной конкуренции. Научная новизна работы заключается в верификации применимости мультипликативной факторной модели, изначально разработанной для производственных предприятий, к оценке финансовых результатов субъектов таможенной инфраструктуры. Методологическую основу составляет многофакторный регрессионный анализ данных бухгалтерской отчетности. Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной прогностической силе исследуемой модели, которая демонстрирует более высокую объясняющую способность применительно к рентабельности активов по сравнению с рентабельностью собственного капитала. Выводы исследования подчеркивают необходимость разработки специализированных методических подходов к оценке финансовой эффективности операторов таможенной сферы. Результаты исследования представляют интерес для научного сообщества в области финансового анализа, а также для практиков, занимающихся вопросами регулирования и развития таможенной инфраструктуры.

Ключевые слова: уполномоченные экономические операторы, регрессионный анализ, рентабельность, финансовые коэффициенты

JEL-классификация: F13, F14, M21



Введение

Уполномоченные экономические операторы (далее – УЭО) играют важную роль в упрощении и ускорении процедур таможенного оформления, что, в свою очередь, способствует развитию внешнеэкономической деятельности. Однако для эффективного выполнения своих функций УЭО должны не только соответствовать установленным требованиям, но и демонстрировать высокие показатели финансовой устойчивости и рентабельности [3, с. 525-529], [9, с. 591-597].

Существующие научные исследования рассматривают данную проблематику с различных позиций:

1. Функционирование УЭО как экономических субъектов исследуется в работах Комеловой А.Ю. [6, с. 17-28] (механизмы оптимизации деятельности УЭО), Морозовой У.В. [11, с. 238-244] и Геворкяна Л.Г. [5, с. 163-177] (административно-правовые и институциональные аспекты повышения эффективности).

2. Конкурентоспособность логистических предприятий анализируется в трудах Волкова А.Ю. [4, с. 271-287] (изучается вопрос искусственного интеллекта как фактора конкурентоспособности транспортных компаний), Александровой Л.Ю. [1, с. 35-52] (исследуется влияние маркетинговой политики на конкурентоспособность предприятий логистической сферы), Батманова Э.З. [2, с. 314-324] (анализ влияния экономических факторов, рыночных тенденций и внутренних ресурсов на конкурентные позиции транспортных компаний).

3. Факторный анализ и методы оценки конкурентоспособности экономических агентов в целом является предметом исследований Петровой И.Е. [13, с. 2245-2256] (анализируются методические подходы к оценке конкурентоспособности организаций. Авторы предлагают систематизированные методы и критерии оценки, направленные на повышение точности и объективности оценок конкурентных преимуществ предприятий различных отраслей), Мажда А.А. [10, с. 47-56] (фокусируется на особенностях оценки конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях цифровой трансформации экономики). Мурзин А.Д., и Вехов Р.Е. [11, с. 2885-2902] идентифицируют факторы конкурентоспособности организаций в сфере электронной коммерции. В исследовании раскрываются ключевые элементы, влияющие на успех в e-commerce, включая технологические, маркетинговые и организационные аспекты.

4. Коробкова Е.В. [7, с. 200-205] в рамках исследования УЭО Центрального федерального округа совместно с соавторами предлагает мультипликативную модель факторного анализа рентабельности активов УЭО, ведущих производственную деятельность.

Несмотря на многоаспектность исследований, научный пробел сохраняется в области факторного анализа конкурентоспособности УЭО, ведущих деятельность в сфере таможенного дела.

В связи с недостаточной теоретической проработкой данного вопроса, а также с высоким уровнем конкуренции на рынке таможенных услуг, представляется необходимым разработать методику определения факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность УЭО. Математико-экономические модели, такие как многофакторный линейный регрессионный анализ, позволяют глубже понять взаимосвязи между различными финансовыми показателями и выявить ключевые факторы, способствующие повышению эффективности деятельности этих компаний [8, с. 845-850].

Актуальность данной тематики подчеркивается, прежде всего, тем, что одним из целевых ориентиров, определенных Правительством Российской Федерации в Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2030 года, является создание конкурентных преимуществ для УЭО с целью стимулирования развития внешнеэкономической деятельности [15, п. III].

Цель исследования заключается в эмпирической проверке существующих моделей оценки конкурентоспособности УЭО с последующей разработкой рекомендаций по оптимизации их финансовой деятельности и укреплению рыночных позиций в условиях изменчивой среды таможенного сектора.

Гипотеза исследования

Деятельностью в сфере таможенного дела является деятельность лиц государств-членов, связанная с оказанием услуг в качестве таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, владельцев свободных складов и владельцев магазинов беспошлинной торговли [14, п. 1 ст. 397]. За исключением владельцев свободных складов и владельцев магазинов беспошлинной торговли данные лица обладают возможностью спустя определённый период деятельности подать заявление на включение в реестр Уполномоченных экономических операторов.

По состоянию на 17.10.2024 г. в Реестре, который ведёт ФТС, значится 165 юридических лица с действующими свидетельствами УЭО. Из них по результатам анализа ОКВЭД и сайтов данных компаний в интернете обнаружена 31 компания, ведущая деятельность в сфере таможенного дела (при этом у двух компаний – «ЛЦ Западные Ворота» и «Интэрлайн» – оформлено по два свидетельства УЭО – I и II типа, ещё две компании – «Бадис» и «Бадис Премиум» – аффилированы между собой [16]) [17]. Данные организации перечислены в таблице 1. Исходя из специфики типов свидетельств УЭО представляется необходимым разделить эти организации на две группы.

Первая группа включает компании, обладающие свидетельством УЭО I типа. Условия выдачи данного свидетельства не содержат требований о наличии в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде дорогостоящих основных средств. Следует отметить, что свидетельство УЭО I типа может быть выдано таможенному перевозчику, при этом необходимо наличие транспортных средств в собственности или аренде. Однако в рамках данного исследования не удалось обнаружить в реестре УЭО организаций, также зарегистрированных в реестре таможенных перевозчиков. Это позволяет предположить, что к первой группе относятся организации, являющиеся таможенными представителями и предоставляющие услуги по таможенному оформлению товаров и транспортных средств [9, с. 591-597].

Вторая группа включает компании, обладающие свидетельством УЭО II и III типа. Условия получения этих свидетельств требуют наличия сооружений, помещений (или их частей) и открытых площадок (или их частей), предназначенных для временного хранения товаров. Таким образом, предполагается, что к данной группе относятся организации, являющиеся владельцами складов временного хранения и таможенных складов.

Основная гипотеза исследования заключается в том, что существующие факторные модели оценки рентабельности, разработанные для производственного сектора, демонстрируют ограниченную применимость к анализу финансовой эффективности уполномоченных экономических операторов (УЭО) в сфере таможенного дела. В частности, предполагается, что различия в типах свидетельств УЭО (I, II и III) обусловливают существенную неоднородность выборки, что требует раздельного анализа компаний с разными экономическими моделями [9, с. 591-597]:

1. УЭО I типа (преимущественно таможенные представители)

2. УЭО II/III типов (владельцы складов временного хранения и таможенных складов)

Эмпирическая проверка данной гипотезы позволит обосновать необходимость разработки специализированных методик оценки конкурентоспособности УЭО с учетом отраслевой специфики.

Методология исследования

Для достижения поставленной цели был применён метод множественной линейной регрессии, в качестве данных использована бухгалтерская отчётность компаний за 2021–2023 гг. [18], на основе которой была составлена таблица исходных коэффициентов (табл. 2). Основная задача анализа – выявление статистически значимых зависимостей между показателями рентабельности (ROA, ROE) и финансовыми коэффициентами, рассчитанными на основе отчётности [16]. В рамках проведенного регрессионного анализа была рассмотрена мультипликативная модель факторного анализа рентабельности активов УЭО, предложенная Коробковой Е.В., Стукаловым Д.Н. и Павленко О.А. в контексте исследования рентабельности активов УЭО Центрального федерального округа. В дальнейшем для удобства данная модель будет именоваться Моделью Коробковой.

Рассмотренная модель представляет собой вариацию уравнения Дюпона. Авторы оригинального исследования применяют метод цепных подстановок. В рамках данного анализа предложенная модель декомпозирована в регрессионное уравнение, которое характеризует зависимость темпов прироста ROA и ROE от темпов прироста каждого из факторов, определяющих финансовую эффективность (представлены в табл. 3).

Таблица 1

Лица, ведущие деятельность в сфере таможенного дела, включенные в реестр УЭО [1]

Номер п/п
Сокращенное наименование
ИНН
Номер свидетельства
Тип свидетельства
Дата включения ЮЛ в реестр
Сайт
1
ТЕКТУМ
7805524722
RU/0024/1
1
27.11.2022
https://takon.group/
2
ЛАКОР
7839435365
RU/0029/1
1
19.01.2023
https://lacor.su/
3
ОУПЕН СИ
7805326463
RU/0065/ТИП1
1
07.11.2019
http://opensea.spb.ru/
4
ТЕРМИНАЛ - БАРНАУЛ
2224069436
RU/0075/ТИП1
1
25.11.2019
https://absolute-ru.com/
5
САДРА-И
7718815122
RU/0079/ТИП1
1
05.12.2019
http://sadra.ru/customs-operator.html
6
ОНЛОГ СИСТЕМ
7751015821
RU/0089/ТИП1
1
17.12.2019
https://onlogsystem.com/
7
ТБК
6950132937
RU/0124/ТИП1
1
05.03.2020
https://t-bk.ru/
8
ТАМАРИКС
7811527560
RU/0174/ТИП2
2
13.04.2021
https://tamarix-group.ru/
9
ВЭД АГЕНТ
5404454954
RU/0176/ТИП1
1
17.06.2021
https://vedagent.ru
10
ТРАНС-БИЗНЕС БРОКЕР
7805290312
RU/0178/ТИП1
1
10.08.2021
http://trans-business.com/
11
БИЭМДЖЕЙ-ЛОГИСТИКС
7734670770
RU/0180/ТИП1
1
23.09.2021
https://bmj.group/
12
ПТК
7813283541
RU/0184/1
1
16.11.2022
https://1ptk.net/
13
ВТЛ
2311149790
RU/0190/3
3
21.07.2022
https://vtl-group.ru/
14
ПРИМТЕХИМПОРТ
2540236195
RU/0193/1
1
03.08.2022
не обнаружен
15
ЛЦ ЗАПАДНЫЕ ВОРОТА
7721733173
RU/0197/2
2
21.09.2022
https://w-gate.ru/
16
ООО САРМАНТ-ЮГ
7805640197
RU/0198/3
3
28.09.2022
https://canavara-group.ru/
17
ЛЦ ЗАПАДНЫЕ ВОРОТА
7721733173
RU/0199/1
1
30.09.2022
https://w-gate.ru/
18
ИСТРА-ТЕРМИНАЛ
5017073310
RU/0203/2
2
21.12.2022
https://istra-terminal.ru/
19
ЛОГИСТ
4027121909
RU/0204/1
1
27.12.2022
https://exportimport-russia.ru/
20
ТЕРМИНАЛ САВЕЛОВО
6910024068
RU/0205/2
2
15.02.2023
http://www.savelovoterminal.ru/
21
ЗАПАДНЫЕ ВОРОТА
5004025693
RU/0206/3
3
17.02.2023
https://taisu-tb.ru/
22
ИНТЭРЛАЙН
7724457958
RU/0207/2
2
17.02.2023
https://svh-interline.ru/
23
ИНТЭРЛАЙН
7724457958
RU/0209/1
1
20.03.2023
https://svh-interline.ru/
24
СИАЙТИ ТЕРМИНАЛ
6662007746
RU/0210/2
2
22.03.2023
https://cit-ekb.ru/
25
КРЕДО-ИНВЕСТ
7838310290
RU/0211/1
1
05.07.2023
https://kredo-in.ru/
26
БАДИС ПРЕМИУМ
7801664214
RU/0215/1
1
09.08.2023
https://badis.ru/
27
ВЭД СЕРВИС
7710678957
RU/0218/3
3
12.12.2023
https://www.ved-services.ru/
28
ГЛС
7810572249
RU/0220/2
2
27.02.2024
https://gls-line.ru/
29
БАДИС
7816168667
RU/0222/3
3
25.03.2024
https://badis.ru/
30
КРЫМСКИЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТЕРМИНАЛ
2337043799
RU/0224/2
2
15.05.2024
https://www.крымский-терминал.рф/
31
ТЕРМИНАЛ-ЦЕНТР
3664061278
RU/0225/3
3
24.05.2024
https://rterminal.ru/

Таблица 2

Исходные коэффициенты для расчетов [2]

Company
Year
Type
ROA
ROE
Кмск
Кавт
Кзак
Кобдв
Ксоотн(дз.кз)
Ккр/ко
1 / Кликв
Коа/а
Бадис ПР
2021
1
0,015922831
0,696219035
0,860495
0,02287
1,176935
0,930806
0,934906
0,999237
0,980257
0,996809
Бадис ПР
2022
1
0,010956507
0,370049261
0,955665
0,029608
1,01106
1,080959
0,942903
1
0,971667
0,998687
Бадис ПР
2023
1
0,07401199
0,691613184
0,979115
0,107014
0,46382
3,060344
0,79306
0,994786
0,894987
0,997765
Терминал Барнаул
2021
1
0,143402461
0,335341973
0,899511
0,427631
0,278532
6,858034
1,111314
0,823022
0,59807
0,957028
Терминал Барнаул
2022
1
0,045426477
0,126017679
0,915804
0,360477
0,489369
3,847441
1,240123
0,669684
0,65954
0,969649
Терминал Барнаул
2023
1
0,10267807
0,296634301
0,932608
0,346144
0,280097
7,517108
1,41149
0,514613
0,669473
0,976673
Тамарикс
2021
2
0,702364028
2,298168807
-0,41656
0,305619
0,229813
21,0683
0,33876
0,903689
1,232594
0,547348
Тамарикс
2022
2
0,203925917
1,073458018
-0,00541
0,189971
0,257075
6,716806
0,745374
0,968617
1,001283
0,801111
Тамарикс
2023
2
0,015909446
0,220566221
0,148111
0,07213
0,382791
3,373463
0,896104
0,956734
0,988311
0,913944
Ведагент
2021
1
0,008215325
0,393466827
0,817293
0,020879
2,853506
0,397358
0,936405
0,961921
0,98287
0,996185
Ведагент
2022
1
0,000530259
0,036972037
-1,7779
0,014342
2,39362
0,490147
0,949032
0,912212
1,026588
0,959059
Ведагент
2023
1
0,000283025
0,025685368
-5,22023
0,011019
1,759215
0,694246
0,901013
0,919632
1,061809
0,930629
БМЖ
2021
1
0,339579347
0,550949663
0,757056
0,616353
0,308162
6,887748
1,639602
0,750505
0,45071
0,849484
БМЖ
2022
1
0,140239663
0,429445343
0,443168
0,32656
0,270206
6,950247
0,962459
0,828065
0,821958
0,812845
БМЖ
2023
1
0,135006041
0,562569804
0,407983
0,239981
0,180836
9,298619
0,856862
0,921377
0,884973
0,851177
Логист
2021
1
0,037641207
0,16808321
1,107892
0,223944
0,202378
11,3632
0,625485
0,943429
0,748118
0,985007
Логист
2022
1
0,014375184
0,059752685
1,180499
0,240578
0,230234
8,722617
0,756285
0,944067
0,710622
0,981423
Логист
2023
1
0,021387137
0,066838917
1,305117
0,31998
0,21074
9,974511
0,843972
0,9968
0,57521
0,983101
Интерлайн
2021
0
0,392079138
0,432028519
0,636785
0,907531
0,799802
5,300827
3,228528
0,82274
0,133191
0,666701
Интерлайн
2022
0
0,125723262
0,143707047
0,677681
0,874858
1,183705
2,757746
2,786415
0,910785
0,169159
0,713584
Интерлайн
2023
0
0,00921558
0,025305199
0,65804
0,364177
1,523071
1,041349
1,046418
0,997292
0,715998
0,843809
Сиайти
2021
2
0,087480615
0,342425972
-0,12622
0,255473
1,041838
10,33683
0,692214
0,805964
1,240291
0,134194
Сиайти
2022
2
0,11064346
0,401776887
0,025252
0,275385
0,952761
13,88578
0,665597
0,90018
0,947757
0,133109
Сиайти
2023
2
0,220888839
0,709464143
0,092122
0,311346
0,831348
17,17195
0,488474
0,934042
0,84259
0,182211
Кредо
2021
1
0,290323786
0,657338263
0,843266
0,441666
0,20987
5,81911
1,553344
0,944582
0,599744
0,930509
Кредо
2022
1
0,527510994
0,952201432
0,86073
0,553991
0,179054
9,482963
1,544444
0,886896
0,474153
0,906796
Кредо
2023
1
0,238641622
0,374521002
0,79438
0,637192
0,320993
5,418847
2,041928
0,820713
0,403962
0,849228
Лакор
2021
1
0,392721383
0,754708591
0,95617
0,520362
0,238481
9,184882
1,203512
0,790876
0,490833
0,977192
Лакор
2022
1
0,121237093
0,707632732
0,972098
0,171328
0,387102
3,634402
0,876204
0,978935
0,832653
0,99522
Лакор
2023
1
0,219983174
1,295270921
0,988606
0,169836
0,211194
8,081762
0,708328
0,996356
0,831774
0,998065
ВэдСервис
2021
3
0,007906334
0,031885473
1,291362
0,24796
5,547779
0,225491
1,175911
1
0,679793
1
ВэдСервис
2022
3
0,022326164
0,149053902
1,156677
0,149786
2,25864
0,546132
0,981868
1
0,826558
0,998916
ВэдСервис
2023
3
0,096791225
0,680215977
0,987097
0,142295
3,835404
0,333705
0,910937
1
0,859283
0,998164
Бадис
2021
3
0,060398848
0,610332656
0,022783
0,098961
0,389062
5,915514
0,661755
0,970522
0,996678
0,678783
Бадис
2022
3
0,025896216
0,411713323
1,31126
0,062899
0,516048
4,848642
0,550632
1
0,897962
0,808295
Бадис
2023
3
0,030959871
0,455513242
0,746105
0,067967
0,431006
10,70618
0,266465
1
0,941307
0,863994
Онлог
2021
1
0,002443845
0,083424012
0,095122
0,029294
0,918696
1,228256
0,922316
0,989937
0,997137
0,973413
Онлог
2022
1
0,00779377
0,430783242
0,017228
0,018092
1,840284
0,677885
0,824647
0,990101
0,999683
0,982085
Онлог
2023
1
0,000314612
0,026556898
-0,16286
0,011847
4,779434
0,329874
0,647655
0,9913
1,001957
0,986001
Савелово
2021
0,396395368
0,416129634
0,969509
0,952577
1,533911
0,695506
19,76545
1
0,048842
0,970955
Савелово
2022
2
1,107815804
1,412677622
0,828844
0,784196
1,427735
2,084997
1,556635
1
0,24926
0,865781
Савелово
2023
2
0,000141428
0,006123647
-0,03326
0,023095
2,400779
0,462751
0,921399
1
1,000787
0,976137
ТБК
2021
1
0,416990677
0,513347516
0,989603
0,812297
0,332513
3,389383
4,727151
1
0,189302
0,991555
ТБК
2022
1
0,18245592
0,215341204
0,991832
0,847288
0,547898
2,974952
4,017407
1
0,153777
0,993079
ТБК
2023
1
0,179717731
0,211603645
0,997513
0,849313
0,52772
4,925177
2,553281
1
0,151006
0,997888
ТрансБиз
2021
1
0,040768892
0,051105373
0,897879
0,797742
0,563977
2,011007
5,121345
0,851206
0,220197
0,918534
ТрансБиз
2022
1
0,025666827
0,055307508
0,907238
0,464075
1,4786
0,724554
1,799205
0,96804
0,560034
0,956951
ТрансБиз
2023
1
0,016996115
0,065626751
0,886997
0,258982
1,123965
0,935814
1,620682
0,791646
0,763359
0,970734
ЗападныеВр
2021
3
0,007623678
0,012517433
1,017279
0,609045
0,799333
1,339589
2,628061
0,998119
0,364933
0,975596
ЗападныеВр
2022
3
0,0035569
0,005424935
0,989381
0,655658
10,45663
0,354309
0,868317
0,95374
0,334412
0,974619
ЗападныеВр
2023
3
0,09682331
0,186836424
0,989416
0,518225
0,848668
2,318498
1,257097
0,839155
0,484432
0,994515
Терминал-Центр
2021
3
0,104855589
0,118443123
0,274492
0,885282
0,766514
7,152057
2,538293
0,971965
0,233282
0,316939
Терминал-Центр
2022
3
0,104666131
0,137604428
0,01043
0,760631
0,680572
4,72146
1,365235
0,998676
0,966411
0,236187
Терминал-Центр
2023
3
0,137355895
0,201169253
0,261203
0,682788
0,512031
6,190389
1,112323
0,9996
0,614046
0,462092
Тектум
2021
1
0,012401293
0,040738871
0,886961
0,229792
0,304409
4,839446
0,883266
1
0,790385
0,972336
Тектум
2022
1
0,00754635
0,014301883
0,554673
0,080924
0,527647
2,797084
0,738961
1
0,953331
0,961802
Тектум
2023
1
0,026470961
0,081602736
0,770007
0,208209
0,324388
3,644598
1,07176
1
0,831155
0,949524
Оупен си
2021
1
0,003972882
0,021719843
0,927356
0,155241
0,182915
6,767001
1,396423
0,709041
0,850025
0,959919
Оупен си
2022
1
0,014119194
0,094792573
0,910043
0,217872
0,148948
8,311146
1,126404
0,932575
0,795018
0,967271
Оупен си
2023
1
0,003867176
0,020649147
0,92922
0,203775
0,18728
6,635729
1,143549
0,884298
0,807781
0,985082
Садра
2021
1
0,060275611
0,105499215
0,855726
0,383195
0,571337
2,476301
1,292574
0,886545
0,652901
0,944715
Садра
2022
1
0,00865171
0,00804564
0,867757
0,287217
1,075329
1,380506
1,475404
0,640548
0,740925
0,962018
Садра
2023
1
0,01721346
0,017252432
0,885638
0,183309
0,997741
1,309295
1,265942
0,740411
0,834178
0,979036
ПТК
2021
1
0,012075573
0,007768268
0,998165
0,033072
1,554474
0,844576
0,787742
1
0,966987
0,999939
ПТК
2022
1
0,08704313
0,0138508
0,998146
0,05572
6,284339
0,231633
0,72751
1
0,944377
0,999897
ПТК
2023
1
0,021232978
0,010201603
0,999653
0,083491
2,081337
0,663693
0,856507
0,922195
0,916535
0,999971
ВТЛ
2021
3
0,169065825
0,396191546
0,949786
0,54088
0,426727
5,731762
0,950095
0,937373
0,471912
0,972793
ВТЛ
2022
3
1,006036018
0,330634146
0,966145
0,133041
3,042747
0,501004
0,836246
0,905207
0,870833
0,995122
ВТЛ
2023
3
0,213156928
0,057261329
0,995467
0,22141
3,722528
0,385543
1,008899
0,889435
0,778904
0,996882
Примтехимпорт
2021
1
0,001744524
0,003398625
1
0,005116
0,513303
2,198089
0,890858
1
0,994884
1
Примтехимпорт
2022
1
0,001308375
0,002302209
1
0,006916
0,568313
1,85373
0,955829
1
0,993084
1
Примтехимпорт
2023
1
0,00193092
0,004273801
1
0,013415
0,451804
2,541854
0,882602
1
0,986585
1
Лц Зап Вор
2021
0
0,314597771
1,363352543
0,634717
0,555111
0,230753
13,39702
0,98852
0,834719
0,526661
0,744368
Лц Зап Вор
2022
0
0,318955991
0,351817357
1,006025
0,18101
0,906595
12,52544
1,270267
0,805235
0,321015
0,268195
Лц Зап Вор
2023
0
0,302892946
0,221789221
0,698012
0,131299
1,365679
7,364439
1,260888
0,856715
0,50108
0,183693
Сармант
2021
1
0,225048044
0,00816452
0,998464
0,024472
27,56415
0,036691
1,114239
0,910691
0,975537
0,998858
Сармант
2022
1
0,193173162
0,005646286
1,01859
0,022427
34,21243
0,029789
1,094759
0,925944
0,976944
0,990817
Сармант
2023
1
0,272909279
0,016979024
1,076303
0,027559
16,07332
0,065737
1,076034
0,940324
0,969263
0,965033
Истра
2021
2
0,167621793
1,043245498
0,930151
0,57218
0,160673
17,14174
0,848673
1
0,44563
0,960034
Истра
2022
2
0,089902834
0,484043625
0,932626
0,538589
0,185733
14,61164
0,798615
1
0,478777
0,963699
Истра
2023
2
0,131211548
0,915322993
0,828961
0,684813
0,14335
16,84896
1,313666
1
0,35699
0,882853

Из 11 факторов, взятых в расчет авторами [7, с. 201], для целей данного исследования представляются значимыми 7: исключены факторы, отражающие влияние запасов, поскольку рассматриваются компании сферы услуг, также исключены факторы «Рентабельность продаж» и «Коэффициент, обратный коэффициенту ликвидности» в связи с высоким уровнем мультиколлинеарности.

Таблица 3

Факторы, потенциально способные оказать влияние на ROA и ROE в рамках Модели Коробковой [3]

№ п/п
Название
Значение
Формула
Условное обозначение
1
Коэффициент маневренности собственного капитала
Демонстрирует, насколько эффективно предприятие использует собственные средства для генерации дохода.
Среднегодовая величина
чистого оборотного капитала
/ среднегодовая величина
собственного капитала
Кмск
2
Коэффициент автономии
Отражает какую долю в структуре капитала составляют собственные средства по отношению к общим средствам компании
Среднегодовая величина собственного капитала / среднегодовая стоимость активов
Кавт
3
Коэффициент закрепления активов
Отражает степень интенсивности использования организацией всей совокупности имеющихся активов
Среднегодовая стоимость
активов / выручка от продаж
Кзак
4
Коэффициент оборачиваемости
дебиторской задолженности
Отражает эффективность управления предприятием своей дебиторской задолженностью
Выручка от продаж / среднегодовая величина дебиторской задолженности
Коб.дз
5
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности
Отражает степень финансовой устойчивости компании, и её способности управлять как своими дебиторскими, так и кредиторскими обязательствами
Среднегодовая величина
дебиторской задолженности
/ среднегодовая величина
кредиторской задолженности
Ксоотн(дз.кз)
6
Доля кредиторской
задолженности
в краткосрочных
обязательства
Отражает степень зависимости компании от кредиторов и степень ее обязательств перед ними
Среднегодовая величина кредиторской задолженности
/ среднегодовой объем краткосрочных обязательств
Ккр/ко
7
Доля оборотных
средств в активах
предприятия
Отражает степень способности предприятия погасить свои краткосрочные обязательства.
Среднегодовая стоимость оборотных активов предприятия
/ среднегодовая стоимость
активов
Коа/а

Результаты исследования

В табл. 4 представлена выборка переменных, использованных для построения регрессионных моделей для компаний, обладающих свидетельством УЭО I типа. Предварительно из выборки были исключены аномальные значения, которые выходили за пределы трёх стандартных отклонений (здесь и далее в таблицах значения округлены до тысячных).

Таблица 4

Описательная статистика переменных для УЭО I типа [4]

Переменная
Количество вхождений
Среднее значение
Стандартное отклонение
Минимальное значение
Максимальное значение
ROA
50,000
0,113
0,141
0,001
0,528
ROE
50,000
0,278
0,333
0,002
1,363
Кмск
50,000
0,777
0,459
-1,778
1,305
Кзак
50,000
1,232
2,428
0,149
16,073
Кобдв
50,000
4,353
3,608
0,066
13,397
Ксоотн.дз.кз.
50,000
1,398
0,984
0,625
5,121
Ккр/ко
50,000
0,913
0,099
0,641
1,000
Кавт
50,000
0,294
0,270
0,005
0,908
Коа/а
50,000
0,917
0,162
0,184
1,000

Результаты анализа показывают, что среди рассматриваемых факторов три показателя – «Коэффициент закрепления активов», «Коэффициент автономии» и «Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности» — обладают статистически значимым влиянием на ROA, как представлено в табл. 5. При этом корреляционная матрица (табл. 7) указывает на отсутствие сильной взаимосвязи между независимыми факторами и зависимыми показателями: «Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности» и «Коэффициент автономии» характеризуются умеренной положительной корреляцией с ROA. Влияние на ROE демонстрирует только «Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности» (табл. 6), однако данный показатель также не обладает сильной взаимосвязью с показателем ROE (табл. 8).

Следует отметить, что коэффициенты детерминации для моделей остаются на низком уровне: 0.6 для ROA и 0.29 для ROE. Это свидетельствует о том, что менее 60% изменчивости ROA и менее 30% изменчивости ROE объясняется используемыми переменными, что указывает на значительную роль других факторов, не включённых в модель. Кроме того, модели демонстрируют относительно высокие значения среднеквадратичной ошибки: 10% для ROA и 30% для ROE. Информационные критерии (в частности, критерий Акаике (далее – AIC) и Байесовский критерий (далее – BIC) показывают, что модель в большей степени подходит для анализа зависимости ROA, нежели ROE, поскольку значения обоих критериев при анализe ROA были существенно ниже.

Таблица 5

Результаты регрессионного анализа влияния факторов на ROA УЭО I типа [5]

Независимые переменные
Коэфф.
Стандартная ошибка
t-value
p-value
[95% Доверительный интервал]
Значимость
Кмск
-0,008
0,032
-0,250
0,804
-0,072
0,056

Кзак
0,020
0,006
3,170
0,003
0,007
0,033
***
Кобдв
0,016
0,006
2,930
0,005
0,005
0,028
***
Ксоотн.дз.кз
0,003
0,028
0,120
0,902
-0,052
0,059

Ккр/ко
0,053
0,151
0,350
0,726
-0,252
0,359

Кавт
0,262
0,105
2,500
0,016
0,051
0,473
**
Коа/а
-0,191
0,100
-1,900
0,064
-0,393
0,012
*
Constant
0,067
0,163
0,410
0,682
-0,262
0,396

Среднее значение зависимой переменной
0,113
Стандартное отклонение зависимой переменной
0,141
R-квадрат
0,600
Количество вхождений
50,000
F-тест
9,002
p-value для F-теста
0,000
Критерий Акаике (AIC)
-85,024
Байесовский критерий (BIC)
-69,728
Среднеквадратическое отклонение
9,613%


*** p<0,01, ** p<0,05, * p<0,1

Таблица 6

Результаты регрессионного анализа влияния факторов на ROE УЭО I типа [6]

Независимые переменные
Коэфф.
Стандартная ошибка
t-value
p-value
[95% Доверительный интервал]
Значимость
Кмск
-0,073
0,100
-0,730
0,467
-0,275
0,128

Кзак
-0,001
0,020
-0,030
0,973
-0,041
0,040

Кобдв
0,043
0,018
2,420
0,020
0,007
0,078
**
Ксоотн.дз.кз
-0,066
0,087
-0,760
0,453
-0,242
0,110

Ккр/ко
0,461
0,477
0,970
0,340
-0,502
1,424

Кавт
0,402
0,330
1,220
0,231
-0,265
1,068

Коа/а
0,120
0,316
0,380
0,707
-0,518
0,757

Constant
-0,407
0,514
-0,790
0,434
-1,445
0,631

Среднее значение зависимой переменной
0,278
Стандартное отклонение зависимой переменной
0,333
R-квадрат
0,289
Количество вхождений
50,000
F-тест
2,435
p-value для F-теста
0,034
Критерий Акаике (AIC)
29,815
Байесовский критерий (BIC)
45,112
Среднеквадратическое отклонение
30,313%


*** p<0,01, ** p<0,05, * p<0,1

Таблица 7
Корреляционная матрица между ROA и независимыми переменными для УЭО I типа [7]
Переменная
(1)
(2)
(3)
(4)
(5)
(6)
(7)
(8)
(1) ROA
1,000
(2) Кмск
0,126
1,000
(3) Кзак
0,032
-0,070
1,000
(4) Кобдв
0,496
0,232
-0,395
1,000
(5) Ксоотн.дз.кз
0,366
0,113
-0,123
-0,075
1,000
(6) Ккр/ко
-0,229
-0,013
0,130
-0,266
-0,123
1,000
(7) Кавт
0,565
0,176
-0,280
0,278
0,798
-0,261
1,000
(8) Коа/а
-0,453
0,054
0,057
-0,413
-0,104
0,302
-0,173
1,000

Таблица 8

Корреляционная матрица между ROE и независимыми переменными для УЭО I типа [8]

Переменная
(1)
(2)
(3)
(4)
(5)
(6)
(7)
(8)
(1) ROE
1,000
(2) Кмск
0,043
1,000
(3) Кзак
-0,227
-0,070
1,000
(4) Кобдв
0,487
0,232
-0,3950
1,000
(5) Ксоотн.дз.кз
-0,004
0,113
-0,1227
-0,0750
1,000
(6) Ккр/ко
-0,029
-0,013
0,1300
-0,2659
-0,1234
1,000
(7) Кавт
0,237
0,176
-0,2799
0,2783
0,7981
-0,2606
1,000
(8) Коа/а
-0,134
0,054
0,0570
-0,4128
-0,1042
0,3023
-0,1730
1,000

В табл. 9 представлена выборка переменных, использованных для построения регрессионных моделей для компаний, обладающих свидетельством УЭО II и III типа. Предварительно из выборки были исключены аномальные значения, которые выходили за пределы трёх стандартных отклонений.

Таблица 9

Описательная статистика переменных для УЭО II и III типа [9]

Переменная
Количество вхождений
Среднее значение
Стандартное отклонение
Минимальное значение
Максимальное значение
ROA
27,000
0,125
0,112
0,001
0,392
ROE
27,000
0,387
0,370
0,005
1,363
Кмск
27,000
0,674
0,423
-0,033
1,311
Кзак
27,000
1,539
2,211
0,143
10,457
Кобдв
27,000
6,277
5,657
0,225
17,172
Ксоотн.дз.кз
27,000
1,217
0,725
0,266
3,229
Ккр/ко
27,000
0,950
0,065
0,805
1,000
Кавт
27,000
0,409
0,287
0,023
0,908
Коа/а
27,000
0,755
0,284
0,182
1,000

Для второй группы компаний – УЭО со свидетельствами II и III типа модель показывает похожие результаты: среди рассматриваемых факторов лишь два показателя — «Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности» и «Доля кредиторской задолженности в краткосрочных обязательства» — обладают статистически значимым влиянием на ROA, как представлено в табл. 10. Причём второй параметр показывает умеренно сильное отрицательное влияние. Влияние на ROE демонстрируют «Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности» (табл. 11).

Анализ корреляционных матриц (табл. 12 и 13) указывает на отсутствие сильной взаимосвязи между независимыми переменными и зависимыми показателями. Единственной переменной, обладающей умеренной положительной корреляцией ROE, остаётся «Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности». В случае с ROA «Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности» демонстрирует меньшую силу связи, однако матрица корреляции подтверждает отрицательное влияние параметра «Доля кредиторской задолженности в краткосрочных обязательства» на рентабельность активов.

Следует подчеркнуть, что в случае изучения компаний второй группы модель Коробковой демонстрирует более высокую эффективность. Коэффициенты детерминации находятся на умеренно высоком уровне — 0,76 для ROA, 0,6 для ROE. Кроме того, значения среднеквадратичной ошибки, равные 6% для ROA и 26% для ROE, также показывают улучшение по сравнению с параметрами, полученными для компаний первой группы. Эти результаты свидетельствуют о более высокой предсказательной способности модели для второй группы компаний. При этом, как и в случае с компаниями первой группы, информационные критерии AIC и BIC показывают, что модель больше подходит для анализа ROA.

Таблица 10

Результаты регрессионного анализа влияния факторов на ROA УЭО II и III типа [10]

Независимые переменные
Коэфф.
Стандартная ошибка
t-value
p-value
[95% Доверительный интервал]
Значимость
Кмск
-0,008
0,036
-0,230
0,818
-0,085
0,068

Кзак
-0,001
0,008
-0,110
0,913
-0,017
0,015

Кобдв
0,007
0,003
2,040
0,050
0,000
0,014
*
Ксоотн.дз.кз
0,018
0,032
0,570
0,577
-0,048
0,084

Ккр/ко
-0,290
0,219
-5,150
0,000
-1,588
-0,670
***
Кавт
-0,004
0,071
-0,050
0,960
-0,153
0,146

Коа/а
-0,048
0,058
-0,830
0,417
-0,171
0,074

Constant
1,176
0,220
5,340
0,000
0,715
1,638
***
Среднее значение зависимой переменной
0,125
Стандартное отклонение зависимой переменной
0,112
R-квадрат
0,767
Количество вхождений
27,000
F-тест
8,960
p-value для F-теста
0,000
Критерий Акаике (AIC)
-66,195
Байесовский критерий (BIC)
-55,829
Среднеквадратическое отклонение
6,295%


*** p<0,01, ** p<0,05, * p<0,1
Таблица 11

Результаты регрессионного анализа влияния факторов на ROE УЭО II и III типа [11]

Независимые переменные
Коэфф.
Стандартная ошибка
t-value
p-value
[95% Доверительный интервал]
Значимость
Кмск
-0,194
0,153
-1,270
0,219
-0,514
0,126

Кзак
-0,012
0,032
-0,380
0,708
-0,078
0,054

Кобдв
0,049
0,014
3,370
0,003
0,018
0,079
***
Ксоотн.дз.кз
-0,061
0,133
-0,460
0,652
-0,338
0,217

Ккр/ко
-1,160
0,921
-1,260
0,223
-3,088
0,767

Кавт
-0,014
0,300
-0,050
0,964
-0,642
0,614

Коа/а
0,547
0,245
2,230
0,038
0,034
1,059
**
Constant
1,000
0,925
1,080
0,293
-0,936
2,935

Среднее значение зависимой переменной
0,387
Стандартное отклонение зависимой переменной
0,370
R-квадрат
0,628
Количество вхождений
27,000
F-тест
4,585
p-value для F-теста
0,004
Критерий Акаике (AIC)
11,273
Байесовский критерий (BIC)
21,640
Среднеквадратическое отклонение
26,427%


*** p<0,01, ** p<0,05, * p<0,1

Таблица 12

Корреляционная матрица между ROA и независимыми переменными для УЭО II и III типа [12]

Переменная
(1)
(2)
(3)
(4)
(5)
(6)
(7)
(8)
(1) ROA
1.000
(2) Кмск
-0.079
1.000
(3) Кзак
-0.298
0.321
1.000
(4) Кобдв
0.460
-0.118
-0.508
1.000
(5) Ксоотн.дз.кз
0.257
0.024
-0.088
-0.208
1.000
(6) Ккр/ко
-0.770
-0.083
0.067
-0.111
-0.303
1.000
(7) Кавт
0.233
-0.019
-0.048
0.151
0.688
-0.130
1.000
(8) Коа/а
-0.498
0.464
0.290
-0.358
-0.169
0.317
-0.170
1.000

Таблица 13

Корреляционная матрица между ROE и независимыми переменными для УЭО II и III типа [13]

Переменная
(1)
(2)
(3)
(4)
(5)
(6)
(7)
(8)
(1) ROE
1.000
(2) Кмск
-0.124
1.000
(3) Кзак
-0.402
0.321
1.000
(4) Кобдв
0.702
-0.118
-0.508
1.000
(5) Ксоотн.дз.кз
-0.289
0.024
-0.088
-0.208
1.000
(6) Ккр/ко
-0.102
-0.083
0.067
-0.111
-0.303
1.000
(7) Кавт
-0.017
-0.019
-0.048
0.151
0.688
-0.130
1.000
(8) Коа/а
-0.014
0.464
0.290
-0.358
-0.169
0.317
-0.170
1.000

Заключение

Таким образом, модель Коробковой оказалась не в полной мере подходящей для комплексного анализа конкурентоспособности УЭО, ведущих деятельность в сфере таможенного дела. В частности, в рамках исследования стабильное статистически значимое положительное влияние на рентабельность активов и рентабельность собственного капитала УЭО всех типов, ведущих деятельность в сфере таможенного дела, было выявлено лишь для одной переменной — «Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности». Умеренно сильное положительное влияние на ROA УЭО I типа продемонстрировал показатель «Коэффициент автономии». Значимое отрицательное влияние на ROA УЭО II и III типа также показал фактор «Доля кредиторской задолженности в краткосрочных обязательства». При этом следует отметить, что все параметры (коэффициент детерминации, среднеквадратическое отклонение, информационные критерии) показывают, что модель Коробковой показывает более высокую предсказательную способность для изучения ROA, нежели ROE.

В целом, низкая предсказательная способность модели может быть обусловлена несколькими факторами. Во-первых, оригинальная модель была разработана на основе данных компаний производственной сферы, что предполагает, что она может не учитывать специфических характеристик и динамики компаний, работающих в сфере услуг. Различия в экономических условиях, бизнес-моделях и рентабельности разных секторов экономики могут значительным образом влиять на формирование финансовых показателей и, следовательно, на их взаимосвязи. Во-вторых, авторы оригинального исследования были ограничены географией изучаемых организаций – изучались лишь УЭО Центрального федерального округа, в то время как настоящее исследование посвящено федеральному рынку. Таким образом, недостаточная адаптация модели к специфике исследуемой области может объяснять её низкую эффективность для анализа компаний, занимающихся таможенной деятельностью.

Данные результаты подчеркивают необходимость адаптации существующих моделей к специфическим условиям и характеристикам исследуемой области. В связи с этим возникает потребность в разработке более целевых и контекстуализированных моделей, предназначенных для анализа финансовых показателей компаний в сфере таможенного дела. Такие модели позволят более точно оценить конкурентоспособность и финансовую эффективность организаций, учитывая их уникальные особенности и условия ведения бизнеса.

[1] Составлена авторами на основе данных из Реестра Уполномоченных экономических операторов

[2] Составлено авторами на основе данных из Государственного информационного сервиса бухгалтерской (финансовой) отчетности (БФО)

[3] Составлена авторами

[4] Составлена авторами

[5],5 Составлены авторами

[7], 7 Составлены авторами

[9] Составлена авторами

[10], 10 Составлены авторами

[12], 12 Составлены авторами


Источники:

1. Александрова Л.Ю., Мунши А.Ю., Мунши Ш.М., Александрова О.С. Маркетинговая логистика как основа логистического подхода к оценке конкурентоспособности предприятия // Лидерство и менеджмент. – 2023. – № 1. – c. 35-52. – doi: 10.18334/lim.10.1.117086.
2. Батманов Э.З., Омаров З.З., Пайтаева К.Т. Оценка конкурентоспособности транспортных предприятий России в условиях современной экономической среды // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2024. – № 12. – c. 314-324. – doi: 10.26726/rppe2024v12oktpr.
3. Верясов А.В., Подолянец Л.А. Механизм параллельного импорта и его влияние для экономик транзитных стран // В сборнике: современный менеджмент: проблемы и перспективы. Сборник статей по итогам XIX международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2024. – c. 525-529.
4. Волков А. Ю. Повышение конкурентоспособности транспортных компаний на рынке грузовых перевозок за счет применения инструментов искусственного интеллекта // Московский экономический журнал. – 2024. – № 7. – c. 271-287. – doi: 10.55186/2413046x_2024_9_7_328.
5. Геворкян Л.Г. Совершенствование деятельности уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе // Международная торговля и торговая политика. – 2022. – № 8(3). – c. 163-177. – doi: 10.21686/2410-7395-2022-3-163-177.
6. Комелова А.Ю. Уполномоченный экономический оператор: вопросы категорирования и финансового обеспечения деятельности // Цифровая экономика и инновации. – 2025. – № 2. – c. 17-28. – doi: 10.18323/3034-2074-2025-2-61-2.
7. Коробкова Е.В., Стукалова Д.Н., Павленко О.А. Факторный анализ рентабельности активов уполномоченных экономических операторов Центрального федерального // ВЭД, логистика, таможня: достижения, проблемы и новые решения: Сборник докладов III Всероссийской научно-практической конференции, Хабаровск, 18–19 мая 2021 года. – Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения. Хабаровск, 2021. – c. 200-205.
8. Лобарев К.В., Подолянец Л.А. Актуальные проблемы конкурентоспособности уполномоченных экономических операторов в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. – 2024. – № 11. – c. 845-850. – doi: 10.34925/EIP.2024.172.11.146.
9. Лобарев К.В., Подолянец Л.А. Таможенная логистика в современных условиях глобальной торговли // В сборнике: современный менеджмент: проблемы и перспективы. Сборник статей по итогам XIX международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2024. – c. 591-597.
10. Алахмад А. М. Особенности оценки конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях цифровой трансформации экономики // Научный результат. Экономические исследования. – 2024. – № 2. – c. 47-56. – doi: 18413/2409-1634-2024-10-2-0-6.
11. Морозова У. В. Исследование правового статуса уполномоченного экономического оператора в ЕАЭС // Молодой ученый. – 2025. – № 16. – c. 238-244. – url: https://moluch.ru/archive/567/124339/.
12. Мурзин А. Д., Вехов Р. Е. Идентификация факторов конкурентоспособности организации в сфере электронной коммерции // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 6. – c. 2885-2902. – doi: 10.18334/epp.14.6.121078.
13. Петрова И. Е., Козлова О. А. Методические подходы к оценке конкурентоспособности организаций // Экономика, предпринимательство и право. – 2025. – № 4. – c. 2245-2256. – doi: 10.18334/epp.15.4.122972.
14. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения: 02.08.2025).
15. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 N 1388-р (ред. от 12.07.2024) Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года. СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_353557/ (дата обращения: 02.08.2025).
16. О ГК «Бадис». Официальный сайт ГК «Бадис». [Электронный ресурс]. URL: https://badis.ru/o-kompanii (дата обращения: 12.12.2024).
17. Реестр Уполномоченных экономических операторов. Официальный сайт ФТС. [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/folder/720 (дата обращения: 01.12.2024).
18. Ресурс БФО. Государственный информационный сервис бухгалтерской (финансовой) отчетности (БФО). [Электронный ресурс]. URL: https://customs.gov.ru/folder/720 (дата обращения: 01.12.2024).

Страница обновлена: 29.10.2025 в 15:10:55

 

 

Mathematical and economic analysis of competitiveness of authorized economic operators performing customs activities: assessment of assets and equity profitability

Lobarev K.V., Podolyanets L.A., Yakovleva E.A.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 8 (August 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines the factors influencing the competitiveness of authorized economic operators in the customs sector, with a focus on the determinants of their profitability amid increasing market competition. The article verifies the applicability of a multiplicative factor model, originally developed for manufacturing companies, to assessing the financial performance of customs infrastructure entities. The methodological framework is based on multifactorial regression analysis of financial reporting data. The findings indicate the limited predictive power of the model under study, which demonstrates higher explanatory capability for return on assets compared to return on equity. The conclusions emphasize the need to develop specialized methodological approaches for assessing the financial efficiency of customs operators. The research results are of interest to the academic community in the field of financial analysis, as well as to practitioners involved in the regulation and development of customs infrastructure.

Keywords: authorized economic operator, regression analysis, profitability, financial ratio

JEL-classification: F13, F14, M21

References:

Alakhmad A. M. (2024). Features of assessing the competitiveness of industrial enterprises in the context of the digital transformation of the economy. Nauchnyy rezultat. Ekonomicheskie issledovaniya. 10 (2). 47-56. doi: 18413/2409-1634-2024-10-2-0-6.

Aleksandrova L.Yu., Munshi A.Yu., Munshi Sh.M., Aleksandrova O.S. (2023). Marketing logistics as the basis of a logistics approach to assessing the company's competitiveness. Leadership and Management. 10 (1). 35-52. doi: 10.18334/lim.10.1.117086.

Batmanov E.Z., Omarov Z.Z., Paytaeva K.T. (2024). Assessment of the competitiveness of transport enterprises economic. Regional problems of transforming the economy. (12). 314-324. doi: 10.26726/rppe2024v12oktpr.

Gevorkyan L.G. (2022). Improving the activities of the authorized economic operator in the Eurasian Economic Union. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika. (8(3)). 163-177. doi: 10.21686/2410-7395-2022-3-163-177.

Komelova A.Yu. (2025). Authorized economic operator: issues of categorization and financial support of activities. Tsifrovaya ekonomika i innovatsii. (2). 17-28. doi: 10.18323/3034-2074-2025-2-61-2.

Korobkova E.V., Stukalova D.N., Pavlenko O.A. (2021). Factor analysis of the return on assets of authorized economic operators of the central federal district Foreign economic activity, logistics, customs: achievements, problems and new solutions. 200-205.

Lobarev K.V., Podolyanets L.A. (2024). Current issues of competitiveness of authorized economic operators in the Russian Federation. Journal of Economy and Entrepreneurship. (11). 845-850. doi: 10.34925/EIP.2024.172.11.146.

Lobarev K.V., Podolyanets L.A. (2024). Customs logistics in the modern conditions of global trade Modern management: problems and prospects. Collection of articles on the results of the 19th International Scientific and Practical Conference. 591-597.

Morozova U. V. (2025). Investigation of the legal status of an authorized economic operator in the EAEU. The young scientist. (16). 238-244.

Murzin A. D., Vekhov R. E. (2024). Competitive factors of an e-commerce company. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (6). 2885-2902. doi: 10.18334/epp.14.6.121078.

Petrova I. E., Kozlova O. A. (2025). Methodological approaches to assessing the competitiveness of organizations. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 15 (4). 2245-2256. doi: 10.18334/epp.15.4.122972.

Veryasov A.V., Podolyanets L.A. (2024). The mechanism of parallel import and its impact on the economies of transit countries Modern management: problems and prospects. Collection of articles on the results of the 19th International Scientific and Practical Conference. 525-529.

Volkov A. Yu. (2024). Increasing the competitiveness of transport companies in the freight transportation market through the application of artificial intelligence tools. Moscow Economic Journal. 9 (7). 271-287. doi: 10.55186/2413046x_2024_9_7_328.