Меры поддержки семей с детьми в разрезе очередности рождения ребенка: обзор региональных практик

Колганова Н.Ю.1, Мусин Э.Р.1
1 Всероссийский научно-исследовательский институт труда

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 19, Номер 8 (Август 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83019297

Аннотация:
В условиях современной ситуации в области рождаемости необходимость грамотной реализации демографической и семейной политики не вызывает сомнений. Целью данной статьи было проанализировать региональные комплексы мер поддержки семей при рождении детей различной очерёдности и определить, насколько комплексной является современная система региональной поддержки рождаемости. Предметом исследования выступили региональные программы по повышению рождаемости, реализуемые в регионах с 2023 года. Региональные программы по повышению рождаемости содержат разнообразный набор инструментов поддержки семей с детьми и стимулирования рождаемости – региональный материнский капитал, единовременные выплаты, пособия и иные льготы. В ходе проведенного исследования были выделены меры поддержки, предоставляемые семьям при рождении детей определенной очередности. Было определено, что меры, предоставляемые семье при рождении второго ребенка, присутствуют в региональных программах в наименьшей степени, что говорит о том, что стимулирующих и поддерживающих мероприятий с целью повышения рождаемости вторых детей в регионах реализуется недостаточно. Результаты исследования могут быть использованы при разработке рекомендаций по совершенствованию региональных программ по повышению рождаемости.

Ключевые слова: региональные программы по повышению рождаемости, меры поддержки при рождении ребенка, демографическая политика

JEL-классификация: J11, J13, J18



Введение

Наблюдаемое снижение показателей рождаемости в России справедливо обуславливает постоянную модернизацию системы демографической и семейной политики, акцент которой в настоящее время направлен на повышение рождаемости и комплексную поддержку семей с детьми. Меры, реализуемые на федеральном уровне, довольно широко освещаются в средствах массовой информации и в научной литературе. Региональный же аспект анализируется в меньшей степени. Зачастую, исследования посвящены региональному материнскому капиталу – программе-аналогу федеральной меры, реализуемые в регионах России и предоставляющей поддержку семьям при рождении детей различных очередностей (преимущественно третьих и последующих). Однако помимо него на региональном уровне также реализуется обширный перечень мер поддержки, часть из которых нацелена на поддержку семей, в которых воспитывается определенное число детей (например, многодетные семьи) или на стимулирование рождения в семье ребенка конкретной очередности (например, выплаты при рождении первого ребенка, при рождении второго ребенка и т.д.). Анализу данных региональных практик будет посвящена настоящая работа.

Вместе с тем, региональная демографическая и семейная политика регулярно актуализируется. Так, с 2023 года в субъектах Российской Федерации реализуются региональные программы по повышению рождаемости, содержащие широкий набор мероприятий, в том числе и меры поддержки, предоставляемые семьям с детьми в зависимости от очередности рождения ребенка.

В ходе исследования планируется выделить типовые и уникальные практики поддержки семей при рождении ребенка определенной очередности, а также пути потенциального совершенствования региональных программ по повышению рождаемости в данном направлении. В качестве гипотезы исследования авторами предполагается, что в действующей структуре демографической и социальной поддержки семей с детьми подавляющее большинство мероприятий направлено на многодетные семьи, а поддержка первых и вторых рождений представлена в меньшей степени.

Обзор научной литературы

Одной из ключевых региональных мер поддержки семей с детьми является введенный в большинстве субъектов Российской Федерации в начале 2010-х годов региональный материнский капитал. В работах, предметом исследования которых была данная мера поддержки, отмечались преимущественная направленность этой меры на поддержку третьих и последующих рождений, наличие ограничивающих условий предоставления, таких как критерий дохода или период проживания в регионе, сильный разброс в величинах выплат по регионам [13]. Вместе с тем в оценках эффективности региональных материнских капиталов обнаруживается значимый эффект в повышении показателей рождаемости только вторых детей [3]. Также в более ранних работах отмечалась невысокая осведомленность населения о возможности получения поддержки в виде регионального материнского капитала [4], однако в комплексе с другими мерами демографической политики и с условиями расширения возможностей его использования такой инструмент оценивался как имеющий высокий потенциал [8]. В совокупности с федеральными мерами региональные материнские капиталы позволили отсрочить период снижения показателей рождаемости при начавшемся снижении численности женщин фертильного возраста вследствие влияния демографической волны [15] и в некоторых регионах, где условия предоставления и размер выплаты были грамотно настроены (в частности, в ЯНАО), позволили существенно замедлить темпы снижения рождаемости относительно общероссийского уровня [5].

Иные региональные демографические меры в комплексности исследовались в научной литературе в меньшей степени. Часто такие работы фокусируются на конкретных регионах или на отдельных федеральных округах [14; 12, 17; 1], либо на мерах социальной поддержки, в большей степени направленных на повышение благосостояния семей с детьми [16, 9], что безусловно, является одним из факторов влияния на рождаемость, однако фактически первостепенно не направлено на повышение рождаемости. Также отдельную категорию составляют исследования мер поддержки многодетных семей [11, 7], что во многом объясняется справедливой приоритизацией поддержки данной категории семей как одной из наиболее уязвимых групп с точки зрения благосостояния, а также как основного ресурса повышения показателей рождаемости.

Таким образом, в исследовательской литературе подчеркивается важное значение региональных мер поддержки (в первую очередь регионального материнского капитала) и их положительное влияние на рождаемость. Однако региональные программы по повышению рождаемости, по причине их сравнительной новизны, пока мало исследованы.

Материалы и методы

В данном исследовании был проведен анализ всех мероприятий региональных программ по повышению рождаемости, по результатам чего были выявлены меры поддержки, предоставляемые в зависимости от очередности рождения ребенка. Для этого авторами была составлена общая база мероприятий региональных программ по повышению рождаемости, а мероприятия были классифицированы по следующим признакам: вид предоставляемой поддержки; наличие дополнительного признака – предоставление меры поддержки с учетом очередности рождения ребенка. Таким образом, для анализа были отобраны только мероприятия, предоставляемые на детей определенных очередностей.

Информационной базой исследования послужили нормативные правовые документы - региональные программы по повышению рождаемости, реализующиеся в 85 регионах России.

Результаты

Анализ мероприятий региональных программ показал, что из более 4300 мероприятий регионами было запланировано 598 мероприятий, предоставляемых семьям с детьми в зависимости от очередности рождения ребенка или числа детей в семье (далее – рассматриваемые мероприятия). Отметим, что в эту группу вошли и меры поддержки многодетных семей поскольку они предоставляются при условии появления в семье третьего ребенка или последующего ребенка (с соблюдением условия ограничения по возрасту старшего ребенка в семье). Из полученных 598 мероприятий 435 мероприятий мы определили как меры, предоставляемые многодетным семьям в период воспитания ребенка (а не только при рождении).

Рассматриваемые мероприятия не были обнаружены только в комплексе мероприятий региональной программы Чеченской Республики (заметим, что это регион с самым высоким суммарным коэффициентом рождаемости в России – 2,67, в связи с чем отсутствие стимулирующих демографических мер в программе региона представляется обоснованным).

Углубимся в анализ рассматриваемых мероприятий в разрезе очередностей рождения ребенка / количества детей в семье.

Меры поддержки семей в связи с рождением и воспитанием первого ребенка

Меры поддержки семей в случае рождения в них первого ребенка сравнительно мало представлены в комплексах мероприятий региональных программ по повышению рождаемости, что может быть связано с выплатой федерального материнского капитала на первого ребенка как основной меры поддержки семей. Общее количество мероприятий, представляющих собой финансовую поддержку семей при рождении в них первого ребенка, составило 52 (в программах 37 регионов [1]).

Мероприятие по предоставлению регионального материнского капитала на первого ребенка представлено в региональных программах 10 субъектов [2]. Отметим, что распространенным дополнительным условием предоставления регионального материнского капитала на первого ребенка является ограничение по возрасту матери ребенка [3]. Однако такое условие установлено не во всех регионах, в которых предусмотрен региональный материнский капитал на первого ребенка.

В ряде регионов предусмотрены разовые единовременные выплаты в случае рождения в семье первого ребенка [4]. Например, региональной программой Вологодской области запланировано мероприятие по выплате 100 тыс. рублей при рождении ребенка женщиной в возрасте до 25 лет, Липецкой области – 85 тыс. рублей при рождении от 18 до 24 лет, а Рязанской области – выплате в размере 50 тыс. рублей при рождении ребенка до 25 лет и т.д.

В нескольких регионах такие выплаты имеют целевое направление – улучшение жилищных условий семьи (Ивановская область, Пензенская область, Новгородская область, Псковская область, Свердловская область). В качестве дополнительного критерия определения права на получение выплаты на первого ребенка в ряде регионов также предусмотрено ограничение по возрасту матери (от 23 лет в Свердловской области и Красноярском крае до 29 лет в Новгородской (включительно)).

Установление возрастных границ для получения мер поддержки при рождении первого ребенка можно рассматривать в качестве инструмента стимулирования более раннего рождения первенца в противовес наблюдаемой тенденции откладывания рождения детей на более поздний срок ввиду социально-экономических факторов [10]. Не затрагивая вопроса эффективности мер поддержки, имеющих возрастное ограничение, можно отметить их широкую распространенность среди всех мер поддержки первых рождений, что подтверждает их стимулирующий характер. Однако при этом установленное возрастное ограничение снижает охват населения данными мерами поддержки.

Анализ показал, что преимущественно, меры поддержки семей при рождении первого ребенка представлены разовыми выплатами (единовременные выплаты, региональный материнский капитал на первого ребенка). Однако несколькими субъектами также запланирована реализация мероприятий по регулярным (ежемесячным) выплатам пособий семьям с одним ребенком до достижения ребенком определенного возраста (Ивановская область, Кировская область, Мурманская область, Псковская область, Ростовская область, Тульская, Чукотский автономный округ). Мероприятия данного вида являются типовыми и отличаются только размерами, наличием критерия возраста матери, уровня дохода семьи, а также длительностью получения (для регулярных выплат).

Однако помимо типовых мер поддержки, регионами также были предусмотрены уникальные инструменты поддержки семей с одним ребенком. Например, региональной программой Амурской области запланировано мероприятие по предоставлению социальной поддержки по оплате аренды жилого помещения студенческим семьям при рождении первого ребенка. В комплексе региональных мер поддержки Псковской области представлено мероприятие по освобождению от уплаты транспортного налога женщин в возрасте до 25 лет при рождении первого ребенка, которое действует до исполнения ребенку трех лет. В Тамбовской и Самарской областях при рождении первого ребенка осуществляется предоставление подарочного комплекта детских принадлежностей «Подарок новорожденному».

Меры поддержки семей в связи с рождением и воспитанием второго ребенка

Мероприятия, направленные на поддержку семей в случае рождения второго (второго или последующего) ребенка, представлены в региональных программах 27 субъектов Российской Федерации [5]. Общее количество таких мероприятий составило 31.

Мероприятия данного типа представлены преимущественно единовременными выплатами при рождении второго ребенка [6], а также региональным материнским капиталом [7], целевыми выплатами на улучшение жилищных условий [8] и выплатами регулярно характера (ежемесячные пособия [9]).

Помимо рассмотренных типовых мер также можно выделить весьма нестандартную меру поддержки, содержащуюся в региональной программе Воронежской области – «Предоставление сертификата на повышение квалификации или профессиональную переподготовку работникам при рождении второго ребенка».

Меры поддержки семей с детьми при рождении второго ребенка в региональных программах менее распространены в сравнении с мерами поддержки при рождении первого ребенка и третьего и последующих детей, что соответствует произошедшему в начале 2010-х смещению основного фокуса стимулирования рождаемости со вторых детей на третьих и последующих [6]. Если ранее на второго ребенка полагался федеральный материнский капитал, то теперь с переносом большей его части на первого ребенка возникла необходимость введения новых мер поддержки семей, при рождении в них второго ребенка.

В дополнение нынешнего курса на поощрение более раннего рождения первых детей и расширения перечня мер поддержки для многодетных семей значительный потенциальный эффект на рождаемость могут оказать меры поддержки семей при рождении в них второго ребенка. Однако как видно из проведенного анализа, данная категория мер в региональных комплексах пока что наименее многочисленная, что в скором времени может оказаться недостаточным для замедления уже проявившихся тенденций снижения интенсивности рождаемости вторых детей, а еще через время – третьих и последующих детей, рождение которых закономерно сократится вслед за вторыми рождениями.

Мероприятия, направленные на многодетные семьи при рождении и воспитании детей

Как уже было отмечено выше, меры, направленные на поддержку многодетных семей как при рождении ребенка третьего или более высокого порядка, так и в период воспитания детей (поддержка семей по факту многодетности или по факту воспитания в них определенного числа детей) являются самой многочисленной категорией мер, предоставляемых с учетом очередности рождения детей. Нами было определено 435 мер поддержки, предоставляемых семье, воспитывающей трех и более детей, и 80 мероприятий, предоставляемых при рождении третьего и/или последующего ребенка. С целью проведения более подробного анализа структуры региональной поддержки многодетности, мы рассмотрим данные группы мер по отдельности.

Меры поддержки, предоставляемые многодетным семьям при рождении третьего и/или последующих детей

Из выделенных нами 80 мероприятий 58 мероприятий [10] составляет региональный материнский капитал, о котором мы уже писали ранее. Остальные 22 мероприятия представляют собой иные меры, направленные на улучшение материального положения семей с детьми при рождении третьего и/или последующего ребенка и улучшение жилищных условий таких семей. Это 7 единовременных выплат (размер выплат варьируется от 20 тысяч рублей в Брянской области до 200 тысяч рублей в Костромской области), в том числе аналогичные региональному материнскому капиталу, 10 ежемесячных выплат, предоставляемых, как правило, до исполнения ребенку 3 лет (размер выплат варьируется от 3 тысяч рублей в Курской области до величины прожиточного минимума в большинстве других регионов). В рассматриваемую группу также попали выплаты, реализуемые в регионах Дальневосточного федерального округа: доплата в размере до 550 тысяч рублей к федеральной поддержке, предоставляемой семье при рождении третьего или последующего ребенка на погашение ипотечного долга.

Однако были определены и некоторые нестандартные мероприятия. Одно мероприятие в региональной программе Калининградской области направлено на введение корпоративным сектором поддержки семей работников при рождении третьих и последующих детей – «Введение корпоративных мер поддержки семей, при рождении ребенка: выплата единовременного пособия при рождении третьего ребенка». Также к нетиповым мероприятиям можно отнести меру поддержки коренных малочисленных народов Севера – «Предоставление молодым семьям, ведущим кочевой образ жизни коренных малочисленных народов Севера, комплекта чума и нарт при рождении третьего ребенка и последующих детей» (Ямало-Ненецкий автономный округ).

Таким образом, можно заметить, что рождение третьего ребенка в регионах стимулируется, в основном, за счет выплаты регионального материнского капитала или его аналогов, размеры, условия получения и возможности расходования средств устанавливаются регионами самостоятельно.

Мероприятия, предоставляемые многодетным семьям при рождении детей высокой очередности

Мероприятия, которые предоставляются при рождении ребенка, начиная с четвертого, были обнаружены в 3 регионах: в Карачаево-Черкесская Республике это региональный капитал в размере 150 тысяч рублей, в Новгородской области - единовременная выплата в размере 800 тысяч рублей при рождении четвертого ребенка в период 2024-2025 годов, в Ненецком автономном округе – компенсация расходов на покупку предметов первой необходимости в размере не более 50 тысяч рублей.

В региональных программах 4 субъектов предусмотрены мероприятия, нацеленные на поддержку семей при рождении в них 5 и последующих детей. В Белгородской области, Республике Ингушетия, Республике Дагестан они представляют собой единовременные денежные выплаты при рождении ребенка (размеры выплат составляют от 5 тысяч рублей в Республике Ингушетия до 50 тысяч рублей в Белгородской области), в Республике Тыва предоставляется региональный материнский капитал в размере 60,9 тысяч рублей.

В случае рождения седьмого или последующего ребенка в Архангельской области семье предоставляется субсидия на улучшение жилищных условий.

Мероприятие, которое предоставляется при рождении восьмого ребенка, было обнаружено в Карачаево-Черкесской Республике: единовременная денежная выплата на улучшение жилищных условий в размере 1 млн. рублей при рождении 8-го ребенка.

В Республике Дагестан при рождении десятого или каждого последующего ребенка в малоимущей семье такой семье предоставляется микроавтобус.

Меры поддержки, предоставляемые многодетным семьям в период воспитания детей

Как уже отмечалось выше, такие мероприятия представляют собой наиболее многочисленную категорию – 435 мероприятия. Данные мероприятия были определены во всех регионах, кроме Чеченской Республики.

Большинство таких мероприятий закономерно направлено на предоставление материальной поддержки семей с детьми. Эту категорию представляют мероприятия по предоставлению выплат и компенсаций на здравоохранение (например, бесплатное обеспечение детей в возрасте до 6 лет из многодетных семей лекарственными препаратами по рецептам), на питание (например, ежемесячная социальная выплата на питание детей, обучающихся в профессиональных образовательных организациях, расположенных), на подготовку детей к школе (например, «предоставление ежегодной единовременной денежной выплаты в размере 5 тыс. рублей для обеспечения детей из многодетных семей, обучающихся в общеобразовательных организациях, одеждой для посещения учебных занятий и спортивной формой), на проезд на общественном транспорте (например, «предоставление бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования городского, пригородного и междугородного сообщения членам многодетной семьи, обучающимся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования), а также налоговые преференции (например, расширение преференций по транспортному налогу для многодетных семей), компенсация расходов на оплату ЖКУ (например, предоставление денежной компенсации фактически произведённых расходов на оплату коммунальных услуг), предоставление скидок на потребительские товары (например, программы лояльности в федеральных торговых сетях для многодетных семей).

Как правило, большинство таких мероприятий представляют собой выплаты. В региональных программах некоторых субъектов содержатся мероприятия, которые предоставляются многодетным семьям, имеющим более 3 детей. Такие мероприятия отмечаются в 23 регионах [11] и, как правило, это выплаты или натуральная помощь, например, предоставление автотранспорта или сельскохозяйственной техники.

Вторую по наполнению группу представляют собой мероприятия, отнесенные к задаче формирования семейно-ориентированной инфраструктуры, и большинство таких мероприятий представляют собой меры по улучшению жилищных условий семей с детьми (например, предоставление земельных участков, социальных выплат на строительство или покупку жилья, выплат на погашение ипотечного кредита.

Отдельных мер поддержки многодетных семей, проживающих в сельской местности, предусмотрено крайне мало, мы определили такие мероприятия в комплексах 14 регионов [12]. Это либо выплаты, направленные на улучшение материального положения, либо жилищная поддержка.

Остальные группы мероприятий малочисленны. К задаче укрепления института семьи относятся мероприятия культурно-массового характера, мероприятия по проведению семейного досуга, которые направлены непосредственно на многодетные семьи.

С целью профессиональной реализации многодетных родителей такими регионами, как Ставропольский край, Сахалинская область реализуется финансовая поддержка многодетных родителей, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства. Республикой Коми и Республикой Дагестан предоставляется компенсация стоимости обучения детей из многодетных семей по программам среднего профессионального образования.

Заключение

Таким образом, анализ мероприятий региональных программ по повышению рождаемости в разрезе очередности рождения ребенка, на которого они предоставляются, показал, что такие меры представлены большинством регионов, однако большую часть этих мер составляют мероприятия, предоставляемые многодетным семьям в период воспитания ребенка. Большинство таких мер типовые, направленные на улучшение материального положения многодетных семей. Это, безусловно, позитивная практика реализации социальной и демографической политики, однако в свете актуальных демографических тенденций не менее актуальными становятся меры, направленные на поддержку рождений вторых детей.

В числе мероприятий, которые предоставляются при рождении ребенка, наибольшую группу составляют мероприятия, которые предоставляются при рождении третьего и/или последующего ребенка, и эти мероприятия, как правило, связаны с предоставлением регионального материнского капитала. Мероприятия, учитывающие рождения детей более высоких очередностей (например, начиная с пятого ребенка) представлены в регионах в меньшей степени, и представляют собой, как правило, единовременные пособия с целью улучшения материального положения семей с детьми, жилищных условий или предоставление автотранспорта / сельскохозяйственной техники. В целом мероприятия рассматриваемой специфики, а именно предоставляемые с учетом очередности рождения ребенка, составляют 15% от всех мероприятий региональных программ, поскольку региональные программы по повышению рождаемости имеют широкую направленность и включают мероприятия, направленные на улучшение репродуктивного здоровья населения в целом, укрепление в обществе института семьи, содействие родителям в совмещении рабочих обязанностей и воспитания детей, а также меры поддержки, нацеленные на повышение благосостояния семей с детьми в целом, предоставляемые с учетом иных критериев (например, критерий дохода, ограничение по возрасту, и др.).

Распространенным критерием предоставления выплат при рождении первого ребенка (реже второго) является возраст матери, установленный с целью стимулировать рождение ребенка до достижения женщиной определенного возраста. Значения границ возраста, в пределах которых может быть получена выплата, в регионах существенно различаются.

Также можно отметить, что число мероприятий, предоставляемых по факту рождения второго ребенка, крайне мало – такие мероприятия были обнаружены только в 27 регионах. Вместе с тем, в условиях сокращения интенсивности рождаемости вторых детей и откладывания семьями рождения ребенка, представляется важным более широко реализовывать меры, имеющие стимулирующий эффект именно в рамках рождения детей не высоких очередностей. Первые рождения сейчас существенно поддерживаются программой федерального материнского капитала, региональные материнские капиталы в большинстве регионов предоставляются при условии рождения детей третьего и более высокого порядка. В этой связи регионам может быть рекомендовано обратиться к проблематике откладывания рождения семьями вторых детей, чтобы разработать и внедрить целенаправленные инструменты демографической политики.

В свете проанализированных мер поддержки при рождении в семье первого и второго ребенка можно также отметить высокий разброс в размере предоставляемых выплат. Зачастую, размер выплат не велик для того, чтобы оказывать именно стимулирующий демографический эффект, предоставляемые меры представляют собой инструменты семейной поддержки. Более крупные разовые выплаты (более 300 тысяч рублей) встречаются редко и иногда предоставляются при наличии иных условий (например, студенческий материнский капитал в Челябинской области в размере 1 миллиона рублей).

[1] Амурская область, Архангельская область, Волгоградская область, Вологодская область, город Санкт-Петербург, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Камчатский край, Кировская область, Красноярский край, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Мурманская область, Новгородская область, Омская область, Пензенская область, Приморский край, Псковская область, Республика Адыгея, Республика Бурятия, Республика Коми, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область, Тамбовская область, Тульская область, Тюменская область, Челябинская область, Чукотский автономный округ

[2] Ивановская область, Камчатский край, Красноярский край, Ленинградская область, Магаданская область, Новгородская область, Республика Коми, Тюменская область, Сахалинская область, Челябинская область

[3] Так, например, в Красноярском крае установлена возрастная граница в 23 года, в Ивановской области – 24 года, в Магаданской области – 25 лет, в Новгородской области – 29 лет и т.д.

[4] Амурская область, Архангельская область, Вологодская область, город Санкт-Петербург, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Липецкая область, Новгородская область, Омская область, Приморский край, Псковская область, Республика Адыгея, Республика Бурятия, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Татарстан, Рязанская область, Самарская область, Сахалинская область

[5] Амурская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, город федерального значения Севастополь, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Ивановская область, Иркутская область, Карачаево-Черкесская Республика, Кировская область, Курская область, Ленинградская область, Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Республика Адыгея, Республика Бурятия, Саратовская область, Сахалинская область, Ульяновская область, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Челябинская область, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

[6] Предусмотрены региональными программами Брянской области, Владимирской области, Волгоградской области, Вологодской области, Воронежской области, Ивановской области, Карачаево-Черкесской Республики, Ненецкого автономного округа, Республики Адыгея, Сахалинской области, Хабаровского края, Ямало-Ненецкого автономного округа

[7] Амурская область, город федерального значения Севастополь, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Иркутская область, Ленинградская область, Республика Бурятия, Сахалинская область, Ульяновская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ

[8] Ивановская область, Сахалинская область

[9] Кировская область, Курская область, Ленинградская область, Мурманская область, Саратовская область, Челябинская область, Чукотский автономный округ

[10] Алтайский край, Амурская область, Архангельская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Воронежская область, Ивановская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область - Кузбасс, Кировская область, Костромская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Орловская область, Приморский край, Псковская область, Республика Бурятия, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Хакасия, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, город Санкт-Петербург, Саратовская область, Смоленская область, Тамбовская область, Томская область, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Челябинская область, Чувашская Республика - Чувашия, Ярославская область, Тверская область, Краснодарский край, Ненецкий автономный округ, Оренбургская область, Свердловская область, Еврейская автономная область, Тюменская область, Тульская область, Сахалинская область.

[11] Амурская область, Владимирская область, Вологодская область, Воронежская область, Калужская область, Камчатский край, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Новосибирская область, Омская область, Приморский край, Псковская область, Республика Мордовия, Республика Тыва, город Санкт-Петербург, Саратовская область, Оренбургская область, Республика Дагестан, Республика Башкортостан, Республика Алтай, Курганская область.

[12] Амурская область, Архангельская область, Вологодская область, Иркутская область, Кабардино-Балкарская Республика, Липецкая область, Новгородская область, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Республика Марий Эл, Рязанская область, Ульяновская область, Хабаровский край, Чукотский автономный округ.


Источники:

1. Архангельский В. Н. Рождаемость в регионах Северо-Западного федерального округа // Проблемы развития территории. – 2016. – № 5. – c. 38-56. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/rozhdaemost-v-regionah-severo-zapadnogo-federalnogo-okruga.
2. Архангельский В.Н., Калачикова О.Н. Возраст матери при рождении первого ребенка: динамика, региональные различия, детерминация // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2020. – № 5. – c. 200-217. – doi: 10.15838/esc.2020.5.71.12.
3. Вакуленко Е. С., Ивашина Н. В., Свистильник Я. О. Региональные программы материнского капитала: влияние на рождаемость в России // Экономика региона. – 2023. – № 4. – c. 1077-1092. – doi: 10.17059/ekon.reg.2023-4-10.
4. Гришина Е. Е., Цацура Е. А. Региональный материнский капитал: анализ региональных различий и влияния на репродуктивное поведение // Уровень жизни населения регионов России. – 2017. – № 3. – c. 51-58. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnyy-materinskiy-kapital-analiz-regionalnyh-razlichiy-i-vliyaniya-na-reproduktivnoe-povedenie.
5. Денисова И. А., Калабихина И. Е., Кузнецова П. О. Оценка влияния региональной программы материнского капитала на рождаемость (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа) // Государственное управление. Электронный вестник. – 2024. – № 105. – c. 232-243. – doi: 10.55959/MSU2070-1381-105-2024-232-243.
6. Елизаров В. В. Демографическая и семейная политика в России. / Демографическое развитие постсоветского пространства : Сборник статей и аналитических материалов. - Москва : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (экономический факультет), 2018. – 156-168 c.
7. Казенин К. И., Козлов В. А. Региональные меры поддержки многодетных семей в РФ // Журнал исследований социальной политики. – 2020. – № 2. – c. 191-206. – doi: 10.17323/727-0634-2020-18-2-191-206.
8. Калабихина И. Е. О региональном материнском (семейном) капитале // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 2013. – № 2. – c. 62-70. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/o-regionalnom-materinskom-semeynom-kapitale.
9. Кириллова М. Н., Селиверстова О. Ф. Анализ мер социальной поддержки многодетных, малоимущих и неполных семей с детьми // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. – 2017. – № 6 (40). – c. 98-109. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-mer-sotsialnoy-podderzhki-mnogodetnyh-maloimuschih-i-nepolnyh-semey-s-detmi.
10. Коробкова Н. Ю., Селиванова О. В. Меры социальной поддержки, направленные на снижение возраста рождения первого ребенка в системе поддержки семей: теоретические и практические аспекты // Проблемы экономики и юридической практики. – 2024. – № 5. – c. 195-201. – doi: 10.33693/2541-8025-2024-20-5-195-201.
11. Костина C. Н., Зайцева Е. В., Кузьмин А. И. Состояние системы государственной поддержки многодетности на региональном уровне // Демографическая и семейная политика в контексте целей устойчивого развития: сборник статей IX Уральского демографического форума: в 2-х томах. — Том I. — Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН. Екатеринбург, 2018. – c. 553-562.
12. Лукьянец А. С. Меры поддержки семей с детьми в Северо-Кавказском и Дальневосточном федеральном округе // Социология. – 2024. – № 11. – c. 153-160. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/mery-podderzhki-semey-s-detmi-v-severo-kavkazskom-i-dalnevostochnom-federalnom-okruge.
13. Мусин Э. Р. Региональный материнский капитал в России: анализ различий в условиях предоставления, размере, целевом направлении // ДЕМИС. Демографические исследования. – 2024. – № 3. – c. 37-48. – doi: 10.19181/demis.2024.4.3.3.
14. Мусин Э. Р. Государственная поддержка семей с детьми: особенности региональных программ и классификация мероприятий по повышению рождаемости // Социально-трудовые исследования. – 2024. – № 4. – c. 119-129. – doi: 10.34022/2658-3712-2024-57-4-119-129.
15. Попова Л. А. Современная российская демографическая политика в области рождаемости: результаты и направления совершенствования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2016. – № 2. – c. 79-93. – doi: 10.15838/esc.2016.2.44.5.
16. Разумов А. А., Селиванова О. В. Влияние детских пособий и компенсационных выплат на снижение уровня бедности в регионах РФ // Социально-трудовые исследования. – 2023. – № 1. – c. 83-93. – doi: 10.34022/2658-3712-2023-50-1-83-93.
17. Шишкина М. А., Попова Л. А. Влияние современной просемейной демографической политики на интенсивность рождаемости в северных регионах России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. – № 1. – c. 161-177. – doi: 10.15838/esc.2017.1.49.92880753910.15838/esc.2017.1.49.10.

Страница обновлена: 17.10.2025 в 23:10:38

 

 

Measures to support families with children in the context of the birth order: an overview of regional practices

Kolganova N.Yu., Musin E.R.

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 19, Number 8 (August 2025)

Citation:

Abstract:
In currant demographical situation of declining birth rate, the need for competent implementation of demographic and family policy is beyond doubt. The article analyzes regional measures to support families with children of different order of birth and determines how comprehensive the modern system of regional family support is. The subject of the study is regional programs aimed to increase the birth rate and implemented in the regions since 2023. Regional programs contain a diverse set of tools to support families with children and increase the birth rate such as regional maternity capital, lump-sum payments, benefits, etc. As a result of the study, support measures provided to families with children of a certain order were identified. It was determined that the measures provided to the family with the birth of the second child are presented in regional programs to the least extent. Thus, very few stimulating and supporting measures are implemented in the regions to increase the birth rate of second children. The results of the study can be used in developing recommendations for improving regional programs to increase the birth rate.

Keywords: regional programs to increase the birth rate, measures to support the birth of a child, demographic policy

JEL-classification: J11, J13, J18

References:

Arkhangelskiy V. N. (2016). Fertility in the regionsof the northwestern federal district. Problems of Territory’s Development. (5). 38-56.

Arkhangelskiy V.N., Kalachikova O.N. (2020). Maternal age at first birth: dynamics, regional differences, determination. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 13 (5). 200-217. doi: 10.15838/esc.2020.5.71.12.

Denisova I. A., Kalabikhina I. E., Kuznetsova P. O. (2024). Assessment of the impact of the regional maternity capital program on fertility (on the example of the Yamalo-Nenets Autonomous Okrug). Public administration. Electronic Bulletin. (105). 232-243. doi: 10.55959/MSU2070-1381-105-2024-232-243.

Elizarov V. V. (2018). Demographic and family policy in Russia Moscow: Federalnoe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatelnoe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya Moskovskiy gosudarstvennyy universitet im. M.V. Lomonosova (ekonomicheskiy fakultet).

Grishina E. E., Tsatsura E. A. (2017). Regional maternity capital: analysis of regional differences and their impact on reproductive behavior. Living standards of the population of Russian regions. (3). 51-58.

Kalabikhina I. E. (2013). On regional maternity (family) capital. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6. Ekonomika. (2). 62-70.

Kazenin K. I., Kozlov V. A. (2020). Regional measures of support for familieswith three and more children: an overview. Zhurnal issledovaniy sotsialnoy politiki. 18 (2). 191-206. doi: 10.17323/727-0634-2020-18-2-191-206.

Kirillova M. N., Seliverstova O. F. (2017). Analysis of social support measures for large families, poor families and single-parent families with children. Nauchno-issledovatelskiy finansovyy institut. Finansovyy zhurnal. (6 (40)). 98-109.

Korobkova N. Yu., Selivanova O. V. (2024). Social support measures aimed at reducing mean age at birth of the first child in the system of family support: theoretical and practical aspects. Problems of economy and jurisprudence. 20 (5). 195-201. doi: 10.33693/2541-8025-2024-20-5-195-201.

Kostina C. N., Zaytseva E. V., Kuzmin A. I. (2018). The state of the system of state support for large families at the regional level Demographic and family policy in the context of the Sustainable Development Goals. 553-562.

Lukyanets A. S. (2024). Measures to support families with children in the north caucasus and far eastern federal districts. Sociology. (11). 153-160.

Musin E. R. (2024). Regional maternity capital in Russia: analysis of differences in terms of provision, size, and target direction. DEMIS. Demograficheskie issledovaniya. 4 (3). 37-48. doi: 10.19181/demis.2024.4.3.3.

Musin E. R. (2024). State support for families with children in the southern federal district: features of regional programs and classification of measures to increase the birth rate. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (4). 119-129. doi: 10.34022/2658-3712-2024-57-4-119-129.

Popova L. A. (2016). Modern Russian demographic policy in the field of fertility: results and areas for improvement. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. (2). 79-93. doi: 10.15838/esc.2016.2.44.5.

Razumov A. A., Selivanova O. V. (2023). The impact of child benefits and compensation payments on poverty reduction in the regions of Russia. Sotsialno-trudovye issledovaniya. (1). 83-93. doi: 10.34022/2658-3712-2023-50-1-83-93.

Shishkina M. A., Popova L. A. (2017). Impact of modern pro-family demographic policy on birth rate intensity in the northern regions of Russia. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. (1). 161-177. doi: 10.15838/esc.2017.1.49.92880753910.15838/esc.2017.1.49.10.

Vakulenko E. S., Ivashina N. V., Svistilnik Ya. O. (2023). Regional maternity capital programmes: impact on fertility in Russia. Economy of the region. 19 (4). 1077-1092. doi: 10.17059/ekon.reg.2023-4-10.