Анализ развития туристской инфраструктуры городского округа Богданович
Радыгина Е.Г.1
, Ковтунова А.Н.1
, Кошелева А.И.2![]()
1 Уральский государственный экономический университет
2 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 9 (Сентябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83140568
Аннотация:
В современном мире туризм влияет на экономическое и социокультурное развитие регионов. Свердловская область с её природным и культурным наследием обладает значительным туристическим потенциалом. Индустриальные территории, такие как малые промышленные города, в условиях роста внутреннего туризма приобретают новые перспективы, однако испытывают дефицит инфраструктуры и качественных услуг. Актуальность исследования заключается в потенциале городского округа Богданович Свердловской области стать привлекательным туристическим направлением. Объектом исследования является туристская инфраструктура городского округа Богданович и возможности её развития, особенно в контексте увеличения интереса к внутреннему туризму.
Цель статьи – выявить ключевые элементы туристской инфраструктуры, влияющие на развитие туризма в городском округе Богданович Свердловской области.
Научная новизна исследования состоит в определении основных элементов туристской инфраструктуры городского округа Богданович, оценке туристского потенциала муниципального образования, а также в предложении новых подходов к развитию туристической инфраструктуры, которые могут повлиять на развитие турпотока.
Областью применения результатов исследования является развитие внутреннего и въездного турпотока на территорию городского округа Богданович Свердловской области. Аналитические выводы, полученные в результате анализа, позволили сформулировать рекомендаций по эффективному развитию туристической инфраструктуры в муниципальном образовании.
Ключевые слова: туристский потенциал, туристская инфраструктура, городская инфраструктура, туристский объект, развитие туризма
JEL-классификация: Z31, Z32, L83
Введение
В современном мире туризм является важным фактором как для экономического развития регионов, так и для формирования социокультурной среды. Свердловская область, обладая богатым природным наследием, историческими достопримечательностями и разнообразными культурными аспектами, представляет собой значимый туристический регион.
Свердловская область, центральный регион России, выделяется разносторонними преимуществами. В рамках экономики она является ведущим промышленным центром с металлургией, машиностроением и тяжелой промышленностью. Развитая транспортная инфраструктура обеспечивает удобство в логистике и перевозках. В области присутствуют выдающиеся образовательные и научные центры, включая Уральский федеральный университет. Природные ресурсы, такие как леса и полезные ископаемые, являются богатством региона. Кроме того, обширное культурное и историческое наследие в малых городах придает области туристический потенциал.
Промышленные территории обладают иным туристический потенциалом, нежели раскрученные сейчас туристические направления, ставшие основными для культурно-познавательного и оздоровительного туризма. В условиях переориентации туристских потоков на внутренний туризм малые промышленные города становятся новыми точками притяжения туристов, способствуя развитию новых направлений туризма. Однако, существуют и проблемы, связанные с приемом туристов на данных территориях. В основном, это связано с объектами туристской инфраструктуры и качеством услуг.
Актуальность исследования заключается в потенциале городского округа Богданович Свердловской области стать привлекательным туристическим направлением.
Объектом исследования является туристская инфраструктура городского округа Богданович и возможности её развития.
Цель статьи – выявить ключевые элементы туристской инфраструктуры, влияющие на развитие туризма в городском округе Богданович Свердловской области.
Научная новизна исследования состоит в определении основных элементов туристской инфраструктуры городского округа Богданович, оценке туристского потенциала муниципального образования, а также в предложении новых подходов к развитию туристической инфраструктуры, которые могут повлиять на развитие турпотока.
В процессе работы было изучено понятие туристкой инфраструктуры и её содержание, определены основные элементы туристской инфраструктуры городского округа Богданович, дана оценка туристского потенциала муниципального образования, сформулированы направления развития туристской инфраструктуры.
Областью применения результатов исследования является развитие внутреннего и въездного турпотока на территорию городского округа Богданович Свердловской области.
Основная часть
Материалы и методы исследования
В данной работе использовались методы исследования, включающие анализ справочной и научной литературы, изучение периодических изданий, материалов сети Интернет, а также анализ существующих законодательных и нормативно-правовых документов в области туризма. В процессе исследования использовались статистические методы, которые позволили систематизировать, обработать и анализировать данные по туристским и инфраструктурным объектам городского округа Богданович Свердловской области. Аналитические выводы, полученные в результате анализа, позволили сформулировать рекомендаций по эффективному развитию туристической инфраструктуры в муниципальном образовании.
Понятие туристской инфраструктуры исследовалось в работах Бобошоҳзода Ш.М., Умаровой М.С. [2], Ахундовой А.Г. [4], Кулагиной Е.В., Лукиной О.В. [11], Фригиной В.А., Огарковой И.В. [18], Фруминой С.В. [19], а также приводится в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года [15].
В нормативных документах и научных публикациях приводится такое определение понятия «туристская инфраструктура» ‑ «это коллективные средства размещения, объекты общественного питания, объекты туристского показа и посещения, объекты придорожного сервиса, объекты торговли и другие объекты, относящиеся к организациям, ведущим деятельность в соответствии с видами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, относящимися к собирательной классификационной группировке видов экономической деятельности «Туризм»» [15]; [18, с. 496]; [19, с. 279].
Кулагина Е.В., Лукина О.В. определяют туристскую инфраструктуру как «комплекс различных объектов, обеспечивающих доставку и пребывание туристов в дестинациях» [11, с. 7]. Бобошоҳзода Ш.М. и Умарова М.С. конкретизируют данное понятие: «совокупность сооружений, зданий, сетей, различных элементов, предоставляющих возможность из использования в производстве туристических услуг (общественный транспорт, предприятия торговля, питание, медицинские учреждения, связь, электроснабжение, почта, телефон и др.)» [1, с. 34]. Фригина В.А. и Огаркова И.В. придерживаются такого же мнения: «совокупность предприятий и туристских ресурсов, которые во взаимосвязи создают условия для удовлетворения потребностей людей в оздоровлении или отдыхе» [18, с. 497].
Ахундова А.Г. акцентирует внимание на обеспечивающую и вспомогательную функции туристской инфраструктуры, которые обеспечивают активацию туристической индустрии региона [4, с. 101]. Туристическая инфраструктура состоит из взаимосвязанных элементов, которые позволяют туристам приезжать, оставаться и получать удовольствие, привлекая туристов в пункт назначения.
Содержание туристской инфраструктуры рассматривали Оборин М.С. [2], Samaana M.Y.A., Polukhina A.N. [3], Ахундова А.Г. [4], Кулагина Е.В., Лукина О.В. [11], Платов А.В., Литвинова О.И. [13], Фрумина С.В. [14].
Ахундова А.Г. на основе положений Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года выделяет три основных функции туристской инфраструктуры: обеспечение функционирования сферы туризма, обслуживание туристов и функция регулирования и интеграции с другими сферами деятельности [4, с. 103].
Фрумина С.В. объединяет объекты туристской инфраструктуры в три группы: непосредственно туристская (связанная с оказанием услуг туристам); обеспечивающая (инженерные системы и связь, благоустройство городских пространств); и магистральная (транспорт, энергетика и т.п.) [15], [19, с. 280].
Кулагина Е.В. и Лукина О.В. классифицируют элементы туристической инфраструктуры в зависимости от целей туризма на следующие категории: целевые (основные и дополнительные), базовые (включающие размещение, питание, транспорт и организацию туризма), сопутствующие (ориентированные на местное население) и поддерживающие (обеспечивающие повседневное функционирование инфраструктуры) [11, с. 8].
Samaana M.Y.A., Polukhina A.N. выделяют в туристской инфраструктуре коммерческие и государственные структуры, действующие в интересах туристов, местных жителей и экономики региона [3, с. 192-193].
Оборин М.С. выделяет инфраструктуру размещения и питания, лечебную, хозяйственную, административную, транспортную инфраструктуру и инфраструктуру обустройства территории [2, с. 59-60].
В рамках рассмотрения туристской инфраструктуры муниципального образования стоит выделить более конкретные элементы, поддающиеся статистическому анализу: достопримечательности и объекты показа, транспорт и связь, размещение, питание, турбизнес, развлечения, спорт, информация, торговля, коммунальное хозяйство, безопасность и т.п. [4, с. 102].
Платов А.В., Литвинова О.И. определяют значимость видов туристской инфраструктуры для туристов при путешествиях по регионам России [13, с. 85-86].
Рисунок 1. Балльная оценка туристами значимости объектов
туристской инфраструктуры (составлено авторами по [13,
с. 85-86])
Информация о развитии туризма и объектах туристской инфраструктуры в городском округе Богданович отражена в публикациях Богдановой О.В. [5], Бугрова К.Д., Бурнасова А.С. [6], Витюк Е.Ю. [8], Крылова П.М. [10], Негатиной А.С. [12], Титовой Н.Н., Курашова Ю.Ю. [16], Филипповой О.Д. [17].
Исследования развития туризма в промышленных городах Свердловской области свидетельствует о перспективности развития туристских потоков на данных территориях, а также имеющемся туристско-рекреационном потенциале и возможностей для его развития и актуализации. Богданова О.В. отмечает хорошие перспективы для развития туристко-рекреационного потенциала в моногородах Свердловской области, к которым относится Богданович [5, с. 162]. Бугров К.Д. и Бурнасов А.С. акцентируют внимание на проблемах развития индустриального туризма в уральских городах «второго эшелона» (небольших городах регионального значения) [6, с. 18]. Титова Н.Н. и Курашов Ю.Ю. поднимают проблему использования исторического наследия монопрофильных городов Урала [16, с. 33].
Филиппова О.Д. делает прогноз социально-экономического развития муниципального образования Городского округа Богданович, в котором значимое место отводится развитию семейного туризма [17, с. 61]. Витюк Е.Ю. и Негатина А.С. анализируют наиболее значимые объекты туристской инфраструктуры Богдановича. Витюк Е.Ю. анализирует туристско-рекреационный потенциал центральной площади города Богдановича - Площади Мира [8, с. 185]. Негатина А.С. изучает возможности рекреационного использования объекта культурного наследия федерального значения «Кашинское городище» и применения креативных технологий для достижения поставленных задач [12, с. 13]. Крылов П.М. обращает внимание на необходимость развития транспортной инфраструктуры в городах Свердловской области для привлечения потока туристов [10, с. 55].
Результаты
Исторический потенциал городского округа Богданович велик и основывается на разнообразии археологических объектов, наследия железнодорожного транспорта, индустриального прогресса и уникальных личных историй, связанных с Уралом. Ключевые аспекты исторического потенциала включают: археологическое наследие (Кашинское городище IV-V века н.э.) [9], индустриальное наследие (огнеупорное, мясо- и молочноперерабатывающие предприятия, шпалопропиточный завод и фарфоровый завод с уникальной символикой, а также историческое наследие Транссибирской магистрали) [14], культурное наследие (Спасо-Преображенский мужской монастырь, православные храмы в Богдановиче и окрестных селах, мемориалы, памятные доски), событийный потенциал, а также легенды (Бажовский камень возле деревни Кашина, Уральский Марс, Семицветные озера) [9].
Пространственный потенциал: Городской округ Богданович находится в Свердловской области Российской Федерации. Его восточная граница проходит с Камышловским районом, южная — с Каменским городским округом Свердловской области и Катайским районом Курганской области. На западе округ соседствует с Белоярским и Асбестовским городскими округами, а на севере — с городским округом Сухой Лог. Богданович находится в относительной близости к Екатеринбургу, также через Богданович проходят важные автомобильные и железнодорожные маршруты, что обеспечивает связь с другими городами Свердловской области. Район характеризуется разнообразным ландшафтом, включая леса, реки и горную местность. Климат континентальный, с холодной зимой и теплым летом.
В радиусе 500 км (один бак бензина) от Богдановича расположены столицы 5 регионов, где проживает в общей сложности около15 млн чел. (табл. 1).
Таблица 1. Характеристики автомобильных трасс от Богдановича до столиц близлежащих регионов
|
Регион
|
Столица
|
Расстояние,
км.
|
Время
доезда на автомобиле, час.
|
Количество
жителей в столице региона, тыс. чел.
|
Количество
жителей в регионе, тыс. чел.
|
|
Свердловская
область
|
Екатеринбург
|
80
|
1 ч. 20 мин.
|
1500
|
4222
|
|
Тюменская
область
|
Тюмень
|
230
|
3 ч. 15 мин.
|
800
|
3778
|
|
Челябинская
область
|
Челябинск
|
270
|
3 ч. 30 мин.
|
1200
|
3407
|
|
Курганская
область
|
Курган
|
313
|
4 ч. 20 мин.
|
302
|
805
|
|
Пермский
край
|
Пермь
|
472
|
6 ч. 30 мин.
|
1035
|
2557
|
Инфраструктура туризма в Городском округе Богданович включает в себя: коллективные средства размещения, предприятия питания, развлечения, транспорт, предприятия торговли, финансовые учреждения.
Коллективные средства размещения представлены загородными базами отдыха и малыми гостиницами среднего и эконом-сегмента (табл. 2).
Таблица 2. Средства размещения на территории Городского округа Богданович
|
Наименование
|
Местоположение
|
Номерной фонд
|
Количество мест питания
|
Оценка гостей (Яндекс, 2ГИС)
|
|
Гостиница
«Каспий»
|
с. Волковское
|
32
|
нет данных
|
4,5
|
|
Гостиница
«Апшерон»
|
ул. Гагарина
|
20
|
нет данных
|
2,7
|
|
База
отдыха «Островок»
|
с. Тыгиш,
ул. Решетникова 51
|
17
|
нет данных
|
4,6
|
|
Загородный
клуб «Паршино.ру»
|
с. Волковское,
ул. Рабочая 1
|
13
|
55
|
4,6
|
|
Гостиница
«Первомайская»
|
ул. Первомайская
21
|
11
|
22
|
2,3
|
|
Гостиница
«Уютная»
|
ул. Степана
Разина 60
|
11
|
24
|
2,7
|
|
Гостиница
«Чулпан»
|
ул. Олега
Кошевого 53
|
5
|
26
|
3,8
|
|
Гостевой
дом
|
Ул. Гастелло
55
|
4
|
нет данных
|
-
|
|
База
отдыха, гостиница «Кояш»
|
с.
Прищаново
|
3
|
12
|
4,3
|
|
Гостиница
«Фарвордист»
|
ул. Партизанская
5
|
нет данных
|
нет данных
|
5,0
|
|
Глэмпинг
«В гостях у сказки»
|
д.
Кондратьева ул. Сказочная 5
|
нет данных
|
нет данных
|
-
|
|
Скандинавские
домики «Village»
|
с. Троицкое
ул. Тимирязева
|
нет данных
|
нет данных
|
4,8
|
|
Глэмпинг
«Красиво и точка»
|
д. Кондратьева
ул. Бажова
|
нет данных
|
нет данных
|
-
|
Вместимость номерного фонда гостиниц городского округа Богданович составляет 154 койко-места, по году это 56 210 человеко-дней. Некоторые из объектов являются морально-устаревшим. Средняя стоимость проживания – 1 500 руб. в сутки. Средняя продолжительность проживания – 1-2 суток. Количество индивидуальных средств размещения (квартир, апартаментов, коттеджей), предлагающих жилье в посуточную аренду, оценивается приблизительно в 11 единиц (на основе анализа объявлений на ресурсах AVITO, Мир Квартир, ЦИАН. Соответственно, количество дополнительных койко-мест составляет около 40, и, соответственно, около 14 тысяч человеко-дней в год. Число туристов, размещенных в палатках (рассчитан экспертным методом) составляет примерно 2 тысячи человек. Количество размещенных у родственников/друзей лиц экспертно оценивается примерно в 500 человек. Средняя оценка качества гостиничных услуг – 3,9 по 5-балльной шкале.
Номерной фонд на территории городского округа Богданович формируется стихийно, не покрывает целые сегменты целевых аудиторий – большие школьные группы, спортивные коллективы. Практически отсутствуют комфортабельные гостиницы с качественной инфраструктурой. Исходя из этого, дефицит мест при прогнозном значении турпотока в 200 тысяч чел. в год составляет около 235 мест. Ожидается строительство новой гостиницы на ул. Гагарина с инфраструктурой для туристов [20].
Количество точек питания – 39, с общим количеством посадочных мест 1373. Средняя оценка потребителями точек питания – 4,7. Основные замечания клиентов касаются уровня сервиса, квалификации персонала и качества некоторых блюд.
Развитие туристических сервисов в городском округе Богданович отражено в табл. 3.
Таблица 3. Туристические сервисы в городском округе Богданович
|
Тип
сервиса
|
Количество
предложений на территории
|
|
Спорт
|
6
|
|
Прокат
|
3
|
|
Бани, сауны,
бассейны
|
7
|
|
Экскурсии,
сувенирные лавки
|
4
|
|
Развлечения
|
9
|
|
Детские игровые
пространства (в том числе детские игровые площадки)
|
16
|
Потребителями сервисов расположены как в черте города Богданович, так и на сельских территориях, в основном являются жители города. Отсутствуют сервисы в основной точке притяжения туристов – локации «Уральский Марс».
В городском округе Богданович 11 торговых центров общей площадью (11963,2 кв. м.), 276 магазинов, 41 павильон, осуществляющих розничную торговлю продовольственными и непродовольственными товарами. Общая площадь торговых площадей 39 802 кв. м. Уровень обеспеченности торговыми точками достаточен, имеются торговые точки всех форматов. Представлены 9 банков, которые имеют офисы и сеть банкоматов: ПАО Сбербанк, ПАО Синара Банк, Банк ВТБ, АО «Почта Банк», ПАО «Совкомбанк», АО «Альфа-Банк», Уральский банк реконструкции и развития, Т-банк.
Службы такси представлены 11 организациями, среди которых Яндекс.Такси, Семерочка, Максим.
Событийная программа: муниципальными учреждениями и общественными организациями в городском округе Богданович ежегодно реализуется около 3 тысяч мероприятий различного масштаба (более 170 000 участников). Самые знаковые и многочисленные из событийных мероприятий представлены в табл. 4.
Таблица 4. Знаковые событийные мероприятия, проводимые в городском округе Богданович
|
№
п/п |
Наименование
события
|
Место
проведения
|
Дата
проведения
|
Кол-во
участников, чел.
|
|
1.
|
Межмуниципальный
военно-патриотический конкурс «Солдатская звезда»
|
ГО
Богданович
|
8
мая
|
3 000
|
|
2.
|
Народное гуляние
«Кашинский хоровод»
|
д. Кашина
|
первая суббота июля
|
5 000
|
|
3.
|
Гастрофестиваль
«НаКартошку»
|
Парк культуры и отдыха
|
конец августа
|
1 200
|
|
4.
|
Фестиваль
молодежных субкультур
|
ГО
Богданович
|
сентябрь
|
более 1 000
|
|
5.
|
Байк-рок
фестиваль «Пикник на обочине»
|
ГО
Богданович
|
август
|
более 2 000
|
|
6.
|
Областной
конкурс народной музыки, песни и танца «Зарянка»
|
Кунарский сельский Дом культуры
|
апрель
|
более 1 000
|
|
7.
|
Областной
конкурс исполнителей эстрадной песни «Новые голоса»
|
с. Грязновское
|
октябрь
|
более 1 000
|
В событийном календаре широко представлены гастрономические фестивали, спортивные события и культурные фестивали. Распределение по типам событий недостаточно сбалансировано, в то время как соблюдение этого баланса могло бы помочь разнообразить туристический продукт. Наблюдается сезонность событийной программы – наибольшее количество мероприятий проходит в летний период, новогодние и майские праздники.
Существующие туристские маршруты представлены линейными, кольцевыми, радиальными и комбинированными маршрутами, круглогодичными и сезонными по времени доступности (табл. 5).
Таблица 5. Основные экскурсионные маршруты в городском округе Богданович и его окрестностях
|
№
п/п |
Название
маршрута
|
Точки маршрута
|
Длительность
|
|
1.
|
Экскурсионный
маршрут «Богданович литературный»
|
Литературный музей Степана Щипачёва, Кашинское городище
|
3
часа
|
|
2.
|
Экскурсионный
маршрут «Знай свою малую Родину!»
|
Краеведческий
музей, Кашинское городище, с. Кашина, д. Прищаново, урочище
«Исток», с. Коменки
|
3
часа
|
|
3.
|
Экскурсионный
маршрут «Все за картошку»
|
Краеведческий
музей, Святой Паршинский источник, Петропавловский храм в
с. Чернокоровское, Свято-Троицкий храма в с. Троицкое, Фермерское
хозяйство Николая Сивкова в с. Бараба, Музейный комплекс «Чудовы истоки»
|
4
часа
|
|
4.
|
Экскурсионный
маршрут «Государева дорога»
|
Чернокоровская
сельская территория
|
1
день
|
|
5.
|
Экскурсионный
маршрут «В гости к Хлебушку»
|
с. Байны,
агрохозяйство, пекарня
|
3-4
часа
|
|
6.
|
Пешеходная
экскурсия по Богдановичу
|
по
улицам южной части Богдановича
|
1-2
часа
|
Маршруты городского округа Богданович не отличаются большим разнообразием, ограниченно включают в себя элементы интерактивности, в основном ориентированы на детскую и молодежную аудиторию, и активно не продвигаются организаторами. С 2023 года город участвует во Всероссийском проекте «Столица детского туризма», что повышает узнаваемость региона [7].
В городском округе Богданович планируется создание туристской инфраструктуры и повышение комфортности общественных пространств: новые прогулочные зоны и велосипедные дорожки на ул. Партизанской. На первый этап проектов благоустройства выделено 213 млн рублей, в т.ч. из местного, регионального и внебюджетных источников [20].
Уровень гостеприимности местных жителей играет важную роль в развитии туризма и во многом предопределяет успешность реализации всех остальных мероприятий.
В опросе местных жителей города Богданович и окрестных сельских территорий участвовали мужчины (41,46%) и женщины (58,54%) разных возрастных групп. Результаты показали, что большинство респондентов положительно воспринимают идею развития туризма. Более 63% из них выразили желание участвовать в этом процессе, применяя свои ремесленные навыки и знания для привлечения туристов. Кроме того, 82,92% местных жителей заинтересованы в том, чтобы туристы посещали их населенный пункт.
Примерно 49% участников опроса хотят познакомить туристов с историей города и поделиться местными традициями и обычаями, в то время как 29% готовы самостоятельно проводить экскурсии. Более 60% респондентов выразили желание участвовать в организации и проведении различных мероприятий. Кроме того, около 87% опрошенных готовы участвовать в открытых обсуждениях по вопросам развития туризма в своем населённом пункте. Около 9% участников опроса выразили желание попробовать себя в предпринимательстве, связанном с туристической сферой.
Тема традиционных ремесел не вызывает интереса у примерно 41% местных жителей, тогда как 12% проявляют желание заниматься народно-художественными промыслами. Лишь немногие респонденты осведомлены о наличии традиционных ремесел в своем населенном пункте. Вместе с тем, 22% опрошенных отметили, что поблизости живут мастера, владеющие ремеслом и способные передавать свои знания.
Обсуждение результатов
Текущее состояние развития туристской инфраструктуры в Богдановиче определено географическим положением городского округа и определяется историческим развитием железнодорожного и автомобильного транспортного узла. Разнообразие объектов, привлекательных для туризма, делает территорию перспективной для развития туризма. Исследование выявило недостаточное развитие инфраструктуры по отношению к существующему транзитному трафику, а также недостаток оборудованных мест для размещения и остановки.
Тем не менее, планирование развития городской инфраструктуры позволит привлечь туристов нескольких групп: семьи с детьми, детские и молодежные группы, за счет сочетания природных, археологических, историко-культурных и индустриальных объектов.
Городской округ обладает территориями, обладающими уникальностью, и которые могут стать точками притяжения для туристов при должном развитии туристской инфраструктуры. При развитии новых туристических предложений можно рассчитывать на поддержку местного населения и бизнес-сообщества, что подтверждается результатами исследования.
Выводы
Богданович входит в число динамично развивающихся малых городов Свердловской области, где формируется современная туристская инфраструктура с акцентом на комфорт, семейный отдых и событийность. Туристско-рекреационный потенциал Богдановича – это синтез богатого археологического прошлого, знаковых объектов индустриализации, памятников воинской славы, уникальных ландшафтов и культурных традиций горнозаводской цивилизации. Основные векторы развития ‑ инфраструктурная модернизация, создание комфортной среды и рост предложений для разных категорий туристов, при сохранении исторического облика и локального колорита.
Туристско-рекреационными объектами, привлекающими туристов, являются природные, археологические, историко-культурные и индустриальные объекты, что создает основу для разнообразных туристских маршрутов.
Ключевыми элементами туристской инфраструктуры являются коллективные средства размещения, точки питания, туристические сервисы, торговые центры, службы такси, событийные мероприятия, существующие туристские маршруты, а также уровень гостеприимности местных жителей.
Сильные стороны туристской инфраструктуры городского округа Богданович:
- разнообразие природных и культурных рекреационных ресурсов;
- достаточно современное оснащение и регулярная модернизация парковых и городских пространств;
- рост числа объектов детско-семейного, событийного и промышленного туризма;
- активная работа по благоустройству, инициатива местных властей и поддержка региональных программ [7], [20].
Основные проблемы и вызовы в развитии туризма в городском округе Богданович связаны сразу с несколькими направлениями:
1) недостаточное количество средств размещения, это является основной инфраструктурной «точкой роста» на фоне прогнозного роста турпотока;
2) сопутствующая инфраструктура (кемпинги, кафе, транспорт) развивается постепенно и пока не учитывает потребности разных групп туристов;
3) сервис требует повышения качества и ассортимента;
4) предложения по индивидуальному экскурсионному сопровождению немногочисленны и охватывают в основном местных жителей, либо население близлежащих территорий.
По результатам сбора мнений жителей выявились проблемы территории, которые влияют на развитие индустрии туризма в городском округе: недостаток транспортных коммуникаций между северной и южной частями города, отсутствие автомобильного моста, заторы на переезде, нехватка общественных туалетов и отсутствие единого дизайн-кода для городской инфраструктуры [20].
В связи с этим выделяются перспективы роста, способные сделать городской округ Богданович дестинацией, привлекающей туристов. Во-первых, необходимо обновление существующего гостиничного фонда и строительство современных объектов размещения, в том числе экологических. Во-вторых, стоит обратить внимание на развитие мультимодальной транспортной доступности и пешеходных маршрутов. В-третьих, развитие бренда семейного туризма будет способствовать привлечению в городской округ Богданович семейных туристов и детских групп. И, в-четвертых, необходимо популяризировать туристские объекты и развивать цифровые сервисы для туристских групп и самостоятельных туристов. Промышленные объекты играют значительную роль в формировании туристического потенциала Свердловской области, предлагая уникальные экскурсионные маршруты и культурно-исторические впечатления.
Полученные результаты могут стать основой для дальнейших действий по развитию туризма в городском округе Богданович, способствуя привлечению инвестиций и созданию новых рабочих мест.
Источники:
2. Oborin M.S. Quality social-economic standard of resortrecreational potential: concepts, structure and composition // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – № 1. – p. 57-63. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/quality-social-economic-standard-of-resortrecreational-potential-concepts-structure-and-composition.
3. Samaana M.Y.A., Polukhina A.N. The impact of tourism on the development of territories and infrastructure of tourist destinations // Социально-экономическое пространство регионов. – 2023. – № 3. – p. 191-196. – url: https://elibrary.ru/download/elibrary_54685742_13259866.pdf.
4. Ахундова А.Г. Туристская инфраструктура: теоретические подходы и социально-экономическая оценка основных понятий и определений // Наука сегодня: опыт, традиции, инновации: материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, 2016. – c. 101-104.
5. Богданова О.В. Перспективы развития туристко-рекрационного потенциала в моногородах Свердловской области // International Agricultural Journal. – 2021. – № 1. – c. 18. – doi: 10.24411/2588-0209-2021-10288.
6. Бугров К.Д., Бурнасов А.С. Цеха гостеприимства: проблемы развития индустриального туризма в уральских городах «второго эшелона» // Управление культурой. – 2024. – № 3. – c. 13-22. – doi: 10.70202/2949-074Х-2024-3-3-13-22.
7. Вершинина Н. Богданович поборется за звание российской столицы детского туризма. Областная газета. 20.11.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://oblgazeta.ru/culture-and-sports/tourism/2023/11/26414/ (дата обращения: 22.07.2025).
8. Витюк Е.Ю. Реконструкция площади мира в городе Богданович (Свердловская область) // Дальний Восток: проблемы развития архитектурно-строительного комплекса. – 2024. – № 2. – c. 182-186. – url: https://elibrary.ru/download/elibrary_80299410_39613320.pdf.
9. Ковтунова А.Н. Город Богданович. Промышленный туризм, немного истории, немного археологии и много любви. Фото, достопримечательности. Наш Урал и весь мир. [Электронный ресурс]. URL: https://nashural.ru/dostoprimechatelnosti-urala/sverdlovskaya-oblast/gorod-bogdanovich-promyshlennyj-turizm-nemnogo-istorii-nemnogo-arheologii-i-mnogo-lyubvi-foto-dostoprimechatelnosti/ (дата обращения: 20.07.2025).
10. Крылов П.М. Транспортный фактор в концепции схемы территориального планирования Свердловской области // Московский экономический журнал. – 2020. – № 8. – c. 4. – doi: 10.24411/2413-046X-2020-10566.
11. Кулагина Е.В., Лукина О.В. Формирование туристской инфраструктуры и сельского гостеприимства как фактор развития региональной экономики // Инфраструктурные отрасли экономики : проблемы и перспективы развития: сборник материалов XIX Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск, 2017. – c. 6-11.
12. Негатина А.С. Кашинское городище: от объекта культурного наследия федерального значения до виртуальной выставки // Слог: Сухоложский альманах: материалы XII региональной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2024. – c. 10-15.
13. Платов А.В., Литвинова О.И. Туристская инфраструктура как основа устойчивого развития дестинаций // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. – 2022. – № 2. – c. 79-93. – doi: 10.18413/2408-9346-2022-8-2-0-8.
14. Распопов П. Город Богданович: история и достопримечательности. Ураловед. [Электронный ресурс]. URL: https://uraloved.ru/bogdanovich (дата обращения: 20.07.2025).
15. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. №2129-р). [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/fb8a4b084460e064e787d6f199dba82e/strategiya_razvitiya_turizma.pdf?ysclid=luppnrau8u509424427 (дата обращения: 17.07.2025).
16. Титова Н.Н., Курашов Ю.Ю. Охрана и использование исторического наследия монопрофильных городов Урала // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2017. – № 3. – c. 31-35. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/ohrana-i-ispolzovanie-istoricheskogo-naslediya-monoprofilnyh-gorodov-urala.
17. Филиппова О.Д. Анализ основных направлений деятельности органов местного самоуправления по оценке и прогнозированию муниципального образования социально-экономического развития (на примере ГО Богданович) // Вестник науки. – 2024. – № 9(78). – c. 58-68. – url: https://elibrary.ru/download/elibrary_69218293_46633584.pdf.
18. Фригина В.А., Огаркова И.В. Туристская инфраструктура как важнейшее условие развития дестинации // Проблемы развития современного общества: Сборник научных статей 10-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. В 4-х томах. Курск, 2025. – c. 496-501.– url: (датаобращения:.
19. Фрумина С.В. Бюджетные методы стимулирования туристской инфраструктуры // Проблемы экономики и юридической практики. – 2024. – № 2. – c. 277-282. – url: https://elibrary.ru/download/elibrary_67221250_64235055.pdf.
20. Эскизный проект. Муниципальный округ Богданович. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gobogdanovich.ru/index.php/design (дата обращения: 22.07.2025).
Страница обновлена: 02.11.2025 в 23:10:10
Download PDF | Downloads: 4
Tourism infrastructure development in the Bogdanovich urban district
Radygina E.G., Kovtunova A.N., Kosheleva A.I.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 9 (September 2025)
Abstract:
In the modern world, tourism influences the economic and socio-cultural development of regions. The Sverdlovsk region, with its natural and cultural heritage, has significant tourism potential. Industrial territories, such as small industrial towns, are gaining new prospects with the growth of domestic tourism, but they are experiencing a shortage of infrastructure and high-quality services. The Bogdanovich urban district of the Sverdlovsk region has the potential to become an attractive tourist destination. The object of the study is the tourist infrastructure of the Bogdanovich urban district and the possibilities of its development, especially in the context of increasing interest in domestic tourism.
The article identifies the key elements of the tourist infrastructure that influence the development of tourism in the Bogdanovich urban district of the Sverdlovsk region.
The article defines the main elements of the tourist infrastructure of the Bogdanovich urban district. The article evaluates the tourism potential of the municipality. The article suggests new approaches to the development of tourist infrastructure that may affect the development of tourist flow.
The results of the study can be used to develop the domestic and inbound tourist flow to the territory of the Bogdanovich urban district of the Sverdlovsk region. The analytical conclusions obtained as a result of the analysis made it possible to formulate recommendations for the effective development of tourism infrastructure in the municipality.
Keywords: tourism potential, tourist infrastructure, urban infrastructure, tourism facility, tourism development
JEL-classification: Z31, Z32, L83
References:
Akhundova A.G. (2016). Tourism infrastructure: theoretical approaches and socio-economic assessment of basic concepts and definitions Science today: experience, traditions, innovations. 101-104.
Boboshoҳzoda Sh.M., Umarova M.S. (2023). Tashkili infrasokhtori muosiri sayyoҳӣ dar mintaқaҳoi kishvar Idorakunii davlatӣ. (4-1(63)). 34-39.
Bogdanova O.V. (2021). Prospects for the development of tourism and recreational potential in single-industry towns of the Sverdlovsk region. International Agricultural Journal. 64 (1). 18. doi: 10.24411/2588-0209-2021-10288.
Bugrov K.D., Burnasov A.S. (2024). Factories of hospitality: problems of industrial tourism development in the urals second-tier cities. Upravlenie kulturoy. 3 (3). 13-22. doi: 10.70202/2949-074Kh-2024-3-3-13-22.
Filippova O.D. (2024). Analysis of main activities of local governments in assessing and forecasting municipality's socio-economic development (based on example of bogdanovich city). Vestnik nauki. 4 (9(78)). 58-68.
Frigina V.A., Ogarkova I.V. (2025). Tourist infrastructure as the most important condition for the development of a destination Problems of development of modern society. 496-501.
Frumina S.V. (2024). Budgetary methods of stimulating tourism infrastructure. Problems of economy and jurisprudence. 20 (2). 277-282.
Krylov P.M. (2020). The transport factor in the concept of the territorial planning scheme of the Sverdlovsk region. Moscow Economic Journal. (8). 4. doi: 10.24411/2413-046X-2020-10566.
Kulagina E.V., Lukina O.V. (2017). Formation of tourist infrastructure and rural hospitality as a factor in the development of the regional economy Infrastructural sectors of the economy : problems and prospects of development. 6-11.
Negatina A.S. (2024). Kashinskoye settlement: from a cultural heritage site of federal significance to a virtual exhibition Slog: Sukholozhsky almanac. 10-15.
Oborin M.S. (2015). Quality social-economic standard of resortrecreational potential: concepts, structure and composition Uchenye zapiski OGU. Seriya: Gumanitarnye i sotsialnye nauki. (1). 57-63.
Platov A.V., Litvinova O.I. (2022). Tourist infrastructure as the basis for sustainable development of the destination. Nauchnyy rezultat. Tekhnologii biznesa i servisa. (2). 79-93. doi: 10.18413/2408-9346-2022-8-2-0-8.
Samaana M.Y.A., Polukhina A.N. (2023). The impact of tourism on the development of territories and infrastructure of tourist destinations Sotsialno-ekonomicheskoe prostranstvo regionov. 17 (3). 191-196.
Titova N.N., Kurashov Yu.Yu. (2017). The preservation and utilization of historical heritage of single-industry cities of the Ural. Akademicheskiy vestnik UralNIIproekt RAASN. (3). 31-35.
Vityuk E.Yu. (2024). Reconstruction of peace square in Bogdanovich town (Sverdlovsk region). Dalniy Vostok: problemy razvitiya arkhitekturno-stroitelnogo kompleksa. (2). 182-186.
