Афганистан во внешней политике Великобритании после прихода к власти талибов

Цибиков В.А.1
1 Уральский государственный экономический университет

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 3 (Июль-сентябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=82956630

Аннотация:
Целью исследования является анализ отдельных направлений внешней политики Соединенного Королевства для Афганистана после прихода в 2021 году к власти в южноазиатской стране движения талибов. Его актуальность обусловлена процессом становления нового афганского правительства в контексте происходящих геополитических и геоэкономических изменений в мире и южноазиатском регионе, а также стремлением ведущих государств к развитию отношений с Исламским Эмиратом Афганистан, занимающим важное геостратегическое положение в Южной Азии. На основании полученных результатов следует, что британским руководством разработаны и реализуются основные документы стратегического планирования на афганском направлении в сферах экономической деятельности, гуманитарной деятельности, в том числе., в области защиты прав женщин, взаимодействия с гражданским обществом по поддержке выходцев из Афганистана, организации переселения отдельных категорий афганцев, а также в сфере обеспечения безопасности. По результатам анализа установлено, что подход Лондона к выстраиванию отношений с Кабулом отличается прагматизмом, стремлением к сокращению издержек и готовностью к конкуренции с другими заинтересованными в сотрудничестве с Афганистаном государствами, в первую очередь, с Россией, Китаем и Ираном. В целом, Великобритания демонстрирует готовность к взаимодействию с официально непризнанным правительством талибов по вопросам, отвечающим её национальным интересам.

Ключевые слова: Великобритания, Афганистан, Исламский Эмират Афганистан, Талибан, правительство талибов

JEL-классификация: F01, F02, F51, F53, F54



Введение.

В августе 2025 г. Афганистан, управляемый с 2021 года правительством движения Талибан, отметил 106-ю годовщину освобождения от колониального гнета Великобритании [1]. С учетом новых афганских военно-политических реалий, британское правительство стремится сохранить свое присутствие в южноазиатской стране, признает, что «нет альтернативы прагматичному взаимодействию с нынешней администрацией Афганистана» [41], и не приравнивает её автоматически к той же организации, которая контролировала Афганистан в период с 1996 по 2001 год [17]. Несмотря на то, что Соединенное Королевство не имеет дипломатического представительства в Афганистане и до сих пор не признает де-юре правительство талибов (британское посольство в Афганистане находится в г. Доха, Катар ­- прим. автора), на межгосударственном уровне проводятся официальные встречи. Согласно совместным заявлениям, принимаемым по итогам таких встреч, нынешнее положение в Афганистане благоприятствует взаимодействию, диалогу и укреплению отношений. При этом подчеркивается, что процветающий и безопасный Афганистан выгоден не только азиатскому региону, но и всему мировому сообществу [25]. С учетом наличия противоречия между отсутствием признания де-юре британским руководством правительства талибов и демонстрацией фактической готовности к взаимодействию с ним целью исследования является анализ особенностей внешней политики Великобритании для Афганистана в условиях происходящих геополитических и геоэкономических трансформаций в мире и южноазиатском регионе, выявлению особенностей подхода Лондона к выстраиванию политико-экономических отношений с Кабулом.

Материалы и методы. В процессе осуществления анализа изучались, преимущественно, официальные документы и публикации органов государственной власти, образовательных учреждений и банковских структур Великобритании, а также научные публикации российских и зарубежных экспертов [1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 13, 15, 21, 24]. Применяемый метод – контент-анализ.

Результаты и обсуждение.

А. Стратегическое планирование и международное сотрудничество.

По взглядам британского политического руководства, [2] основными целями внешнеполитической деятельности на афганском направлении должны быть: а) инвестиционная деятельность; б) поддержка гражданского общества; в) содействие реализации прав женщин и девочек, постоянно проживающих в Афганистане; г) деятельность в области изменения климата, охраны природы и здравоохранения [35]; д) обеспечение безопасности [34]; е) обеспечение переселения в Соединенное Королевство тех афганцев, которые оказывали помощь британскому военному контингенту на территории страны, а также иных «уязвимых» категорий, включая женщин и девочек, представителей групп различного рода меньшинств (этнических, религиозных, ЛГБТ (движение запрещено в России) и пр.) [10].

Для достижения целей внешней политики на афганском направлении Соединенное Королевство взаимодействует с учреждениями ООН, Движением Красного Креста и Красного Полумесяца, неправительственными организациями, поддерживаемыми различными финансовыми институтами, включая МВФ, Всемирный банк и Азиатский банк развития. Например, по данным ООН, Великобритания позиционируется как вторая по размерам материальной помощи Афганистану страна, оказываемой в рамках Всемирной продовольственной программы [29]. В общей сложности, Лондон участвует в финансировании 15 международных программ, реализуемых на территории ИЭА [36]. Однако, финансирование правительства талибов напрямую исключается [14]. Правительство страны сотрудничает со специальными представителями по Афганистану из Канады, Европейского Союза, Франции, Германии, Италии, Японии, Норвегии и США, а также с обычными афганцами, проживающими в Великобритании и других странах, включая правозащитников и политических деятелей, при этом, не связанных с движением Талибан [34]. В отдельных случаях, имеет место игнорирование Лондоном позиции не только действующих афганских властей, но и Совбеза ООН по вопросам афганского постконфликтного урегулирования. Например, по информации МИД России, «этим обусловлен срыв 18-19 февраля в Дохе (Катар) второй встречи Генерального секретаря ООН А. Гутерреша со спецпредставителями по Афганистану ряда стран и организаций. Делегацию афганского правительства – из-за унизительных условий, связанных с тем, что ее допустили только на второстепенные мероприятия с привлечением беглых эмиссаров т.н. афганского гражданского общества. Последние были отобраны западниками без согласования с Кабулом и СБ ООН» [5].

Б. Торговля и инвестиционная деятельность.

Как заявляется, Великобритания входит в пятерку крупнейших доноров Афганистана [35]. Товарооборот между Великобританией и Афганистаном составил 37 млн брит. фунтов за 2023 год и первый квартал 2024 года, что на 74,7% или 109 млн брит. фунтов меньше в текущих ценах за аналогичный период 2022-2023 гг. Из 37 млн брит. фунтов общий объем экспорта Великобритании в Афганистан составил 13 млн брит. фунтов за 2023 год и первый квартал 2024 года (снижение на 84,3% или на 70 млн брит. фунтов в текущих ценах в сравнении с аналогичным периодом 2022-2023 гг.). Общий объем импорта Великобритании из Афганистана составил 24 млн брит. фунтов за 2023 год и первый квартал 2024 года (снижение на 61,9% или на 39 млн брит. фунтов в текущих ценах в сравнении с аналогичным периодом 2022-2023 гг.) (см. таблицу 1). По итогам четвертого квартала 2024 года Афганистан занял 176-е место по показателю объемов внешнеторговых операцией с Великобританией, на долю которых пришлось менее 0,1% от общего объема внешнеторговых операций Соединенного Королевства [30, 37].

Таблица 1

Отдельные показатели

товарооборота между Великобританией и Афганистаном

Table 1

Selected indicators of trade turnover

between Great Britain and Afghanistan

Экспорт/импорт
Наименование товаров
Темп роста
2022-1 кв 2023 гг. 2023/1 кв 2024 гг.
Товары, экспортируемые из Великобритании в Афганистан
1. Туалетные и моющие средства.
+ 16%
2. Прочая продукция химической промышленности.
- 65%
3. Лекарственные и фармацевтические товары.
+ 23,5%
4. Научные приборы.
-
5. Прочая продукция
- 33,3%
Товары, импортируемые из Афганистана в Великобританию
1. Овощи и фрукты.
+ 11%
2. Текстильное волокно.
-
3. Одежда.
- 50%
4. Текстильная ткань.
+ 22,5%
5. Бумага и картон.
-
Источник: Trade and Investments. Factsheets // GOV.UK, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/media/66c5938fd10184fe9b13e4d1/afghanistan-trade-and-investment-factsheet-2024-08-22.pdf (дата обращения: 23.01.2025)

Период, который предшествовал приходу к власти талибов в 2021 году, также свидетельствует о заметном снижении интенсивности сотрудничества Лондона и Кабула в сфере торговли и инвестиций (см таблицу 2). Негативную динамику показателей британского экспорта в страну можно объяснить снижением общего уровня промышленного производства в Соединенном Королевстве [38], удорожанием доставки товаров в связи с пандемией COVID-19, проблемами в проведении с Афганистаном трансграничных платежей после 15 августа 2021 г., проблемами в логистике с 2022 г. (после начала Россией специальной военной операции 24 февраля 2022 г.), а также объективными рисками экономической деятельности в ИЭА.

Однако, по вопросам инвестирования в страну некоторые банковские структуры с недавних пор стали давать положительный прогноз. Так, согласно информации по состоянию на июль 2025 года, размещенной на сайте Lloyds Bank (Лондон, Великобритания), в настоящее время ситуация в Афганистане способствует поступлению в страну инвестиций за исключением инвестиций в отдельные сектора экономики. Иностранные инвесторы могут полностью владеть местными компаниями в Афганистане. Поскольку в стране нет фондовой биржи, иностранные инвесторы не могут владеть компанией, акции которой публично торгуются [12].

Ранее же, по состоянию на август 2024 года, на сайте данного банка по вопросам инвестиций в Афганистан указывалось, что ситуация в данной стране нестабильна и инвестиции в страну практически невозможны, а будущая иностранная финансовая помощь находится под угрозой срыва. По мнению руководства банка среди структурных проблем, с которыми сталкивался Афганистан, - политическое насилие, слабые нормативные акты, касающиеся защиты собственности, существенная нехватка квалифицированной рабочей силы, не развитые финансовые рынки и недостаточная инфраструктура, которые ограничивают потенциал страны в плане привлечения иностранных инвесторов [3].

Таблица 2

Доля рынка Великобритании

для Афганистана в период с 2013 по 2022 год

Table 2

UK Market Share for Afghanistan 2013-2022

Год
2013
2014
2015
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
Товары и услуги
Доля товаров и услуг, всего
8.6%
9.3%
4.4%
4.4%
4.3%
4.9%
4.5%
3.0%
-
-
Доля товаров
1.1%
0.6%
0.4%
0.4%
0.5%
2.2%
2.5%
1.1%
-
-
Доля услуг
50.5%
48.7%
28.3%
26.9%
25.2%
17.8%
14.7%
12.8%
-
-
Инвестиции (тыс. брит. фунтов)
Прямые
-
-
-
-
-
-
-
-
820,1
-
Источник: Trade and Investments. Factsheets // GOV.UK, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/media/66c5938fd10184fe9b13e4d1/afghanistan-trade-and-investment-factsheet-2024-08-22.pdf (дата обращения: 23.01.2025)

Тенденция к увеличению объема британских инвестиций в экономику Афганистана прослеживается и в британской государственной статистике (см таблицу 3). Однако, британское правительство отмечает, что объемы инвестиций в Афганистан крайне малы и составляют 0,1% от общего объема британских инвестиций в другие страны [31].

Таблица 3

Данные о торговле и инвестициях по Афганистану, млрд долл. США

(по версии ЮНКТАД - Органу ООН по торговле и развитию, UNCTAD)

Table 3

Trade and Investment Data for Afghanistan, US$ Billion

(UNCTAD - United Nations Trade and Development Authority, UNCTAD)

Год
2016
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
Торговля
Экспорт
1,1
1,2
1,6
1,5
1,5
-
-
-
Импорт
7,3
8,0
8,0
7,4
7,0
-
-
-
Баланс
-6,2
-6,4
-6,4
-5,9
-5,5
-
-
-
Инвестиции
Входящие
1,4
1,4
1,6
1,6
1,6
1,6
1,6
1,6
Исходящие
-
-
0,1
0,1
0,1
0,2
0,2
0,2
Источник: Trade and Investments. Factsheets // GOV.UK, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/media/66c5938fd10184fe9b13e4d1/afghanistan-trade-and-investment-factsheet-2024-08-22.pdf (дата обращения:: 23.01.2025)

В. Поддержка гражданского общества.

Под гражданским обществом британское правительство понимает пространство за пределами семьи, рынка и государства, включающее широкий спектр организованных групп. Под указанными группами понимаются неправительственные организации (НПО), профсоюзы, общественные движения, низовые организации, сетевые онлайн сообщества, а также религиозные группы. Они различаются по размеру, структуре и платформе - от международных неправительственных организаций (например, OXFAM International) и массовых общественных движений (например, «Арабская весна») до небольших местных организаций (например, Коалиция жителей Джакарты, выступающих против приватизации водоснабжения) [40].

К примеру, Лондон взаимодействует с организациями, которые координируют деятельность специалистов по Афганистану, обеспечивающих британское правительство аналитической информацией, позволяющей разрабатывать внешнюю политику для ИЭА. В частности, Исследовательская сеть Афганистана (Afghanistan Research Network, ARN), учрежденная исследовательским объединением PeaceRep, основанным Эдинбургским университетом (научно-образовательный университет, расположен в Эдинбурге, Великобритания) и Лондонской школой экономики и политических наук (научно-исследовательский университет, расположен в Лондоне, Великобритания) объединяет деятельность более 20 афганских исследователей (и нескольких граждан иных государств), обладающих различными знаниями и опытом работы в различных областях. Деятельность сети также направлена на: оказание поддержки афганским исследователям, которые вынужденно покинули Афганистан по различным мотивам; организацию экспертного и аналитического обеспечения органов власти; информирование заинтересованных лиц о международной политике, реальном состоянии и положении дел в Афганистане; мониторинг изменений в политике, экономике и сфере безопасности на афганском направлении [28]. Целями деятельности сети обусловлена также тематика диссертаций, а также других научных работ, подготовленных в университетах-учредителях ARN [32, 33].

К слову говоря, извещения о закупках работ и услуг, осуществляемых в рамках реализации программ гуманитарной деятельностью в Афганистане, также предполагают обязательное участие в тендерах афганских граждан. Так, участниками закупок государственной программы «Афганская программа Фонда комплексной безопасности» определены организации, возглавляемые афганцами, а также афганцы-частные лица. При этом, указанная категория должна работать или иным образом сохранять присутствие в Афганистане [16]. Программой предусматривается проведение мероприятий по прямому вмешательству во внутренние дела Афганистана, проведению различного рода исследований с афганской повесткой, реализации инициатив по защите интересов «уязвимых» слоев населения, проведению крупномасштабных семинаров, диалогов и форумов. Вполне вероятно, что Лондон рассматривает афганцев, работающих как в Афганистане, так и за его пределами, как самостоятельный инструмент влияния на протекающие в ИЭА социально-политические и экономические процессы.

Г. Содействие реализации прав женщин и девочек.

В партнерстве с местными НПО в рамках Всемирной продовольственной программы ООН Лондон предоставляет денежную и продовольственную помощь уязвимым домохозяйствам. При этом, приоритет отдается домохозяйствам, возглавляемым женщинами, и лицам с ограниченными возможностями. Великобритания оказывает поддержку афганским гуманитарным учреждениям бесплатного питания. Учреждения помогают детям, страдающим от недоедания, беременным и кормящим женщинам получать пищевые добавки, а также проводят просветительскую работу по вопросам питания и здоровья. Например, число детей в возрасте до 5 лет, охваченных программами питания в провинции Кабул, быстро возросло - примерно с 10000 в 2021 году до более чем 130000 в 2023 году.

Вместе с тем, согласно информации Независимой комисcии по оказанию помощи (The Independent Commission for Aid Impact, IСAI, Великобритания [4]), объемы поддержки Афганистана Великобританией в настоящее время снизились по сравнению с уровнем, на котором он был в первые два года после 2021 г. (с 286 млн брит. фунтов в 2021-2022 гг. до 113 млн брит. фунтов в 2023-2024 гг. и 151 млн брит. фунтов в 2024-2025 гг.). По мнению авторов некоторых британских изданий, в частности газеты «The Gardian», снижением объемов поддержки сопоставимо со «смертным приговором для наиболее уязвимых детей мира» [39]. Эффективность оказываемой Афганистану помощи время от времени подвергается сомнению представителями общественности, а действия властей подвергаются критике. На критику британское правительство вынуждено реагировать в официальных пояснениях [22] и, демонстрируя заинтересованность в решении гуманитарных проблем, периодически констатировать факты нарушений прав человека в Афганистане, в частности прав женщин и девочек [27].

Д. Деятельность в области изменения климата, охраны природы и здравоохранения.

По мнению зарубежных ученых, в частности М. Гостера [21] нахождение Афганистана в состоянии вооруженного конфликта на протяжении нескольких десятилетий нанесло серьезный ущерб окружающей среде и сделала сельскохозяйственные земли непригодными для обработки. Частично разрушена ирригационная и водная инфраструктура страны. При этом, жизнеобеспечение населения на 80% зависит от природных ресурсов, пахотных земель и наличия в домохозяйствах домашнего скота. Остро стоит вопрос сохранения водных ресурсов. Водные ресурсы Афганистана довольно велики и составляют 75 млрд кубометров Доступной воды в год. Однако, только одна треть остается в Афганистане, в то время как большая часть воды поступает в соседние страны Иран и Пакистан и, следовательно, теряется. Примерами этому могут служить река Кабул, впадающая в реку Инд в Пакистане, и река Гильменд, впадающая в озера, находящиеся в приграничных районах Ирана. М. Гостер полагает, что замороженные конфликты между Афганистаном, Ираном и Пакистаном из-за прав на эксплуатацию этих рек могут обостриться. Актуален вопрос безопасности водоснабжения и продовольствия как в городских, так и в сельских районах. Запасы подземных вод в Афганистане резко сокращаются, особенно в столице страны Кабуле, население которого быстро растет. Эти и другие проблемы определяют афганскую специфику в сфере охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития государства. Учитывая значимость указанных проблем и цели, указанные в документах британского стратегического планирования, следует отметить, что, фактически, правительством страны программы в данной сфере применительно к Афганистану по состоянию на 01 мая 2025 г. не разработаны [26].

В сфере здравоохранения Лондоном реализуется государственная программа «Исследования в интересах здравоохранения в условиях гуманитарных кризисов» (Research for Health in Humanitarian Crises (R2HC) Programme) [19]. По мнению разработчиков, программа должна способствовать улучшению качества сотрудничества государственных органов, НПО и ученых в целях увеличить количество и повысить качество совместных исследований проблем общественного здравоохранения в условиях гуманитарных кризисов, происходящих в странах с низким и средним уровнем дохода населения. В рамках программы проводятся различного рода исследования, направленные на изучение, в том числе состояния здоровья отдельных категорий афганцев, к примеру, состояние психического здоровья афганских подростков в условиях смены власти. Результаты исследований ложатся в основу научных статей, содержащих предложения органам государственной власти Великобритании по повышению эффективности управления в данной сфере [13]. Как представляется, данные исследования имеют целью дискредитировать деятельность правительства талибов в сфере здравоохранения и, в конечном счете, не оказывают значимого влияния на состояние здоровья простых афганцев.

Е. Обеспечение безопасности.

Согласно взглядам британского военно-политического руководства, угроза со стороны негосударственных субъектов не уменьшилась. Террористические организации по-прежнему создают угрозы для самой Великобритании и для британских интересов за рубежом. Нестабильность в таких регионах, как Сахель, бассейн озера Чад и некоторые регионы Ближнего Востока, а также в таких странах, как Афганистан создает возможности для расширения деятельности террористических групп [20]. Однако, по заявлению Лондона, такие террористические организации, как Фронт свободы Афганистана, Фронт национальной гвардии Афганистана, Национальный мобилизационный фронт, Национальный боевой фронт, Объединенный фронт Афганистана и Исламское движение Узбекистана (указанные организации признаны террористическими в России и запрещены) не создают угрозу распространения терроризма из Афганистана в другие регионы, поскольку ими с момента смены афганской власти в 2021 году не предпринимались какие-либо действия против движения Талибан. Аналогичным образом сложилась британская позиция в отношении группировки «Техрик-и-Талибан Пакистан» (ТТП, организация признана террористической в России и запрещена) и группировки «Аль Каида» (организация признана террористической в России и запрещена). ТТП признается Лондоном аффилированной движению Талибан, а не являющейся к нему оппозиционной. Группировка «Аль-Каида», по мнению британцев, сохраняет присутствие в Афганистане, но в настоящее время также не находится в оппозиции к талибам [17]. Основной угрозой для талибов Лондон считает движение «ИГ-Хорасан» (организация признана террористической в России и запрещена) и использует обозначенную позицию для политических спекуляций.

В целом, Лондон не демонстрирует свою озабоченность активностью террористических организаций на территории Афганистана. Однако, британское правительство рассматривает усиление взаимосвязанности Исламского Эмирата с другими региональными государствами, в первую очередь, в результате деятельности России, Ирана и Китая как явную угрозу и расценивает эту деятельность как враждебную форму геополитики [17]. В связи с этим представляется, что внешнеполитические задачи Великобритания в южноазиатском регионе решаются в контексте воспрепятствования интеграционным процессам между Афганистаном, Россией, Китаем и Ираном, а также создания условий для сохранения и усиления собственных геополитических и геоэкономических позиций. При этом, Великобритания исключает военное противостояние с указанными государствами и, главным образом, сводит военную деятельность в регионе к проведению мероприятий стратегического сдерживания, в частности к демонстрационным действиям своих вооруженных сил в форме мероприятий оперативной и боевой подготовки [5]. Угрозами безопасности, исходящими из Афганистана, Лондон считает также нелегальную миграцию и незаконный оборот наркотиков [16].

Ж. Содействие переселению афганцев.

C 2022 года Лондон осуществляет прием афганских беженцев, которые, как было заявлено, в свое время обеспечивали выполнение в Исламском Эмирате различных задач Соединенного Королевства. По состоянию на 27 февраля 2025 г. общая численность данной категории беженцев, которую приняла страна, составила 31944 чел. [11]. Одновременно, согласно публикациям в средствах массовой информации, афганские беженцы на сегодняшнее время составляют самую многочисленную группу, пытающуюся пересечь Ла-Манш в обход легальных иммиграционных механизмов [41]. В частности, с 1 апреля 2022 г. по 30 июня 2023 г. 9500 афганцев прибыли на небольших лодках. По состоянию на июнь 2024 г. около одной шестой (16%) из числа нелегально прибывших лиц, зарегистрированных в течение года, были афганцы, которые вошли в пятерку лидеров по всем способам въезда в страну [23]. В конечном итоге, миграционный прирост, в том числе, за счет незаконной миграции из Афганистана и других стран способствуют росту числа преступлений, совершаемых мигрантами. По данным королевской прокурорской службы, численность иностранцев-правонарушителей, проживающих в стране и подлежащих депортации, по состоянию на февраль 2024 г. достигло почти 12000 чел., что на 192% больше, чем в 2012 г. [18]. В свою очередь, наметившаяся тенденция усиливает социальную напряженность в обществе. Достаточно показательны беспорядки, имевшие место в июле-августе 2024 г., спровоцированные убийством троих детей в Саутпорте британским гражданином, родившемся в семье мигрантов из Республики Руанда.

При предоставлении возможности переселения тех афганцев, которые ранее работали в интересах Соединенного Королевства, Лондон руководствуется двойными стандартами. Речь идет о бывших военнослужащих афганского спецназа, ранее воевавших в составе спецподразделений британских вооруженных сил, до сих пор не получивших убежища. По информации МИД России «сам за себя говорит критерий, которым британские власти будут руководствоваться при рассмотрении запросов на убежище. Согласно материалам «Таймс» и «Би-би-си», в ответе на депутатский запрос заместитель министра обороны Великобритании Э. Маррисон признал, что при выдаче иммиграционных разрешений будет учитываться персональный профиль, заключение на того или иного афганского «коммандос», составляемое его бывшим куратором из Специальной авиадесантной службы [6]. Очевидно, что речь идет об абсолютной лояльности потенциального переселенца, о максимальной гарантии того, что по прибытии в Великобританию он не станет преподносить неприятных для официального Лондона сюрпризов. Таких, к примеру, как готовность дать в суде свидетельские показания о военных преступлениях Специальной авиадесантной службы в Афганистане» [3]. В конечном счете, в политике британских властей прослеживается стремление уклониться от взятых на себя обязательств по переселению афганских граждан, что объективно вызвано необходимостью скорейшего решения накопившихся проблем в сфере миграции и смежных с ней сферах.

Заключение.

Таким образом, в отношении Афганистана Соединенное Королевство с учетом ошибок прошлого в британско-афганских отношениях [15] проводит достаточно прагматичную политику, направленную, с одной стороны, на сокращение расходов, где это возможно, в частности, в сфере гуманитарной деятельности. Этим также можно объяснить достаточно неохотное содействие британских властей переселению в страну афганских граждан, и без того усугубляющее непростую ситуацию с мигрантами. С другой стороны, Лондон стремится сохранить свои позиции в ИЭА за счет сохранения объемов инвестиций в афганскую экономику, поддержания на необходимом уровне контактов до сих пор не признанного им правительства талибов, что отвечает национальным интересам Великобритании в условиях трансформации международных отношений. Британцы осуществляют активную деятельность по формированию сообщества из числа лояльных им афганцев, используемого как инструмент влияния на социально-политические процессы в южноазиатской стране. Россию же Соединенное Королевство по-прежнему рассматривает как своего соперника в регионе.

[1] Афганистан получил независимость от Великобритании 19 августа 1919 года; с 19 августа 2021 года наименование страны - Исламский Эмират Афганистан (ИЭА) - прим. автора.

[2]Изложены в документах: UK Government policy on Afghanistan (2024 г.); UK–Afghanistan development partnership summary (2023 г.); Afghan citizens resettlement scheme (2021, обновлено в 2024 г.).

[3] В ответ на запрос автора статьи руководству данного банка предоставить более подробную информацию о параметрах британского инвестирования в страну поступил ответ с ссылкой на данные, размещаемые на официальном стайте правительства Великобритании (Trade and Investments. Factsheets // GOV.UK, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/media/66c5938fd10184fe9b13e4d1/afghanistan-trade-and-investment-factsheet-2024-08-22.pdf).

[4] Независимый орган Соединенного Королевства, который отвечает за проверку качества оказания британской помощи бенефициарам - прим. автора.

[5] Оман – ближайшее к Афганистану страна, где размещен британский военный контингент. В феврале 2023 г. в Омане проведены совместные британско-оманские военные учения. В марте 2023, 2024 и 2025 гг. военные учения прошли в Оманском заливе с участие сил и средств ВМФ и ВМС России, Ирана и Китая - прим. автора.

[6] Special Air Service (SAS) - прим. автора.


Источники:

1. Белова И. Н., Карими А. С. Роль внешнеэкономических связей в экономике развивающихся стран на примере Афганистана // Международная экономика. – 2024. – № 3. – c. 207-213. – doi: 10.33920/vne-04-2403-05.
2. Бобкин Н. Н. Афганистан после вывода войск США: оценка внутренней стабильности и террористических угроз // Россия и Америка в XXI веке. – 2024. – № 1. – doi: 10.18254/S207054760029800-7.
3. Брифинг заместителя директора Департамента информации и печати МИД России А.Е.Настасьина, Москва, 3 июля 2024 года. МИД России, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1960594/#04 (дата обращения: 24.08.2024).
4. Елагин Д. П., Ефимов О. И. Афганистан в трансрегиональных инфраструктурных проектах на пространстве Центральной и Южной Азии // Мировое и национальное хозяйство. – 2025. – № 1. – c. 96-126.
5. Комментарий официального представителя МИД России М.В.Захаровой относительно участия российской делегации во второй встрече Генсекретаря ООН А.Гутерреша со спецпредставителями ряда стран и организаций по Афганистану. МИД России, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1933434/(датаобращения: (дата обращения: 19.09.2024).
6. Колганова Е. В., Латиф Ф. М. А. Факторы инвестиционного климата в странах с нестабильной политической ситуацией (на примере Афганистана) // Экономика и управление. – 2025. – № 3. – c. 282-290. – doi: 10.35854/1998-1627-2025-3-282-290.
7. Новикова О. Н. Четвертая афганская война Великобритании // Актуальные проблемы Европы. – 2022. – № 4. – c. 213-233. – doi: 10.31249/ape/2022.04.09.
8. Мачитидзе Г. Г. Уроки британского присутствия в Афганистане (2001-2023) // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. – 2024. – № 3. – c. 81-92. – doi: 10.31696/S086919080030924-3.
9. Мозель К. Н. Отношения Евросоюза с Афганистаном: новая реальность // Дипломатическая служба. – 2022. – № 2. – c. 129-134. – doi: 10.33920/vne-01-2202-03.
10. Afghan citizens resettlement scheme. Gov.uk, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/guidance/afghan-citizens-resettlement-scheme (дата обращения: 02.09.2024).
11. Afghan Resettlement Programme: operational data. Gov.uk, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/publications/afghan-resettlement-programme-operational-data/afghan-resettlement-programme-operational-data (дата обращения: 22.08.2024).
12. Afghanistan: Investing in Afghanistan. Lloyds Bank, 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.lloydsbanktrade.com/en/market-potential/afghanistan/investment-environment (дата обращения: 02.07.2025).
13. Ahmadi S.J., Jobson L., Earnest A., et al. Prevalence of Poor Mental Health Among Adolescents in Kabul, Afghanistan, as of November 2021 // JAMA Network Open. – 2022. – № 6. – p. 2218981. – doi: 10.1001/jamanetworkopen.2022.1898.
14. British Embassy Kabul. Gov.uk, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/world/organisations/british-embassy-kabul (дата обращения: 09.04.2025).
15. Braithwaite R. Afghanistan: Learning from History? // LSE Public Police Review. – 2022. – № 2(3). – p. 1-9.
16. Call for bids: Integrated Security Fund Afghanistan programme 2024 to 2025 // GOV.UK, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/publications/call-for-bids-integrated-security-fund-afghanistan-programme-2024-to-2025/call-for-bids-integrated-security-fund-afghanistan-programme-2024-to-2025(дата обращения: 23.08.2024)
16. [Электронный ресурс].
17. Country police and information note: fear of the Taliban, Afghanistan, August 2024. Gov.uk, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/publications/afghanistan-country-policy-and-information-notes/country-police-and-information-note-fear-of-the-taliban-afghanistan-february-2022-accessible (дата обращения: 14.03.2025).
18. Deportation of foreign national offenders. UK Parliament, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://hansard.parliament.uk/Commons/2024-02-07/debates/4A8CDEF3-6E5F-4550-ABCD-9706E11814BB/DeportationOfForeignNationalOffenders (дата обращения: 31.08.2024).
19. DFID Research: Building collaborations between humanitarian programmes and researchers to improve health in a crises. Gov.uk, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/news/dfid-research-research-for-health-in-humanitarian-crises-building-collaborations-between-humanitarian-programmes-and-researchers (дата обращения: 11.09.2024).
20. Defence Command Paper 2023: Defence’s response to a more contested and volatile world (Russian language). Gov.uk, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/publications/defence-command-paper-2023-defences-response-to-a-more-contested-and-volatile-world (дата обращения: 10.09.2024).
21. Gauster M. Ecological threats to security and state resilience in Afghanistan // Security and Defence Quarterly. – 2021. – № 33(1). – p. 31-40. – doi: 10.35467/sdq/132023.
22. Government response to the Independent Commission for Aid Impact recommendations on: UK aid in Afghanistan, country portfolio review, November 2022 // GOV.UK, 2022. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/publications/icai-recommendations-on-uk-aid-to-afghanistan-uk-government-response/government-response-to-the-independent-commission-for-aid-impact-recommendations-on-uk-aid-in-afghanistan-country-portfolio-review-november-2022 (дата обращения: 03.09.2024).
22. [Электронный ресурс].
23. Irregular migration to the UK, year ending. June 2024. Gov.uk, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/statistics/irregular-migration-to-the-uk-year-ending-june-2024/irregular-migration-to-the-uk-year-ending-june-2024 (дата обращения: 24.08.2024).
24. Makoveeva Z. Navigating the Aftermath: U.S. Policy in Afghanistan Following Troop Withdrawal // MGIMO Review of International Relations. – 2023. – № 4. – p. 56-71. – doi: 10.24833/2071-8160-2023-4-91-56-71.
25. Minister of Information and Culture Engages with British Chargé d’Affaires. Islamic Emirat of Afghanistan, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.alemarahenglish.af/minister-of-information-and-culture-engages-with-british-charge-daffaires/ (дата обращения: 15.03.2025).
26. Reversing Environmental Degradation in Africa and Asia (REDAA) pro-gramme grants: scaling up locally-led restoration. Gov.uk, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/international-development-funding/reversing-environmental-degradation-in-africa-and-asia-redaa-programme-grants-scaling-up-locally-led-restoration (дата обращения: 01.05.2025).
27. Support for Afghan women and girls. UK Parliament, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://commonslibrary.parliament.uk/research-briefings/cdp-2023-0116/ (дата обращения: 04.09.2024).
28. Supporting Afghan Researchers at Risk: Critical Analysis of Key Lessons. Gov.uk, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/research-for-development-outputs/supporting-afghan-researchers-at-risk-critical-analysis-of-key-lessons (дата обращения: 05.09.2024).
29. The United Kingdom contributes £40 million to WFP\'s emergency and resilience programmes in Afghanistan. United Nations, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://afghanistan.un.org/en/276453-united-kingdom-contributes-£40-million-wfps-emergency-and-resilience-programmes-afghanistan (дата обращения: 30.08.2024).
30. Trade and Investments. Factsheets. Gov.uk, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/media/66c5938fd10184fe9b13e4d1/afghanistan-trade-and-investment-factsheet-2024-08-22.pdf (дата обращения: 23.01.2025).
31. Trade and Investments. Factsheets. Gov.uk, 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/media/68512db829fb1002010c4efb/afghanistan-trade-and-investment-factsheet-2025-06-19.pdf (дата обращения: 27.07.2025).
32. The University of Edinburgh. Amanda Meyer. Thesis title: Creating a sustain-able system of data collection to improve educational outcomes for children in countries affected by conflict: A Case Study of Afghanistan. The University of Edinburgh, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ed.ac.uk/profile/amanda-meyer (дата обращения: 31.08.2024).
33. Towards peaceful and plural politics in Afghanistan. Gov.uk, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/research-for-development-outputs/towards-peaceful-and-plural-politics-in-afghanistan (дата обращения: 31.08.2024).
34. UK Government policy on Afghanistan. UK Parliament, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://commonslibrary.parliament.uk/research-briefings/cdp-2024-0002/ (дата обращения: 14.03.2025).
35. UK–Afghanistan development partnership summary, July 2023. Gov.uk, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/publications/uk-afghanistan-development-partnership-summary/uk-afghanistan-development-partnership-summary-july-2023 (дата обращения: 02.09.2024).
36. UK humanitarian aid to Afghanistan. Information note. July 2024. Gov.uk, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://agulhas.co.uk/app/uploads/2024/07/ICAI-Afghanistan-information-note-2024.pdf (дата обращения: 05.09.2024).
37. UK trade: June 2024. Gov.uk, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ons.gov.uk/economy/nationalaccounts/balanceofpayments/bulletins/uktrade/june20 (дата обращения: 23.01.2025).
38. UK drops out of top ten manufacturing nations for first time. The Times, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.thetimes.com/business-money/economics/article/uk-drops-out-of-top-ten-manufacturing-nations-for-first-time-gxfpk0kvj (дата обращения: 23.01.2025).
39. UK aid budget cuts are ‘death sentence’ for world’s most vulnerable children. The Guardian, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.theguardian.com/world/2023/aug/02/uk-aid-budget-cuts-are-death-sentence-for-worlds-most-vulnerable-children (дата обращения: 09.09.2024).
40. What is Civil Society, its Role and Value in 2018. Gov.uk, 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/research-for-development-outputs/what-is-civil-society-its-role-and-value-in-2018 (дата обращения: 15.09.2024).
41. West must stop playing the ‘Great Game’ in Afghanistan: former UN official. Ariana News, 2023. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ariananews.af/west-must-stop-playing-the-great-game-in-afghanistan-former-un-official/ (дата обращения: 22.08.2024).

Страница обновлена: 05.10.2025 в 22:21:49

 

 

Afghanistan in the UK foreign policy after the Taliban came to power

Tsibikov V.A.

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 3 (July-september 2025)

Citation:

Abstract:
The article analyzes individual areas of the United Kingdom\'s foreign policy for Afghanistan after the Taliban came to power in 2021. A new Afghan government is currently being formed amid ongoing geopolitical and geo-economic changes in the world and the South Asian region. The world's leading states are striving to develop relations with the Islamic Emirate of Afghanistan, which occupies an important geostrategic position in South Asia. Based on the results obtained, it follows that the British leadership has developed and is implementing the main strategic planning documents for the Afghan direction in the areas of economic activity, humanitarian activities (including the women\'s rights protection), interaction with civil society in supporting people from Afghanistan, organizing the resettlement of certain categories of Afghans, and ensuring security. Based on the analysis, it was established that London\'s approach to building relations with Kabul is characterized by pragmatism, a desire to reduce costs and a willingness to compete with other states interested in cooperation with Afghanistan, primarily with Russia, China and Iran. Overall, the UK has demonstrated its willingness to engage with the officially unrecognised Taliban government on issues that meet its national interests.

Keywords: UK, Afghanistan, Islamic Emirate of Afghanistan, Taliban, Taliban government

JEL-classification: F01, F02, F51, F53, F54