Оценка функционирования рынка государственных закупок Евразийского экономического союза

Жигулин В.Г.1, Сауренко Т.Н.1
1 Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 3 (Июль-сентябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=82956627

Аннотация:
В статье представлен анализ текущего состояния и динамики развития рынка государственных закупок в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) за период 2015-2022 гг. Особое внимание уделено использованию электронных процедур, отражающих общемировые тенденции цифровизации и способствующих повышению прозрачности, снижению административных барьеров и упрощению доступа поставщиков. Автором выявлены ключевые различия в структуре закупок и степени участия государств-членов Евразийского экономического союза, обусловленные особенностями национального регулирования, институциональными различиями, а также уровнем развития цифровой инфраструктуры. Установлено, что несмотря на увеличение доли закупок в электронной форме наблюдается снижение уровня конкуренции. Показано, что в ряде стран сохраняется высокая доля закупок у единственного поставщика, что может ограничивать доступ участников рынка и снижать эффективность расходования бюджетных средств. В статье подчеркивается необходимость дальнейшей гармонизации закупочных правил в рамках интеграционного объединения, а также развития конкурентной и институциональной среды. Сделан вывод о необходимости повышения прозрачности, вовлеченности институтов развития и равного доступа поставщиков к закупкам. Результаты исследования позволяют комплексно оценить текущее состояние закупочной системы ЕАЭС и определить стратегические направления ее совершенствования.

Ключевые слова: государственные закупки, евразийская интеграция, электронные процедуры, конкурентные способы, бюджетные средства, интеграция, уровень конкуренции

JEL-классификация: F15, F02, H57



Введение

В условиях углубляющейся региональной интеграции государственные закупки становятся одним из ключевых инструментов экономического взаимодействия между странами. В рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) формирование общего рынка государственных закупок имеет стратегическое значение для стимулирования конкуренции, повышения эффективности расходования бюджетных средств и углубления экономической интеграции. Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью комплексной оценки функционирования рынка госзакупок ЕАЭС, а также выявления факторов, влияющих на его развитие.

Литература по вопросам интеграции государственных закупок в рамках международных объединений достаточно обширна [1,4,8]. В частности, в исследованиях, посвященных Европейскому союзу и МЕРКОСУР, подчеркивается роль унифицированных процедур и электронных платформ в снижении барьеров на внутреннем рынке и повышении прозрачности. Однако по ЕАЭС подобных обобщающих работ немного и чаще всего они касаются таких отдельных аспектов, как правовое регулирование, цифровизация или отдельные страны-участницы. Это определяет научную новизну и значимость данного исследования.

Целью работы является выявление основных тенденций развития рынка государственных закупок в странах ЕАЭС.

Материалы и методы

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

1) анализ объема и структуры государственных закупок ЕАЭС в 2015-2022 гг.;

2) расчет доли госзакупок в ВВП и промышленном производстве;

3) исследование изменений в используемых способах закупок, включая электронные процедуры;

4) расчет уровня конкуренции в процедурах закупок;

5) сравнение участие стран-участниц ЕАЭС в общем рынке закупок;

При проведении исследования широко использовались методы статистического анализа динамических процессов на основе данных статистики Евразийского экономической комиссии (далее – ЕЭК), статистических ведомств государств-членов ЕАЭС, отчетов и аналитических материалов ЕЭК.

Основная часть

Государственные закупки в настоящее время имеют большое значение в системе инструментов государственного регулирования. При этом, наличие согласованных правил осуществления государственных закупок в интеграционных объединениях позволяют снижать барьеры в функционировании внутренних рынков, тем самым, способствуя развитию интеграции. Кроме того, вопрос эффективности системы закупок напрямую связан с оптимизацией расходов бюджетных средств.

В ЕС, МЕРКОСУР, АСЕАН и ЕС процесс приобретения товаров, работ и услуг государственными органами за счет бюджетных средств регламентируется общими правилами, которые направлены на:

1) обеспечение равного доступа поставщиков из стран-участниц к госзаказам;

2) стандартизация закупочных процедур;

3) обеспечению общего доступа к информации;

4) развитие конкуренции между поставщиками;

5) приоритетного доступа стран-участниц к заказу.

При этом важным становится поиск баланса между либерализацией и защитой национальных интересов. Успешные модели (как в ЕС) показывают, что унификация правил повышает эффективность экономик, но требует политической воли и инфраструктурной готовности. Интересен рынок государственных закупок и его потенциал для Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС).

Объем рынка государственных закупок ЕАЭС согласно оценкам Евразийской экономической комиссии [1] по итогам 2023 года составляет большее 200 млрд. долл. США, что составляет около 15% от объема промышленного производства ЕАЭС и 10% от общего объема ВВП ЕАЭС.

Так, динамика общего объема госзакупок в период с 2015 по 2022 гг. в разрезе стран и по ЕАЭС в целом представлена на рис. 1.

Рисунок 1. Динамика общего объема госзакупок (по стоимости контрактов) в период с 2015 по 2022 год, млрд. долл. США

Figure 1. Dynamics of the total volume of public procurement (by contract value) in the period from 2015 to 2022, USD billion

Источник: составлено автором по данным Евразийской экономической комиссии. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/comission/department/cpol/zakupki/obzory-statisticheskoy-informatsii-o-gosudarstvennykh-munitsipalnykh-zakupkakh-v-gosudarstvakh-chlen.php?clear_cache=Y (дата обращения 20.04.2025)

Как видно по графику, в исследуемые годы, начиная с 2016 год. наблюдается существенный рост объема государственных закупок, размер которого по итогам 2022 года составляет 190 млрд. долл. США. По итогам 2022 года прирост составил 24%. В структуре госзакупок наибольший объем рынка приходится на Россию (84%), а наибольший рост государственных зафиксирован в Белоруссии. Объемы госзакупок Армении и Киргизии находятся в пределах 1 млрд. долл. в год.

В 2016 году замечено резкое уменьшение объемов госзакупок (почти на 30% по сравнению с 2015 годом). Главную роль сыграло падение объемов госзакупок в России (на 29%), в меньшей степени в Казахстане (на 25%). Данные Беларуси на 2016 год отсутствуют.

В 2019 году наблюдается сильный рост объемов госзакупок в ЕАЭС (на 24%). В Казахстане рост объема госзакупок составил почти 76% к 2018 году, в Армении объем вырос на 38%, в Беларуси на 35%, в России рост был существенный на 18%, однако в Киргизии наблюдалось уменьшение объемов на 51%.

По итогам 2022 года во всех странах, кроме Казахстана (сокращение на 6%) и Кыргызстана (рост 6%) зафиксировано существенное увеличение объема государственных закупок – Армения (рост 52%), Белоруссия (рост 65%), Россия (рост 29%).

В ВВП доля государственных закупок стран ЕАЭС за рассматриваемый период не превышала 12% (рис. 2.).

Рисунок 2. Динамика доли госзакупок в ВВП стран-членов ЕАЭС в 2015-2022 гг., %

Figure 2. Dynamics of the share of public procurement in the GDP of EAEU member countries in 2015-2022, %

Источник: составлено автором по данным Евразийской экономической комиссии. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/comission/department/cpol/zakupki/obzory-statisticheskoy-informatsii-o-gosudarstvennykh-munitsipalnykh-zakupkakh-v-gosudarstvakh-chlen.php?clear_cache=Y (дата обращения 20.04.2025)

Из стран-членов ЕАЭС наибольшую долю в ВВП госзакупки занимают в Киргизии до 2018 года, а с 2018 года в Казахстане. В Беларуси на всем временном промежутке, за исключением 2017 года, госзакупки занимают наименьшую долю из всех стран-членов ЕАЭС, несмотря на максимальный рост в 2022 году. В Армении доля госзакупок в ВВП снижается до 2018 года, затем в 2019 году показывает рост на 27% и далее продолжает снижение. В России доля госзакупок с 2018 года не превышает 8%, как и в ЕАЭС в целом на данном временном отрезке.

Исследуя соотношение объема государственных закупок и объема промышленного производства в 2015 и 2022 гг., несмотря на рост объема рынка государственных закупок их доля в объеме промышленного производства не увеличивается (за исключением Казахстана) (рис. 3.).

Рисунок 3. Соотношение объема государственных закупок и объема промышленного производства, %

Figure 3. Ratio of public procurement volume to industrial production volume, %

Источник: составлено автором по данным Евразийской экономической комиссии. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/comission/department/cpol/zakupki/obzory-statisticheskoy-informatsii-o-gosudarstvennykh-munitsipalnykh-zakupkakh-v-gosudarstvakh-chlen.php?clear_cache=Y (дата обращения 20.04.2025)

Так, в соответствии с рис. 3. динамика в странах ЕАЭС разноправлена – в Армении, Кыргызстане и России соотношение значительно уменьшилось, а в Казахстане и Белоруссии существенно возросло.

Таким образом, несмотря на увеличение рынка государственных закупок, страны-члены в разные годы используют инструмент госзакупок – некоторые страны, такие как Белоруссия и Казахстан увеличивают использование госзакупок в госрегулировании, а другие используют иные инструменты [2,5].

Касательно способов осуществления государственных закупок (относительно стоимости заключенных контрактов), то тенденция соответствует общемировому тренду – наиболее распространённым способом осуществления государственных закупок в ЕАЭС является электронный аукцион (рис. 4.). Примечательно, что в 2015 году наиболее используемым способом проведения была закупка из одного источника (тенденция на использование электронного аукциона может быть связана с принятие в России в 2014 году нового законодательства в этой сфере).

Рисунок 4. Динамика объема закупок ЕАЭС в разрезе способов закупок в абсолютных значениях за период с 2015 по 2022 год, млрд. долл. США

Figure 4. Dynamics of the EAEU procurement volume by procurement method in absolute terms for the period from 2015 to 2022, USD billion

Источник: составлено автором по данным Евразийской экономической комиссии. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/comission/department/cpol/zakupki/obzory-statisticheskoy-informatsii-o-gosudarstvennykh-munitsipalnykh-zakupkakh-v-gosudarstvakh-chlen.php?clear_cache=Y (дата обращения 25.04.2025)

Сокращения: ОК – открытый конкурс

ЭА – открытый электронный аукцион

ЗП – запрос предложений

ЗЦП (ЗК) – запрос ценовых предложений (запрос котировок)

БТ – биржевые торги

ОИ (ЕП) – закупка из одного источника или у единственного

поставщика (подрядчика, исполнителя)

ИС – иные способы.

В соответствии с представленными данными в исследуемый период наблюдался значительный рост закупок посредством электронного аукциона, однако, начиная с 2020 года, уверенными темпами растет закупки, проводимых открытым конкурсом, и, вновь с 2015 года закупки у одного источника. К 2019 году был замечен существенный рост на 83% по сравнению с 2016 годом количество госзакупок, произведенных электронным открытым аукционом. Однако количество закупок этим способом к 2021 году снизилось почти на 23% по сравнению с пиковым значением. В 2021 году второе место после ЭА стал занимать открытый конкурс, а закупка у одного источника занимает третье место. Количество госзакупок через открытый конкурс с 2017 года выросло более чем в 3 раза [3,6].

В 2021 году по сравнению с 2015 годом объем закупок способом закупки у одного источника упал почти на 29%, но в 2022 году вновь существенно возрос (на 45,9%).

В соответствии с рис. 5. в период с 2015 по 2022 гг. три самых популярных способа проведения – открытый конкурс, электронный аукцион, закупка из одного источника или у единственного поставщика.

Рисунок 5. Динамика доли способов закупок (по стоимости контрактов) за период с 2015 по 2022 год, %

Figure 5. Dynamics of the share of procurement methods (by contract value) for the period from 2015 to 2022, %

Источник: составлено автором по данным Евразийской экономической комиссии. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/comission/department/cpol/zakupki/obzory-statisticheskoy-informatsii-o-gosudarstvennykh-munitsipalnykh-zakupkakh-v-gosudarstvakh-chlen.php?clear_cache=Y (дата обращения 25.04.2025)

Сокращения: ОК – открытый конкурс

ЭА – открытый электронный аукцион

ЗП – запрос предложений

ЗЦП (ЗК) – запрос ценовых предложений (запрос котировок)

БТ – биржевые торги

ОИ (ЕП) – закупка из одного источника или у единственного

поставщика (подрядчика, исполнителя)

ИС – иные способы.

По гистограмме видно, что из всех способов госзакупок большую часть на всем временном отрезке (кроме 2017 года) занимает электронный открытый аукцион, который способствует доступу поставщиков товаров с самыми конкурентоспособными ценами из стран ЕАЭС к общему рынку государственных закупок. Однако по итогам 2022 года между основными тремя способа осуществления закупок установлен практически паритет, а рост доли закупки из одного источника или единственного поставщика свидетельствует о тенденции к закрытию собственных рынков и ограничениях во взаимном доступе [9,10].

При этом анализ изменений способов в общей стоимости контрактов по странам ЕАЭС в 2015 г. и в 2022 г. представлен на рис. 6.

Рисунок 6. Доля способов закупок (по стоимости контрактов) в странах ЕАЭС в 2015 и 2022 гг., %

Figure 6. Share of procurement methods (by contract value) in the EAEU countries in 2015 and ььььь2022, %

Источник: составлено автором по данным Евразийской экономической комиссии. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/comission/department/cpol/zakupki/obzory-statisticheskoy-informatsii-o-gosudarstvennykh-munitsipalnykh-zakupkakh-v-gosudarstvakh-chlen.php?clear_cache=Y (дата обращения 27.04.2025)

Сокращения: ОК – открытый конкурс

ЭА – открытый электронный аукцион

ЗП – запрос предложений

ЗЦП (ЗК) – запрос ценовых предложений (запрос котировок)

БТ – биржевые торги

ОИ (ЕП) – закупка из одного источника или у единственного

поставщика (подрядчика, исполнителя)

Данные рисунка 6. свидетельствует о следующем:

1) в России наблюдается рост увеличения контрактной стоимости открытых конкурсов при одновременном снижении закупок у одного поставщика или из единственного источника;

2) в Кыргызстане значительно увеличился запрос ценовых предложений;

3) Казахстан отказывается от закупок из одного источника или единственного поставщика в пользу проведения открытых конкурсов;

4) в Белоруссии значительно снизилась стоимость закупок, проводимых электронным аукционом с одновременным увеличением закупок у одного поставщика или из единственного источника;

5) в Армении появились закупки посредством проведения электронных аукционов и увеличилась стоимость проводимых открытых конкурсов [11,12].

Анализ количества процедур закупок по способам показывает, что наиболее частым используемым способом в ЕАЭС является закупка из одного источнику или у единственного поставщика (рис. 6.).

Рисунок 7. Динамика способов проведения закупок в период

с 2015 по 2022 гг., ед.

Figure 7. Dynamics of procurement methods from 2015 to 2022, units

Источник: составлено автором по данным Евразийской экономической комиссии. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/comission/department/cpol/zakupki/obzory-statisticheskoy-informatsii-o-gosudarstvennykh-munitsipalnykh-zakupkakh-v-gosudarstvakh-chlen.php?clear_cache=Y (дата обращения 28.04.2025)

Сокращения: ОК – открытый конкурс

ЭА – открытый электронный аукцион

ЗП – запрос предложений

ЗЦП (ЗК) – запрос ценовых предложений (запрос котировок)

БТ – биржевые торги

ОИ (ЕП) – закупка из одного источника или у единственного

поставщика (подрядчика, исполнителя)

ИС – иные способы.

По графику видно, что наибольшее число процедур закупок было сделано через запрос котировок и закупки у одного источника, несмотря на то, что на предшествующих графиках в основном по объему закупок преобладает электронные открытые аукционы и открытые конкурсы. Соответственно, можно сделать вывод о том, что закупки через электронные открытые аукционы и открытые конкурсы дороже, чем запрос котировок и закупки у одного источника.

Исследуя долю конкурентных способов проведения закупок (открытый конкурс, открытый электронный аукцион, запрос предложений, запрос ценовых предложений (запрос котировок), биржевые торги), следует отметить, что большая часть закупок, как в стоимостном, так и в количественном выражении, являются конкурентными (рис. 8.).

Рисунок 8. Динамика способов закупок по количеству процедур и стоимости договоров (контрактов) о закупках в период с 2015 по 2022 гг., %

Figure 8. Dynamics of procurement methods by the number of procedures and the value of procurement agreements (contracts) in the period from 2015 to 2022, %

Источник: составлено автором по данным Евразийской экономической комиссии. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/comission/department/cpol/zakupki/obzory-statisticheskoy-informatsii-o-gosudarstvennykh-munitsipalnykh-zakupkakh-v-gosudarstvakh-chlen.php?clear_cache=Y (дата обращения 28.04.2025)

Гистограмма показывает, что на временном промежутке с 2016 г. конкурентные госзакупки по стоимости к общей стоимости госзакупок ЕАЭС варьировались в пределах 68-75%. Пик был в 2021 году – 75,4%, что на 8% выше в относительном выражении, чем в 2021 году. Минимум наблюдался в 2015 году, но уже в 2016 году стоимостные показатели выросли на 23% в относительном выражении, что является существенным ростом.

Количество конкурентных госзакупок с 2015 года по 2018 год снижалось и снизилось на 19% по сравнению с 2015 годом, но к 2021 году выросло на 30% по сравнению с 2018 годом. В целом, тренд проведения государственных закупок конкурентными способами положительный.

В 2015 году средняя стоимость договора госзакупок, реализуемых посредством конкурентных способов составляла 22,59 тыс. долл. США, а в 2022 году сократилась до 18,4 тыс. долл. США, при этом закупка из одного источника осуществлялась на среднюю сумму около 20,66 тыс. долл. США в 2015 году, а в 2022 году уже на сумму 12,99 тыс. долл. США.

В период с 2015 по 2022 гг. количество электронных процедур закупов увеличивается (рис. 9.).

Рисунок 9. Динамика электронных процедур закупок в период с 2015 по 2022 гг., ед.

Figure 9. Dynamics of electronic procurement procedures from 2015 to 2022, units

Источник: составлено автором по данным Евразийской экономической комиссии. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/comission/department/cpol/zakupki/obzory-statisticheskoy-informatsii-o-gosudarstvennykh-munitsipalnykh-zakupkakh-v-gosudarstvakh-chlen.php?clear_cache=Y (дата обращения 28.04.2025)

По графику видно, что наибольшее электронное количество закупок осуществляет Казахстан, на втором месте находится Россия. Армения с 2017 года существенно увеличила количество электронных закупок, однако до 2020 года оно не превышало 7% от общего числа электронных закупок. Беларусь показывает стабильный рост числа электронных закупок на протяжении всего отрезка времени с 2017 по 2022 год. Казахстан в 2016 году показал резкий скачок на 79%, а затем после небольшого спада плавный рост к 2022 году и на протяжении всего временного отрезка оставался лидером.

В Киргизии до 2019 года практически отсутствовали электронные закупки, однако в 2019 году их число выросло более чем на 500 тыс. ед., однако снова сильно снизился. В России число электронных процедур растет, но небольшими темпами.

В целом по ЕАЭС доля закупок в электронной форме с 2015 года стабильно растет и по итогам 2022 года составила 86,5% в количественном выражении и 75% в стоимостном. Для наглядности, в 2015 году доля закупок в электронной форме составляла 64,6% в количественном выражении и 44,7% в стоимостном.

Несмотря на рост доли закупок в электронной форме, среднее количество заявок потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), участвовавших в одной конкурентной процедуре госзакупок (одном лоте) в ЕАЭС остается низким (рис. 10).

Рисунок 10. Динамика уровня конкуренции, ед. (кол-во заявок на 1 лот)

Figure 10. Dynamics of the competition level, units (number of applications per lot)

Источник: составлено автором по данным Евразийской экономической комиссии. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/comission/department/cpol/zakupki/obzory-statisticheskoy-informatsii-o-gosudarstvennykh-munitsipalnykh-zakupkakh-v-gosudarstvakh-chlen.php?clear_cache=Y (дата обращения 30.04.2025)

В соответствии с данными, приведёнными на рис. 10. среднее количество заявок на один лот не превышает 3,3 единицы по ЕАЭС в период с 2015 по 2022 гг. и имеется явная тенденция к снижению уровня. Самый низкий уровень конкуренции наблюдается в Казахстане и Белоруссии.

Касательно источников финансирования, то все государства-члены ЕАЭС осуществляют государственные закупки преимущественно из бюджетных средств (рис. 11.).

Рисунок 11. Структура источников финансирования государственных закупок в ЕАЭС, %

Figure 11. Structure of sources of financing for public procurement in the EAEU, %

Источник: составлено автором по данным Евразийской экономической комиссии. Режим доступа: https://eec.eaeunion.org/comission/department/cpol/zakupki/obzory-statisticheskoy-informatsii-o-gosudarstvennykh-munitsipalnykh-zakupkakh-v-gosudarstvakh-chlen.php?clear_cache=Y (дата обращения 30.04.2025)

На всем временном отрезке доля бюджетных средств среди источников финансирования государственных закупок в ЕАЭС составляет более 70% финансирования госзакупок, что говорит о малой вовлеченности институтов развития в данный процесс, хотя, начиная с 2020 года, наблюдается положительная динамика. При этом среди стран ЕАЭС Белоруссия отличается наибольшей долей бюджетных средств среди источников финансирования государственных закупок – в 2022 году 93,5%, а Россия наименьшей – 70,1%.

Таким образом, рынок государственных закупок в ЕАЭС отличается растущим объемов и долей электронных процедур при одновременном снижении уровня конкуренции и снижении конкурентных процедур в объеме государственных закупок.

Заключение

Целью данного исследования была оценка функционирования рынка государственных закупок в странах Евразийского экономического союза за период 2015-2022 гг. В результате анализа была достигнута комплексная картина текущего состояния и ключевых тенденций развития закупочной системы в рамках Союза.

Проведенное исследование показало, что объемы государственных закупок в ЕАЭС демонстрируют устойчивый рост, а доля закупок, осуществляемых в электронной форме, существенно увеличилась, что соответствует мировым тенденциям цифровизации. Однако это не сопровождалось ростом уровня конкуренции, так как среднее количество заявок на одну процедуру остается низким и имеет тенденцию к снижению.

Анализ структуры закупок выявил, что наибольшая доля контрактов в стоимостном выражении приходится на Россию, в то время как в некоторых странах, таких как Киргизия и Армения, сохраняется низкий уровень вовлеченности. Страны ЕАЭС по-разному используют закупочные инструменты. Если Казахстан и Беларусь усиливают роль открытых конкурсов и электронных аукционов, то в Армении и России сохраняется значительная доля закупок у единственного поставщика.

Показано, что несмотря на общий рост конкуренции в стоимостном выражении, в количественном выражении преобладают неконкурентные процедуры. Также было зафиксировано преобладание бюджетного финансирования в системе закупок при низкой вовлеченности иных источников, что ограничивает потенциал развития.

Таким образом, поставленные задачи были выполнены, а цель исследования достигнута. Выводы подчеркивают необходимость дальнейшей гармонизации правил закупок, повышения транспарентности процедур стимулированию конкуренции в рамках ЕАЭС для усиления интеграционных процессов и повышения эффективности расходования государственных средств.

[1] Интервью Министра по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Б. Султанова. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/6479647?ysclid=lscvn2k08d644064407 (дата обращения 21.04.2025)


Источники:

1. Абдыгалиев А.А. Взаимное признание электронной цифровой подписи странами Евразийского экономического союза в сфере государственных закупок // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: Сборник статей по материалам CCVII Международной научно-практической конференции. Москва, 2021. – c. 58-67.
2. Амельченя Ю.А. Государственные закупки в ЕАЭС // Новые вызовы интеграции ЕАЭС: правовое измерение: Сборник материалов международной конференции. Минск, 2020.
3. Андреева Л.В. Правовые проблемы формирования общего рынка государственных закупок в Евразийском экономическом союзе и СНГ // Бизнес, менеджмент и право. – 2018. – № 4. – c. 38-44.
4. Бапанова С.А., Протасова О.В., Горковенко Л.А. Проблемы реформирования государственных закупок в рамках ЕАЭС // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. – № 3(29). – c. 26-33.
5. Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза // Тендер. – 2017. – № 41. – c. 23-31.
6. Еликбаев К.Н. Проблемы и перспективы функционирования рынка государственных закупок в рамках ЕАЭС // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2022. – № 1. – c. 79-92. – doi: 10.22363/2313-2329-2022-30-1-79-92.
7. Запольский А.В. Трансформация рынков государственных закупок в рамках ЕАЭС // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2021. – № 3(146). – c. 14-24.
8. Кабытов П.П. Государственные закупки в условиях Евразийского экономического союза // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2017. – № 5(66). – c. 104-109. – doi: 10.12737/article_59bbac1ad7efa4.22697905.
9. Казанцев Д.А., Михалёва Н.А. Регулирование госзакупок правом Евразийского экономического союза и пути дальнейшего сближения национальных закупочных законодательств // Правоведение. – 2019. – № 3. – c. 393-411. – doi: 10.21638/spbu25.2019.303.
10. Ошева Ю.А. Организация системы государственных закупок в Евразийском экономическом союзе как управленческая проблема // Бизнес и общество. – 2023. – № 3(39).
11. Панкратов М.В. Регулирование сферы государственных закупок в рамках ВТО и ЕАЭС // Московский экономический журнал. – 2021. – № 5. – doi: 10.24411/2413-046X-2021-10305.
12. Чернова В.Ю. Проблемы формирование единого рынка государственных закупок в ЕАЭС // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2018. – № 1А. – c. 5-14.

Страница обновлена: 05.10.2025 в 22:21:49

 

 

Assessment of the public procurement market of the Eurasian Economic Union

Zhigulin V.G., Saurenko T.N.

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 3 (July-september 2025)

Citation:

Abstract:
The article analyzes the current state and dynamics of the development of the public procurement market in the countries of the Eurasian Economic Union for the period 2015-2022. Particular attention is paid to electronic procedures reflecting global digitalization trends and contributing to increased transparency, reduced administrative barriers and easier access for suppliers. The authors identify key differences in the structure of procurement and the degree of participation of the member states of the Eurasian Economic Union, due to the peculiarities of national regulation, institutional differences, as well as the level of development of digital infrastructure. It has been established that despite the increase in the share of purchases in electronic form, there is a decrease in the level of competition. It is shown that in a number of countries, a high proportion of purchases from a single supplier remains, which may limit access to market participants and reduce the efficiency of budget spending. The article highlights the need for further harmonization of procurement rules within the framework of the integration association, as well as the development of a competitive and institutional environment. It is concluded that there is a need to increase transparency, involvement of development institutions and equal access of suppliers to procurement. The results of the study make it possible to comprehensively assess the current state of the EAEU procurement system and identify strategic directions for its improvement.

Keywords: public procurement, Eurasian integration, electronic procedure, competitive method, budget fund, integration, competition level

JEL-classification: F15, F02, H57