Актуальная проблематика научной дискуссии об инновационном развитии машиностроения
Багратуни С. А.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 3 (Июль-сентябрь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83019577
Аннотация:
В настоящей публикации автором предложен мета-анализ актуальной научной дискуссии о механизмах инновационного развития машиностроительной отрасли. На основе библиометрического и библиографического анализа актуализирована структура, направления, границы и разрывы в научной дискуссии об инновационном развитии машиностроения. Предложена классификация, формализующая пять направлений научного поиска механизмов роста инновационности: инновационный потенциал, организация процесса НИОКР, инвестиции в инновации, инновационные политика - стратегия, экономический рост на основе инноваций. Основным теоретическим результатом является обнаруженный разрыв в теоретической дискуссии, фокусирующий перспективный вопрос экономических исследований - факторный анализ экономического роста машиностроения на основе инновационных драйверов. Материалы публикации адресованы экономистам - участникам научной дискуссии о факторах и механизмах экономического роста машиностроительной отрасли
Ключевые слова: инновации, машиностроение, НИОКР, технологическая платформа
JEL-классификация: O25, O33, O47
ВВЕДЕНИЕ
В перспективе уровень развития производительных сил и производственных отношений в машиностроении предопределен инновационной парадигмой, являющейся ядром стратегии «экспортоориентированной индустриализации» (EOI). Глобальный уровень конкуренции машиностроительной отрасли характеризуется значительной величиной мирового экспорта - 24,6 трилл . долл. США (Мировой Банк [18]) и высокими среднегодовыми темпами 7,1% (Trade Map [53]). Высокие темпы определяются не столько ростом натурального объема рынков, сколько увеличением цен на продукцию, включающих «инновационное роялти». Перманентность процесса инкрементальных инноваций в машиностроении отражается среднегодовой величиной наукоемкости предприятий экспортеров - 2,76% и значительными (среднегодовыми) затратами цикла НИОКР (37,4 млн. евро) инновационных лидеров.
Перспектива экономического роста российского машиностроения характеризуется инновационным вектором инвестиций и относительно слабой стартовой позицией на внутреннем и внешних рынках. Вклад в инновационное производство на внутреннем рынке составляет 2,6% (Росстат [24]), баланс импорт/экспорт 84,83% (2014-2024, Корепанов Е.Н. [14].), при импортозависимости 51,26%. Тем не менее, отмечается значимый рост инвестиций в основные средства и НИОКР машиностроения: 4,5 трлн руб. (2023) внутренние, а бюджетные выросли в 3,5 раз (2022-2023) и составили 210 млрд руб. Это свидетельствует об осознанности проблемы и формализации национального приоритета: «…Машиностроительный комплекс играет ключевую роль для отечественной промышленности, нашей экономики в целом. Его развитие, раскрытие мощного научного, технологического потенциала являются безусловным приоритетом» (Путин В.В. [10]). Машиностроение является ядром всех «приоритетных» и «критических» «…направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации» [31], а уровень инновационности ее технологий и продукции предопределяет потенциал экономического роста всех отраслей промышленности.
Итак, актуальность настоящего исследования в практической плоскости обусловлена выраженной приоритетностью научно-технического вектора формирования конкурентоспособности машиностроения на глобальных рынках, а в теоретической – поиском организационно-экономических механизмов инновационного развития. Первичная цель (решаемая в настоящей публикации) – формализовать рамки и границы, классифицировать сложившиеся направления исследований, что позволить обнаружить разрывы в научной дискуссии об инновационном развитии машиностроения. Решение задачи позволит сформулировать научно развитые положения, в части уточнения методологического базиса и таксономии направлений научного поиска эффективных механизмов экономического роста машиностроения.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Библиометрический (количественный) анализ (автором использовался инструмент - OpenAlex) публикационной активности в ретроспективе 20-ти лет обнаруживает значительный интерес ученых к проблемам «инноваций в машиностроении». В базе данных Scopus на 2024 год индексировано 157300 публикаций, причем видна явная поступательная динамика роста научного интереса к проблемам экономического развития машиностроения на платформе инновационных драйверов (рис. 1), пик активности в 2018 году – 10873.
Рис. 1 – Динамика численности публикаций, индексированных по «инновации в машиностроения» в системе Scopus. Построено автором на основе инструмента библиометрических измерений OpenAlex.
В российском научном сегменте также наблюдается интерес к вопросам инновационного развития машиностроительного комплекса, в базе данных РИНЦ (по ядру) индексировано 10867 публикаций. Причем более показателен интерес российских исследователей к вопросу с позиции количества защищенных диссертаций. По данным Dissercat [42] 1322 кандидатских и докторских диссертаций защищено в период 2004-2023 года посвященных проблеме экономики машиностроения (08.00.05), более половины которых в той или иной степени «затрагивающих» (от одного параграфа до полностью посвященных проблематике) инновационные процессы или научно-технические драйверы экономического роста. Итак, библиометрический анализ обнаруживает рост интереса к проблемам инновационного развития машиностроения, актуальность исследования проблематики, соответственно, незаконченность научной дискуссии, наличие «разрывов», обнаруживаемых в библиографическом (далее) анализе.
Библиографический (качественный, контекстный) анализ позволяет выделить и классифицировать объекты исследований. В фокусе мировой научной дискуссии пять вопросов (табл. 1), ключевым из которых (по числу публикаций) является организация процесса НИОКР (синтезировано через индексированные системой OpenAlex термины как «проектное мышление и инженерные процессы проектирования»). Второй вопрос – технологический трансфер («постановка инновационной продукции на производство»). В мэйнстриме дискуссии последние 20 лет сохраняется и вопрос источников технологических знаний (баланс внутренних-внешних), организационные процессы их привлечения и превращения в инновации. И, конечно, в последние 10 лет на «волне» радикального технологического обновления (производственных процессов машиностроения растет интерес к процессным инновациям («технологии 3-D печати и аддитивные технологии», «индустрия 4.0 и цифровая трансформация производства»).
Таблица 1 – Ключевые направления научного поиска, индексированных по «инновации в машиностроения» в системе Scopus. Построено автором на основе инструмента библиометрических измерений OpenAlex. Обозн.: Ч – число публикаций в период 1994-2024, ед.
|
Классифицируемые направления научного поиска
|
Ч
|
|
Проектное мышление и инженерные процессы проектирования
|
1978
|
|
Постановка инновационной продукции на производство
|
1784
|
|
Управление знаниями и организационные инновации
|
1668
|
|
Технологии 3-D печати
и аддитивные технологии
|
1136
|
|
Индустрия 4.0 и цифровая трансформация производства
|
1033
|
Рис. 2 – Структура и периоды вопросов исследования экономики инноваций в машиностроительном комплексе. Выделено автором по библиографическому анализу 1322 диссертаций, защищенных в России в период 2004-2023 году (источник данных – библиотека Dissercat).
Вопрос совершенствования «управления и организации инновационных процессов» не уходит из повестки научных исследований последние 20 лет (аналогично мировой дискуссии - выше), что обусловлено перманентной трансформацией внешних и внутренних факторов научно-технического развития машиностроения. Экосистемный подход к организации инновационных сетей отраслевых комплексов стал популярным последние 5 лет, но представленные исследования пока не внесли существенного вклада в развитие теоретических и практических взглядов на организацию инноваций в машиностроении. По мнению автора экосистемы это частный случай обсуждения общей проблематики организации и управления инновационным процессом в кооперации субъектов. Проблематика инвестиций в НИОКР сосредоточена на выработке эконометрических оценок результативности и эффективности. Вопрос «инновационных политики и стратегии» сосредоточен на выработке долгосрочных направлений (включая цели, приоритеты, границы, тактику) инновационного развития машиностроения. Методики оценки инновационного потенциала рассматриваются применительно к субъектам, кластерам и отраслям. «Влияние инноваций на экономический рост» объединяет вопросы поиска факторных моделей взаимосвязи операционного дохода и расходов на НИОКР. Впрочем, выделенные 5 мировых (табл. 1) и 5 российских (рис. 2) проблематик солидарны с библиографическим и библиометрическим анализом, представленным в научных публикациях (например, у Ахмад, Х. А. [37], Бабкина А.В. и др. [4]) и дополняют спектр вопросов исследования инноваций в машиностроении. Совмещая выделенные проблематики и интерпретируя их в предметные области исследования экономики инноваций машиностроения (табл. 2) автор выделил 5 контекстных направлений и привел экспертную оценку степени изученности (рис. 2), в рамках которых реализует поиск «разрывов» в научной дискуссии.
Таблица 2 – Предметные области исследования экономики инноваций машиностроения. Составлено автором.
|
Направление
|
Содержание предметной области
|
Исследователи
|
|
Инновационный потенциал
|
Ресурсная оценка научно-технического потенциала мезо- и
микро- уровневых субъектов, кластеров, экосистем.
|
Дубровина Н.А. [12]; Путятина Л.М., Арсеньева Н. В. [22];
Соколов А.В., Бажанов В.А. и др. [26]
|
|
Организация процесса НИОКР
|
Организация и управление процессами НИОКР, приобретения
внешнего знания, кооперация в инновационных процессах. Кооперация, структура
этапов, организация и управление процессами и ресурсами предприятий.
|
Шинкевич А.И., Шумкин А.В. [33]; Алексеев А.А. и др. [1]; Хеннебольд
К.и др. [44]; Мелехин В.Б., Хачумов В.М. [17]; Тавассоли
С. [52]
|
|
Инвестиции в инновации
|
Экономическая оценка (методы и показатели) эффективности
инвестиционных проектов в технологические инновации.
|
Терпугов А.Е. [30]; Стрельцов А.В., Яковлев Г.И. [27];
Ярошевич Н.Ю. [36]; Широков С.С. [34]; Темпель Ю.А., Новикова А.А. [29]; Куккулелли М., Перуцци В. [41]; Ларсен М. и др. [46]
|
|
Инновационные политика, стратегия
|
Подходы к формированию инновационной политики и стратегии
предприятий, выбор научно-технических приоритетов.
|
Скулкин А.А. [25]; Воскобойников Б.С. и др. [9]; Борисов
Е.А. и др. [8]; Празднов Г.С. [21]; Девятина Д.Ш. и др. [11]; Чэнь Х. [39]
|
|
Экономический рост на основе инноваций
|
Факторный анализ мезо- и микро- уровневых субъектов
взаимосвязи инвестиций в НИОКР (приобретение технологий) и экономических
эффектов операционной деятельности.
|
Плотников А.А. [20]; Бозо Н.В. и др. [6]; Борисов В.Н. и
др. [7]; Бабкин А.В., Чэнь Л. [5]
|
Проблематика выбора методов и моделей оценки инновационного потенциала является наиболее сложным и неоднозначным с позиции результатов исследований вопросом. Инновационный потенциал традиционно рассматривается как совокупность материальных, нематериальных (интеллектуального капитал) и человеческих ресурсов, расходуемых в инновационном процессе. Различная природа, определяющая вариацию валовой величины и стоимостной оценки ресурсов, приводит к созданию синтетических переменных, не имеющих универсального отражения, только платформу сравнения потенциала субъектов. В этом контексте показательна «методология оценки инновационного потенциала машиностроительного предприятия, включающая 8 показателей (ученые Путятина Л.М., Арсеньева Н. В. [22]): годовое количество внедренных новых товаров; доля новых товаров в общем объеме товарного производства; доля новых внедренных прогрессивных технологий в общей трудоемкости производства; доля внедренного нового оборудования и инструментов; доля новых конструкционных материалов; уровень механизации и автоматизации основных/ вспомогательных работ; среднегодовой коэффициент снижения трудоемкости выпускаемой̆ продукции; уровень компьютеризации планово- учетных работ». Как видим большинство показателей построены на относительной экспертной интерпретации, формирующей количественную оценку. Альтернативно Яковлева Е. А. и др. [35] предлагает оценку потенциала стоимостным подходом, расчет построен методом расстояний в комбинаторике экономических показателей управленческого учета (формы 1-4): «собственный капитал; цена капитала; заемный капитал (долгосрочный); инвестированный капитал; стоимость ОПФ; выручка от продаж; себестоимость продукции; затраты на материалы; заработная плата; начисление на зарплату; накладные расходы; прибыль после уплаты налогов» [35]. Такой подход, конечно, обладает объективной количественной универсальностью, но сохраняется сомнение в обоснованности выбранных авторами переменных в силу незавершённости научной дискуссии о природе инновационного развития машиностроения. Практическая значимость вопроса измерения инновационного потенциала обусловлена, во-первых, необходимостью оценки возможности «импортозамещения» в национальном машиностроительном комплексе (Соколов А.В., Бажанов В.А. и др. [26]). Во-вторых, поиском точек научно-технического роста машиностроительного комплекса, возможностей кооперации ресурсно- обеспеченных субъектов в рамках практической проблемы: «…ослабли связи в цепочке «фундаментальная наука – прикладная наука − отраслевая наука − производство» (Краснова Е.В. и др. [16]). Итак, данное направление исследований имеет практическую перспективу и не завершено с позиции синтеза теоретических моделей и методов оценки. Но главная сложность осмысления данного вопроса – незавершенность научной дискуссии по вопросу о природе факторов и ресурсов экономического роста на основе инновационных драйверов. Без решения данной задачи любые выбранные показатели оценки инновационного потенциала будут сомнительны с позиции обоснованности.
Организация и управление процессом НИОКР практически «вечный» вопрос исследований, которому посвящено, по авторской оценке, 65% публикаций. Что объясняется включением в проблематику широкого спектра вопросов от пространственного размещения до моделей трансфера и конфигурации этапов инновационного процесса. В настоящее время фокус сосредоточен на моделях кооперации субъектов машиностроительного комплекса. Шинкевич А.И., Шумкин А.В. [33] предложили подход к «…DCOR-моделированию процесса разработки и выведения инновационных продуктов на рынок». В этой же плоскости Темпель Ю.А., Новикова А.А. [29] ведут работу над «…сетевой моделью планирования инновационного проекта в машиностроении», а Мелехин В.Б., Хачумов В.М. - «…многоуровневую модель ситуационного управления … в машиностроении» [17]. Ярошевич Н.Ю. [36] классифицировал типы кооперации в инновационных процессах машиностроительных комплексов. А решение задачи визуализации кооперации субъектов через «картирование промышленных сетей» обнаруживается в работе Срай Дж. [51]. Интересно решение Ларсен М. и др. [46], выделившего 4 типа проблем («высокие затраты, низкий коэффициент использования или отсутствие квалифицированной рабочей силы») и, соответственно, предложившего соответствующую проблемам конфигурацию этапов. В том же контексте Королевский Д.Е. [15] осуществляет поиск эффективной конфигурации этапов, апеллируя к проблеме «…несоответствия тематики проводимых научно-исследовательских работ потребностям развития машиностроительного сектора». Пространственные подходы к размещению машиностроительных комплексов (включая конфигурацию кластеров, экосистем, сетей) с позиции инновационного развития консолидировали Фефелов А, Маланина Ю. [43]. Важное место в дискуссии занимает анализ, международное сопоставление и выработка механизмов эффективной государственной поддержки инновационного развития машиностроительного комплекса (российский сегмент обсуждали Морева Е.Л., Бекулова С.Р. [19]). Итак, с одной стороны методы, модели и механизмы управления и организации инновационными процессами представлены в публикациях достаточно полно, проблематики «закрыты». С другой стороны, в перспективе трансформации внутренних и внешних факторов инновационного развития машиностроительных комплекса возникнет потребность ревизии научных взглядов.
Вопрос методов оценки эффективности и результативности инвестиций в инновационные проекты является важным в практической плоскости с позиции обоснованности для акционеров, сторонних инвесторов и менеджмента принимаемых решений. В спектре предлагаемых встречаются академические решения, построенные на традиционных индикаторах, например, Пуряев А. [49] предлагает оценку, построенную на комбинаторике 4 переменных: чистая приведенная стоимость (NPV); внутренняя норма доходности (IRR); дисконтированный срок окупаемости; (валовые) инвестиции в проект. Предлагаются также оригинальные методики, например «концепция оценки эффективности инновационных проектов с применением нечеткого интеграла» (Харисова А.Р., Пуряев А.С. [32]) или «…теоретические и аналитические методы, численное моделирование и экспериментальные методы …» (Чаурасия П.К. и др. [38]). Ученые также рассматривают оценку эффективности отдельных аспектов процесса капиталовложений, так Рогова Е.М. и др. [23] исследовали влияние сделок слияния и поглощения на эффективность инвестиционных проектов. А Хеннебольд К. и др. [44] предлагает систему мониторинга и учета рисков инновационных проектов в инвестиционной стоимости с помощью «…машинного обучения для прогнозирования производственных затрат в машиностроении и что даже на раннем этапе разработки продукта возможны точные прогнозы с малоизвестной информацией о конечном продукте». Итак, автор, с одной стороны, является сторонником подхода к применению академических методов оценки эффективности инвестиций (NPV, IRR) в инновационные проекты. А с другой стороны, придерживается позиции, что развитие комбинаторных и синтетических переменных в оценке должно строится на прозрачности факторов экономического роста через инновационные драйверы.
Инновационные политика, стратегии как вопрос исследования сосредоточен на выработке концепций и подходов к долгосрочному планированию направлений и ресурсов НИОКР, планов модернизации производственных мощностей, повышению знаний и компетенций профильного персонала и интеграции в кооперационные сети. В практической плоскости исследователи (Борисов Е.А., Ганичев Н.А. [7]; Празднов Г.С. [21]; Девятина Д.Ш. и др. [11]; Чэнь Х. [39]) изучают внешние факторы долгосрочного инновационного развития и сопоставляют его с внутренними ресурсами (потенциалом). Например, Киселева О.Н. и др. [13] предлагают концепцию стратегического инновационного развития с позиции «факторов готовности реализации концепции Индустрия 4.0». «…Будущие направления в этой области (машиностроение – автор) предполагают более глубокое изучение новых тем, таких как конвергенция информационных технологий с автоматизацией, содействие более широкому глобальному сотрудничеству и исследование корреляции между академическими результатами и реальными технологическими достижениями» (Ахмад Х. А. [37]). Итак, данный вопрос не имеет приоритетного фокуса в научной дискуссии. И это вполне понятно исходя из понимания, что синтез инновационной стратегии вторичен по отношению к пониманию факторов экономического роста, конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса.
Рис. 3 – Поле распределения расходов на НИОКР и операционного дохода 109 машиностроительных предприятий – инновационных лидеров Европы (тренд выделен через скользящую среднюю). Разработано автором.
Экономический рост предприятий на основе инноваций c одной стороны является аксиоматическим тезисом (редко ставящимся под сомнение в научной дискуссии), а с другой – незавершенностью видения природы трансформации инновационных драйверов в экономический рост. В рамках первого тезиса, Асканова О. В. представила «…результаты определения степени тесноты связи между динамикой объема инвестиций (в НИОКР – автор) и отгруженной инновационной продукции» [3]. И с этим трудно не согласиться: построенное автором поле распределения (рис. 3) расходов на НИОКР и операционного дохода 109 машиностроительных предприятий явно обнаруживает практически линейный тренд. Аналогичные данные получены Праздновым Г.С. [21], Кропли Д. Х., Сингх К. [40] и другими учеными (табл. 2). Но вместе с тем (в рамках второй части тезиса) сохраняется вопрос о факторах, опосредующих инвестиции в НИОКР и экономический рост. С концептуальной точки зрения изучается вопрос «производственной функции» с фокусом на инновационный капитал (выступающий в функции Кобба-Дугласа только поправочным технологическим коэффициентом), трансформации интеллектуального капитала в операционные результаты хозяйственной деятельности.
В рамках такой постановки задачи не очевидна прозрачность факторов, трансформирующих инвестиции в НИОКР в операционный доход: «… взаимосвязь между инвестициями в НИОКР и результатами их эффективности остается загадкой» (Карна А. и др. [45]). То есть, в настоящее время автором концептуально декларируется наличие «черного ящика» (рис. 4) во взаимосвязи инноваций и экономического роста, а эконометрически между величиной расходов на НИОКР и операционным доходов. Конечно, проблема «черного ящика» осознана в научной дискуссии по вопросу инновационного развития машиностроения и автором наблюдаются попытки ее решения. Так, Швиденко Н. и др. [50] искали ее решение через анализ «структуры проблематики экономического развития машиностроительного комплекса», Тебекин А.В. [46] через – «системные предпосылки экономического роста», а Празднов Г.С. [28] в «формулировке эконометрического контура инновационного развития машиностроительного предприятия».
Рис. 4 – Авторская логика факторного анализа в рамках проблемы инновационного развития машиностроения. Разработано автором.
Двухфакторную модель построили Кропли Д. Х., Сингх, К. [40] - «влияние цифровой трансформации на машиностроительных инновации с позиции человеческого капитала». Научный поиск в рамках «разрыва» в научной дискуссии ведут и другие ученые, yо «уверенного», солидарно принимаемого, ответа на вопрос о природе и отражающих ее показателях инновационного развития машиностроения пока не сформировано. Обратим внимание, что ответ на данный вопрос обладает как самостоятельной значимостью в теоретической плоскости, так и является системной предпосылкой для развития научной дискуссии в рамках других направлений (ранее отмечалось): инновационный потенциал, инвестиции в инновации, инновационные политика – стратегия. В этом контексте вопрос факторного анализа является актуальным и ключевым с позиции выработки подходов и механизмов инновационного развития машиностроения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, представленный мета-анализ позволил развить научную дискуссию об инновационном развитии машиностроения в части формулировки научно развитых положений:
1. Формализация методологической платформы научной дискуссии об инновационном развитии - «отраслевые модели технических изменений» (Павитт К., Мачадо Дж.);
2. Разработка таксономии современных направлений исследования технологического развития, определяющих вариативность механизмов экономического роста машиностроения;
3. Определение приоритетного фокуса научного поиска (разрыва в исследовании) - факторный анализ инновационного развития отрасли.
Теоретический вопрос факторного анализа инновационного развития машиностроения принимается приоритетным в структуре научной дискуссии, определяет перспективу синтеза методов планирования стратегии и тактики развития отрасли. Это позволяет сфокусировать направление перспективных исследований - поиск эффективных механизмов экономического роста машиностроительной отрасли.
[1] Здесь и далее автор основывался на индексе цитирования в выборе солидарно принимаемых научных результатов, отраженных в публикациях.
Источники:
2. Арсеньева Н.В., Путятина Л.М., Барсова Т.Н. Современные аспекты оценки конкурентоспособности НИОКР в машиностроении // Modern Economy Success. – 2019. – № 2. – c. 12-16.
3. Асканова О. В. Инновационно-инвестиционная деятельность отечественного машиностроения: состояние и тенденции // Экономика профессия бизнес. – 2023. – № 1. – c. 14-22.
4. Бабкин А.В., Лычагин М.В., Лычагин А.М. Интеллектуализация в инженерной экономике с позиции многомерного библиометрического анализа. / В книге: Устойчивое ESG развитие интеллектуальных экосистем. Монография. Под редакцией А.В. Бабкина. - Санкт-Петербург, 2023. – 51-97 c.
5. Бабкин А.В., Чэнь Л. Оценка эффективности инноваций высокотехнологичной промышленности // Естественно-гуманитарные исследования. – 2022. – № 41. – c. 42-50.
6. Бозо Н.В, Малышева Е.В., Филатьева Н.А. Состояние машиностроения в современной российской экономике // Идеи и идеалы. – 2020. – № 4. – c. 277–290. – doi: 10.17212/2075-0862-2020-12.4.2-277-290.
7. Борисов В.Н., Ганичев Н.А. Оценка потребностей РФ в импортозамещении машиностроительной продукции в условиях долгосрочного санкционного воздействия // Стратегическое планирование и развитие предприятий: Материалы ХХIV Всероссийского симпозиума. Под редакцией Г.Б. Клейнера. Москва, 2023. – c. 554-559.
8. Борисов Е.А., Девятина Д.Ш., Лобынцева О.А. Направления развития инноваций в машиностроении // Наука через призму времени. – 2019. – № 8. – c. 31-33.
9. Воскобойников Б.С., Гречиков М.И., Грушников В.А., Петрина А.М. Наиболее значимые мировые инновации в машиностроении // Компетентность. – 2018. – № 2. – c. 34-44.
10. Выступление Путина В.В. перед участниками IX Международного молодежного промышленного форума «Инженеры будущего – 2020». Источник - ТАСС. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/8979209?ysclid=lr4s90e5oe332248468 (дата обращения: 22.12.2023).
11. Девятина Д.Ш., Лобынцева О.А., Бодров А.С. Направления развития инноваций в машиностроении // Мировая наука. – 2021. – № 1. – c. 86-89.
12. Дубровина Н.А. Формирование и реализация стратегии инновационно-технологического развития машиностроения РФ. / автореферат дис.,.. доктора экономических наук: 08.00.05 / Дубровина Наталья Александровна; [Место защиты: ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»]. - Самара, 2021. – 40 c.
13. Киселева О.Н., Пчелинцева И.Н., Васина А.В., Сысоева О.В. Проблемы инновационного развития предприятий машиностроения России при реализации концепции индустрия 4.0 // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2021. – № 3. – c. 21-27.
14. Корепанов Е.Н. Импортозависимость и импортозамещение в машиностроении // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2022. – № 5. – c. 66-76. – doi: 10.52180/2073-6487_2022_5_66_76.
15. Королевский Д.Е. Методики оценки инвестиционно-инновационного потенциала предприятия машиностроения // Сборник научных работ серии Государственное управление. – 2023. – № 30. – c. 120-131.
16. Краснова Е.В., Моргунов Ю.А., Саушкин Б.П., Шандров Б.В. Развитие прикладных научных исследований в машиностроении России // Экономика промышленности. – 2021. – № 3. – c. 274-287.
17. Мелехин В.Б., Хачумов В.М. Многоуровневая модель ситуационного управления технологическими процессами обработки деталей в машиностроении // Проблемы управления. – 2019. – № 1. – c. 73-82.
18. Мировой Банк. База дынных. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/NV.IND.MANF.ZS (дата обращения: 22.12.2023).
19. Морева Е.Л., Бекулова С.Р. Современные вызовы управлению отраслевыми драйверами (на примере российского машиностроения) // Управленческие науки = Management Sciences in Russia. – 2020. – № 10. – c. 6-22.
20. Плотников А.А. Инновации в машиностроении // Economics. – 2019. – № 5. – c. 41-48.
21. Празднов Г. С. Инновации в машиностроении: цель, проблемы, эффективность // Креативная экономика. – 2017. – № 12. – c. 1389-1398. – doi: 10.18334/ce.11.12.38649.
22. Путятина Л.М., Арсеньева Н. В. Инновационный потенциал машиностроительного предприятия и методика его оценки // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 1. – c. 563-572. – doi: 10.18334/vinec.10.1.100002.
23. Рогова Е.М. Роль слияний и поглощений в технологическом трансфере российских промышленных предприятий // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2014. – № 4. – c. 158-166.
24. База дынных. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14304 (дата обращения: 16.06.2024).
25. Скулкин А.А. Направление развития инноваций в машиностроении // Инженерные кадры - будущее инновационной экономики России. – 2022. – № 1. – c. 1136-1138.
26. Соколов А.В., Бажанов В.А. Вопросы оценки возможностей полного импортозамещения в отрасли машиностроения // Мир экономики и управления. – 2022. – № 4. – c. 5-25.
27. Стрельцов А.В., Яковлев Г.И. Совершенствование оценки эффективности реализации инновационной стратегии машиностроительных предприятий // Управленческий учет. – 2022. – № 4-2. – c. 347-354.
28. Тебекин А.В. Проблемы стратегического инновационного развития предприятий отечественного машиностроения и потенциальные пути их решения // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. – 2018. – № 1. – c. 22-26.
29. Темпель Ю.А., Новикова А.А. Методологические основы планирования и оптимизации работ в рамках инновационных проектов в машиностроении // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2023. – № 7. – c. 245-248.
30. Терпугов А.Е. Развитие методов оценки эффективности инновационно-инвестиционных проектов в машиностроении. / автореферат дис.,.. кандидата экономических наук: 08.00.05 / Терпугов Артем Евгеньевич; [Место защиты: ФГАОУ ВО Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева]. - Самара, 2019. – 20 c.
31. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102149065&ysclid=lzf8laz47e537238326 (дата обращения: 04.09.2024).
32. Харисова А.Р., Пуряев А.С. Концепция оценки эффективности инновационных проектов с применением нечеткого интеграла. В сборнике: Проблемы развития предприятий: теория и практика. материалы 14-й Международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Часть 1: Воспроизводство ресурсов инновационного развития в условиях неравновесной экономики. Резервы повышения эффективности использования инновационно-инвестиционного потенциала предприятий промышленности. Стратегия инновационного развития промышленного производства. Развитие теории и практики менеджмента предприятий в условиях перехода к инновационной экономике. 2015. С. 297
33. Шинкевич А.И., Шумкин А.В. Функциональное моделирование процесса выведения инновационной продукции на рынок в машиностроении // Вестник университета. – 2021. – № 12. – c. 47-54.
34. Широков С.С. Механизм и инструменты антикризисного управления машиностроительными предприятиями с использованием инноваций. / автореферат дис.,.. кандидата экономических наук: 08.00.05, 08.00.13 / Широков Сергей Сергеевич; [Место защиты: Нац. исслед. ун-т МЭИ]. - Москва, 2019. – 24 c.
35. Яковлева Е. А., Козловская Э. А., Бойко Ю. В. Оценка инновационного потенциала предприятия на основе стоимостного подхода // Russian Journal of Innovation Economics. – 2018. – № 8. – c. 267.
36. Ярошевич Н. Ю. Модель структурирования промышленного рынка машиностроения // Journal of New Economy. – 2019. – № 3. – c. 101–115.
37. Ahmad, H. A Bibliometric Exploration of Automation and its Impact on Mechanical Engineering Research. Babylonian Journal of Mechanical Engineering. 2023. 38-46
38. Chaurasiya P.K., Abhishek Singh, Tikendra Nath Verma, Upendra Rajak. Technology Innovation in Mechanical Engineering. Select Proceedings of TIME 2021.сVerlag: Springer Nature Singapore. Buchreihe : Lecture Notes in Mechanical Engineering. Enthalten in: Springer Professional Wirtschaft+Technik», Springer Professional Technik, 2022
39. Chen X. The Impact of Digital Transformation on Manufacturing Enterprises Innovation // Pacific International Journal. – 2024. – № 6. – p. 48-54.
40. Cropley D. H., Singh, C. Engineering Innovation: The Impact of Digital Transformation. In D. D. Preiss, M. Singer, and J. C. Kaufman (Eds.), Creativity, Innovation, and Change across Cultures, Chapter 6 (pp. 115-140). Cham, Switzerland: Palgrave MacMillan, 2023
41. Cucculelli M., Peruzzi V. Innovation over the industry life-cycle. Does ownership matter? // Research Policy. – 2020. – № 1. – p. 103878.
42. База дынных. Dissercat. [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com (дата обращения: 23.01.2024).
43. Fefelov A, Malanina Yu. Factors determining the decision on spatial location of mechanical engineering production forces // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – 2020. – № 862. – p. 042042.
44. Hennebold С., Kevin Klöpfer, Peter Lettenbauer, Marco Huber, Machine Learning based Cost Prediction for Product Development in Mechanical Engineering, Procedia CIRP, Volume 107, 2022, Pages 264-269
45. Karna A., Christos Mavrovitis (Mavis), Ansgar Richter, Disentangling reciprocal relationships between R&D intensity, profitability and capital market performance: A panel VAR analysis, Long Range Planning, Volume 55, Issue 5, 2022
46. Larsen, M., Laursen, E., Lassen, A. Managing Manufacturing Innovation: Four Types of Problems and Matching Innovation Processes, 2023
47. Machado, J. Innovations in mechanical engineering / J. Machado, F. Soares, J. Trojanowska, J. Ottawiano (Eds.). – Cham: Springer, 2021
48. Pavitt K. Sectoral patterns of technical change: Towards a taxonomy and a theory // Research Policy. – 1984. – № 6. – p. 343-373.
49. Puryaev, A. Alternative evaluation of innovations’ effectiveness in mechanical engineering. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2017, 240
50. Shvydenko N., Odintsova N., Medyuha E. Problems and prospects of mechanical engineering innovative development in conditions of the digital economy // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. – 2020. – № 1001. – p. 012098.
51. Srai J. Mapping industrial systems - A supply network perspective on enabling technologies, processes and actors // International Journal of Manufacturing Technology and Management. – 2017. – № 31.
52. Tavassoli S. Innovation determinants over industry life cycle // Technological Forecasting and Social Change. – 2015. – p. 18-32.
53. База дынных. TradeMap. [Электронный ресурс]. URL: https://www.trademap.org/ (дата обращения: 12.08.2023).
Страница обновлена: 18.10.2025 в 10:15:33
Download PDF | Downloads: 4
Current issues of scientific discussion on the innovative development of mechanical engineering
Bagratuni S. A.Journal paper
Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 3 (July-september 2025)
Abstract:
The article offers a meta-analysis of the current scientific discussion on the mechanisms of innovative development of the mechanical engineering industry. Based on bibliometric and bibliographic analysis, the structure, directions, boundaries and gaps in the scientific discussion on the innovative development of mechanical engineering are updated.
The article provides a classification that formalizes five areas of scientific search for mechanisms of innovation growth: innovation potential, organization of the R&D process, investment in innovation, innovation policy and strategy, and innovation-based economic growth.
The author found a gap in the theoretical discussion focusing on a promising issue of economic research - a factor analysis of the economic growth of mechanical engineering based on innovative drivers.
The article is addressed to economists participating in a scientific discussion on the factors and mechanisms of economic growth in the mechanical engineering industry.
Keywords: innovation, mechanical engineering, R&D, technology platform
JEL-classification: O25, O33, O47
References:
Ahmad, H. A Bibliometric Exploration of Automation and its Impact on Mechanical Engineering Research. Babylonian Journal of Mechanical Engineering. 2023. 38-46
Alekseev A.A., Fomina N.E. (2023). On the issue of criteria for identifying the institution of "scientific entrepreneurship" in the innovative relationship between start-ups and industry. Economic sciences. (5). 78-82.
Arseneva N.V., Putyatina L.M., Barsova T.N. (2019). Modern aspects of evaluation of r&d competitiveness in mechanical engineering. Modern Economy Success. (2). 12-16.
Askanova O. V. (2023). Innovative and investment activities of domestic engineering: status and trends. Economics. (1). 14-22.
Babkin A.V., Chen L. (2022). Evaluation of the efficiency of innovations in the high-tech industry. Natural-humanitarian research. (41). 42-50.
Babkin A.V., Lychagin M.V., Lychagin A.M. (2023). Intellectualization in engineering economics from the perspective of multidimensional bibliometric analysis
Borisov E.A., Devyatina D.Sh., Lobyntseva O.A. (2019). Directions of innovation development in mechanical engineering. Nauka cherez prizmu vremeni. (8). 31-33.
Borisov V.N., Ganichev N.A. (2023). Assessment of the needs of the Russian Federation for import substitution of machine-building products in the context of long-term sanctions Strategic planning and enterprise development. 554-559.
Bozo N.V, Malysheva E.V., Filateva N.A. (2020). The state of mechanical engineering in the modern russian economy. Ideas and ideals. 12 (4). 277–290. doi: 10.17212/2075-0862-2020-12.4.2-277-290.
Chaurasiya P.K., Abhishek Singh, Tikendra Nath Verma, Upendra Rajak. Technology Innovation in Mechanical Engineering. Select Proceedings of TIME 2021.sVerlag: Springer Nature Singapore. Buchreihe : Lecture Notes in Mechanical Engineering. Enthalten in: Springer Professional Wirtschaft+Technik», Springer Professional Technik, 2022
Chen X. (2024). The Impact of Digital Transformation on Manufacturing Enterprises Innovation Pacific International Journal. (6). 48-54.
Cropley D. H., Singh, C. Engineering Innovation: The Impact of Digital Transformation. In D. D. Preiss, M. Singer, and J. C. Kaufman (Eds.), Creativity, Innovation, and Change across Cultures, Chapter 6 (pp. 115-140). Cham, Switzerland: Palgrave MacMillan, 2023
Cucculelli M., Peruzzi V. (2020). Innovation over the industry life-cycle. Does ownership matter? Research Policy. (1). 103878.
Devyatina D.Sh., Lobyntseva O.A., Bodrov A.S. (2021). Directions of development of innovations in machinery. Mirovaya nauka. (1). 86-89.
Dubrovina N.A. (2021). Formation and implementation of the strategy of innovative and technological development of the Russian engineering industry
Fefelov A, Malanina Yu. (2020). Factors determining the decision on spatial location of mechanical engineering production forces IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. (862). 042042.
Hennebold S., Kevin Klöpfer, Peter Lettenbauer, Marco Huber, Machine Learning based Cost Prediction for Product Development in Mechanical Engineering, Procedia CIRP, Volume 107, 2022, Pages 264-269
Karna A., Christos Mavrovitis (Mavis), Ansgar Richter, Disentangling reciprocal relationships between R&D intensity, profitability and capital market performance: A panel VAR analysis, Long Range Planning, Volume 55, Issue 5, 2022
Kiseleva O.N., Pchelintseva I.N., Vasina A.V., Sysoeva O.V. (2021). Problems of processes in innovative developing the mechanical engineering enterprises in Russia under implementing the concept of industry 4.0 program. Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. (3). 21-27.
Korepanov E.N. (2022). Import dependence and import substitution in mechanical engineering. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (5). 66-76. doi: 10.52180/2073-6487_2022_5_66_76.
Korolevskiy D.E. (2023). Methods for assessing the investment and innovation potential of a engineering enterprise. Sbornik nauchnyh rabot serii Gosudarstvennoe upravlenie. (30). 120-131.
Krasnova E.V., Morgunov Yu.A., Saushkin B.P., Shandrov B.V. (2021). Applied scientific research development in Russian mechanical engineering. Russian Journal of Industrial Economics. 14 (3). 274-287.
Larsen, M., Laursen, E., Lassen, A. Managing Manufacturing Innovation: Four Types of Problems and Matching Innovation Processes, 2023
Machado, J. Innovations in mechanical engineering / J. Machado, F. Soares, J. Trojanowska, J. Ottawiano (Eds.). – Cham: Springer, 2021
Melekhin V.B., Khachumov V.M. (2019). Multi-level model of situational management of technological processes of machining. Control Sciences (Problemy Upravleniya). (1). 73-82.
Moreva E.L., Bekulova S.R. (2020). Modern challenges to the management of industry drivers (russian mechanical engineering example). Upravlencheskie nauki = Management Sciences in Russia. (10). 6-22.
Pavitt K. (1984). Sectoral patterns of technical change: Towards a taxonomy and a theory Research Policy. (6). 343-373.
Plotnikov A.A. (2019). Innovations in mechanical engineering. Economics. (5). 41-48.
Prazdnov G. S. (2017). Innovations in mechanical engineering: goal, problems, efficiency. Creative Economy. 11 (12). 1389-1398. doi: 10.18334/ce.11.12.38649.
Puryaev, A. Alternative evaluation of innovations’ effectiveness in mechanical engineering. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. 2017, 240
Putyatina L.M., Arseneva N. V. (2020). Innovative potential of a machine-building enterprise and methods of its evaluation. Russian Journal of Innovation Economics. (1). 563-572. doi: 10.18334/vinec.10.1.100002.
Rogova E.M. (2014). The role of mergers and acquisitions in the technology transfer of russian industrial enterprises. Management and Business Administration. (4). 158-166.
Shinkevich A.I., Shumkin A.V. (2021). Functional modeling of the process of bringing innovative products to the market in mechanical engineering. Vestnik Universiteta. (12). 47-54.
Shirokov S.S. (2019). Mechanism and tools of anti-crisis management of machine-building enterprises using innovations
Shvydenko N., Odintsova N., Medyuha E. (2020). Problems and prospects of mechanical engineering innovative development in conditions of the digital economy IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. (1001). 012098.
Skulkin A.A. (2022). Directions of development of innovations in machinery. Inzhenernye kadry - buduschee innovatsionnoy ekonomiki Rossii. (1). 1136-1138.
Sokolov A.V., Bazhanov V.A. (2022). Issues of assessing the possibilities of full import substitution in the engineering industry. World of economics and management. 22 (4). 5-25.
Srai J. (2017). Mapping industrial systems - A supply network perspective on enabling technologies, processes and actors International Journal of Manufacturing Technology and Management. (31).
Streltsov A.V., Yakovlev G.I. (2022). Improving the evaluation of the effectiveness of the implementation of the innovation strategy of machine-building enterprises. Management accounting. (4-2). 347-354.
Tavassoli S. (2015). Innovation determinants over industry life cycle Technological Forecasting and Social Change. 91 18-32.
Tebekin A.V. (2018). Problems of strategic innovative development of the enterprises of domestic engineering industry and potential ways of their decision. Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S.Yu. Vitte. (1). 22-26.
Tempel Yu.A., Novikova A.A. (2023). Methodological basis for planning and optimization of works within the framework of innovative projects in engineering. \. (7). 245-248.
Terpugov A.E. (2019). Development of methods for evaluating the effectiveness of innovation and investment projects in mechanical engineering
Voskoboynikov B.S., Grechikov M.I., Grushnikov V.A., Petrina A.M. (2018). The most significant global innovations in mechanical engineering. Kompetentnost. (2). 34-44.
Yakovleva E. A., Kozlovskaya E. A., Boyko Yu. V. (2018). Evaluation of the innovative potential of the enterprise based on the cost approach. Russian Journal of Innovation Economics. (8). 267.
Yaroshevich N. Yu. (2019). A model for structuring the mechanical engineering market. Journal of New Economy. 20 (3). 101–115.
