Региональная дифференциация реализации социальных контрактов в России: влияние рынка труда на выбор стратегий преодоления бедности
Кобленков М.А.1
, Алешин А.А.1![]()
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 7 (Июль 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83042697
Аннотация:
Статья исследует региональные различия в реализации социальных контрактов в России и влияние особенностей рынка труда на выбор стратегий преодоления бедности малоимущими гражданами. Научная проблема заключается в недостаточной изученности факторов, определяющих предпочтения получателей поддержки между трудоустройством и предпринимательством в разных регионах. Авторы выявляют ключевую зависимость: в регионах с благоприятными условиями на рынке труда преобладают контракты на трудоустройство, тогда как в менее развитых регионах чаще выбирают предпринимательскую деятельность. Установлено, что выбор стратегии напрямую определяется количеством доступных вакансий и уровнем заработной платы. Определены наиболее востребованные сферы занятости, объясняемые их доступностью и традиционной развитостью. Научная новизна работы заключается в эмпирическом обосновании необходимости адаптации параметров социальных контрактов к локальным экономическим условиям и рынкам труда. Конкретные научные результаты: доказательство влияния региональных особенностей рынка труда на выбор типа контракта; выявление ключевых факторов этого выбора (вакансии, зарплата); обоснование приоритетных отраслей для трудоустройства. Результаты исследования представляют интерес для экономистов, социологов, специалистов по социальной политике и региональных органов власти, занимающихся разработкой и реализацией программ адресной поддержки населения.
Ключевые слова: социальный контракт, региональная дифференциация, рынок труда, малоимущее население, трудовая активность, государственная поддержка
Финансирование:
Исследование выполнено за счет гранта Президента Российской Федерации https://presidentgrants.ru/
JEL-классификация: Е24, J21, J23, J24
Введение
В современной России социальный контракт утвердился как ключевой инструмент государственной политики, направленной на снижение уровня бедности и стимулирование экономической активности малоимущего населения. В отличие от традиционных форм социальной помощи, эта мера основана на принципе взаимных обязательств между государством и гражданином: предоставление целевой поддержки в обмен на активные шаги получателя по улучшению своего материального положения. Правовую основу для реализации социальных контрактов закладывает Федеральный закон № 178-ФЗ от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи» [1], определяющий принципы оказания адресной поддержки, включая стимулирование трудовой активности. Однако, несмотря на значительный потенциал этого механизма, его эффективность демонстрирует существенную региональную вариативность, обусловленную различиями в экономической структуре, состоянии рынка труда и уровне доходов населения [5, 7, 9]. В то время как ряд исследований [2, 7, 9] анализировали общие принципы функционирования социальных контрактов и их роль в социальной политике, вопрос о глубинных факторах, определяющих региональную специфику выбора стратегий преодоления бедности (трудоустройство vs. предпринимательство) именно под влиянием локальных особенностей рынка труда, остается недостаточно изученным. Актуальность данного исследования подчеркивается низким общероссийским охватом программы социальных контрактов (лишь 5,8% малоимущих граждан в 2023 г.) и крайне высокой региональной дифференциацией этого показателя – от 19,5% в Ставропольском крае до 0,9% в Амурской области [15]. Целью настоящей статьи является выявление и анализ зависимости между региональными характеристиками рынка труда (количество вакансий, уровень заработной платы, отраслевая структура) и выбором малоимущими гражданами направлений социальных контрактов. Основываясь на предварительном анализе данных, мы выдвигаем гипотезу о том, что выбор в пользу трудоустройства по социальному контракту преобладает в регионах с более высоким предложением вакансий и уровнем заработной платы, тогда как в регионах с менее благоприятными условиями на рынке труда чаще выбирается предпринимательская деятельность. Научная новизна исследования заключается в эмпирическом обосновании тезиса о необходимости адаптации параметров социальных контрактов к конкретным экономическим реалиям регионов на основе анализа влияния локального рынка труда. Методологическую основу работы составили сравнительный анализ региональной статистики (Росстат, ЕМИСС [12, 14]) и данных о вакансиях и заработной плате с платформы «Работа в России» [13] за 2023 год. Полученные результаты представляют практическую ценность для экономистов, социологов, специалистов по социальной политике и региональных органов власти, занимающихся разработкой и совершенствованием адресных программ поддержки населения с учетом местных условий.
Основная часть
Социальный контракт как инструмент государственной поддержки населения является важным элементом социальной политики современной России. Он направлен на преодоление бедности, стимулирование трудовой активности и повышение уровня жизни граждан, находящихся в трудной финансовой ситуации [2]. В отличие от традиционных форм социальной помощи, социальный контракт предполагает взаимные обязательства между государством и получателем поддержки: гражданин обязуется предпринимать активные действия для улучшения своего материального положения (например, проходить переобучение, трудоустраиваться или развивать собственное дело), а государство предоставляет ему финансовую, образовательную или иную помощь [7]. Однако, несмотря на широкие возможности по повышению благосостояния, наблюдаются определенные трудности при попытке их реализации, которые также имеют определенную региональную специфику [9].
Различия в уровне человеческого капитала между регионами играют ключевую роль в выборе стратегий преодоления бедности через социальные контракты. Человеческий капитал, включающий образование, профессиональные навыки, здоровье и трудовой опыт, определяет способность населения эффективно использовать предоставляемые государством ресурсы [10]. В регионах с высоким уровнем человеческого капитала (например, в крупных промышленных центрах, таких как Свердловская область или Пермский край) граждане чаще выбирают стратегию трудоустройства, поскольку обладают достаточной квалификацией для конкуренции на рынке труда. Напротив, в регионах с низким уровнем образования и слабым доступом к профессиональному обучению население склоняется к предпринимательству или ведению личного подсобного хозяйства, так как эти направления требуют меньших формальных квалификаций, но больше опираются на традиционные навыки и локальные ресурсы [15].
Кроме того, уровень человеческого капитала влияет на адаптивность населения к изменениям на рынке труда. В регионах с развитой системой профессионального образования и переподготовки (как в Москве или Татарстане) получатели социальных контрактов быстрее осваивают новые специальности, что увеличивает долю контрактов, направленных на трудоустройство в перспективные отрасли. В то же время в депрессивных регионах с низким качеством образования (например, в некоторых районах Дальнего Востока) граждане чаще выбирают краткосрочные стратегии, такие как разовая финансовая помощь или занятость в низкоквалифицированных сферах (торговля, ЖКХ), что снижает долгосрочную эффективность социальных контрактов.
Важным аспектом является также миграция квалифицированных кадров: в регионах с оттоком молодежи и специалистов (например, в Псковской или Курганской областях) оставшееся население имеет более низкий средний уровень человеческого капитала, что ограничивает возможности для трудоустройства через социальные контракты и усиливает зависимость от государственной помощи. Таким образом, региональная дифференциация в уровне человеческого капитала не только объясняет различия в выборе стратегий преодоления бедности, но и указывает на необходимость адаптации программ социальных контрактов с учетом образовательного и профессионального потенциала населения [6].
В 2023 году доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан была не столь велика. Так, в целом по Российской Федерации она составляла 5,8%. Наибольшие значения показателя отмечались в Ставропольском крае 19,5%, наименьшие в Амурской области 0,9%. Чаще всего социальный контракт в 2023 году заключали по направлениям "ведение предпринимательской деятельности" и "поиск работы" (Таблица 1).
Таблица 1. Доли заключивших социальные контракты по основным направлениям в 2023 году.
|
Заключившие социальный контракт по основному мероприятию
"поиск работы"
|
Заключившие социальный контракт по основному мероприятию
"ведение предпринимательской деятельности"
|
Заключившие социальный контракт по основному мероприятию
"ведение личного подсобного хозяйства"
|
Заключившие социальный контракт на осуществление иных
мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации
|
|
37,8%
|
38,8%
|
11,9%
|
11,6%
|
Стоит сказать, что в рамках данных, о заключенных социальных контрактах, отмечается достаточно сильная дифференциация как среди общей доли заключенных социальных контрактов в общей доле малоимущих, так и среди основных мероприятий, по которым заключаются социальные контракты в конкретном регионе [5]. Существующая дифференциация достаточно велика даже в рамках одного федерального округа. Так, в Приволжском федеральном округе (ПФО) не отмечается однородности по значениям показателей основных мероприятий, по которым были заключены социальные контракты (рисунок 1).
Рисунок 1. Распределение малоимущего населения, заключившего социальный контракт по различным мероприятиям (ПФО), 2023 г., Росстат
Источник: составлено авторами на основе данных ЕМИСС [12]
Среди представленных регионов можно выделить, например, Кировскую область и Пермский край, в которых наблюдается достаточно сильная диспропорция по доли населения, заключившего социальный контракт в зависимости от основного мероприятия. Так, в Кировской области наибольшая доля социальных контрактов были заключены по мероприятию «Ведение предпринимательской деятельности» 70,4%, в то время как в Пермском крае по данному мероприятию было заключено лишь 21,8% социальных контактов. Соответственно большая часть социальных контрактов в Пермском крае была заключена с целью поиска работы 52,9%, в Кировской же области их было 21%.
Существующая диспропорция может объясняться тем, что в 2023 году в Пермском крае, согласно данным единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России», было размещено на 51,5% больше, чем в Кировской области, а средняя предложенная заработная плата по вакансиям была выше на 25,8%. Наибольшая доля вакансий в представленных областях была представлена в сферах здравоохранения и социального обеспечения, образования и науки, производства, сельского хозяйства и экологии, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, а также широко представлены были рабочие специальности. Примечательно, что уровень средней предлагаемой заработной платы по вакансиям практически во всех производственных сферах был выше в Пермском крае. В частности, по вакансиям в сфере здравоохранения и социального обеспечения он был выше на 54,2%, по рабочим специальностям на 38,5%, в лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности на 45,5% (рисунок 2).
Рисунок 2. Доля вакансий по наиболее популярным направлениям деятельности и среднее предложение по заработной плате в них в Пермском крае и Кировской области, 2023 г.
Источник: составлено авторами на основе данных «Работа в России» [13]
В связи с этим можно предположить, что одним из ключевых факторов, влияющих на выбор основного мероприятия при заключении социального контракта, могло быть предложение вакансий на рынке труда в 2023 году. В Пермском крае рынок вакансий кажется более привлекательным, так как в нем представлено намного больше вакансий, а заработная плата выше.
Вместе с тем, среди малоимущего населения, заключившего социальный контракт с целью поиска работы, также отмечается значительный контраст в выборе сферы трудоустройства. (рисунок 3).
Рисунок 3. Сфера трудоустройства малоимущего населения, заключившего социальный контракт по основному мероприятию "поиск работы", 2023 г.
Источник: составлено авторами на основе данных Росстат [14]
В Пермском крае большая часть малоимущего населения, заключившего социальный контракт трудоустроились в сферы торговли, услуг, производства и переработки, а также иные сферы деятельности, в то время как в Кировской области чуть более одной пятой от всех, кто заключил социальный контракт по основному мероприятию «поиск работы» трудоустроились в качестве технического персонала. Помимо этого, в Кировской области 42,3% трудоустроились в иные, не указанные, сферы деятельности. Так, нельзя сделать однозначного вывода о том, что малоимущие граждане, заключившие социальный контракт в 2023 году, трудоустроились в те отрасли, где наблюдалось наибольшее предложение [3]. Дисбаланс распределения населения в сторону сферы производства и переработки, торговли и услуг, особенно в Пермской области можно связать с тем, что данные отрасли не имеют особого порога для входа, а также в них занято достаточно большое количество населения в регионе, то есть они являются развитыми и актуальными. Так, в данных сферах занято порядка 37–40% трудоспособного населения, а заработная плата в них варьируется от 40 до 70 тысяч рублей.
Также для объективности выводов можно рассмотреть распределение малоимущего населения, заключившего социальный контракт по различным мероприятиям в другом федеральном округе, например, Уральском (УрФО) (рисунок 4).
Рисунок 4. Распределение малоимущего населения, заключившего социальный контракт по различным мероприятиям (УрФО), 2023 г.
В УрФО также наблюдается значительный дисбаланс распределения населения между отдельными субъектами в зависимости от выбора ими основного мероприятия социального контракта. Например, в Свердловской и Челябинской областях зафиксирована контрастная динамика по доле контрактов, связанных с поиском работы и ведением предпринимательской деятельности. В Свердловской области подавляющее большинство социальных контрактов (72,8%) заключено для мероприятия «Поиск работы», тогда как на поддержку предпринимательства приходится лишь 16,6%. В Челябинской области ситуация обратная: 57,7% контрактов направлено на «Ведение предпринимательской деятельности», а доля контрактов по поиску работы составляет 24,6%.
В данном случае между рассматриваемыми субъектами также наблюдается весомый дисбаланс в количестве размещенных вакансий. Так, согласно данным единой цифровой платформы в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России», в 2023 году в Свердловской области было создано на 45,6% больше вакансий, чем в Челябинской области. Среднее предложение заработной платы в Свердловской области также было выше – на 2,2%. Это в том числе подтверждает предположение о том, что доля малоимущих, заключивших социальный контракт по основному мероприятию «поиск работы» больше в тех регионах, где рынок вакансий кажется более благоприятным (представлено больше вакансий и уровень заработной платы выше) (рисунок 5).
Рисунок 5. Доля вакансий по наиболее популярным направлениям деятельности и среднее предложение по заработной плате в них в Челябинской и Свердловской областях, 2023 г.
Так, в Свердловской области в наиболее распространенных производственных сферах уровень заработной платы выше, чем в Челябинской области. В сфере ЖКХ, эксплуатации на 10,6%, в здравоохранении и социальном обеспечении на 18,6%, в образовании, науке на 5,3%, в производстве на 1,2%. Лишь в сфере машиностроения уровень предлагаемых зарплат выше в Челябинской области – на 4,6%.
Рисунок 6. Сфера трудоустройства малоимущего населения, заключившего социальный контракт по основному мероприятию "поиск работы", 2023 г.
В рассматриваемых регионах также наблюдается значительная дифференциация выбора населения сферы производства среди населения, заключившего социальный контракт по основному мероприятию «поиск работы». Так, в Свердловской области 7,1% трудоустроились в сферу торговли и столько же — в качестве технического персонала, тогда как в Челябинской области эти показатели значительно выше: 11,3% в торговле и 9,8% среди технического персонала. Ещё более выражена разница в производстве и переработке: 5,2% в Свердловской против 9,8% в Челябинской области. При этом сфера услуг в обоих регионах остаётся менее популярной (5,2% и 6,1% соответственно).
Примечательно, что в Челябинской области доля трудоустроившихся в торговлю и производство почти вдвое выше, чем в соседнем регионе, что может указывать на структурные различия в экономике [8]. Однако, как и в примере с Пермским краем, нельзя утверждать, что выбор отраслей напрямую связан с рыночным спросом [4]. Высокий процент занятости в торговле и производстве, особенно в Челябинской области, вероятно, объясняется низким порогом входа в эти отрасли, их массовостью и традиционной развитостью в регионе, что коррелирует с ситуацией в ПФО.
Заключение
Проведённое исследование социальных контрактов как инструмента преодоления бедности выявило существенные региональные различия в их эффективности, обусловленные неоднородностью российских рынков труда. Анализ данных за 2023 год показал чёткую зависимость между выбором направления социального контракта и экономическими условиями конкретного региона. В промышленно развитых регионах с высоким уровнем вакансий и заработных плат, таких как Пермский край и Свердловская область, преобладают контракты на трудоустройство, тогда как в менее развитых регионах, включая Кировскую и Челябинскую области, чаще выбирают предпринимательскую деятельность.
Основными факторами, определяющими выбор получателей социальных контрактов, выступают количество доступных вакансий, уровень предлагаемых зарплат и традиционная специализация региональной экономики. При этом выявлена устойчивая тенденция концентрации трудоустроенных по социальным контрактам в таких отраслях, как торговля, производство и технические специальности, что объясняется их доступностью и низким порогом входа.
Для повышения эффективности программы социальных контрактов необходимо разрабатывать дифференцированные подходы с учётом специфики региональных рынков труда, усиливать взаимодействие между центрами занятости и работодателями, а также расширять программы профессиональной переподготовки. Особое внимание следует уделить регионам с неблагоприятной ситуацией на рынке труда, где требуется дополнительная поддержка получателей социальных контрактов.
Перспективными направлениями дальнейших исследований могут стать анализ долгосрочного влияния социальных контрактов на уровень жизни получателей, изучение эффективности различных форм государственной поддержки, а также оценка влияния цифровизации на рынок труда. Полученные результаты имеют практическую ценность для совершенствования социальной политики и могут быть использованы при разработке региональных программ поддержки малоимущего населения.
Источники:
2. «Об утверждении методических рекомендаций по разработке региональных программ снижения доли населения с доходами ниже границы бедности и признании утратившими силу приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 326 и внесенных в него изменений» от 03.03.2024 № 128 // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2024
3. Аброскин А.С., Аброскина Н.А. Перспективы повышения эффективности государственной социальной помощи населению на основании социального контракта // Вестник университета. – 2023. – № 6. – c. 177-185. – doi: 10.26425/1816-4277-2023-6-177-185.
4. Аверин А.Н., Шубина Л.В., Жихарев А.И. Государственная социальная помощь // История. Культурология. Политология. – 2025. – № 1. – c. 49-54. – doi: 10.24412/3034-3364-2025-1-1.
5. Вахрушев А.В. Социальный контракт как механизм перехода к адресной модели мер социальной поддержки малоимущего населения // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2022. – № 2. – c. 110-114.
6. Пахомова М.А. Социальный контракт как метод борьбы с теневой занятостью в Алтайском крае // Вестник науки. – 2024. – № 4(73). – c. 48-53. – url: https://www.вестник-науки.рф/article/13917.
7. Разумов А.А., Селиванова О.В. Социальный контракт как форма социальной помощи населению // Государственное управление и развитие России: новые горизонты и образ будущег: Сборник статей международной конференц-сессии. Москва, 2025. – c. 425-433.
8. Ромайкин П.Д. Социальный контракт как инструмент преодоления бедности трудоспособного населения: оценка бюджетной эффективности и направления модернизации // Теоретическая и прикладная экономика. – 2024. – № 1. – c. 65-76. – doi: 10.25136/2409-8647.2024.1.70293.
9. Соломенникова С.И., Букач Б.А., Тетерина Д.К. Социальный контракт как современный механизм социально-экономической помощи населению // Прогрессивная экономика. – 2024. – № 3. – c. 57-67. – doi: 10.54861/27131211_2024_3_57.
10. Тян А.Ю. Конвергенция стратегий развития человеческого капитала как инструмент повышения социальной надежности в период рецессии // Весенние дни науки инэу: Сборник докладов международной конференции студентов и молодых ученых. Екатеринбург, 2024. – c. 984-987.
11. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/29/07/2022/62e24b7a9a79479f90a4314b (дата обращения: 23.06.2025).
12. Доля граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан. Емисс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/62435 (дата обращения: 23.06.2025).
13. Работа России. Trudvsem.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://trudvsem.ru/czn (дата обращения: 23.06.2025).
14. Уровень жизни. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397 (дата обращения: 23.06.2025).
15. Бюллетень Счетной палаты РФ «Социальная помощь». Sptulobl.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sptulobl.ru/law/Bul-5-2023.pdf.
16. Проблематика развития человеческого капитала в исследованиях ОЭСР. Нии вшэ. [Электронный ресурс]. URL: https://globalcentre.hse.ru/nletter6.1 (дата обращения: 23.06.2025).
Страница обновлена: 22.10.2025 в 12:22:04
Download PDF | Downloads: 12
Regional differentiation of social contract implementation in Russia: the impact of the labor market on the choice of poverty reduction strategies
Koblenkov M.A., Aleshin A.A.Journal paper
Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 7 (July 2025)
Abstract:
The article examines regional differences in the implementation of social contracts in Russia and the impact of labor market specifics on the choice of poverty reduction strategies for socially vulnerable citizens. Nowadays, there is a lack of knowledge of the factors determining the preferences of recipients of support between employment and entrepreneurship in different regions.
The authors identify a key relationship: in regions with favorable labor market conditions, employment contracts prevail, while in less developed regions, business activity is more often chosen.
It has been established that the choice of strategy is directly determined by the number of available vacancies and the salary level. The most demanded areas of employment, explained by their accessibility and traditional development, have been identified. The article provides the empirical substantiation of the need to adapt the parameters of social contracts to local economic conditions and labor markets. Specific scientific results are as follows: evidence of the influence of regional labor market characteristics on the choice of contract type; identification of key factors of this choice (vacancies and salary); and justification of priority industries for employment. The results of the study are of interest to economists, sociologists, social policy specialists and regional authorities involved in the development and implementation of targeted support programs for the population.
Keywords: social contract, regional differentiation, labor market, socially vulnerable population, labor activity, government support
Funding:
Исследование выполнено за счет гранта Президента Российской Федерации https://presidentgrants.ru/
JEL-classification: Е24, J21, J23, J24
References:
Abroskin A.S., Abroskina N.A. (2023). Prospects for increasing efficiency of state social assistance to the population based on a social contract. Vestnik Universiteta. (6). 177-185. doi: 10.26425/1816-4277-2023-6-177-185.
Averin A.N., Shubina L.V., Zhikharev A.I. (2025). State social assistance. Istoriya. Kulturologiya. Politologiya. (1). 49-54. doi: 10.24412/3034-3364-2025-1-1.
Pakhomova M.A. (2024). Social contract as method of combating shadow employment in the altai territory. Vestnik nauki. (4(73)). 48-53.
Razumov A.A., Selivanova O.V. (2025). Social contract as a form of social assistance to the population Public administration and development of Russia: new horizons and an image of the future. 425-433.
Romaykin P.D. (2024). Social contract as a tool for overcoming poverty of the working-age population: assessment of budget efficiency and directions of modernization. Theoretical and Applied Economics. (1). 65-76. doi: 10.25136/2409-8647.2024.1.70293.
Solomennikova S.I., Bukach B.A., Teterina D.K. (2024). Social contract as a modern mechanism of social assistance to the population. Progressivnaya ekonomika. (3). 57-67. doi: 10.54861/27131211_2024_3_57.
Tyan A.Yu. (2024). Human capital development strategies as a tool for increasing social reliability during the recession Spring Days of Science. 984-987.
Vakhrushev A.V. (2022). Social contract as a mechanism of transition to a targeted model of social support measures for the disadvantaged people. Economical and humanities researches of the regions. (2). 110-114.
