Роль самозанятых на рынке труда в России в условиях дефицитности кадров и бюджетных средств

Чекмарев О. П., Ревина Н. В., Улимбашев А. З., Конев П. А.

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 6 (Июнь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена исследованию роли самозанятых на рынке труда в России. Самозанятые рассматриваются в терминах плательщиков налога на профессиональный доход, который был введён в 2019 году в качестве инструмента для легализации теневой занятости и повышения экономической активности населения. Актуальность исследования связана с быстрым ростом количества самозанятых в России, которые на сегодняшний день составляют около 20% занятого населения. Целью исследования является оценка роли самозанятости на фоне дефицита кадров в российской экономике и ее влияние на формирование социальных фондов и возможности выполнения государством гарантий социального страхования. В результате анализа обосновывается низкая экономическая эффективность деятельности самозанятых в России в целом относительно средней производительности труда наемных работников. На основе статистики налоговых и статистических органов доказывается значимость проблемы псевдозамозанятости в стране, при которой большая доля самозанятых «де-факто» замещают места наемных работников. В результате доказывается негативное влияние плательщиков налога на профессиональный доход на формирование, а в будущем и объемы расходования средств Социального фонда России.

Ключевые слова: самозанятые, налог на профессиональный доход, занятое население, страховые взносы, пенсия

JEL-классификация: P23, P42, G22, H55



Введение.

Нелегальная занятость долгое время остаются важной и актуальной проблемой российского рынка труда. Неофициальная работа создает риски как для самого работника, так и для экономики государства, формируя теневую занятость и увеличивая долю «серой» экономики, что сказывается на налоговых поступлениях и социальных отчислениях в бюджет страны.

Одна из мер, осуществляемых в России – это легализация самозанятого населения [26]. Федеральным законом № 422 от 27.11.2018 "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (НПД) [30] с 1 января 2019 года введен новый специальный налоговый режим для самозанятых граждан – «Налог на профессиональный доход». Пилотными регионами в эксперименте были выбраны четыре субъекта страны: город Москва, Московская и Калужская области и Республика Татарстан. Далее границы действия закона расширялись и уже с 1 июля 2020 года налоговый режим распространился на всю территорию страны, а к началу 2023 года к эсперименту были подключены и отдельные федеральные территории «Сириус» и город Байконур.

Согласно закону, эксперимент рассчитан на десять лет и продлится до 31 декабря 2028 года с перспективой его продления [30].

Количество граждан, применяющих налог на профессиональный доход (НПД), растет быстрыми темпами. Согласно статистике Федеральной налоговой службы (ФНС), к марту 2025 года зарегистрировано более 13 млн. самозанятых, против 338 тыс. человек по данным 2019 года, когда закон только начал действовать [8]. Таким образом, с учетом данных Росстата о занятости населения (около 75-76 млн. чел. [22]), уже сегодня численность зарегистрированных замозанятых составляет не менее 17% от всего занятого населения страны. В такой ситуации следует проанализировать роль и влияние самозанятого населения применяющего налог на профессиональный доход на современный рынок труда и исполнение государством обязательств социальных гарантий прежде всего в рамках пенсионного обеспечения граждан.

В последние годы отдельным проблемам и перспективам самозанятости уделяется большое внимание в научных кругах. Так, Кутеева К.А., Зимовец А.В., Забелина О. В. [13, 14, 10], обращают внимание на наличие положительных и отрицательных тенденций развития самозанятости. При этом к отрицательным факторам она относит недостаточный уровень социальной защиты самозанятых, ограничения видов деятельности самозанятых, временный характер эксперимента и прочие факторы с позиций интересов самого самозанятого. Темниологическим аспектам самозанятости уделяют внимание Сербиновская Н. В. и Сербиновский Б.Ю. [251]. Алиева П. Р., Алиев И. А. вскрывают важную положительную черту самозанятости – обеспечение повышения уровня экономической активности в регионов с избыточным предложением рабочей силы [1], а Баринова В. с соавторами [2], говорит о значении замозанятости в повышении возможностей получения доходов лицами не нашедшими возможностей приложения своего труда в организациях. Ершова И.В. исследуют значение самозанятости в рамках женского труда [9]. Забелина О.В. и Пань Л. обращают внимание на потенциал самозанятости в развитии фриланса на российском рынке труда [11, 20]. Носырева И. Г. обращает внимание на «выталкивание» работников с гарантированных условий труда в негарантированные за счет самозанятости, но рассматривает эти процессы с позиций интересов работника [17].

Таким образом в современных исследованиях самозянтости отсутствуют исследования связанные с оценкой их эффективности в условиях дефицитного рынка труда и слабо отражаются вопросы влияния самозанятости на возможности государства в пенсионном обеспечении граждан. О потенциальных угрозах развития самозанятости было заявлено в предыдущих работах авторов по данной тематике [31]. Однако тогда данные тенденции были видны в неявной форме. Поэтому целесообразно вернуться к проблематике развития самозанятости на базе более свежей статистики и с учетом новых тенденций в Российской экономике, связанных с ростом дефицита на рынках труда.

Исходя из этого, целью настоящей статьи является выявление проблем развития самозанятости в условиях дефицитности российского рынка труда и ее влияния на потенциал обеспечения государственных гарантий в области пенсионного обеспечения граждан.

Гипотезой исследования является положение о том, что эффективность труда самозанятых в современной экономике является достаточно низкой, чыто в трудодефицитных регионах вызывает снижение потенциала экономического развития. Кроме того, самозанятость может отрицательно влиять на формирование пенсионного фонда России, что может быть в долгосрочной перспективе угрозой для обеспечения гарантий пенсионного обеспечения.

Методы.

Исследования мотивации к занятию самозанятостью в рамках НПД проводятся исходя из условий применения данного налогового режима, отраженных в соответствующем федеральном законе [30].

Методология оценки количественного влияния самозанятых на рынок труда и исследование их структуры основывается на методах сопоставления статистики Федеральной налоговой службы России (ФНС) и данных Росстата о результатах выборочных исследований рабочей силы. Последние дают информацию о фактическом статусе занятого населения, что позволяет выявить объемы самозанятости как вида предпринимательской деятельности и псевдозамозанятости, при которой самозанятый по факту исполняет обязанности в рамках наемного труда.

Анализ вклада самозанятых в экономику страны базируются на информации об усредненных доходах самозанятых и производительности труда в экономике в целом. Методологически здесь используется частное от деления валового внутреннего продукта (добавленной стоимости) на количество занятого населения.

Воздействие самозанятости на отчисления в Социальный фонд России основан на методике горизонтального и вертикального анализа (исследованиях динамики и структуры) статистической отчетности фонда.

Результаты и обсуждение.

Самое главное преимущество НПД – это его простота. Чтобы получить статус самозанятого нет необходимости собирать документы и обращаться с ними в налоговую службу. Достаточно пройти регистрацию в приложении «Мой налог» по паспорту, через личный кабинет налогоплательщика или через единый портал государственных услуг (Госуслуги), сняться с учета можно также в приложении. Необходимо только соблюдать некоторые ограничения, установленные ст. 4 ФЗ № 422:

нельзя заниматься перепродажей чужого товара (но можно его изменить или переработать, чтобы получился новый товар);

нельзя продавать подакцизные и маркируемые товара, кроме сахаросодержащих напитков;

нельзя заниматься деятельностью по добыче и реализации полезных ископаемых, а также осуществлять майнинг и реализацию цифровой валюты;

самозанятый не может нанимать сотрудников по трудовому договору;

годовой доход не должен превышать 2,4 млн. рублей;

НПД не может быть совмещен с другими налоговыми режимами.

При несоблюдении вышеперечисленных условий, лицу придется перейти на другой налоговый режим (ОСНО – общая система налогообложения, УСН – упрощенная система налогообложения, ПСН – патентная система налогообложения, ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог) (табл. 1).

Таблица 1. Сравнение налоговых режимов, применяемых в России

Критерий сравнения
ОСНО
ПСН
УСН (доходы)
УСН (доходы-расходы)
ЕСХН
НПД
Организационно-правовая форма
ИП, ЮЛ
ИП
ИП, ЮЛ
ИП, ЮЛ
ИП, ЮЛ
ИП, ФЛ
Лимит дохода
Без ограничений
До 60 млн. руб.
До 450 млн. руб.
До 450 млн. руб.
Без ограничений
До 2,4 млн. руб.
Лимит сотрудников
Без ограничений
До 15
До 130
До 130
Для с/х ограничений нет, для рыбных хозяйств – не более 300
Нельзя нанимать сотрудников
Налоговая ставка
Налог на прибыль (ЮЛ) 25%, НДФЛ 13%-22%, НДС 0%, 10%, 20%
6% с потенциального годового дохода
1%-8%
5%-20%
6% от разницы между доходами и расходами, НДС до 20%
4% от доходов, полученных от ФЛ,
6% - от ИП и ЮЛ
Страховые взносы
За себя (ИП) - ОПС и ОМС, за сотрудников (ЮЛ, ИП) - ОМС, ОПС, ВНиМ и взносы на травматизм
За себя - ОПС и ОМС, за сотрудников - ОМС, ОПС, ВНиМ и взносы на травматизм
Страховые взносы за себя: фиксированные и дополнительные, за сотрудников и взносы на травматизм
Страховые взносы за себя: фиксированные и дополнительные, за сотрудников и взносы на травматизм
Страховые взносы за себя: фиксированные и дополнительные, за сотрудников и взносы на травматизм
37% от уплаченного налога идет на ОМС. Не обязаны платить страховые взносы, возможны добровольные отчисления ОПС
Предоставление отчетности
Да
Если совмещается с другими режимами
Да
Да
Да
Нет
Составлено по [6, 7, 32]

Несмотря на ограничения, НПД несомненно имеет ряд преимуществ в сравнении с другими налоговыми режимами. Кроме простого процесса регистрации, самозанятым лицам не нужно вести бухгалтерию, заполнять налоговые декларации и предоставлять отчетность в налоговый орган. Лицо формирует чеки в приложении «Мой налог» и все необходимые данные автоматически уходят в ФНС.

Налоговая ставка составляет всего 4% от доходов, полученных при работе с физическими лицами (ФЛ) и 6% – при работе с индивидуальными предпринимателями (ИП) и с юридическими лицами (ЮЛ), система сама рассчитывает сумму налога от каждого поступления.

Также одна из особенностей, отличающих НПД от других налоговых режимов, которую часто выделяют как преимущество – самозанятые не обязаны отчислять страховые взносы на социальное и пенсионное страхование в Социальный фонд России (СФР), это носит добровольный характер. Эта привилегия несет в себе основные риски как для лиц, применяющих НПД, так и для всех граждан и государства в целом.

Согласно ст. 56 и 146 Бюджетного кодекса РФ [3], от уплаченного налога на профессиональный доход 63% идет в бюджет субъекта РФ, который самозанятый при регистрации отметил как регион ведения своей деятельности, 37% идет в фонд обязательного медицинского страхования (ОМС).

В таблице 2 представлена динамика количества самозанятых – плательщиков налога на профессиональный доход (НПД) за весь период его применения.

Таблица 2. Количество самозанятых граждан, применяющих НПД в России, тыс. чел. и их роль в общей занятости населения

Показатель
Годы
2019
2020
2021
2022
2023
2024
2025*
Количество самозанятых, всего
338
1 604
3 862
6 561
9 279
12 172
13 021
из них: физические лица
-
1 459
3 637
6 223
8 819
11 573
12 375
индивидуальные
предприниматели
-
145
225
338
460
599
646
Занятое население, тыс. чел.
72 392
71 116
72 298
72 644
73 636
74 190
-
Доля самозанятых в структуре занятых, %
0,5
2,3
5,3
9,0
12,6
16,4
-
* на 31.03.2025 Составлено по [27, 28]

Как видно из табличных данных, только за период с 2022 по март 2025 года количества лиц-плательщиков НПД выросло более чем в два раза и достигло 13 млн. человек. С учетом того, что по данным Росстата численность занятых в российской экономике на 2024 год составляло 74,2 млн. человек, получается, что боле шестой части занятых имеют статус самозанятых. При этом обращает на себя внимание несоответствие между темпами прироста количества самозанятых и общего количества занятого населения. При приросте занятости с 2019 года по 2024 год на 1,8 млн. человек, самозанятых стало больше примерно на 11,8 млн человек. Это однозначно свидетельствует о том, что значительная часть самозанятых либо мимикрируют (маскируют) другие формы занятости, либо совмещают самозанятость с другими статусами занятости.

Теоритически в структуру самозанятых могут входить следующие категории лиц:

1) новые лица на легальном рынке труда, которые решили легализировать свой доход;

2) граждане, совмещающие основную работу с самозанятостью;

3) наемные работники, которые ушли из найма и стали самозанятыми;

4) граждане, которые зарегистрировались как самозанятые, но не ведут деятельность, отражая нулевые доходы.

Поскольку законодательством не запрещено совмещать трудовую деятельность и самозанятость (за исключением случаев, когда лицо оказывает услуги в качестве самозанятого тому работодателю, у которого он работает по трудовому договору), некоторые граждане используют НПД как дополнительный источник заработка. По результатам опросов цифровой платформы гибкой занятости «Ventra Go!» около 34% респондентов совмещают основную работу с самозанятостью [24]. Данную категорию лиц не коснутся последствия неуплаты страховых взносов, за них это уже делает работодатель по основному месту работы.

По данным ФНС [27] значительная доля самозанятых (до 30% на 2022 год) не имеют дохода подлежащего налогообложению по данному налоговому режиму. При этом предыдущая категория самозанятых может частично пересекаться с последней. Таким образом можно оценить долю самозанятых для которых она является основным источником дохода в размере не менее 50% от всех зарегистрированных в ФНС.

Но в этой группе самозанятых есть как собственно самозанятые, как работающие не по найму и независимые от работодателя, так и те, которые маскируют под самозанятостью трудовые отношения. С введением налога на профессиональный доход у недобросовестных работодателей обрела популярность новая практика ухода от уплаты налогов и страховых взносов: они начали переводить своих сотрудников на самозанятость. Хотя ФЗ № 422 запрещает организациям заключать договоры с самознятыми из числа бывших сотрудников в течение двух лет после их увольнения, эти ограничения можно обойти путем реорганизации подразделений или расширения деятельности организации с помощью создания новых юридических лиц [31, с. 241]. Тем более, что законом не запрещается заключать договора с лицами из числа самозанятых. Попробуем оценить объемы подобной псевдозамозанятости.

Если рассматривать показатели участия населения в составе рабочей силы, рассчитанные по выборочным обследованиям рабочей силы Росстата (табл. 3), и отмеченные ранее факты, можно выделить некоторые тенденции.

Несмотря на то, что с каждым годом численность населения России имеет тенденции к сокращению, численность рабочей силы продолжает удерживаться. При этом ощущается прирост занятого населения и снижение численности безработных. В 2024 году численность занятого населения составляет 74190 тыс. человек, это самые высокие показатели за последние годы, до 2017 года в среднем численность занятых составляла 72085 тыс. человек. Количество безработных продолжает сокращаться, долгий период этот показатель колебался в диапазоне 3-4 млн. человек, до 2017 года средний показатель – 4137 тыс. человек. Численность лиц, не входящих в состав рабочей силы также снижается и к 2023 году стала уже ниже, чем в период до пандемии.

Таблица 3. Состав рабочей силы и занятые в неформальном секторе в России

Показатель
Численность, тыс. чел.
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023
2024
Население
147 580
147 797
147 841
147 959
147 456
146 980
146 447
146 151
Рабочая сила
76 659
76 630
75 880
75 466
75 969
75 632
76 037
76 105
Занятое население
72 678
72 957
72 392
71 116
72 298
72 644
73 636
74 190
Безработное население
3 982
3 673
3 488
4 351
3 671
2 988
2 401
1 915
Лица, не входящие в состав рабочей силы
45 479
45 355
46 076
46 438
46 039
45 957
45 120
-
Потенциальная рабочая сила
1 130
1 105
1 585
1 677
1 251
1 024
835
772
Лица, занятые в неформальном секторе
14 389
14 660
14 885
14 217
14 681
13 481
13 444
15 837
Самозанятые (независимые работники) по методологии Росстата
4796
4954
4824
4758
4783
4497
5230
5341
Составлено по [22]

При этом в 2024 году отмечается рост количества лиц, занятых в неформальном секторе, Росстат относит к этому показателю тех, кто работает в производственной единице, не имеющей регистрации в качестве юридического лица, то есть ИП и самозанятые. В 2024 году численность неформально занятых достигла максимального уровня с 2016 года, 15837 тыс. человек против 15426 тыс. По утверждениям экспертов профильной научно-исследовательской организации Минтруда [12], такая динамика отражает тенденции роста числа самозанятых и лиц, занятых у ИП. Президент аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, основываясь на данных Росстата, объясняет резкое сокращение неформально занятых в 2022-2023 годах тем, что в кризисный период небольшие предприятия и микробизнес оказались менее устойчивы, чем крупные и средние предприятия, из-за чего произошло сокращение штата [5]. Однако динамика работающих в неформальном секторе явно отстает от динамики самозанятых.

Мало того, по результатам выборочного обследования рабочей силы, где статус работы по найму или не по найму определяется исходя из ответов (то есть ощущения) респондентов количество самозанятого населения (независимых работников работающих за прибыль) поменялось за период с 2017 по 2024 год незначительно (плюс примерно 550 тыс. человек). Это в корне противоречит статистике самозанятых-плательщиков НПД. Это говорит о том, что фактически значительная часть самозанятых по факту не считают себя таковыми, а относят свой труд к стандартному наемному труду, зависимому от работодателя.

Таким образом, подводя итог анализу статистических показателей по данным Росстата, не отмечается пропорциональный рост числа занятых, равный ежегодному темпу прироста самозанятых, который фиксирует ФНС. Хотя некоторая положительная динамика все же отмечается, в частности:

занятое население в 2023-2024 годах увеличилось до рекордного уровня, до этого самая большая численность за все время была в 2018 году – 72957 тыс. человек, против 74190 тыс. человек в 2024 году;

показатель безработицы в 2024 году также снизился до рекордной отметки и составил 1915 тыс. человек, самая поздняя статистика Росстата датируется 1992 годом и за все время — это самый низкий показатель;

в 2024 году количество неформально занятых увеличилось до максимума с 2016 года, 15837 тыс. и 15426 тыс. человек соответственно;

Такие положительные изменения могут говорить о том, что часть людей, работающих в «серой» экономике все же решила легализировать свой доход благодаря введению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». По публикациям ФНС, датируемых декабрем 2024 года, 50% самозанятых – лица, которые ранее не отражали доходы [4].

Однако с учетом совмещения самозанятости с работой под другим статусом, количества лиц, отражающих нулевой доход по режиму НПД и увеличения занятости за период введения НПД можно утверждать, что уровень псевдосамозанятости, то есть лиц, маскирующих под самозанятостью наемный труд, составляет в России на 2024 год не менее 4-5 млн. человек иди порядка 6-7% всех работников наемного труда.

Далее оценим вклад эффективность труда самозанятых по отношению к среднему уровню производительности труда в России.

В таблице 4 приводятся доходы и налоги самозанятых в России.

Таблица 4. Доходы и налоги самозанятых в России, млн. руб.

Показатель
февр. - дек. 2019
2020
2021
2022
2023
2024
янв. - март 2025
Доход самозанятых в год
43 698
207 866
593 832
899 293
1 368 502
2 244 017
621 392
Средний доход самозанятого, тыс. руб в год
-
129,6
153,8
137,1
147,5
184,4
-
Сумма налога на профессиональный доход
1 138
3 309
21 322
37 452
59 184
94 906
30 309
в т.ч.: в бюджет
субъекта РФ
717
2 084
13 433
23 595
37 286
59 791
19 095
в бюджет фонда
ОМС
421
1 224
7 889
13 857
21 898
35 115
11 214
Составлено по [8, 19]

По данным ФНС, в 2024 году самозанятые получили общий доход более, чем 2 трлн. рублей (1,12% от ВВП России в рассматриваемом году), при этом от уплаченного налога в сумме 94,9 млрд. рублей, 59,8 млрд. рублей ушло в бюджет региона и 35,1 млрд. рублей – на ОМС. Таким образом в расчете на одного самозанятого среднегодовой доход равняется от 130 тыс. руб. в год в 2020 году до 184 тыс. руб в год в 2024 году. Так как большая часть самозанятости представляет собой предоставление услуг, то средний доход можно с некоторой степенью условности приравнять к добавленной стоимости самозанятого. Поэтому можно сравнить среднюю добавленную стоимость на одно занятого в экономике с полученным значением среднего дохода самозанятого. ВВП России в 2024 году по данным Росстат составил 200 трлн. руб. поэтому исходя из данных о численности занятых в экономике (табл. 3), производительность труда в среднем по экономике в 2024 году будет составлять 2,6 млн. руб. на одного занятого. Данная цифра в 14 раз превышает посчитанную ранее условную производительность самозанятого населения, что свидетельствует о значительном отставании эффективности труда самозанятых относительно среднего уровня по России в целом. При всей условности представленного сопоставления оно показывает потенциал самозанятости в обеспечении платежеспособности лиц от деятельности по которой уплачивается НПД и потенциальные проблемы поступления средств в бюджет в виде налоговых поступлений и отчислений в социальные фонды.

Хотя отчисления в Пенсионный фонд России (ПФР) для самозанятых носят добровольный характер, за время действия НПД добровольно в бюджет фонда было перечислено 0 рублей [7]. Такая тенденция негативно влияет на формирование бюджета Пенсионного фонда: мы видим постоянно возрастающее количество самозанятых, которые не платят страховые взносы, что создает угрозу для них самих в будущем и для нынешних пенсионеров в настоящем. Кроме того, отмеченная проблема маскировки условий наемного труда самозанятостью усиливает проблемы пополнения пенсионного фонда.

Поскольку эксперимент по легализации самозанятых имеет успех и по данным статистики количество таких лиц с каждым годом растет и будет расти (по прогнозу ФНС к 2029 году их число составит 18 млн. человек [15]), государство рискует столкнуться с проблемой формирования бюджета Пенсионного фонда, а самозанятые с проблемой низкой пенсии в будущем.

Применяющие НПД, могут рассчитывать только на социальную пенсию, поскольку без взносов в СФР не накопятся пенсионные баллы и трудовой стаж для страховой пенсии. Социальная пенсия наступает на пять лет позже страховой.

В 2024 году социальная пенсия была равна 7689,83 руб. [23], также неработающим пенсионерам положена федеральная социальная доплата до величины прожиточного минимума. Средний прожиточный минимум для пенсионера в 2024 г. – 13290 руб. [21]. В то время как рассчитанная Росстатом граница бедности для пенсионеров – 12688 руб.

По данным Росстата в 2024 году средняя страховая пенсия равнялась 22352,9 руб., социальная – 12516,1 руб. [29], то есть разница составила 9836,8 руб. Также отмечается, что с 2020 года количество пенсионеров, получающих страховую пенсия сокращается, а количество пенсионеров, получающих социальную – с каждым годом только увеличивается. Получается, что число граждан, которые не смогли заработать на страховую пенсию растет. И эта тенденция так и продолжит укрепляться в будущем, поскольку с ростом числа самозанятых, возрастает количество лиц, которые не отчисляют взносы на пенсионное страхование, тем самым не могут накопить на страховую пенсию.

Кроме того, неуплата взносов самозанятыми негативно влияет на формирование бюджета Пенсионного фонда. Согласно отчетам об исполнении бюджета ПФР, уже сейчас наблюдаются некоторые проблемы, связанные с дефицитом бюджета фонда в некоторые года (табл. 5). Доходы бюджета растут, но в равной степени растут и расходы.

Таблица 5. Доходы и расходы бюджета Пенсионного фонда России, млрд. руб.

Показатель
2017
2018
2019
2020
2021
2022
2023*
Доходы
8 260
8 270
8 781
10 303
9 794
12 478
13 265
из них: сумма МБТ из ФБ
3 677
3 229
3 309
4 787
3 767
6 083
4 020
Расходы
8 319
8 429
8 627
9 728
10 125
11 374
13 858
Дефицит/профицит
-59
-159
154
576
-331
1 104
-593
*с 1 января 2023г. ПФР и ФСС были объединены в СФР. Составлено по [18]

Доходную часть бюджета ПФР, главным образом, формируют страховые взносы и межбюджетные трансферты (МБТ), направляемые из федерального бюджета. При этом, в среднем, треть доходов фонда составляют межбюджетные трансферты. Если поступление страховых взносов будет снижаться, придется увеличивать долю МБТ, чтобы снизить дефицит, что будет давать дополнительную нагрузку на бюджет федерального уровня. И как итог, такая тенденция может привести к необходимости увеличения налоговой нагрузки на население или новой пенсионной реформы, что естественно повлечет за собой социальную напряженность в стране.

Получается, что в попытке легализировать деятельность самозанятых лиц, государство рискует столкнуться с новыми проблемами: пополнение бюджета СФР и пенсионные накопления лиц, применяющих НПД.

Несомненно, после завершения действия эксперимента, условия налога на профессиональный доход будут изменены, но для этого нужно ждать еще пять лет, а проблемы необходимо решать уже сейчас. Кроме того, нельзя просто обязать самозанятых отчислять страховые взносы. Согласно подсчетам, в среднем годовой доход самозанятого (без учета лиц отражающих нулевые доходы) в 2024 году составляет около 260 тыс. рублей или 21,7 тыс. рублей в месяц, а годовой страховой взнос, необходимый для формирования одного года трудового стажа и одного пенсионного балла в 2024 году – 50798,9 рублей, что равняется 20% от среднего годового дохода самозанятого. Ведение обязательных отчислений отпугнет как уже существующих плательщиков НПД, так и потенциальных, в итоге доля теневого сектора экономики снова начнет расти.

Возможно стоит ужесточить ответственность организаций за перевод штатных сотрудников на самозанятость и договоры ГПХ, чтобы они не уклонялись от уплаты налогов и страховых взносов. Сейчас, при выявлении подмены трудовых отношений, штраф для ИП составляет 5-10 тыс. рублей, для ЮЛ – 50-100 тыс. рублей. Но, переводя сотрудников на самозанятость, они явно экономят больше, чем 10 тыс. и 100 тыс. рублей, даже уплачивая штраф, они все равно остаются в большей выгоде.

Кроме того, создание специальных платформ на сайте ФНС и Госуслугах, где работники, могут подать жалобу на неправомерные переводы или подмену трудовых отношений, позволит налоговым службам быстрее реагировать и выявлять недобросовестных работодателей и принимать к ним соответствующие санкции.

Заключение.

Проведенный анализ роли самозанятости в развитии рынков труда современной России позволяет сформировать следующие основные выводы и предложения:

1. Введение специального налогового режима в виде налога на профессиональный доход обладает некоторым положительным эффектом в легализации занятости в России на уровне в пределах 1-1,5 млн. человек за счет активизации предпринимательской активности населения, раньше относимого к экономически-неактивному благодаря льготному режиму налогообложения их доходов и удобству использования сервиса «Мой налог».

2. Одновременно развитие самозанятости ставит проблему маскировки под этой деятельностью значительной части наемного труда (на уровне 5-7% наемных работников на 2024), что снижает потенциал сборов в бюджетную систему Российской Федерации как по налоговым отчислениям (НДФЛ), так и по отчислениям в социальные фонды (особенно для формирования пенсионных отчислений). Это делает необходимым ужесточение мер по предотвращению замещения работодателями трудовых отношений с работниками на отношения с самозанятым населением.

3. Производительность труда самозанятых заметно отстает от производительности труда наемных работников в среднем по экономике, что в условиях дефицита кадров делает нецелеообразным применение дополнительных мер по стимулированию самозанятости в России.

4. Значительный рост количества самозанятых создает угрозу для госдуарства в виде снижения потенциала обеспечения социальных гарантий населению в пенсионном обеспечении, что в будущем заставит поставить вопрос либо об увеличении отчислений в социальные фонды, либо об очередном витке повышения пенсионного возраста.


Источники:

1. Алиева П.Р., Алиев И.А. Самозанятость как драйвер развития трудоизбыточного рынка труда // Экономика труда. – 2023. – № 12. – c. 1855-1866. – doi: 10.18334/et.10.12.120196.
2. Баринова В., Царева Ю., Шестоперов А. Самозанятые в России: развитие сферы МСП или движение к «гаражной экономике» // Экономическая политика. – 2023. – № 3. – c. 136-163. – doi: 10.18288/1994-5124-2023-3-136-163.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 21.04.2025). КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 07.05.2025).
4. Более 12 млн самозанятых зарегистрировались в России. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/15487019/?ref=journal.zarplata.ru (дата обращения: 12.05.2025).
5. В России резко сократилась занятость в неформальном секторе. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/21/09/2022/632989989a79471c92e0fd96 (дата обращения: 16.05.2025).
6. Всё о налоговых режимах. СберБизнес. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/chto-nuzhno-znat-predprinimatelyu-o-nalogovyh-rezhimah/ (дата обращения: 18.05.2025).
7. Выбор подходящего режима налогообложения. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/service/mp/ (дата обращения: 18.05.2025).
8. Данные по формам статистической налоговой отчётности. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 15.05.2025).
9. Ершова И.В. Женское предпринимательство: от эмпирики и доктрины к правовому регулированию // Lex Russica (Русский закон). – 2022. – № 8(189). – c. 9-22. – doi: 10.17803/1729-5920.2022.189.8.009-022.
10. Забелина О.В., Сергеева М.В. Международный опыт нормативно-правового регулирования самозанятости // Экономика труда. – 2023. – № 3. – c. 357-370. – doi: 10.18334/et.10.3.117229.
11. Забелина О.В., Мирзабалаева Ф.И. Фриланс как новая гибкая форма самозанятости на российском рынке труда // Экономика труда. – 2020. – № 4. – c. 307-320. – doi: 10.18334/et.7.4.100869.
12. Занятость в неформальном секторе России достигла рекорда с 2016 года. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/04/12/2024/674ef2b19a794766c71facdc (дата обращения: 07.05.2025).
13. Кутеева К.А. Влияние экономических кризисов на рынок труда и развитие самозанятости в России // Экономика труда. – 2024. – № 10. – c. 1547-1562. – doi: 10.18334/et.11.10.121741.
14. Майкоглуян Д.В., Зимовец А.В. Эксперимент с самозанятостью граждан: анализ проблем и прогноз итогов // Креативная экономика. – 2024. – № 1. – c. 203-220. – doi: 10.18334/ce.18.1.120072.
15. Названо число самозанятых в России к 2029 году. Газета.Ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2025/02/27/25190294.shtml?updated (дата обращения: 15.05.2025).
16. Налоговый режим для самозанятых продлят после 2028 года. Парламентская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru/economics/nalogovyy-rezhim-dlya-samozanyatykh-prodlyat-posle-2028-goda.html (дата обращения: 20.05.2025).
17. Носырева И.Г., Белобородова Н.А. К вопросу о развитии самозанятости в России // Экономика труда. – 2023. – № 3. – c. 371-386. – doi: 10.18334/et.10.3.117541.
18. Официальный сайт Администрации президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/ (дата обращения: 02.05.2025).
19. Официальный сайт платформы поставки данных ФНС России. [Электронный ресурс]. URL: https://geochecki-vpd.nalog.gov.ru/self-employment (дата обращения: 15.05.2025).
20. Пань Л., Нехода Е.В. Совместная деятельность и гибкая модель занятости // Управленец. – 2024. – № 4. – c. 52-66. – doi: 10.29141/2218-5003-2024-15-4-5.
21. Прожиточный минимум в субъекте РФ на 2024 год. Официальный сайт СФР. [Электронный ресурс]. URL: https://sfr.gov.ru/grazhdanam/pensionres/soc_doplata/~10041 (дата обращения: 17.05.2025).
22. Рабочая сила, занятость и безработица в России. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13211 (дата обращения: 15.05.2025).
23. Размеры социальной пенсии с учетом индексации с 01.04.2024 г. Официальный сайт СФР. [Электронный ресурс]. URL: https://sfr.gov.ru/branches/tyumen/info/~0/11118 (дата обращения: 17.05.2025).
24. Самозанятые россияне рассказали о причинах ухода из найма. Ventra Go!. [Электронный ресурс]. URL: https://ventrago.ru/blog/samozaniatye-rasskazali-o-prichinakh-ukhoda-iz-naima/ (дата обращения: 22.05.2025).
25. Сербиновская Н.В., Сербиновский Б.Ю. Самозанятость: от настоящего к будущему (часть 1) // Вестник науки и образования Северо-Запада России. – 2022. – № 1. – c. 74-90.
26. Скруг В.С. Регулирование процесса легализации налогообложения доходов самозанятых граждан в Российской Федерации на современном этапе // Экономика труда. – 2019. – № 1. – c. 535-552. – doi: 10.18334/et.6.1.40125.
27. Статистика для национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics2.html (дата обращения: 15.04.2025).
28. Трудовые ресурсы, занятость и безработица. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/labour_force (дата обращения: 18.05.2025).
29. Уровень жизни. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397 (дата обращения: 12.05.2025).
30. Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ (ред. от 29.11.2024) «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311977/512cf86a56df0bdea9fb5f14bba79e01a90ed7a5/ (дата обращения: 15.05.2025).
31. Чекмарев О.П., Лукичев П.М., Конев П.А. Самозанятые в России: легализация, тенденции развития и влияние на рынок труда // Экономика труда. – 2022. – № 2. – c. 233-248. – doi: 10.18334/et.9.2.114222.
32. Чем отличаются налоговые режимы для бизнеса. Т-Банк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tbank.ru/business/blog/tax-regime/ (дата обращения: 12.05.2025).

Страница обновлена: 18.06.2025 в 00:49:40