Внедрение иммерсивных цифровых технологий: анализ мер государственной поддержки конкурентоспособности туристической отрасли в Ростовской области

Подольская Т.В.1, Васюта Е.А.1, Ушаков Д.С.1, Брюханова Н.В.1
1 Южно-Российский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 8 (Август 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83094708

Аннотация:
В представленном исследовании анализируется текущее состояние и перспективы применения иммерсивных цифровых технологий в туризме Ростовской области. В ходе экспертного опроса, выполненного авторами непосредственно в рамках исследования, сделан вывод, что данный субъект РФ входит в группу регионов, характеризующихся хорошим туристским потенциалом, но невысокими показателями его использования. Проанализированы и потенциальные барьеры, препятствующие внедрению иммерсивных технологий в структуру современного туристического продукта. Также сделан вывод, что оптимальной стратегией повышения успешности развития туризма в регионе является внедрение иммерсивных цифровых технологий в деятельность предприятий средств размещения, турфирм и заповедных зон. Определено, что действенными мерами поддержки внедрения иммерсивных цифровых технологий в туриндустрию региона являются субсидии на приобретение оборудования, гранты на внедрение иммерсивных цифровых технологий, государственное финансирование стартапов.

Ключевые слова: международный туризм, цифровизация, иммерсивные цифровые технологии, туристическая привлекательность, меры государственной поддержки иммерсивных цифровых технологий

JEL-классификация: Z31, Z32, L83



ВВЕДЕНИЕ

Тренд цифровизации получил очень яркое проявление в туристической сфере. Иммерсивные цифровые технологии, активно и масштабно интегрируясь в туристической производство, уже представляют собой глобальную тенденцию отраслевого развития, от скорости и эффективности подключения к которому сегодня зависит будущее национальной туристской отрасли и ее место на туристическом рынке мира в ближайшем будущем. Так по экспертным оценкам, количество посещений только тематических VR-парков превысило полмиллиарда человек, что составляет почти 7% населения мира [5].

Объем мирового рынка технологий иммерсивной реальности может превысить 90,8 млрд долларов США в 2023 году и, по прогнозам экспертов, достигнет 780,4 млрд к 2033 году. Поражает среднегодовой темп прогнозируемого роста в период с 2024 по 2033 годы, который составит 24% [4]. Рынок виртуальной реальности по данным исследования Data Bridge в период до 2029 года прогнозируют, что будет расти еще более высокими среднегодовыми темпами – 27,3% [1].

Иммерсивные цифровые технологии характеризуются мультисенсорным воздействием, обеспечивающим погружение в реальную или искусственную среду, способны оказывать колоссальное воздействие на туризм и туристическую деятельность, трансформируя (индивидуализируя, развивая новые потребительские свойства) туристического сервиса и местного туристического продукта, так и непосредственно воздействуя на систему туристического менеджмента, в широкое понимание которой (как менеджмент туристской дестинации) входит в качестве субъекта управления государство либо орган местного самоуправления.

Государство с целью повышения конкурентоспособности национального или регионального туристического производства, отраслевой конкурентоспсообности должно активно поддерживать внедрение иммерсивных технологий в туризм, становиться пользователем, разработчиком и промоутером их коммерческих возможностей. Эффективизация процессов государственной поддержки и регулирования сферы интеграции иммерсивных технологий в туристическое производство будет не только способствовать росту качества туристического продукта дестинации, но и сформирует дополнительные резервы роста конкурентоспособности последней на мировом или национальном туристическом рынках.

Применительно к Ростовской области, для туристической сферы которой актуальны проблемы низкой (на фоне соседних регионов Северного Кавказа) туристской привлекательности, неэффективного использования туристического потенциала (высокая сезонность, преобладание транзитного туризма, слабая узнаваемость региона и отсутствие мощного туристического бренда области и так далее), внедрение иммерсивных технологий может иметь стратегическое значение для развития туризма региона, поскольку позволит создать уникальные цифровые туристические продукты, компенсировать недостаток курортных зон , нивелировать проблемы сезонности, удалённости достопримечательностей, ограниченности музейной инфраструктуры, будет иметь дополнительные экономический (рост туристического потока на 15-20% (зарубежный опыт и опыт отдельных регионов России); создание новых высокотехнологичных рабочих мест, привлечение инвестиций в IT-сектор области), культурно-социальный (цифровые двойники исчезающих объектов показа, интерактивные программы для школ и вузов) эффекты.

Цель настоящего исследования – на основе результатов экспертной оценки туристической привлекательности Ростовской области, исследований стимулирующего рост конкурентоспособности туристического производства влияния иммерсивных технологий, определить приоритетные направления и практические инструменты государственной поддержки внедрения иммерсивных решений в практику организации туристской деятельности и туристского обслуживания в регионе.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Эгоцентричность современного туризма как вида человеческой деятельности, превращает специфику среды места краткосрочного посещения в основной мотивирующий путешественников фактор [17, 639; 24, 423], что актуализирует технологические возможности дополнения и виртуализации реальности как драйвера трансформации туризма и туристической деятельности [10]. Возможности иммерсивных технологий трансформировать реальность определили масштабность их интеграции в туристическую деятельность, особенно во время пандемии короновируса, как в России, так и за ее пределами [3].

Контент-анализ современных публикаций [20; 19; 15; 25] позволяет определить наиболее популярные инструменты и сферы применения иммерсивных технологий в туризме: туристический гайдинг; навигация, развлечения, маркетинг, охрана культурного и природного наследия, образование, доступность для иммерсивных технологий дополненной реальности; маркетинг [7] и устойчивость природных туристических дестинаций – дли иммерсивных технологий дополненной виртуальности [9] и расширенной реальности [11]. Зарубежный опыт интеграции иммерсивных технологий по выделенным направлениям и функциям туристического менеджмента [18; 12], в целом, свидетельствует о стимулирующем конкурентоспособность (туристическая привлекательность [23; 14], посещаемость [22], доля повторных посетителей в туристическом потоке [13], уровень удовлетворения поездкой [21], эффективность организации туристской деятельности [25], планирования и управления туристическими потоками [16]) туристической отрасли дестинации воздействии отраслевой интеграции иммерсивных решений. Более того, перспективность иммерсивных технологий в туризме определяется потенциалом их интеграции с технологиями Биг Дата, Интернета Вещей, искусственного интеллекта и геймификации [6], что позволило сделать предположение о будущих этапах (стадиях) эволюции туризма и туристского менеджмента в их движении к формации «умных туристических дестинаций», в структуре которых иммерсивные технологии (равно как и другие) будут способны оказывать не только свойственный современности основной трансформирующий эффект на непосредственное туристское производство, коммуникации и маркетинг, охрану объектов культурно-исторического наследия, но и активно интегрируются в корпоративную систему туристского менеджмента, самоуправления туристских территорий, экосистему туристской дестинации [2], включающую в том числе и местное население.

В Российской Федерации статистические данные по туризму содержат следующую информацию:

‒ информацию о туристском потоке по числу туристских поездок и по количеству ночевок, в т.ч. по России в целом и по субъектам РФ;

‒ информацию о количестве турфирм, в т.ч. туроператорская, турагентская деятельность, а также деятельность по продвижению туров и иная туристическая деятельность;

‒ информацию о количестве турпакетов, реализованных населению, в т.ч. гражданам России по территории России, гражданам России по другим странам, Гражданам других стран по территории России;

‒ отдельные показатели деятельности организаций туриндустрии, а также показатели деятельности организаций туриндустрии без учета субъектов малого предпринимательства;

‒ информацию о количестве въезда-выезда в РФ российских и зарубежных граждан;

‒ информацию по коллективным средствам размещения и санаторно-курортным организациям.

Учитывая тот факт, что развитие международного (въезного) туризма в России характеризуется отсутствием достаточной статистической информации о динамике процессов, описывающих его, а информация об использовании иммерсивных технологий предприятиями туриндустрии отсутствует вовсе, предлагается использовать когнитивное моделирование с применением нечетких многоуровневых классификаторов.

МЕТОДОЛОГИЯ

В рамках проводимого исследования наряду с общенаучными методами исследования, такими как анализ литературных источников, системный и сравнительный анализ, использован и метод глубинного интервью экспертов - руководители предприятий туриндустрии Ростовской области (РО), а также представителей Агентства стратегических инициатив (АСИ) по развитию туризма, представителей Торгово-промышленной палаты Ростовской области (ТПП РО), ведущих ученых института креативных индустрий Южного федерального университета (ЮФУ), проведенный в феврале – апреле 2024 года (всего опрошено 52 эксперта по 240 вопросам, распределение по группам участников опроса приведены в таблице 1).

Опросный лист состоял из 240 вопросов. Экспертная оценка туристской привлекательности Ростовской области на международном рынке туризма проводилась по 12 показателям, характеризующим культурный, исторический, природный, деловой, образовательный и др. потенциал региона по фактическому состоянию (P1), а также с учетом нереализованного потенциала (P2). Каждый показатель эксперты оценили по 5- балльной шкале:

1 балл - очень низкий уровень; 2 балла - уровень ниже среднего; 3 балла - средний уровень; 4 балла - уровень выше среднего; 5 баллов - высокий уровень.

Таблица 1 – Характеристика экспертов, участвовавших в глубинных интервью (в % от общего количества)

Группа экспертов
Доля в общем количестве респондентов
Руководители предприятий туриндустрии РО
75%
Представители Агентства стратегических инициатив (АСИ)
5,8%
Представители ТПП РО
5,8%
Ведущие ученые института креативных индустрий ЮФУ
13,4%
Всего
100
По результатам статистического анализа результатов опроса были рассчитаны средние баллы оценок, а также произведено их нормирование и соответствие термам (таблица 2).

Таблица 2 – Результаты экспертной оценки туристической привлекательности Ростовской области


Показатель
Статус
Средний балл
Нормированное значение
Терм
1
История и культура
Р1
3,10
0,525
3
Р2
3,89
0,7225
4
2
Природа и ландшафты
Р1
2,93
0,4825
3
Р2
3,53
0,6325
4
3
Деловая активность
Р1
3,15
0,5375
3
Р2
3,91
0,7275
4
4
Лечение и оздоровление
Р1
2,79
0,4475
3
Р2
3,20
0,55
3
5
Активный отдых и спорт
Р1
2,91
0,4775
2
Р2
3,41
0,6025
4
6
Образование и обучение
Р1
3,34
0,585
3
Р2
3,60
0,65
4
7
Технологическая инновационность
Р1
2,99
0,4975
3
Р2
3,69
0,6725
4
8
Туристическая конкурентоспособность
Р1
3,05
0,5125
3
Р2
3,51
0,6275
4
9
Стоимость товаров и услуг
Р1
3,00
0,5
3
Р2
2,78
0,445
3
10
Модное/популярное направление в туризме
Р1
2,83
0,4575
3
Р2
2,84
0,46
3
11
Безопасность туризма
Р1
2,98
0,495
3
Р2
2,88
0,47
3
12
Комфортность туризма
Р1
3,05
0,5125
3
Р2
3,10
0,525
3
Источник: составлено авторами

Анализ показал, что в Ростовской области 7 показателей, характеризующих туристскую привлекательность имеют потенциал для роста. Так по показателю «История и культура» регион на сегодняшний день обладает средней туристической привлекательностью, но потенциал для развития высокий (Р1=3, Р2=4); по показателю «Природа и ландшафты» регион также обладает средней туристической привлекательностью, потенциал для развития – высокий (P1 = 3, P2 = 4); состояние показателя «Деловая активность» эксперты оценили, как среднее, при этом потенциал для развития – высокий (P1 = 3, P2 = 4); по показателю (Активный отдых и спорт) регион обладает низкой туристической привлекательностью, при этом потенциал для развития достаточно высокий (P1 = 2, P2 = 4); по показателю «Образование и обучение» регион обладает средней привлекательностью для образовательного туризма, но потенциал для развития высокий (P1 = 3, P2 = 4); по показателю «Технологическая инновационность» на сегодняшний день регион демонстрирует среднее значение, но обладает высоким потенциалом для развития (P1 = 3, P2 = 4). Что же касается «Туристической конкурентоспособности», то результаты опроса показали, что Ростовская область имеет большой потенциал для ее повышения (P1 = 3, P2 = 4).

Для определения конкурентоспособности туристической индустрии Ростовской области (относительно других регионов Российской Федерации) была проведена классификация 85 регионов по двум критериям: Q1 - интегральный показатель туристской привлекательности региона и Q2 - интегральный показатель оценки использования его туристского потенциала (спрос на туристские ресурсы).

Интегральный показатель Q1 включал в себя следующие переменные (по состоянию на 2023 год):

- количество объектов культурного наследия, включённых в реестр, на 1000 км2;

- наличие особо ценных объектов культурного наследия;

- число организации культурно- досугового типа;

- количество особо охраняемых природных территорий на 1000 км2;

- наличие объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО;

- число мест для размещения туристов в расчёте на 1000 постоянных жителей (индекс Берете-Деферта);

- число мест для размещения туристов в расчёте на 1 км2 территории;

- число туристических компаний, зарегистрированных на территории региона;

- число предприятий питания (ресторанов, кафе, баров и пр.);

- число мест на предприятиях общественного питания.

Интегральный показатель Q2 рассчитывался по состоянию на 2023 год на основе оценок:

- турпотока на 1000 человек населения;

- коэффициента загрузки коллективных средств размещения;

- числа туристов, остановившихся в средствах размещения, в расчете на 1 км2 территории (индекс Деферта);

- числа туристов, остановившихся в средствах размещения, в расчёте на 1000 постоянных жителей (индекс Шнайдера).

По результатам анализа Ростовская область попала в группу – 3, где Q1 принимает значения от 0,113 до 0,184 – средний уровень, а Q2 - от 0,056 до 0,156 – низкий уровень (рисунок 1).

Рисунок 1 - Распределение регионов по группам

Источник: составлено авторами

Регионы, входящие в эту группу, в целом отличаются богатой историей и культурой, но неразвитостью туристической инфраструктуры, слабостью регионального туристского маркетинга, отсутствием уникального туристического продукта, либо даже неблагоприятной экологической обстановкой и ситуацией в сфере безопасности, которые оказывают существенное влияние на выбор туристического маршрута российских и иностранных туристов.

Для регионов, входящих в эту группу, рекомендуется направить усилия на повышение туристской привлекательности посредством развития инфраструктуры: транспортные пути, средства размещения, объекты питания, зоны отдыха, а также стимулирование спроса посредствам активного маркетингового продвижения региона, акцентируя внимание на его уникальных особенностях.

Эффективным инструментом создания уникального туристического предложения, стимулирования спроса и продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках являются, в том числе, иммерсивные цифровые технологии (таблица 3). В этой связи предприятием туриндустрии Ростовской области рекомендуется сфокусировать внимание на использование иммерсивных цифровых технологий в своей деятельности.

Таблица 3 – Классификация иммерсивных цифровых технологий по направлению их использования


Направление развития
Наименование иммерсивных технологий
1
Создание конкурентоспособного туристского продукта Российской Федерации
AR-гиды, AR-игры, AR-интерактивные карты, AR-витрины, AR-макеты, MR-музеи, MR-театры, MR-симуляторы, Голографические проекции, Интерактивные стенды, Интерактивные экскурсии, Голосовой помощник
2
Стимулирование спроса и повышение доступности туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках
Виртуальные туры, VR-экскурсии, VR-тренажеры, AR-игры, 3D-моделирование, 360° видео, Интерактивные мобильные приложения

Все представленные в таблице 2 иммерсивные цифровые технологии способствуют решению стратегических задач развития туризма в РФ до 2035 [8], такие как создание конкурентоспособного туристского продукта; стимулирование спроса и повышение доступности туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках; устойчивый выход российского турпродукта на международные рынки; совершенствование системы управления туризмом в Российской Федерации, в том числе системы сбора, обработки и анализа статистических данных о развитии туризма (рисунок 2).

Рисунок 2 – Взаимосвязь реализации стратегии развития туризма в РФ до 2035 г. с развитием иммерсивных цифровых технологий в туриндустрии

В целях определения состояния и перспектив использования иммерсивных цифровых технологий в туриндустрии Ростовской области в марте-апреле 2024 года был проведен дополнительный экспертный опрос 180 руководителей предприятий сферы индустрии туризма и гостеприимства региона, в т.ч. учреждений культуры, предприятий общественного питания, зрелищных услуг, коллективных средств размещения и транспортных компаний (во втором опросе не участвовали представители образовательной сферы и органов государственной власти региона).

Опрос показал, что несмотря на то, что в настоящее время иммерсивные цифровые технологии активно используются в туристическом бизнесе за рубежом и являются драйвером развития туризма, лишь 50 % опрошенных знакомы с понятием «иммерсивные технологии», а еще 30% что-то слышали об этом. При этом большая часть экспертов считает, что иммерсивные технологии в туриндустрию имплементированы слабо (30 %), в своей деятельности их используют лишь 21 % опрошенных. В основном респонденты в качестве иммерсивной технологии применяют QR-коды.

Следует обратить внимание, что респонденты считают, что применение иммерсивных цифровых технологий не оказывают влияния на финансовые результаты их деятельности: лишь у 5 % респондентов, использующих в своей деятельности иммерсивные цифровые технологии, констатируют факт того, что их прибыль существенно увеличилась. Важно отметить, что именно эти респонденты используют наиболее широкий спектр иммерсивных цифровых технологий. Так, наряду с QR-кодами они применяют технологии виртуальной реальности, 360о видео, аудиогиды и др. Что же касается остальных опрошенных, то 42 % респондентов, использующих иммерсивные технологии, отметили, что использование этих технологий никак не повлияло на изменение финансовых показателей деятельности их предприятий, 24 % - что уровень прибыли фактически не изменился, 29 % - что прибыль увеличилась несущественно (рисунок 3).

Рисунок 3 – Ответ респондентов на вопрос «Повлияло ли внедрение иммерсивных технологий на изменение финансовых показателей деятельности Вашего предприятия/ организации?» (в опросе участвовало 38 человек из 180, которые реально применяют иммерсивные технологии на практике)

Источник: составлено авторами

Вместе с тем, респонденты понимают, что внедрение иммерсивных цифровых технологий способствует повышению качества предоставляемых услуг (43 %), привлечению большего количества клиентов (31 %), повышению конкурентоспособности предприятия (20%).

Среди трудностей при внедрении иммерсивных цифровых технологий эксперты выделяют высокие затраты на внедрение (26 %), технические сложности (18 %), недостаточное понимание потребностей клиентов (13 %). При этом 41 % респондентов считают, что главным препятствием внедрения иммерсивных технологий является отсутствие квалифицированных специалистов. Важно подчеркнуть, что большинство экспертов сошлись во мнении, что все вышеперечисленные проблемы в совокупности препятствуют внедрению иммерсивных цифровых технологий в деятельность их предприятий и организаций. Вместе с тем, государственной поддержкой при внедрении иммерсивных технологий воспользовались лишь 7 % предприятий, использующих иммерсивные технологии. Самый популярный ответ на вопрос: «Укажите, какие конкретно» был гранты и субсидии. Главная причина этого заключается в отсутствии информации о мерах государственной поддержки в этой сфере. Как следствие, лишь 12 % опрошенных планируют воспользоваться мерами господдержки для внедрения иммерсивных цифровых технологий в свою деятельность (рисунок 4).

Рисунок 4 – Распределение ответа респондентов на вопрос «Планируете ли

Вы воспользоваться мерами господдержки для внедрения иммерсивных цифровых технологий?»

Источник: составлено авторами

Среди практических шагов или рекомендаций для эффективного внедрения иммерсивных цифровых технологий в туристическую отрасль эксперты выделяют прежде всего обучение персонала кампаний, работающих в сфере туризма, а также сотрудничество с разработчиками и производителями иммерсивных цифровых технологий (37% и 29% соответственно) (рисунок 5).

Рисунок 5 – Распределение ответа респондентов на вопрос «Какие практические шаги или рекомендации Вы можете предложить для эффективного внедрения иммерсивных цифровых технологий в туристическую отрасль?»

Источник: составлено авторами

В качестве действенных мер поддержки внедрения иммерсивных цифровых технологий в туриндустрию региона эксперты выделяют финансовые меры поддержки: субсидии на приобретение оборудования (82%), гранты на внедрение иммерсивных цифровых технологий (61 %), государственное финансирование стартапов (36 %), налоговые льготы для кампаний, использующих иммерсивные технологии (рисунок 6).

Рисунок 6 – Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие меры государственной поддержки, по вашему мнению, могут способствовать успешному внедрению иммерсивных цифровых технологий в туристическую индустрию?»

Источник: составлено авторами

При этом большинство опрошенных (72%) считают необходимой мерой поддержки является повышение квалификации сотрудников. Что же касается организационных и информационных мер поддержки, среди которых проведение национальных и региональных конкурсов на лучший проект с использованием иммерсивных технологий, организация хакатонов, конференций и семинаров по использованию иммерсивных технологий в туризме, а также создание инкубаторов для развития стартапов в этой сфере, то их выделили 19 %, 10% и 4 % респондентов соответственно.

Для разработки стратегии внедрения иммерсивных цифровых технологий в туриндустрию Ростовской области полученные ответы экспертов были классифицированы на 7 групп (по видам деятельности респондентов (представители музеев, заповедников, сферы досуга, турфирм, коллективных средств размещения, общественного питания, транспорта), в дальнейшем полученные результаты в каждой из групп оценивались с позиций:

Q1 – оценки туристической привлекательности заданного региона для международного туризма по параметру «соответствие XXX (вид объекта туриндустрии) в регионе международным стандартам»;

Q2 – нереализованного потенциала туристической привлекательности заданного региона по параметру «соответствие XXX (вид объекта туриндустрии) международным стандартам»;

Q3 – уровня использования иммерсивных цифровых технологий в XXX (вид объекта туриндустрии) региона.

Как и в предыдущем случае, каждая оценка производится по 5- балльной шкале. По результатам статистического анализа опроса рассчитаны средние баллы оценок, произведено их нормирование и установлено соответствие термам (таблица 4).

Таблица 4 – Результаты экспертной оценки туристической инфраструктуры Ростовской области


п.п
Объекты
Соответствие стандарту
Потенциал развития
Использование ИТ
Средний балл
Норм-ое значение
Терм
Средний балл
Норм-ое значение
Терм
Средний балл
Норм-ое значение
Терм
1
Музеи
3,43
0,686
4
3
0,6
4
2,53
0,506
3
2
Заповедники
2
0,4
3
1,95
0,39
2
1,65
0,33
2
3
Предприятия сферы досуга
1,77
0,354
2
2,1
0,42
3
1,8
0,36
2
4
Турагентства
2,33
0,466
3
2,33
0,466
3
1,75
0,35
2
5
Коллективные средства размещения
3,63
0,726
4
3,15
0,63
4
2,7
0,54
3
6
Предприятия общественного питания
2,8
0,56
3
2,55
0,51
3
1,43
0,286
2
7
Транспорт
1,8
0,36
2
1,85
0,37
2
1,55
0,31
2
Источник: составлено авторами

Согласно результатам экспертного опроса музеи региона соответствуют хорошему международному уровню, потенциал для развития высокий (Q1 = 4, Q2 = 4); заповедники Ростовской области соответствуют среднему международному уровню, при этом потенциал для развития – ниже среднего (Q1 = 3, Q2 = 2); предприятия сферы развлечений и досуга соответствуют уровню ниже среднего, потенциал для развития – выше среднего (Q1 = 2, Q2 = 3); деятельность турфирм соответствует среднему международному уровню, потенциал для развития – средний (Q1 = 3, Q2 = 3); коллективные средства размещения соответствуют хорошему международному уровню, потенциал для развития высокий (Q1 = 4, Q2 = 4); предприятия общественного питания соответствуют среднему международному уровню, потенциал для развития – средний (Q1 = 3, Q2 = 3), что же касается транспорта, то транспортная инфраструктура соответствует уровню ниже среднего, потенциал для развития ниже среднего (Q1 = 2, Q2 = 2). При этом, использование иммерсивных цифровых технологий на среднем уровне эксперты отмечают лишь в музеях и коллективных средствах размещения, на остальных видах объектов туриндустрии этот показатель фиксируется как низкий.

Агрегированная оценка соответствия объектов туриндустрии Ростовской области международным стандартам G1 = 0,125*0 + 0,3*0,34 + 0,5*0,36 + 0,7*0,3 + 0,875*0 = 0,492, что соответствует среднему уровню.

Агрегированная оценка возможности увеличения потенциала объектов туриндустрии Ростовской области соответствия стандартам G2 = 0,125*0 + 0,3*0,24 + 0,5*0,57 + 0,7*0,19 + 0,875*0 = 0,49, что также соответствует среднему уровню.

Агрегированная оценка уровня использования иммерсивных цифровых технологий на объектах туриндустрии региона G3 = 0,125*0 + 0,3*0,7 + 0,5*0,3 + 0,7*0,0 + 0,875*0 = 0,36 – ниже среднего.

В этой связи предлагается последовательное внедрение иммерсивных цифровых технологий в туриндустрию региона. При этом, наиболее действенными будут меры, направленные на внедрение этих технологий в деятельность предприятий средств размещения, турфирм и заповедных зон (рисунок 7).

Рисунок 7 - Сценарный анализ по концепту С «Успешность развития международного (въездного) туризма в регионе»

Источник: составлено авторами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так, для реализации альтернативы последовательного внедрения иммерсивных цифровых технологий в деятельность коллективных средств размещения прежде все рекомендуется:

- информационная поддержка, а именно проведение практических мастер-классов. Это могут быть мастер-классы по созданию VR-туров по отелю, разработке AR-приложений с информацией об услугах отеля, использованию MR-технологий для создания интерактивных презентаций отелей. Они повысят осведомленность руководителей гостиничного бизнеса о преимуществах иммерсивных цифровых технологий, обучат персонал отелей работе с оборудованием, разработке контента и взаимодействию с клиентами;

- регуляторная поддержка, а именно меры по созданию благоприятной правовой среды/упрощенного порядка внедрения иммерсивных цифровых технологий, а также разработка стандартов и сертификация. Это может быть создание единого регистра VR/AR/MR оборудования для отелей, упрощение процесса получения разрешений, четкое определение авторских прав на контент. Создание благоприятной правовой среды будет способствовать упрощению процесса регистрации и использования иммерсивных цифровых технологий в отелях, минимизации бюрократических препятствий, созданию четких правил для использования интеллектуальной собственности в иммерсивных проектах. Что касается сертификации, то это может быть программа сертификации отелей, использующих VR/AR/MR технологии, с оценкой качества виртуальных туров, интерактивных сервисов, соответствия стандартам качества и безопасности. Сертификация будет способствовать повышению доверия к гостиничным предприятиям, использующим иммерсивные цифровые технологии

- финансовая поддержка, а именно субсидии на приобретение оборудования. Это может быть предоставление субсидий на 50-70% от стоимости оборудования, с ограничениями по типу оборудования и размеру отеля. Субсидирование позволит отелям приобрести VR-гарнитуры, AR-девайсы, MR-оборудование, что снижает первоначальные затраты на внедрение технологий, особенно для малых и средних отелей, которые, как правило, могут испытывать сложности с бюджетом на инновации.

Отдельного внимания заслуживает создание специального туристического маршрута «Иммерсивный туризм», объединяющего отели, рестораны, музеи и транспортные кампании, использующие иммерсивные цифровые технологии, что позволит привлечь внимание туристов, заинтересованных в современных технологиях и инновациях.

Для реализации альтернативы последовательного внедрения иммерсивных цифровых технологий в заповедных зонах региона необходимо повысить осведомленность о существующих иммерсивных цифровых технологиях, снизить барьеры, а также стимулировать внедрение инноваций, обеспечив в т.ч.:

- информационную поддержку: мастер-классы по созданию VR-туров по тропам заповедной зоны, разработке AR-приложений с информацией о флоре и фауне, использованию MR-технологий для интерактивных образовательных программ о сохранении экосистемы; демонстрационные мероприятия, например, «День иммерсивных технологий в заповеднике», где сотрудники могут представить свои VR/AR решения, а посетители смогут попробовать их и др.;

- финансовую поддержку: гранты на разработку VR-тура по редким видам растений, AR-приложения с информацией об экосистеме, использование MR-технологий для интерактивных образовательных программ о биоразнообразии; субсидии на приобретение оборудования в размере от 30 до 50% от стоимости оборудования, с ограничениями по типу оборудования и размеру территории заповедника;

- регуляторную поддержку: создание единого регистра VR/AR/MR оборудования для заповедников, упрощение процесса получения разрешений на использование технологий в заповедных зонах; разработка стандартов качества для VR-туров, AR-приложений, MR-презентаций, с акцентом на экологическую устойчивость, реалистичность, информативность, безопасность для посетителей и экосистемы и др.

Что же касается туристических фирм, то для реализации альтернативы последовательного внедрения иммерсивных технологий в их деятельность действенными будут все вышеперечисленные меры, в т.ч. меры, направленные на осведомленность сотрудников туристических агентств региона о потенциале иммерсивных цифровых технологий для создания виртуальных туров, интерактивных презентаций, персонализированных туристических предложений; меры, обеспечивающие доступ к актуальной информации о технологиях, кейсам успешного внедрения, рекомендациям по разработке и использованию VR/AR/MR в туристическом бизнесе; меры, стимулирующие туристические агентства к реализации конкретных проектов с использованием иммерсивных цифровых технологий, а также меры, позволяющие снизить первоначальные затраты на VR-гарнитуры, AR-девайсы, проекторы, что делает технологии доступнее для туристических агентств и др.

Отдельно следует выделить меры, которые дадут синергетический эффект при реализации всех возможных альтернатив. Среди них:

- создание информационного портала с актуальными материалами о возможностях использования иммерсивных цифровых технологий в туриндустрии, что позволит предоставить предприятиям доступ к актуальной информации о технологиях, примерах проектов, кейсам успешного внедрения, лучшим практикам. Это может быть портал с разделами, описывающими различные виды иммерсивных цифровых технологий, кейсами, статьями, видеоуроками по использованию технологий в разрезе различных видов объектов туриндустрии;

- проведение конкурсов на лучшие проекты в сфере туризма с использованием иммерсивных цифровых технологий, которые позволят стимулировать создание инновационных проектов, демонстрирующих потенциал VR/AR/MR технологий в туриндустрии, например, конкурсы на лучшие VR-туры по отелям, AR-приложения для навигации по парку, MR-проекты для обучения персонала;

- гранты на разработку и внедрение пилотных проектов на основе иммерсивных цифровых технологий, которые позволят стимулировать реализацию конкретных проектов, основанных на использовании иммерсивных цифровых технологий на объектах туридустрии. Это могут быть гранты на разработку AR-меню, VR-тура по отелю, голографических элементов для оформления заведений и др.;

- обучение и повышение квалификации персонала;

- создание консорциумов разработчиков и предприятий туриндустрии/ регионального кластера, объединяющего разработчиков, предприятий туриндустрии, экспертов для совместной работы по созданию иммерсивных цифровых проектов, обмена опытом, повышения компетенций.


Источники:

1. Глобальный рынок виртуальной реальности (VR) на основе местоположения – тенденции отрасли и прогноз до 2029 года. Databridgemarketresearch.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.databridgemarketresearch.com/ru/reports/global-location-based-virtual-reality-vr-market (дата обращения: 21.11.2024).
2. Лебедева С.А. Экономика впечатлений и туризм: постковидная перезагрузка в контексте социально-экономической безопасности страны // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 729-748. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117661.
3. Подольская Т.В., Брюханова Н.В., Васюта Е.А., Ушаков Д.С. Меры государственной поддержки внедрения иммерсивных цифровых технологий как перспективного инструмента развития международного туризма в России. / Монография. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2025. – 201 c.
4. Мировой рынок иммерсивной реальности – тренды и прогноз на 2024-2033 гг. Globalcio.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://globalcio.ru/discussion/37797/?bx_sender_conversion_id=22996066 (дата обращения: 21.11.2024).
5. Новая эра впечатлений. Иммерсивные технологии. Аттракционы и впечатления. [Электронный ресурс]. URL: https://raapa.ru/other/articles/novaya-era-vpechatleniy-immersivnye-tekhnologii/ (дата обращения: 21.11.2024).
6. Норманский Н.С. Механики геймификации как факторы популяризации культурного туризма // МедиаVектор. – 2021. – № 1. – c. 45-49.
7. Прошина Е.Ю. Внедрение иммерсивных технологий в туризм // Научный журнал. – 2022. – № 2(64). – c. 29-31.
8. Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р «О Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года». Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72761648/ (дата обращения: 21.11.2024).
9. Сарафанова А.Г., Сарафанов А.А. Туристская отрасль и пандемия COVID-19: влияние и последствия // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2021. – № 7(201). – c. 49-60. – doi: 10.46554/1993-0453-2021-7-201-49-60.
10. Харченко Д.Е., Лебедева С.А. Импортозамещение цифровых технологий в туристическом бизнесе в эпоху экономических трансформаций // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2717-2730. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116375.
11. Черевичко Т.В., Темякова Т.В. Креативный туризм и цифровизация общества // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2022. – № 2. – c. 145-151. – doi: 10.18500/1994-2540-2022-22-2-145-151.
12. Choi H., Kim S. A content service deployment plan for metaverse museum exhibitions—centering on the combination of beacons and HMDs // International Journal of Information Management. – 2017. – № 1-B. – p. 1519-1527. – doi: 10.1016/j.ijinfomgt.2016.04.017.
13. Chung N., Han H., Joun Y. Tourists’ intention to visit a destination: the role of augmented reality (AR) application for a heritage site // Computers in Human Behavior. – 2015. – p. 588-599. – doi: 10.1016/j.chb.2015.02.068.
14. Errichiello L., Micera R., Atzeni M., Del Chiappa G. Exploring the implications of wearable virtual reality technology for museum visitors’ experience: a cluster analysis // International Journal of Tourism Research. – 2019. – № 5. – p. 59-605. – doi: 10.1002/jtr.2283.
15. Flavián C., Ibáñez-Sánchez S., Orús C. Integrating virtual reality devices into the body: efects of technological embodiment, on customer engagement and behavioral intentions toward the destination // Journal of Travel & Tourism Marketing. – 2019. – № 7. – p. 847-863. – doi: 10.1080/10548408.2019.1618781.
16. Gimeno J., Portalés C., Coma I., Fernández M., Martínez B. Combining traditional and indirect augmented reality for indoor crowded environments. A case study on the Casa Batlló Museum // Computers & Graphics. – 2017. – № 4. – p. 92-103. – doi: 10.1016/j.cag.2017.09.001.
17. Guttentag D.A. Virtual reality: applications and implications for tourism // Tourism Management. – 2010. – № 5. – p. 637-651. – doi: 10.1016/j.tourman.2009.07.003.
18. Han D-I., tom Dieck M.C., Jung T. User experience model for augmented reality applications in urban heritage tourism // Journal of Heritage Tourism. – 2018. – № 1. – p. 46-61. – doi: 10.1080/1743873X.2016.1251931.
19. Israel K., Zerres C., Tscheulin D.K. Presenting hotels in virtual reality: does it infuence the booking intention? // Journal of Hospitality and Tourism Technology. – 2019. – № 3. – p. 443-463. – doi: 10.1108/JHTT-03-2018-0020.
20. Lee I-J., Chen C-H., Su C-Y. App based souvenirs and entry tickets: a new means of enhancing post visit memories: a case study from Taiwan // Tourism Management Perspectives. – 2017. – № 7. – p. 177-185. – doi: 10.1016/j.tmp.2017.09.001.
21. Nisi V., Dionisio M., Barreto M., Nunes N. A mixed reality neighborhood tour: understanding visitor experience and perceptions // Entertainment Computing. – 2018. – p. 89-100. – doi: 10.1016/j.entcom.2018.04.002.
22. Pedersen I., Gale N., Mirza-Babaei P., Reid S. More than meets the eye: the benefts of augmented reality and holographic displays for digital cultural heritage // Journal on Computing and Cultural Heritage. – 2017. – № 2. – p. 1-15. – doi: 10.1145/3051480.
23. Roongrungsi A., Namahoot C.S., Brückner M. Augmented reality application for cultural and historical tourist attraction display (ARCH-TOUR) // Journal of Telecommunication, Electronic and Computer Engineering. – 2017. – № 9(2-4). – p. 65-69.
24. Williams, P., Hobson, J.S.P. Virtual reality and tourism: fact or fantasy? // Tourism Management. – 1995. – № 6. – p. 423-427.
25. Yung R., Khoo-Lattimore C., Potter L.E. VR the world: investigating the efectiveness of virtual reality for destination marketing through presence, emotion, and intention // E-review of Tourism Research. – 2019. – № 3. – p. 368-384.

Страница обновлена: 29.10.2025 в 15:10:54

 

 

Introduction of immersive digital technologies: analysis of state support measures for the competitiveness of the tourism industry in the Rostov region

Podolskaya T.V., Vasyuta E.A., Ushakov D.S., Bryukhanova N.V.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 8 (August 2025)

Citation:

Abstract:
The article analyzes the current state and prospects of immersive digital technologies in tourism in the Rostov region. In the course of an expert survey, it was concluded that this constituent entities of the Russian Federation belongs to a group of regions characterized by a good tourist potential, but low rates of its use. The potential barriers preventing the introduction of immersive technologies into the structure of a modern tourism product are also analyzed. It is also concluded that the optimal strategy for increasing the success of tourism development in the region is the introduction of immersive digital technologies into the activities of accommodation facilities, travel agencies and protected areas. It is determined that effective measures to support the introduction of immersive digital technologies in the region's tourism industry are subsidies for the purchase of equipment, grants for the introduction of immersive digital technologies, and government financing of start-ups.

Keywords: international tourism, digitalization, immersive digital technology, tourist attractiveness, measures of state support for immersive digital technology

JEL-classification: Z31, Z32, L83

References:

Cherevichko T.V., Temyakova T.V. (2022). Creative tourism and digitalization of society. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 22 (2). 145-151. doi: 10.18500/1994-2540-2022-22-2-145-151.

Choi H., Kim S. (2017). A content service deployment plan for metaverse museum exhibitions—centering on the combination of beacons and HMDs International Journal of Information Management. 37 (1-B). 1519-1527. doi: 10.1016/j.ijinfomgt.2016.04.017.

Chung N., Han H., Joun Y. (2015). Tourists’ intention to visit a destination: the role of augmented reality (AR) application for a heritage site Computers in Human Behavior. 50 588-599. doi: 10.1016/j.chb.2015.02.068.

Errichiello L., Micera R., Atzeni M., Del Chiappa G. (2019). Exploring the implications of wearable virtual reality technology for museum visitors’ experience: a cluster analysis International Journal of Tourism Research. 21 (5). 59-605. doi: 10.1002/jtr.2283.

Flavián C., Ibáñez-Sánchez S., Orús C. (2019). Integrating virtual reality devices into the body: efects of technological embodiment, on customer engagement and behavioral intentions toward the destination Journal of Travel & Tourism Marketing. 36 (7). 847-863. doi: 10.1080/10548408.2019.1618781.

Gimeno J., Portalés C., Coma I., Fernández M., Martínez B. (2017). Combining traditional and indirect augmented reality for indoor crowded environments. A case study on the Casa Batlló Museum Computers & Graphics. 69 (4). 92-103. doi: 10.1016/j.cag.2017.09.001.

Guttentag D.A. (2010). Virtual reality: applications and implications for tourism Tourism Management. 31 (5). 637-651. doi: 10.1016/j.tourman.2009.07.003.

Han D-I., tom Dieck M.C., Jung T. (2018). User experience model for augmented reality applications in urban heritage tourism Journal of Heritage Tourism. 13 (1). 46-61. doi: 10.1080/1743873X.2016.1251931.

Israel K., Zerres C., Tscheulin D.K. (2019). Presenting hotels in virtual reality: does it infuence the booking intention? Journal of Hospitality and Tourism Technology. 10 (3). 443-463. doi: 10.1108/JHTT-03-2018-0020.

Kharchenko D.E., Lebedeva S.A. (2022). Import substitution of digital technologies in the tourism business in an era of economic transformation. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (4). 2717-2730. doi: 10.18334/vinec.12.4.116375.

Lebedeva S.A. (2023). The experience economy and tourism: post-covid reboot in the context of the country's socio-economic security. Economic security. 6 (2). 729-748. doi: 10.18334/ecsec.6.2.117661.

Lee I-J., Chen C-H., Su C-Y. (2017). App based souvenirs and entry tickets: a new means of enhancing post visit memories: a case study from Taiwan Tourism Management Perspectives. 24 (7). 177-185. doi: 10.1016/j.tmp.2017.09.001.

Nisi V., Dionisio M., Barreto M., Nunes N. (2018). A mixed reality neighborhood tour: understanding visitor experience and perceptions Entertainment Computing. 27 89-100. doi: 10.1016/j.entcom.2018.04.002.

Normanskiy N.S. (2021). Gamification mechanics as factors of popularization of cultural tourism. MediaVektor. (1). 45-49.

Pedersen I., Gale N., Mirza-Babaei P., Reid S. (2017). More than meets the eye: the benefts of augmented reality and holographic displays for digital cultural heritage Journal on Computing and Cultural Heritage. 10 (2). 1-15. doi: 10.1145/3051480.

Podolskaya T.V., Bryukhanova N.V., Vasyuta E.A., Ushakov D.S. (2025). Measures of state support for the introduction of immersive digital technologies as a promising tool for the development of international tourism in Russia M.: Izdatelskiy dom «Delo» RANKhiGS.

Proshina E.Yu. (2022). The introduction of immersive technologies in tourism. Science Magazine. (2(64)). 29-31.

Roongrungsi A., Namahoot C.S., Brückner M. (2017). Augmented reality application for cultural and historical tourist attraction display (ARCH-TOUR) Journal of Telecommunication, Electronic and Computer Engineering. (9(2-4)). 65-69.

Sarafanova A.G., Sarafanov A.A. (2021). Tourism industry and the COVID-19 pandemic: impact and consequences. Vestnik of Samara State University of Economics. (7(201)). 49-60. doi: 10.46554/1993-0453-2021-7-201-49-60.

Williams, P., Hobson, J.S.P. (1995). Virtual reality and tourism: fact or fantasy? Tourism Management. 16 (6). 423-427.

Yung R., Khoo-Lattimore C., Potter L.E. (2019). VR the world: investigating the efectiveness of virtual reality for destination marketing through presence, emotion, and intention E-review of Tourism Research. 17 (3). 368-384.