Внедрение иммерсивных цифровых технологий: анализ мер государственной поддержки конкурентоспособности туристической отрасли в Ростовской области
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 8 (Август 2025)
ВВЕДЕНИЕ
Тренд цифровизации получил очень яркое проявление в туристической сфере. Иммерсивные цифровые технологии, активно и масштабно интегрируясь в туристической производство, уже представляют собой глобальную тенденцию отраслевого развития, от скорости и эффективности подключения к которому сегодня зависит будущее национальной туристской отрасли и ее место на туристическом рынке мира в ближайшем будущем. Так по экспертным оценкам, количество посещений только тематических VR-парков превысило полмиллиарда человек, что составляет почти 7% населения мира [5].
Объем мирового рынка технологий иммерсивной реальности может превысить 90,8 млрд долларов США в 2023 году и, по прогнозам экспертов, достигнет 780,4 млрд к 2033 году. Поражает среднегодовой темп прогнозируемого роста в период с 2024 по 2033 годы, который составит 24% [4]. Рынок виртуальной реальности по данным исследования Data Bridge в период до 2029 года прогнозируют, что будет расти еще более высокими среднегодовыми темпами – 27,3% [1].
Иммерсивные цифровые технологии характеризуются мультисенсорным воздействием, обеспечивающим погружение в реальную или искусственную среду, способны оказывать колоссальное воздействие на туризм и туристическую деятельность, трансформируя (индивидуализируя, развивая новые потребительские свойства) туристического сервиса и местного туристического продукта, так и непосредственно воздействуя на систему туристического менеджмента, в широкое понимание которой (как менеджмент туристской дестинации) входит в качестве субъекта управления государство либо орган местного самоуправления.
Государство с целью повышения конкурентоспособности национального или регионального туристического производства, отраслевой конкурентоспсообности должно активно поддерживать внедрение иммерсивных технологий в туризм, становиться пользователем, разработчиком и промоутером их коммерческих возможностей. Эффективизация процессов государственной поддержки и регулирования сферы интеграции иммерсивных технологий в туристическое производство будет не только способствовать росту качества туристического продукта дестинации, но и сформирует дополнительные резервы роста конкурентоспособности последней на мировом или национальном туристическом рынках.
Применительно к Ростовской области, для туристической сферы которой актуальны проблемы низкой (на фоне соседних регионов Северного Кавказа) туристской привлекательности, неэффективного использования туристического потенциала (высокая сезонность, преобладание транзитного туризма, слабая узнаваемость региона и отсутствие мощного туристического бренда области и так далее), внедрение иммерсивных технологий может иметь стратегическое значение для развития туризма региона, поскольку позволит создать уникальные цифровые туристические продукты, компенсировать недостаток курортных зон , нивелировать проблемы сезонности, удалённости достопримечательностей, ограниченности музейной инфраструктуры, будет иметь дополнительные экономический (рост туристического потока на 15-20% (зарубежный опыт и опыт отдельных регионов России); создание новых высокотехнологичных рабочих мест, привлечение инвестиций в IT-сектор области), культурно-социальный (цифровые двойники исчезающих объектов показа, интерактивные программы для школ и вузов) эффекты.
Цель настоящего исследования – на основе результатов экспертной оценки туристической привлекательности Ростовской области, исследований стимулирующего рост конкурентоспособности туристического производства влияния иммерсивных технологий, определить приоритетные направления и практические инструменты государственной поддержки внедрения иммерсивных решений в практику организации туристской деятельности и туристского обслуживания в регионе.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Эгоцентричность современного туризма как вида человеческой деятельности, превращает специфику среды места краткосрочного посещения в основной мотивирующий путешественников фактор [17, 639; 24, 423], что актуализирует технологические возможности дополнения и виртуализации реальности как драйвера трансформации туризма и туристической деятельности [10]. Возможности иммерсивных технологий трансформировать реальность определили масштабность их интеграции в туристическую деятельность, особенно во время пандемии короновируса, как в России, так и за ее пределами [3].
Контент-анализ современных публикаций [20; 19; 15; 25] позволяет определить наиболее популярные инструменты и сферы применения иммерсивных технологий в туризме: туристический гайдинг; навигация, развлечения, маркетинг, охрана культурного и природного наследия, образование, доступность для иммерсивных технологий дополненной реальности; маркетинг [7] и устойчивость природных туристических дестинаций – дли иммерсивных технологий дополненной виртуальности [9] и расширенной реальности [11]. Зарубежный опыт интеграции иммерсивных технологий по выделенным направлениям и функциям туристического менеджмента [18; 12], в целом, свидетельствует о стимулирующем конкурентоспособность (туристическая привлекательность [23; 14], посещаемость [22], доля повторных посетителей в туристическом потоке [13], уровень удовлетворения поездкой [21], эффективность организации туристской деятельности [25], планирования и управления туристическими потоками [16]) туристической отрасли дестинации воздействии отраслевой интеграции иммерсивных решений. Более того, перспективность иммерсивных технологий в туризме определяется потенциалом их интеграции с технологиями Биг Дата, Интернета Вещей, искусственного интеллекта и геймификации [6], что позволило сделать предположение о будущих этапах (стадиях) эволюции туризма и туристского менеджмента в их движении к формации «умных туристических дестинаций», в структуре которых иммерсивные технологии (равно как и другие) будут способны оказывать не только свойственный современности основной трансформирующий эффект на непосредственное туристское производство, коммуникации и маркетинг, охрану объектов культурно-исторического наследия, но и активно интегрируются в корпоративную систему туристского менеджмента, самоуправления туристских территорий, экосистему туристской дестинации [2], включающую в том числе и местное население.
В Российской Федерации статистические данные по туризму содержат следующую информацию:
‒ информацию о туристском потоке по числу туристских поездок и по количеству ночевок, в т.ч. по России в целом и по субъектам РФ;
‒ информацию о количестве турфирм, в т.ч. туроператорская, турагентская деятельность, а также деятельность по продвижению туров и иная туристическая деятельность;
‒ информацию о количестве турпакетов, реализованных населению, в т.ч. гражданам России по территории России, гражданам России по другим странам, Гражданам других стран по территории России;
‒ отдельные показатели деятельности организаций туриндустрии, а также показатели деятельности организаций туриндустрии без учета субъектов малого предпринимательства;
‒ информацию о количестве въезда-выезда в РФ российских и зарубежных граждан;
‒ информацию по коллективным средствам размещения и санаторно-курортным организациям.
Учитывая тот факт, что развитие международного (въезного) туризма в России характеризуется отсутствием достаточной статистической информации о динамике процессов, описывающих его, а информация об использовании иммерсивных технологий предприятиями туриндустрии отсутствует вовсе, предлагается использовать когнитивное моделирование с применением нечетких многоуровневых классификаторов.
МЕТОДОЛОГИЯ
В рамках проводимого исследования наряду с общенаучными методами исследования, такими как анализ литературных источников, системный и сравнительный анализ, использован и метод глубинного интервью экспертов - руководители предприятий туриндустрии Ростовской области (РО), а также представителей Агентства стратегических инициатив (АСИ) по развитию туризма, представителей Торгово-промышленной палаты Ростовской области (ТПП РО), ведущих ученых института креативных индустрий Южного федерального университета (ЮФУ), проведенный в феврале – апреле 2024 года (всего опрошено 52 эксперта по 240 вопросам, распределение по группам участников опроса приведены в таблице 1).
Опросный лист состоял из 240 вопросов. Экспертная оценка туристской привлекательности Ростовской области на международном рынке туризма проводилась по 12 показателям, характеризующим культурный, исторический, природный, деловой, образовательный и др. потенциал региона по фактическому состоянию (P1), а также с учетом нереализованного потенциала (P2). Каждый показатель эксперты оценили по 5- балльной шкале:
1 балл - очень низкий уровень; 2 балла - уровень ниже среднего; 3 балла - средний уровень; 4 балла - уровень выше среднего; 5 баллов - высокий уровень.
Таблица 1 – Характеристика экспертов, участвовавших в глубинных интервью (в % от общего количества)
Группа
экспертов
|
Доля в общем количестве респондентов
|
Руководители
предприятий туриндустрии РО
|
75%
|
Представители
Агентства стратегических инициатив (АСИ)
|
5,8%
|
Представители
ТПП РО
|
5,8%
|
Ведущие
ученые института креативных индустрий ЮФУ
|
13,4%
|
Всего
|
100
|
Таблица 2 – Результаты экспертной оценки туристической привлекательности Ростовской области
№
|
Показатель
|
Статус
|
Средний
балл
|
Нормированное
значение
|
Терм
|
1
|
История и культура
|
Р1
|
3,10
|
0,525
|
3
|
Р2
|
3,89
|
0,7225
|
4
| ||
2
|
Природа и ландшафты
|
Р1
|
2,93
|
0,4825
|
3
|
Р2
|
3,53
|
0,6325
|
4
| ||
3
|
Деловая активность
|
Р1
|
3,15
|
0,5375
|
3
|
Р2
|
3,91
|
0,7275
|
4
| ||
4
|
Лечение и оздоровление
|
Р1
|
2,79
|
0,4475
|
3
|
Р2
|
3,20
|
0,55
|
3
| ||
5
|
Активный отдых и спорт
|
Р1
|
2,91
|
0,4775
|
2
|
Р2
|
3,41
|
0,6025
|
4
| ||
6
|
Образование и обучение
|
Р1
|
3,34
|
0,585
|
3
|
Р2
|
3,60
|
0,65
|
4
| ||
7
|
Технологическая инновационность
|
Р1
|
2,99
|
0,4975
|
3
|
Р2
|
3,69
|
0,6725
|
4
| ||
8
|
Туристическая конкурентоспособность
|
Р1
|
3,05
|
0,5125
|
3
|
Р2
|
3,51
|
0,6275
|
4
| ||
9
|
Стоимость товаров и услуг
|
Р1
|
3,00
|
0,5
|
3
|
Р2
|
2,78
|
0,445
|
3
| ||
10
|
Модное/популярное направление в туризме
|
Р1
|
2,83
|
0,4575
|
3
|
Р2
|
2,84
|
0,46
|
3
| ||
11
|
Безопасность туризма
|
Р1
|
2,98
|
0,495
|
3
|
Р2
|
2,88
|
0,47
|
3
| ||
12
|
Комфортность туризма
|
Р1
|
3,05
|
0,5125
|
3
|
Р2
|
3,10
|
0,525
|
3
|
Анализ показал, что в Ростовской области 7 показателей, характеризующих туристскую привлекательность имеют потенциал для роста. Так по показателю «История и культура» регион на сегодняшний день обладает средней туристической привлекательностью, но потенциал для развития высокий (Р1=3, Р2=4); по показателю «Природа и ландшафты» регион также обладает средней туристической привлекательностью, потенциал для развития – высокий (P1 = 3, P2 = 4); состояние показателя «Деловая активность» эксперты оценили, как среднее, при этом потенциал для развития – высокий (P1 = 3, P2 = 4); по показателю (Активный отдых и спорт) регион обладает низкой туристической привлекательностью, при этом потенциал для развития достаточно высокий (P1 = 2, P2 = 4); по показателю «Образование и обучение» регион обладает средней привлекательностью для образовательного туризма, но потенциал для развития высокий (P1 = 3, P2 = 4); по показателю «Технологическая инновационность» на сегодняшний день регион демонстрирует среднее значение, но обладает высоким потенциалом для развития (P1 = 3, P2 = 4). Что же касается «Туристической конкурентоспособности», то результаты опроса показали, что Ростовская область имеет большой потенциал для ее повышения (P1 = 3, P2 = 4).
Для определения конкурентоспособности туристической индустрии Ростовской области (относительно других регионов Российской Федерации) была проведена классификация 85 регионов по двум критериям: Q1 - интегральный показатель туристской привлекательности региона и Q2 - интегральный показатель оценки использования его туристского потенциала (спрос на туристские ресурсы).
Интегральный показатель Q1 включал в себя следующие переменные (по состоянию на 2023 год):
- количество объектов культурного наследия, включённых в реестр, на 1000 км2;
- наличие особо ценных объектов культурного наследия;
- число организации культурно- досугового типа;
- количество особо охраняемых природных территорий на 1000 км2;
- наличие объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО;
- число мест для размещения туристов в расчёте на 1000 постоянных жителей (индекс Берете-Деферта);
- число мест для размещения туристов в расчёте на 1 км2 территории;
- число туристических компаний, зарегистрированных на территории региона;
- число предприятий питания (ресторанов, кафе, баров и пр.);
- число мест на предприятиях общественного питания.
Интегральный показатель Q2 рассчитывался по состоянию на 2023 год на основе оценок:
- турпотока на 1000 человек населения;
- коэффициента загрузки коллективных средств размещения;
- числа туристов, остановившихся в средствах размещения, в расчете на 1 км2 территории (индекс Деферта);
- числа туристов, остановившихся в средствах размещения, в расчёте на 1000 постоянных жителей (индекс Шнайдера).
По результатам анализа Ростовская область попала в группу – 3, где Q1 принимает значения от 0,113 до 0,184 – средний уровень, а Q2 - от 0,056 до 0,156 – низкий уровень (рисунок 1).
Рисунок 1 - Распределение регионов по группам
Источник: составлено авторами
Регионы, входящие в эту группу, в целом отличаются богатой историей и культурой, но неразвитостью туристической инфраструктуры, слабостью регионального туристского маркетинга, отсутствием уникального туристического продукта, либо даже неблагоприятной экологической обстановкой и ситуацией в сфере безопасности, которые оказывают существенное влияние на выбор туристического маршрута российских и иностранных туристов.
Для регионов, входящих в эту группу, рекомендуется направить усилия на повышение туристской привлекательности посредством развития инфраструктуры: транспортные пути, средства размещения, объекты питания, зоны отдыха, а также стимулирование спроса посредствам активного маркетингового продвижения региона, акцентируя внимание на его уникальных особенностях.
Эффективным инструментом создания уникального туристического предложения, стимулирования спроса и продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках являются, в том числе, иммерсивные цифровые технологии (таблица 3). В этой связи предприятием туриндустрии Ростовской области рекомендуется сфокусировать внимание на использование иммерсивных цифровых технологий в своей деятельности.
Таблица 3 – Классификация иммерсивных цифровых технологий по направлению их использования
№
|
Направление развития
|
Наименование иммерсивных
технологий
|
1
|
Создание конкурентоспособного туристского продукта Российской
Федерации
|
AR-гиды, AR-игры, AR-интерактивные карты, AR-витрины, AR-макеты,
MR-музеи, MR-театры, MR-симуляторы, Голографические проекции, Интерактивные
стенды, Интерактивные экскурсии, Голосовой помощник
|
2
|
Стимулирование спроса и повышение доступности туристского
продукта Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках
|
Виртуальные туры, VR-экскурсии, VR-тренажеры, AR-игры,
3D-моделирование, 360° видео, Интерактивные мобильные приложения
|
Все представленные в таблице 2 иммерсивные цифровые технологии способствуют решению стратегических задач развития туризма в РФ до 2035 [8], такие как создание конкурентоспособного туристского продукта; стимулирование спроса и повышение доступности туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках; устойчивый выход российского турпродукта на международные рынки; совершенствование системы управления туризмом в Российской Федерации, в том числе системы сбора, обработки и анализа статистических данных о развитии туризма (рисунок 2).
Рисунок 2 – Взаимосвязь реализации стратегии развития туризма в РФ до 2035 г. с развитием иммерсивных цифровых технологий в туриндустрии
В целях определения состояния и перспектив использования иммерсивных цифровых технологий в туриндустрии Ростовской области в марте-апреле 2024 года был проведен дополнительный экспертный опрос 180 руководителей предприятий сферы индустрии туризма и гостеприимства региона, в т.ч. учреждений культуры, предприятий общественного питания, зрелищных услуг, коллективных средств размещения и транспортных компаний (во втором опросе не участвовали представители образовательной сферы и органов государственной власти региона).
Опрос показал, что несмотря на то, что в настоящее время иммерсивные цифровые технологии активно используются в туристическом бизнесе за рубежом и являются драйвером развития туризма, лишь 50 % опрошенных знакомы с понятием «иммерсивные технологии», а еще 30% что-то слышали об этом. При этом большая часть экспертов считает, что иммерсивные технологии в туриндустрию имплементированы слабо (30 %), в своей деятельности их используют лишь 21 % опрошенных. В основном респонденты в качестве иммерсивной технологии применяют QR-коды.
Следует обратить внимание, что респонденты считают, что применение иммерсивных цифровых технологий не оказывают влияния на финансовые результаты их деятельности: лишь у 5 % респондентов, использующих в своей деятельности иммерсивные цифровые технологии, констатируют факт того, что их прибыль существенно увеличилась. Важно отметить, что именно эти респонденты используют наиболее широкий спектр иммерсивных цифровых технологий. Так, наряду с QR-кодами они применяют технологии виртуальной реальности, 360о видео, аудиогиды и др. Что же касается остальных опрошенных, то 42 % респондентов, использующих иммерсивные технологии, отметили, что использование этих технологий никак не повлияло на изменение финансовых показателей деятельности их предприятий, 24 % - что уровень прибыли фактически не изменился, 29 % - что прибыль увеличилась несущественно (рисунок 3).
Рисунок 3 – Ответ респондентов на вопрос «Повлияло ли внедрение иммерсивных технологий на изменение финансовых показателей деятельности Вашего предприятия/ организации?» (в опросе участвовало 38 человек из 180, которые реально применяют иммерсивные технологии на практике)
Источник: составлено авторами
Вместе с тем, респонденты понимают, что внедрение иммерсивных цифровых технологий способствует повышению качества предоставляемых услуг (43 %), привлечению большего количества клиентов (31 %), повышению конкурентоспособности предприятия (20%).
Среди трудностей при внедрении иммерсивных цифровых технологий эксперты выделяют высокие затраты на внедрение (26 %), технические сложности (18 %), недостаточное понимание потребностей клиентов (13 %). При этом 41 % респондентов считают, что главным препятствием внедрения иммерсивных технологий является отсутствие квалифицированных специалистов. Важно подчеркнуть, что большинство экспертов сошлись во мнении, что все вышеперечисленные проблемы в совокупности препятствуют внедрению иммерсивных цифровых технологий в деятельность их предприятий и организаций. Вместе с тем, государственной поддержкой при внедрении иммерсивных технологий воспользовались лишь 7 % предприятий, использующих иммерсивные технологии. Самый популярный ответ на вопрос: «Укажите, какие конкретно» был гранты и субсидии. Главная причина этого заключается в отсутствии информации о мерах государственной поддержки в этой сфере. Как следствие, лишь 12 % опрошенных планируют воспользоваться мерами господдержки для внедрения иммерсивных цифровых технологий в свою деятельность (рисунок 4).
Рисунок 4 – Распределение ответа респондентов на вопрос «Планируете ли
Вы воспользоваться мерами господдержки для внедрения иммерсивных цифровых технологий?»
Источник: составлено авторами
Среди практических шагов или рекомендаций для эффективного внедрения иммерсивных цифровых технологий в туристическую отрасль эксперты выделяют прежде всего обучение персонала кампаний, работающих в сфере туризма, а также сотрудничество с разработчиками и производителями иммерсивных цифровых технологий (37% и 29% соответственно) (рисунок 5).
Рисунок 5 – Распределение ответа респондентов на вопрос «Какие практические шаги или рекомендации Вы можете предложить для эффективного внедрения иммерсивных цифровых технологий в туристическую отрасль?»
Источник: составлено авторами
В качестве действенных мер поддержки внедрения иммерсивных цифровых технологий в туриндустрию региона эксперты выделяют финансовые меры поддержки: субсидии на приобретение оборудования (82%), гранты на внедрение иммерсивных цифровых технологий (61 %), государственное финансирование стартапов (36 %), налоговые льготы для кампаний, использующих иммерсивные технологии (рисунок 6).
Рисунок 6 – Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие меры государственной поддержки, по вашему мнению, могут способствовать успешному внедрению иммерсивных цифровых технологий в туристическую индустрию?»
Источник: составлено авторами
При этом большинство опрошенных (72%) считают необходимой мерой поддержки является повышение квалификации сотрудников. Что же касается организационных и информационных мер поддержки, среди которых проведение национальных и региональных конкурсов на лучший проект с использованием иммерсивных технологий, организация хакатонов, конференций и семинаров по использованию иммерсивных технологий в туризме, а также создание инкубаторов для развития стартапов в этой сфере, то их выделили 19 %, 10% и 4 % респондентов соответственно.
Для разработки стратегии внедрения иммерсивных цифровых технологий в туриндустрию Ростовской области полученные ответы экспертов были классифицированы на 7 групп (по видам деятельности респондентов (представители музеев, заповедников, сферы досуга, турфирм, коллективных средств размещения, общественного питания, транспорта), в дальнейшем полученные результаты в каждой из групп оценивались с позиций:
Q1 – оценки туристической привлекательности заданного региона для международного туризма по параметру «соответствие XXX (вид объекта туриндустрии) в регионе международным стандартам»;
Q2 – нереализованного потенциала туристической привлекательности заданного региона по параметру «соответствие XXX (вид объекта туриндустрии) международным стандартам»;
Q3 – уровня использования иммерсивных цифровых технологий в XXX (вид объекта туриндустрии) региона.
Как и в предыдущем случае, каждая оценка производится по 5- балльной шкале. По результатам статистического анализа опроса рассчитаны средние баллы оценок, произведено их нормирование и установлено соответствие термам (таблица 4).
Таблица 4 – Результаты экспертной оценки туристической инфраструктуры Ростовской области
№
п.п |
Объекты
|
Соответствие стандарту
|
Потенциал развития
|
Использование ИТ
| ||||||
Средний
балл
|
Норм-ое
значение
|
Терм
|
Средний балл
|
Норм-ое значение
|
Терм
|
Средний балл
|
Норм-ое значение
|
Терм
| ||
1
|
Музеи
|
3,43
|
0,686
|
4
|
3
|
0,6
|
4
|
2,53
|
0,506
|
3
|
2
|
Заповедники
|
2
|
0,4
|
3
|
1,95
|
0,39
|
2
|
1,65
|
0,33
|
2
|
3
|
Предприятия сферы
досуга
|
1,77
|
0,354
|
2
|
2,1
|
0,42
|
3
|
1,8
|
0,36
|
2
|
4
|
Турагентства
|
2,33
|
0,466
|
3
|
2,33
|
0,466
|
3
|
1,75
|
0,35
|
2
|
5
|
Коллективные
средства размещения
|
3,63
|
0,726
|
4
|
3,15
|
0,63
|
4
|
2,7
|
0,54
|
3
|
6
|
Предприятия
общественного питания
|
2,8
|
0,56
|
3
|
2,55
|
0,51
|
3
|
1,43
|
0,286
|
2
|
7
|
Транспорт
|
1,8
|
0,36
|
2
|
1,85
|
0,37
|
2
|
1,55
|
0,31
|
2
|
Согласно результатам экспертного опроса музеи региона соответствуют хорошему международному уровню, потенциал для развития высокий (Q1 = 4, Q2 = 4); заповедники Ростовской области соответствуют среднему международному уровню, при этом потенциал для развития – ниже среднего (Q1 = 3, Q2 = 2); предприятия сферы развлечений и досуга соответствуют уровню ниже среднего, потенциал для развития – выше среднего (Q1 = 2, Q2 = 3); деятельность турфирм соответствует среднему международному уровню, потенциал для развития – средний (Q1 = 3, Q2 = 3); коллективные средства размещения соответствуют хорошему международному уровню, потенциал для развития высокий (Q1 = 4, Q2 = 4); предприятия общественного питания соответствуют среднему международному уровню, потенциал для развития – средний (Q1 = 3, Q2 = 3), что же касается транспорта, то транспортная инфраструктура соответствует уровню ниже среднего, потенциал для развития ниже среднего (Q1 = 2, Q2 = 2). При этом, использование иммерсивных цифровых технологий на среднем уровне эксперты отмечают лишь в музеях и коллективных средствах размещения, на остальных видах объектов туриндустрии этот показатель фиксируется как низкий.
Агрегированная оценка соответствия объектов туриндустрии Ростовской области международным стандартам G1 = 0,125*0 + 0,3*0,34 + 0,5*0,36 + 0,7*0,3 + 0,875*0 = 0,492, что соответствует среднему уровню.
Агрегированная оценка возможности увеличения потенциала объектов туриндустрии Ростовской области соответствия стандартам G2 = 0,125*0 + 0,3*0,24 + 0,5*0,57 + 0,7*0,19 + 0,875*0 = 0,49, что также соответствует среднему уровню.
Агрегированная оценка уровня использования иммерсивных цифровых технологий на объектах туриндустрии региона G3 = 0,125*0 + 0,3*0,7 + 0,5*0,3 + 0,7*0,0 + 0,875*0 = 0,36 – ниже среднего.
В этой связи предлагается последовательное внедрение иммерсивных цифровых технологий в туриндустрию региона. При этом, наиболее действенными будут меры, направленные на внедрение этих технологий в деятельность предприятий средств размещения, турфирм и заповедных зон (рисунок 7).
Рисунок 7 - Сценарный анализ по концепту С «Успешность развития международного (въездного) туризма в регионе»
Источник: составлено авторами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так, для реализации альтернативы последовательного внедрения иммерсивных цифровых технологий в деятельность коллективных средств размещения прежде все рекомендуется:
- информационная поддержка, а именно проведение практических мастер-классов. Это могут быть мастер-классы по созданию VR-туров по отелю, разработке AR-приложений с информацией об услугах отеля, использованию MR-технологий для создания интерактивных презентаций отелей. Они повысят осведомленность руководителей гостиничного бизнеса о преимуществах иммерсивных цифровых технологий, обучат персонал отелей работе с оборудованием, разработке контента и взаимодействию с клиентами;
- регуляторная поддержка, а именно меры по созданию благоприятной правовой среды/упрощенного порядка внедрения иммерсивных цифровых технологий, а также разработка стандартов и сертификация. Это может быть создание единого регистра VR/AR/MR оборудования для отелей, упрощение процесса получения разрешений, четкое определение авторских прав на контент. Создание благоприятной правовой среды будет способствовать упрощению процесса регистрации и использования иммерсивных цифровых технологий в отелях, минимизации бюрократических препятствий, созданию четких правил для использования интеллектуальной собственности в иммерсивных проектах. Что касается сертификации, то это может быть программа сертификации отелей, использующих VR/AR/MR технологии, с оценкой качества виртуальных туров, интерактивных сервисов, соответствия стандартам качества и безопасности. Сертификация будет способствовать повышению доверия к гостиничным предприятиям, использующим иммерсивные цифровые технологии
- финансовая поддержка, а именно субсидии на приобретение оборудования. Это может быть предоставление субсидий на 50-70% от стоимости оборудования, с ограничениями по типу оборудования и размеру отеля. Субсидирование позволит отелям приобрести VR-гарнитуры, AR-девайсы, MR-оборудование, что снижает первоначальные затраты на внедрение технологий, особенно для малых и средних отелей, которые, как правило, могут испытывать сложности с бюджетом на инновации.
Отдельного внимания заслуживает создание специального туристического маршрута «Иммерсивный туризм», объединяющего отели, рестораны, музеи и транспортные кампании, использующие иммерсивные цифровые технологии, что позволит привлечь внимание туристов, заинтересованных в современных технологиях и инновациях.
Для реализации альтернативы последовательного внедрения иммерсивных цифровых технологий в заповедных зонах региона необходимо повысить осведомленность о существующих иммерсивных цифровых технологиях, снизить барьеры, а также стимулировать внедрение инноваций, обеспечив в т.ч.:
- информационную поддержку: мастер-классы по созданию VR-туров по тропам заповедной зоны, разработке AR-приложений с информацией о флоре и фауне, использованию MR-технологий для интерактивных образовательных программ о сохранении экосистемы; демонстрационные мероприятия, например, «День иммерсивных технологий в заповеднике», где сотрудники могут представить свои VR/AR решения, а посетители смогут попробовать их и др.;
- финансовую поддержку: гранты на разработку VR-тура по редким видам растений, AR-приложения с информацией об экосистеме, использование MR-технологий для интерактивных образовательных программ о биоразнообразии; субсидии на приобретение оборудования в размере от 30 до 50% от стоимости оборудования, с ограничениями по типу оборудования и размеру территории заповедника;
- регуляторную поддержку: создание единого регистра VR/AR/MR оборудования для заповедников, упрощение процесса получения разрешений на использование технологий в заповедных зонах; разработка стандартов качества для VR-туров, AR-приложений, MR-презентаций, с акцентом на экологическую устойчивость, реалистичность, информативность, безопасность для посетителей и экосистемы и др.
Что же касается туристических фирм, то для реализации альтернативы последовательного внедрения иммерсивных технологий в их деятельность действенными будут все вышеперечисленные меры, в т.ч. меры, направленные на осведомленность сотрудников туристических агентств региона о потенциале иммерсивных цифровых технологий для создания виртуальных туров, интерактивных презентаций, персонализированных туристических предложений; меры, обеспечивающие доступ к актуальной информации о технологиях, кейсам успешного внедрения, рекомендациям по разработке и использованию VR/AR/MR в туристическом бизнесе; меры, стимулирующие туристические агентства к реализации конкретных проектов с использованием иммерсивных цифровых технологий, а также меры, позволяющие снизить первоначальные затраты на VR-гарнитуры, AR-девайсы, проекторы, что делает технологии доступнее для туристических агентств и др.
Отдельно следует выделить меры, которые дадут синергетический эффект при реализации всех возможных альтернатив. Среди них:
- создание информационного портала с актуальными материалами о возможностях использования иммерсивных цифровых технологий в туриндустрии, что позволит предоставить предприятиям доступ к актуальной информации о технологиях, примерах проектов, кейсам успешного внедрения, лучшим практикам. Это может быть портал с разделами, описывающими различные виды иммерсивных цифровых технологий, кейсами, статьями, видеоуроками по использованию технологий в разрезе различных видов объектов туриндустрии;
- проведение конкурсов на лучшие проекты в сфере туризма с использованием иммерсивных цифровых технологий, которые позволят стимулировать создание инновационных проектов, демонстрирующих потенциал VR/AR/MR технологий в туриндустрии, например, конкурсы на лучшие VR-туры по отелям, AR-приложения для навигации по парку, MR-проекты для обучения персонала;
- гранты на разработку и внедрение пилотных проектов на основе иммерсивных цифровых технологий, которые позволят стимулировать реализацию конкретных проектов, основанных на использовании иммерсивных цифровых технологий на объектах туридустрии. Это могут быть гранты на разработку AR-меню, VR-тура по отелю, голографических элементов для оформления заведений и др.;
- обучение и повышение квалификации персонала;
- создание консорциумов разработчиков и предприятий туриндустрии/ регионального кластера, объединяющего разработчиков, предприятий туриндустрии, экспертов для совместной работы по созданию иммерсивных цифровых проектов, обмена опытом, повышения компетенций.
Страница обновлена: 09.06.2025 в 12:50:17