Внедрение иммерсивных цифровых технологий: анализ мер государственной поддержки конкурентоспособности туристической отрасли в Ростовской области

Подольская Т.В., Васюта Е.А., Ушаков Д.С., Брюханова Н.В.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 8 (Август 2025)

Цитировать эту статью:



ВВЕДЕНИЕ

Тренд цифровизации получил очень яркое проявление в туристической сфере. Иммерсивные цифровые технологии, активно и масштабно интегрируясь в туристической производство, уже представляют собой глобальную тенденцию отраслевого развития, от скорости и эффективности подключения к которому сегодня зависит будущее национальной туристской отрасли и ее место на туристическом рынке мира в ближайшем будущем. Так по экспертным оценкам, количество посещений только тематических VR-парков превысило полмиллиарда человек, что составляет почти 7% населения мира [5].

Объем мирового рынка технологий иммерсивной реальности может превысить 90,8 млрд долларов США в 2023 году и, по прогнозам экспертов, достигнет 780,4 млрд к 2033 году. Поражает среднегодовой темп прогнозируемого роста в период с 2024 по 2033 годы, который составит 24% [4]. Рынок виртуальной реальности по данным исследования Data Bridge в период до 2029 года прогнозируют, что будет расти еще более высокими среднегодовыми темпами – 27,3% [1].

Иммерсивные цифровые технологии характеризуются мультисенсорным воздействием, обеспечивающим погружение в реальную или искусственную среду, способны оказывать колоссальное воздействие на туризм и туристическую деятельность, трансформируя (индивидуализируя, развивая новые потребительские свойства) туристического сервиса и местного туристического продукта, так и непосредственно воздействуя на систему туристического менеджмента, в широкое понимание которой (как менеджмент туристской дестинации) входит в качестве субъекта управления государство либо орган местного самоуправления.

Государство с целью повышения конкурентоспособности национального или регионального туристического производства, отраслевой конкурентоспсообности должно активно поддерживать внедрение иммерсивных технологий в туризм, становиться пользователем, разработчиком и промоутером их коммерческих возможностей. Эффективизация процессов государственной поддержки и регулирования сферы интеграции иммерсивных технологий в туристическое производство будет не только способствовать росту качества туристического продукта дестинации, но и сформирует дополнительные резервы роста конкурентоспособности последней на мировом или национальном туристическом рынках.

Применительно к Ростовской области, для туристической сферы которой актуальны проблемы низкой (на фоне соседних регионов Северного Кавказа) туристской привлекательности, неэффективного использования туристического потенциала (высокая сезонность, преобладание транзитного туризма, слабая узнаваемость региона и отсутствие мощного туристического бренда области и так далее), внедрение иммерсивных технологий может иметь стратегическое значение для развития туризма региона, поскольку позволит создать уникальные цифровые туристические продукты, компенсировать недостаток курортных зон , нивелировать проблемы сезонности, удалённости достопримечательностей, ограниченности музейной инфраструктуры, будет иметь дополнительные экономический (рост туристического потока на 15-20% (зарубежный опыт и опыт отдельных регионов России); создание новых высокотехнологичных рабочих мест, привлечение инвестиций в IT-сектор области), культурно-социальный (цифровые двойники исчезающих объектов показа, интерактивные программы для школ и вузов) эффекты.

Цель настоящего исследования – на основе результатов экспертной оценки туристической привлекательности Ростовской области, исследований стимулирующего рост конкурентоспособности туристического производства влияния иммерсивных технологий, определить приоритетные направления и практические инструменты государственной поддержки внедрения иммерсивных решений в практику организации туристской деятельности и туристского обслуживания в регионе.

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Эгоцентричность современного туризма как вида человеческой деятельности, превращает специфику среды места краткосрочного посещения в основной мотивирующий путешественников фактор [17, 639; 24, 423], что актуализирует технологические возможности дополнения и виртуализации реальности как драйвера трансформации туризма и туристической деятельности [10]. Возможности иммерсивных технологий трансформировать реальность определили масштабность их интеграции в туристическую деятельность, особенно во время пандемии короновируса, как в России, так и за ее пределами [3].

Контент-анализ современных публикаций [20; 19; 15; 25] позволяет определить наиболее популярные инструменты и сферы применения иммерсивных технологий в туризме: туристический гайдинг; навигация, развлечения, маркетинг, охрана культурного и природного наследия, образование, доступность для иммерсивных технологий дополненной реальности; маркетинг [7] и устойчивость природных туристических дестинаций – дли иммерсивных технологий дополненной виртуальности [9] и расширенной реальности [11]. Зарубежный опыт интеграции иммерсивных технологий по выделенным направлениям и функциям туристического менеджмента [18; 12], в целом, свидетельствует о стимулирующем конкурентоспособность (туристическая привлекательность [23; 14], посещаемость [22], доля повторных посетителей в туристическом потоке [13], уровень удовлетворения поездкой [21], эффективность организации туристской деятельности [25], планирования и управления туристическими потоками [16]) туристической отрасли дестинации воздействии отраслевой интеграции иммерсивных решений. Более того, перспективность иммерсивных технологий в туризме определяется потенциалом их интеграции с технологиями Биг Дата, Интернета Вещей, искусственного интеллекта и геймификации [6], что позволило сделать предположение о будущих этапах (стадиях) эволюции туризма и туристского менеджмента в их движении к формации «умных туристических дестинаций», в структуре которых иммерсивные технологии (равно как и другие) будут способны оказывать не только свойственный современности основной трансформирующий эффект на непосредственное туристское производство, коммуникации и маркетинг, охрану объектов культурно-исторического наследия, но и активно интегрируются в корпоративную систему туристского менеджмента, самоуправления туристских территорий, экосистему туристской дестинации [2], включающую в том числе и местное население.

В Российской Федерации статистические данные по туризму содержат следующую информацию:

‒ информацию о туристском потоке по числу туристских поездок и по количеству ночевок, в т.ч. по России в целом и по субъектам РФ;

‒ информацию о количестве турфирм, в т.ч. туроператорская, турагентская деятельность, а также деятельность по продвижению туров и иная туристическая деятельность;

‒ информацию о количестве турпакетов, реализованных населению, в т.ч. гражданам России по территории России, гражданам России по другим странам, Гражданам других стран по территории России;

‒ отдельные показатели деятельности организаций туриндустрии, а также показатели деятельности организаций туриндустрии без учета субъектов малого предпринимательства;

‒ информацию о количестве въезда-выезда в РФ российских и зарубежных граждан;

‒ информацию по коллективным средствам размещения и санаторно-курортным организациям.

Учитывая тот факт, что развитие международного (въезного) туризма в России характеризуется отсутствием достаточной статистической информации о динамике процессов, описывающих его, а информация об использовании иммерсивных технологий предприятиями туриндустрии отсутствует вовсе, предлагается использовать когнитивное моделирование с применением нечетких многоуровневых классификаторов.

МЕТОДОЛОГИЯ

В рамках проводимого исследования наряду с общенаучными методами исследования, такими как анализ литературных источников, системный и сравнительный анализ, использован и метод глубинного интервью экспертов - руководители предприятий туриндустрии Ростовской области (РО), а также представителей Агентства стратегических инициатив (АСИ) по развитию туризма, представителей Торгово-промышленной палаты Ростовской области (ТПП РО), ведущих ученых института креативных индустрий Южного федерального университета (ЮФУ), проведенный в феврале – апреле 2024 года (всего опрошено 52 эксперта по 240 вопросам, распределение по группам участников опроса приведены в таблице 1).

Опросный лист состоял из 240 вопросов. Экспертная оценка туристской привлекательности Ростовской области на международном рынке туризма проводилась по 12 показателям, характеризующим культурный, исторический, природный, деловой, образовательный и др. потенциал региона по фактическому состоянию (P1), а также с учетом нереализованного потенциала (P2). Каждый показатель эксперты оценили по 5- балльной шкале:

1 балл - очень низкий уровень; 2 балла - уровень ниже среднего; 3 балла - средний уровень; 4 балла - уровень выше среднего; 5 баллов - высокий уровень.

Таблица 1 – Характеристика экспертов, участвовавших в глубинных интервью (в % от общего количества)

Группа экспертов
Доля в общем количестве респондентов
Руководители предприятий туриндустрии РО
75%
Представители Агентства стратегических инициатив (АСИ)
5,8%
Представители ТПП РО
5,8%
Ведущие ученые института креативных индустрий ЮФУ
13,4%
Всего
100
По результатам статистического анализа результатов опроса были рассчитаны средние баллы оценок, а также произведено их нормирование и соответствие термам (таблица 2).

Таблица 2 – Результаты экспертной оценки туристической привлекательности Ростовской области


Показатель
Статус
Средний балл
Нормированное значение
Терм
1
История и культура
Р1
3,10
0,525
3
Р2
3,89
0,7225
4
2
Природа и ландшафты
Р1
2,93
0,4825
3
Р2
3,53
0,6325
4
3
Деловая активность
Р1
3,15
0,5375
3
Р2
3,91
0,7275
4
4
Лечение и оздоровление
Р1
2,79
0,4475
3
Р2
3,20
0,55
3
5
Активный отдых и спорт
Р1
2,91
0,4775
2
Р2
3,41
0,6025
4
6
Образование и обучение
Р1
3,34
0,585
3
Р2
3,60
0,65
4
7
Технологическая инновационность
Р1
2,99
0,4975
3
Р2
3,69
0,6725
4
8
Туристическая конкурентоспособность
Р1
3,05
0,5125
3
Р2
3,51
0,6275
4
9
Стоимость товаров и услуг
Р1
3,00
0,5
3
Р2
2,78
0,445
3
10
Модное/популярное направление в туризме
Р1
2,83
0,4575
3
Р2
2,84
0,46
3
11
Безопасность туризма
Р1
2,98
0,495
3
Р2
2,88
0,47
3
12
Комфортность туризма
Р1
3,05
0,5125
3
Р2
3,10
0,525
3
Источник: составлено авторами

Анализ показал, что в Ростовской области 7 показателей, характеризующих туристскую привлекательность имеют потенциал для роста. Так по показателю «История и культура» регион на сегодняшний день обладает средней туристической привлекательностью, но потенциал для развития высокий (Р1=3, Р2=4); по показателю «Природа и ландшафты» регион также обладает средней туристической привлекательностью, потенциал для развития – высокий (P1 = 3, P2 = 4); состояние показателя «Деловая активность» эксперты оценили, как среднее, при этом потенциал для развития – высокий (P1 = 3, P2 = 4); по показателю (Активный отдых и спорт) регион обладает низкой туристической привлекательностью, при этом потенциал для развития достаточно высокий (P1 = 2, P2 = 4); по показателю «Образование и обучение» регион обладает средней привлекательностью для образовательного туризма, но потенциал для развития высокий (P1 = 3, P2 = 4); по показателю «Технологическая инновационность» на сегодняшний день регион демонстрирует среднее значение, но обладает высоким потенциалом для развития (P1 = 3, P2 = 4). Что же касается «Туристической конкурентоспособности», то результаты опроса показали, что Ростовская область имеет большой потенциал для ее повышения (P1 = 3, P2 = 4).

Для определения конкурентоспособности туристической индустрии Ростовской области (относительно других регионов Российской Федерации) была проведена классификация 85 регионов по двум критериям: Q1 - интегральный показатель туристской привлекательности региона и Q2 - интегральный показатель оценки использования его туристского потенциала (спрос на туристские ресурсы).

Интегральный показатель Q1 включал в себя следующие переменные (по состоянию на 2023 год):

- количество объектов культурного наследия, включённых в реестр, на 1000 км2;

- наличие особо ценных объектов культурного наследия;

- число организации культурно- досугового типа;

- количество особо охраняемых природных территорий на 1000 км2;

- наличие объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО;

- число мест для размещения туристов в расчёте на 1000 постоянных жителей (индекс Берете-Деферта);

- число мест для размещения туристов в расчёте на 1 км2 территории;

- число туристических компаний, зарегистрированных на территории региона;

- число предприятий питания (ресторанов, кафе, баров и пр.);

- число мест на предприятиях общественного питания.

Интегральный показатель Q2 рассчитывался по состоянию на 2023 год на основе оценок:

- турпотока на 1000 человек населения;

- коэффициента загрузки коллективных средств размещения;

- числа туристов, остановившихся в средствах размещения, в расчете на 1 км2 территории (индекс Деферта);

- числа туристов, остановившихся в средствах размещения, в расчёте на 1000 постоянных жителей (индекс Шнайдера).

По результатам анализа Ростовская область попала в группу – 3, где Q1 принимает значения от 0,113 до 0,184 – средний уровень, а Q2 - от 0,056 до 0,156 – низкий уровень (рисунок 1).

Рисунок 1 - Распределение регионов по группам

Источник: составлено авторами

Регионы, входящие в эту группу, в целом отличаются богатой историей и культурой, но неразвитостью туристической инфраструктуры, слабостью регионального туристского маркетинга, отсутствием уникального туристического продукта, либо даже неблагоприятной экологической обстановкой и ситуацией в сфере безопасности, которые оказывают существенное влияние на выбор туристического маршрута российских и иностранных туристов.

Для регионов, входящих в эту группу, рекомендуется направить усилия на повышение туристской привлекательности посредством развития инфраструктуры: транспортные пути, средства размещения, объекты питания, зоны отдыха, а также стимулирование спроса посредствам активного маркетингового продвижения региона, акцентируя внимание на его уникальных особенностях.

Эффективным инструментом создания уникального туристического предложения, стимулирования спроса и продвижения туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках являются, в том числе, иммерсивные цифровые технологии (таблица 3). В этой связи предприятием туриндустрии Ростовской области рекомендуется сфокусировать внимание на использование иммерсивных цифровых технологий в своей деятельности.

Таблица 3 – Классификация иммерсивных цифровых технологий по направлению их использования


Направление развития
Наименование иммерсивных технологий
1
Создание конкурентоспособного туристского продукта Российской Федерации
AR-гиды, AR-игры, AR-интерактивные карты, AR-витрины, AR-макеты, MR-музеи, MR-театры, MR-симуляторы, Голографические проекции, Интерактивные стенды, Интерактивные экскурсии, Голосовой помощник
2
Стимулирование спроса и повышение доступности туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках
Виртуальные туры, VR-экскурсии, VR-тренажеры, AR-игры, 3D-моделирование, 360° видео, Интерактивные мобильные приложения

Все представленные в таблице 2 иммерсивные цифровые технологии способствуют решению стратегических задач развития туризма в РФ до 2035 [8], такие как создание конкурентоспособного туристского продукта; стимулирование спроса и повышение доступности туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках; устойчивый выход российского турпродукта на международные рынки; совершенствование системы управления туризмом в Российской Федерации, в том числе системы сбора, обработки и анализа статистических данных о развитии туризма (рисунок 2).

Рисунок 2 – Взаимосвязь реализации стратегии развития туризма в РФ до 2035 г. с развитием иммерсивных цифровых технологий в туриндустрии

В целях определения состояния и перспектив использования иммерсивных цифровых технологий в туриндустрии Ростовской области в марте-апреле 2024 года был проведен дополнительный экспертный опрос 180 руководителей предприятий сферы индустрии туризма и гостеприимства региона, в т.ч. учреждений культуры, предприятий общественного питания, зрелищных услуг, коллективных средств размещения и транспортных компаний (во втором опросе не участвовали представители образовательной сферы и органов государственной власти региона).

Опрос показал, что несмотря на то, что в настоящее время иммерсивные цифровые технологии активно используются в туристическом бизнесе за рубежом и являются драйвером развития туризма, лишь 50 % опрошенных знакомы с понятием «иммерсивные технологии», а еще 30% что-то слышали об этом. При этом большая часть экспертов считает, что иммерсивные технологии в туриндустрию имплементированы слабо (30 %), в своей деятельности их используют лишь 21 % опрошенных. В основном респонденты в качестве иммерсивной технологии применяют QR-коды.

Следует обратить внимание, что респонденты считают, что применение иммерсивных цифровых технологий не оказывают влияния на финансовые результаты их деятельности: лишь у 5 % респондентов, использующих в своей деятельности иммерсивные цифровые технологии, констатируют факт того, что их прибыль существенно увеличилась. Важно отметить, что именно эти респонденты используют наиболее широкий спектр иммерсивных цифровых технологий. Так, наряду с QR-кодами они применяют технологии виртуальной реальности, 360о видео, аудиогиды и др. Что же касается остальных опрошенных, то 42 % респондентов, использующих иммерсивные технологии, отметили, что использование этих технологий никак не повлияло на изменение финансовых показателей деятельности их предприятий, 24 % - что уровень прибыли фактически не изменился, 29 % - что прибыль увеличилась несущественно (рисунок 3).

Рисунок 3 – Ответ респондентов на вопрос «Повлияло ли внедрение иммерсивных технологий на изменение финансовых показателей деятельности Вашего предприятия/ организации?» (в опросе участвовало 38 человек из 180, которые реально применяют иммерсивные технологии на практике)

Источник: составлено авторами

Вместе с тем, респонденты понимают, что внедрение иммерсивных цифровых технологий способствует повышению качества предоставляемых услуг (43 %), привлечению большего количества клиентов (31 %), повышению конкурентоспособности предприятия (20%).

Среди трудностей при внедрении иммерсивных цифровых технологий эксперты выделяют высокие затраты на внедрение (26 %), технические сложности (18 %), недостаточное понимание потребностей клиентов (13 %). При этом 41 % респондентов считают, что главным препятствием внедрения иммерсивных технологий является отсутствие квалифицированных специалистов. Важно подчеркнуть, что большинство экспертов сошлись во мнении, что все вышеперечисленные проблемы в совокупности препятствуют внедрению иммерсивных цифровых технологий в деятельность их предприятий и организаций. Вместе с тем, государственной поддержкой при внедрении иммерсивных технологий воспользовались лишь 7 % предприятий, использующих иммерсивные технологии. Самый популярный ответ на вопрос: «Укажите, какие конкретно» был гранты и субсидии. Главная причина этого заключается в отсутствии информации о мерах государственной поддержки в этой сфере. Как следствие, лишь 12 % опрошенных планируют воспользоваться мерами господдержки для внедрения иммерсивных цифровых технологий в свою деятельность (рисунок 4).

Рисунок 4 – Распределение ответа респондентов на вопрос «Планируете ли

Вы воспользоваться мерами господдержки для внедрения иммерсивных цифровых технологий?»

Источник: составлено авторами

Среди практических шагов или рекомендаций для эффективного внедрения иммерсивных цифровых технологий в туристическую отрасль эксперты выделяют прежде всего обучение персонала кампаний, работающих в сфере туризма, а также сотрудничество с разработчиками и производителями иммерсивных цифровых технологий (37% и 29% соответственно) (рисунок 5).

Рисунок 5 – Распределение ответа респондентов на вопрос «Какие практические шаги или рекомендации Вы можете предложить для эффективного внедрения иммерсивных цифровых технологий в туристическую отрасль?»

Источник: составлено авторами

В качестве действенных мер поддержки внедрения иммерсивных цифровых технологий в туриндустрию региона эксперты выделяют финансовые меры поддержки: субсидии на приобретение оборудования (82%), гранты на внедрение иммерсивных цифровых технологий (61 %), государственное финансирование стартапов (36 %), налоговые льготы для кампаний, использующих иммерсивные технологии (рисунок 6).

Рисунок 6 – Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие меры государственной поддержки, по вашему мнению, могут способствовать успешному внедрению иммерсивных цифровых технологий в туристическую индустрию?»

Источник: составлено авторами

При этом большинство опрошенных (72%) считают необходимой мерой поддержки является повышение квалификации сотрудников. Что же касается организационных и информационных мер поддержки, среди которых проведение национальных и региональных конкурсов на лучший проект с использованием иммерсивных технологий, организация хакатонов, конференций и семинаров по использованию иммерсивных технологий в туризме, а также создание инкубаторов для развития стартапов в этой сфере, то их выделили 19 %, 10% и 4 % респондентов соответственно.

Для разработки стратегии внедрения иммерсивных цифровых технологий в туриндустрию Ростовской области полученные ответы экспертов были классифицированы на 7 групп (по видам деятельности респондентов (представители музеев, заповедников, сферы досуга, турфирм, коллективных средств размещения, общественного питания, транспорта), в дальнейшем полученные результаты в каждой из групп оценивались с позиций:

Q1 – оценки туристической привлекательности заданного региона для международного туризма по параметру «соответствие XXX (вид объекта туриндустрии) в регионе международным стандартам»;

Q2 – нереализованного потенциала туристической привлекательности заданного региона по параметру «соответствие XXX (вид объекта туриндустрии) международным стандартам»;

Q3 – уровня использования иммерсивных цифровых технологий в XXX (вид объекта туриндустрии) региона.

Как и в предыдущем случае, каждая оценка производится по 5- балльной шкале. По результатам статистического анализа опроса рассчитаны средние баллы оценок, произведено их нормирование и установлено соответствие термам (таблица 4).

Таблица 4 – Результаты экспертной оценки туристической инфраструктуры Ростовской области


п.п
Объекты
Соответствие стандарту
Потенциал развития
Использование ИТ
Средний балл
Норм-ое значение
Терм
Средний балл
Норм-ое значение
Терм
Средний балл
Норм-ое значение
Терм
1
Музеи
3,43
0,686
4
3
0,6
4
2,53
0,506
3
2
Заповедники
2
0,4
3
1,95
0,39
2
1,65
0,33
2
3
Предприятия сферы досуга
1,77
0,354
2
2,1
0,42
3
1,8
0,36
2
4
Турагентства
2,33
0,466
3
2,33
0,466
3
1,75
0,35
2
5
Коллективные средства размещения
3,63
0,726
4
3,15
0,63
4
2,7
0,54
3
6
Предприятия общественного питания
2,8
0,56
3
2,55
0,51
3
1,43
0,286
2
7
Транспорт
1,8
0,36
2
1,85
0,37
2
1,55
0,31
2
Источник: составлено авторами

Согласно результатам экспертного опроса музеи региона соответствуют хорошему международному уровню, потенциал для развития высокий (Q1 = 4, Q2 = 4); заповедники Ростовской области соответствуют среднему международному уровню, при этом потенциал для развития – ниже среднего (Q1 = 3, Q2 = 2); предприятия сферы развлечений и досуга соответствуют уровню ниже среднего, потенциал для развития – выше среднего (Q1 = 2, Q2 = 3); деятельность турфирм соответствует среднему международному уровню, потенциал для развития – средний (Q1 = 3, Q2 = 3); коллективные средства размещения соответствуют хорошему международному уровню, потенциал для развития высокий (Q1 = 4, Q2 = 4); предприятия общественного питания соответствуют среднему международному уровню, потенциал для развития – средний (Q1 = 3, Q2 = 3), что же касается транспорта, то транспортная инфраструктура соответствует уровню ниже среднего, потенциал для развития ниже среднего (Q1 = 2, Q2 = 2). При этом, использование иммерсивных цифровых технологий на среднем уровне эксперты отмечают лишь в музеях и коллективных средствах размещения, на остальных видах объектов туриндустрии этот показатель фиксируется как низкий.

Агрегированная оценка соответствия объектов туриндустрии Ростовской области международным стандартам G1 = 0,125*0 + 0,3*0,34 + 0,5*0,36 + 0,7*0,3 + 0,875*0 = 0,492, что соответствует среднему уровню.

Агрегированная оценка возможности увеличения потенциала объектов туриндустрии Ростовской области соответствия стандартам G2 = 0,125*0 + 0,3*0,24 + 0,5*0,57 + 0,7*0,19 + 0,875*0 = 0,49, что также соответствует среднему уровню.

Агрегированная оценка уровня использования иммерсивных цифровых технологий на объектах туриндустрии региона G3 = 0,125*0 + 0,3*0,7 + 0,5*0,3 + 0,7*0,0 + 0,875*0 = 0,36 – ниже среднего.

В этой связи предлагается последовательное внедрение иммерсивных цифровых технологий в туриндустрию региона. При этом, наиболее действенными будут меры, направленные на внедрение этих технологий в деятельность предприятий средств размещения, турфирм и заповедных зон (рисунок 7).

Рисунок 7 - Сценарный анализ по концепту С «Успешность развития международного (въездного) туризма в регионе»

Источник: составлено авторами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так, для реализации альтернативы последовательного внедрения иммерсивных цифровых технологий в деятельность коллективных средств размещения прежде все рекомендуется:

- информационная поддержка, а именно проведение практических мастер-классов. Это могут быть мастер-классы по созданию VR-туров по отелю, разработке AR-приложений с информацией об услугах отеля, использованию MR-технологий для создания интерактивных презентаций отелей. Они повысят осведомленность руководителей гостиничного бизнеса о преимуществах иммерсивных цифровых технологий, обучат персонал отелей работе с оборудованием, разработке контента и взаимодействию с клиентами;

- регуляторная поддержка, а именно меры по созданию благоприятной правовой среды/упрощенного порядка внедрения иммерсивных цифровых технологий, а также разработка стандартов и сертификация. Это может быть создание единого регистра VR/AR/MR оборудования для отелей, упрощение процесса получения разрешений, четкое определение авторских прав на контент. Создание благоприятной правовой среды будет способствовать упрощению процесса регистрации и использования иммерсивных цифровых технологий в отелях, минимизации бюрократических препятствий, созданию четких правил для использования интеллектуальной собственности в иммерсивных проектах. Что касается сертификации, то это может быть программа сертификации отелей, использующих VR/AR/MR технологии, с оценкой качества виртуальных туров, интерактивных сервисов, соответствия стандартам качества и безопасности. Сертификация будет способствовать повышению доверия к гостиничным предприятиям, использующим иммерсивные цифровые технологии

- финансовая поддержка, а именно субсидии на приобретение оборудования. Это может быть предоставление субсидий на 50-70% от стоимости оборудования, с ограничениями по типу оборудования и размеру отеля. Субсидирование позволит отелям приобрести VR-гарнитуры, AR-девайсы, MR-оборудование, что снижает первоначальные затраты на внедрение технологий, особенно для малых и средних отелей, которые, как правило, могут испытывать сложности с бюджетом на инновации.

Отдельного внимания заслуживает создание специального туристического маршрута «Иммерсивный туризм», объединяющего отели, рестораны, музеи и транспортные кампании, использующие иммерсивные цифровые технологии, что позволит привлечь внимание туристов, заинтересованных в современных технологиях и инновациях.

Для реализации альтернативы последовательного внедрения иммерсивных цифровых технологий в заповедных зонах региона необходимо повысить осведомленность о существующих иммерсивных цифровых технологиях, снизить барьеры, а также стимулировать внедрение инноваций, обеспечив в т.ч.:

- информационную поддержку: мастер-классы по созданию VR-туров по тропам заповедной зоны, разработке AR-приложений с информацией о флоре и фауне, использованию MR-технологий для интерактивных образовательных программ о сохранении экосистемы; демонстрационные мероприятия, например, «День иммерсивных технологий в заповеднике», где сотрудники могут представить свои VR/AR решения, а посетители смогут попробовать их и др.;

- финансовую поддержку: гранты на разработку VR-тура по редким видам растений, AR-приложения с информацией об экосистеме, использование MR-технологий для интерактивных образовательных программ о биоразнообразии; субсидии на приобретение оборудования в размере от 30 до 50% от стоимости оборудования, с ограничениями по типу оборудования и размеру территории заповедника;

- регуляторную поддержку: создание единого регистра VR/AR/MR оборудования для заповедников, упрощение процесса получения разрешений на использование технологий в заповедных зонах; разработка стандартов качества для VR-туров, AR-приложений, MR-презентаций, с акцентом на экологическую устойчивость, реалистичность, информативность, безопасность для посетителей и экосистемы и др.

Что же касается туристических фирм, то для реализации альтернативы последовательного внедрения иммерсивных технологий в их деятельность действенными будут все вышеперечисленные меры, в т.ч. меры, направленные на осведомленность сотрудников туристических агентств региона о потенциале иммерсивных цифровых технологий для создания виртуальных туров, интерактивных презентаций, персонализированных туристических предложений; меры, обеспечивающие доступ к актуальной информации о технологиях, кейсам успешного внедрения, рекомендациям по разработке и использованию VR/AR/MR в туристическом бизнесе; меры, стимулирующие туристические агентства к реализации конкретных проектов с использованием иммерсивных цифровых технологий, а также меры, позволяющие снизить первоначальные затраты на VR-гарнитуры, AR-девайсы, проекторы, что делает технологии доступнее для туристических агентств и др.

Отдельно следует выделить меры, которые дадут синергетический эффект при реализации всех возможных альтернатив. Среди них:

- создание информационного портала с актуальными материалами о возможностях использования иммерсивных цифровых технологий в туриндустрии, что позволит предоставить предприятиям доступ к актуальной информации о технологиях, примерах проектов, кейсам успешного внедрения, лучшим практикам. Это может быть портал с разделами, описывающими различные виды иммерсивных цифровых технологий, кейсами, статьями, видеоуроками по использованию технологий в разрезе различных видов объектов туриндустрии;

- проведение конкурсов на лучшие проекты в сфере туризма с использованием иммерсивных цифровых технологий, которые позволят стимулировать создание инновационных проектов, демонстрирующих потенциал VR/AR/MR технологий в туриндустрии, например, конкурсы на лучшие VR-туры по отелям, AR-приложения для навигации по парку, MR-проекты для обучения персонала;

- гранты на разработку и внедрение пилотных проектов на основе иммерсивных цифровых технологий, которые позволят стимулировать реализацию конкретных проектов, основанных на использовании иммерсивных цифровых технологий на объектах туридустрии. Это могут быть гранты на разработку AR-меню, VR-тура по отелю, голографических элементов для оформления заведений и др.;

- обучение и повышение квалификации персонала;

- создание консорциумов разработчиков и предприятий туриндустрии/ регионального кластера, объединяющего разработчиков, предприятий туриндустрии, экспертов для совместной работы по созданию иммерсивных цифровых проектов, обмена опытом, повышения компетенций.


Страница обновлена: 09.06.2025 в 12:50:17