Принципы экономической безопасности учетной информации

Морунов В.В.

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 5 (Май 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

Динамика последних и актуальных нормативных изменений в областях, регламентирующих экономическую безопасность, а также в области регулирования экономических и учетных процессов, заставляют невольно задуматься о причинах и необходимости данных нормативных изменений с учетом влияния ряда факторов, в том числе и внешнеэкономических. В этой связи повышенную актуальность получают вопросы, направленные на исследование и регламентацию национальной безопасности и одной из ее ключевых составляющих - экономической безопасности, одним из направлений которой, в частности, является изучение экономической безопасности учетной информации. Кроме этого, в качестве отдельного блока особенного внимания заслуживают и вопросы, направленные на изучение реакции пользователей учетной информации, особенно в части целеполагания возможных управленческих решений. На этом основании считаем, что вопросы обеспечения экономической безопасности учетной информации являются неизученными в достаточной степени и требуют заслуженного внимания со стороны исследователей в данной области.

Основная часть

Понятие «экономическая безопасность учетной информации» является относительно новой и, как представляется, весьма актуальной экономической категорией, не урегулированной в достаточной степени на нормативном уровне в настоящее время. Среди основных вопросов, связанных в том числе с необходимостью нормативного регулирования данной категории, выступают вопросы о нормативном толковании и понимании этого термина, в том числе и его принципы.

Учитывая практически отсутствующую нормативную базу по данному вопросу в рамках настоящего исследования и основываясь на действующем нормативно-правовом фундаменте, представляется возможным сформулировать терминологическую основу и выделить принципы обеспечения экономической безопасности учетной информации. Кроме этого необходимо также отметить, что исследование категории «экономическая безопасность учетной информации», по нашему мнению, следует начинать с изучения более широкого понятия «экономическая безопасность», следуя принципу «от общего к частному».

С этой целью изначально проведем исследование ряда нормативных правовых документов.

Основным и главным нормативным правовым документом в Российской Федерации является Конституция Российской Федерации [1], в рамках которой, конечно же, нет прямого указания на регулирование вопросов экономической безопасности. Однако, ряд норм этого документа указывают на необходимость более глубокого нормативного регулирования вопросов, направленных на регламентацию в области обеспечения экономической безопасности. Так, например, в соответствии с п. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни [1]. Также в качестве примера можно привести нормы из п. 3 ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которыми права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [1].

В качестве основного нормативного правового документа в области регулирования вопросов экономической безопасности в РФ, по нашему мнению, следует считать Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [2] (далее – Стратегия экономической безопасности).

Так в соответствии с нормами пп.1 п. 7 Стратегии экономической безопасности под экономической безопасностью следует понимать состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [2].

С целью проведения дальнейшего анализа данного определения необходимо более детально разобраться, что следует понимать под терминами «экономический суверенитет страны», «единство экономического пространства», «угрозы экономической безопасности», «национальные приоритеты страны».

Итак, в соответствии с пп. 2 п. 7 Стратегии экономической безопасности под экономическим суверенитетом Российской Федерации следует понимать объективно существующую независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств [2].

Под термином «угроза экономической безопасности» в соответствии с нормами Стратегии экономической безопасности следует понимать совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации в экономической сфере (пп.4 п.7 Стратегии экономической безопасности) [2].

Принцип «единства экономического пространства» закреплен в рамках ст. 8 Конституции РФ [1] и заключается в:

- свободе на территории РФ для перемещения товаров, услуг и финансовых средств,

- поддержке (со стороны государства) конкуренции,

- свободе экономической деятельности (п. 1 ст. 8 Конституции РФ) [1].

Примечательным здесь также выглядит и то, что в рамках п. 2 этой же ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности [1]. Понятно, что нормативное закрепление права собственности в различных его формах на конституционном уровне добавляет свой вклад в развитие принципа единства экономического пространства, однако, по нашему мнению, данный подход лучше всего закрепить самостоятельно в виде «принципа признания права собственности».

Таким образом, при формулировании определения «экономическая безопасность» в рамках Стратегии экономической безопасности закреплены два принципа: 1) принцип «единства экономического пространства», 2) принципа признания права собственности.

При рассмотрении категории «национальные приоритеты страны» следует обратиться к нормам Указа Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [3] (далее – Стратегия национальной безопасности), в рамках раздела 5 которой указывается, что под «стратегическими национальными приоритетами РФ» следует понимать важнейшие направления обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, сформулируем более расширенное определение категории «экономическая безопасность»:

Экономическая безопасность – это состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз (т.е. условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам РФ в экономической сфере), при котором:

1) обеспечивается экономический суверенитет страны (т.е. независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств)

2) соблюдается принцип единства экономического пространства государства (т.е. обеспечиваются:

(а) свобода на территории РФ - для перемещения товаров, услуг и финансовых средств,

(б) поддержка (со стороны государства) конкуренции,

(в) свобода экономической деятельности)

3) создаются условия для реализации стратегических национальных приоритетов (важнейших направлений обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития) Российской Федерации.

При этом, по нашему мнению, следует отметить, применение вышеуказанных принципов справедливо как в отношении экономической безопасности в целом, так и направлений, входящих в состав экономической безопасности, например, экономической безопасности учетной информации.

Для целей настоящей работы также обозначим, что в качестве основного исследуемого вида учета будем рассматривать именно бухгалтерский учет, на основании результатов которого формируется бухгалтерская (финансовая) отчетность – основной источник информации для принятия управленческих решений.

Характеризуя учетную информацию, следует остановиться на определении термина «бухгалтерский учет», приведенный в рамках п. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» [4] (далее – ФЗ № 402-ФЗ), в соответствии с которым под бухгалтерским учетом следует понимать формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных ФЗ № 402-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными ФЗ № 402-ФЗ, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности [4].

К сожалению определение термина «учетная информация» официально не введено на нормативном уровне. Однако, представляется возможным и, по нашему мнению, уместным использовать вышеприведенное определение категории «бухгалтерский учет», в рамках которого можно выделить искомый термин.

Итак, под термином «учетная информация» предлагаем понимать документированную и систематизированную информацию об объектах бухгалтерского учета, предусмотренных нормами статьи 5 ФЗ № 402-ФЗ (факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования его деятельности, доходы, расходы, иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами) в соответствии с требованиями, установленными законодательством о бухгалтерском учете.

Такой подход к определению термина «учетная информация», считаем, наиболее полно раскрывает суть, а также вносит ясность в ряд некоторых моментов, связанных, в первую очередь, с раскрываемой категорией «экономическая безопасность учетной информации» и принципами её обеспечения.

Далее определим, что следует понимать под термином «экономическая безопасность учетной информации», опираясь на ранее проведенные исследования в данной области [10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18] и вышеприведенные определения категорий «экономическая безопасность» и «учетная информация», поскольку считаем, что экономическая безопасность учетной информации является отдельным структурным элементом, входящим в систему экономической безопасности.

Итак, по нашему мнению, под термином «экономическая безопасность учетной информации» следует понимать:

такое состояние защищенности учетной информации (т.е. документированной и систематизированной экономическим субъектом информации об объектах бухгалтерского учета, предусмотренных нормами статьи 5 ФЗ № 402-ФЗ (факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования его деятельности, доходы, расходы, иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами бухгалтерского учета)),

от влияния внутренних и внешних угроз (факторов и условий, например, утечка информации),

при котором:

- соблюдаются основные принципы формирования учетной информации, определяющие ее независимость и самостоятельность (включая достоверность, полноту представления, нейтральность, последовательность, сопоставимость), а также

- обеспечиваются условия для формирования учетной информации в соответствии с нормами законодательства и данными принципами.

Более детальный анализ сформулированного выше определения «экономическая безопасность учетной информации» совершенно ожидаемо потребует перечислить соблюдаемые принципы формирования учетной информации, в соответствии с которыми и должны быть обеспечены условия формирования учетной информации.

По нашему мнению, принципы формирования учетной информации полностью соответствуют и тождественны принципам ведения бухгалтерского учета, сформулированным в рамках нормативных документов в области регулирования бухгалтерского учета, и прежде всего в рамках ФЗ № 402-ФЗ и Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н [5] (далее – ПБУ 1/2008), и выделенным нами ранее [11] при исследовании вопроса обеспечения качества учетной информации.

Анализ норм и положений действующих сегодня ПБУ 1/2008 и ФЗ № 402-ФЗ, норм и положений действующего федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 4/2023 «Бухгалтерская (финансовая) отчетность» (ФСБУ 4/2023) [6], Концептуальных основ представления финансовых отчетов [7], а также норм и положений действующих ранее и утративших силу Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [8] и Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» [9], позволяет определить и сформулировать следующие основополагающие принципы формирования учетной информации:

1. принцип имущественной обособленности: активы и обязательства экономического субъекта существуют обособленно от активов и обязательств собственников этого экономического субъекта и активов и обязательств других экономических субъектов (исходя из анализа норм абзаца 2 пункта 5 ПБУ 1/2008 [5]);

2. принцип непрерывности деятельности: экономический субъект будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него отсутствуют намерения и необходимость его ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (исходя из анализа норм пункта 5 ПБУ 1/2008 [5]);

3. принцип последовательности применения учетной политики: принятая экономическим субъектом учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (исходя из анализа норм пункта 5 ПБУ 1/2008 [5]);

4. принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности: факты хозяйственной деятельности экономического субъекта относятся к тому отчетному периоду, в котором они фактически имели место (свершились), независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (исходя из анализа норм абзаца 5 пункта 5 ПБУ 1/2008 [5]);

5. принцип идентификации объектов учета в составе учетной информации (активов, обязательств, фактов хозяйственной жизни, источников финансирования деятельности экономического субъекта, доходов, расходов, иных объектов в случае, если это установлено федеральными стандартами) (исходя из анализа норм пункта 5 ПБУ 1/2008 [5], ст. 5 ФЗ № 402-ФЗ [4]);

6. принцип полноты: полнота отражения в составе учетной информации всех фактов хозяйственной деятельности экономического субъекта (исходя из анализа норм абзаца 2 пункта 6 ПБУ 1/2008 [5]);

7. принцип своевременности: своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности экономического субъекта в составе учетной информации (исходя из анализа норм абзаца 3 пункта 6 ПБУ 1/2008 [5]);

8. принцип осмотрительности: большая готовность к признанию в составе учетной информации расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (исходя из анализа норм абзаца 4 п. 6 ПБУ 1/2008 [5]);

9. принцип приоритета содержания перед формой: отражение в составе учетной информации фактов хозяйственной деятельности экономического субъекта, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (исходя из анализа норм абзаца 5 пункта 6 ПБУ 1/2008 [5]);

10. принцип непротиворечивости: тождество данных аналитической учетной информации оборотам и остаткам по счетам синтетической учетной информации на последний календарный день каждого месяца (исходя из анализа норм абзаца 6 пункта 6 ПБУ 1/2008 [5]);

11. принцип рациональности: рациональное формирование учетной информации, исходя из условий хозяйствования и величины экономического субъекта, а также исходя из соотношения затрат на формирование учетной информации о конкретном объекте учета и полезности (ценности) этой учетной информации (исходя из анализа норм абзаца 7 пункта 6 ПБУ 1/2008) [5]);

12. принцип соблюдения корпоративных стандартов: в случае если основное общество (вышестоящий экономический субъект, учредитель) утверждает внутренние стандарты экономического субъекта, влияющие в том числе на порядок и способы формирования учетной информации, обязательные к применению его дочерним обществом (экономическим субъектом), то такое дочернее общество (экономический субъект) выбирает способы формирования учетной информации, исходя также и из положений данных стандартов (исходя и анализа норм пункта 5.1. ПБУ 1/2008 [5]);

13. принцип приоритета международных стандартов финансовой отчетности: в случае если по конкретному вопросу формирования учетной информации в рамках норм федеральных стандартах бухгалтерского учета (ФСБУ) не установлены подходящие способы формирования учетной информации, то экономический субъект разрабатывает соответствующий способ исходя из требований, установленных законодательством РФ, федеральными и (или) отраслевыми стандартами, используя за основу в первую очередь нормы и требования международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) (исходя из анализа норм пункта 7.1. ПБУ 1/2008 [5]);

14. принцип справедливой оценки активов и обязательств: оценка справедливой стоимости осуществляется в отношении какого-либо конкретного актива или обязательства, поэтому при осуществлении оценки справедливой стоимости экономический субъект должна учитывать характеристики такого актива или обязательства, если участники рынка учитывали бы данные характеристики при определении цены (стоимости) данного актива или обязательства на дату проведения оценки (исходя из анализа норм абзаца 7 пункта 6 ПБУ 1/2008 [5], статьи 12 ФЗ № 402-ФЗ [4]);

15. принцип двойной записи: формирование учетной информации в рамках бухгалтерского учета ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено нормами ФСБУ (исходя из анализа норм пункта 3 статьи 10 ФЗ № 402-ФЗ [4]).

Проводя дальнейшее исследование, логичным представляется вопрос о выявлении соответствия и тождественности между принципами формирования учетной информации и принципами экономической безопасности учетной информации.

По нашему мнению, принципы экономической безопасности направлены на обеспечение возможности формирования учетной информации, соответствующей всем необходимым нормативным и методологическим требованиям.

Опираясь на данное понимание, а также на сформулированные выше принципы формирования учетной информации, представляется возможным сделать вывод о полной тождественности принципов экономической безопасности учетной информации с принципами формирования учетной информации.

Заключение

В заключении данного исследования в конечном итоге сформулируем итоговое определение категории «принципы экономической безопасности учетной информации».

По нашему мнению, под принципами экономической безопасности учетной информации следует понимать основные (ключевые) правила и положения, направленные на обеспечение экономической безопасности учетной информации, а именно на обеспечение состояния защищенности учетной информации от влияния внутренних и внешних угроз, при котором:

- соблюдаются основные принципы формирования учетной информации, определяющие ее независимость и самостоятельность (включая достоверность, полноту представления, нейтральность, последовательность, сопоставимость), а также

- обеспечиваются условия формирования учетной информации, определяющие ее соответствие на качественном уровне основным нормативным требованиям и ожиданиям потенциальных пользователей информации в соответствии с нормами законодательства и данными принципами.


Страница обновлена: 26.05.2025 в 09:26:38