Интеграция технологий искусственного интеллекта в систему национальной безопасности России

Лев М.Ю.

Статья в журнале

Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 2 (Апрель-июнь 2025)

Цитировать эту статью:



Введение. В условиях множественных трансформаций геополитического ландшафта и растущих угроз безопасности, интеграция технологий искусственного интеллекта (ИИ) в систему национальной безопасности России становится неотъемлемой частью стратегии обеспечения безопасности государства. В этой связи актуальность темы исследования определяется следующими ключевыми факторами:

– геополитическими вызовами, диктующими необходимость адаптации (новые формы конфликтов, усиление международной конкуренции, появление гибридных, транснациональных угроз);

– технологическим прогрессом, создающим новые возможности и риски (улучшение аналитики и прогнозирования, автоматизация рутинных задач, разработка новых видов вооружений и средств защиты).

Внедрение ИИ в систему национальной безопасности – это сложный и многогранный процесс, требующий интегрированного подхода/ скоординированных действий на всех уровнях государственной системы [19]. Соответственно, необходимо проведение тщательной оценки потенциальных рисков и возможностей, текущих и перспективных направлений развития ИИ, а также разработка эффективных механизмов контроля и мониторинга, строгое соблюдение этических принципов.

Цель исследования: определить возможности и разработать рекомендации по эффективной интеграции технологий ИИ в систему национальной безопасности России для повышения ее эффективности, результативности и устойчивости к современным угрозам.

Задачи исследования:

– изучить, каким образом ИИ трансформирует национальную безопасность и ее систему (рассмотреть взаимосвязь понятий: «искусственный интеллект», «национальная безопасность», «система национальной безопасности»);

– выявить потенциальные области применения ИИ в системе национальной безопасности (процессы, которые можно оптимизировать с помощью ИИ);

– обосновать необходимость дорожной карты по интеграции технологий ИИ в систему национальной безопасности.

Объект исследования: система национальной безопасности России.

Предмет исследования: процесс интеграции технологий ИИ в систему национальной безопасности России.

Научная новизна исследования заключается в формировании целостной концепции интеграции ИИ в систему национальной безопасности России в виде дорожной карты. Это позволит повысить эффективность защиты национальных интересов/приоритетов и обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие страны [10]. Одним из основных пунктов новизны выступает – введение в научный оборот понятия «безопасность технологических активов государства» и его обоснование.

Результаты исследования могут быть применены государственными органами, научными организациями, промышленными и бизнес-предприятиями, в том числе оборонно-промышленного комплекса для разработки и внедрения технологий ИИ в сферу национальной безопасности.

Теоретические подходы к изучению влияния технологий ИИ на национальную безопасность. Влияние ИИ на национальную безопасность представляется многоаспектной проблемой, требующей всестороннего анализа. Отсутствие единой универсальной теории, способной объяснить все аспекты подобного влияния обусловливает необходимость использования различных теоретических моделей. Каждая из них демонстрирует акцент на определенных элементах, предлагая тем самым уникальные интерпретации. Рассмотрим некоторые из наиболее распространенных и перспективных теоретических подходов (табл. 1).

Таблица 1. Теоретические подходы к изучению влияния технологий ИИ

на национальную безопасность

Теоретические подходы
Акцент
Применение/содержание
Реализм и Неореализм
Власть, конкуренция между государствами, баланс сил
Реалисты считают ИИ инструментом геополитической борьбы, особенно в военной сфере, для усиления национальной мощи и достижения превосходства. Особое внимание уделяется гонке вооружений в области ИИ, потенциалу для дестабилизации баланса сил и необходимости сдерживания агрессивных действий. Неореалисты акцентируют влияние международной системы на поведение государств в отношении ИИ
Либерализм и Неолиберализм
Сотрудничество, международные институты, взаимозависимость
Либералисты выступают за международное сотрудничество в разработке и регулировании ИИ, создание норм и институтов для предотвращения злоупотреблений и обеспечения безопасности
Конструктивизм
Идеи, нормы, идентичность, социальное конструирование реальности
Конструктивисты исследуют влияние представлений об ИИ на политику национальной безопасности. Они анализируют, как дискурсы об ИИ формируют восприятие угроз, возможностей и идентичность государств, уделяя внимание роли экспертов, СМИ и общественного мнения
Критические теории
Власть, неравенство, социальная справедливость, деконструкция доминирующих нарративов
Критические теории демонстрируют как ИИ может усиливать неравенство и дискриминацию. Феминистская теория изучает гендерные аспекты ИИ и воспроизводство стереотипов. Постколониальная теория анализирует использование ИИ для контроля над развивающимися странами и поддержания неоколониализма
Теория сложных систем
Взаимосвязанность, нелинейность, эмерджентность, адаптация
Теория сложных систем рассматривает национальную безопасность как сложную, адаптивную систему, уязвимую к непредсказуемым последствиям развития ИИ, требующую гибкого управления
Теория игр
Стратегическое взаимодействие, рациональный выбор, моделирование сценариев
Теория игр анализирует стратегическое взаимодействие государств в развитии ИИ, моделируя гонку вооружений и оценивая стратегии сдерживания/сотрудничества. Анализ игровых моделей, таких как «дилемма заключенного», способствует принятию решений в условиях неопределенности и конкуренции в области ИИ
Теория инноваций и технологического детерминизма
Технологии радикально меняют социальные структуры, экономические модели и политические системы, а их совершенствование является катализатором исторических изменений
Этот подход исследует как ИИ трансформирует ландшафт национальной безопасности, создавая новые возможности и угрозы. Технологический детерминизм, в более умеренной форме, предполагает, что развитие ИИ оказывает значительное влияние на политику и стратегию государств, хотя и не является единственным определяющим фактором
Теория агентности
Роль отдельных акторов (людей, организаций, алгоритмов) в формировании политики и принятии решений
Теория агентности анализирует влияние отдельных акторов (разработчиков ИИ, военных, политиков, хакеров) на развитие и применение ИИ в национальной безопасности. Важно понимать их мотивации, цели, возможности и взаимодействие, а также вопросы ответственности, подотчетности и механизмы контроля за ИИ
Теория управления рисками
Идентификация, оценка и оптимизация рисков, связанных с определенной деятельностью или технологией
Этот подход фокусируется на систематической оценке рисков, связанных с применением ИИ в сфере национальной безопасности. Он включает в себя идентификацию потенциальных угроз, оценку вероятности их возникновения и потенциального ущерба, а также разработку стратегий смягчения рисков. Рассматриваются риски автономного оружия, кибератак, дезинформации, манипулирования общественным мнением, нарушения конфиденциальности и утечек данных.
Источник: систематизировано автором по исследуемым материалам [14; 24; 25].

Представленные теоретические подходы (табл. 1) генерируют своеобразные перспективы влияния ИИ на национальную безопасность, сталкиваясь с комплексной проблемой. Рациональное изучение этой проблемы требует интеграции различных теоретических рамок и использования междисциплинарного подхода. Важно понимать: влияние ИИ на национальную безопасность не является объективным и нейтральным, оно формируется под воздействием множества факторов (политические идеологии, культурные традиции, экономические интересы и др.) [5]. В следствие чего, разработка эффективных стратегий национальной безопасности с применением технологий ИИ непосредственно зависит от понимания последствий этого формирования.

Существуют значительные расхождения в толковании термина «искусственный интеллект», обусловленные авторской позицией и контекстом применения. Например, для одних исследователей, ИИ – это прежде всего создание машин, способных выполнять задачи, требующие человеческого интеллекта (обучение, рассуждение, решение проблем, восприятие и понимание естественного языка) [2; 13]. С этой точки зрения, авторы фокусируются на разработке конкретных алгоритмов и систем, способных решать соответствующие задачи.

Другие авторы рассматривают ИИ в более широкой, философской палитре. Они задаются вопросами о природе сознания, возможности создания «сильного ИИ», обладающего человеческим уровнем интеллекта и самосознанием, а также этических последствиях развития таких технологий. В этом случае, акцент делается не столько на конкретных алгоритмах, сколько на фундаментальных вопросах адекватного обеспечения использования ИИ во благо социума [4; 12].

Помимо позитивных ожиданий, развитие ИИ вызывает и критику. Опасения связаны с возможной потерей рабочих мест, усилением неравенства и угрозой человеческой цивилизации [3; 23]. Критики призывают к осторожности и ответственному подходу в разработке и внедрении ИИ с учетом социально-этических последствий.

В итоге, термин «искусственный интеллект» служит общим обозначением для разнообразных методологий, целей и концепций. Для корректной оценки потенциала и угроз, сопряженных с прогрессом в области ИИ и принятия взвешенных решений относительно его внедрения, необходимо учитывать эту гетерогенность.

Искусственный интеллект, благодаря своему потенциалу как для созидания, так и для разрушения выступает ключевым элементом в национальной безопасности. Поэтому переход от изучения ИИ к вопросам обеспечения безопасности государства вполне логичен и закономерен. Следовательно, целесообразным будет актуализировать следующие понятия относительно российской действительности:

– «национальная безопасность» – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [11; 18]. Традиционно, обеспечение национальной безопасности связывалось с военной мощью, дипломатией и контрразведкой. Однако, «в эпоху ИИ, спектр угроз значительно расширяется, включая кибер-атаки, дезинформацию, манипулирование общественным мнением и автономные системы вооружений» [20];

– «система национальной безопасности» – это совокупность органов государственной власти, организаций и граждан, осуществляющих деятельность по обеспечению национальной безопасности» [9]. Эта система должна быть адаптирована к новым реалиям, учитывая возможности и риски, связанные с развитием ИИ. Необходимо разрабатывать новые стратегии, технологии и компетенции для защиты от угроз, возникающих в цифровом пространстве.

Взаимосвязь между понятиями: «искусственный интеллект», «национальная безопасность», «система национальной безопасности» в геополитических нестабильных условиях становится очевидной и требует комплексного подхода. ИИ способен значительно усилить обороноспособность и безопасность страны, но в то же время он может быть использован для кибератак, дезинформации и других враждебных действий. Чтобы максимизировать преимущества и минимизировать риски, необходимо одновременно инвестировать в разработку отечественных ИИ-технологий и создавать надежные системы контроля и регулирования, которые в последствии защитят российские интересы от злоупотреблений ИИ со стороны недружественных стран.

Таким образом, с ростом угроз, связанных с развитием и применением ИИ, предлагается ввести в научный оборот понятие «безопасность технологических активов государства» [1], отражающего необходимость защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, и подразумевающего адаптацию системы национальной безопасности в целях эффективного противодействия новым вызовам и использования новых возможностей, возникающих в технологической сфере.

Предлагаемое автором понятие подчеркивает интегрированный характер обеспечения национальной безопасности в эпоху технологий ИИ, охватывающий:

– развитие собственных ИИ-технологий для укрепления обороноспособности, повышения эффективности государственного управления и обеспечения конкурентоспособности национальной экономики;

– разработку механизмов контроля и регулирования технологий ИИ для предотвращения его использования в целях причинения вреда и защиты от кибер-атак, дезинформации и других угроз;

– адаптацию системы национальной безопасности к новым реалиям, включая создание специализированных подразделений, разработку новых стратегий и технологий, повышение квалификации специалистов;

– международное сотрудничество для обмена опытом и координации усилий по обеспечению глобальной технологической безопасности.

Формализация и внедрение понятия «безопасность технологических активов государства» в научный дискурс позволит эффективнее выстраивать систему национальной безопасности в эпоху ИИ-технологий и станет импульсом для развития научных исследований и инноваций в этой сфере. Концепция «безопасности технологических активов государства» нуждается в дальнейшей проработке, особенно в части детализации ее элементов и механизмов реализации, поскольку обеспечение безопасности в этой сфере выходит за рамки технологических решений и требует знаний и опыта специалистов из разных областей (информационные/цифровые технологии, юриспруденция, социология, психология и др.).

Существующие и перспективные направления применения ИИ в системе национальной безопасности. В России технологии ИИ уже широко применяются для решения задач в сфере национальной безопасности, основными направлениями являются:

– кибербезопасность: ИИ используется для повышения эффективности систем обнаружения и предотвращения кибератак, анализируя сетевой трафик, выявляя аномалии и оперативно реагируя на угрозы [16]. ИИ способен обучаться на новых типах атак (блокировать их), опережая традиционные методы защиты;

– разведка и анализ данных: ИИ анализирует огромные массивы информации из различных источников (социальные сети, спутниковые снимки, перехваты коммуникаций) для выявления потенциальных угроз, прогнозирования событий и поддержки принятия решений [6];

– пограничный контроль и охрана: системы распознавания лиц, автоматизированные системы мониторинга и анализа видеопотока способны обнаруживать нарушителей, контролировать перемещение грузов и обеспечивать безопасность границ [7];

– военная сфера: ИИ используется для разработки автономных систем вооружения, управления беспилотными летательными аппаратами, оптимизации логистики и повышения эффективности обучения военнослужащих;

– прогнозирование и предотвращение чрезвычайных ситуаций: ИИ анализирует данные о погоде, сейсмической активности, социальных настроениях и других факторах для прогнозирования природных катастроф, социальных волнений и других чрезвычайных ситуаций, позволяя автоматически реагировать и минимизировать последствия [21].

По мере развития технологий ИИ, его роль в обеспечении национальной безопасности будет только расти. Рассмотрим наиболее перспективные направления [8; 15; 22]:

– персонализированная безопасность: используя анализ индивидуальных данных, ИИ способен точно определять риски, которым подвержены конкретные люди или группы, и разрабатывать целевые стратегии защиты;

– автоматизированное принятие решений: в критических ситуациях, где счет идет на секунды, таких как отражение кибератак или управление беспилотниками, ИИ может стать инструментом для принятия оперативных решений. Однако, внедрение ИИ в эти сферы требует особого внимания к этическим и правовым аспектам, чтобы избежать непредвиденных последствий;

– разработка новых видов вооружений: применение ИИ в военной сфере может привести к созданию оружия нового поколения, обладающего повышенной эффективностью и точностью, а также к разработке принципиально новых военных стратегий. Однако это создаёт угрозу неконтролируемой гонки вооружений и требует международного сотрудничества;

– улучшение взаимодействия между ведомствами: ИИ способствует более эффективной координации действий, интегрируя данные из различных источников и ведомств, обеспечивая более полную картину угроз;

– противодействие дезинформации: ИИ может выявлять и нейтрализовывать кампании по дезинформации, анализируя контент, выявляя ботов и фейковые аккаунты, параллельно распространяя достоверную информацию.

Несмотря на огромный потенциал, «применение ИИ в системе национальной безопасности, не только России, сопряжено с рядом рисков и вызовов» [1], к ним относятся:

– этические вопросы: автономные системы вооружения, принятие решений ИИ без вмешательства человека, вопросы конфиденциальности и предвзятости алгоритмов – все это требует тщательного этического переосмысления и разработки правовых рамок. В связи с этим следует обеспечить использование ИИ в соответствии с международным правом и моральными принципами;

– уязвимость к атакам: системы ИИ могут быть скомпрометированы через различные атаки, включая манипулирование входными данными для обмана алгоритмов, внедрение вредоносного кода в модели ИИ и использование ИИ для извлечения конфиденциальной информации;

– недостаточная прозрачность алгоритмов машинного обучения, называемая эффектом «черного ящика», делает сложным отслеживание и понимание логики принятия решений ИИ. Это создает проблемы с ответственностью и доверием. Для обеспечения надежности и подотчетности ИИ необходимо разрабатывать методы, повышающие его прозрачность и объяснимость;

– зависимость от данных: успешное функционирование ИИ обусловлено характеристиками данных, на которых он обучается. Неполноценные/необъективные/недостоверные сведения могут спровоцировать ошибочные заключения и нежелательные результаты. Поэтому важно поддерживать высокое качество данных и регулярно их актуализировать;

– нехватка квалифицированных кадров: сфера национальной безопасности испытывает острый дефицит специалистов, обладающих компетенциями для создания, развертывания и поддержания систем ИИ. Крайне важно инвестировать средства в образовательные программы и профессиональную подготовку/переподготовку, обеспечивать наличие кадров, способных эффективно использовать ИИ, осознавая при этом его потенциал и риски;

– гонка вооружений: развитие ИИ в военной сфере чревато неконтролируемой эскалацией. Гонка вооружений между государствами может дестабилизировать международную обстановку и увеличить риск конфликтов. Чтобы избежать катастрофических последствий, необходимо международное сотрудничество в целях установления четких правил и ограничений на разработку и использование военного ИИ.

Предложения по формированию дорожной карты «Интеграция технологий ИИ в систему национальной безопасности России». Интеграция ИИ в систему национальной безопасности это не просто технологическое обновление, а фундаментальная трансформация. Для успешной реализации этого процесса необходима четкая дорожная карта, определяющая приоритеты, ключевые цели, последовательность действий и эффективность распределения ресурсов (табл. 2).

Таблица 2. Дорожная карта «Интеграция технологий ИИ

в систему национальной безопасности России»

Цели
Задачи
1. Повышение эффективности анализа и обработки данных для принятия оперативных решений
2. Устойчивое развитие технологий ИИ в сфере национальной безопасности
3. Обеспечение защиты критической инфраструктуры с использованием ИИ
4. Улучшение взаимодействия между государственными структурами и ведомствами
5. Повышение эффективности разведки и контрразведки
6. Приоритизация направлений (определение перспективных и критически важных областей для внедрения ИИ)
1. Разработка и внедрение алгоритмов ИИ для анализа больших данных
2. Создание систем мониторинга и прогнозирования угроз
3. Обучение кадров в области ИИ и безопасности
4. Обеспечение этических норм и стандартов в использовании ИИ
Этапы реализации
Этап 1: Исследование и анализ
Этап 2: Разработка стратегии
– проведение анализа существующих технологий ИИ и их применения в сфере безопасности
– оценка потребностей и возможностей различных государственных структур.
– формирование рабочей группы из экспертов в области ИИ и национальной безопасности
– создание стратегического плана по интеграции ИИ в систему национальной безопасности
– определение приоритетных направлений и проектов для внедрения
– установление партнерств с научными и образовательными учреждениями
Этап 3: Прототипирование и тестирование
Этап 4: Масштабирование и внедрение
– разработка прототипов ИИ-систем для конкретных задач (например, анализ угроз, мониторинг ситуации)
– проведение тестирования и оценки эффективности разработанных решений
– внедрение пилотных проектов в реальную практику
– расширение применения успешно протестированных ИИ-систем на уровне различных государственных структур и ведомств
– разработка и внедрение стандартов и протоколов для интеграции ИИ в существующие системы национальной безопасности
– обеспечение необходимой инфраструктуры для поддержки работы ИИ-технологий, включая серверные мощности и системы хранения данных
Этап 5: Мониторинг и оценка
Этап 6: Обучение и развитие
– создание системы мониторинга для оценки эффективности внедренных ИИ-решений в реальном времени
– проведение регулярных аудитов и анализ результатов работы ИИ-систем с целью выявления недостатков и возможностей для улучшения
– обратная связь от пользователей и операторов ИИ-систем для корректировки и оптимизации алгоритмов
– разработка программ обучения для сотрудников государственных структур, направленных на повышение их квалификации в области ИИ и его применения в сфере безопасности
– организация семинаров, конференций и курсов повышения квалификации для обмена опытом и лучшими практиками
– поддержка научных исследований и разработок в области ИИ, направленных на решение актуальных задач национальной безопасности
Источник: составлено автором.

Предложенная дорожная карта «Интеграция технологий ИИ в систему национальной безопасности России» представляет собой основу для разработки детального плана действий, который позволит эффективнее использовать возможности ИИ для обеспечения национальной безопасности и защиты интересов государства и граждан.

Цели и задачи «дорожной карты» должны быть реалистичными и измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными по времени. «Дорожная карта» должна стать не просто планом мероприятий, а стратегическим документом (утверждённым на законодательном уровне), отражающим динамику развития технологий ИИ и меняющиеся потребности системы национальной безопасности России.

«Дорожная карта», состоящая из шести этапов обеспечит планомерное и эффективное внедрение ИИ, минимизируя риски и максимизируя потенциальные выгоды.

Этап 1: Исследование и анализ (3-6 месяцев)

Обоснование: этап служит основой для дальнейшей разработки дорожной карты. Без всестороннего анализа текущего состояния системы национальной безопасности, существующих рисков/угроз, возможностей, доступных ресурсов, а также потенциала технологий ИИ, последующее стратегическое планирование окажется бесперспективным.

Цель: определить области, в которых ИИ способен принести наибольшую пользу, выявить существующие пробелы и уязвимости, оценить техническую и организационную готовность к внедрению ИИ.

Действия:

– анализ рисков: оценка потенциальных рисков, связанных с внедрением ИИ (этические, юридические и технические аспекты);

– анализ угроз: изучение текущих и потенциальных угроз национальной безопасности (киберугрозы, терроризм, экстремизм и др.);

– оценка возможностей ИИ: исследование существующих и перспективных технологий ИИ, применимых к задачам национальной безопасности (машинное обучение, обработка естественного языка, компьютерное зрение и робототехника);

– анализ существующих систем: оценка текущей инфраструктуры, данных и процессов в системе национальной безопасности;

– определение потребностей: выявление конкретных задач и проблем, которые могут быть решены с помощью ИИ.

Этап 2: Разработка стратегии (8-12 месяцев)

Обоснование: на основе результатов первого этапа следует разработать стратегию, определяющую цели, приоритеты и подходы к интеграции ИИ. Стратегия должна быть согласована с общей стратегией национальной безопасности и учитывать долгосрочные перспективы развития технологий ИИ.

Цель: сформулировать стратегические цели и задачи, определить ключевые направления развития, разработать план действий по внедрению ИИ в систему национальной безопасности.

Действия:

– формулирование стратегических целей/задач, которые должны быть конкретными, измеримыми, реалистичными, значимыми для национальной безопасности и иметь четкие сроки исполнения;

– расстановка приоритетов: выбор наиболее важных и перспективных областей для внедрения ИИ;

– разработка общей архитектуры системы (элементы ИИ, инфраструктура и интерфейсы, а также способы взаимодействия между ними);

– создание нормативной базы: разработка политик и процедур, регулирующих использование ИИ в системе национальной безопасности с учетом этических норм, защиты конфиденциальной информации и обеспечения безопасности;

– оценка потребностей в ресурсах: определение объема финансовых средств, квалифицированных специалистов и технической базы для успешной реализации проектов в области ИИ.

Этап 3: Прототипирование и тестирование (1-2 года)

Обоснование: прежде чем внедрять ИИ в масштабах всей системы, необходимо протестировать его в контролируемой среде, это позволит выявить потенциальные проблемы и недостатки, оценить эффективность и надежность разработанных решений.

Цель: разработать и протестировать прототипы ИИ-систем для решения конкретных задач национальной безопасности.

Действия:

– разработка прототипов ИИ-систем для решения конкретных задач, определенных на этапе разработки стратегии;

– тестирование и оценка: проведение всестороннего тестирования прототипов в различных сценариях, имитирующих реальные условия (оценка производительности, точности, надежности и безопасности прототипов);

– получение обратной связи от пользователей и экспертов для выявления проблем и улучшения прототипов;

– итеративная разработка: внесение изменений и улучшений в прототипы на основе результатов тестирования и обратной связи;

– оценка рисков, связанных с использованием прототипов, и разработка мер по их оптимизации.

Этап 4: Масштабирование и внедрение (2-3 года)

Обоснование: по завершению тестирования прототипов необходимо масштабировать и внедрить ИИ-системы в реальную инфраструктуру системы национальной безопасности. Этот этап требует тщательного планирования и координации, чтобы обеспечить постепенный переход и минимизировать риски.

Цель: интегрировать проверенные ИИ-системы в существующую инфраструктуру системы национальной безопасности.

Действия:

– разработка детализированного плана внедрения, включающего этапы, сроки, ресурсы и ответственных лиц;

– интеграция ИИ-систем с существующими системами и базами данных;

– обучение персонала работе с ИИ-системами;

– развертывание ИИ-систем в реальной среде и мониторинг их функционирования;

– управление изменениями, связанными с внедрением ИИ, и обеспечение поддержки пользователей.

Этап 5: Мониторинг и оценка (3-4 года)

Обоснование: после развертывания ИИ-систем критически важно обеспечить их непрерывный мониторинг и оценку эффективности. Это необходимо для оперативного выявления потенциальных сбоев и отклонений от заданных параметров, а также для определения степени достижения поставленных задач [17].

Цель: непрерывно контролировать и анализировать ИИ-системы для выявления проблем и улучшения их функционирования.

Действия:

– разработка системы метрик для оценки производительности, точности, стабильности и безопасности ИИ-систем;

– сбор данных о работе ИИ-систем в реальных условиях;

– анализ данных для выявления проблем и тенденций;

– оценка эффективности ИИ-систем в достижении поставленных целей;

– разработка рекомендаций по улучшению работы ИИ-систем.

Этап 6: Обучение и развитие (на постоянной основе)

Обоснование: в связи с динамичным развитием технологий ИИ, важно осуществлять постоянное повышение квалификации сотрудников и модернизацию ИИ-систем, это позволит поддерживать их работоспособность на современном уровне и гарантировать максимальную отдачу.

Цель: обеспечить непрерывный процесс обучения кадров и совершенствования ИИ-инфраструктуры для поддержания ее актуальности и высокой производительности.

Действия:

– обучение персонала: организация систематических обучающих мероприятий (тренингов, семинаров) для сотрудников, работающих с ИИ-системами;

– научно-исследовательская деятельность: проведение исследований и разработок, направленных на улучшение существующих и создание новых ИИ-решений;

– сотрудничество с университетами, научно-исследовательскими центрами и другими организациями для обмена знаниями и опытом в области ИИ;

– адаптация к новым технологиям ИИ и их внедрение в систему национальной безопасности;

– стимулирование инноваций: создание культуры инноваций, формирование среды, благоприятствующей экспериментам и поиску прорывных решений на базе ИИ.

Заключение

Результаты проведенного исследования позволили идентифицировать перспективные направления применения ИИ в сфере национальной безопасности и сформировать представление о его преобразующем потенциале. Установлена взаимосвязь между развитием ИИ и укреплением национальной безопасности. Определены процессы, в которых применение ИИ может принести наибольшую пользу.

Изучение трансформационного влияния ИИ на национальную безопасность и ее систему позволило не только концептуально осмыслить взаимосвязь ключевых понятий, но и уточнить конкретные механизмы воздействия, ввести в научный оборот и обосновать понятие «безопасность технологических активов государства». Анализ потенциальных областей применения ИИ в системе национальной безопасности позволил выявить возможности перспективных направлений повышения оперативности реагирования на возникающие угрозы. В частности, были определены области, где ИИ может быть использован для: улучшения аналитических возможностей; повышения эффективности систем мониторинга и контроля; оптимизации процессов принятия решений и укрепления кибербезопасности.

Обоснование необходимости дорожной карты по интеграции технологий ИИ в систему национальной безопасности России стало логическим завершением исследования. Предложенная концепция «дорожной карты» предполагает поэтапное внедрение ИИ, начиная с пилотных проектов и заканчивая полномасштабным развертыванием в ключевых областях.

Исследование предоставляет прочную основу для дальнейшей разработки и реализации стратегии интеграции ИИ в систему национальной безопасности России, способствуя укреплению ее обороноспособности и обеспечению безопасности граждан. Результаты исследования могут быть применены в разработке законодательной базы, определяющей порядок использования ИИ в сфере национальной безопасности и подготовки кадров, обладающих знаниями/навыками для работы с технологиями ИИ.

В рамках дальнейших исследований следует уделить особое внимание детализации отдельных аспектов «дорожной карты». Ключевым является разработка системы измеримых показателей эффективности, позволяющих оценивать достигнутые результаты. Данный подход обеспечит возможность оперативного выявления проблемных зон и внесения корректировок в стратегию интеграции.

[1] Определение автора.


Страница обновлена: 20.05.2025 в 09:16:28