Перспективы развития экономической системы Сальвадора в контексте новых экономико-политических реалий

Иваев М.И., Никульников Н.В., Вержаковская М.А.

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 16, Номер 1 (Январь-март 2026)

Цитировать эту статью:



Республика Эль-Сальвадор, будучи анклавом в Центральноамериканском регионе, демонстрирует ярко выраженную структурную хрупкость своей экономической системы, подверженной циклическим флуктуациям ввиду ограниченности диверсификационных механизмов. Геополитическая конфигурация государства усугубляется неоптимальным географическим детерминизмом, включающим ресурсный дефицит и территориальный минимитет, что существенно редуцирует потенциал эндогенного развития.

В геоэкономическом дискурсе Сальвадор инкорпорирован в североамериканскую партикулярно-субсидиарную систему, функционирующую в рамках гегемонистской парадигмы США. Данный статус манифестируется в императивно-комплаенсной внешней политике, а также в асимметричной торговой интеграции, где Соединённые Штаты доминируют, аккумулируя 36% экспортных потоков и 28% импортного трафика сальвадорской экономики.

Ключевым индикатором финансовой субординации выступает тотальная долларизация денежно-кредитной системы, инициированная в январе 2004 года, что повлекло за собой аброгацию автохтонной валюты и переход к экзогенному монетарному режиму. Несмотря на это, США, исполняя роль де-факто метрополии, ограничиваются маргинальными фискальными инъекциями преимущественно через каналы подконтрольных мультилатеральных институтов, таких как Международный валютный фонд (МВФ). При этом конъюнктура кредитного содействия дополнительно деградировала после административной ротации в Вашингтоне в начале 2025 года.

В текущей фазе политико-экономической автономизации Сальвадор вынужден интернализировать риски, ассоциированные со структурными дисбалансами, в условиях минимизации экстернальной поддержки. Таким образом, республика существует в режиме ограниченного суверенитета, детерминированного внешнеэкономической зависимостью и геополитической периферийностью.

Актуальность исследования заключается в анализе перспектив развития экономической системы государства, находящегося в состоянии неоколониальной зависимости от США и фактически выступающего периферийным элементом экономической системы Соединённых Штатов Америки. Данное исследование позволит определить инвестиционную привлекательность рассматриваемой страны в условиях её структурной подчинённости внешнему экономическому центру.

Всесторонний фундаментальный анализ природы «Украинского кризиса» и его эскалации в феврале 2022 года, а также влияние представленных событий на глобальную геополитическую архитектуру, представлены в трудах следующих авторов: Дробот Е.В., Стамати Е.П., Никитина А.В. [6], Дробот Е.В., Поспелова А.Л., Утябаева Э.Р., Петровская В.А. [7], Герасимов В.В., Королев А.А., Герасимова Е.О. [8], Стефанова Н. А., Королев А. А. [9].

Комплексные исследования влияния глобальных экономических и политических трансформаций, обусловленных пандемией COVID-19 и эскалацией мирового геополитического кризиса в феврале 2022 года, на динамику глобальной финансовой и политической системы наиболее аутентично представлены в трудах следующих авторских коллективов: Бегларян Г.А., Иванов Г.Н., Калугина П.П., Половинчикова А.В. [10], Кудряшов А.А., Королев А.А. [11], Городнова Н.В., Домников А.Ю. [12], Стефанова Н. А., Королев А. А. [13], Зимовец А.В., Климачев Т.Д. [14], Кудряшов А.А., Королев А.А. [15], Гераськина А.Р. [16], Костин К.Б., Шимко П.Д., Сун Ци [17], Маркелова Э.А. [18], Стефанова Н. А., Королев А. А. [19], Кудряшов А.А., Королев А.А. [20], Стефанова Н. А., Королев А. А. [21], Стефанова Н. А., Королев А. А. [22], Кудряшов А.А., Королев А.А. [23].

Проблематика исследования заключается в анализе устойчивости сальвадорской экономической модели, которая, несмотря на полную долларизацию, отсутствие сырьевой базы и периферийное положение, сохраняет относительную стабильность благодаря иностранной поддержке, жесткой фискальной политике и цифровой трансформации (внедрение биткоина как законного платежного средства), что требует пересмотра традиционных представлений о зависимых экономиках.

Целью данной научной работы является определение перспектив развития экономики Сальвадора в краткосрочной и долгосрочной перспективе в условиях глобальных экономико-политических потрясений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести комплексный анализ динамики ключевых макроэкономических показателей Сальвадора в условиях пандемии COVID-19 и обострения мировой геополитической ситуации в феврале 2022 года.

2. Исследовать причины и последствия принятия биткоина в качестве официальной валюты наряду с долларом США в 2021 году, а также отмены этого решения в начале 2025 года.

3. Определить степень зависимости экономики Сальвадора от тенденций в экономике США, учитывая её доминирующую политическую и экономическую роль в регионе.

Новизна исследования заключается в разработке принципиально новой аналитической модели, позволяющей оценить устойчивость сальвадорской экономической системы через призму парадоксального сочетания традиционных факторов зависимости (долларизация, торговая асимметрия с США) и инновационных элементов финансовой автономизации (биткоин-стандарт, цифровая трансформация платежной системы), что открывает новые перспективы для понимания эволюции периферийных экономик в условиях цифровой глобализации.

Гипотеза исследования заключается в том, что Сальвадор, формально сохраняя политический суверенитет, фактически стал жертвой "монетарного проклятия" - полная долларизация экономики и неоколониализм национальной финансовой системы, создали систему, где экономическая динамика жестко привязана к монетарной политике ФРС США и состоянию американского рынка труда, что позволяет прогнозировать развитие страны через призму этих экзогенных факторов, несмотря на попытки цифровой автономизации (введение биткоина как законного платежного средства).

При проведении научного исследования коллективом авторов использовались следующие подходы: дедуктивный подход, графический анализ, индуктивный подход, аналитический подход, математический анализ, метод обработки информационных данных, статистический анализ.

При рассмотрении релевантных экономических индикаторов Сальвадора в ретроспективе пандемии COVID-19 и эскалации глобальных геополитических дисбалансов в 2022 году, эмпирические данные демонстрируют относительную устойчивость фискально-монетарной системы государства.

В частности, анализ инфляционных процессов ревеалирует, что, несмотря на выраженную восходящую тенденцию в период с начала 2012 года по 2024 год (коэффициент аппроксимации линейного тренда эквивалентен 0,2099), фактические значения инфляции не превышали уровня 8%, что свидетельствует о наличии компенсаторных механизмов и умеренной волатильности в рамках данной юрисдикции. (рисунок 1) [1] [2] [3]

Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на экзогенные шоки, экономика Сальвадора демонстрирует признаки резильентности, что коррелирует с эффективностью применяемых стабилизационных мер.

Рисунок 1. Изменение уровня инфляции в Сальвадоре с 2012 года по 2024 год

Figure 1. Change in the inflation rate in El Salvador from 2012 to 2024

Источник: составлено авторами на основе [1] [2] [3] [4] [5]

Наблюдаемая конъюнктура макроэкономических процессов в Сальвадоре во многом детерминирована последовательной политикой ключевого финансового регулятора – Центрального резервного банка Сальвадора. Начиная с 2012 года, данный институт проводил жесткую монетарную политику, что обеспечило устойчивость к экзогенным шокам. (рисунок 2) [4] [5] [6]

Несмотря на циклическое снижение ключевой процентной ставки в 2020 году – меру, направленную на нивелирование последствий глобальной рецессии, – её значение подверглось лишь незначительной девальвации в номинальном выражении. Это позволило сохранить инфляционные ожидания в управляемом коридоре и минимизировать дисбалансы в народном хозяйстве.

Эконометрический анализ подтверждает восходящий тренд рассматриваемого показателя с коэффициентом аппроксимации равным 0,6131, что свидетельствует о высокой степени объяснённой вариабельности модели. Таким образом, можно утверждать, что превентивные меры регулятора обеспечили адаптационный потенциал экономики Сальвадора перед лицом экзогенных потрясений. [7] [8] [9]

Рисунок 2. Изменение динамики ключевой процентной ставки в Сальвадоре с 2012 года по 2024 год

Figure 2. Changes in the dynamics of the key interest rate in El Salvador from 2012 to 2024

Источник: составлено авторами на основе [1] [2] [3] [4] [5]

Следует особо отметить нетривиальную инвестиционную политику администрации Найиба Армандо Букеле Ортеса, представляющую собой квинтэссенцию гетеродоксального подхода к стимулированию экзогенных капиталопотоков. Сальвадорский экономический эксперимент, по сути, явился беспрецедентным кейсом структурной трансформации ортодоксальных парадигм инвестиционного стимулирования в условиях перманентных экзогенных шоков глобальной экономической системы. Правительством была инициирована радикальная модернизация финансово-экономического ландшафта через механизмы инкорпорации цифровых активов в национальную монетарную архитектонику, что привело к формированию уникальной бимонетарной модели с выраженными адаптивно-компенсаторными характеристиками и свойствами эндогенной стабилизации. (рисунок 3) [10] [11] [12]

Рисунок 3. Изменение динамики прямых иностранных инвестиций в Сальвадор в млн долларов с 2012 года по 2023 год

Figure 3. Changes in the dynamics of foreign direct investment in El Salvador in millions of dollars from 2012 to 2023

Источник: составлено авторами на основе [1] [2] [3] [4] [5]

Ключевым элементом данной стратегической матрицы стала беспрецедентная легитимизация криптовалюты в качестве суверенного платежного инструмента с конститутивными свойствами, реализованная в сентябре 2021 года. Этот институционально-инновационный акт, по сути являющийся примером монетарного номинализма, спровоцировал мультипликативный каскадный эффект в инвестиционном климате страны, выразившийся в репатриации высоколиквидного спекулятивного капитала и формировании альтернативных каналов аккумуляции финансовых ресурсов через механизмы криптовалютного арбитража. Парадоксальным образом, вопреки циклической природе глобальной рецессии и протекционистским тенденциям в международной инвестиционной сфере, сальвадорская экономическая система продемонстрировала контринтуитивный рост инвестиционной активности, что эконометрически подтверждает наличие нелинейных корреляционных зависимостей между процессами цифровой трансформации монетарного пространства и устойчивостью макроэкономических индикаторов. [13] [14] [15]

Однако в 2025 году правительство Сальвадора осуществило стратегический отказ от данной инициативы, что следует интерпретировать как результат системного давления со стороны США через механизмы влияния Международного валютного фонда. Данное решение, вероятно, было продиктовано опасениями относительно дестабилизирующего воздействия высокой волатильности крипторынка на устойчивость национальной финансовой системы, что могло создать предпосылки для структурного экономического кризиса с признаками долговой петли и эффектом финансовой инфекции.

Предпринятые меры демонстрируют рациональный прагматизм в условиях геоэкономического давления. В то же время, беспрецедентно оперативный отказ правительства рассматриваемой страны от собственной монетарной инициативы свидетельствует о его марионеточном статусе в системе глобальных экономических отношений и подтверждает гипотезу о квазисуверенном характере принимаемых решений. Подобная политическая метаморфоза позволяет предположить, что криптовалютная инициатива изначально носила характер временной адаптационной меры, имплементированной с партикулярного одобрения Вашингтона в рамках ограниченного экономического эксперимента по стабилизации экономической ситуации в стране.

Следует отметить характер наращивания государственных обязательств рассматриваемой юрисдикции в период 2012-2024 годов, где наиболее выраженная акселерация наблюдалась в пандемический 2020 год, что полностью коррелирует с глобальной тенденцией фискальной экспансии в условиях кризисного шока. Эконометрическая верификация выявляет устойчивую восходящую тенденцию с коэффициентом детерминации на уровне 0,7134, что свидетельствует о значительной объясненной вариативности модели и подтверждает статистическую значимость наблюдаемых процессов. (рисунок 4)

Принципиально важным аспектом является сохранение параметров долговой нагрузки в пределах консервативного коридора, не превышающего критических значений по отношению к валовому внутреннему продукту. Такая конфигурация финансовых показателей позволяет констатировать отсутствие признаков долговой надстройки и сохраняющийся запас фискальной устойчивости, что минимизирует риски возникновения кризиса ликвидности или платежеспособности в среднесрочной перспективе. [16] [17] [18]

Особого внимания заслуживает анализ структурных компонентов долговой динамики, где прослеживается сочетание циклических колебаний с устойчивым трендовым ростом, характерным для развивающихся экономик с формирующимся финансовым рынком. Отсутствие симптомов долгового перенапряжения при сохранении комфортного уровня обслуживания обязательств свидетельствует о сбалансированности проводимой бюджетно-налоговой политики и наличии встроенных стабилизаторов в национальной экономической системе.

Рисунок 4. Изменение динамики государственного долга Сальвадора с 2012 года по 2024 год

Figure 4. Changes in the dynamics of El Salvador's public debt from 2012 to 2024

Источник: составлено авторами на основе [1] [2] [3] [4] [5]

Следует констатировать, что, несмотря на ранее рассмотренную квинтэссенцию экономической системы Сальвадора в период с 2012 года по 2024 год, в текущей макроэкономической парадигме государства наблюдается персистирующая рецессия, выраженная через негативное сальдо фискального баланса, где коэффициент доходно-расходной конвергенции неизменно сохраняет деструктивную динамику. Данный феномен, обусловленный структурными дисфункциями и экзогенными шоками, детерминирует высокую степень аффилированности политического курса Сальвадора с геополитической стратегией США, что продиктовано императивом стабилизации национальной экономической системы через экстернальную финансово-институциональную поддержку. (рисунок 5) [19] [20] [21]

Рисунок 5. Изменение динамики доходов и расходов государственного бюджета (млрд; в национальной валюте) с 2012 года по 2024 год

Figure 5. Changes in the dynamics of state budget revenues and expenditures (billions; in national currency) from 2012 to 2024

Источник: составлено авторами на основе [1] [2] [3] [4] [5]

Эмпирический анализ позволяет констатировать, что финансовая система Сальвадора, детерминированная экзогенными трансфертными инъекциями, демонстрирует устойчивый тренд роста, что находит своё отражение в положительной динамике номинального ВВП за период с 2012 года по 2024 год (коэффициент детерминации равен 0,9064, что свидетельствует о высокой степени аппроксимации). (рисунок 6)

Впрочем, учитывая структурную зависимость сальвадорской экономики от геополитического патроната США, данный рост следует интерпретировать через призму маргинальной, но системной финансовой поддержки со стороны Вашингтона и его стратегических альянсов. Хотя номинальные показатели могут создавать иллюзию эндогенного развития, каузальный анализ однозначно указывает на аффилированную природу наблюдаемого роста.

Таким образом, несмотря на статистическую аутентичность тренда, его фундаментальная генеалогия остаётся экзогенно обусловленной, что ставит под сомнение тезис о подлинной экономической автономии Сальвадора в текущей миросистемной конфигурации. [22] [23]

Рисунок 6. Изменение динамики ВВП Сальвадора (ППС, трлн долл.) с 2012 года по 2024 год

Figure 6. Change in the dynamics of El Salvador's GDP (PPP, trillion dollars) from 2012 to 2024

Источник: составлено авторами на основе [1] [2] [3] [4] [5]

Экспертный анализ геоэкономического давления США на Сальвадор в контексте криптовалютной политики выявляет комплекс взаимосвязанных факторов, определяющих стратегическую заинтересованность Вашингтона в сохранении контроля над финансовой системой данной центральноамериканской страны. При детальном рассмотрении макроэкономических показателей становится очевидным, что Сальвадор, обладая устойчиво отрицательным торговым сальдо на протяжении 2012-2023 годов, находится в состоянии структурной зависимости от внешних экономических акторов, среди которых доминирующую роль играют Соединённые Штаты. В отличие от классической модели сырьевого придатка, где метрополии заинтересованы в дестабилизации для обеспечения благоприятных условий эксплуатации природных ресурсов, сальвадорская экономика представляет собой модель, основанную на эксплуатации дешёвой рабочей силы и выгодного географического положения, что делает её интегральным элементом транснациональных производственных цепочек, контролируемых американским капиталом. (Рисунок 7)

Рисунок 7. Изменение динамики торгового баланса Сальвадора в млн долларов с 2012 года по 2023 год

Figure 7. Change in the dynamics of El Salvador's trade balance in millions of dollars from 2012 to 2023

Источник: составлено авторами на основе [1] [2] [3] [4] [5]

США последовательно реализуют стратегию экономической интеграции Сальвадора в свою финансовую систему, что объясняет их резкое противодействие попыткам легализации биткойна в качестве суверенного платёжного средства. Долларизация экономики создаёт оптимальные условия для американских корпораций, минимизируя валютные риски и обеспечивая предсказуемость макроэкономической среды, что критически важно для поддержания рентабельности размещённых в стране производственных мощностей. Введение криптовалютной системы создаёт угрозу ослабления контроля над денежными потоками и потенциально может спровоцировать кризис долларовой зависимости, что неприемлемо для Вашингтона, рассматривающего Сальвадор как часть своей расширенной экономической зоны.

Геополитический аспект также играет ключевую роль - выгодное географическое положение Сальвадора делает его стратегическим активом, позволяющим США не только поддерживать экономическую эксплуатацию через транснациональные корпорации, но и оперативно реагировать на потенциальные угрозы своим интересам, вплоть до военного вмешательства в случае прихода к власти нелояльных политических сил. На этом фоне любые попытки финансовой суверенизации, включая внедрение биткойна, воспринимаются как вызов американскому доминированию, что объясняет жёсткое давление на администрацию Букеле с требованием отказаться от криптовалютной системы. Таким образом, сальвадорский случай наглядно демонстрирует механизмы современного неоколониализма, при котором формально суверенное государство фактически лишается экономической автономии через интеграцию в финансовую систему метрополии.

Криптовалюты, в особенности биткойн, обладают высокой волатильностью, что делает их крайне ненадёжным инструментом для построения устойчивой финансовой системы. Если Сальвадор переведёт свою экономику на криптовалютные рельсы, это создаст серьёзные макроэкономические риски: внезапные обвалы курса, спекулятивные атаки, потерю доверия инвесторов и, как следствие, глубокий финансовый кризис. Для США подобный сценарий крайне невыгоден, поскольку Сальвадор интегрирован в их экономическую орбиту как источник дешёвой рабочей силы и важный узел в цепочках поставок.

Дестабилизация сальвадорской экономики из-за криптовалютных колебаний может привести к:

1. Сокращению производства – американские корпорации, разместившие в стране предприятия, столкнутся с ростом издержек и логистическими сбоями.

2. Миграционному кризису – экономический коллапс спровоцирует новую волну беженцев в США, что усилит социально-политическую напряжённость.

3. Ослаблению долларового влияния – если биткойн заменит доллар во внутренних расчётах, США потеряют рычаги финансового контроля.

Таким образом, Вашингтон заинтересован в подавлении любых попыток Сальвадора перейти на криптовалютную систему, поскольку это угрожает не только экономической стабильности страны, но и стратегическим интересам США в регионе. Вместо этого американское правительство предпочитает сохранять статус-кво, при котором Сальвадор остаётся зависимым от доллара и, следовательно, подконтрольным элементом их геоэкономической системы.

Анализ внешнеторговой модели Сальвадора выявляет характерные черты периферийной экономики. Страна специализируется на экспорте низкотехнологичной продукции, преимущественно производимой на предприятиях с иностранным капиталом. Основу вывоза составляют товары с низкой добавленной стоимостью - текстильные изделия, пластмассовая и бумажная продукция, а также сборная электротехника. Примечательно, что даже реэкспортные операции по объёмам превосходят традиционные экспортные статьи. (таблица 1)

В то же время экономика демонстрирует критическую зависимость от импорта по ключевым позициям. Страна вынуждена закупать за рубежом энергоносители, промышленное оборудование, фармацевтическую продукцию и продовольственные товары. Такой дисбаланс между экспортом сырьевых и низкотехнологичных товаров и импортом высокотехнологичной продукции и жизненно важных ресурсов формирует устойчивый дефицит торгового баланса, подчёркивая зависимый характер национальной экономики в системе международного разделения труда.

Эта модель воспроизводит классические черты экономики периферийного типа, где основная добавленная стоимость создаётся за счёт дешёвой рабочей силы, а стратегические отрасли и высокотехнологичные производства контролируются иностранным капиталом.

Финансовая система Сальвадора остаётся в зачаточном состоянии - местные фондовые рынки практически отсутствуют, а крупнейшие компании контролируются иностранным капиталом. Эта экономическая конфигурация превращает страну в классическую неоколонию XXI века, где вместо вывоза сырья происходит эксплуатация дешёвой рабочей силы. Долларизация экономики, официально введённая в 2001 году, закрепила эту зависимость, сделав Сальвадор финансовым придатком США. Попытки внедрения биткойна как альтернативной валюты представляют собой редкий пример сопротивления этой модели, что объясняет жёсткое противодействие Вашингтона. В текущих условиях страна остаётся заложником неоэксплуатационной системы, где её основная функция - обеспечивать дешёвые трудовые ресурсы для транснациональных корпораций.

Таблица 1.

Структура экспорта и импорта в 2023 году – Сальвадор

Table 1.

Structure of exports and imports in 2023 – El Salvador

Название товарной категории в экспорте
Доля в экспорте и стоимость
Название товарной категории в импорте
Доля в импорте и стоимость
Предметы одежды и принадлежности к одежде, трикотажные машинного или ручного вязания
26% (1,73 млрд USD)
Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные
16,3% (2,55 млрд USD)
Пластмассы и изделия из них
7,77% (505 млн USD)
Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности
7,04% (1,1 млрд USD)
Бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона
5,98% (388 млн USD)
Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части
6,84% (1,07 млрд USD)
Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности
5,41% (351 млн USD)
Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности
6,39% (1 млрд USD)
Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные
5,29% (344 млн USD)
Пластмассы и изделия из них
5,34% (836 млн USD)
Сахар и кондитерские изделия из сахара
5% (325 млн USD)
Фармацевтическая продукция
3,71% (580 млн USD)
Черные металлы
3,12% (203 млн USD)
Черные металлы
3,09% (483 млн USD)
Готовые продукты из зерна злаков, муки, крахмала или молока; мучные кондитерские изделия
2,99% (194 млн USD)
Злаки
2,76% (432 млн USD)
Фармацевтическая продукция
2,81% (182 млн USD)
Разные пищевые продукты
2,68% (419 млн USD)
Алкогольные и безалкогольные напитки и уксус
2,59% (168 млн USD)
Предметы одежды и принадлежности к одежде, трикотажные машинного или ручного вязания
2,55% (400 млн USD)
Источник: составлено авторами на основе [1] [2] [3] [4] [5]

Осуществляя анализ степени аффилированности экономики Сальвадора от США, необходимо провести математические расчеты коэффициента корреляции Спирмена. (рисунок 8)

Для проведения корреляционного анализа зависимости ВВП Сальвадора от экономических показателей США методом ранговой корреляции Спирмена необходимо выполнить следующие шаги:

1) Провести ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;

2) Осуществить подсчет разности между рангами А и В (колонка d);

3) Возвести каждую разность d в квадрат (колонка d2);

4) Подсчитать сумму квадратов;

5) Произвести расчет коэффициента ранговой корреляции ρ по формуле:

6) Определить критические значения.

Рисунок 8. Тенденции изменения динамики волатильности ВВП США и Сальвадора в триллионах долларов США с 2012 года по 2023 год.

Figure 8. Trends in the dynamics of volatility of the GDP of the United States and El Salvador in trillions of US dollars from 2012 to 2023.

Источник: составлено авторами на основе [1] [2] [3] [4] [5]

Данный расчёт представлен в таблице 2.

Таблица 2.

Тенденции изменения динамики волатильности ВВП США и Сальвадора в триллионах долларов США с 2012 года по 2023 год.

Table 2.

Trends in the dynamics of the volatility of the GDP of the United States and El Salvador in trillions of US dollars from 2012 to 2023.

N
Значения А (ВВП Сальвадора)
Ранг А
Значения В (ВВП США)
Ранг B
d (ранг А - ранг В)
d2
1
0.0465
1
19.22
1
0
0
2
0.0483
2
19.63
2
0
0
3
0.0500
3
20.13
3
0
0
4
0.0517
4
20.72
4
0
0
5
0.0535
5
21.1
5
0
0
6
0.0557
6
21.62
6
0
0
7
0.0572
7
22.26
7
0
0
8
0.0607
9
22.81
9
0
0
9
0.0586
8
22.3
8
0
0
10
0.0676
10
23.59
10
0
0
11
0.0745
11
24.05
11
0
0
12
0.0799
12
24.66
12
0
0
Суммы

78

78
0
0
Источник: составлено авторами на основе [1] [2] [3] [4] [5]

Для вычисления коэффициента корреляции Спирмена по данным значениям, рангов и суммы квадратов разностей рангов (Σd^2), предполагается воспользоваться формулой:

где Σd^2 - сумма квадратов разностей рангов, N - количество наблюдений

Подставим наши данные в формулу:

В данном случае:

Подставим значения в формулу:

Экономика Сальвадора, демонстрируя абсолютную синхронизацию с американскими экономическими циклами (ρ=1 по Спирмену), раскрывает свою сущность как периферийного квази-суверенного образования, где номинальная независимость растворяется в тотальной финансово-производственной зависимости от метрополии. Эта зависимость проявляется через три ключевых механизма:

1. долларизацию финансовой системы,

2. эксплуатацию дешёвой рабочей силы в рамках модели макиладорас, и

3. критическую зависимость от импорта стратегических товаров (энергоносителей, продовольствия, фармацевтики).

Такая конфигурация превращает Сальвадор в архетипический пример неоколониальной модели XXI века - формально суверенное государство, фактически функционирующее как периферийный элемент американской экономической системы, где видимость автономии маскирует полную подчинённость внешним экономическим импульсам и циклическим колебаниям экономики США.

На основе полученных результатов проведённого исследования можно констатировать, что ключевой вопрос, касающийся перспектив развития экономической системы Сальвадора в контексте новых глобальных экономико-политических реалий, сводится к анализу его зависимого положения в современной миросистеме.

На основании представленных данных можно сделать вывод, что на текущем историческом этапе Сальвадор де-факто выполняет функцию неоколониального анклава Соединённых Штатов, оказавшись в условиях абсолютной экономической и политической детерминированности. Его финансовая система существует исключительно благодаря внешней поддержке метрополии, заинтересованной в поддержании стабильности данного государства как источника дешёвой рабочей силы, а также в силу его предсказуемой нормативно-правовой базы и выгодного геостратегического расположения.

Фактически, Сальвадор интегрирован в экономическую систему США в качестве периферийного элемента, функционируя как низшее звено в глобальной цепочке добавленной стоимости и выступая в роли человеческого ресурсного придатка. В связи с этим, перспективы развития национальной экономики данного государства — как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе — находятся в состоянии полной корреляции с внешнеполитическим и макроэкономическим курсом США.

Данная зависимость подтверждается эмпирически: математический анализ демонстрирует критически высокий уровень корреляции между динамикой экономических показателей Сальвадора и конъюнктурными колебаниями в экономике Соединённых Штатов.

На основании проведённого анализа можно сделать вывод, что инвестиции в экономику Сальвадора представляют собой крайне высокорисковые операции ввиду де-факто неоколониального статуса страны, проявляющегося в тотальной экономико-политической зависимости от США, искусственном поддержании финансовой стабильности посредством внешних дотаций, полном отсутствии суверенной экономической политики и патологической корреляции с макроэкономическими циклами Соединённых Штатов - совокупность этих факторов создаёт системную уязвимость к внешним шокам и полностью нивелирует перспективность долгосрочных капиталовложений на фоне фактической утраты Сальвадором признаков полноценной государственности в её классическом понимании.


Страница обновлена: 16.05.2025 в 12:27:29