The digital interaction model of sociotechnical agents in the radioelectronic industry
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 19, Number 5 (May 2025)
Abstract:
The article aims to develop a model of sociotechnical agent interaction in the digital economy on the radioelectronic industry. The author applied the following methods, techniques, and technologies: analysis and synthesis; systematization; structuring; and generalization of theoretical and applied knowledge in agent-based modeling. These methods were used to build a model of sociotechnical agent interaction within the framework of developing conceptual provisions. On the example of the radioelectronic industry, the author identifies the model's key structural elements and defines the relationships between them. The concept of sociotechnical agents presupposes expanding the competence and functionality of business entities to solve a binary task: achieving technological sovereignty by reducing technological inequality and developing the radioelectronic industry. The proposed model will serve as a foundation for further scientific research.
Keywords: digital economy, platform-network economy, intellectual and communication resources, sociotechnical agents, radio-electronic industry, digital interaction model
Funding:
Статья подготовлена в рамках государственного задания и выполнения фундаментальных научных исследований ЦЭМИ РАН «Моделирование сценариев сбалансированного пространственно-хозяйственного, научно-технического, транспортно-транзитного и инновационно-индустриального развития экономики России и стран Глобального Юга»
JEL-classification: O1, O15, O3
Введение
Заявленная тема исследования приобретает особую актуальность в условиях перехода к платформенно-сетевому этапу цифровой экономики и переосмысления основ взаимодействия субъектов промышленных рынков страны.
Целью исследования стала разработка модели цифрового взаимодействия социотехнических агентов (на примере радиоэлектронной отрасли промышленности). В работе целесообразно было рассмотреть особенности перехода к платформенно-сетевой экономике и деятельности социотехнических агентов в условиях нового технологического уклада, а радиоэлектронная отрасль промышленности, являясь «кровеносной системой» цифровой экономики, приобретает особую значимость в контексте проводимого исследования.
Актуальность работы подтверждается достаточно широким перечнем публикаций и научных трудов, что также обусловлено междисциплинарным предметом исследования.
Вопросы развития платформенной экономики, алгоритмизации бизнес-процессов, цифровизации и технологизации производства освещены в следующих работах. Концептуальные положения и принципы взаимодействия социотехнических агентов в цифровой экономике затрагиваются в исследованиях Брынцева А.Н. [1] (Bryntsev, 2024). Автор уделяет внимание научно-теоретическому базису и вводит в научный оборот определение данного феномена. Особенности «платформизации» экономики, развития отечественных бизнес-экосистем, представляющих собой совокупность нескольких платформ, которые предоставляют клиенту продукты и услуги, в том числе и офлайн, а также возможные риски представлены в работах Высоцкой Н.В. [4] (Vysotskaya, 2021). Эволюция цифровой экономики с выделением платформенно-сетевого этапа фокусом внимания на ключевых технологических параметрах и решениях, а также признаках бизнес-экосистем и расширении возможностей интеллектуально-коммуникационных ресурсов представлены в исследованиях Левиной Е.В. [2] (Bryntsev, Levina, 2023). Концепция сетевых моделей, предполагающая взаимодействие многосторонних платформ, а также особенности функционирования платформенной модели корпорации как внутренней многосторонней платформы, обладающей значительным потенциалом в реализации инноваций, освещены в трудах Киселевой Е.Н., Грудневой А.А., Шихановой Ю.А. [5] (Kiseleva, Grudneva & Shikhanova, 2025). Вопросы платформенной занятости и социального партнёрства, его формы и практики, проблемы государственного регулирования и статуса цифровых платформ как работодателя, посредника и агента затрагиваются в работах Мирзабалаевой Ф.И., Сергеевой М. В. [12] (Mirzabalaeva, Sergeeva, 2024). Применение платформенных решений в научно-технологической, инновационной деятельности и работе с большими объемами данных раскрывается в исследованиях Хмелевой Г.А. [19] (Khmeleva, 2023) и др. Перечисленные работы затрагивают различные аспекты цифровой экономики с выделением значимой роли цифровых платформ и экосистем в организации и реализации бизнес-процессов. Как было отмечено ранее, радиоэлектронная отрасль промышленности занимает центральное место в технико-технологическом обеспечении бизнес-структур. Поэтому проблема государственной поддержки развития радиоэлектронной отрасли страны и продвижения продукции промышленных предприятий в условиях цифровой экономики на современном этапе приобретает особую значимость. Тенденции развития отечественной электронной отрасли, основные вызовы и конкретные меры поддержки освещаются в исследованиях Копылова Д.А. [6] (Kopylov, 2024). Красюк И.А. и Пашоликов М.А. уделяют особое внимание роли цифровых платформ в продвижении продукции на промышленных рынках страны и предлагают трехуровневую модель взаимодействия участников промышленного ранка, включающую в себя уровень построения связей, уровень формирования убеждений и уровень развития сотрудничества [7] (Krasyuk, Pasholikov, 2021). Проблемы применения цифровых технологий в проектировании и производстве новых изделий, например, применение 3D-моделирования и 3D-печати, использование интеллектуальных систем в мониторинге рынка и продвижении продукции затрагиваются в исследованиях Кудрявцевой Л.Б. [8] (Kudryavtseva, 2021). Важную роль в современных исследованиях занимают вопросы стратегического развития высокотехнологичных предприятий. Так, например, в работах Островской А.А. и Чурсина Р.А. представлен алгоритм разработки стратегии высокотехнологичной организации с выделением базовых принципов, которым она должна соответствовать [13] (Ostrovskaya, Chursin, 2024). Исследования Подгаецкого Н.А. также представляют интерес для проводимого исследования, поскольку фокусируются на механизмах развития радиоэлектронной отрасли страны и различных аспектах государственной поддержки [14] (Podgaetskiy, 2024). В работе Толстых Т.О., Моргуновой М.К. затрагиваются особенности и тенденции развития наукоемких предприятий, а также представлена концептуальная матрица показателей, характеризующих развитие современных предприятий [16] (Tolstykh, Morgunova, 2024). Роль стратапов и акселерационных программ в развитии радиоэлектронной отрасли освещается в работе Трофимова О.В. и Ганина А.Н. [17] (Trofimov, Ganin, 2019), авторы фокусируют внимание на привлечении инвестиций к наиболее перспективным проектам. Анализ ранка отечественной радиоэлектроники с выделением причин замедления развития отрасли и выявлением основных тенденций представлен в исследовании Фроловой С.В., Хилькевич Ю.С. [18] (Frolova, Khilkevich, 2024).
Несмотря на большое количество исследований по заявленной проблеме и смежным областям, развитие концепции социотехнических агентов и ее применение в радиоэлектронной отрасли промышленности является достаточно новым и требует дальнейшего исследования.
Методология исследования
Поставленная цель определила применение следующего методологического аппарата:
· Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, структуризация и систематизация, направленные на выявление особенностей функционирования социотехнических агентов в условиях платформенно-сетевой экономики;
· Экономико-математический, математико-статистический и вторичный анализ результатов ранее проведенных исследований в области оценки готовности промышленных предприятий к применению инновационных технологий в бизнес-процессах и уровня обеспеченности интеллектуально-коммуникационными ресурсами;
· Технологии агенториентированного моделировании для разработки модели взаимодействия социотехнических агентов радиоэлектронной отрасли промышленности с целью продвижения и реализации высокотехнологичной продукции на промышленных рынках B2C.
Предложенный методологический аппарат отличается комплексностью и систематичностью, что позволяет построить и описать модель взаимодействия социотехнических агентов радиоэлектронной отрасли в контексте реализации высокотехнологичной продукции.
Результаты исследования
В настоящее время радиоэлектронная отрасль промышленности приобретает критическую значимость для технологического суверенитета страны в условиях импортозамещения.
По данным Министерства промышленности и торговли РФ объем внутреннего рынка радиоэлектронной продукции в 2024 году составил порядка 2,8 трлн рублей, в 2023 году – 2,63 трлн рублей. В 2030 году выручка отрасли должна составить 6,3 трлн рублей. При этом доля российской продукции будет стремиться к 70%. Также одной из основополагающих целей для российских производителей становится освоение техпроцесса 28 нм в производстве процессоров, в настоящее время освоен техпроцесс 90 нм [11].
Следует отметить, что в настоящее время российская электроника стала одной из быстрорастущих в мире, что подтверждается ростом объема производства компьютеров и компонентной базы на 30% в год, в то время как мировая электронная отрасль в 2023 году показала либо снижение темпов роста, либо нулевой рост [15]. Безусловно, сложившаяся ситуация обусловлена сложной геополитической обстановкой, санкционным давлением и трендами импортозамещения, что в свою очередь ускорило развитие радиоэлектронной отрасли.
В 2023 году ключевыми игроками на рынке радиоэлектроники стали следующие компании: Samsung, Intel, ISMC, Qualcomm, Broadcom и др. (на рисунке 1 представлены топ-5 крупнейших игроков рынка по данным Statista).
Рисунок 1 – Крупнейшие игроки на мировом рынке микроэлектроники в 2023 году
Источник: составлено автором по данным [15].
В 2022 году компания TSMC официально заявила о запрете импорта в Россию микропроцессоров и комплектующих, которые активно применяются в производстве радиоэлектронной продукции, начиная от бытовой техники и электроники и заканчивая оборудованием для авиационной и оборонной промышленности. Также следует отметить, что на фабриках TSMC реализовывалось контрактное производство отечественных разработок: процессоров «Байкал» и «Эльбрус». Таким образом, сформировалась необходимость производства собственной продукции, а также разработки комплекса мероприятий по поддержке отрасли со стороны государства. Так, Правительство РФ представило программу поддержки развития отрасли, рассчитанную на объем финансирования порядка 3,5 трлн рублей до 2030 года [15]. Однако, следует отметить, что в настоящее время осуществляется пересмотр целесообразности реализации поддерживающих мероприятий, так, например, если ранее производителям и разработчикам электронной компонентной базы предоставлялись субсидии, то, начиная со второй половины 2025 года, Министерство промышленности и торговли РФ приняло решение перейти к использованию механизма льготного кредитования, данная мера ориентирована на обеспечение серийности выпуска продукции [10].
Современные экономические условия, связанные с переходом к платформенно-сетевому этапу цифровой экономики, отличительной особенностью которого является масштабирование применения интеллектуальных технологий в производственных и бизнес-процессах, определили необходимость разработки новой модели цифрового взаимодействия субъектов рынка, где основополагающее значение придается платформенно-сетевым решениям, а сами субъекты занимают позиции социотехнических агентов (См. Рис. 2). Согласно предложенной ранее концепции, социотехническими агентами становятся субъекты экономических отношений, в реализации которых задействованы элементы технологизации и автоматизации производства, совершенствования и модернизации трудовых отношений за счет включения интеллектуальных систем, а также институционального воздействия с целью формирования модели управления развитием отрасли на основе цифровых платформ [3] (Bryntsev, Levina, 2024). Эффективность взаимодействия социотехнических агентов зависит от технико-технологического обеспечения и цифровой компетентности специалистов.
Рисунок 2 – Модель взаимодействия социотехнических агентов (на примере радиоэлектронной отрасли)
Источник: составлено автором
В настоящее время перед радиоэлектронной отраслью промышленности стоит бинарная задача, которая заключается в достижении технологического суверенитета страны за счет сокращения технологического разрыва между мировыми и локальными разработками. Основу решения проставленной бинарной задачи составляет развитие радиоэлектронной промышленности за счет формирования и совершенствования интеллектуально-коммуникационных ресурсов, а именно технико-технологического оснащения предприятий промышленности и обеспечения их необходимыми специалистами. Причем каждая группа включает в себя развитие в трех направлениях. Так, для технико-технологического оснащения предполагается фокус на следующем: ревизия существующих технологий, реверс-инжиниринг, разработка и реализация прорывных технологий. Проблему обеспечения специалистами также следует рассматривать в трех направлениях: привлечение и удержание специалистов для работы на существующем оборудовании; увеличение числа работников, владеющих компетенциями в области реверс-инжиниринга; а также фокус на специалистах, обладающих цифровыми компетенциями, задействованных в разработке прорывных технологий и их внедрении в производство с целью дальнейшего серийного выпуска.
Радиоэлектронная продукция отличается сложностью и разнообразием, а именно, включает в себя технико-технологическую продукцию, электронно-компонентную базу, специализированную и бытовую электронику, и, соответственно, может быть реализована на ранках B2G, B2B и B2C [9] (Levina, 2025), что определяет структуризацию мероприятий поддержки предприятий. Таким образом, для компаний с государственным участием, реализующих продукцию на рынках B2G и B2C, основными становятся следующие меры поддержки:
· реализация НИОКР на площадках промышленных предприятий с привлечением ведущих фондов и вузов страны;
· национальные программы и проекты, определяющие стратегическое развитие отрасли;
· протекционистская политика со стороны государства, предполагающая создание барьеров для выхода зарубежной радиоэлектронной продукции на промышленные рынки страны.
· внедрение механизмов льготного кредитования.
Частные компании также могут рассчитывать на поддерживающие мероприятия, к числу которых следует отнести:
· инвестиционный менеджмент, предполагающий привлечение инвестиций в развитие инновационных прорывных технологий;
· инновационный менеджмент, связанный с включением новаций в деятельность бизнес-структур и управление ими;
· применение инновационного маркетингового инструментария для продвижения на ранке B2C.
· создание экономико-когнитивного портрета клиента на основе анализа большого объема данных с применением нейросетей.
· масштабирование CRM-технологий во взаимодействии с клиентами.
Центральное место в представленной модели взаимодействия социотехнических агентов занимают платформенные решения, которые нацелены на объединение усилий предприятий крупного, среднего и малого бизнеса для развития радиоэлектронной отрасли страны. Цифровые платформы обладают большим потенциалом и обеспечивают взаимодействие между предприятиями промышленности, органами государственного управления и профильными министерствами, ведущими вузами и научно-исследовательскими институтами, научными фондами, а также конечными потребителями. Платформенно-сетевое взаимодействие между социотехническими агентами становится возможным и эффективным в том случае, если бизнес-структуры обладают необходимым технико-технологическим обеспечением и специалистами, владеющими цифровыми компетенциями.
В ходе проведенного исследования были сформированы следующие выводы:
1. Геополитическая обстановка и экономические санкции определили необходимость развития импортозамещения в целом и интенсификации роста объема рынка радиоэлектронной продукции, в частности.
2. Переход цифровой экономики к платформенно-сетевому этапу определил необходимость развития концепции социотехнических агентов и построения модели их взаимодействия.
3. Представленная модель цифрового взаимодействия социотехнических агентов (на примере радиоэлектронной отрасли) объединяет в себе целеполагание, платформенное взаимодействие бизнес-структур и ряд мероприятий по продвижению радиоэлектронной продукции на рынках страны (B2G, B2B, B2C).
References:
Bryntsev A.N. (2024). Sociotechnical agent as a subject of the digital economy. RISK: Resources, information, supply, competition. (4). 175-179. doi: 10.56584/1560-8816-2024-4-175-179.
Bryntsev A.N., Levina E.V. (2023). Platform-network economy: features of formation in Russia. Management and Business Administration. (3). 149-161. doi: 10.33983/2075-1826-2023-3-149-161.
Bryntsev A.N., Levina E.V. (2024). The role of sociotechnical agents in product promotion. Management and Business Administration. (4). 159-166. doi: 10.33983/2075-1826-2024-4-159-166.
Frolova S.V., Khilkevich Yu.S. (2024). Analysis of the current state and main trends in the development of the radio-electronic industry in Russia. EFO: Ekonomika. Finansy. Obschestvo. (2(10)). 14-24. doi: 10.24412/2782-4845-2024-10-14-24.
Khmeleva G.A. (2023). Platform approach to the development of information support for scientific, technological and innovative activities. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (3). 1253-1266. doi: 10.18334/vinec.13.3.119113.
Kopylov D.A. (2024). Economic trends and challenges for the development of the electronic industry in Russia. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (1). 121-138. doi: 10.18334/epp.14.1.120338.
Krasyuk I.A., Pasholikov M.A. (2021). The impact of marketing strategy on the activities of an industrial enterprise in a digitalization environment. Practical Marketing. (4). 10-16. doi: 10.24412/2071-3762-2021-4290-10-16.
Kudryavtseva L.B. (2021). Improving the company's product policy based on digital technologies. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management. (1). 68-75. doi: 10.17308/econ.2021.1/3321.
Levina E.V. (2025). Promotion of high-tech products of radio-electronic industry enterprises in russian industrial markets. RISK: Resources, information, supply, competition. (1). 34-39. doi: 10.56584/1560-8816-2025-1-34-39.
Mirzabalaeva F.I., Sergeeva M.V. (2024). Development of social partnership in the platform economy: practices, risks and regulation. Leadership and Management. 11 (3). 953-966. doi: 10.18334/lim.11.3.121813.
Ostrovskaya A.A., Chursin R.A. (2024). Some aspects of the basic development strategy for a high-tech organization in modern economic conditions. Creative Economy. 18 (8). 1871-1892. doi: 10.18334/ce.18.8.121435.
Podgaetskiy N.A. (2024). Mechanisms of developing the radio electronics in Russia. Economic security. 7 (3). 615-632. doi: 10.18334/ecsec.7.3.120751.
Tolstyh T.O., Morgunova M.K. (2024). Current trends in the development of knowledge-intensive companies amidst systemic challenges. High-tech Enterprises Economy. 5 (2). 109-118. doi: 10.18334/evp.5.2.121339.
Trofimov O.V., Ganin A.N. (2019). Development of acceleration program for startups in the electronic industry. Creative Economy. 13 (3). 553-558. doi: 10.18334/ce.13.3.39933.
Vysotskaya N.V. (21). Platform economy in Russia: formation, development, risks. Scientific notes of the Russian Academy of Entrepreneurship. 20 (3). 10-22. doi: 10.24182/2073-6258-2021-20-3-10-22.
kiseleva E.N., Grudneva A.A., Shikhanova Yu.A. (2025). Corporate development strategies in a platform economy. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 15 (4). doi: 10.18334/epp.15.4.122946.
Страница обновлена: 22.05.2025 в 17:50:05