Artificial intelligence in education and business: a comparative analysis of the competency relevance (assessments of students and business people)
Kamanin I.E.1, Tikhonyuk N.E1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации - Владимирский филиал
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 19, Number 6 (June 2025)
Abstract:
The article presents a comparative analysis of the perceptions and demands related to artificial intelligence competencies among students and businesspeople.
Based on empirical data collected via a survey of students and business people, the study identified key similarities and differences in the assessment of the importance of AI and its application areas, as well as the necessary professional skills. The results showed that both groups highly valued artificial intelligence for professional development, emphasizing areas such as process automation, data analytics, education, and marketing. Students focus on mastering universal technological competencies, while business people focus on applying artificial intelligence to improve business efficiency. The study's findings underscore the importance of integrating artificial intelligence into educational programs and corporate strategies and of coordinating efforts between the academic and business communities in the context of the digital transformation of the economy.
Keywords: artificial intelligence, digital transformation, professional competency, student, business people, educational program, future skills, automation, data analytics, digital economy
JEL-classification: L86, P36, P46
Введение
С развитием информационных технологий искусственный интеллект (ИИ) становится одним из важнейших факторов, определяющих развитие профессиональных сфер и образование. В последние десятилетия ИИ продолжает активно внедряться в различные отрасли, от медицины и финансов до маркетинга и образования. По мере роста использования ИИ на всех уровнях общества возникает потребность в специалистах, обладающих необходимыми навыками для эффективного применения цифровых технологий. Таким образом, возникает важный вопрос: насколько ИИ воспринимается как важный инструмент в профессиях, и какие именно компетенции в этой области необходимы для успешной карьеры?
Множество исследований подчёркивают высокую значимость компетенций в области ИИ для профессиональной деятельности и личностного развития студентов. Так, по данным исследования, проведённого среди студентов в Гонконге, генеративные технологии ИИ, такие как ChatGPT, воспринимаются как важные образовательные инструменты, способные существенно повысить персонализацию обучения и помощь в исследовательской деятельности, хотя и вызывают опасения относительно этических и конфиденциальных вопросов [4]. Аналогичные выводы получены в российском исследовании, демонстрирующем неоднозначное восприятие студентами внедрения ИИ в учебный процесс: от позитивного до явно негативного, связанного с опасениями потери автономности и контроля [8].
В предпринимательской среде ИИ воспринимается прежде всего как средство повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса. Согласно исследованиям, предприниматели признают, что ИИ способен оптимизировать бизнес-процессы, улучшить аналитику и прогнозирование, а также создать новые предпринимательские возможности [2]. В то же время российские предприниматели выражают обеспокоенность высокими начальными инвестициями и необходимостью квалифицированного персонала, способного эффективно внедрять ИИ в практику [5].
Одной из важных тем в научных работах является влияние ИИ на формирование предпринимательских компетенций у студентов. Исследования демонстрируют, что использование ИИ в образовательном процессе способствует развитию таких ключевых компетенций, как креативность, способность к инновациям и критическое мышление [9]. Эти компетенции становятся фундаментом для успешного предпринимательства в цифровой экономике.
Помимо положительного влияния ИИ, научная литература также акцентирует внимание на потенциальных рисках и вызовах, связанных с его широким применением. Среди них выделяются вопросы этического характера, проблемы конфиденциальности данных и риски дегуманизации образовательного процесса и бизнес-коммуникаций [16]. Другие научные работы также поднимают вопросы о необходимости осмысленного подхода к использованию ИИ, с тем чтобы избежать социальных и психологических перегрузок студентов и сотрудников, вызванных чрезмерной автоматизацией и цифровизацией [12].
Важной частью исследований является сравнительный анализ восприятия ИИ различными группами студентов и предпринимателей, что позволяет выявить ключевые области применения и потенциальные барьеры для интеграции ИИ в образовательные и профессиональные практики. Российские исследователи подчёркивают, что восприятие ИИ существенно зависит от образовательной направленности и профессиональной ориентации студентов, что требует индивидуализированного подхода к формированию образовательных программ и тренингов [16].
Современный этап развития общества характеризуется активной интеграцией искусственного интеллект (ИИ) в различные профессиональные и образовательные сферы. В научной литературе уделяется значительное внимание изучению восприятия ИИ различными социальными группами, особенно студентами и предпринимателями, так как именно эти группы напрямую определяют направление развития технологий и их внедрение в практическую деятельность.
Таким образом, обзор научной литературы демонстрирует, что интеграция ИИ в профессиональную и образовательную среду является сложным и многогранным процессом, требующим учета как позитивных аспектов, таких как улучшение эффективности и формирование новых компетенций, так и потенциальных рисков и вызовов. Для успешной реализации потенциала ИИ необходимы грамотные образовательные программы, учитывающие современные тенденции и запросы рынка труда и предпринимательского сообщества.
Целью исследования является определение текущих «разрывов» между востребованностью темы ИИ в предпринимательской среде и образовательном сообществе.
Методом исследования является сравнительный анализ восприятия и востребованности компетенций в области искусственного интеллекта (ИИ) среди двух значимых социальных групп – студентов и предпринимателей. Актуальность исследования обусловлена интенсивным проникновением технологий ИИ в различные профессиональные сферы и сопутствующими изменениями на рынке труда, требующими своевременной адаптации образовательных и профессиональных стандартов. Дополнительным фактором выступает сохраняющаяся неопределенность в области разработки и внедрения образовательных программ, ориентированных на приобретение компетенций, необходимых для эффективного применения ИИ.
В связи с поставленной целью были определены следующие научные задачи:
- выявить и количественно оценить степень значимости компетенций в области ИИ, по мнению студентов и предпринимателей;
- определить наиболее перспективные профессиональные сферы применения ИИ и выявить конкретные направления, где он оказывает максимальное влияние;
- осуществить идентификацию ключевых навыков и компетенций, связанных с ИИ, которые участники исследования считают приоритетными;
- выполнить сравнительный анализ готовности и потребности студентов и предпринимателей в интеграции и применении ИИ в профессиональной деятельности;
- сформулировать рекомендации для корректировки образовательных программ с учетом результатов сравнительного анализа восприятия и востребованности ИИ.
Автором исследования были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Между студентами и предпринимателями наблюдается значительное расхождение во мнениях относительно важности компетенций в области ИИ, что обусловлено различиями в опыте практического применения и уровнями осведомленности о возможностях данной технологии.
2. Предприниматели акцентируют внимание на прикладных аспектах ИИ, связанных с непосредственным увеличением эффективности и прибыли бизнеса, тогда как студенты более склонны видеть применение ИИ в более широком спектре областей, таких как образование, искусство и научные исследования.
3. Введение специализированных образовательных программ по развитию компетенций в области ИИ является критически важным, при этом следует учитывать интересы и предпочтения как студентов, так и представителей бизнес-сообщества.
Социально-демографическая характеристика выборки:
Исследование проводилось в период с марта по апрель 2025 года и охватывало 163 участника. В первую группу вошли 100 студентов высших учебных заведений, представляющих гуманитарные и экономические дисциплины, в возрасте от 18 до 22 лет. Вторую группу составили 63 предпринимателей, представляющих малый и средний бизнес, в возрасте от 22 до 60 лет. Географически выборка охватывала Владимирскую область, что позволило обеспечить высокую репрезентативность и учитывать региональные особенности восприятия и использования технологий ИИ.
Методы исследования
В качестве основного метода сбора данных использовалось стандартизированное анкетирование, позволяющее количественно и качественно оценить мнения респондентов и провести сравнительный анализ между исследуемыми группами.
Анкеты состояли из серии открытых и закрытых вопросов, разделенных на следующие тематические блоки:
- Оценка степени важности компетенций в области ИИ для текущей или будущей профессиональной деятельности;
- Идентификация профессиональных областей, где респонденты видят максимальный потенциал применения ИИ (например, автоматизация бизнес-процессов, образование, здравоохранение, финансовый сектор, креативные индустрии и т.д.);
- Выявление наиболее значимых навыков и компетенций в области ИИ, включая программирование, машинное обучение, аналитику данных, разработку специализированных ИТ-решений;
- Оценка готовности и заинтересованности респондентов в интеграции технологий ИИ в свою профессиональную деятельность.
Для обработки и интерпретации результатов были использованы методы статистического анализа: описательная статистика, корреляционный анализ и анализ средних значений. Эти методы позволили выявить значимые статистические различия в восприятии и оценке ИИ между студентами и предпринимателями, что обеспечивает надежность и объективность полученных результатов.
Таким образом, предлагаемая методология исследования отличается комплексным подходом, учитывающим множество факторов и аспектов восприятия и востребованности ИИ. Это позволяет получить всесторонние и надежные данные, которые могут быть использованы для выработки научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию образовательных программ и профессиональных стандартов в условиях динамично развивающейся цифровой экономики.
Для анализа данного вопроса важно рассмотреть два ключевых аспекта: во-первых, как воспринимают ИИ студенты, будущие специалисты в различных областях, и, во-вторых, как предприниматели, уже активно использующие или планирующие внедрять ИИ в своей деятельности, оценивают его значимость. Две группы респондентов — студенты и предприниматели — находятся на разных этапах профессиональной жизни, что влияет на их восприятие и потребности в области ИИ.
Результаты исследования
1. Оценка значимости ИИ как профессионального ресурса
Студенческая выборка продемонстрировала высокую степень признания важности ИИ-компетенций: более 70% респондентов охарактеризовали их как «крайне важные» или «скорее важные» для своей будущей профессиональной реализации. В числовом выражении это соответствует 20 респондентам, выбравшим наивысший уровень оценки, и 59 — указавшим на высокую степень значимости (рисунок 1).
Рисунок 1. Варианты ответа: «Насколько, по вашему мнению, компетенции в области ИИ важны для вашей будущей профессии?»
*Составлено авторами
Данные показатели свидетельствуют о наличии у студентов сформированного когнитивного запроса на развитие цифровой и аналитической грамотности, а также мотивационной готовности к освоению ИИ-инструментария.
Среди предпринимателей наблюдается сопоставимая тенденция: большинство участников исследования признают, что влияние ИИ на их сферу деятельности уже заметно или активно развивается. Так, 23 человека указали на нарастающее воздействие ИИ, а 16 отметили, что его влияние пока несущественно, но находится в стадии ожидания трансформаций (рисунок 2).
Рисунок 2. Варианты ответа: «Как вы оцениваете влияние искусственного интеллекта на вашу сферу?»
*Составлено авторами
Это подтверждает прагматичную позицию предпринимательского сектора, в которой технологические инновации рассматриваются как векторы повышения операционной эффективности и конкурентоспособности.
2. Приоритетные области применения ИИ
Сравнительный анализ предпочтений респондентов относительно сфер применения ИИ выявил существенные точки пересечения. Студенты преимущественно обозначали такие направления, как автоматизация управленческих процессов, цифровизация образования и научной деятельности, а также медицина и финансово-аналитические функции (рисунок 3).
Рисунок 3. Варианты ответа: «В каких сферах, на ваш взгляд, наиболее востребовано применение ИИ?»
*Составлено авторами
Данные сферы трактуются как перспективные с точки зрения карьерной траектории и социальной значимости.
Предприниматели в свою очередь акцентировали внимание на более прикладных аспектах, связанных с автоматизацией рутинных операций (документооборот, бухгалтерский и кадровый учёт), а также аналитикой продаж, маркетингом и клиентским обслуживанием (рисунок 4).
Рисунок 4. Варианты ответа: «В каких направлениях применение ИИ наиболее перспективно в вашей организации?»
*Составлено авторами
Это говорит о том, что обе группы демонстрируют высокий уровень осведомлённости об актуальных направлениях использования ИИ и объективно оценивают его потенциал в трансформации процессов принятия решений и повышения результативности.
3. Запрашиваемые и приоритетные компетенции в области ИИ
Исследование выявило компетенции, которые участники считают ключевыми для профессионального роста и адаптации к цифровой экономике. Студенты отдают предпочтение программированию, алгоритмам машинного обучения, работе с языковыми моделями и навыкам автоматизации (рисунок 5).
Рисунок 5. Варианты ответа: «Какие навыки, связанные с ИИ, вы хотели бы освоить?»
*Составлено авторами
Эти компетенции формируют ядро цифровой грамотности и отражают стремление студентов к освоению универсального набора инструментов.
Предприниматели выделяют в качестве наиболее релевантных навыков способность к интерпретации и анализу данных, автоматизацию бизнес-процессов, а также использование ИИ в стратегическом маркетинге (рисунок 6).
Рисунок 6. Варианты ответа: «Какие навыки, связанные с ИИ, были бы полезны вам или вашим коллегам?»
*Составлено авторами
Данные приоритеты свидетельствуют о высоком спросе на гибридных специалистов, способных сочетать технические знания с бизнес-мышлением. Конвергенция запросов двух групп определяет вектор актуализации содержания образовательных программ, в том числе через проектную деятельность, модули прикладного анализа данных и взаимодействие с ИИ-платформами.
4. Отношение к интеграции ИИ в профессиональные и образовательные практики
Подавляющее большинство студентов (более 80%) поддерживают активное внедрение ИИ в учебные курсы, рассматривая его как неотъемлемую составляющую современной профессиональной подготовки (рисунок 7).
Рисунок 7. Варианты ответа: «Считаете ли вы, что в вузах следует активнее внедрять обучение навыкам работы с ИИ?»
*Составлено авторами
Это согласуется с их ожиданиями от образования как системы, способной своевременно реагировать на вызовы технологического прогресса.
Со стороны предпринимателей фиксируется также позитивное отношение: более 60% признали, что ИИ должен стать стратегическим элементом корпоративной трансформации (рисунок 8).
Рисунок 8. Варианты ответа: «Считаете ли вы, что в вашей организации следует активнее внедрять ИИ?»
*Составлено авторами
Акцент делается на его прикладное использование в управлении знаниями, оптимизации цепочек создания ценности и формировании персонализированных предложений для клиентов. Подобная симметрия взглядов подтверждает наличие благоприятных условий для синергии между бизнесом и образованием.
Обсуждение и заключение
Проведённое исследование позволило выявить ключевые особенности восприятия и востребованности компетенций в области искусственного интеллекта (ИИ) среди студентов и предпринимателей. Основными результатами исследования стали высокие оценки важности ИИ-компетенций обеими группами, согласование взглядов на приоритетные области применения ИИ (автоматизация процессов, аналитика данных, цифровизация образования, медицина и маркетинг), а также признание необходимости интеграции ИИ в образовательные программы и бизнес-практики. Смысл этих результатов заключается в подтверждении факта, что ИИ воспринимается не как узкоспециализированный технологический тренд, а как системная трансформация профессиональной среды. Оба сегмента респондентов — как будущие специалисты, так и представители бизнеса — осознают значимость ИИ в повышении конкурентоспособности на рынке труда и в обеспечении устойчивого роста организаций. Полученные данные указывают на необходимость срочной адаптации образовательных траекторий к требованиям цифровой экономики.
Результаты исследования соотносятся с выводами ряда отечественных и зарубежных работ, например, исследований Вартановой К.С., подчеркивающих роль ИИ в изменении содержания образовательных процессов, а также исследований Воронова В.В. и Самариной А.С., указывающих на рост предпринимательского потенциала студентов в условиях цифровизации. Исследование встраивается в современный научный дискурс, расширяя эмпирическую базу данных по теме. Тем не менее, исследование имеет определённые ограничения. Во-первых, выборка респондентов была ограничена Владимирской областью, что может повлиять на обобщаемость результатов. Во-вторых, акцент был сделан на самооценке респондентов, без верификации реальных знаний и компетенций в области ИИ, что может создавать эффект завышенных ожиданий. В-третьих, динамическая природа развития ИИ предполагает, что восприятие и ожидания могут быстро изменяться, а значит, данные требуют регулярного обновления.
Некоторые результаты показались неожиданными. Например, несмотря на общую заинтересованность в ИИ, значительная часть предпринимателей пока не внедряет ИИ в повседневную деятельность, объясняя это не только высокими издержками, но и отсутствием кадров с необходимыми навыками. Это противоречит тренду на цифровизацию и указывает на существующий «разрыв готовности», который требует дальнейшего анализа.
В рамках дальнейших исследований представляется перспективным:
• Расширить географию выборки, включив респондентов из других регионов и стран для обеспечения большей репрезентативности.
• Провести лонгитюдное исследование с целью отслеживания динамики изменений восприятия и практического применения ИИ.
• Разработать критерии объективной оценки уровня ИИ-компетенций студентов и предпринимателей.
• Изучить специфику внедрения ИИ в малом и среднем бизнесе в условиях ограниченных ресурсов.
• Проанализировать барьеры к интеграции ИИ на уровне образовательных учреждений и разработать практические рекомендации для их преодоления.
Данное исследование позволило получить картину восприятия и востребованности искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной и предпринимательской среде, выявить пересечения в оценках двух целевых групп и обозначить направления для практической трансформации образовательных программ и корпоративных стратегий. Основной вывод заключается в том, что как студенты, так и предприниматели демонстрируют высокую степень признания значимости ИИ как ключевого фактора профессионального развития. Более 70% студентов оценивают ИИ-компетенции как крайне или скорее важные, в то время как среди предпринимателей значительная доля отмечает уже наблюдающееся или ожидаемое влияние ИИ на их профессиональную сферу. Это согласие подтверждает необходимость целенаправленного формирования образовательных и профессиональных траекторий, включающих системную подготовку в области ИИ.
Исследование показало, что обе группы респондентов придают высокую значимость следующим направлениям применения ИИ: автоматизация процессов, аналитика данных, цифровизация образования, медицина и маркетинг. Эта согласованность свидетельствует о том, что ИИ рассматривается не как узкоспециализированный инструмент, а как универсальный ресурс для трансформации традиционных моделей деятельности. Выявлены и приоритетные компетенции, формирующие ядро цифровой грамотности современного специалиста: программирование, машинное обучение, работа с языковыми моделями, аналитика и автоматизация бизнес-процессов. Для студентов такие навыки означают подготовленность к конкурентному рынку труда, для предпринимателей — повышение производительности и создание условий для устойчивого роста. Значительным результатом является совпадение позиций относительно необходимости внедрения ИИ в образовательную и профессиональную практику. Подавляющее большинство студентов поддерживает интеграцию ИИ в учебные курсы, а предприниматели настаивают на его использовании в корпоративной среде. Таким образом, между двумя группами формируется точка стратегического диалога, позволяющая консолидировать усилия в направлении формирования компетентных, адаптивных и технологически грамотных кадров.
Исходя из результатов, можно утверждать, что для устойчивого развития экономики знаний необходима координация действий между академическим и бизнес-сообществом. Это требует системных изменений в структуре образовательных программ: внедрения модулей по ИИ, повышения роли проектного обучения, усиления взаимодействия с индустриальными партнёрами, разработки программ стажировок, а также внедрения гибких и адаптивных форм повышения квалификации. Таким образом, проведённое исследование не только подтвердило актуальность темы, но и обозначило конкретные векторы образовательной и профессиональной трансформации, необходимые для формирования кадрового потенциала цифровой экономики. В условиях стремительного развития ИИ технологии не должны оставаться исключительно предметом теоретического анализа — они должны стать неотъемлемой частью системы подготовки будущих специалистов и инструментом повышения эффективности в деловой практике.
References:
Artificial Intelligence as an Enabler for EntrepreneursEmerald Insight. Retrieved April 03, 2025, from https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/ijebr-05-2021-0426/full/html
Baidoo-Anu D., Ansah L. (2023). Education in the era of generative artificial intelligence (AI): understanding the potential benefits of ChatGPT in promoting teaching and learning SSRN Preprint. doi: 10.2139/ssrn.4337484.
Guz Yu.A., Melkonyan A.A., Kulikova E.A. (2023). The impact of artificial intelligence on education and student learning in writing (essay) in a foreign language. World of Science, Culture and Education. (5(102)). 146-148. doi: 10.24412/1991-5497-2023-5102-146-148.
Kameneva N.A. (2024). Using artificial intelligence in higher education Digital Humanities and Technology in Education 2024. 374-386.
Paskova A.A. (2023). Prakticheskie aspekty primeneniya ChatGPT v vysshem obrazovanii Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. 15 (3). 67-74. doi: 10.47370/2078-1024-2023-15-3-67-74.
Ponomarenko A.S. (2024). Implementing generative artificial intelligence in the business environment: challenges, trends and perspectives. The Economic vestnik. (19). 64-72.
Rabadanova R.S., Seminskaya E.S., Filatov A.M. (2024). The negative aspects of using artificial intelligence for students in solving individual educational tasks. Prikladnaya psikhologiya i pedagogika. 9 (3). 115-124. doi: https://doi.org/10.12737/2500-0543-2024-9-3-115-124.
Samarina A.S., Zakharova G.B. (2020). Artificial intelligence in education Spring Days of Science. 747-750.
Seghier M.L. (2023). ChatGPT: not all languages are equal Nature. 615 (7951). 216. doi: 10.1038/d41586-023-00680-3.
Sokolov N.V., Vinogradskiy V.G. (2023). Chat gpt as a tool in the work of a university teacher: opportunities and disadvantages. Dnevnik nauki. (8(80)).
Somià T., Vecchiarini M. (2024). Navigating the new frontier: the impact of artificial intelligence on students’ entrepreneurial competencies International Journal of Entrepreneurial Behaviour & Research. 30 (11). 236-260. doi: 10.1108/ijebr-08-2023-0788.
Students´ Voices on Generative AIEducational Technology Journal. Retrieved April 03, 2025, from https://educationaltechnologyjournal.springeropen.com/articles/10.1186/s41239-023-00411-8
Tikhonova N.V., Ilduganova G.M. (2024). “what scares me is the speed at which artificial intelligence is developing”: students' perceptions of artificial intelligence in foreign language teaching. Higher education in Russia. 33 (4). 63-83. doi: 10.31992/0869-3617-2024-33-4-63-83.
Vartanova K.S., Tinkova E.V. (2022). Prospects and problems of the use of artificial intelligence in education Current issues of modern society development. 119-122.
Voronov V.V., Menshikov V.V., Ruzha O.P. (2023). Artificial intelligence: a catalyst for entrepreneurship education in the baltics. The Baltic region. 15 (3). 45-65. doi: 10.5922/2079-8555-2023-3-3.
Williams C. Hype, or the future of learning and teaching? 3 Limits to AI\'s ability to write student essaysLondon School of Economics internet blog. Retrieved from https://blogs.lse.ac.uk/impactofsocialsciences/2023/01/12/hype-or-the-future-of-teaching-and-learning-3-limits-to-ais-ability-to-write-students-essays/
Страница обновлена: 02.06.2025 в 16:25:17