Анализ выживаемости организаций розничной торговли в Приморском крае с использованием метода Каплана - Майера
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 4 (Апрель 2025)
Введение. В условиях растущей конкуренции на розничном рынке организации розничной торговли на каждом этапе своего существования сталкиваются с угрозами выживания, обусловленными различными факторами. В многочисленных исследованиях подчёркивается необходимость разработки краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных стратегий для эффективного реагирования организаций розничной торговли на изменения внешней среды.
Однако эмпирических исследований, направленных на выявление того, сосредоточены ли кризисы организационного выживания в определённые моменты времени или периоды, сравнительно немного. Риски для выживания организаций розничной торговли могут варьироваться не только в зависимости от хода времени, но и в зависимости от социально-экономических условий региона, в котором функционирует организация. Иными словами, даже если организации розничной торговли функционируют в течение одного и того же периода, вероятность их выживания может различаться в зависимости от характеристик региона, в котором они расположены.
Данная работа обладает научной новизной, поскольку она представляет собой эмпирический анализ уровня выживаемости организаций розничной торговли в зависимости от продолжительности их деятельности на примере муниципальных образований Приморского края, а также выявляет критический период, в течение которого наиболее высок риск прекращения их деятельности. Кроме того, результаты анализа были направлены на выявление наличия значимых различий в уровне выживаемости организаций розничной торговли в разных муниципальных образованиях Приморского края, а также на определение временных этапов, на которых необходимо усиление стратегий выживания в каждом из них.
Теоретическая рамка исследования. Целью данной работы является анализ рисков для выживания организаций розничной торговли в зависимости от их возраста. Теоретической основой для объяснения выживаемости организаций является организационная экология. В рамках данной теории проведено множество исследований, посвящённых анализу рисков выживания в зависимости от возраста организации [4-6; 8; 10; 11]. Согласно теории организационной экологии, с возрастом организации связаны различные формы уязвимости, влияющие на её выживаемость, в том числе: уязвимость новизны (liability of newness), уязвимость молодости (liability of adolescence) и уязвимость зрелости (liability of obsolescence).
Уязвимость новизны означает повышенные риски выживания, возникающие на раннем этапе существования организации в связи с трудностями в её функционировании. К таким трудностям относятся адаптация к окружающей среде в регионе, где была создана организация, процесс обучения и неизбежные ошибки в управлении, низкий уровень доверия со стороны внешних факторов, а также сложности в привлечении клиентов. Эти проблемы сопровождаются значительными финансовыми и кадровыми издержками [11].
Под уязвимостью молодости подразумевается повышение риска прекращения деятельности организации после определённого периода с момента её основания. Учёные предполагают, что на раннем этапе существования организация может избегать риски благодаря наличию первоначальных ресурсов, однако по мере их исчерпания вероятность прекращения деятельности значительно возрастает [5; 6; 10].
Уязвимость зрелости – это риск прекращения деятельности организаций, прошедших стадию молодости. По мере увеличения возраста организации в ней закрепляются характерные черты, функции и организационная культура, это приводит к возникновению структурной инерции. Именно она снижает способность организации адаптироваться к изменениям в отрасли, на рынке, в социально-экономических условиях региона, а также к внезапным кризисам. При отсутствии адекватной реакции на изменения организация сталкивается с угрозой закрытия [4; 8].
С учётом существующих исследований можно утверждать, что на каждом этапе возрастного развития организация сталкивается с риском закрытия. Тем не менее, степень риска закрытия, связанного с возрастом, вряд ли будет одинаковой для всех организаций. Она может варьироваться в зависимости от окружающих факторов, в условиях которых функционируют организация. Согласно организационной экологии, ниша определяется как совокупность социальных, экономических, технологических и политических окружающих факторов, обеспечивающих устойчивое выживание организации. Организации, разделяющие одну и ту же нишу, рассматриваются как единая организационная популяция, при этом каждая популяция функционирует в собственной нише [7; 9]. Иными словами, ниша может интерпретироваться как пространственная категория, охватывающая такие аспекты, как регион или рынок, в которых организация осуществляет свою экономическую деятельность.
Опираясь на данную теоретическую основу, в настоящем исследовании были установлены территориальные рамки анализа. Приморский край состоит из 34 организаций местного самоуправления, которые, в зависимости от уровня социально-экономического развития территории, классифицируются в составе трёх муниципальных образований (табл. 1). В соответствии со статьёй 11 (части 1–5) Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.12.2003 № 131-ФЗ, организации местного самоуправления в России классифицируются на основании таких условий, как территория, численность населения, плотность населения, уровень социального развития, а также развитие транспортной и иной инфраструктуры и т.д. [1]. На основании данного закона Приморский край делится на три муниципальных образования, включающих в себя в общей сложности 34 организации местного самоуправления, которые распределяются по каждому муниципальному образованию, как представлено в таблице 1. Разделение территории на три муниципальных образования указывает на наличие различий в социально-экономических характеристиках каждого региона. Это означает, что организации, осуществляющие розничную экономическую деятельность в этих регионах, не разделяют одни и те же экологические ниши в терминах организационной экологии.
Таблица 1. Муниципальные образования Приморского края
Муниципальные образования ПК
|
Их субъекты
|
Муниципальные округа
|
Анучинский, Кавалеровский,
Красноармейский, Лазовский, Октябрьский, Ольгинский, Партизанский,
Пограничный, Пожарский, Тернейский, Ханкайский, Хасанский, Хорольский,
Черниговский, Чугуевский, Шкотовский, Яковлевский
|
Муниципальные районы
|
Дальнереченский, Кировский,
Михайловский, Надеждинский, Спасский
|
Городские округа
|
Владивостокский, Арсеньевский,
Артемовский, Большой Камень, Дальнегорский, Дальнереченский, Лесозаводский,
Находкинский, Партизанский, Спасск-Дальний, Уссурийский, Фокино (ЗАТО)
|
Материалы исследования. В данной работе необходимо чётко определить понятие организации розничной торговли, охватываемое в рамках анализа. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) [2], организации розничной торговли относятся к коду 47. В зависимости от реализуемых ими товаров и услуг, виды розничной экономической деятельности подразделяются на подкатегории с 47.1 по 47.99.5. В целях обеспечения надёжности и точности исследования представляется целесообразным ограничить выборку организациями розничной торговли, относящимися к одному и тому же виду экономической деятельности. В связи с этим в настоящем исследовании в качестве объекта анализа рассматриваются организации розничной торговли, основной вид деятельности которых соответствует коду 47.11 ОКВЭД2 и связан с торговлей, ориентированной на повседневного потребителя. Указанные организации розничной торговли осуществляют деятельность в формате неспециализированных магазинов, реализующих преимущественно пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия. Такие розничные магазины представлены в форме продуктовых магазинов, минимаркетов, супермаркетов и круглосуточных магазинов.
Рисунок 1. Количество организаций розничной торговли (код 47.11 ОКВЭД2) по муниципальным образованиям Приморского края
Источник: составлено автором по [1].
На рисунке 1 представлено количество организаций розничной торговли по муниципальным образованиям Приморского края. Среди трёх типов муниципальных образований наибольшее количество организаций розничной торговли осуществляет экономическую деятельность в городских округах. В 2000 году здесь насчитывалось всего 378 организаций розничной торговли, и с этого момента наблюдается устойчивая тенденция роста: к 2018 году их количество увеличилось до 2 396 организаций. В 2019 и 2020 годах под влиянием пандемии COVID-19 их число сократилось, однако впоследствии наметился небольшой рост. По состоянию на 2023 год в данном муниципальном образовании розничную экономическую деятельность осуществляло 2 218 организаций. Далее по количеству организаций розничной торговли следуют муниципальные округа. Если в 2000 году здесь насчитывалось 194 организации, то к 2015 году их число увеличилось до 1 009. В последующие годы наблюдалась стагнация, а затем снижение: в 2019 году количество сократилось до 960, а к 2023 году — до 796 организаций. Муниципальные районы характеризуются наименьшим количеством организаций розничной торговли среди трёх типов муниципальных образований. В 2000 году розничную экономическую деятельность здесь осуществляла 41 организация. Несмотря на прирост до 245 организаций к 2015 году, в сравнении с другими типами муниципальных образований он оказался незначительным. В последующий период наблюдались незначительные колебания в численности организаций, однако в целом уровень изменений оставался минимальным по сравнению с другими муниципальными образованиями.
Различия в количестве организаций розничной торговли по муниципальным образованиям Приморского края могут быть обусловлены демографическими факторами. Такие организации являются завершающим звеном во внутренней торговой цепочке — от производства до конечного потребителя. Они выполняют функцию предоставления необходимых товаров и услуг непосредственно конечному потребителю. Таким образом, можно предположить, что в регионах с более высокой численностью потребителей спрос на организации розничной торговли будет выше. По состоянию на 2023 год общее население 12 городских округов составило 1 384 тыс. человек, в то время как в 17 муниципальных округах проживало 321 тыс. человек, а в 5 муниципальных районах — 115 тыс. человек [3]. Сопоставление количества организаций розничной торговли с численностью населения по типам муниципальных образований показывает, что в городских округах, где наблюдается наиболее высокая численность населения, зафиксировано наибольшее число розничных организаций, тогда как в муниципальных районах с более низкой численностью населения — наименьшее. Этот факт свидетельствует о наличии корреляционной связи между численностью населения и количеством организаций розничной торговли.
Результаты исследования и их обсуждение. В анализе выживаемости невозможно применять традиционно используемые методы статистического анализа, так как зависимая переменная в таких моделях не подчиняется нормальному распределению [12]. Это связано с тем, что время выживания измеряется как период от начала наблюдения до его окончания, и, следовательно, переменная принимает исключительно положительные значения [13]. В связи с этим необходимо использовать адекватные методы статистического анализа, соответствующие специфике таких данных. В данной работе для анализа выживаемости организаций розничной торговли по их сроку функционирования в различных муниципальных образованиях Приморского края применяется метод Каплана-Майера. Для проведения анализа выживаемости были собраны данные о количестве дней от регистрации до ликвидации организаций, осуществляющих основную экономическую деятельность по коду 47, а также о факте наступления события в период с 1 января 2000 года по 31 декабря 2023 года на территории Приморского края [2].
Анализ
выживаемости проводился с учётом территориального деления Приморского края на
муниципальные округа (17 регионов), муниципальные районы (5 регионов) и
городские округа (12 регионов). Рисунок 2 отражает кривые выживания организаций
розничной торговли для каждого типа муниципального образования. Кривые
выживания демонстрируют тенденцию постепенного снижения вероятности выживания
организаций розничной торговли по мере течения времени. Кроме того, с увеличением
срока функционирования наблюдаются более выраженные различия в вероятности
выживания. Среди трёх типов муниципальных образований наиболее высокая
вероятность выживания зафиксирована в муниципальных округах, тогда как
наименьшее значение данного показателя наблюдается в городских округах. Для
проверки статистической значимости различий в выживаемости был проведен
логарифмический ранговый тест (Log-rank test). По результатам теста значение составило
15,3 при степени свободы 3 и уровне значимости p = 0,0016. Полученные
результаты свидетельствуют о статистически значимых различиях в кривых
выживания организаций розничной торговли между муниципальными образованиями.
Рисунок 2. Кривые выживания организаций розничной торговли между
муниципальными образованиями
Источник: составлено автором.
В таблице 2 представлены значения срока функционирования и количества прекративших деятельность организаций на момент, когда уровень выживаемости розничных организаций в каждом типе муниципального образования снижается до 50%. В случае муниципальных округов, 2 014 организаций розничной торговли начали функционирование на 0-й день, и на 3 396-й день после начала наблюдений при количестве гибелей 1 218 организаций уровень выживаемости составил 50%. В муниципальных районах медианный срок функционирования составил 3 041 день, в течение которого 1/2 из 516 организаций прекратила деятельность. Что касается городских округов, функционирование начали 7 857 организаций и на 2 738-й день деятельность прекратили 4 640, в результате уровень выживаемости снизился до 50%.
Таблица 2. Срок функционирования при уровне выживаемости 50%
Муниципальные образования ПК
|
Количество
организаций |
Ликвидация
|
Медианный срок функционирования
|
0.95LCL
|
0.95UCL
|
М.О.
|
2 014 ед.
|
1 218 ед.
|
3 396 дней
|
2 968 дней
|
3 852 дня
|
М.Р.
|
516 ед.
|
313 ед.
|
3 041 день
|
2 406 дней
|
3 692 дня
|
Г.О.
|
5 327 ед.
|
3 109 ед.
|
2 738 дней
|
2 568 дней
|
2 975 дней
|
ПК
|
7 857 ед.
|
4 640 ед.
|
2 929 дней
|
2 731 день
|
3 075 дней
|
Таблица 3 отражает вероятность выживания организаций розничной торговли в определённые сроки функционирования по организациям местного самоуправления Приморского края. Анализ показал, что при сроке функционирования в 1 000 дней в каждом муниципальном образовании остаются активными примерно 72–75 % организаций розничной торговли. При сроке функционирования в 2 000 дней уровень выживаемости организаций розничной торговли во всех муниципальных образованиях, за исключением муниципальных округов (М.О.), опустился ниже 60%. К 4 000-му дню функционирования уровень выживаемости опустился до 50% во всех организациях муниципальных образований. По мере увеличения срока функционирования вероятность выживания организаций постепенно снижается. При сроке функционирования в 6 000 дней показатель в муниципальных районах и городских округах опустился ниже 30%. На 8 000-й день функционирования уровень выживаемости в муниципальных округах составил примерно 21%, тогда как в муниципальных районах и городских округах он составил около 17% и 16% соответственно.
Таблица 3. Уровень выживаемости организаций розничной торговли в муниципальных образованиях Приморского края по сроку функционирования
Муниципальные образования ПК
|
1 000 дней
|
2 000 дней
|
4 000 дней
|
6 000 дней
|
8 000 дней
|
М.О.
|
73,5%
|
60,3%
|
46,4%
|
33,6%
|
20,9%
|
М.Р.
|
75,2%
|
58,8%
|
43,5%
|
28,2%
|
17,4%
|
Г.О.
|
72,3%
|
56,8%
|
40,7%
|
26,7%
|
16,1%
|
ПК
|
72,8%
|
57,9%
|
42,5%
|
28,8%
|
17,6%
|
На основе результатов анализа выживаемости можно сделать следующие практические выводы в отношении стратегий выживания организаций розничной торговли в муниципальных образованиях Приморского края. Анализ показал, что уровень выживаемости организаций розничной торговли в муниципальных образованиях Приморского края резко снижается до уровня ниже 60% в течение первых 2 000 дней с момента их основания. Результаты анализа кривых выживания также показали, что наиболее резкое снижение уровня выживаемости наблюдается в интервале до 2 000-го дня функционирования. Это указывает на то, что начальный этап существования организации представляет собой период с наивысшей концентрацией рисков для её выживания. В связи с этим наблюдается необходимость заранее разрабатывать стратегические меры на этапе, предшествующем созданию организации, с целью минимизации организационной нестабильности и управленческих рисков, с которыми сталкиваются организации на начальном этапе своего функционирования. Кроме того, после достижения организациями розничной торговли срока функционирования в 4 000 дней уровень их выживаемости опускается ниже 50%, а к 8 000 дню — до уровня 16–20%. С учётом этих обстоятельств, после обеспечения стабильности на начальном этапе функционирования за счет заранее разработанных стратегических мер, необходимо поэтапное формирование стратегий выживания на средне- и долгосрочную перспективы.
Заключение
В данной статье был проведён анализ уровня выживаемости организаций розничной торговли по сроку, в течение которого они были зарегистрированы в муниципальных образованиях Приморского края. На начальном этапе после создания организаций уровень выживаемости в трёх типах муниципальных образований демонстрировал схожие значения. Однако по мере увеличения срока функционирования различия в уровне выживаемости постепенно увеличивались. Особенно в городских округах наблюдается более резкое снижение уровня выживаемости по мере увеличения срока функционирования по сравнению с другими типами муниципальных образований. Это указывает на то, что внешние факторы региональной среды могут оказывать существенное влияние на выживаемость организаций розничной торговли. Следовательно, при создании таких организаций в городских округах, где наблюдается низкий уровень долгосрочной выживаемости, необходимо не только предусматривать стратегии реагирования на начальные риски, но и разрабатывать поэтапные стратегии выживания, направленные на обеспечение устойчивости в средне- и долгосрочной перспективе. Результаты данной работы могут послужить полезной исходной информацией для практиков, планирующих создание организаций розничной торговли в Приморском крае. Кроме того, с учётом изменений уровня выживаемости в зависимости от срока функционирования, полученные данные представляют собой эмпирическую основу для разработки правительственной политики и мер поддержки в данной сфере.
[1] Федеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (https://ofd.nalog.ru/search.html), Е-ДОСЬЕ (https://e-ecolog.ru/), ЗА ЧЕСТНЫЙБИЗНЕС (https://zachestnyibiznes.ru/), Синапс (https://synapsenet.ru/) – эти сайты были использованы для сбора данных об организациях розничной торговли в период с июля 2023 года по сентябрь 2024 года.
[2] Федеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (https://ofd.nalog.ru/search.html), Е-ДОСЬЕ (https://e-ecolog.ru/), ЗА ЧЕСТНЫЙБИЗНЕС (https://zachestnyibiznes.ru/), Синапс (https://synapsenet.ru/) ─ эти сайты были использованы для сбора данных об организациях розничной торговли в период с июля 2023 года по сентябрь 2024 года.
Страница обновлена: 01.05.2025 в 16:30:40