Анализ выживаемости организаций розничной торговли в Приморском крае с использованием метода Каплана - Майера

Ким Ынми

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 4 (Апрель 2025)

Цитировать эту статью:



Введение. В условиях растущей конкуренции на розничном рынке организации розничной торговли на каждом этапе своего существования сталкиваются с угрозами выживания, обусловленными различными факторами. В многочисленных исследованиях подчёркивается необходимость разработки краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных стратегий для эффективного реагирования организаций розничной торговли на изменения внешней среды.

Однако эмпирических исследований, направленных на выявление того, сосредоточены ли кризисы организационного выживания в определённые моменты времени или периоды, сравнительно немного. Риски для выживания организаций розничной торговли могут варьироваться не только в зависимости от хода времени, но и в зависимости от социально-экономических условий региона, в котором функционирует организация. Иными словами, даже если организации розничной торговли функционируют в течение одного и того же периода, вероятность их выживания может различаться в зависимости от характеристик региона, в котором они расположены.

Данная работа обладает научной новизной, поскольку она представляет собой эмпирический анализ уровня выживаемости организаций розничной торговли в зависимости от продолжительности их деятельности на примере муниципальных образований Приморского края, а также выявляет критический период, в течение которого наиболее высок риск прекращения их деятельности. Кроме того, результаты анализа были направлены на выявление наличия значимых различий в уровне выживаемости организаций розничной торговли в разных муниципальных образованиях Приморского края, а также на определение временных этапов, на которых необходимо усиление стратегий выживания в каждом из них.

Теоретическая рамка исследования. Целью данной работы является анализ рисков для выживания организаций розничной торговли в зависимости от их возраста. Теоретической основой для объяснения выживаемости организаций является организационная экология. В рамках данной теории проведено множество исследований, посвящённых анализу рисков выживания в зависимости от возраста организации [4-6; 8; 10; 11]. Согласно теории организационной экологии, с возрастом организации связаны различные формы уязвимости, влияющие на её выживаемость, в том числе: уязвимость новизны (liability of newness), уязвимость молодости (liability of adolescence) и уязвимость зрелости (liability of obsolescence).

Уязвимость новизны означает повышенные риски выживания, возникающие на раннем этапе существования организации в связи с трудностями в её функционировании. К таким трудностям относятся адаптация к окружающей среде в регионе, где была создана организация, процесс обучения и неизбежные ошибки в управлении, низкий уровень доверия со стороны внешних факторов, а также сложности в привлечении клиентов. Эти проблемы сопровождаются значительными финансовыми и кадровыми издержками [11].

Под уязвимостью молодости подразумевается повышение риска прекращения деятельности организации после определённого периода с момента её основания. Учёные предполагают, что на раннем этапе существования организация может избегать риски благодаря наличию первоначальных ресурсов, однако по мере их исчерпания вероятность прекращения деятельности значительно возрастает [5; 6; 10].

Уязвимость зрелости – это риск прекращения деятельности организаций, прошедших стадию молодости. По мере увеличения возраста организации в ней закрепляются характерные черты, функции и организационная культура, это приводит к возникновению структурной инерции. Именно она снижает способность организации адаптироваться к изменениям в отрасли, на рынке, в социально-экономических условиях региона, а также к внезапным кризисам. При отсутствии адекватной реакции на изменения организация сталкивается с угрозой закрытия [4; 8].

С учётом существующих исследований можно утверждать, что на каждом этапе возрастного развития организация сталкивается с риском закрытия. Тем не менее, степень риска закрытия, связанного с возрастом, вряд ли будет одинаковой для всех организаций. Она может варьироваться в зависимости от окружающих факторов, в условиях которых функционируют организация. Согласно организационной экологии, ниша определяется как совокупность социальных, экономических, технологических и политических окружающих факторов, обеспечивающих устойчивое выживание организации. Организации, разделяющие одну и ту же нишу, рассматриваются как единая организационная популяция, при этом каждая популяция функционирует в собственной нише [7; 9]. Иными словами, ниша может интерпретироваться как пространственная категория, охватывающая такие аспекты, как регион или рынок, в которых организация осуществляет свою экономическую деятельность.

Опираясь на данную теоретическую основу, в настоящем исследовании были установлены территориальные рамки анализа. Приморский край состоит из 34 организаций местного самоуправления, которые, в зависимости от уровня социально-экономического развития территории, классифицируются в составе трёх муниципальных образований (табл. 1). В соответствии со статьёй 11 (части 1–5) Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.12.2003 № 131-ФЗ, организации местного самоуправления в России классифицируются на основании таких условий, как территория, численность населения, плотность населения, уровень социального развития, а также развитие транспортной и иной инфраструктуры и т.д. [1]. На основании данного закона Приморский край делится на три муниципальных образования, включающих в себя в общей сложности 34 организации местного самоуправления, которые распределяются по каждому муниципальному образованию, как представлено в таблице 1. Разделение территории на три муниципальных образования указывает на наличие различий в социально-экономических характеристиках каждого региона. Это означает, что организации, осуществляющие розничную экономическую деятельность в этих регионах, не разделяют одни и те же экологические ниши в терминах организационной экологии.

Таблица 1. Муниципальные образования Приморского края

Муниципальные образования ПК
Их субъекты
Муниципальные округа
Анучинский, Кавалеровский, Красноармейский, Лазовский, Октябрьский, Ольгинский, Партизанский, Пограничный, Пожарский, Тернейский, Ханкайский, Хасанский, Хорольский, Черниговский, Чугуевский, Шкотовский, Яковлевский
Муниципальные районы
Дальнереченский, Кировский, Михайловский, Надеждинский, Спасский
Городские округа
Владивостокский, Арсеньевский, Артемовский, Большой Камень, Дальнегорский, Дальнереченский, Лесозаводский, Находкинский, Партизанский, Спасск-Дальний, Уссурийский, Фокино (ЗАТО)
Источник: составлено автором.

Материалы исследования. В данной работе необходимо чётко определить понятие организации розничной торговли, охватываемое в рамках анализа. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) [2], организации розничной торговли относятся к коду 47. В зависимости от реализуемых ими товаров и услуг, виды розничной экономической деятельности подразделяются на подкатегории с 47.1 по 47.99.5. В целях обеспечения надёжности и точности исследования представляется целесообразным ограничить выборку организациями розничной торговли, относящимися к одному и тому же виду экономической деятельности. В связи с этим в настоящем исследовании в качестве объекта анализа рассматриваются организации розничной торговли, основной вид деятельности которых соответствует коду 47.11 ОКВЭД2 и связан с торговлей, ориентированной на повседневного потребителя. Указанные организации розничной торговли осуществляют деятельность в формате неспециализированных магазинов, реализующих преимущественно пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия. Такие розничные магазины представлены в форме продуктовых магазинов, минимаркетов, супермаркетов и круглосуточных магазинов.

Рисунок 1. Количество организаций розничной торговли (код 47.11 ОКВЭД2) по муниципальным образованиям Приморского края

Источник: составлено автором по [1].

На рисунке 1 представлено количество организаций розничной торговли по муниципальным образованиям Приморского края. Среди трёх типов муниципальных образований наибольшее количество организаций розничной торговли осуществляет экономическую деятельность в городских округах. В 2000 году здесь насчитывалось всего 378 организаций розничной торговли, и с этого момента наблюдается устойчивая тенденция роста: к 2018 году их количество увеличилось до 2 396 организаций. В 2019 и 2020 годах под влиянием пандемии COVID-19 их число сократилось, однако впоследствии наметился небольшой рост. По состоянию на 2023 год в данном муниципальном образовании розничную экономическую деятельность осуществляло 2 218 организаций. Далее по количеству организаций розничной торговли следуют муниципальные округа. Если в 2000 году здесь насчитывалось 194 организации, то к 2015 году их число увеличилось до 1 009. В последующие годы наблюдалась стагнация, а затем снижение: в 2019 году количество сократилось до 960, а к 2023 году — до 796 организаций. Муниципальные районы характеризуются наименьшим количеством организаций розничной торговли среди трёх типов муниципальных образований. В 2000 году розничную экономическую деятельность здесь осуществляла 41 организация. Несмотря на прирост до 245 организаций к 2015 году, в сравнении с другими типами муниципальных образований он оказался незначительным. В последующий период наблюдались незначительные колебания в численности организаций, однако в целом уровень изменений оставался минимальным по сравнению с другими муниципальными образованиями.

Различия в количестве организаций розничной торговли по муниципальным образованиям Приморского края могут быть обусловлены демографическими факторами. Такие организации являются завершающим звеном во внутренней торговой цепочке — от производства до конечного потребителя. Они выполняют функцию предоставления необходимых товаров и услуг непосредственно конечному потребителю. Таким образом, можно предположить, что в регионах с более высокой численностью потребителей спрос на организации розничной торговли будет выше. По состоянию на 2023 год общее население 12 городских округов составило 1 384 тыс. человек, в то время как в 17 муниципальных округах проживало 321 тыс. человек, а в 5 муниципальных районах — 115 тыс. человек [3]. Сопоставление количества организаций розничной торговли с численностью населения по типам муниципальных образований показывает, что в городских округах, где наблюдается наиболее высокая численность населения, зафиксировано наибольшее число розничных организаций, тогда как в муниципальных районах с более низкой численностью населения — наименьшее. Этот факт свидетельствует о наличии корреляционной связи между численностью населения и количеством организаций розничной торговли.

Результаты исследования и их обсуждение. В анализе выживаемости невозможно применять традиционно используемые методы статистического анализа, так как зависимая переменная в таких моделях не подчиняется нормальному распределению [12]. Это связано с тем, что время выживания измеряется как период от начала наблюдения до его окончания, и, следовательно, переменная принимает исключительно положительные значения [13]. В связи с этим необходимо использовать адекватные методы статистического анализа, соответствующие специфике таких данных. В данной работе для анализа выживаемости организаций розничной торговли по их сроку функционирования в различных муниципальных образованиях Приморского края применяется метод Каплана-Майера. Для проведения анализа выживаемости были собраны данные о количестве дней от регистрации до ликвидации организаций, осуществляющих основную экономическую деятельность по коду 47, а также о факте наступления события в период с 1 января 2000 года по 31 декабря 2023 года на территории Приморского края [2].

Анализ выживаемости проводился с учётом территориального деления Приморского края на муниципальные округа (17 регионов), муниципальные районы (5 регионов) и городские округа (12 регионов). Рисунок 2 отражает кривые выживания организаций розничной торговли для каждого типа муниципального образования. Кривые выживания демонстрируют тенденцию постепенного снижения вероятности выживания организаций розничной торговли по мере течения времени. Кроме того, с увеличением срока функционирования наблюдаются более выраженные различия в вероятности выживания. Среди трёх типов муниципальных образований наиболее высокая вероятность выживания зафиксирована в муниципальных округах, тогда как наименьшее значение данного показателя наблюдается в городских округах. Для проверки статистической значимости различий в выживаемости был проведен логарифмический ранговый тест (Log-rank test). По результатам теста значение составило 15,3 при степени свободы 3 и уровне значимости p = 0,0016. Полученные результаты свидетельствуют о статистически значимых различиях в кривых выживания организаций розничной торговли между муниципальными образованиями.

Рисунок 2. Кривые выживания организаций розничной торговли между

муниципальными образованиями

Источник: составлено автором.

В таблице 2 представлены значения срока функционирования и количества прекративших деятельность организаций на момент, когда уровень выживаемости розничных организаций в каждом типе муниципального образования снижается до 50%. В случае муниципальных округов, 2 014 организаций розничной торговли начали функционирование на 0-й день, и на 3 396-й день после начала наблюдений при количестве гибелей 1 218 организаций уровень выживаемости составил 50%. В муниципальных районах медианный срок функционирования составил 3 041 день, в течение которого 1/2 из 516 организаций прекратила деятельность. Что касается городских округов, функционирование начали 7 857 организаций и на 2 738-й день деятельность прекратили 4 640, в результате уровень выживаемости снизился до 50%.

Таблица 2. Срок функционирования при уровне выживаемости 50%

Муниципальные образования ПК
Количество
организаций
Ликвидация
Медианный срок функционирования
0.95LCL
0.95UCL
М.О.
2 014 ед.
1 218 ед.
3 396 дней
2 968 дней
3 852 дня
М.Р.
516 ед.
313 ед.
3 041 день
2 406 дней
3 692 дня
Г.О.
5 327 ед.
3 109 ед.
2 738 дней
2 568 дней
2 975 дней
ПК
7 857 ед.
4 640 ед.
2 929 дней
2 731 день
3 075 дней
Источник: составлено автором.

Таблица 3 отражает вероятность выживания организаций розничной торговли в определённые сроки функционирования по организациям местного самоуправления Приморского края. Анализ показал, что при сроке функционирования в 1 000 дней в каждом муниципальном образовании остаются активными примерно 72–75 % организаций розничной торговли. При сроке функционирования в 2 000 дней уровень выживаемости организаций розничной торговли во всех муниципальных образованиях, за исключением муниципальных округов (М.О.), опустился ниже 60%. К 4 000-му дню функционирования уровень выживаемости опустился до 50% во всех организациях муниципальных образований. По мере увеличения срока функционирования вероятность выживания организаций постепенно снижается. При сроке функционирования в 6 000 дней показатель в муниципальных районах и городских округах опустился ниже 30%. На 8 000-й день функционирования уровень выживаемости в муниципальных округах составил примерно 21%, тогда как в муниципальных районах и городских округах он составил около 17% и 16% соответственно.

Таблица 3. Уровень выживаемости организаций розничной торговли в муниципальных образованиях Приморского края по сроку функционирования

Муниципальные образования ПК
1 000 дней
2 000 дней
4 000 дней
6 000 дней
8 000 дней
М.О.
73,5%
60,3%
46,4%
33,6%
20,9%
М.Р.
75,2%
58,8%
43,5%
28,2%
17,4%
Г.О.
72,3%
56,8%
40,7%
26,7%
16,1%
ПК
72,8%
57,9%
42,5%
28,8%
17,6%
Источник: составлено автором.

На основе результатов анализа выживаемости можно сделать следующие практические выводы в отношении стратегий выживания организаций розничной торговли в муниципальных образованиях Приморского края. Анализ показал, что уровень выживаемости организаций розничной торговли в муниципальных образованиях Приморского края резко снижается до уровня ниже 60% в течение первых 2 000 дней с момента их основания. Результаты анализа кривых выживания также показали, что наиболее резкое снижение уровня выживаемости наблюдается в интервале до 2 000-го дня функционирования. Это указывает на то, что начальный этап существования организации представляет собой период с наивысшей концентрацией рисков для её выживания. В связи с этим наблюдается необходимость заранее разрабатывать стратегические меры на этапе, предшествующем созданию организации, с целью минимизации организационной нестабильности и управленческих рисков, с которыми сталкиваются организации на начальном этапе своего функционирования. Кроме того, после достижения организациями розничной торговли срока функционирования в 4 000 дней уровень их выживаемости опускается ниже 50%, а к 8 000 дню — до уровня 16–20%. С учётом этих обстоятельств, после обеспечения стабильности на начальном этапе функционирования за счет заранее разработанных стратегических мер, необходимо поэтапное формирование стратегий выживания на средне- и долгосрочную перспективы.

Заключение

В данной статье был проведён анализ уровня выживаемости организаций розничной торговли по сроку, в течение которого они были зарегистрированы в муниципальных образованиях Приморского края. На начальном этапе после создания организаций уровень выживаемости в трёх типах муниципальных образований демонстрировал схожие значения. Однако по мере увеличения срока функционирования различия в уровне выживаемости постепенно увеличивались. Особенно в городских округах наблюдается более резкое снижение уровня выживаемости по мере увеличения срока функционирования по сравнению с другими типами муниципальных образований. Это указывает на то, что внешние факторы региональной среды могут оказывать существенное влияние на выживаемость организаций розничной торговли. Следовательно, при создании таких организаций в городских округах, где наблюдается низкий уровень долгосрочной выживаемости, необходимо не только предусматривать стратегии реагирования на начальные риски, но и разрабатывать поэтапные стратегии выживания, направленные на обеспечение устойчивости в средне- и долгосрочной перспективе. Результаты данной работы могут послужить полезной исходной информацией для практиков, планирующих создание организаций розничной торговли в Приморском крае. Кроме того, с учётом изменений уровня выживаемости в зависимости от срока функционирования, полученные данные представляют собой эмпирическую основу для разработки правительственной политики и мер поддержки в данной сфере.

[1] Федеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (https://ofd.nalog.ru/search.html), Е-ДОСЬЕ (https://e-ecolog.ru/), ЗА ЧЕСТНЫЙБИЗНЕС (https://zachestnyibiznes.ru/), Синапс (https://synapsenet.ru/) – эти сайты были использованы для сбора данных об организациях розничной торговли в период с июля 2023 года по сентябрь 2024 года.

[2] Федеральная налоговая служба. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (https://ofd.nalog.ru/search.html), Е-ДОСЬЕ (https://e-ecolog.ru/), ЗА ЧЕСТНЫЙБИЗНЕС (https://zachestnyibiznes.ru/), Синапс (https://synapsenet.ru/) ─ эти сайты были использованы для сбора данных об организациях розничной торговли в период с июля 2023 года по сентябрь 2024 года.


Страница обновлена: 01.05.2025 в 16:30:40