Differences in the interaction of service sector companies at the intersectoral level when assessing the closeness of their relationships with ecosystem stakeholders
Razomasova E.A.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления « НИНХ»
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 5 (May 2025)
Abstract:
The strengthening of the systemic organization of businesses and the integration of economic ties and processes by uniting suppliers, financial and credit organizations, government agencies, educational institutions, digital technologies, and transport and logistics services into a single ecosystem largely determines the strategic direction of the service sector's development, particularly that of consumer services.
New economic development trends encourage scientists and practitioners to transition to a network-based, ecosystem-oriented business model involving clustering processes and intersectoral business communications.
The study aims to identify significant differences in the assessment of the closeness of relations between retail and catering enterprises and ecosystem agents in the service sector.
The author considered the hypothesis that retail and catering enterprises interact closely with the main stakeholders within the boundaries of the service sector ecosystem.
Using mathematical statistics tools, the author identified significant differences in the external contours of interaction between the studied groups of enterprises and interested ecosystem agents, which implies searching for new, previously unsystematized indicators, identifying problems in forming a service sector ecosystem model, and developing theoretical provisions of value-oriented, cooperative-network, and resource approaches to make the service sector ecosystem more defined.
This research presents a novel approach to forming a universal model for integrating companies into the service sector ecosystem at the intersectoral level, considering the identified differences in interaction levels with stakeholders.
Keywords: service sector, retail and catering, ecosystem agent, conjugacy table
JEL-classification: L51, L52, O25
Введение. С исследованием экосистем связано множество работ отечественных и зарубежных авторов изучающих условия, факторы, отношения, возникающие в условиях интеграции экономических отношений [1,8,20,21].
Анализ части работ показывает, что в современной отечественной практики не достаточно результатов выполненных на материалах полевых исследований, раскрывающих подходы формирования, взаимодействия и установки тесноты внутренних связей систем между ключевыми акторами и заинтересованными агентами экосистем, что выступает актуальной задачей, особенно с учетом отраслевой специфики.
Необходимость понимания основ взаимодействия предприятий сферы услуг с заинтересованными агентами единой бизнес экосистемы, актуализирует важность теоретического обзора сетевых форм организации бизнеса, выступающих основой исследования.
Впервые встречаясь в исследованиях естественных наук экосистемный подход эволюционировал и распространился на сферу экономики и бизнеса, развивая подходы взаимодействия в рамках единой компании до интеграции форм взаимодействия независимых агентов в части отдельных рынков и процессов.
В исследовании идей экосистемного подхода черед принципы саморегуляции и жизнедеятельности, современные авторы Бушуева М.А., Масюк Н.Н., Брагина З.В. и др. [2,5,12] ссылаются на подход Дж. Ф. Мура, автора исследований экосистемы через призму « взаимодействующих организаций и отдельных лиц» [24].
Согласно выводам Клейнера Г.Б., Рыбачука М.А. и Ушакова Д.В. поиск практик развития организации экосистем уровень моделей взаимодействия бизнесов с концепциями общей теории систем позволяет формировать единое пространство [7] отдельных рынков товаров и услуг.
Присутствие связей позволяет также рассматривать экосистему через теорию кластеров и связанных с ними организаций для развития предпринимательских инициатив, дополняющих друг друга в поле единой, многоуровневой системы. Системный обмен информацией, отмеченный тенденциями погружения бизнеса в системный анализ и обмен данными создает уникальную онлайн среду, которая гораздо и эффективнее традиционной.
В дальнейшем, выгоды от сетевых форм взаимодействия в бизнесе серьезно обсуждаются отечественными и зарубежными теоретиками. Как отмечают Третьякова Е.А. и Фрейман Е.Н. « применение методологии экосистемного подхода позволит комплексно решать исследовательские и управленческие задачи, опираясь на положительные эффекты синергии, повышать эффективность использования ограниченных ресурсов» [20] , что выступает движущей силой развития новых подходов экосистемных отношений на межотраслевом уровне.
Исследования Куимова В.В., Щербенко Е.В., Ананиной Р.Ф. и Юшкова Л.В. развивают концепцию экосистемного подхода в бизнес среде через призму « экономики совместного потребления», как наиболее рациональной и универсальной « с точки знания реализации экономических отношений в глобальных цепях поставок» [9,10], ярко проявляясь в условиях цифровой среды.
Сложно не согласиться с мнением Захарова В.Я., Трофимова О.В., Фролова В.Г. и Новикова А.В., что цифровизация открывает новые возможности для бизнеса через цифровые платформы, возможности которых значительно повышают мобильность перевозок, платежей, покупок и информационное сопровождение участников рынка [ 4].
Электронная среда рассматривает функционирование экосистемы бизнеса вокруг цифровой платформы, которая выступает связующим звеном участников рыночных отношений. По мнению Агеева А.И., Суварян А. М. и Карапетян А. Е. цифровые платформы выступают в роли коммуникаторов, объединяя розничные группы пользователей с целью взаимодействия [1, 17 ]. Схожее мнение о роли электронной среды в процессе налогового администрирования бизнеса в условиях цифровой экономики разделяют Орлов С.Н. и Федотова Ю.В. [ 13].
По мнению Завьялова Д.В. с соавторами «существенным является изменение модели поведения акторов предпринимательской экосистемы, их ориентации на развитие горизонтальных связей и уход от иерархической структуры взаимодействия» [3]. К акторам, авторы относят стейкхолдеров, специально участвующих в создании ресурсов для совместного потребления, сотрудничества, коммуникаций и принятия совместных решений.
В процессе изменений принципов классической архитектуры рынков значимость цифровых платформ в границах экосистем постоянно растет. Ключевые характеристики и роли платформ в границах бизнес экосистем, предложенные Раменской Л.А. позволяют понять роль и место платформ в процессе «взаимоотношений с заинтересованными сторонами», которых мы относим к числу «заинтересованных агентов», выполняющих определенную роль, которая заключается в том, что « одни участники платформ генерируют эти данные, а другие являются потребителями аналитики, полученной на их основе» [16]. Значимость данной роли трудно переоценить.
При построении универсальных платформенных взаимодействий на уровне отраслевой и региональной практики развития экосистемы сферы услуг следует учесть опыт ведущих исследований, выделяющих базовые характеристики и индикаторы бизнес-экосистем. По мнению Попова Е.В. вокруг отдельной компании «группируются различные организации, играющие роли стейкхолдеров данной экосистемы» [14] формируемой в процессе хозяйственных и иных связей. К таким стейкхолдерам автор относит различные организации и институты оказывающих влияние стейкхолдеров на «институциональную конфигурацию экосистемы» в целом, без определения уровня тесноты связи с каждым в отдельности с учетом отраслевой специфики.
По мнению Титова И.А. «акцент в изучении концепции экосистемы постепенно смещается с микроуровня (организации) на мезо- и макроуровень (отраслевой и национальный масштаб экономики) [19] и Карпинской В.А. об усложнении «форм организации бизнеса» размывающих границы ранее понятных конструкций отраслей, секторов, кластеров возникает необходимость использовать «конструкции экосистемы» [11] в условиях конкуренции и рыночной неопределённости работы компаний в контексте проведения экономического анализа.
Экосистемы создают условия для формирования технологических решений, которыми пользуются участники. По мнению Ковыльчук А.Ю и Степанова И.М. экосистема « это отнюдь не инструмент технологического превосходства, а его результат» [6], что способствует формированию конкурентных преимуществ для компаний участников.
В своем исследовании мы нивелируем научный пробел связанный с определением степени тесноты взаимодействия предприятий розничной торговли и общественного питания с заинтересованными агентами внутри экосистемы сферы услуг, сопоставляя полученные результаты с целью определения различий таких взаимодействий на межотраслевом уровне.
В этой связи целью исследования является развития теоретических положений функционирования сферы услуг с учетом определения тесноты связей предприятий розничной торговли и общественного питания с заинтересованными агентами экосистемы.
Представленной исследование обладает научной новизной, которая носит прикладной характер и заключается в формировании критериев отбора числа заинтересованных агентов применительно к каждой исследуемой отрасли, определении силы из взаимодействия с заинтересованным объектом ( организацией), что позволяет вывалять и ранжировать заинтересованных агентов с учетом отраслевой специфики.
Гипотезой настоящего исследования выступает предположение о наличии различий взаимодействия предприятий сферы услуг розничной торговли и общественного питания при оценке тесноты взаимодействия с заинтересованными агентами экосистемы на межотраслевом уровне.
Методология исследования опирается на концепцию ценностно- ориентированного подхода, включающего механизм интеграции, при котором заинтересованные агенты экосистемы ( стейкхолдеры) оказывают влияние на бизнес-среду, вступая во взаимодействие с предприятиями розничной торговли и общественного питания, что требует более широкого изучения условий и факторов при построении бизнес-модели экосистемы в сфере услуг. На основе ранее полученных автором результатов поставлены вопросы: 1.?
Основные результаты исследования. Анализ тенденций отраслевого взаимопроникновения розничной торговли в сферу общественного питания показали, что проникновение розничной торговли с готовым товарным ассортиментом проникла в сферу общественного питания и наоборот имеет очень значимые различия по мнению экспертов. Значение критерия Пирсона (хи-квадрат) – составило 0,91%, что подтверждает необходимость формирования самостоятельной модели экосистемы отдельно для каждой отрасли отдельно.
При построении универсальных платформенных взаимодействий на уровне отраслевой и региональной практики развития экосистемы сферы услуг следует учесть опыт ведущих исследований, выделяющих базовые характеристики и индикаторы бизнес-экосистем с определением уровней совместимости, общих целей, кооперации ресурсов и интересов взаимодействия участников, уровень их влияния на институциональную конфигурацию участников экосистемы на микроуровне, заинтересованных в их развитии.
На первом этапе исследования предприятия розничной торговли и общественного питания распределились по трем категориям (слабая, заметная, сильная), определяющих степень тесноты их взаимодействия в каждой из семи групп заинтересованных агентов по видам, уровням, месторасположению.
Далее были выявлены различия в ответах экспертов полученных в процессе проведения опроса 182 экспертов, представляющих предприятия розничной торговли и общественного питания на территории Новосибирской области в 2024 году. На основе специально разработанной анкеты анкеты, содержащей вопросы, позволяющие осуществить выбор и внести свое дополнение был выявлен перечень из семи групп заинтересованных агентов, вступающих во взаимодействие с предприятиями РТ и ОП в границах экосистемы: 1) поставщики продукции, сырья, товаров; 2) поставщики оборудования, вычислительной техники и иных средств производственно-хозяйственной деятельности; 3)финансово-кредитные организации; 4) образовательные организации; 5) органы и организации содействия и развития предпринимательства; 6) информационно-коммуникационные компании; 7) организации, предоставляющие транспортно-логистические услуги [ 15].
В настоящем исследовании на основе применения метода математической статистики с построением таблиц сопряжённости Пирсона (хи-квадрат) выявлено наличие значимых различий в оценках экспертов на межотраслевом уровне.
Значимые различия в оценках тесноты взаимодействия предприятий общественного питания и розничной торговли (ОГП и РТ) с заинтересованными агентами при построении таблиц сопряженности были выявлены у пяти из десяти агентов разного типа и месторасположения поставляющих исследуемым предприятиям продукцию, сырье и товары, таблица 1.
Отсутствие значимых различий в оценках тесноты взаимодействия предприятий исследуемых предприятий с поставщиками продукции, сырья, товаров на межотраслевом уровне были выявлены во взаимодействии с товаропроизводителями на уровне значения критерия Пирсона (хи-квадрат) – 25,2%; региональными поставщиками– 26,86%; федеральными поставщиками – 17,29%.
Различия в оценках тесноты взаимодействия предприятий РТ и ОП в группе заинтересованных поставщиков оборудования, вычислительной техники выявлены среди непосредственно производителей вычислительной техники, поставщиков - посредников и предприятий обслуживающих ввод объектов в эксплуатацию, таблица 2.
Полученные результаты на основе применения инструментов критерия Пирсона (хи-квадрат) при построении таблиц сопряженности демонстрируют важность формирования самостоятельной модели экосистемы отдельно для розничной торговли и общественного питания, как более адаптивной и универсальной с точки зрения отношений с заинтересованными агентами.
Таблица 1. – Значимые различия в оценке тесноты взаимодействия предприятий розничной торговли и общественного питания с поставщиками продукции, сырья, товаров на основе расчета критерия Пирсона (хи-квадрат) [составлено автором ]
Взаимодействие предприятий розничной
торговли и общественного питания с поставщиками
продукции, сырья, товаров
|
Распределение ответов респондентов по
категориям
|
Отрасль
|
ожидаемые значения |
Хи-квадрат
значение | ||||
слабая
от 1 до 3
|
заметная
от 4 до 6
|
сильная
от 7 до 10
| ||||||
1.Оптовые
компании
|
39
|
20
|
29
|
РТ
|
22
|
11
|
55
|
0,00%
|
10
|
6
|
96
|
ОП
|
27
|
15
|
70
| ||
Все
организации ОП и РТ, ед.
|
49
|
26
|
125
| |||||
Доля
группы, в % от общей численности организаций РТ и ОП
|
24,5%
|
13,0%
|
62,5%
| |||||
2.Сельскохозяйственные
кооперативы
|
65
|
15
|
7
|
РТ
|
39
|
26
|
21
|
0,00%
|
25
|
45
|
42
|
ОП
|
51
|
34
|
28
| ||
Все
организации ОП и РТ, ед.
|
90
|
60
|
49
| |||||
Доля
группы, в % от общей численности организаций РТ и ОП
|
45,2%
|
30,1%
|
24,6%
| |||||
3.Местные
поставщик
|
17
|
27
|
44
|
РТ
|
9
|
24
|
55
|
0,04%
|
4
|
28
|
80
|
ОП
|
12
|
31
|
69
| ||
Все
организации ОП и РТ, ед.
|
21
|
55
|
124
| |||||
Доля
группы, в % от общей численности организаций РТ и ОП
|
10,5%
|
27,5%
|
62,0%
| |||||
4.Поставщики
ближнее зарубежья
|
31
|
19
|
37
|
РТ
|
40
|
22
|
25
|
0,06%
|
61
|
31
|
20
|
ОП
|
52
|
28
|
32
| ||
Все
организации ОП и РТ, ед.
|
92
|
50
|
57
| |||||
Доля
группы, в % от общей численности организаций РТ и ОП
|
46,2%
|
25,1%
|
28,6%
| |||||
5.Поставщики
дальнего зарубежья
|
45
|
10
|
33
|
РТ
|
58
|
11
|
19
|
0,01%
|
86
|
15
|
11
|
ОП
|
73
|
14
|
25
| ||
Все
организации ОП и РТ, ед.
|
131
|
25
|
44
| |||||
Доля
группы, в % от общей численности организаций РТ и ОП
|
65,5%
|
12,5%
|
22,0%
|
Взаимодействие предприятий розничной
торговли и общественного питания с поставщиками оборудования, вычислительной
техники
|
Распределение ответов респондентов по
категориям
|
Отрасль
|
ожидаемые значения
|
Хи-квадрат
значение | ||||
слабая
от 1 до 3
|
заметная
от 4 до 6
|
сильная
от 7 до 10
| ||||||
1.Производители вычислительной
техники
|
30
|
20
|
38
|
РТ
|
62
|
9
|
17
|
0,00%
|
111
|
1
|
0
|
ОП
|
79
|
12
|
21
| ||
Все
организации ОП и РТ, ед.
|
141
|
21
|
38
|
|
|
| ||
Доля
группы, в % от общей численности организаций РТ и ОП
|
70,5%
|
10,5%
|
19,0%
|
|
|
| ||
2.
Поставщики, посредники
|
38
|
28
|
22
|
РТ
|
20
|
22
|
45
|
0,00%
|
8
|
23
|
80
|
ОП
|
26
|
29
|
57
| ||
Все
организации ОП и РТ, ед.
|
46
|
51
|
102
|
|
|
| ||
Доля
группы, в % от общей численности организаций РТ и ОП
|
23,0%
|
25,5%
|
51,0%
|
|
|
| ||
3.Предприятия,
обслуживающие ввод объект в эксплуатацию
|
37
|
25
|
26
|
РТ
|
26
|
26
|
37
|
0,10%
|
22
|
33
|
57
|
ОП
|
33
|
32
|
46
| ||
Все
организации ОП и РТ, ед.
|
59
|
58
|
83
| |||||
Доля
группы, в % от общей численности организаций РТ и ОП
|
29,5%
|
29,0%
|
41,5%
|
Отсутствие различий экспертных оценок на межотраслевом уровне в данной группе были выявлены во взаимодействии с коммерческими посредниками на уровне значения критерия Пирсона (хи-квадрат) – 7,43%.
Значимые различия в оценках экспертов при определении степени тесноты взаимодействия предприятий РТ и ОП с финансово-кредитными организациями выявлены у представителей банков, инвестиционных фондов и взаимных фондов, таблица 3.
Таблица 3. – Значимые различия в оценке тесноты взаимодействия предприятий розничной торговли и общественного питания с финансово-кредитными организациями на основе расчета критерия Пирсона (хи-квадрат) [составлено автором ]
Взаимодействие предприятий розничной
торговли и общественного питания с финансово-кредитными
организациями
|
Распределение ответов респондентов по
категориям
|
Отрасль
|
ожидаемые значения
|
Хи-квадрат
значение | ||||
слабая
от 1 до 3
|
заметная
от 4 до 6
|
сильная
от 7 до 10
| ||||||
1.Банки
|
24
|
14
|
50
|
РТ
|
15
|
13
|
60
|
0,29
|
11
|
15
|
86
|
ОП
|
20
|
16
|
76
| ||
Все
организации ОП и РТ, ед.
|
35
|
29
|
136
|
|
|
| ||
Доля
группы, в % от общей численности организаций РТ и ОП
|
17,5%
|
14,5%
|
68,0%
|
|
|
| ||
2.
Инвестиционные фонды
|
53
|
20
|
15
|
РТ
|
66
|
11
|
11
|
0,00%
|
97
|
5
|
10
|
ОП
|
84
|
14
|
14
| ||
Все
организации ОП и РТ, ед.
|
150
|
25
|
25
|
|
|
| ||
Доля
группы, в % от общей численности организаций РТ и ОП
|
75,0%
|
12,5%
|
12,5%
|
|
|
| ||
3.
Взаимные фонды
|
59
|
21
|
8
|
РТ
|
69
|
10
|
9
|
0,00%
|
98
|
2
|
12
|
ОП
|
88
|
13
|
11
| ||
Все
организации ОП и РТ, ед.
|
157
|
23
|
20
|
|
|
| ||
Доля
группы, в % от общей численности организаций РТ и ОП
|
78,5%
|
11,5%
|
10,0%
|
Статистически значимые и возможные различия взаимодействия с на уровне значения критерия Пирсона (хи-квадрат) выявлены со страховыми – 0,29% и финансовыми компаниями – 0, 0000003%
Значимые различия в оценках тесноты взаимодействия предприятий РТ и ОП с компаниями, предоставляющими информационно-коммуникационные и транспортно-логистические услуги выявлены среди представителей цифровых платформ на уровне значения критерия Пирсона (хи-квадрат) – 0,47%; организаций представляющих почту, интернет и связь – 0,04%; складских операторов -0,001%; транспортных предприятий – 0,06%; представителей таможенных органов – 0,00005%, таблицы 4-5.
Таблица 4. – Значимые различия в оценке тесноты взаимодействия предприятий розничной торговли и общественного питания с информационно-коммуникационными организациями на основе расчета критерия Пирсона (хи-квадрат) [составлено автором ]
Взаимодействие предприятий розничной
торговли и общественного питания с информационно-коммуникационными
организациями
|
Распределение ответов респондентов по
категориям
|
Отрасль
|
|
ожидаемые значения |
Хи-квадрат
значение | ||||
слабая
от 1 до 3
|
заметная
от 4 до 6
|
сильная
от 7 до 10
|
| ||||||
1.
Цифровые платформы
|
11
|
23
|
54
|
РТ
|
|
11
|
15
|
62
|
0,47%
|
15
|
10
|
87
|
ОП
|
|
15
|
18
|
79
| ||
Все
организации ОП и РТ, ед.
|
26
|
33
|
141
|
|
|
|
| ||
Доля
группы, в % от общей численности организаций РТ и ОП
|
13,0%
|
16,5%
|
70,5%
|
|
|
|
| ||
2.
Почта, интернет, связь
|
20
|
36
|
32
|
РТ
|
|
15
|
28
|
46
|
0,04%
|
13
|
27
|
72
|
ОП
|
|
18
|
35
|
58
| ||
Все
организации ОП и РТ, ед.
|
33
|
63
|
104
|
|
|
|
| ||
Доля
группы, в % от общей численности организаций РТ и ОП
|
16,5%
|
31,5%
|
52,0%
|
|
|
|
|
Статистически значимые и возможные различия взаимодействия с на уровне значения критерия Пирсона (хи-квадрат) выявлены со статистическими управлениями различного уровня– 2,29%; центрами маркетинговых и иных исследований рынка – 9,13%.
Отсутствие различий экспертных оценок на межотраслевом уровне были выявлены в группе компаний, предоставляющих транспортно-логистические услуги среди распределительных (сбытовых) центров – 65,8%; закупочных центров – 52,34%.
Таблица 5. – Значимые различия в оценке тесноты взаимодействия предприятий розничной торговли и общественного питания с компаниями, предоставляющими транспортно-логистические услуги на основе расчета критерия Пирсона (хи-квадрат) [составлено автором ]
Взаимодействие предприятий розничной
торговли и общественного питания с компаниями,
предоставляющими транспортно-логистические услуги
|
Распределение ответов респондентов по
категориям
|
Отрасль
|
ожидаемые значения |
Хи-квадрат
значение | |||||
слабая
от 1 до 3
|
заметная
от 4 до 6
|
сильная
от 7 до 10
| |||||||
1.
Складские
|
11
|
30
|
47
|
РТ
|
25
|
29
|
34
|
0,00%
| |
46
|
35
|
31
|
ОП
|
32
|
36
|
44
| |||
Все
организации ОП и РТ, ед.
|
57
|
65
|
78
|
|
|
| |||
Доля
группы, в % от общей численности организаций РТ и ОП
|
28,5%
|
32,5%
|
39,0%
|
|
|
| |||
2.Транспортные
|
31
|
25
|
32
|
РТ
|
20
|
29
|
40
|
0,06%
| |
14
|
40
|
58
|
ОП
|
25
|
36
|
50
| |||
Все
организации ОП и РТ, ед.
|
45
|
65
|
90
|
|
|
| |||
Доля
группы, в % от общей численности организаций РТ и ОП
|
22,5%
|
32,5%
|
45,0%
|
|
|
| |||
3.Таможенные
|
30
|
36
|
22
|
РТ
|
49
|
25
|
15
|
0,00%
| |
81
|
20
|
11
|
ОП
|
62
|
31
|
18
| |||
Все
организации ОП и РТ, ед.
|
111
|
56
|
33
|
|
|
| |||
Доля
группы, в % от общей численности организаций РТ и ОП
|
55,50%
|
28,00%
|
16,50%
|
Значимые различия в оценках экспертов предприятий розничной торговли и общественного питания были выявлены среди представителей учреждений высшего образования на уровне значения критерия Пирсона (хи-квадрат) – 0,0001%; организаций дополнительного образования – 0,01%, таблица 6.
Таблица 6. – Значимые различия в оценке тесноты взаимодействия предприятий розничной торговли и общественного питания с образовательными организациями на основе расчета критерия Пирсона (хи-квадрат) [составлено автором ]
Взаимодействие предприятий розничной
торговли и общественного питания с образовательными организациями
|
Распределение ответов респондентов по
категориям
|
Отрасль
|
ожидаемые значения |
Хи-квадрат
значение | ||||
слабая
от 1 до 3
|
заметная
от 4 до 6
|
сильная
от 7 до 10
| ||||||
1. Учреждения
высшего образования ( ВУЗы)
|
49
|
14
|
25
|
РТ
|
60
|
15
|
12
|
0,00%
|
88
|
21
|
3
|
ОП
|
77
|
20
|
16
| ||
Все
организации ОП и РТ, ед.
|
137
|
35
|
28
|
|
|
| ||
Доля
группы, в % от общей численности организаций РТ и ОП
|
68,50%
|
17,50%
|
14,00%
|
|
|
| ||
2.Средние
профессиональные образовательные организации (реализация программ СПО и проф.
обучения)
|
43
|
21
|
24
|
РТ
|
46
|
22
|
20
|
35,82%
|
61
|
30
|
21
|
ОП
|
58
|
29
|
25
| ||
Все
организации ОП и РТ, ед.
|
104
|
51
|
45
|
|
|
| ||
Доля
группы, в % от общей численности организаций РТ и ОП
|
52,00%
|
25,50%
|
22,50%
|
|
|
| ||
3.Организации
дополнительного образования (переподготовка, повышение квалификации, проф. обучение)
|
56
|
11
|
21
|
РТ
|
42
|
23
|
23
|
0,01%
|
40
|
41
|
31
|
ОП
|
54
|
29
|
29
| ||
Все
организации ОП и РТ, ед.
|
96
|
52
|
52
|
|
|
| ||
Доля
группы, в % от общей численности организаций РТ и ОП
|
48,00%
|
26,00%
|
26,00%
|
Полное отсутствие значимых различий в оценках экспертов предприятий РТ и ОП были выявлены в группе организаций, представляющих «органы и организации содействия и развития предпринимательства». Значение показателя критерия Пирсона (хи-квадрат) для министерства промышленности и торговли составило – 46,44%; центра занятости населения – 59,53%; российского союза промышленников и предпринимателей – 69,74%; общественной организации «Опора России - 22,91%.
Заключение. Теория ценностно- ориентированного подхода устанавливая перечень материальных и духовных ценностей определяет поведение индивида различными событиями или обстоятельствами. При воспроизводстве экономических знаний на практике совершаются ошибки, что приводит к адаптации дальнейшего поведения через обучение.
Применительно к поведению компаний, действующих в условиях изменяющейся внешней среды следует отметить, что возможность балансировать между количеством ресурсов и интенсивностью конкуренции приводит к пониманию поиска адаптивных экономических отношений.
Авторские исследования интеграции компонентов бизнес-экосистемы дают основания рассматривать экосистему «как совокупность автономных организаций, производящих дополнительную ценность участникам рыночных отношений.
Выделение значимых различий в оценке тесноты взаимодействия предприятий розничной торговли и общественного питания с заинтересованными агентами внешней среды на уровне более 50% показывают, что на практике взаимодействия предприятий сферы услуг с заинтересованными агентами экосистемы межотраслевые различия преобладают над сходствами.
References:
Ageev A.I. (2018). Managing the digital future. The world of new economy. 12 (3). 6–23. doi: 10.26794/2220-6469-2018-12-3-6-23.
Audretsch D.B., Cunningham J.A., Kuratko D.F., Lehmann E.E., Menter M. (2019). Entrepreneurial ecosystems: Economic, technological, and societal impacts The Journal of Technology Transfer. 44 (2). 313–325. doi: 10.1007/s10961-018-9690-4.
Burda Y..D., Volkova I.O., Gavrikova E.V. (2020). Meaningful analysis of innovation, business and entrepreneurial ecosystem concepts Russian Management Journal. 18 (1). 73-102.
Bushueva M.A., Masyuk N.N., Bragina Z.V. (2022). The role of business ecosystems in forming the ecosystem of the regional economy. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. (12). 203–209. doi: 10.17513/vaael.2639.
Isaeva A.E., Voronov A.S. (2023). Business ecosystem and its impact on public administration of business activities: theoretical overview of the subject area. Public administration. Electronic Bulletin. (97). 138-154. doi: 10.24412/2070-1381-2023-97-138-154.
Karpinskaya V.A. (2024). Ecosystem style of thinking in economic analysis: principle of unity of the continuous and the discrete. Russian Journal of Economics and Law. 18 (4). 863-875. doi: 10.21202/2782-2923.2024.4.863-875.
Kleyner G.B., Rybachuk M.A., Ushakov D.V. (2023). Economic agents and social institutions: a behavioral interaction model. Terra Economicus. 21 (4). 55-68. doi: 10.18522/2073-6606-2023-21-4-55-68.
Kobylko A.A. (2022). Prospects for the development of business ecosystems: competition, cooperation, specialization. Russian Journal of Economics. 16 (4). 728-744. doi: 10.21202/2782-2923.2022.4.728-744.
Kovalchuk Yu.A., Stepnov I.M. (2023). Digital technology leadership of business ecosystems. Drukerovskij vestnik. (2). 44-54. doi: 10.17213/2312-6469-2023-2-44-54.
Kuimov V.V., Scherbenko E.V., Yushkova L.V. (2022). The ecosystem of the shared consumption services market: elements, development practices, growth prospects and integration into global supply chains. Creative Economy. 16 (7). 2587-2598. doi: 10.18334/ce.16.7.115004.
Kuimov V.V., Scherbenko E.V., Yushkova L.V. (2022). The ecosystem of the shared consumption services market: elements, development practices, growth prospects and integration into global supply chains. Creative Economy. 16 (7). 2587-2598. doi: 10.18334/ce.16.7.115004.
Moore J.F. (1993). Predators and prey: a new ecology of competition Harvard Business Review. (3). 75–83.
Orlov S.N., Fedotova Yu.V. (2020). Tax administration of small and medium-sized businesses in the digital economy. Financial Analytics: Science and Experience. 13 (3). 327-342. doi: 10.24891/fa.13.3.327.
Ovchinnikova A.V., Zimin S.D. (2022). System and consistency as the basis of the classification approach to entrepreneurial ecosystems. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 12 (2). 495-510. doi: 10.18334/epp.12.2.114177.
Popov E.V., Simonova V.L., Chelak I.P. (2022). Differentiation of levels of interaction with stakeholders of the innovation ecosystem. Management in Russia and abroad. (1). 11-20.
Porter M. (1998). Competitive Advantage of Nations: With a New Introducion
Ramenskaya L.A. (2021). Interaction between digital platforms and key stakeholders: a content analysis. The Manager. 12 (5). 96-106. doi: 10.29141/2218-5003-2021-12-5-7.
Razomasova E.A. (2024). Interaction of retail and public food enterprises with interested ecosystem agents. Torgovlya, servis, industriya pitaniya. (3). 209-226.
Suvaryan A. M., Karapetyan A. E. (2022). Features of network relationships in business ecosystems. World of economics and management. 22 (4). 135–145. doi: 10.25205/2542-0429-2022-22-4-135-145.
Titov I. A. (2024). The theoretical approaches to the development of ecosystem concept in economy. Bulletin of the Institute of Economics of RAS. (4). 26-46. doi: 10.52180/2073-6487_2024_4_26_46.
Tretiakova E.A., Freyman E.N. (2022). Ecosystem approach in modern economic research. Voprosy upravleniya. (1). 6-20. doi: 10.22394/2304-3369-2022-1-6-20.
Trofimov O.V., Zakharov V.Ya., Frolov V.G. (2019). Ecosystems as a method of organizing the interaction of the production and services sectors in the context of digitalization. Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. (4). 43-55.
Zakharov V.Ya., Trofimov O.V., Frolov V.G., Novikov A.V. (2019). The management of the ecosystem: mechanisms of integration of companies in accordance with the concept of. Leadership and management. 6 (4). 453-468. doi: 10.18334/lim.6.4.41197.
Zavyalov D.V., Zavyalova N.B., Saginova O.V. (2023). Principles of forming a pool of digital entrepreneurial ecosystem actors. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (4). 967-982. doi: 10.18334/epp.13.4.117493.
Страница обновлена: 03.05.2025 в 14:23:04