Analysis of the development of small and medium-sized businesses in the agricultural sector of the Russian economy
Yarkova T.M.1
1 Пермский государственный аграрно-технологический университет им. акад. Д.Н. Прянишникова
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 4 (April 2025)
Abstract:
The article analyzes the development of small and medium-sized businesses in the agricultural sector of the economy. The conducted research allowed to determine that in an unstable and sanctioned market economy, companies belonging to small and medium-sized businesses can be the most effective and less costly from an investment point of view. However, it is necessary to provide adequate support from an organizational, managerial and financial point of view at the level of federal, regional and municipal authorities. The analysis showed that small and medium-sized businesses form a fifth of the gross domestic product in Russia and also provide employment for a fifth of the working-age population. Small business in the agricultural sector has the greatest problems compared to many sectors of the economy, while agricultural sectors show the highest investment attractiveness and financial performance, unlike forestry and fisheries. Based on the analysis results, recommendations of the organizational and management plan were given, which need to be adjusted, taking into account the resources and needs of each region.
Keywords: small business, medium-sized business, agribusiness, economy, business entity, agriculture
JEL-classification: J24, M51, Q13, Q17
Введение. Аграрный сектор экономики это целая система взаимосвязанных друг с другом отраслей, которая имеет важнейшее значение в социально-экономическом развитии и суверенитете целой страны. От результатов его деятельности зависит стабильность функционирования многих других отраслей промышленности [3, 13].
В настоящее время много внимания уделяется вопросам ведения сельского хозяйства и агропродовольственной политике в России и ее регионах, что является безусловно положительным фактом для нашей страны с точки зрения социально-экономического развития и укрепления безопасности как продовольственной, так и национальной [8].
Известным фактом является то, что агропромышленный комплекс является системным элементом экономики, который должен демонстрировать не только внутреннюю взаимосвязь своих экономических секторов, но и внешнее влияние. Однако, некоторые эксперты отмечают, что в настоящее время наблюдается отсутствие единой экономической целостности в исследуемом нами комплексе. Это свидетельствует о финансово-экономической раздробленности субъектов хозяйствования разных отраслей АПК, что является неблагоприятным фактором в условиях нестабильной экономики, находящейся под влиянием санкций.
Аграрный сектор экономики в системе рыночной экономики выделяется слабой привлекательностью не только для трудовых ресурсов, но и для инвестиционных вложений. Помимо всего прочего эксперты утверждают, что у инвесторов отсутствует всяческий интерес вкладываться в аграрное производство, особенно в крупномасштабное. Данные опасения вполне обоснованы, т.к. риски в агробизнесе гораздо масштабнее, чем в любом другом секторе экономики России. Среди таковых можно обозначить: природно-климатические факторы, высокие показатели миграционных потоков из села в городскую черту, низкий уровень окупаемости (так называемые «длинные деньги» инвесторов), низкая обеспеченность кадрами всех профессионально-квалификационных категорий, тяжелый и малопривлекательный труд, зависимость от дотационной поддержки государства и пр.
Однако истиной является то, что без крепкого и устойчивого аграрного сектора экономики практически невозможно обеспечить не только продовольственную безопасность, но и суверенность государства.
В этой связи возникает необходимость развивать малые формы агробизнеса, которые не потребуют емких инвестиций и послужат хорошим стимулом для вовлечения в предпринимательство аграрного сектора все больше инициативных людей. Правильная кооперация полученных результатов хозяйствования в результате функционирования малых агропредприятий создаст возможность компенсировать потребность в сырьевом и конечном производстве продовольственных товаров. Таким образом актуальность выбранной тематики научного исследования является неоспоримой.
В настоящее время общими вопросами малого и среднего предпринимательства занимаются многие ученые, однако для настоящей научной статьи наибольший интерес вызвали труды следующих ученых: М. А. Гуриной, С. И. Васильевой, О. Н. Митрофановой, И. С. Щетининой [2]; И. А. Шичкина, В. А. Умнова [3]; В. М. Репниковой, А. С. Дмитриевой [4], а также Я. В. Зайцева, Ю. С. Положенцевой, И. В. Андросовой, Д. С. Старостиной [6]. Особый научный интерес вызвали труды ученых, которые раскрывали особенности ведения малого и среднего бизнеса в аграрном секторе экономики. Среди таковых можно выделить: Ф. С. Растегаеву [1]; Л. В. Попову, М. С. Лата, П. А. Мелихова [5]; В.Ю. Епанчинцева, О.В. Шумакову [7], а также О.А. Фролову, Т.В. Гришину, Ю.А. Юхлину [8].
Несмотря на имеющееся многообразие научных разработок в этой области исследований существует необходимость привлекать все больше исследователей для формирования вариативности решаемых проблем при развитии агропромышленного комплекса, сельскохозяйственного производства и социально-экономического развития сельских территорий.
Целью исследования автор определил проведение анализа результатов функционирования субъектов малого и среднего предпринимательства в аграрному секторе экономики и осуществление сравнительной оценки с общими показателями хозяйственной деятельности СМСП по России.
В качестве объекта исследования выступили субъекты малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, специализирующиеся на сельскохозяйственном производстве, лесном и рыбном хозяйстве.
Среди методов исследования, применяемых для подготовки научной статьи были использованы: комплексная оценка развития малого и среднего предпринимательства в АПК, путем анализа статистических и оперативных данных министерств и ведомств, а также Росстат; сравнительная и экспертная оценка и метод формальной логики.
Авторская гипотеза базируется на необходимости развития аграрного бизнеса путем активизации нового образования и повышения эффективности существующих субъектов хозяйствования, относящихся к малым и средним формам, что является наиболее актуальным в вопросах решения проблем санкционной экономики и продовольственного обеспечения населения в масштабе всей страны.
Результаты исследований. Согласно данных Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы Российской Федерации на начало 2025 года все субъекты, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства (далее СМСП) насчитывали 6 665 754 ед. При этом данные организации обеспечивают занятость более чем 15 млн. человек. Наибольшее число СМСП наблюдается в Центральном и Приволжском федеральных округах, где число исследуемых субъектов равно 2108 866 ед. и 1147346 ед. соответственно (рис. 1).
Рисунок 1. Число СМСП по Федеральным округам Российской Федерации, 2025 г., ед. (источник: Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ФНС России [11])
Из общего числа СМСП выделяют разные категории, которые в основном формируются по двум основным критериям, это средняя численность работников за предшествующий отчетный год и предельные значения валовой выручки за реализацию товаров работ и услуг. Основанием для такого категорирования является Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Например, численность работников средних предприятий – от 101 до 250 человек; малых предприятий – до 100 человек и микро- предприятий – до 15 человек [12].
На начало 2025 года налоговой службой России учтено около 6,6 млн. единиц субъектов МСП. Из них около 0,2% (12212 ед.) зарегистрированы со статусом предприятий социального значения; 0,3% приходится на субъекты среднего предпринимательства, а наибольший удельный вес (96%) приходится на микро- организации [11].
Следует обратить внимание на то, что в субъектах МСП официально числятся трудоустроенными более 15 млн. человек, что составляет около 20% (по предварительным данным 2025 года) [9, 10, 11]. При всем прочем это лишь официальная статистика, которая по факту может иметь более существенные показатели за счет теневых данных о занятости населения в СМСП. Отсутствие теневой экономики позволило бы существенно увеличить показатели по занятости населения и обратить внимание на увеличенный объем занятых в СМСП.
Опираясь на основные данные экономической деятельности субъектов МСП важно отметить, что все включенные в аналитическую таблицу 1 данные имеют тенденцию роста.
Таблица 1 ‑ Основные показатели экономической деятельности субъектов СМП, 2021-2023 гг.*
Показатели |
Годы
|
Относительное
отклонение по абсолютным показателям 2023 г. к 2021 г, %
| ||||||
2021
|
2022
|
2023
| ||||||
абсол.
знач
|
относит.
знач.
|
абсол.
знач.
|
относит.
знач.
|
абсол.
знач.
|
относит.
знач.
| |||
Средняя
численность работников, тыс. чел.
|
всего
|
10652
|
100
|
10587
|
100
|
10772
|
100
|
101
|
микро
|
5262
|
49,4
|
5279
|
49,9
|
5450
|
50,6
|
104
| |
средние
|
1600
|
15,0
|
1679
|
15,9
|
1697
|
15,8
|
106
| |
Среднемесячная
заработная плата, руб.
|
всего
|
37743
|
100
|
42293
|
100
|
49654
|
100
|
132
|
микро
|
30246
|
80,1
|
33952
|
80,3
|
40224
|
81,0
|
133
| |
средние
|
54627
|
144,7
|
63833
|
150,9
|
73775
|
148,6
|
135
| |
Оборот
СМСП, млрд. руб.
|
всего
|
57197
|
100
|
60947
|
100
|
67025
|
100
|
117
|
микро
|
27295
|
47,7
|
30161
|
49,5
|
31558
|
47,1
|
116
| |
средние
|
12095
|
21,1
|
12564
|
20,6
|
14891
|
22,2
|
123
| |
Сальдированный
финансовый результат, млрд. руб.
|
всего
|
5242
|
100
|
6013
|
100
|
11599
|
100
|
221
|
микро
|
2933
|
56,0
|
3408
|
56,7
|
8269
|
71,3
|
282
| |
средние
|
887
|
16,9
|
1123
|
18,7
|
1315
|
11,3
|
148
| |
Рентабельность
продаж, %
|
всего
|
3,4
|
-
|
5,4
|
-
|
8,4
|
-
|
-
|
микро
|
2,3
|
-
|
4,1
|
-
|
7,9
|
-
|
-
| |
средние
|
7,3
|
-
|
8,2
|
-
|
8,5
|
-
|
-
|
За три исследуемых периода (2021-2023 гг.) ситуация в отношении экономики и ее результативности СМСП сложилась следующим образом. Численность работников, официально зарегистрированных по всем СМСП значительно не увеличилась, рост составил лишь 1%, при этом наибольшая численность была зафиксирована в микро- организациях. Несмотря на малое число средних предприятий, количество занятых в них составило от 15 до 15,8% за исследуемый период.
В отношении такого анализируемого показателя как заработная плата следует обратить внимание на то, что по всем типам СМСП произошел практически одинаковый её рост, но в отношении ее размера можно выделить только средние предприятия. Здесь заработок работников значительно превышал (на 48% по данным 2023 г.) значения этого показателя в малых и микро-организациях и составил к уровню 2023 года 73775 рублей, что практически равнялось средней заработной плате по Российской Федерации (73709 руб.) [10].
По сравнению с заработной платой оборот по финансово-хозяйственной деятельности вырос незначительно и составил около 20%, где наилучшие показатели продемонстрировали микро- организации, но наиболее существенное наращивание оборотов зафиксировано в средних (23%). Наибольший финансовый результат, который увеличился практически в три раза показали микро- предприятия, который к уровню 2023 года составил около 8,3 трлн. руб. Рентабельность проданных товаров, работ и услуг значительно изменилась в лучшую сторону на 5% и составила 8,4% к уровню 2023 года. При этом аналогичный рост показали микро- предприятия, а по средним сохранялась достаточно устойчивая картина экономической эффективности, т.к. рост составил с 7,3% до 8,5%.
Данный анализ позволяет судить о том, что малые формы хозяйствования имеют существенное значение для экономики государства, и занимают 1/5 долю от ВВП страны, но наибольшее социально-экономическое положительное состояние демонстрируют средние организации, о чем свидетельствуют данные таблицы 1. При этом в ряде отраслей и сфер деятельности малый бизнес развивается не так благополучно и особенно его функционирование осложняется экономическим кризисом и санкциями многих стран мира, с которыми на протяжении последних двух десятилетий у России были сформированы, как казалось ранее, достаточно устойчивые рыночные связи.
Среди особо уязвимых отраслей экономики можно считать сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство. Эта сфера экономики достаточно многофункциональна и наибольшую долю здесь имеет сельское хозяйство в части отраслей растениеводства и животноводства. Для доказательства подобного суждения проанализируем результаты функционирования СМСП в аграрном секторе экономике.
Первым фактором, характеризующим развитие малого бизнеса в сельском и лесном хозяйстве, а также в рыбоводстве и рыболовстве будет выступать численность занятых трудовых ресурсов (рис. 2). Данный показатель глубоко оценивает уровень развития и перспективы дальнейшего роста или наоборот. Известным фактом, в настоящее время является проблема дефицита кадров во всех секторах экономики, как следствие негативных тенденций в демографии и миграции населения.
Таблица 2 ‑ Средняя численность работников субъектов МСП в аграрном секторе экономики, 2021-2023 гг, тыс. чел.*
Показатели (отрасли)
|
Годы
|
Относительное отклонение 2023 г. к
2021 г.
| ||
2021
|
2022
|
2023
| ||
Всего по СМСП по всем отраслям
экономики
| ||||
Малые
предприятия
- в том числе по микро- предприятиям |
10652,4
5262,3 |
10587,1
5279,0 |
10772,6
5450,0 |
101,1
103,6 |
Средние
предприятия
|
1599,7
|
1678,5
|
1696,9
|
106,1
|
Сельское, лесное хозяйство, охота,
рыболовство и рыбоводство
| ||||
Малые предприятия, всего
- в том числе: микро-предприятия |
386,9
112,1 |
391,4
115,7 |
385,8
115,3 |
99,7
102,9 |
Средние предприятия
|
216,8
|
210,7
|
204,1
|
94,1
|
в том числе:
| ||||
Растениеводство и животноводство
| ||||
Малые
предприятия, всего
- в том числе: микро-предприятия |
317,3
86,2 |
324,1
88,4 |
323,8
85,2 |
102,0
98,8 |
Средние
предприятия
|
201,0
|
194,2
|
186,9
|
93,0
|
Лесное хозяйство
| ||||
Малые
предприятия, всего
- в том числе: микро-предприятия |
45,4
18,4 |
43,9
18,9 |
38,8
18,6 |
85,5
101,1 |
Средние
предприятия
|
7,2
|
7,2
|
7,6
|
105,6
|
Рыболовство и рыбоводство
| ||||
Малые
предприятия, всего
- в том числе: микро-предприятия |
24,2
8,5 |
23,4
8,2 |
23,2
8,2 |
95,9
96,5 |
Средние
предприятия
|
8,7
|
9,3
|
9,5
|
109,2
|
Данные таблицы 2 свидетельствуют о незначительной доле занятых в малом бизнесе аграрной направленности. Так в целом по сфере народного хозяйства «сельское, лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство» количество занятых (официально числящихся трудоустроенными) стабильно держится на постоянной отметке по удельному весу и составляет 3,6%. Внутри отрасли изменения по численности занятых обстоят следующим образом. Так в растениеводстве и животноводстве малых агро-организаций отмечается рост, даже на фоне снижения числа работающих в среднем и микро- бизнесе. Совершенно обратная ситуация наблюдается в лесном хозяйстве, где рост занятых в микро-предприятиях составляет 1,1%, тогда как в целом по малым предприятиям сокращение кадрового состава за три года очень существенное – на 14,5%. В этой же отрасли по средним организациям наблюдается существенный приток кадров (5,6%) на фоне неплохой возможности иметь средний доход в виде заработной платы на уровне более чем 73 тыс. рублей. В рыболовстве и рыбоводстве наибольший интерес по предложению рабочей силы заметен лишь средних организациях (9,2%) на фоне общего снижения численности трудящихся во всех остальных типах малых организаций.
Данные таблицы 2 позволяют утверждать, что лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство в большей степени демонстрируют рост и привлекательность среди, в первую очередь, кадров и, возможно, инвестиций в средних организациях, относящихся к СМСП.
Следующим элементом анализа в оценке состояния развития малого бизнеса в аграрном секторе экономики страны является инвестиционная привлекательность и вложенные инвестиции в основные фонды организаций. Здесь необходимо подчеркнуть, что малые организации, в том числе и микро- предприятия с численностью до 15 человек по статистическим исследованиям не имеют показателей, либо они настолько малы, что не требуют учета. При этом средний бизнес достаточно ярко выражен в объемах инвестиций, но при этом в рамках отраслей наблюдается сильная разрозненность по их размеру (табл. 3).
Таблица 3 ‑ Объем инвестиционных вложений в основные фонды субъектов среднего предпринимательства по отраслям за 2021-2023 гг., млрд. руб. *
Отрасли
|
Годы
|
Абсолютное отклонение 2023 г. к 2021
г., +/-
| ||
2021
|
2022
|
2023
| ||
Всего
по всем отраслям и сферам экономической деятельности
|
530,1
|
680,0
|
776,1
|
246,0
|
Всего
по аграрному сектору экономики
|
131,0
|
143,1
|
145,3
|
14,3
|
в
т.ч.
- растениеводство и животноводство |
123,0
|
133,4
|
135,9
|
12,9
|
-
лесное хозяйство
|
4,0
|
4,3
|
3,2
|
- 0,8
|
-
рыболовство и рыбоводство
|
4,0
|
5,4
|
6,2
|
2,2
|
Общий объем инвестиций в аграрный сектор экономики по субъектам малого и среднего бизнеса составляет около 19-20 % и за последние три анализируемых периода сохраняет этот структурный размер. Наибольший объем инвестиций заметен в сельскохозяйственных отраслях (растениеводство и животноводство), их удельный вес в общем объеме инвестирования достигает более 93%, и за анализируемый период виден заметный рост на 14,3 млрд. рублей. В лесном хозяйстве и рыболовстве в базовый период исследования отмечались равные объемы инвестирования на уровне 4 млрд. рублей, которые сильно изменились к 2023 году. Так в лесном хозяйстве инвестиции сократились на 0,8 млрд. рублей, что в процентном выражении составило 20%, а в рыболовстве и рыбоводстве наоборот произошел существенный рост, который привел общий объем инвестирования к уровню в 6,2 млрд. рублей. Наибольшие инвестиции в сельское хозяйство объясняются постоянной реализацией направлений программы по развитию сельского хозяйства и финансированием по источникам в основном из средств федерального и регионального бюджетов, включающей льготное кредитование, тогда как в лесном и рыбном хозяйствах доминирующая составная часть приходится на собственные и привлеченные, а также заемные средства. Инвестируют в основном в машины, оборудование, здания и сооружения. При этом примечательным фактом является то, что в последние годы заметно (более чем в 2 раза) увеличились инвестиционные вложения в объекты интеллектуальной собственности.
В 2023 году по результатам финансово-хозяйственной деятельности в аграрном секторе экономики субъектами СМП была получена прибыль в размере 475,3 млрд. руб. При этом на долю средних предприятий пришлось около 35% от общего финансового результата, тогда как на микро- организации – 18,9%, а остальные 46% сконцентрировались в результатах деятельности малых организаций с численностью до 100 человек. В разрезе отраслей можно отметить наибольшую результативность по отраслям сельского хозяйства и это вполне объяснимо на фоне их большего количества по субъектам МСП.
Выводы и предложения. В результате проведенного анализа можно отметить, что малые и средние формы хозяйствования в аграрном секторе экономики требуют большего внимания со стороны федеральных и региональных властей. Именно с их помощью можно активизировать инвестиционный процесс путем внесения изменений или более эффективной реализации направлений действующих программ по развитию сельского хозяйства с отдельным рассмотрением вопросов по развитию таких отраслей как лесное и рыбное хозяйство. Привлечение юридических и физических лиц к инвестиционным вложениям в малый и средний бизнес с нуля и в развитие за счет использования таких инструментариев как государственно-частное партнёрство и муниципально-частное партнерство, концессионные соглашения.
Вместе с тем следует организовать усиленную популяризацию среди школьников на селе и обучающихся всех курсов средних профессиональных образовательных учреждений и высших учебных заведений путем реализации образовательных программ, семинаров, учебных и профессиональных курсов, круглых столов.
Для инициативных заявившихся к организации малого бизнеса в аграрном секторе экономики граждан следует осуществлять максимальную организационную и материально-финансовую поддержку и сопровождение на начальном этапе ведения агробизнеса. При этом в муниципалитете или в целом регионе необходимо осуществлять контроль целесообразности и нужности для потребительского общества получаемых продуктов в результате ведения агробизнеса, т.е. сопровождению и поддержке должны подлежать только те физические и юридические лица и их СМСП, которые по специализации, в действительности, имеют существенное социально-экономическое значение на микро- и макро-уровне.
Учитывая высокую степень рискованности малого бизнеса, особенно вновь открываемого в настоящее время можно обратить внимание на практический опыт других регионов, которые успешно поддерживают бизнес с помощью организаций, созданных по инициативе регионального правительства. В качестве примера можно привести успешно реализуемый проект Пермского края по созданию Агентства по развитию малого и среднего предпринимательства в регионе, который выступает в роли уполномоченного органа в данной сфере и курирует деятельность АО «Корпорация МСП». Главными функциональными задачами Корпорации развития малого бизнеса выступают меры финансовой и нефинансовой поддержки в виде буферной зоны рисков и угроз между предпринимателями действующими или начинающими и кредитными, административными институтами [14].
В условиях активизации развития СМСП следует также вести работу по активизации потребительских кооперационных связей. Для аграрного сектора экономики все выше перечисленные меры не являются едиными, неизменными и универсальными. Но они могут получить методическим концептуальным материалом для разработки внутри региональной системы развития агробизнеса в рамках функционирования СМСП при наличии необходимых ресурсов. Данная научная и управленческая деятельность имеет особую социально-экономическую важность в сложных и нестабильных условиях рыночной экономики.
References:
Russian Statistical Yearbook. 2024 (2024).
Small and medium-sized enterprises in Russia. 2024 (2024).
Epanchintsev V. Yu., Shumakova O. V. (2023). Information and consulting support at different stages of the life cycle of small agricultural business entities. Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy selskokhozyaystvennoy akademii. (2). 173-182.
Frolova O.A., Grishina T.V., Yukhlina Yu.A. (2023). New approaches to the allocation of criteria for classifying agricultural enterprises as small businesses. Bulletin NGII. (11). 90-101.
Gurina M.A., Vasileva S.I., Mitrofanova O.N., Schetinina I.S. (2024). Prospects for the development and support of small and medium-sized businesses at the regional level. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (11). 6155-6178.
Popova L.V., Lata M.S., Melikhov P.A. (2024). Digital transformation of the regional agrosphere: small business problems. The Bulletin of the Adyghe State University, Series \\. (2). 84-90.
Rastegaeva F.S. (2018). The development of entrepreneurship in the agro-industrial complex of Russia. Modern management technologies. (2). 2.
Repnikova V. M., Dmitrieva A. S. (2024). Sanctions pressure as a factor of sme development. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (3). 671-680.
Shichkin I. A., Umnov V. A. (2025). Current trends in the development of small and medium-sized business in Russia. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 15 (1). 61-84.
Yarkova T. M. (2024). Problems and prospects of small and medium-sized businesses in Russia. Creative economy. 18 (7). 1667-1682.
Zaytsev Ya.V., Polozhentseva Yu.S., Androsova I.V., Starostina D.S. (2024). Regional regulation and support of small and medium-sized enterprises at the municipal level. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 14 (11). 6179-6196.
Страница обновлена: 03.06.2025 в 00:51:55