The impact of the external economic aspects of the EAEU digitalization on the continuity and sustainability of Kyrgyzstan\\\'s economic development
Kuzymina T.I.1, Arakelyan A.A.1
, Savin E.V.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Journal paper
Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 2 (April-June 2025)
Abstract:
The article reveals the problems and prospects of digital transformation of the Kyrgyz Republic in the context of integration into the EAEU, including the problem of insufficient Internet coverage, low level of use of information and communication technologies in the regions, and the importance of attracting foreign investments. The article considers the role of the digital economy as a key aspect of sustainable growth of the national economy, which has the effect of minimizing inequality among the population and increasing synergy effects in the domestic economy. The study examines the current state of digitalization in the EAEU countries and provides a comparative analysis of the characteristics of digital indicators and the level of ICT integration. The main attention is paid to the national digitalization strategy of Kyrgyzstan, in particular the strategies \\\"Taza Koom\\\" and \\\"Digital Kyrgyzstan\\\", which are focused on the development of digital infrastructure, increasing the level of digital literacy among the population of the republic, and the implementation of projects in the field of digitalization.
Keywords: digitalization, digital economy, digital technology, digital transformation, information and communication technology, information and computing services, EAEU
JEL-classification: O31, O33, L86, M15
Введение
На сегодняшний день страны, входящие в состав ЕАЭС уделяют особое внимание интеграции цифровой экономики, поскольку цифровая трансформация признана движущей силой масштабного и устойчивого развития, снижающего неравенство, являющегося локомотивом интеграционных процессов и ресурсом ряда синергетических эффектов в сфере экономики. Актуальность темы исследования обусловлена ключевой позицией цифровизации в обеспечении роста ВВП и конкурентоспособности национальных экономик стран-участниц ЕАЭС.
Различные аспекты цифровой трансформации и влияния информационно-коммуникационных технологий на непрерывность и устойчивость экономического развития в своих исследовательских работах рассматривали ученые- экономисты: Макаров И.Н., Дробот Е.В., Назаренко В.С. [1], Тищенко Е.Н. и Михалин В.И. [2], Савин В.Е. [3, с. 53-59.]. Большой вклад в изучение проблем цифровой интеграции стран ЕАЭС внесли Т.И. Кузьмина и Г.В Подбиралина [10]. Как отмечал С.Ю Глазьев [4, с. 60-75.], развитие информационно-коммуникационных и цифровых технологий порождает множество возможностей и создает различные угрозы экономическому развитию, а по мнению Хасбулатова Р.И., цифровые технологии являются одним из важных направлений развития мирового хозяйства, [5, с. 101-104.], Абрамов В.И. [6, с. 615-636.] в своих работах рассматривает вопросы цифровизации и устойчивого развития регионов.
Целью данной статьи является выявление возможностей и трудностей внедрения цифровизации в экономику стран-членов ЕАЭС и на этой основе сформулировать конкретные предложения для повышения эффективности и устойчивости функционирования данного интеграционного объединения.
Научная новизна исследования заключается в проведении анализа текущих процессов цифровой трансформации Кыргызской Республики в рамках интеграции в Евразийский экономический союз. А также включает в себя оценку текущей цифровизации стран ЕАЭС, степень интеграции ИКТ в развитии макроэкономических показателей, в том числе, определение ключевых аспектов, оказывающих прямое влияние на эффективность реализации проектов цифровой экономики.
В качестве научной гипотезы авторы выдвигают тезис о том, что процессы реализации цифровых проектов представляют собой один из ключевых факторов развития экономик, снижения степени социально-экономического неравенства и повышения эффективности администрирования государственных процессов.
В исследовании применялись метод сравнения, аналитический метод, метод изучения информационных материалов, метод статистического анализа, графический метод. На основании их использования осуществлена комплексная оценка степени цифровизации Кыргызстана и стран-участниц ЕАЭС. По результатам полученных данных проведен анализ формирования траекторий развития и повышения показателей эффективности реализации цифровых инициатив, а также обобщен опыт создания рекомендаций, направленных на развитие цифровой экономики в рамках региональной интеграции.
Основная часть
Текущая цифровая повестка обладает превалирующим значением для стран-участниц ЕАЭС. В таблице 1 представлен сравнительный анализ степени цифровизации национальных экономик ЕАЭС.
Таблица 1. Вклад отрасли «Информация и связь» в макроэкономические показатели ЕАЭС, 2023 год (млн долл. США) [7]
Table 1. Contribution of the Information and Communications industry to the macroeconomic indicators of the EAEU, 2023 (USD million)
Наименование
показателей
|
ЕАЭС
|
Россия
|
Армения
|
Беларусь
|
Казахстан
|
Кыргызстан
|
Валовой внутренний
продукт
|
2404979
|
203408
|
24212
|
72033
|
261338
|
13987
|
Валовая
добавленная стоимость
|
2185451
|
1847888
|
21618
|
63106
|
241219
|
11621
|
Отрасль
экономики: «Информация и связь»
|
68845
|
58802
|
1336
|
3240
|
5178
|
288
|
Из приведенных в таблице 1 данных видно, что вклад указанной отрасли Кыргызской Республики в совокупный показатель ЕАЭС самый низкий – 288 млн долларов, что составляет немногим более 0,4%. Показатель добавленной стоимости в области “Информация и связь” в совокупном ВВП экономического блока насчитывает 68,8 млрд долл. Значимый вклад в развитие данной области в совокупный ВВП ЕАЭС внесли Россия и Казахстан, составив 58,8 млрд долл. и 5,2 млрд долл., соответственно.
Для оценки уровня развития цифровизации стран в рамках членства ЕАЭС, необходимо проанализировать ряд специальных индикаторов цифровизации, в числе которых индексы электронной торговли B2C и развитие электронного правительства (см. рис. 1).
Рисунок
1. Индекс электронной торговли B2C в странах-членах ЕАЭС, 2020 год [8]
Figure 1. B2C e-commerce Index in EU Member States, 2020
В состав агрегируемых
показателей данного индекса включают удельный вес пользователей интернета и
цифровых платежных инструментов (виртуальные и физические банковские карты,
электронные кошельки, платежные NFC
сервисы и др.), степень надежности
почтовых доставок, а также, наличие безопасных
цифровых платформ. Совокупность агрегируемых
показателей в результате преобразуется в линейную шкалу цифрового развития от 1
до 100, где число, находящееся ближе к последнему индикатору – как показатель
наиболее развитой электронной торговли. Из
представленного рис.1, прослеживается, что Кыргызстан и Армения обладают
наименьшими значениями данного индекса среди стран ЕАЭС, занимая 97 и 84 места в рейтинге индекса электронной торговли среди 193 стран-респондентов, что отражено на графике с левой стороны. Это
объясняется сложностями обеспечения высокой степени
надежности почтовых доставок, что в том числе,
оказывает влияние на эффективность развития электронной коммерции в странах.
Цифровые технологии в рамках государственного сектора обладают наибольшей
степенью развитости среди
стран ЕАЭС. Основываясь на Индексе развития электронного правительства ООН,
методика которого включает в себя формулу из трех ключевых элементов:
субиндекса развития онлайн госуслуг, телеком инфраструктуры и человеческого
капитала, Казахстан занимает 29 место в рейтинге EDGI, Россия- 36 место, Беларусь – 40 место, Армения – 68 место,
Кыргызстан 83 место из 193 стран-респондентов (см. рис.2)
Рисунок 2. Индекс развития электронного правительства в странах-членах ЕАЭС, 2020 год [9]
Figure 2. E-Government Development Index in the EU member states, 2020
На текущий момент, с помощью применения цифровых технологий, государственные таможенные службы внутри ЕАЭС реализуют порядка 15 операций, в т.ч. регистрационные процессы таможенных и транзитных деклараций, деклараций на товарные знаки и др. [10].
Процессам цифровизации в ЕАЭС уделяется повышенное внимание, поэтому была утверждена стратегия “Цифровая повестка” от 6 декабря 2016 года, в рамках которой сформулированы принципы и цели, ориентированные на реализацию цифровизации среди стран-участниц ЕАЭС. Начало цифровизации было задано в 2017 году с принятием концепции “Об основных направлениях реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года” [11].
Институциональная основа цифровой трансформации Кыргызстана, формируется с помощью нормативно-правовых актов, содержащихся в Национальной стратегии КР на период 2018-2040 годы. В части цифровизации, утвержденная стратегия определяет этапы формирования адаптивной современной ИКТ-инфраструктуры, охватывающей все регионы Кыргызстана и поддерживающей продуктивное функционирование экономических процессов. Правительством утверждена Национальная программа цифровой трансформации “Таза Коом”, ориентированная на реализацию целей устойчивого развития (НСУР-2040) и, включающая разработку системы государственного электронного администрирования.
Для реализации цифровых преобразований в стране разработана Концепция цифровой трансформации, под названием “Цифровой Кыргызстан” с периодом реализации в 2019-2023 годы, включает основные этапы и ключевые задачи построения экосистемы для цифровизации экономики страны и государственного администрирования [12].
Процесс развития цифровой трансформации зависит от эффективности применения ИКТ во всех областях жизнедеятельности. Опираясь на статистические данные Международного союза электросвязи, в 2022 году Кыргызстан занимает 109 позицию в глобальном индексе развития ИКТ, составляя 4,37 пунктов [13].
Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республики в 2022 году было проведено исследование около 24 тыс. субъектов экономики, результаты показали, что только около половины предприятий использовали ИКТ в хозяйственной деятельности [14]. Согласно данных, представленных на рис.3, наибольший удельный вес предприятий Кыргызстана использующих ИКТ зафиксирован в столице г.Бишкек – 35%, и прилегающей к ней более развитой в технологическом отношении Чуйской области – 13%, далее происходит достаточно резкое снижение активности использования ИКТ в отдаленных регионах страны. При этом доля предприятий с государственной формой собственности составила 49%, а доля частных компаний - 51%. Установлено, что 36% государственных предприятий имеют web-сайты, треть контента на которых ведется на национальном языке.
Рисунок 3. Удельный вес предприятий, использующих ИКТ, 2022 год [14]
Figure 3/ The share of enterprises using ICT, 2022
Совокупное количество специалистов субъектов экономики, деятельность которых связаны с использованием ИКТ по данным за 2022 год составляет около 20 тысяч, в т.ч. 5 тысяч в образовательной сфере. Превалирующий удельный вес кадров данной отрасли локализован в столице, городе Бишкек - 37,4%, в то время как наименьший удельный вес функционирует в Нарынской области - 1,4%.
По статистическим данным за 2022 год, предприятия КР использовали более 24 тыс. лицензированных ПО, из которых на долю предприятий, территориально располагающихся в сельской местности, приходилось всего 4,5%. Основная доля предпринимательских структур Кыргызстана (51%), использующая локальные вычислительные сети относились к предприятиям государственного сектора, из которых 30,5% работают в режиме ADSL и по выделенным шлюзам. Согласно данных таблицы 2, основное количество локальных вычислительных сетей в 2022 году сконцентрировано в городах – 7565 из них более 60% в столице республики городе Бишкек. Из совокупного числа предприятий, работающих с электронной почтой, на столицу приходится 3 тыс. организаций, что составляет 35,2%. Минимальные показатели наблюдаются в Нарынской области, где количество составляет всего 260, или 3% от общего числа.
Таблица 2. Наличие средств компьютерного сервиса на предприятиях и в организациях в 2022 году (на конец года, единиц) [14]
Table 2. Availability of computer service facilities at enterprises and organizations in 2022 (at the end of the year, units)
|
Всего
|
в
том числе
| ||
городские
поселения |
из них
г. Бишкек |
сельская
местность | ||
Локальные вычислительные сети
|
8
554
|
7
565
|
4
712
|
989
|
Электронная
почта
|
8
421
|
5
238
|
2
962
|
3
183
|
Точки
доступа в сеть Интернет
|
30
057
|
23
347
|
14
124
|
6
710
|
в
том числе ADSL и по
выделенным линиям |
8
076
|
5
154
|
2
270
|
2
922
|
Собственные
WEB-сайты
|
2
501
|
2
043
|
1
309
|
458
|
их
них:
предоставляющие услуги On- Line |
1
299
|
1
092
|
890
|
207
|
WEB-сайты на кыргызском языке
|
845
|
675
|
412
|
170
|
Процесс цифровой трансформации не может быть реализован без полномасштабной цифровизации всей республики, поэтому, ключевая позиция в процессе государственной диджитализации отведена государству. Ключевые цели Концепции “Цифровой Кыргызстан 2019-2023” включают:
1. Создание цифрового государства;
2. Интеграция компонентов цифровой экономики;
3. Повышение уровня цифровых компетенций и навыков среди населения;
4. Создание полноценной системы кибербезопасности;
5. Формирование устойчивого кадрового потенциала в области теории и практики [15].
Процессы цифровой трансформации и их развитие напрямую зависят от применения ИКТ в жизнедеятельности населения республики. При проведении сравнительного анализа с государствами-членами ЕАЭС, цифровизация, проходящая в Кыргызской Республике обладает слабым уровнем доступности данных для населения страны, поскольку далеко не все домохозяйства имеют доступ к интернету из-за слабого уровня охвата территории страны фиксированной широкополосной связью. Этот фактор оказывает негативное влияние на положение республики в глобальном индексе развития ИКТ.
Реализация поставленных целей цифровизации КР во многом зависит от помощи стран Евразийского союза [16]. Данный проект предусматривает формирование институциональной среды для цифровой экономики, в частности, для формирования эффективной нормативно-правовой базы, как внутри страны, так и в рамках ЕАЭС.
Около 60 проектов направлены на полноценную цифровую трансформацию в КР, в т.ч. на усиление и расширение функционала электронной системы “Тундук”, куда было инвестировано 309 млн сом. В развитие проекта “Тундук” активное участие принимают государственные органы. Данный проект ориентирован на минимизацию бюрократических процедур, снижение трудозатрат и автоматизацию процессов предоставления государственных услуг.
Реализована интеграция Межведомственной системы “Тундук” с инфраструктурой ЕАЭС для совместных процессов в рамках цифрового сотрудничества, что существенно снижает издержки на создание отдельных каналов связи.
На сегодняшний день в КР осуществляются запуски тестовых пилотных проектов электронных медицинских карт (e-Health), которые проводятся на основе медицинских учреждений для ряда возрастных когорт населения. Реализация цифрового проекта в медицинской сфере повлечет за собой оптимизацию учета пациентов и улучшение доступности к получению медицинских услуг населением.
Тестируется и реализуется цифровой проект “Смарт город” на территории городов Бишкек и Ош, ориентированный на интеграцию систем видеонаблюдения и администрирования дорожного движения, на повышение безопасности и улучшение транспортной инфраструктуры. Реализация “Смарт города” происходит постепенно и требует значительных инвестиционных затрат на увеличение зоны покрытия.
В КР реализован проект “Правительство как платформа”, идея которого заключается в формировании виртуального пространства, ориентированного на удовлетворение потребностей населения страны в предоставлении электронных государственных и частных услуг, посредством взаимодействия между государственными структурами и представителями бизнес сектором Кыргызстана. Цифровая платформа реализована с целью упрощения и минимизации сроков реализации запросов населения, предоставляя возможность удобного и бесконтактного взаимодействия с государственными органами для получения различных справок и выписок.
В Кыргызстане реализован портал электронных услуг e-gov.kg, предоставляющий возможность подачи заявок на получение государственных услуг в формате онлайн, таких как регистрация бизнеса, выдача паспортов, получение социальных пособий и т.п. Функционал платформы на текущий момент весьма ограничен и требует дальнейшего расширения спектра услуг. Вместе с тем, проект эффективно минимизирует трудозатраты и упрощает доступ населения к получению государственных услуг. Причем, как показали исследования молодежь является активным потребителем цифровых услуг [17].
Приоритетом цифровой трансформации является создание цифровой инфраструктуры международного уровня, включая обеспечение полного доступа к высокоскоростному интернету по всей территории Кыргызстана, что. обеспечит стабильные и безопасные интернет-соединения с глобальными сетями и магистральными каналами передачи данных.
Заключение
Для эффективной разработки и реализации утвержденной Концепции цифровой трансформации КР необходимо применение эффективных систем планирования и администрирования. Отдельно взятая цель в рамках цифровой повестки должна быть подкреплена ответственностью государственных структур. Важно создать центры компетенций, включающие представителей власти, ключевых участников бизнес-сектора, гражданского общества и партнеров по развитию цифровой повестки.
Помимо вышеперечисленного, важно повышать степень цифровой грамотности среди населения, увеличивать интернет-покрытие на территории Кыргызстана, развивать сервисы и инфраструктуры, направленные на обеспечение безопасности обмена данными с учетом риска кибератак и утечек персональных данных, для чего необходимо увеличивать инвестиционные потоки, направленные на реализацию цифровых проектов и подготовку соответствующих кадров.
В рамках данного исследования мы проанализировали текущие процессы цифровой трансформации на территории Кыргызской Республики, выполнили оценку современного состояния процессов цифровизации национальных экономик стран-участниц ЕАЭС. Несмотря на существование определенных пробелов в отдельно взятых странах ЕАЭС, интеграция цифровых инноваций в сферах жизнедеятельности населения и поэтапная реализация амбициозных перспективных цифровых проектов, полная реализация которых запланирована в 2025 году, позволяет нам предоставить оценку цифровой трансформации в рамках ЕАЭС как весьма перспективное и требующее дальнейшего развития направление.
References:
Informatsionno - kommunikatsionnye tekhnologii v Kyrgyzskoy Respublike 2018-2022gg [Information and communication technologies in the Kyrgyz Republic 2018-2022] (2023). Bishkek: Natsstatkom Kyrgyzskoy Respubliki. (in Russian).
Tsifrovaya ekonomika. Statistika Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza [The digital economy. Statistics of the Eurasian Economic Union] (2023). Moscow: Evraziyskaya ekonomicheskaya komissiya. (in Russian).
Abramov V.I., Abramov I.V., Putilov A.V., Trushinya I. (2023). Tsifrovizatsiya ekonomicheskikh otnosheniy kak faktor ustoychivogo razvitiya stran [Digitalization of economic relations as a factor of countries' sustainable development]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (2). 615-636. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.2.117125.
Arakelyan A.A., Kuzmina T.I. (2024). Razvitie vneshnetorgovogo sotrudnichestva Kyrgyzstana i Rossii v usloviyakh EAES [Development of foreign trade cooperation between Kyrgyzstan and Russia under the conditions of the EAEU]. Journal of International Economic Affairs. 14 (1). 73-86. (in Russian). doi: 10.18334/eo.14.1.120409.
Glazev S.Yu. (2023). Tekhnologii i suverenitet: gosudarstvo v tiskakh tsifrovoy revolyutsii? [Technologies and sovereignty: is the state in the grip of digital revolution?]. Problems of national strategy. (6(81)). 60-75. (in Russian). doi: 10.52311/2079-3359_2023_6_60.
Khasbulatov R.I. i dr. (2019). Mirovaya ekonomika [Global economy] M.: Yurayt. (in Russian).
Kuzmina T.I., Podbiralina G.V. (2022). Uglublenie integratsionnyh protsessov na osnove tsifrovogo sotrudnichestva stran chlenov EAES [Deepening integration processes on the basis of digital cooperation of the eaeu member countries]. Competitiveness in the global world: economy, science, technology. (7). 54-59. (in Russian).
Makarov I.N., Drobot E.V., Nazarenko V.S., Kokoreva A.A., Vishnyakova A.I. (2023). Doverie i rezultativnost gosudarstvennoy finansovo-ekonomicheskoy politiki: informatsionnye aspekty [Trust and effectiveness of the public financial and economic policy: information aspects]. Creative Economy. 17 (11). 4385-4404. (in Russian). doi: 10.18334/ce.17.11.119303.
Savin V.E., Chylabaeva A.K., Zhakshylyk K.R. (2023). Statisticheskiy uchet i analiz osobennostey molodezhnogo segmenta na rynke truda Kyrgyzstana [Statistical accounting and analysis of the features of the youth segment in the labor market of Kyrgyzstan]. Bulletin of Kyrgyz-Russian Slavic University. 23 (11). 54-60. (in Russian). doi: 10.36979/1694-500X-2023-23-11-54-60.
Savin V.E., Taranova E.V., Arakelyan A.A. (2023). Monitoring osushchestvleniya denezhnyh perevodov iz Rossii v Kyrgyzstan [Monitoring of money transfers from Russia to Kyrgyzstan]. Economics: theory and practice. (3(71)). 53-59. (in Russian). doi: 10.31429/2224042X_2023_71_53.
The UNCTAD B2C E-commerce Index 2020: Spotlight on Latin America and the Caribbean - UNCTAD Technical Notes on ICT for Development No. 17Unctad.org. Retrieved from https://unctad.org/system/files/official-document/tn_unctad_ict4d17_en.pdf
Tischenko E.N., Mikhalin V.I. (2019). Obespechenie informatsionnoy bezopasnosti tsifrovoy ekonomiki [Ensuring the information security of the digital economy] Rostov-on-Don: Rostovskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet (RINKh). (in Russian).
Страница обновлена: 03.04.2025 в 19:11:19