Влияние внешнеэкономических аспектов цифровизации ЕАЭС на непрерывность и устойчивость экономического развития Кыргызстана

Кузьмина Т.И.1, Аракелян А.А.1, Савин Е.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 2 (Апрель-июнь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье раскрыты проблемы и перспективы цифровизации экономики Кыргызской Республики в контексте развития внешнеэкономических связей в рамках ЕАЭС и дальнего зарубежья. Рассмотрена роль цифровой экономики как ключевого аспекта для устойчивого и непрерывного роста национальной экономики, оказывающей эффект на минимизацию неравенства среди населения и повышение синергетических эффектов в экономике. Рассмотрены вопросы недостаточного интернет-покрытия, низкого уровня информационно-коммуникационных технологий в регионах и важность привлечения иностранных инвестиций для цифровизации экономики. Проведено исследование текущей конъюнктуры цифровизации стран ЕАЭС, приведен сравнительный анализ характеристик цифровых показателей и степени интеграции ИКТ. Ключевое внимание отводится национальной стратегии цифровизации Кыргызстана, в частности, стратегиям «Таза Коом» и «Цифровой Кыргызстан», ориентированным на развитие цифровой инфраструктуры, повышение степени цифровой грамотности среди населения республики и реализацию проектов в области цифровизации.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, цифровые технологии, цифровая трансформация, информационно-коммуникационные технологии, информационно-вычислительные услуги, ЕАЭС

JEL-классификация: O31, O33, L86, M15



Введение

На сегодняшний день страны, входящие в состав ЕАЭС уделяют особое внимание интеграции цифровой экономики, поскольку цифровая трансформация признана движущей силой масштабного и устойчивого развития, снижающего неравенство, являющегося локомотивом интеграционных процессов и ресурсом ряда синергетических эффектов в сфере экономики. Актуальность темы исследования обусловлена ключевой позицией цифровизации в обеспечении роста ВВП и конкурентоспособности национальных экономик стран-участниц ЕАЭС.

Различные аспекты цифровой трансформации и влияния информационно-коммуникационных технологий на непрерывность и устойчивость экономического развития в своих исследовательских работах рассматривали ученые- экономисты: Макаров И.Н., Дробот Е.В., Назаренко В.С. [1], Тищенко Е.Н. и Михалин В.И. [2], Савин В.Е. [3, с. 53-59.]. Большой вклад в изучение проблем цифровой интеграции стран ЕАЭС внесли Т.И. Кузьмина и Г.В Подбиралина [10]. Как отмечал С.Ю Глазьев [4, с. 60-75.], развитие информационно-коммуникационных и цифровых технологий порождает множество возможностей и создает различные угрозы экономическому развитию, а по мнению Хасбулатова Р.И., цифровые технологии являются одним из важных направлений развития мирового хозяйства, [5, с. 101-104.], Абрамов В.И. [6, с. 615-636.] в своих работах рассматривает вопросы цифровизации и устойчивого развития регионов.

Целью данной статьи является выявление возможностей и трудностей внедрения цифровизации в экономику стран-членов ЕАЭС и на этой основе сформулировать конкретные предложения для повышения эффективности и устойчивости функционирования данного интеграционного объединения.

Научная новизна исследования заключается в проведении анализа текущих процессов цифровой трансформации Кыргызской Республики в рамках интеграции в Евразийский экономический союз. А также включает в себя оценку текущей цифровизации стран ЕАЭС, степень интеграции ИКТ в развитии макроэкономических показателей, в том числе, определение ключевых аспектов, оказывающих прямое влияние на эффективность реализации проектов цифровой экономики.

В качестве научной гипотезы авторы выдвигают тезис о том, что процессы реализации цифровых проектов представляют собой один из ключевых факторов развития экономик, снижения степени социально-экономического неравенства и повышения эффективности администрирования государственных процессов.

В исследовании применялись метод сравнения, аналитический метод, метод изучения информационных материалов, метод статистического анализа, графический метод. На основании их использования осуществлена комплексная оценка степени цифровизации Кыргызстана и стран-участниц ЕАЭС. По результатам полученных данных проведен анализ формирования траекторий развития и повышения показателей эффективности реализации цифровых инициатив, а также обобщен опыт создания рекомендаций, направленных на развитие цифровой экономики в рамках региональной интеграции.

Основная часть

Текущая цифровая повестка обладает превалирующим значением для стран-участниц ЕАЭС. В таблице 1 представлен сравнительный анализ степени цифровизации национальных экономик ЕАЭС.

Таблица 1. Вклад отрасли «Информация и связь» в макроэкономические показатели ЕАЭС, 2023 год (млн долл. США) [7]

Table 1. Contribution of the Information and Communications industry to the macroeconomic indicators of the EAEU, 2023 (USD million)

Наименование показателей
ЕАЭС
Россия
Армения
Беларусь
Казахстан
Кыргызстан
Валовой внутренний продукт
2404979
203408
24212
72033
261338
13987
Валовая добавленная стоимость
2185451
1847888
21618
63106
241219
11621
Отрасль экономики: «Информация и связь»
68845
58802
1336
3240
5178
288

Из приведенных в таблице 1 данных видно, что вклад указанной отрасли Кыргызской Республики в совокупный показатель ЕАЭС самый низкий – 288 млн долларов, что составляет немногим более 0,4%. Показатель добавленной стоимости в области “Информация и связь” в совокупном ВВП экономического блока насчитывает 68,8 млрд долл. Значимый вклад в развитие данной области в совокупный ВВП ЕАЭС внесли Россия и Казахстан, составив 58,8 млрд долл. и 5,2 млрд долл., соответственно.

Для оценки уровня развития цифровизации стран в рамках членства ЕАЭС, необходимо проанализировать ряд специальных индикаторов цифровизации, в числе которых индексы электронной торговли B2C и развитие электронного правительства (см. рис. 1).

Рисунок 1. Индекс электронной торговли B2C в странах-членах ЕАЭС, 2020 год [8]

Figure 1. B2C e-commerce Index in EU Member States, 2020

В состав агрегируемых показателей данного индекса включают удельный вес пользователей интернета и цифровых платежных инструментов (виртуальные и физические банковские карты, электронные кошельки, платежные NFC сервисы и др.), степень надежности почтовых доставок, а также, наличие безопасных цифровых платформ. Совокупность агрегируемых показателей в результате преобразуется в линейную шкалу цифрового развития от 1 до 100, где число, находящееся ближе к последнему индикатору – как показатель наиболее развитой электронной торговли. Из представленного рис.1, прослеживается, что Кыргызстан и Армения обладают наименьшими значениями данного индекса среди стран ЕАЭС, занимая 97 и 84 места в рейтинге индекса электронной торговли среди 193 стран-респондентов, что отражено на графике с левой стороны. Это объясняется сложностями обеспечения высокой степени надежности почтовых доставок, что в том числе, оказывает влияние на эффективность развития электронной коммерции в странах. Цифровые технологии в рамках государственного сектора обладают наибольшей степенью развитости среди стран ЕАЭС. Основываясь на Индексе развития электронного правительства ООН, методика которого включает в себя формулу из трех ключевых элементов: субиндекса развития онлайн госуслуг, телеком инфраструктуры и человеческого капитала, Казахстан занимает 29 место в рейтинге EDGI, Россия- 36 место, Беларусь – 40 место, Армения – 68 место, Кыргызстан 83 место из 193 стран-респондентов (см. рис.2)

Рисунок 2. Индекс развития электронного правительства в странах-членах ЕАЭС, 2020 год [9]

Figure 2. E-Government Development Index in the EU member states, 2020

На текущий момент, с помощью применения цифровых технологий, государственные таможенные службы внутри ЕАЭС реализуют порядка 15 операций, в т.ч. регистрационные процессы таможенных и транзитных деклараций, деклараций на товарные знаки и др. [10].

Процессам цифровизации в ЕАЭС уделяется повышенное внимание, поэтому была утверждена стратегия “Цифровая повестка” от 6 декабря 2016 года, в рамках которой сформулированы принципы и цели, ориентированные на реализацию цифровизации среди стран-участниц ЕАЭС. Начало цифровизации было задано в 2017 году с принятием концепции “Об основных направлениях реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года” [11].

Институциональная основа цифровой трансформации Кыргызстана, формируется с помощью нормативно-правовых актов, содержащихся в Национальной стратегии КР на период 2018-2040 годы. В части цифровизации, утвержденная стратегия определяет этапы формирования адаптивной современной ИКТ-инфраструктуры, охватывающей все регионы Кыргызстана и поддерживающей продуктивное функционирование экономических процессов. Правительством утверждена Национальная программа цифровой трансформации “Таза Коом”, ориентированная на реализацию целей устойчивого развития (НСУР-2040) и, включающая разработку системы государственного электронного администрирования.

Для реализации цифровых преобразований в стране разработана Концепция цифровой трансформации, под названием “Цифровой Кыргызстан” с периодом реализации в 2019-2023 годы, включает основные этапы и ключевые задачи построения экосистемы для цифровизации экономики страны и государственного администрирования [12].

Процесс развития цифровой трансформации зависит от эффективности применения ИКТ во всех областях жизнедеятельности. Опираясь на статистические данные Международного союза электросвязи, в 2022 году Кыргызстан занимает 109 позицию в глобальном индексе развития ИКТ, составляя 4,37 пунктов [13].

Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республики в 2022 году было проведено исследование около 24 тыс. субъектов экономики, результаты показали, что только около половины предприятий использовали ИКТ в хозяйственной деятельности [14]. Согласно данных, представленных на рис.3, наибольший удельный вес предприятий Кыргызстана использующих ИКТ зафиксирован в столице г.Бишкек – 35%, и прилегающей к ней более развитой в технологическом отношении Чуйской области – 13%, далее происходит достаточно резкое снижение активности использования ИКТ в отдаленных регионах страны. При этом доля предприятий с государственной формой собственности составила 49%, а доля частных компаний - 51%. Установлено, что 36% государственных предприятий имеют web-сайты, треть контента на которых ведется на национальном языке.

Рисунок 3. Удельный вес предприятий, использующих ИКТ, 2022 год [14]

Figure 3/ The share of enterprises using ICT, 2022

Совокупное количество специалистов субъектов экономики, деятельность которых связаны с использованием ИКТ по данным за 2022 год составляет около 20 тысяч, в т.ч. 5 тысяч в образовательной сфере. Превалирующий удельный вес кадров данной отрасли локализован в столице, городе Бишкек - 37,4%, в то время как наименьший удельный вес функционирует в Нарынской области - 1,4%.

По статистическим данным за 2022 год, предприятия КР использовали более 24 тыс. лицензированных ПО, из которых на долю предприятий, территориально располагающихся в сельской местности, приходилось всего 4,5%. Основная доля предпринимательских структур Кыргызстана (51%), использующая локальные вычислительные сети относились к предприятиям государственного сектора, из которых 30,5% работают в режиме ADSL и по выделенным шлюзам. Согласно данных таблицы 2, основное количество локальных вычислительных сетей в 2022 году сконцентрировано в городах – 7565 из них более 60% в столице республики городе Бишкек. Из совокупного числа предприятий, работающих с электронной почтой, на столицу приходится 3 тыс. организаций, что составляет 35,2%. Минимальные показатели наблюдаются в Нарынской области, где количество составляет всего 260, или 3% от общего числа.

Таблица 2. Наличие средств компьютерного сервиса на предприятиях и в организациях в 2022 году (на конец года, единиц) [14]

Table 2. Availability of computer service facilities at enterprises and organizations in 2022 (at the end of the year, units)


Всего
в том числе
городские
поселения
из них
г. Бишкек
сельская
местность
Локальные вычислительные сети
8 554
7 565
4 712
989
Электронная почта
8 421
5 238
2 962
3 183
Точки доступа в сеть Интернет
30 057
23 347
14 124
6 710
в том числе ADSL и по
выделенным линиям
8 076
5 154
2 270
2 922
Собственные WEB-сайты
2 501
2 043
1 309
458
их них:
предоставляющие услуги On- Line
1 299
1 092
890
207
WEB-сайты на кыргызском языке
845
675
412
170

Процесс цифровой трансформации не может быть реализован без полномасштабной цифровизации всей республики, поэтому, ключевая позиция в процессе государственной диджитализации отведена государству. Ключевые цели Концепции “Цифровой Кыргызстан 2019-2023” включают:

1. Создание цифрового государства;

2. Интеграция компонентов цифровой экономики;

3. Повышение уровня цифровых компетенций и навыков среди населения;

4. Создание полноценной системы кибербезопасности;

5. Формирование устойчивого кадрового потенциала в области теории и практики [15].

Процессы цифровой трансформации и их развитие напрямую зависят от применения ИКТ в жизнедеятельности населения республики. При проведении сравнительного анализа с государствами-членами ЕАЭС, цифровизация, проходящая в Кыргызской Республике обладает слабым уровнем доступности данных для населения страны, поскольку далеко не все домохозяйства имеют доступ к интернету из-за слабого уровня охвата территории страны фиксированной широкополосной связью. Этот фактор оказывает негативное влияние на положение республики в глобальном индексе развития ИКТ.

Реализация поставленных целей цифровизации КР во многом зависит от помощи стран Евразийского союза [16]. Данный проект предусматривает формирование институциональной среды для цифровой экономики, в частности, для формирования эффективной нормативно-правовой базы, как внутри страны, так и в рамках ЕАЭС.

Около 60 проектов направлены на полноценную цифровую трансформацию в КР, в т.ч. на усиление и расширение функционала электронной системы “Тундук”, куда было инвестировано 309 млн сом. В развитие проекта “Тундук” активное участие принимают государственные органы. Данный проект ориентирован на минимизацию бюрократических процедур, снижение трудозатрат и автоматизацию процессов предоставления государственных услуг.

Реализована интеграция Межведомственной системы “Тундук” с инфраструктурой ЕАЭС для совместных процессов в рамках цифрового сотрудничества, что существенно снижает издержки на создание отдельных каналов связи.

На сегодняшний день в КР осуществляются запуски тестовых пилотных проектов электронных медицинских карт (e-Health), которые проводятся на основе медицинских учреждений для ряда возрастных когорт населения. Реализация цифрового проекта в медицинской сфере повлечет за собой оптимизацию учета пациентов и улучшение доступности к получению медицинских услуг населением.

Тестируется и реализуется цифровой проект “Смарт город” на территории городов Бишкек и Ош, ориентированный на интеграцию систем видеонаблюдения и администрирования дорожного движения, на повышение безопасности и улучшение транспортной инфраструктуры. Реализация “Смарт города” происходит постепенно и требует значительных инвестиционных затрат на увеличение зоны покрытия.

В КР реализован проект “Правительство как платформа”, идея которого заключается в формировании виртуального пространства, ориентированного на удовлетворение потребностей населения страны в предоставлении электронных государственных и частных услуг, посредством взаимодействия между государственными структурами и представителями бизнес сектором Кыргызстана. Цифровая платформа реализована с целью упрощения и минимизации сроков реализации запросов населения, предоставляя возможность удобного и бесконтактного взаимодействия с государственными органами для получения различных справок и выписок.

В Кыргызстане реализован портал электронных услуг e-gov.kg, предоставляющий возможность подачи заявок на получение государственных услуг в формате онлайн, таких как регистрация бизнеса, выдача паспортов, получение социальных пособий и т.п. Функционал платформы на текущий момент весьма ограничен и требует дальнейшего расширения спектра услуг. Вместе с тем, проект эффективно минимизирует трудозатраты и упрощает доступ населения к получению государственных услуг. Причем, как показали исследования молодежь является активным потребителем цифровых услуг [17].

Приоритетом цифровой трансформации является создание цифровой инфраструктуры международного уровня, включая обеспечение полного доступа к высокоскоростному интернету по всей территории Кыргызстана, что. обеспечит стабильные и безопасные интернет-соединения с глобальными сетями и магистральными каналами передачи данных.

Заключение

Для эффективной разработки и реализации утвержденной Концепции цифровой трансформации КР необходимо применение эффективных систем планирования и администрирования. Отдельно взятая цель в рамках цифровой повестки должна быть подкреплена ответственностью государственных структур. Важно создать центры компетенций, включающие представителей власти, ключевых участников бизнес-сектора, гражданского общества и партнеров по развитию цифровой повестки.

Помимо вышеперечисленного, важно повышать степень цифровой грамотности среди населения, увеличивать интернет-покрытие на территории Кыргызстана, развивать сервисы и инфраструктуры, направленные на обеспечение безопасности обмена данными с учетом риска кибератак и утечек персональных данных, для чего необходимо увеличивать инвестиционные потоки, направленные на реализацию цифровых проектов и подготовку соответствующих кадров.

В рамках данного исследования мы проанализировали текущие процессы цифровой трансформации на территории Кыргызской Республики, выполнили оценку современного состояния процессов цифровизации национальных экономик стран-участниц ЕАЭС. Несмотря на существование определенных пробелов в отдельно взятых странах ЕАЭС, интеграция цифровых инноваций в сферах жизнедеятельности населения и поэтапная реализация амбициозных перспективных цифровых проектов, полная реализация которых запланирована в 2025 году, позволяет нам предоставить оценку цифровой трансформации в рамках ЕАЭС как весьма перспективное и требующее дальнейшего развития направление.


Источники:

1. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Назаренко В.С., Кокорева А.А., Вишнякова А.И. Доверие и результативность государственной финансово-экономической политики: информационные аспекты // Креативная экономика. – 2023. – № 11. – c. 4385-4404. – doi: 10.18334/ce.17.11.119303.
2. Тищенко Е.Н., Михалин В.И. Обеспечение информационной безопасности цифровой экономики. / В книге: Цифровая трансформация экономики России: траектория развития. - Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), 2019. – 80-90 c.
3. Савин В.Е., Таранова Е.В., Аракелян А.А. Мониторинг осуществления денежных переводов из России в Кыргызстан // Экономика: теория и практика. – 2023. – № 3(71). – c. 53-59. – doi: 10.31429/2224042X_2023_71_53.
4. Глазьев С.Ю. Технологии и суверенитет: государство в тисках цифровой революции? // Проблемы национальной стратегии. – 2023. – № 6(81). – c. 60-75. – doi: 10.52311/2079-3359_2023_6_60.
5. Хасбулатов Р.И. и др. Мировая экономика. / В 2 частях. - М.: Юрайт, 2019. – 101-104 c.
6. Абрамов В.И., Абрамов И.В., Путилов А.В., Трушиня И. Цифровизация экономических отношений как фактор устойчивого развития стран // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2. – c. 615-636. – doi: 10.18334/vinec.13.2.117125.
7. Цифровая экономика. Статистика Евразийского экономического союза. / Статистический сборник. - Москва: Евразийская экономическая комиссия, 2023. – 95 c.
8. The UNCTAD B2C E-commerce Index 2020: Spotlight on Latin America and the Caribbean - UNCTAD Technical Notes on ICT for Development No. 17. Unctad.org. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/tn_unctad_ict4d17_en.pdf.
9. Рейтинг стран мира по Индексу развития электронного правительства. Гуманитарный портал: Исследования. [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/e-government-development-index.
10. Кузьмина Т.И., Подбиралина Г.В. Углубление интеграционных процессов на основе цифрового сотрудничества стран членов ЕАЭС // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2022. – № 7. – c. 54-59.
11. Об основных направлениях реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года. Eec.eaeunion.org. [Электронный ресурс]. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/964/Reshenie-VEES-_12_Osnovnye-napravleniya-realizatsii-tsifrovoy-povestki-EAES.pdf (дата обращения: 04.12.2024).
12. Концепция Цифровой трансформации Кыргызской Республики на 2024-2028 годы. Cbd.minjust.gov.kg. [Электронный ресурс]. URL: https://cbd.minjust.gov.kg/30-164/edition/6414/ru (дата обращения: 02.12.2024).
13. Рейтинг стран мира по Индексу развития информационно-коммуникационных технологий. Гуманитарный портал: Исследования. [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/ict-development-index (дата обращения: 05.12.2024).
14. Информационно - коммуникационные технологии в Кыргызской Республике 2018-2022гг. - Бишкек: Нацстатком Кыргызской Республики, 2023. – 66 c.
15. «ДОРОЖНАЯ КАРТА» по реализации Концепции цифровой трансформации «Цифровой Кыргызстан 2019-2023». Cbd.minjust.gov.kg. [Электронный ресурс]. URL: https://cbd.minjust.gov.kg/216896/edition/1118030/ru (дата обращения: 07.12.2024).
16. Аракелян А.А., Кузьмина Т.И. Развитие внешнеторгового сотрудничества Кыргызстана и России в условиях ЕАЭС // Экономические отношения. – 2024. – № 1. – c. 73-86. – doi: 10.18334/eo.14.1.120409.
17. Савин В.Е., Чылабаева А.К., Жакшылык К.Р. Статистический учет и анализ особенностей молодежного сегмента на рынке труда Кыргызстана // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. – 2023. – № 11. – c. 54-60. – doi: 10.36979/1694-500X-2023-23-11-54-60.

Страница обновлена: 03.04.2025 в 19:11:19