Влияние внешнеэкономических аспектов цифровизации ЕАЭС на непрерывность и устойчивость экономического развития Кыргызстана
Статья в журнале
Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 2 (Апрель-июнь 2025)
Введение
На сегодняшний день страны, входящие в состав ЕАЭС уделяют особое внимание интеграции цифровой экономики, поскольку цифровая трансформация признана движущей силой масштабного и устойчивого развития, снижающего неравенство, являющегося локомотивом интеграционных процессов и ресурсом ряда синергетических эффектов в сфере экономики. Актуальность темы исследования обусловлена ключевой позицией цифровизации в обеспечении роста ВВП и конкурентоспособности национальных экономик стран-участниц ЕАЭС.
Различные аспекты цифровой трансформации и влияния информационно-коммуникационных технологий на непрерывность и устойчивость экономического развития в своих исследовательских работах рассматривали ученые- экономисты: Макаров И.Н., Дробот Е.В., Назаренко В.С. [1], Тищенко Е.Н. и Михалин В.И. [2], Савин В.Е. [3, с. 53-59.]. Большой вклад в изучение проблем цифровой интеграции стран ЕАЭС внесли Т.И. Кузьмина и Г.В Подбиралина [10]. Как отмечал С.Ю Глазьев [4, с. 60-75.], развитие информационно-коммуникационных и цифровых технологий порождает множество возможностей и создает различные угрозы экономическому развитию, а по мнению Хасбулатова Р.И., цифровые технологии являются одним из важных направлений развития мирового хозяйства, [5, с. 101-104.], Абрамов В.И. [6, с. 615-636.] в своих работах рассматривает вопросы цифровизации и устойчивого развития регионов.
Целью данной статьи является выявление возможностей и трудностей внедрения цифровизации в экономику стран-членов ЕАЭС и на этой основе сформулировать конкретные предложения для повышения эффективности и устойчивости функционирования данного интеграционного объединения.
Научная новизна исследования заключается в проведении анализа текущих процессов цифровой трансформации Кыргызской Республики в рамках интеграции в Евразийский экономический союз. А также включает в себя оценку текущей цифровизации стран ЕАЭС, степень интеграции ИКТ в развитии макроэкономических показателей, в том числе, определение ключевых аспектов, оказывающих прямое влияние на эффективность реализации проектов цифровой экономики.
В качестве научной гипотезы авторы выдвигают тезис о том, что процессы реализации цифровых проектов представляют собой один из ключевых факторов развития экономик, снижения степени социально-экономического неравенства и повышения эффективности администрирования государственных процессов.
В исследовании применялись метод сравнения, аналитический метод, метод изучения информационных материалов, метод статистического анализа, графический метод. На основании их использования осуществлена комплексная оценка степени цифровизации Кыргызстана и стран-участниц ЕАЭС. По результатам полученных данных проведен анализ формирования траекторий развития и повышения показателей эффективности реализации цифровых инициатив, а также обобщен опыт создания рекомендаций, направленных на развитие цифровой экономики в рамках региональной интеграции.
Основная часть
Текущая цифровая повестка обладает превалирующим значением для стран-участниц ЕАЭС. В таблице 1 представлен сравнительный анализ степени цифровизации национальных экономик ЕАЭС.
Таблица 1. Вклад отрасли «Информация и связь» в макроэкономические показатели ЕАЭС, 2023 год (млн долл. США) [7]
Table 1. Contribution of the Information and Communications industry to the macroeconomic indicators of the EAEU, 2023 (USD million)
Наименование
показателей
|
ЕАЭС
|
Россия
|
Армения
|
Беларусь
|
Казахстан
|
Кыргызстан
|
Валовой внутренний
продукт
|
2404979
|
203408
|
24212
|
72033
|
261338
|
13987
|
Валовая
добавленная стоимость
|
2185451
|
1847888
|
21618
|
63106
|
241219
|
11621
|
Отрасль
экономики: «Информация и связь»
|
68845
|
58802
|
1336
|
3240
|
5178
|
288
|
Из приведенных в таблице 1 данных видно, что вклад указанной отрасли Кыргызской Республики в совокупный показатель ЕАЭС самый низкий – 288 млн долларов, что составляет немногим более 0,4%. Показатель добавленной стоимости в области “Информация и связь” в совокупном ВВП экономического блока насчитывает 68,8 млрд долл. Значимый вклад в развитие данной области в совокупный ВВП ЕАЭС внесли Россия и Казахстан, составив 58,8 млрд долл. и 5,2 млрд долл., соответственно.
Для оценки уровня развития цифровизации стран в рамках членства ЕАЭС, необходимо проанализировать ряд специальных индикаторов цифровизации, в числе которых индексы электронной торговли B2C и развитие электронного правительства (см. рис. 1).
Рисунок
1. Индекс электронной торговли B2C в странах-членах ЕАЭС, 2020 год [8]
Figure 1. B2C e-commerce Index in EU Member States, 2020
В состав агрегируемых
показателей данного индекса включают удельный вес пользователей интернета и
цифровых платежных инструментов (виртуальные и физические банковские карты,
электронные кошельки, платежные NFC
сервисы и др.), степень надежности
почтовых доставок, а также, наличие безопасных
цифровых платформ. Совокупность агрегируемых
показателей в результате преобразуется в линейную шкалу цифрового развития от 1
до 100, где число, находящееся ближе к последнему индикатору – как показатель
наиболее развитой электронной торговли. Из
представленного рис.1, прослеживается, что Кыргызстан и Армения обладают
наименьшими значениями данного индекса среди стран ЕАЭС, занимая 97 и 84 места в рейтинге индекса электронной торговли среди 193 стран-респондентов, что отражено на графике с левой стороны. Это
объясняется сложностями обеспечения высокой степени
надежности почтовых доставок, что в том числе,
оказывает влияние на эффективность развития электронной коммерции в странах.
Цифровые технологии в рамках государственного сектора обладают наибольшей
степенью развитости среди
стран ЕАЭС. Основываясь на Индексе развития электронного правительства ООН,
методика которого включает в себя формулу из трех ключевых элементов:
субиндекса развития онлайн госуслуг, телеком инфраструктуры и человеческого
капитала, Казахстан занимает 29 место в рейтинге EDGI, Россия- 36 место, Беларусь – 40 место, Армения – 68 место,
Кыргызстан 83 место из 193 стран-респондентов (см. рис.2)
Рисунок 2. Индекс развития электронного правительства в странах-членах ЕАЭС, 2020 год [9]
Figure 2. E-Government Development Index in the EU member states, 2020
На текущий момент, с помощью применения цифровых технологий, государственные таможенные службы внутри ЕАЭС реализуют порядка 15 операций, в т.ч. регистрационные процессы таможенных и транзитных деклараций, деклараций на товарные знаки и др. [10].
Процессам цифровизации в ЕАЭС уделяется повышенное внимание, поэтому была утверждена стратегия “Цифровая повестка” от 6 декабря 2016 года, в рамках которой сформулированы принципы и цели, ориентированные на реализацию цифровизации среди стран-участниц ЕАЭС. Начало цифровизации было задано в 2017 году с принятием концепции “Об основных направлениях реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года” [11].
Институциональная основа цифровой трансформации Кыргызстана, формируется с помощью нормативно-правовых актов, содержащихся в Национальной стратегии КР на период 2018-2040 годы. В части цифровизации, утвержденная стратегия определяет этапы формирования адаптивной современной ИКТ-инфраструктуры, охватывающей все регионы Кыргызстана и поддерживающей продуктивное функционирование экономических процессов. Правительством утверждена Национальная программа цифровой трансформации “Таза Коом”, ориентированная на реализацию целей устойчивого развития (НСУР-2040) и, включающая разработку системы государственного электронного администрирования.
Для реализации цифровых преобразований в стране разработана Концепция цифровой трансформации, под названием “Цифровой Кыргызстан” с периодом реализации в 2019-2023 годы, включает основные этапы и ключевые задачи построения экосистемы для цифровизации экономики страны и государственного администрирования [12].
Процесс развития цифровой трансформации зависит от эффективности применения ИКТ во всех областях жизнедеятельности. Опираясь на статистические данные Международного союза электросвязи, в 2022 году Кыргызстан занимает 109 позицию в глобальном индексе развития ИКТ, составляя 4,37 пунктов [13].
Национальным статистическим комитетом Кыргызской Республики в 2022 году было проведено исследование около 24 тыс. субъектов экономики, результаты показали, что только около половины предприятий использовали ИКТ в хозяйственной деятельности [14]. Согласно данных, представленных на рис.3, наибольший удельный вес предприятий Кыргызстана использующих ИКТ зафиксирован в столице г.Бишкек – 35%, и прилегающей к ней более развитой в технологическом отношении Чуйской области – 13%, далее происходит достаточно резкое снижение активности использования ИКТ в отдаленных регионах страны. При этом доля предприятий с государственной формой собственности составила 49%, а доля частных компаний - 51%. Установлено, что 36% государственных предприятий имеют web-сайты, треть контента на которых ведется на национальном языке.
Рисунок 3. Удельный вес предприятий, использующих ИКТ, 2022 год [14]
Figure 3/ The share of enterprises using ICT, 2022
Совокупное количество специалистов субъектов экономики, деятельность которых связаны с использованием ИКТ по данным за 2022 год составляет около 20 тысяч, в т.ч. 5 тысяч в образовательной сфере. Превалирующий удельный вес кадров данной отрасли локализован в столице, городе Бишкек - 37,4%, в то время как наименьший удельный вес функционирует в Нарынской области - 1,4%.
По статистическим данным за 2022 год, предприятия КР использовали более 24 тыс. лицензированных ПО, из которых на долю предприятий, территориально располагающихся в сельской местности, приходилось всего 4,5%. Основная доля предпринимательских структур Кыргызстана (51%), использующая локальные вычислительные сети относились к предприятиям государственного сектора, из которых 30,5% работают в режиме ADSL и по выделенным шлюзам. Согласно данных таблицы 2, основное количество локальных вычислительных сетей в 2022 году сконцентрировано в городах – 7565 из них более 60% в столице республики городе Бишкек. Из совокупного числа предприятий, работающих с электронной почтой, на столицу приходится 3 тыс. организаций, что составляет 35,2%. Минимальные показатели наблюдаются в Нарынской области, где количество составляет всего 260, или 3% от общего числа.
Таблица 2. Наличие средств компьютерного сервиса на предприятиях и в организациях в 2022 году (на конец года, единиц) [14]
Table 2. Availability of computer service facilities at enterprises and organizations in 2022 (at the end of the year, units)
|
Всего
|
в
том числе
| ||
городские
поселения |
из них
г. Бишкек |
сельская
местность | ||
Локальные вычислительные сети
|
8
554
|
7
565
|
4
712
|
989
|
Электронная
почта
|
8
421
|
5
238
|
2
962
|
3
183
|
Точки
доступа в сеть Интернет
|
30
057
|
23
347
|
14
124
|
6
710
|
в
том числе ADSL и по
выделенным линиям |
8
076
|
5
154
|
2
270
|
2
922
|
Собственные
WEB-сайты
|
2
501
|
2
043
|
1
309
|
458
|
их
них:
предоставляющие услуги On- Line |
1
299
|
1
092
|
890
|
207
|
WEB-сайты на кыргызском языке
|
845
|
675
|
412
|
170
|
Процесс цифровой трансформации не может быть реализован без полномасштабной цифровизации всей республики, поэтому, ключевая позиция в процессе государственной диджитализации отведена государству. Ключевые цели Концепции “Цифровой Кыргызстан 2019-2023” включают:
1. Создание цифрового государства;
2. Интеграция компонентов цифровой экономики;
3. Повышение уровня цифровых компетенций и навыков среди населения;
4. Создание полноценной системы кибербезопасности;
5. Формирование устойчивого кадрового потенциала в области теории и практики [15].
Процессы цифровой трансформации и их развитие напрямую зависят от применения ИКТ в жизнедеятельности населения республики. При проведении сравнительного анализа с государствами-членами ЕАЭС, цифровизация, проходящая в Кыргызской Республике обладает слабым уровнем доступности данных для населения страны, поскольку далеко не все домохозяйства имеют доступ к интернету из-за слабого уровня охвата территории страны фиксированной широкополосной связью. Этот фактор оказывает негативное влияние на положение республики в глобальном индексе развития ИКТ.
Реализация поставленных целей цифровизации КР во многом зависит от помощи стран Евразийского союза [16]. Данный проект предусматривает формирование институциональной среды для цифровой экономики, в частности, для формирования эффективной нормативно-правовой базы, как внутри страны, так и в рамках ЕАЭС.
Около 60 проектов направлены на полноценную цифровую трансформацию в КР, в т.ч. на усиление и расширение функционала электронной системы “Тундук”, куда было инвестировано 309 млн сом. В развитие проекта “Тундук” активное участие принимают государственные органы. Данный проект ориентирован на минимизацию бюрократических процедур, снижение трудозатрат и автоматизацию процессов предоставления государственных услуг.
Реализована интеграция Межведомственной системы “Тундук” с инфраструктурой ЕАЭС для совместных процессов в рамках цифрового сотрудничества, что существенно снижает издержки на создание отдельных каналов связи.
На сегодняшний день в КР осуществляются запуски тестовых пилотных проектов электронных медицинских карт (e-Health), которые проводятся на основе медицинских учреждений для ряда возрастных когорт населения. Реализация цифрового проекта в медицинской сфере повлечет за собой оптимизацию учета пациентов и улучшение доступности к получению медицинских услуг населением.
Тестируется и реализуется цифровой проект “Смарт город” на территории городов Бишкек и Ош, ориентированный на интеграцию систем видеонаблюдения и администрирования дорожного движения, на повышение безопасности и улучшение транспортной инфраструктуры. Реализация “Смарт города” происходит постепенно и требует значительных инвестиционных затрат на увеличение зоны покрытия.
В КР реализован проект “Правительство как платформа”, идея которого заключается в формировании виртуального пространства, ориентированного на удовлетворение потребностей населения страны в предоставлении электронных государственных и частных услуг, посредством взаимодействия между государственными структурами и представителями бизнес сектором Кыргызстана. Цифровая платформа реализована с целью упрощения и минимизации сроков реализации запросов населения, предоставляя возможность удобного и бесконтактного взаимодействия с государственными органами для получения различных справок и выписок.
В Кыргызстане реализован портал электронных услуг e-gov.kg, предоставляющий возможность подачи заявок на получение государственных услуг в формате онлайн, таких как регистрация бизнеса, выдача паспортов, получение социальных пособий и т.п. Функционал платформы на текущий момент весьма ограничен и требует дальнейшего расширения спектра услуг. Вместе с тем, проект эффективно минимизирует трудозатраты и упрощает доступ населения к получению государственных услуг. Причем, как показали исследования молодежь является активным потребителем цифровых услуг [17].
Приоритетом цифровой трансформации является создание цифровой инфраструктуры международного уровня, включая обеспечение полного доступа к высокоскоростному интернету по всей территории Кыргызстана, что. обеспечит стабильные и безопасные интернет-соединения с глобальными сетями и магистральными каналами передачи данных.
Заключение
Для эффективной разработки и реализации утвержденной Концепции цифровой трансформации КР необходимо применение эффективных систем планирования и администрирования. Отдельно взятая цель в рамках цифровой повестки должна быть подкреплена ответственностью государственных структур. Важно создать центры компетенций, включающие представителей власти, ключевых участников бизнес-сектора, гражданского общества и партнеров по развитию цифровой повестки.
Помимо вышеперечисленного, важно повышать степень цифровой грамотности среди населения, увеличивать интернет-покрытие на территории Кыргызстана, развивать сервисы и инфраструктуры, направленные на обеспечение безопасности обмена данными с учетом риска кибератак и утечек персональных данных, для чего необходимо увеличивать инвестиционные потоки, направленные на реализацию цифровых проектов и подготовку соответствующих кадров.
В рамках данного исследования мы проанализировали текущие процессы цифровой трансформации на территории Кыргызской Республики, выполнили оценку современного состояния процессов цифровизации национальных экономик стран-участниц ЕАЭС. Несмотря на существование определенных пробелов в отдельно взятых странах ЕАЭС, интеграция цифровых инноваций в сферах жизнедеятельности населения и поэтапная реализация амбициозных перспективных цифровых проектов, полная реализация которых запланирована в 2025 году, позволяет нам предоставить оценку цифровой трансформации в рамках ЕАЭС как весьма перспективное и требующее дальнейшего развития направление.
Страница обновлена: 07.03.2025 в 19:10:25