Этапы инновационного процесса в нефтепереработке и нефтехимии
Жигоцкий А.Н.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 4 (Апрель 2025)
Аннотация:
В статье рассматривается интерпретация понятия «инновации», а также его анализ со стороны статистического и динамического подходов. Также в статье рассматриваются этапы эволюции инновационных процессов, начиная с технологического подхода и заканчивая современной моделью на основе информационных технологий. Представлены примеры использования моделей инновационного процесса и приведены различные варианты коммерциализации инноваций, характерные для нефтехимических компаний. Приводятся инструменты принятия решений о движении инновационных проектов к стадии коммерциализации. Рассмотрен такой инструмент принятия решений как Stage-Gate. Коммерциализация рассматривается как финальный этап инновационной деятельности нефтехимических компаний. Рассмотрено 3 вида коммерциализации инноваций в зависимости от финансовых возможностей компании: самостоятельное использование, частичная передача и полная передача прав на объект инновационной деятельности
Ключевые слова: коммерциализация инноваций, стадии коммерциализации, инновационный процесс, инновационная деятельность, классификация инноваций, инновации в нефтехимии, внедрение инноваций
JEL-классификация: O31, O32, O33
Введение
В условиях нестабильной экономики и меняющейся внешней среды, многие крупные иностранные компании ушли с российского рынка, и перед отечественной нефтехимической отраслью встали задачи по импортозамещению оборудования и технологий и укреплению технологического суверенитета. В процессе реализации программ импортозамещения в этом секторе основное внимание уделяется разработке и внедрению инноваций, так как отечественные научные исследования имеют большой потенциал.
Эффективное внедрение инноваций и их коммерциализация играют ключевую роль в получении конкурентных преимуществ и являются важным фактором экономического роста нефтехимических компаний. Универсальной модели коммерциализации инноваций не существует, так как в различных отраслях создание и распространение инноваций происходит по-разному. Поэтому перед стратегическим и операционным менеджментом нефтехимических компаний остро встает задача грамотного управления процессом коммерциализации инноваций
В данной статье рассматриваются различные формы коммерциализации, которые могут эффективно применяться в контексте нефтехимической индустрии. Для эффективного процесса получения прибыли от внедрения инноваций важно учитывать потребности рынка, выбирать наиболее выгодную форму коммерциализации и определять формы партнёрства с учётом перспектив дальнейшего использования результатов.
Вопросам теории и практики инновационных процессов и коммерциализации инноваций посвящен ряд работ как отечественных, так и зарубежных авторов.
Интерпретация понятия «инновация» рассматривается в трудах Й. Шумпетера [26], Ф.Ф. Бездудного, Г.А. Смирновой, О.Д. Нечаевой [4], Б. Твисса [21], Б. Санто [20], Калашниковой Е. А. [6], Манукяна М. М. [14].
Различные подходы к определению инноваций рассмотрены в публикациях В. П. Логинова и А. С. Кулагиной [12], Р. А. Фатхуднинова [23], В.Г. Медынского и С.В. Ильдеменова [15].
Актуальные вопросы и проблемы управления процессом коммерциализации инноваций рассмотрены в публикациях российских авторов, таких как Ю.В. Ананьева [1], О. В. Петракова [17], П.Н. Кобин [8], Л.В. Шабалина [25], К.В. Орлова [16].
В публикациях зарубежных авторов также отражены различные взгляды на процесс создания, распределения и внедрения инноваций: Б. Твисс [21], Б. Санто [20], Й. А. Шумпетер [26]. Модели развития инновационного процесса рассматриваются в трудах Р. Ротвелла [19], Н.В. Лясникова [13], В. Н. Бабича [3], А.А. Тебекиной [22].
Классификация инноваций, формы и методы коммерциализации инноваций и критерии оценки их эффективности изучены такими деятелями современной российской науки, как В. Н. Бабич [3], М. А. Коваженков [9], В.В. Курбатова [11], А.А. Тебекина [22], К.В. Орлова [16].
Изучаемая проблема - коммерциализация инноваций - характеризуется высокой степенью проработанности. Однако, несмотря на то, что она находит отражение в многочисленных научных публикациях современных авторов, перспективы ее решения требуют более всесторонних и глубоких исследований. Это определяет потребность в новых прикладных научных изысканиях, ориентированных на развитие форм и методов коммерциализации инноваций в нефтехимической отрасли.
Целью данного исследования является определение особенностей коммерциализации инноваций конкретно в нефтехимическом секторе, описание способов управления инновациями с точки зрения эффективности выстраивания инновационных процессов в нефтехимической области.
Научная новизна
Настоящее исследование посвящено актуальной проблеме коммерциализации инноваций в нефтехимической сфере. В работе предпринята попытка классифицировать типы инноваций, характерных для данной отрасли. В результате определены особенности инновационной деятельности в нефтехимической промышленности: выделены специфические инновации - отраслевые и продуктовые. Определен наиболее удобный инструмент для управления инновационной деятельностью, позволяющий минимизировать затраты и риски - Stage-and-Gate. Определена взаимосвязь затрат на R&D с объемом выручки в нефтехимическом секторе. В работе был проведен сравнительный анализ различных форм коммерциализации (лицензирование, самостоятельная реализация, полная передача прав) с учетом их применимости к различным типам инноваций в нефтехимии.
Авторская гипотеза
Гипотеза состоит в том, что чем больше выручка нефтехимической компании, тем больше компания тратит на инновации. Для коммерциализации инноваций в нефтехимическом секторе наиболее характерна такая форма коммерциализации как лицензирование.
Методология
Исследование основывается на контент-анализе научной литературы, существующих публикаций, исследований в данной области. В работе были использованы общенаучные и специальные методы - научное познание, синтез, системный, проблемный, сравнительный анализ, формализация. Для обеспечения обоснованности и достоверности результатов исследования автором поддерживалась корректность и строгость построения логики и схемы исследования.
Инновации: исследование понятия
Термин «инновация» имеет латинские корни: in – приставка, означает «в направлении», novatio - «изменение, обновление»; дословно innovatio переводится «в направлении изменений». Следовательно, инновация - это некое движение в сторону изменений.
Первое упоминание термина «инновация» встречается в работе экономиста из Австрии Й. Шумпетера «Бизнес-циклы: теоретический, исторический и статистический анализ капиталистического процесса» [26]. Под инновациями ученый понимал производство «нечто иного или иначе», создание «иных комбинаций из этих вещей и сил».
В современной интерпретации инновацией называют новшество, внедренное в производство, качественно отличное от предшествующего аналога и способное обеспечить рост эффективности [6]. Также встречается понятие инновации как выгодного использования в виде новых технологий, продуктов и услуг, производственных, финансовых, коммерческих, административных или иных организационных, технических и социально-экономических решений того или иного характера [14].
Трактовки понятия «инновация», которые встречаются в зарубежной и отечественной литературе, различаются по содержанию и зависят от подхода, который тот или иной автор взял за основу для определения термина. Известны 5 подходов, выделяемых учеными, к определению понятия «инновация», но из них ключевыми являются динамический и статический подходы.
Тех авторов, которые понимают инновации как процесс внедрения новых идей можно отнести к сторонникам динамического подхода. Например, российские авторы Ф.Ф. Бездудный, Г.А. Смирнова, О.Д. Нечаева [4] рассматривают инновацию как «процесс реализации новой идеи …, способствующий удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект». Американский экономист Б. Твисс [21] в своем труде «Управление научно-техническими нововведениями» также рассматривает инновации как «процесс, в котором изобретение или новая идея приобретает экономическое содержание». Также и венгерский экономист Б. Санто в книге «Инновация как средство экономического развития» [20] дает инновации следующее определение: «процесс, который ведёт к образованию оптимальных … продуктов, технологий, … для получения экономического результата, … его появление на рынке может принести дополнительный доход».
Таким образом, динамический подход к определению термина «инновации» характеризуется процессом внедрения новшества – от идеи до результата.
Сторонники статического подхода под инновациями понимают уже не процесс, а результат внедрения новой идеи, которая либо существенно улучшает технологию, либо создает новую технологию и при этом приносит экономическую выгоду.
В российской практике более распространён статический подход. Например, авторы В. П. Логинов и А. С. Кулагин [12] определяют инновацию как «предмет (результат, продукт, объект), полученный в ходе овеществления или коммерциализации продуктов научно-технической деятельности». Р. А. Фатхуднинов [23] предлагает разграничить понятие «новшество» и «инновация». Новшеством автор предлагает называть «оформленный результат» исследований по повышению эффективности. А вот под инновацией автор понимает уже положительный результат инновационной деятельности, «готовое внедренное новшество» с целью получения «экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта». Это означает, что этапы до внедрения относятся к «инновационной деятельности».
А вот авторы В.Г. Медынский и С.В. Ильдеменов говорят о том, что нововведение и инновация – это идентичные понятия. Инновацией авторы называют «объект, внедренный в производство в результате проведенного … исследования», «качественно отличный от предшествующего аналога» [15]. Авторы акцентируют внимание на сложности процесса, состоящего из взаимодействия множества факторов. Итогом любой инновации авторы называют получение социально-экономического эффекта.
В российском законодательстве [18] под инновацией понимается «введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях», упор делается на новизну и некие улучшения продукта.
Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что инновацию одни исследователи рассматривают как процесс, а другие – как результат. Однако все авторы сходятся во мнении, что инновационная деятельность направлена в первую очередь на получение экономического эффекта.
Исходя из определений, приведенных различными исследователями, под инновацией следует понимать нововведение, которое было представлено на рынке как новый продукт, технологический процесс или услуга, а также достигло стадии коммерциализации и имеет экономический эффект.
Инновации в нефтепереработке и нефтехимии
Перейдем к инновациям в сфере нефтепереработки и нефтехимии. Условно инновации можно разделить на 2 группы:
- специфические (отраслевые или продуктовые);
- универсальные (общие для всех отраслей).
Инновации во многом будут зависеть от того, в каком секторе нефтехимии и нефтепереработки работает компания, и какие продукты она производит.
К отраслевым инновациям можно отнести разработку новых продуктов и улучшение свойств существующих, распространение и совершенствование новых технологий. Например, такие инновации как изменение или улучшения существующих технологий и процессов добычи, транспортировки и переработки нефти, применение нанотехнологий в процессах добычи или создание новых материалов для оборудования [2, 7]. Также к специфическим инновациям можно отнести инновации, направленные на экологию, т.к. в связи с изменением климата и тенденциям к устойчивому развитию отрасль сталкивается с вызовами по снижению парникового эффекта, по переходу на возобновляемые источники энергии, по переработке отходов и пр.
К универсальным относятся инновации, связанные с улучшениями в области управления организацией, с реализацией программ промышленной безопасности, с внедрением технологий по энергосбережению или снижение затрат на оборудование.
Для дальнейшей оценки эффективности инноваций и управления их внедрением важно правильно понимать сущность терминов «инновация», «инновационный процесс» и «инновационная деятельность».
Модели развития инновационного процесса
Инновационный процесс – более широкое понятие, т.к. уже включает в себя понятие «инновация». Инновационный процесс — это превращение идеи в новый товар или услугу, он напрямую связан с разработкой, освоением и распространением инноваций, а также их коммерциализацией.
Инновационный процесс можно представить в виде линейной модели, согласно которой идея последовательно проходит через ряд этапов от возникновения до практического применения. (рис. 1).
Рисунок 1 – Инновационный процесс (создано на основе источника [19])
Данный подход был актуален в 1950-1960-х гг., когда упор делался на технологии и НИОКР, а не потребностях рынка, далее он претерпевал изменения на протяжении всего XX века. На смену «технологическому подходу» пришел «рыночный подход» (в 1970-х гг.), когда толчком считался рыночный спрос. Желания потребителя задавали направление научным разработкам, а далее следовал тот же линейный процесс. Далее обе сферы – и НИОКР, и потребности рынка – стали иметь одинаковое влияние на инновационный процесс.
После рыночного подхода появилась третья более сложная, комплексная или интегрированная модель инновационного процесса, когда и рынок, и технологии имели значение на протяжении всего жизненного цикла. Основное отличие интегрированной модели от предыдущих моделей в том, что в ней инновационный процесс рассматривается как параллельный, а не как пошаговый (поэтапный). Интегрированная модель включает проведение всех этапов одновременно: ведутся исследования и разработки, параллельно проводятся маркетинговые исследования, изучается возможность внедрения нового продукта в производство. Данная модель позволила существенно сократить временные затраты от идеи до вывода нового продукта на рынок.
В 1980-х гг. после экономического кризиса [13] в развитых странах начался подъем рынка, что привело к появлению четвертой интегрированной модели инновационного процесса. Ярким примером такой модели является организация «бережливого производства» (Kaizen, в переводе с японского - непрерывное улучшение) на японских предприятиях. Первыми ее применили на заводе Toyota. Принципы данной модели – непрерывные улучшения (кайдзен) всех производственных процессов, внедрение мероприятий по предотвращению потерь, инновационная деятельность. Японцы занимались улучшениями не только на своем предприятии, они пошли дальше и первыми интегрировали поставщиков в процесс разработки продукта. Так стали появляться совместные предприятия и различные альянсы.
С 1990-х гг. появилась модель «пятого поколения» - Модель стратегических сетей и систем, которая характеризуется взаимодействием различных подразделений и стейкхолдеров, в результате чего появляется та или иная инновация. Данная модель представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 – Модель стратегических сетей и систем (создано на основе источника [9])
Наиболее продвинутые в технологическом плане нефтехимические компании (например, BP, Shell, Chevron) используют информационные технологии, чтобы снизить расходы на НИОКР. Сущность данного подхода заключается в сборе идей, сценарном моделировании вариантов реализации этих идей, моделировании технологических решений и выбор путей реализации данных идей. Такая концепция позволяет снизить расходы на НИОКР с помощью использования информационных технологий моделирования вариантов разработки.
Инновационная деятельность в нефтехимической отрасли
Рынок мировой и отечественной нефтехимии активно развивается, появляется все больше проектов по углублению переработки углеводородного сырья.
Ведущие нефтегазовые и нефтехимические компании осуществляют инновационную деятельность по ключевым направлениям, позволяющим им сохранять и улучшать свои конкурентные позиции в условиях текущих и перспективных тенденций в нефтегазовом и нефтехимическом секторе.
Такие тенденции как увеличение доли высоковязкой и высокосернистой нефти ведут к необходимости повышения эффективности переработки сырья более низкого качества. Например, компания Eni построила нефтеперерабатывающий завод на основе собственной технологии – Eni Slurry Technology. Увеличение конкуренции по ассортименту и качеству продукции нефтепереработки и нефтехимии побуждает компании создавать новые технологии очистки, улучшения потребительских свойств нефтехимических продуктов. Например, Petrobras запустил собственную установку по гидродесульфурации нафты.
Лидеры отрасли для управления технологическими проектами используют поэтапно структурированный процесс с принятием решений по завершению каждого этапа - Stage-gate - для того чтобы правильно выстраивать инновационную деятельность, с наименьшими затратами и минимальными рисками.
Инструмент «Stage-gate» - система управления инновационными проектами: от идеи продукта и до его успешного коммерческого запуска. Данный инструмент позволяет разбивать весь длительный процесс на этапы (всего 5). Гейты – по-другому «ворота» – служат контрольными точками для перехода на следующий этап. Соответственно, для прохождения ворот необходимо, чтобы проект соответствовал выбранным предварительным условиям (рис. 3).
Рисунок 3 – Инструмент управления инновационной деятельностью Stage-gate (создано на основе источника [24])
Кросс-функциональная команда проекта может перейти к следующей стадии разработки только после защиты результатов и получения одобрения руководства. Stage-gate [24] является механизмом снижения рисков в проекте:
• на ранних этапах (1-2) максимальный уровень неясности и минимальный уровень инвестиций;
• каждая следующая стадия является более затратной, чем предыдущая;
• по мере устранения неясностей и снижения риска повышается уровень инвестиций.
После прохождения 4-го этапа инновационный процесс переходит в стадию коммерциализации. Результатом процесса является коммерчески успешный новый/улучшенный продукт или технология.
Коммерциализация: финальный этап инновационного процесса
Для достижения конечного положительного результата необходимо его распространение на рынке, то есть коммерциализация. Для коммерциализации инноваций важно, чтобы предприятие вело предпринимательскую деятельность. Еще в 1930-х гг. Й. Шумпетер рассматривал инновации как неотъемлемую часть предпринимательской деятельности. Таким образом, под коммерциализацией инноваций следует понимать переход от результатов НИОКР к востребованным продуктам с целью получения дохода [9].
Если говорить о коммерциализации в нефтепереработке и нефтехимии, то здесь есть своя специфика. Во-первых, для того чтобы осуществить инновационный процесс требуются значительные ресурсы в R&D. Лидеры инноваций могут расходовать в год на инвестиции в НИОКР от 2500 до 4000 млн. USD. Например, по размеру инвестиций в R&D и выручки явно выделяется Китайская государственная нефтехимическая компания CNPC. Ее выручка в год составляет 435 млрд. USD, затраты на R&D почти 1%, и при такой выручке представляют значительную сумму – почти 4 млрд USD. А вот другая китайская компания – Sinopec – при такой же выручке тратит до 0,5% на исследования и разработки, сумма затрат получается тоже внушительная – 1-1,5 млрд. USD [27, 28].
Мировой концерн BASF, имея выручку в 4 раза меньше китайских компаний, тратит на инновации практически 3% от выручки (2,5 млрд. USD). Крупные нефтепеработчики – Shell, TotalEnergies, ExxonMobil с выручкой 200-300 млрд. USD тратят примерно 800-850 млн. USD на инновации [29, 30, 31].
Венгерская компания MOL Group наращивает инновационный потенциал: создает новые научно-исследовательские подразделений в R&D центре и расширяет сеть научных партнеров, т.к. в настоящее время строит один из крупнейших в мире комплексов по производству полиэфир полиолов, запуск которого запланирован на 2024 г [17].
Однако недостаточное финансирование НИОКР в России и высокая "патентная" зависимость, к сожалению, ограничивают возможности отечественных предприятий в разработке собственных инновационных решений [8]. Если рассматривать российские нефтеперебатывающие и нефтехимические компаний (Газпромнефть, Роснефть, Лукойл, Сибур), то при годовой выручке от 20 до 130 млрд. USD на инновации они тратят не более 0,2% от выручки (10-330 млн. USD) [33, 34, 35, 36].
Во-вторых, для того чтобы оставаться успешными все крупные международные и национальные нефтеперерабатывающие компании не только покупают готовые технологии на рынке, но и занимаются разработкой собственных технологий. Поэтому в сфере нефтехимии и нефтепереработки все компании, от гигантов до сравнительно небольших, стремятся к созданию собственных научно-технических центров компетенций.
Например, у таких крупных нефтепереработчиков как ExxonMobil, Shell, Chevron по 2-3 научно-технических центра, где работают до 5000 научных сотрудников [29, 30, 32]. Одна из крупнейших китайских нефтехимических компаний – Sinopec – имеет 7 научно-исследовательских центров. Кроме того, сами компании являются лицензиарами собственных технологий.
Более мелкие зарубежные компании (Eni, OMV, Orlen) также имеют свои собственные исследовательские центры [37, 38, 39]. Российские нефтепереработчики не отстают от мировых компаний и тоже создают собственные Научно-технические центры (НТЦ) а также сотрудничают с Научно-исследовательскими институтами (НИИ). Однако в большинстве случаев такие компании собственных технологий не изобретают, а занимаются анализом и улучшением существующих процессов. Для инновационной деятельности в России характерно недостаточное развитие институтов трансфера технологий, что создаёт барьеры для коммерциализации научных разработок. Отсутствие эффективных механизмов взаимодействия между исследовательскими учреждениями, университетами и промышленными предприятиями затрудняет перевод инновационных идей в реальные продукты и услуги [25]. Для преодоления этих сложностей необходима разработка и реализация комплексной стратегии, направленной на создание благоприятной среды для инновационного развития нефтехимической промышленности.
Пока в сфере нефтепереработки и нефтехимии существуют несколько вариантов коммерциализации инновационной деятельности:
1. Самостоятельное использование объекта инновационной деятельности
Этот вариант включает регистрацию патентных прав на технологию или продукт, организацию производства и сбыта инновационной продукции или технологии. Сроки действия патентов бывают разными и зависят от конкретного государства. Во время действия патента сохраняются права на интеллектуальную собственность за компанией-патентообладателем. Как итог компания сама получает доход от использования собственной технологии и защищает право собственности на инновационный объект. Так как такой вариант предполагает наиболее высокие затраты, которые могут не окупиться за счет создания и строительства одной установки или завода, то в большинстве своем компании в нефтехимической отрасли стараются коммерциализировать свои разработки за счет продажи лицензий [16].
2. Лицензионный договор (частичная передача прав на объект инновационной деятельности)
После регистрации патента, компания становится лицензиаром и имеет право передать права на патент другому лицу (лицензиату) с помощью продажи лицензии, однако право собственности сохраняет за собой. За предоставление лицензии лицензиар получает ежегодные отчисления от лицензиата. Продажа лицензий на собственные технологии является одним из дополнительных источников выручки для компании. В этом случае компания не тратит финансовые ресурсы на организацию производства инновационного продукта/технологии. Требуется контроль со стороны лицензиара за соблюдением патентных прав и выполнением условий договоров.
3. Полная передача прав на объект инновационной деятельности
Полная передача прав осуществляется с помощью договора об отчуждении исключительного права и лицензии (регулируется ГК РФ, ч.4., ст. 1234). Договор без пункта о выплате вознаграждения за права на результат инновационной деятельности считается недействительным. Данный метод не используется крупными нефтеперабатывающими компаниями. Скорее такой вид передачи прав характерен для научно-исследовательских институтов, где технологии и продукты разрабатываются, но нет необходимости использовать данные технологии самостоятельно. Для этого метода преимуществами являются невысокий уровень затрат и небольшие риски при быстрой окупаемости.
Таким образом, целесообразность выбора варианта коммерциализации зависит от финансовых возможностей компании. В области нефтепереработки и нефтехимии наиболее распространённым методом коммерциализации инноваций является лицензирование, поскольку этот подход позволяет использовать собственные инновационные технологии и продукты как самостоятельно, так и получать доход от продажи лицензий.
Заключение
В ходе проведенной исследовательской работы были установлены понятия инноваций, инновационного процесса и инновационной деятельности.
Инновация представляет собой итог творческой деятельности, процесс интеграции новой идеи (продукта, технологии, услуги) в любую сферу деятельности, что способствует удовлетворению текущих рыночных потребностей и генерирует экономическую выгоду.
Понятие «инновационный процесс» шире, поскольку оно уже включает в себя понятие «инновации». Инновационный процесс предполагает последовательное выполнение шагов для преобразования идеи в уникальный товар или технологию с последующим его продвижением на рынок.
Нефтехимические предприятия для поддержания конкурентоспособности и выживаемости непрерывно ведут инновационную деятельность, то есть организуют и реализуют инновационные процессы [5]. В этом процессе участвуют специалисты различных уровней — от научно-исследовательских институтов и внутренних подразделений предприятия до отделов маркетинга и продаж. В результате этих усилий создаются новые продукты или технологии, которые приносят коммерческую прибыль.
Также в ходе работы было определено, что из существующих 5 моделей инновационного процесса в нефтехимической отрасли применяют модели последнего поколения, основанные на сценарном моделировании вариантов реализации идей, моделировании технологических решений и выбор путей реализации данных идей.
Автором было установлено, что в сфере нефтепереработки и нефтехимии используются 3 основных варианта коммерциализации инновационной деятельности:
1) Самостоятельное использование объекта инновационной деятельности.
2) Лицензионный договор (частичная передача прав на объект инновационной деятельности).
3) Полная передача прав на объект инновационной деятельности.
В ходе работы определено, что для нефтепереработки и нефтехимии наиболее популярным методом коммерциализации инноваций является лицензирование, т.к. данный вид коммерциализации позволяет использовать собственные инновационные технологии/продукты как самостоятельно, так и получать доход от продажи лицензий.
В ходе исследований автор представил этапы коммерциализации от идеи до финального результата в виде схемы (рисунок 4).
Рисунок 4 – Основные этапы коммерциализации (создано автором)
В дальнейших исследованиях автора будет более подробно рассмотрен правовой аспект в процессе коммерциализации инновационной продукции, а также особенности процесса управления коммерциализацией инноваций на предприятиях нефтехимической отрасли.
Источники:
2. Ахметшина Л. Г., Вилигура И. Н. Инновационные технологии в нефтепереработке России: проблемы и перспективы // Самоуправление. – 2023. – № 2. – c. 183-187.
3. Бабич В. Н., Кремлёв А. Г. Инновационная модель бизнес-процесса. / учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 184 c.
4. Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. Сущность понятия «инновация» и его классификация // Инновации. – 1998. – № 2. – c. 4.
5. Журавлева М. В., Климентова Г. Ю. Инновации в НГХК: технологические перспективы и организация. / Учебно-методическое пособие. - Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Редакционно-издательский центр "Школа", 2023. – 125 c.
6. Калашникова Е. А., Горбунова О. А. Внедрение инновационных решений на нефтехимическом предприятии // Актуальные проблемы и тенденции развития современной экономики: Сборник материалов Международной научно-практической конференции, Самара, 16–17 ноября 2023 года. – Самара: Самарский государственный технический университет. Самара, 2023. – c. 53-58.
7. Ключников О.А. Влияние инноваций на технологическое развитие нефтедобывающего комплекса России // Современные технологии управления. – 2024. – № 2. – c. 3. – url: https://sovman.ru/article/10603/.
8. Кобин П.Н. Инновационное развитие промышленного предприятия в современных условиях // Прогрессивная экономика. – 2024. – № 11. – c. 129-140. – doi: 10.54861/27131211_2024_11_129.
9. Коваженков М. А., Сучков В. В. Теоретический и практический аспекты процесса коммерциализации инноваций // Известия Волгоградского государственного технического университета. – 2015. – № 15. – c. 138–140.
10. Кук Я., Майерс П. Введение в инновации и трансфер технологий. - Бостон: АртекХаус, 1996. – 235 c.
11. Курбатова В.В., Черникова А.Е. Инновационный процесс: понятие, особенности внедрения // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. – № 6. – c. 86-92. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-protsess-ponyatie-osobennosti-vnedreniya.
12. Логинов В. П., Кулагина А.С. Повышение инновационной эффективности экономики России. - М.: ИЭ РАН, 1994. – 262 c.
13. Лясников Н.В., Милешина О.Ю. Мировые экономические кризисы в период с 1634 по 1980 и взгляды классиков на данное явление: исторический аспект // Экономика и социум: современные модели развития. – 2022. – № 3. – c. 140-156.
14. Манукян М. М., Яшин С. Н. Ключевые инновационные технологии в российской нефтедобыче // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. – 2021. – № 1. – c. 28-36.
15. Медынский В.Г., Ильдеменов С.В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства. - М.: ЮНИТИ, 1999. – 414 c.
16. Орлова К.В. // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. – 2017. – № 3. – c. 45-49. – url: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/econ/2017/03/2017-03-07.pdf.
17. Петракова О. В. Роль стратегического маркетинга в обеспечении внедрения инноваций в условиях неопределенности в секторе нефтехимии // Маркетинговые модели, практики и тренды: вызовы и перспективы региона Большой Евразии: Сборник материалов 1-й Евразийской конференции по маркетингу, Санкт-Петербург, 01–02 декабря 2023 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет. Санкт-Петербург, 2024. – c. 465-469.
18. Российская Федерация. Федеральный закон N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 г. Ст. 2 (часть девятая введена Федеральным законом от 21.07.2011 N 254-ФЗ). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/ (дата обращения: 12.08.2024).
19. Ротвелл Р. На пути к инновационному процессу пятого поколения // International Marketing Review. – 1994. – № 11. – c. 7-31.
20. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. - Москва: Прогресс, 1990. – 295 c.
21. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. - М.: Экономика, 1989. – 456 c.
22. Тебекина А.А. Эволюция развития моделей инновационного процесса // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2015. – № 3. – c. 15-20. – url: https://vestnik-muiv.ru/upload/iblock/b8e/b8ef541ada58e0dc073095a5077c64f5.pdf.
23. Фатхуднинов Р. А. Инновационный менеджмент. / Учебник, 4-е изд. - СПб.: Питер, 2003. – 400 c.
24. Фомин Н.Ю., Яфарова Е.Ю. Применение методов NPD в рамках совершенствования процедуры управления инновационными проектами // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – № 2. – c. 204-206. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-metodov-npd-new-product-development-v-ramkah-sovershenstvovaniya-protsedury-upravleniya-innovatsionnymi-proektami.
25. Шабалина Л.В., Перевозчикова О. А. Перспективы инновационного развития промышленных предприятий Российской Федерации // Вестник Института экономических исследований. – 2023. – № 3. – c. 150-161.
26. Шумпетер Й. Экономические циклы. Теоретический, исторический и статистический анализ капиталистического процесса. / Т. 1. - Н-Й: МакГроХилл, 1939. – 461 c.
27. Годовой отчет CNPC. [Электронный ресурс]. URL: https://www.petrochina.com.cn/ptr/rdxx/202404/82094bcd144f40068ae45d46d48b643b/files/f9a9a2c3b2cb4029b33399ea3c699fa6.pdf (дата обращения: 19.09.2024).
28. Годовой отчет Sinopec. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sinopec.com/listco/en/investor_centre/reports/2023/ (дата обращения: 19.09.2024).
29. Годовой отчет Shell. [Электронный ресурс]. URL: https://reports.shell.com/annual-report/2023/services/downloads.html (дата обращения: 19.09.2024).
30. Годовой отчет ExxonMobil. [Электронный ресурс]. URL: https://investor.exxonmobil.com/sec-filings/annual-reports/content/0001193125-24-092555/0001193125-24-092555.pdf (дата обращения: 19.09.2024).
31. Годовой отчет Total Energies. [Электронный ресурс]. URL: https://totalenergies.com/system/files/documents/2024-03/totalenergies_universal-registration-document-2023_2023_en_pdf.pdf (дата обращения: 19.09.2024).
32. Годовой отчет Chevron. [Электронный ресурс]. URL: https://www.chevron.com/-/media/chevron/annual-report/2023/documents/2023-Annual-Report.pdf (дата обращения: 19.09.2024).
33. Годовой отчет Газпромнефть. [Электронный ресурс]. URL: https://ir.gazprom-neft.ru/upload/iblock/3fd/1i43k1fckzjs0opy522l29uc8u97iezk/GPN_AR2023.pdf (дата обращения: 19.09.2024).
34. Годовой отчет Роснефть. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosneft.ru/upload/site1/document_file/a_report_2023.pdf (дата обращения: 19.09.2024).
35. Годовой отчет Лукойл. [Электронный ресурс]. URL: https://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=17&type=2 (дата обращения: 19.09.2024).
36. Годовой отчет Сибур. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sibur.ru/upload/iblock/bb0/g9i1r2q8wxtgpjyg8put7o00sqjdbem9.pdf (дата обращения: 19.09.2024).
37. Годовой отчет Eni. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eni.com/content/dam/enicom/documents/eng/reports/2023/Annual-Report-2023.pdf (дата обращения: 19.09.2024).
38. Годовой отчет OMV. [Электронный ресурс]. URL: https://reports.omv.com/en/annual-report/2023/ (дата обращения: 19.09.2024).
39. Годовой отчет Orlen. [Электронный ресурс]. URL: https://www.orlen.pl/en/investor-relations/reports-and-publications/financial-results/2023 (дата обращения: 19.09.2024).
Страница обновлена: 04.03.2025 в 15:54:15