Modern realities of shadow movement of wildlife objects across the border of the Russian Federation
Fazliev I.N.1,2, Vaulina U.D., Olesiyuk O.S.3
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет
2 Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
3 ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России
Download PDF | Downloads: 18
Journal paper
Shadow Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 8, Number 4 (October-December 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80566162
Abstract:
The article discusses the problem of illegal trafficking of wild fauna and flora objects across the customs border of the Russian Federation. Special attention is paid to the analysis of the current situation related to the smuggling of rare and protected species, as well as the shortcomings of the legislative framework and control mechanisms. The study aims to identify the causes of illegal wildlife trade and analyze the consequences of this problem.
The authors develop recommendations for improving coordination between the Russian Federation and the international community in combating illegal trade in wildlife specimens under the CITES Convention.
All this is necessary to neutralize the manifestations of the shadow economy.
Keywords: CITES Convention, wild fauna and flora object, trade, trafficking, illegal trafficking, illicit trafficking, shadow trafficking
JEL-classification: Z31, Z32, L83
Введение
Статья посвящена актуальному сегодня вопросу незаконного перемещения объектов дикой фауны и флоры через таможенную границу Российской Федерации как теневому сектору российской экономики. В результате проведенного исследования данной проблемы авторами выявлены ключевые факторы ее возникновения и разработаны рекомендации для улучшения правового регулирования исследуемой сферы.
Материалами и методами исследования послужили экономический анализ основных показателей, метод сравнения, изучение академических исследований и статистических данных, анализ документов и отчетов.
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящее время незаконное перемещение объектов дикой фауны и флоры является одной из самых актуальных проблем международной торговли современного мира. В первую очередь, незаконная торговля дикими животными и растениями представляет собой одну из наиболее значимых угроз для биоразнообразия планеты. Это явление не только подрывает природный баланс экосистемы, но и способствует исчезновению редких и исчезающих видов. Более того, незаконное перемещение дикой фауны и флоры имеет серьезные экономические и социальные последствия:
1. Ущерб экологической безопасности и биологическому разнообразию;
2. Незаконный промысел и уничтожение редких видов животных и растений;
3. Получение незаконной прибыли и стимулирование криминальной активности;
4. Уклонение от уплаты налогов, таможенных пошлин и сборов и нарушение законодательства;
5. Снижение эффективности охраны природы и контроля за использованием природных ресурсов;
6. Ухудшение международного сотрудничества в области сохранения биоразнообразия.
Кроме того, «теневая» торговля дикими животными и растениями всегда связана с организованной преступностью (контрабандой) и коррупцией, что делает борьбу с этим явлением еще более сложной. Также необходимо отметить, что незаконное перемещение дикой фауны и флоры может способствовать распространению инвазивных видов, которые могут нанести значительный ущерб местным экосистемам и сельскому хозяйству. Наконец, следует признать, что проблема носит всемирный характер и требует активного международного сотрудничества для эффективного применения мер, направленных на ее устранение.
Стоит обратить внимание на рассмотрение ключевых причин, по которым незаконный оборот объектов дикой фауны и флоры относится к проблеме глобального характера:
1. Свободная мировая торговля и рост объемов транспортировки товаров с последующим оборотом денежных средств, полученных незаконным путем, способствуют увеличению числа правонарушений на международном уровне;
2. Экологические вызовы, чаще всего, не имеют государственных границ и требуют согласованных действий по внедрению улучшающих мер международного формата;
3. Возникновение необходимости формирования единой правовой базы для комплексного подхода к решению проблемы контрабанды;
4. Появление потребности в международном сотрудничестве путем создания эффективных связей между государствами для обмена информацией, знаниями и передовыми практиками в области охраны окружающей среды и борьбы с незаконной торговлей объектами дикой фауны и флоры.
Теоретические и правовые основы проблемы незаконного перемещения объектов дикой фауны и флоры через границу Российской Федерации
Рассматривая интерпретацию основных понятий, относящихся к изучению заявленного исследования, следует отметить академическое трактование незаконного перемещения товаров через таможенную границу — это перемещение товаров вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов, с сокрытием от таможенного контроля, недостоверным декларированием или недекларированием товаров, а также с использованием документов с недостоверными сведениями или поддельных средств идентификации [18]. Незаконное перемещение объектов дикой фауны и флоры представляет собой действия, связанные с транспортировкой, продажей или обменом живых организмов и их частей с нарушением действующего законодательства и включающие в себя как внутренние, так и трансграничные операции [1].
При осуществлении таможенного контроля за перемещением объектов СИТЕС таможенные органы напрямую руководствуются положениями Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения от 3 марта 1973 года (Конвенция СИТЕС) [4]. Объекты дикой фауны и флоры согласно Конвенции СИТЕС — это виды животных и растений, находящиеся под угрозой исчезновения, а также их части и дериваты (изделия из животных и/или растений) [4]. Перечень объектов СИТЕС содержится в разделе 2.7 «Виды дикой фауны и флоры, подпадающие под действие Конвенции СИТЕС», единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами (приложение № 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования») [16].
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения СИТЕС (Convention of International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora) или Вашингтонская конвенция была подписана 3 марта 1973 г. в Вашингтоне. Данная Конвенция впоследствии была утверждена Постановлением Совета Министров СССР «Об утверждении Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, и о мероприятиях по выполнению этой Конвенции» от 04.08.1976 № 612 [15], а 1 января 1992 г. Российская Федерация вошла в Список договаривающихся сторон по Конвенции СИТЕС, включающий 185 стран [19]. Сейчас выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из этой Конвенции, регулируется нормами Постановления Правительства РФ «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб» от 04.05.2008 № 337 [14].
Стоит обратить внимание, что Конвенция была учреждена с целью противодействия браконьерству и незаконной торговле редкими видами природных ресурсов, а также для создания эффективной системы контроля за экспортно-импортными операциями, включающими перемещение животных и растений, и направлена на защиту биоразнообразия и устойчивого использования природных ресурсов, что актуально в условиях существования глобальных экологических угроз исчерпания невозобновляемых ресурсов по всему миру, где объекты СИТЕС сгруппированы в особые списки – Приложения СИТЕС (I, II и III) в зависимости от степени угрозы для каждого из них международной торговли. Основное содержание данных приложений представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Приложения СИТЕС (I, II, III)
Приложение
|
Содержание
|
Условия перемещения
|
Необходимые документы
|
Приложение I СИТЕС
|
Виды
животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения.
|
Перемещение
таких видов в коммерческих целях запрещено, за исключением экземпляров,
являющихся вторым поколением при размножении животных в питомниках (включая
зоопарки), зарегистрированных в установленном порядке Секретариатом СИТЕС.
|
Для
вывоза необходимо получение как экспортного, так и импортного разрешения
СИТЕС.
|
Приложение II СИТЕС
|
Виды,
которые в данное время хотя и не обязательно находятся под угрозой
исчезновения, но могут оказаться под такой угрозой, если торговля образцами
таких видов не будет строго регулироваться в целях недопущения такого
использования, которое несовместимо с их выживанием
|
Перемещение
разрешено
|
Для
вывоза необходимо получение экспортного разрешения СИТЕС.
|
Приложение III СИТЕС
|
Виды,
которые по определению любого государства-участника СИТЕС подлежат
регулированию в пределах его юрисдикции в целях предотвращения или
ограничения эксплуатации и в отношении которых необходимо сотрудничество
других государств-участников Конвенции СИТЕС в контроле за торговлей.
|
Перемещение
разрешено
|
Для
вывоза необходимо получение сертификата о происхождении (Российская Федерация
выдает экспортное разрешение СИТЕС).
|
Однако особое место в защите дикой природы занимает Красная книга [5; 11], разработанная Международным союзом охраны природы (МСОП) — это официальный документ, предназначенный для учета и охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения или исчезнувших животных, растений и грибов. В ней отражены материалы о современном состоянии животных, растений и грибов, которые являются базой для разработки научных и практических рекомендаций и мер, направленных на их охрану, воспроизводство и рациональное использование. Красная книга МСОП устанавливает следующие охранные статусы:
1. EX (исчезнувшие): статус присваивается виду или подвиду, который не встречается в природе, начиная с момента последнего официально зарегистрированного наблюдения;
2. EW (исчезнувшие в дикой природе): статус присваивается таксонам, которые сохранились только в неволе;
3. CR (виды на грани исчезновения); наивысшая охранная категория, которую присваивают видам, имеющим чрезвычайно высокий риск исчезновения в дикой природе;
4. EN (вымирающие): охранный статус присваивают тем видам и подвидам, численность которых критически мала, а ареал сокращается;
5. VU (в уязвимом положении): категория видов, которым в ближайшем будущем может грозить исчезновение;
6. CD (виды, зависимые от усилий по сохранению): категория видов, зависимых от усилий по сохранению;
7. NT (близки к уязвимому положению): категория видов или подвидов, которые имеют данный охранный статус, не находятся на грани исчезновения, но в ближайшем будущем они могут оказаться под угрозой;
8. LC (находятся под наименьшей угрозой): на текущий момент этим таксонам почти ничего не угрожает, но численность локальных популяций или их ареал может сокращаться;
9. DD (данных недостаточно): категория видов, для оценки которой недостаточно данных;
10. NE (угроза не оценивалась): категория видов, охранный статус которых еще не оценивался [5].
Красная книга Российской Федерации (далее также – Красная книга России) [6] была впервые издана в 1978 году, она является важным государственным документом, созданным для выявления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, растений и грибов, а также определенных подвидов и отдельных малочисленных популяций. Отличительной особенностью Красной книги России является то, что занесение вида в её список автоматически приводит к правовой защите этих видов независимо от того, к какой категории риска относится вид. Основу правового регулирования формирования и ведения Красной книги России составляют специальные федеральные законы, в частности, «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ [23] и «О животном мире» от 24.04.1995 № 52-ФЗ [24].
Перемещение объектов дикой флоры и фауны в России регулируется рядом правовых актов, направленных на охрану природы, биоразнообразия и предотвращение незаконной торговли дикими видами, основной перечень которых представлен в таблице 2.
Таблица 2 – Система правовых актов, регламентирующий порядок ввоза и вывоза объектов СИТЕС
Основные акты
|
Содержание
|
Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и
флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС)
[4] |
Призвана обеспечить выживание видов, находящихся под
угрозой исчезновения, посредством выдачи разрешений и сертификатов,
подтверждающих законность и состоятельность торговых сделок, и контроля за
ними; в приложениях Конвенции содержатся списки 5 тысяч видов животных и
около 28 тысяч видов растений, которые находятся или могут оказаться под
угрозой исчезновения.
|
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
(приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического
союза) [20]
|
Устанавливает правила и процедуры для ввоза и вывоза
товаров, включая объекты дикой фауны и флоры, которые находятся под
международной и национальной защитой.
|
Законодательство об охране окружающей среды:
- Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [23] |
Устанавливает основы правового регулирования охраны окружающей среды в России, включая защиту, рациональное использование природных ресурсов, их сохранение и восстановление, а также предотвращение экологических правонарушений. |
Законодательство о животном и растительном мире:
- Федеральный закон «О животном мире» [24] |
Регулирует защиту и использование диких животных, их
среду обитания и обеспечивает меры по охране редких и находящихся под угрозой
исчезновения видов.
|
- Лесной кодекс РФ [10]
|
Определяет правила использования, охраны,
защиты, воспроизводства лесов как экологической системе.
|
- Федеральный закон
«Об особо охраняемых природных территориях» [22]
|
Устанавливает особый правовой режим
охраны и использования территорий, имеющих особое природоохранное, научное,
культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
|
Красная книга Российской Федерации и Красные книги
субъектов Российской Федерации [6]
|
Содержат списки редких и находящихся под угрозой
исчезновения видов фауны и флоры, охраняемых на законодательном уровне.
Занесение вида в Красную книгу автоматически предполагает запрет его вывоза
или уничтожения.
|
Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях [3]
|
Глава 8. Административные правонарушения в области охраны
окружающей среды, природопользования и обращения с животными.
|
Уголовный кодекс Российской Федерации [21]
|
Глава 26. Экологические преступления
|
Таким образом, в таблице 2 отражены правовые механизмы, обеспечивающие защиту объектов дикой фауны и флоры в России и регулирование их перемещения в соответствии с международными стандартами. Эти положения направлены на соблюдение экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов, отвечающим общепринятым глобальным принципам, а также на предупреждение и наказание за правонарушения, связанные с охраной окружающей среды, и пресечение теневой экономической деятельности.
В первую очередь, регулирующий вектор направлен на защиту высокоценных видов (рисунок 1).
Рисунок 1 – Классификация высокоценных видов в Российской Федерации
Источник: Составлен авторами по [6; 12]
На рисунке 1 отображена классификация высокоценных видов, обитающих на территории Российской Федерации, включающая 7 видов млекопитающих и 4 вида птиц. Все эти виды занесены в Красную книгу Российской Федерации [6], а многие из них – в МСОП и международную Красную книгу [11].
Экономические аспекты незаконного перемещения объектов дикой фауны и флоры
Стоит сказать, что изучение экономических аспектов незаконного перемещения объектов дикой фауны и флоры является важной областью исследования ввиду того, что данная проблема наносит значительный экономический ущерб как отдельным государствам, так и мировой экономике в целом [2; 27]. Поэтому изучение экономических механизмов, стимулирующих незаконную торговлю дикими видами растений и животных, дает возможность выявить факторы, позволяющие вести данную деятельность вопреки законам государства.
Экономика нелегальной торговли, в том числе и дикими видами, по большей части, связана с коррупционными схемами и криминальными структурами, поэтому полученная в результате исследования проблемы информация в данном ключе может служить инструментом для понимания и корректировки влияния незаконных операций на социальную стабильность и развитие отдельных регионов и государств [18].
Рассмотрим международные транзакции, связанные с объектами СИТЕС, количественный и качественный состав которых отображен на рисунке 2.
Рисунок 2. Количество международных операций, связанных с объектами СИТЕС, 2017-2021 гг.
Источник: Составлен авторами по [25]
8 из 10 представленных на рисунке 2 видов флоры и фауны входят в Красную книгу:
1. Нильский крокодил – статус «пониженная уязвимость»;
2. Жираф, лев, обыкновенный бегемот – статус «уязвимые»;
3. Саванный слон – статус «исчезающий»;
4. Сибирский осётр, русский осётр, агаровое дерево – статус «находящиеся на грани исчезновения».
По количеству международных операций, связанных с объектами СИТЕС, лидируют сибирский остер – 460, находящийся на грани исчезновения, нильский крокодил – 349 и саванный слон – 323, со статусом «исчезающий». Такие показатели международных транзакций объясняются экономической ценностью и высоким спросом среди мировых сообществ данных видов животных, несмотря на их охранные статусы.
Анализируя участие в рассматриваемых операциях за указанный период Российской Федерации, обратимся к рисунку 3.
Рисунок 3. Количество международных операций, связанных с объектами СИТЕС, с участием РФ, 2017-2021 гг.
Источник: Составлен авторами по [25]
Как следует из представленных на рисунке 3 данных, 9 из 10 видов флоры и фауны входят в Красную книгу:
1. Бурый медведь, волк, ясень маньчжурский – статус «пониженная уязвимость»;
2. Балобан, кабарга, морж, гималайский медведь – статус «уязвимые»;
3. Кубанский тур – статус «исчезающий»;
4. Медицинская пиявка – статус «состояние, близкое к угрожаемому».
Большой спрос на представителей данных видов становится главной причиной снижения численности их популяций, в частности, медицинская пиявка, находящаяся в статусе «близкий к угрожаемому», занимающая второе место по количеству транзакций, и кубанский тур, находящийся на третьем месте по числу международных операций, имеющий статус «исчезающий» [7].
Российская Федерация активно вовлечена в международную торговлю дикими животными – эту тенденцию подкрепляет увеличивающийся глобальный спрос на природные ресурсы, используемые в качестве предметов роскоши, компонентов традиционной медицины или экзотических домашних питомцев [9]. Однако это способствует как легальному, так и нелегальному, «теневому» обороту диких животных, создавая значительные вызовы для охраны биологических ресурсов: растущий интерес к различным видам диких животных и растений порождает возможности не только для законного бизнеса, но и для преступной деятельности, связанной с контрабандой и доходами, полученными незаконным путем. Подтверждением сказанному служат данные, отображенные на рисунке 4.
Рисунок 4. Количество возбужденных уголовных и административных дел
в России за 2019-2021 гг., связанных с незаконным перемещением объектов СИТЕС через таможенную границу ЕАЭС
Источник: Составлен авторами по [26; 29-30]
Таким образом, за исследуемый период 2019-2021 гг. в первую его половину наблюдается значительный рост административных дел (33,85%), а во вторую – резкое сокращение показателя до значения, ниже начального года (-34,48%), что связано с наращиванием усилий правоохранительных органов в борьбе с незаконным перемещением. Количество возбужденных уголовных дел резко возрастает с 2020 года (110%), что в сравнении с динамикой административных правонарушений может говорить об изменении подхода к преследованию правонарушителей.
Согласно информации, предоставленной Главным управлением по борьбе с контрабандой Федеральной таможенной службы России, незаконная торговля дикими животными в нашей стране имеет масштабы, сопоставимые с такими глобальными преступными деяниями, как контрабанда культурных ценностей, драгоценных камней и металлов и т.д., уступая лишь незаконному обороту огнестрельного оружия по уровню общественной опасности [17].
Таким образом, сложившаяся ситуация предполагает принятие радикальных мер для борьбы с данной формой преступности и требует комплексного подхода, включающего в себя усиление контроля на таможенных границах, международное сотрудничество между государствами и привлечение внимания общества к важности сохранения биоразнообразия и защиты уязвимых видов.
Актуальность проблемы доказывают участившиеся попытки физических лиц незаконно пересечь таможенную границу с объектами, подпадающими под действие Конвенции СИТЕС [17]. В качестве примеров рассмотрим некоторые из таких случаев, представленные Федеральной таможенной службой:
1. В 2021 году в одном из почтовых отделений Санкт-Петербурга была пресечена попытка отправки за границу более 200 экземпляров редких орхидей, относящихся к видам, защищаемым Конвенцией СИТЕС.
2. В 2022 году в аэропорту Москвы был задержан гражданин, пытавшийся вывезти за границу редкие виды рептилий, которые относятся к объектам СИТЕС, без необходимых документов, подтверждающих законное происхождение животных
3. В 2022 году в Бурятии была раскрыта сеть, занимающаяся незаконной продажей экзотических птиц, при проверке было обнаружено множество животных, которых организованная группа готова была вывезти за границу без разрешительных документов.
4. В 2023 году стало известно о задержании группы людей, которые пытались перевозить через границу незаконно добытые тигровые кости и другие дериваты, принадлежащие виду Panthera tigris, который находится под защитой СИТЕС.
5. В 2024 году только в течение второго полугодия была пресечена попытка незаконного вывоза из России нелегально добытых 3 тонн приморского гребешка, больше 8 кг (259 единиц дериватов) желез кабарги на сумму 25 млн рублей, мускуса (струи) кабарги на 50 млн рублей, дериватов краснокнижных кашалота (71 предмет) и моржа (11 бивней), партии женьшеня на сумму почти 4 млн рублей, а также нелегального экспорта кошачьего лемура (катта), и скульптуры медведя-воина из фрагментов дериватов бурого медведя и т.д. [13].
Приведенные выше примеры подтверждают тот факт, что, несмотря на огромную законодательную базу Российской Федерации и международные обязательства, незаконный оборот видов дикой фауны и флоры, относящихся к объектам СИТЕС, продолжается, и из года в год только растет.
Выявленные проблемы и рекомендации по улучшению ситуации
Несмотря на наличие обширной законодательной базы и международные обязательства, связанных с охраной природы и борьбой с незаконной торговлей дикой флорой и фауной, ситуация с перемещением объектов, подпадающих под действие Конвенции СИТЕС, остается сложной.
Большой спрос на представителей определенных видов животных и растений, несмотря на охранные статусы, становится главной причиной снижения их численности. Например, медицинская пиявка, находящаяся в статусе, близком к угрожаемому, занимает второе место по количеству международных транзакций.
Участившиеся попытки физических лиц незаконно пересекать таможенную границу с объектами, подпадающими под действие Конвенции СИТЕС, подтверждают настоятельную необходимость в принятии эффективных мер для борьбы с подобными правонарушениями. К настоящему моменту значительно увеличивается количество возбужденных уголовных дел по данному вопросу.
В этой связи авторами предлагаются для рассмотрения некоторые рекомендации для стабилизации анализируемой ситуации в России:
1. Усиление контроля за перемещением объектов дикой флоры и фауны на таможенных границах, особенно в условиях активного международного обмена, путем развития международного сотрудничества и обмена информацией между странами для оперативного реагирования на возможные нарушения, установления более жестких штрафов и мер пресечения за нарушения законодательства о перемещении объектов дикой фауны и флоры, а также посредством повышения квалификации сотрудников таможенных органов;
2. Разработка правового механизма для привлечения к ответственности лиц, которые пытаются незаконно вывезти из Российской Федерации экземпляры дикой флоры и фауны, изъятые из природы и занесенные в региональные Красные книги Российской Федерации, а также их части и дериваты;
3. Разработка и внедрение в сотрудничестве с отдельными государствами или целыми экономическими союзами единых методических рекомендаций для правоохранительных органов по работе с делами, связанными с перемещением объектов СИТЕС;
4. Обеспечение регулярного уведомления руководства СИТЕС о выявленных случаях незаконной торговли образцами СИТЕС;
5. Реализация информационных кампаний о значимости охраны дикой фауны и флоры, а также об юридических последствиях незаконного перемещения объектов СИТЕС и теневой торговли ими;
6. Налаживание связей и сотрудничества с международными организациями по охране природы, защите экологии и т.д. для улучшения практических навыков отслеживания и контроля перемещения объектов СИТЕС не только за пределами страны, но и внутри нее.
Заключение
В заключение можно отметить, что в ходе исследования были выявлены серьезные проблемы, связанные с незаконным перемещением объектов дикой фауны и флоры через границу Российской Федерации.
Основными аспектами проблемы являются высокий спрос на представителей определенных охраняемых видов, рост административных и уголовных дел в части попыток физических лиц незаконно провезти объекты Конвенции СИТЕС, несмотря на предусмотренные действующим законодательством меры пресечения и пр.
Незаконное перемещение объектов дикой фауны и флоры приводит не только к исчезновению ценных видов животных и растений, в частности, и к истощению биоразнообразия, но и к серьезным проблемам мировой экономики и общественной безопасности.
Важно усилить меры контроля за ситуацией на основе изучения опыта зарубежных стран, ужесточить меры пресечения, сокращая административные составы правонарушений и делая акцент на уголовной ответственности, отдельное внимание уделить просвещению общественности для повышения осведомленности населения по данному вопросу и улучшить систему защиты и охраны видов, подверженных высокому уровню опасности.
References:
CITES Trade DatabaseTrade.cites.org. Retrieved November 12, 2024, from https://trade.cites.org/
Elyshev O.R. (2021). Nezakonnoe peremeshchenie obektov flory i fauny cherez tamozhennuyu granitsu EAES [Illegal movement of flora and fauna objects across the customs border of the EAEU] Concepts of fundamental and applied scientific research. 4-6. (in Russian).
Krever V.G., Ivannikova T.O., Aramilev S.V., Vaysman A.L., Ermolin I.V., Ilyashenko V.Yu., Karyakin I.V. i dr. (2020). Kommercheskiy oborot dikikh zhivotnyh v Rossiyskoy Federatsii [Commercial turnover of wild animals in the Russian Federation] M.: Vsemirnyy fond dikoy prirody (WWF). (in Russian).
Kuzmenko V.K. (2015). Retrospektivnyy analiz pravovogo regulirovaniya kontrabandy strategicheski vazhnyh tovarov i resursov Head of Russian Customs Academy. (1). 170-177.
Kuznetsov V.V. (2020). Problemy i perspektivy borby s kontrabandoy dikikh zhivotnyh i rasteniy v Rossii [Problems and prospects of combating the smuggling of wild animals and plants in Russia]. Okhrana okruzhayuschey sredy. (3). 45-50. (in Russian).
Ronzhina N.A., Bagyan M.A. (2021). Deyatelnost tamozhennyh organov v oblasti borby s kontrabandoy ekologicheski chuvstvitelnyh tovarov [Activities of customs authorities in the field of combating the smuggling of environmentally sensitive goods] Current problems of science and technology. 182-187. (in Russian).
Senotrusova S.V., Svinukhov V.G., Nikitin K.S. (2023). Mezhdunarodnaya torgovlya obektami SITES [International trade of CITES objects]. Innovation and Investment. (7). 61-64. (in Russian).
Shellabarger C., Sanchez S. World Wildlife Crime ReportResearchgate.net. Retrieved November 19, 2024, from https://www.researchgate.net/publication/361800964_World_Wildlife_Crime_Report
United NationsUnodc.org. Retrieved November 23, 2024, from https://www.unodc.org/
World Wildlife Crime Report 2020Unodc.org. Retrieved November 25, 2024, from https://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/wildlife/2020/World_Wildlife_Report_2020_9July.pdf
World Wildlife Crime Report 2021Wcl.org.uk. Retrieved November 27, 2024, from https://www.wcl.org.uk/docs/assets/uploads/WCL_Wildlife_Crime_Report_2021_29.11.22.pdf
World Wise. (in Russian). Retrieved November 24, 2024, from http://worldwise.org/
Страница обновлена: 04.05.2025 в 08:50:27