Риски государственного управления социально-экономическими процессами: характеристика и классификация

Чеканов И.И.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 3 (Март 2025)

Цитировать эту статью:



Введение

Современное общество подвержено глубоким социально-экономическим изменениям, часть из которых осуществляется посредством четвертой промышленной революции, основой которой выступает цифровая трансформация. Данная тенденция затрагивает повседневную жизнь людей, преобразовывает систему социальных связей, образования и здравоохранения, меняет характер и структуру занятости. Любой процесс, как и сама повседневность становятся более технологичными. Создаются новые способы коммуникаций и сообщений между людьми, организациями и подразделениями, обществом и государством. Происходит формирование высокотехнологичной цифровой среды. Динамичное развитие информационных сетевых ресурсов актуализирует необходимость в системном учете основных факторов, способствующих и препятствующих осуществлению государственного контроля и управления цифровой трансформации на микро и макроуровнях, что несёт в себе определённые риски. Эти риски заключаются как в финансовых потерях посредством лишних трат или потерянной потенциальной выгоды, так и прямые угрозы безопасности определённых структур, осуществляющих свою деятельность. В случае государственного управления, риски, которые несёт в себе цифровизация, способы оказать существенное влияние на социально-экономические процессы как косвенно, так и напрямую. В связи с этим были изучены определённые практики по выявлению и устранению угрозы.

Данной проблематике, связанной с цифровой трансформацией управления экономикой и социальными процессам, посвящен ряд научных работ. Понятие цифровой трансформации не однородно и не имеет устоявшейся трактовки своего содержания по мнению Голлай А. В. [7, с. 68-76], за место этого выделяются этапы, последним из которых выступает исследуемая «цифровая трансформация». Цифровая трансформация так или иначе влияет на изменения внутри государства. Лукьянова В. В. [13, с. 22-24] писала в своей работе о том, как цифровая трансформация способна повлиять на различные социальные процессы с целью улучшения качества жизни, а также появления новых рабочих мест. Таким образом, социальное взаимодействует с экономическим в условиях внедрения цифровых технологий, так как одно не могло бы распространяться без другого, так как социальная потребность порождает экономическое решение, о чём пишет Саханевич Д. Ю. [19, с. 65-66]. Необходимо добавить, из-за новизны изучаемого объекта, правовая база по регулировании цифровой информации недостаточно сформирована, о чём пишут Кузякин Ю. П. [10, с. 52-54], Романовская О. В. [18, с. 78-73]. При изучении поднятой темы, часто сравнивают опыт разных стран по внедрению цифровых технологий, как это делает Ватлина Л. В. [5, с. 1996-1998], их наработки и планы по осуществлению данных процессов. В России же данные тенденции по внедрению цифровых технологий имеют определённую специфику, о чём пишет Стаурский Е. С. [21, с. 61-66], которая заключается в закреплении результата по внедрению цифровых технологий, нежели создание чего-то нового. Абрамов В. И. [1, с. 113-115] выделяет необходимость в оценке цифровой зрелости регионов по возможности внедрения определённых цифровых практик. Подобная мысль свойственна и Черненко В. А., выделяющим в своей работе необходимость учесть региональную экономику [26, с. 101-103]. Развитие программ в регионах важно, так как по ним оценивают уровень развития государства. По мнению Логиновского О. В. [12, с. 78-83] определённые регионы сталкиваются с недостатком финансирования, технологического обеспечения, квалифицированных специалистов. Гумеров И. Р. [8, с. 92-93], пишет о том, как в 2020 году по решению ООН Россия получила 36-е место по уровню развития электронного правительства. Это означает, что цифровая трансформация является государственной задачей по развитию страны, о чём пишет Ахриева М. М. -Б. [2, с. 15-17] и проводит статистический анализ финансового обеспечения программы «Цифровая экономика», показывая затрачиваемые для этого средства. Помимо необходимости значимого финансирования данных процессов, государство при реализации программ будет сталкиваться с различными вызовами, рисками и трудностями, о чём пишут Торотоева А. М. [22, с. 122-130], Харитонова Е. В. [24, с. 228-232], Смотрицкая И. И. [20, с. 68-69]. Именно эти риски необходимо проанализировать.

Под научным пробелом данной темы подразумевается наличие противоречий совершенствования государственного управления цифровой трансформации и нехватки научно-методических материалов и разработок, а также практических и теоретических рекомендация по реализации данных преобразований в условиях экономики Российской Федерации. Целью исследования является выявление рисков цифровизации и их классификация, для повышения эффективности государственного управления социально-экономическими процессами.

Гипотеза заключается в обосновании научно-методических разработок по выявлению рисков цифровой трансформации и внедрение данных процессов в государственное управление.

В работе используются следующие методы: анализа и синтеза, индукции, дедукции, научной абстракции, группировок и классификации, структурно-функционального анализа.

Основная часть

Слово риск стало неотъемлемой частью экономических отношений при капитализме, трансформируясь в экономические и финансовые риски.

Финансовым риском является некая вероятность, при которой возможно появление убытков, недополученные доходы, нарушение прогнозируемых вариантов. Экономическим риском является возможность появления нежелательных убытков, которые измеряются в денежном выражении.

Абсолютно любое производство какой-либо продукции или услуги заведомо подразумевает существование риска [25]. Чаще всего, риск является крайне нежелательным, так как в первую очередь вредит финансовому состоянию предприятия. Риски можно предугадать, выявить, тем самым или подготовиться к заведомо негативным последствиям, либо вовсе избежать их. Анализ и прогноз рисков, а точнее негативных последствий рискованных действий способен выявить серьёзность проблемы и степень капитальных затрат при том или ином результате. Но также следует добавить, что риск не является сугубо негативным объектов экономических отношений [6]. Благодаря рискованным действиям, компания может не только заиметь убыток, но и получить сверхприбыль, открыть новый рынок сбыта, создать тренд или моду на производимую продукцию, что всецело ведёт к обогащению самого предприятия. Таким образом получается, что риск имеет три экономических результата:

- Отрицательный – ущерб, убыток, проигрыш;

- Нулевой – отсутствие убытка и прибыли;

- Положительный – выгода, прибыль, выигрыш.

Риск приобретает измеряемые и реальные очертания посредством того ущерба или выгоды при его совершении. Это позволяет понять, насколько удачный или неудачный исход, что можно измерить при помощи применения теории вероятности и закона больших чисел на основе статистических данных. Таким образом, избежать или оценить риск помогает статистика, которую становится куда проще вести в условиях повышения цифровизации экономики и производства на предприятии, тем самым создавая более удобные условия для анализа, прогноза, оценки ситуации и экономического положения производства. Риск всецело зависит от неопределённости, которая подразумевает под собой неполноту, неточность информации. Чем меньше неопределённость, тем ниже вероятность отрицательного результата при риске. Так как любая экономическая деятельность будет осуществляться в условиях неопределённости внешней среды, фактор успеха зависит от возможности предугадывания [27]. Экономическая система состоит из ряда факторов, которые оказывают друг на друга непосредственное влияние и их можно систематизировать в виде схемы неопределенностей (рис. 1).

Рисунок – 1 Основные виды неопределенностей в экономической деятельности.

Источник: составлено автором.

Под неопределённостью понимается отсутствие точного значения тех или иных параметров, их изменений, порождаемых различными причинами. Это неполнота и отсутствие точности информации создаёт проблемы для реализации того или иного решения, порождая возможные затраты при неблагосклонных результатах. Основными источниками неопределённости и риска являются спонтанность и случайность. Таким образом получается, что большинство социально-экономических и технологических процессов подвержены неодинаковым, случайным стечением обстоятельств.

В реальном времени происходит ситуация, когда небыли предугаданы риски закрытия иностранных рынков для Российской Федерации, что приводит к не самым благоприятным последствиям для экономического состояния некоторых предприятий и российской экономики в принципе. Данная ситуация является проявлением противоборствующей тенденции, которая также является отдельным источником риска. Для грамотного использования рискованных ситуаций в качестве собственной выгоды или избежание потерь и издержек, существует такое понятие, как риск-менеджмент. Управление риском является процессом, при котором происходит принятие и выполнение управленческих решений с целью максимальной минимизации неблагоприятного влияния на предприятие и организацию в качестве убытков. Таким образом, риск-менеджмент является системой по управлению риском и экономическими отношениями, влияющими и возникающими в процессе управления [4].

Управление рисками в современных экономических условиях проявляется в следующих позициях:

- Выявление условий и последствий деятельности определённых субъектов в рискованных ситуациях;

- Умение правильно реагировать на возможные отрицательные последствия экономической деятельности;

Разработка и осуществление мер для максимального урегулирования, нейтрализации или компенсации возможные негативные результаты экономических отношений и действий внутри них.

Вне зависимости от размеров компании, количества производимой продукции, видов услуг его хозяйственная деятельность будет строиться на рисках. Риск ведёт к возможному вознаграждению, тем самым порождая смысл существования некоторых предприятий [12]. Удаление рисков невозможно, так как таким образом пропадает фактор вознаграждения, что обесценивает любые попытки инноваций в производственных процессах. Риск-менеджмент нацелен на то, чтобы в первую очередь суметь не контролировать, но управлять рисками, тем самым создавая благоприятные условия для собственного развития.

В связи с общей непредсказуемостью любых процессов растёт и неопределённость. Отсутствие должного внимания со стороны компаний способно принести существенный вред их финансовому состоянию, либо вовсе привести к окончанию какой-либо деятельности. Из такого вреда можно выделить:

- Финансовые убытки;

- Уменьшение стоимости акций и капитала;

- Репутационные издержки;

- Добровольное увольнение сотрудников, менеджеров;

- Банкротство [5].

Современный этап экономических отношений оригинален тем, что риски перестали рассматриваться обособленно друг от друга. Таким образом, риск-менеджмент является комплексной управленческой программой. Управление риска состоит из двух подсистем, таких как управляемая подсистема и управляющая подсистема [3]. У каждой из систем есть данные элементы:

- Цель, вход основной системы;

- Выход основной системы;

- Канал обратной связи;

- Блок управления.

На управление любым предприятием взваливается обязанность учитывать влияние факторов воздействия внутренней и внешней среды. Внешняя среда, являясь совокупностью элементов, способна сильно повлиять на предприятие, так как оно сильно связано с самой системой. Нынешние экономические условия, покупательская способность населения, тарифы поставщиков, законы, тарифы и положения, общественные взгляды, возможность и развитость технологий – всё из этого входит в понятие внешней среды. Она динамична, неопределённа, но всегда закономерна по сложившимся ключевым факторам и их взаимодействии. Более наглядным образом риски представлены ниже (рис. 2).

Рисунок – 2 Классификация современных экономических рисков. Источник: составлено автором.

Процесс управления СЭП может быть подвергнут любым из описанных рисков. Далее необходимо раскрыть специфику рисков, связанных напрямую с цифровой трансформацией. При применении сквозных технологий, организация может столкнуться с рисками, среди которых выделяют риски больших данных. Под способом больших данных подразумевается сбор и хранения больших объемов информации, их анализа и использования, хранения этой информации, из-за чего общий набор данных растёт экспоненциально. Среди преимуществ необходимо выделить:

- Данный метод использует сбор данных из разных источников, что диверсифицирует информацию и позволяет критически оценивать те или иные тенденции;

- Аналитика проводится в реальном времени, что способствует улучшению уровня управления над любым процессом, позволяя своевременно вносить корректировки;

- Метод подразумевает использование больших объемов данных, что способствует хранению этих самых объемов в структурах организации [16].

В свою очередь, риски больших данных имеют свою определённую специфику и заключаются в следующем (таблица 1.).

Таблица 1. Риски больших данных.

Источник: составлено автором.

Возможные риски
Описание рисков
Риски, связанные с конфиденциальностью
Существует риск потери значимых данных, что способно повлиять на внутренние структуры организации, а также эти данные могут быть использованы недобросовестно.
Данные также могут быть использованы в различных сетях интернет, а также в средствах массовой информации, что также создаст нежелательную огласку. Данные риски возможно минимизировать посредством ввода в использования различных уровней контроля и проверок, в том числе по биометрическим данным или электронной подписи.
Риски, связанные с потерями различных данных
Среди них можно выделить полное или частичное уничтожение с последующей потерей данных из-за ошибочных действий специалистов или вреда со стороны злоумышленников, а также технических неполадок и чрезвычайных ситуаций, в которых возможно физическое повреждение носителей данных. Данные риски возможно минимизировать при помощи создания резервных копий данных.
Риски, связанные с хранением и переполнением информации
Связано с несистематическим заполнением различными данными инфраструктуры хранения, при котором формируется невозможность хранения необходимых данных из-за отсутствия места. Данные риски возможно минимизировать посредством корректного размещения информационных ресурсов и своевременного удаления уже не актуальных данных.
Риски, связанные с формированием неэффективного процесса по набору данных
Данный риск связан с отсутствием возможности или опыта специалистами, которые осуществляют подбор информации и её фильтрации. Решается посредством повешения квалификации работников, прохождения специальных курсов и формирования структурированной системы по поиску информации и сопутствующих целей. В работе с данными необходимо соблюдение информационной гигиены.
Риски, связанные с снижением эффективности используемого метода больших данных
Это риски, связанные с обесцениванием получаемой информации из-за её количества и отсутствия возможности должным образом информацию фильтровать. Решается при помощи наличия чёткой классификации данных.
Риски, связанные с ошибками больших данных
Это риски, связанные с применением неправильных инструментов для работы с данными.
Риски, связанные с экономической необоснованностью и нецелесообразностью по применению метода больших данных
При объеме большего пласта данных может возникнуть ситуация, в которой специалисты не могут найти то или иное решение на проблему, с которой столкнулась организация.
Риски, связанные с отсутствием готовности организации по адаптированию к переменам
Возможна ситуация, в которой компания или организация не может использовать данный метод из-за определённой политики или структуры, при которой осуществляет свою деятельность.
Риски, связанные с активизацией мошенников
Это риски, которые могут возникнуть при приобретении объемов больших данных или использовании различных платных сервисов для упрощения использования информации.

Таким образом, метод больших данных способствует объединению различных разрозненных источников и объемов в данных в некую единую систему, которая может быть подвержена анализу с целью получения необходимых результатов и получению определённых экономических преимуществ [11].

Далее необходимо разобрать риски использования промышленного интернета. Под промышленным или индустриальным интернетом подразумевается информационная и коммуникационная инфраструктура, которая объединяет различные промышленные объекты и способствует обмену данных между ними, из-за чего они могут взаимодействовать без использования услуг посредников [7]. Данный метод цифровизации формирует новые бизнес-модели и организационные структуры, когда взаимодействие производителя и покупателя или потребителя услуг осуществляется напрямую без каких-либо переменных между ними. Использование промышленного интернета осуществляется посредством применения специфического программного обеспечения, что может привести к возможным угрозам по кибер-атакам на промышленные объекты и структуры. Необходимо выделить следующие угрозы и риски (Таблица 2.).

Таблица 2. Риски использования промышленного интернета организацией. Источник: составлено автором.

Возможные риски
Описание рисков
Риски, связанные с действием третьих лиц при помощи различных манипуляций, которые производятся с специализированным программным обеспечением по использованию производственного интернета.
Среди них можно выделить ситуации, в котором третьи лица внедряют в программное обеспечение вредоносные программы, способные повлиять на работоспособность или поспособствовать утечки данных без согласия самого пользователя. Такими ситуациями могут является массовые хакерские атаки на информационные структуры организации с целью формирования ошибки по «отказу в обслуживании», при которой сервисы перестают функционировать. Также следует выделить различные «эксплойты», которые подразумевают под собой программный код, нацеленный на поиск уязвимостей в информационной системе и получения доступа к ней.
Риски, связанные с взломом системы
Это риски, которые подразумевают прямое воздействие на информационные системы, которые реализуются на уровне сети. Туда входят такие процедуры, как подслушивание, когда информация внутри организации передаётся третьей стороне. Также может осуществляться захват сессии, при котором злоумышленник получает доступ к информации. И в конце необходимо сказать о сетевой разведке, в которой злоумышленник получает доступ к подключению различных устройств к сети, открывать порты, использовать различные службы, что способствует получению внутренней информации об организации.
Риски, связанные с возможными ошибками конфигурации и администрировании информационных систем
Риск, при котором то или иное программное обеспечение работает некорректно. Это возможно либо из-за некачественного программного обеспечения, либо из-за нехватки умений и навыков при установке и использовании информационных программ и систем.
Риски, связанные с возможными отключениями коммуникаций, потери электропитания, отключения сервисов
Риск, при котором осуществляется преднамеренный или случайный сбой в работе электрических сетей, при которых использование информационных структур становится невозможным, а также сбой в работе самих устройств, которые были повреждены или отказываются функционировать из-за невыполненных условий эксплуатации.
Риски, связанные с форс-мажорными ситуациями
В основном, судя входят риски, связанные с различными происшествиями природного характера. Это могут быть различные наводнения, затопления, сильные понижения температур, снегопады и землетрясения, которые физически делают невозможным использование и функционирование оборудования из-за физического воздействия на него.
Риски, связанные с отключением и выводом из строя различных устройств для работы с информационными системами
Сюда входят риски, связанные с повреждением оборудования, необоснованной модификацией, которая в последствии сказалась на работоспособности оборудования, а также физическое воровство оборудования.

Необходимо также выделить искусственный интеллект и риски, связанные с его использованием. Искусственный интеллект — это технология по созданию различных аппаратно-программных средств, которые могут осуществлять всяческие творческие задачи и создавать посредством генерации новую информацию на базе уже существующей информации. Искусственный интеллект не самостоятелен в плане создания различной информации и базируется уже на созданном человеком контенте, в связи с чем любое создание контента от искусственного интеллекта является моделированием уже существующего контента человеческого, только немного иначе, с другими наборами переменных [20]. Искусственный интеллект как технология развивается не в одной плоскости, а во множестве разных направлений, взаимодействия с различной человеческой деятельностью.

Таблица 4. Риски использования искусственного интеллекта.

Источник: составлено автором.

Возможные риски
Описание рисков
Риски, связанные с потерями контактов с клиентами
Автоматизация может полностью ликвидировать человеческий контакт между производителем и клиентом, что не всегда положительно может сказаться на общем уровне оказания услуг, так как человек в большинстве своём предпочтёт личный, человеческий контакт.
Риски нехватки специалистов с достаточным уровнем квалификации
Появляются ситуации, когда одни профессии уходят в прошлое, так как были вытеснены искусственным интеллектом и создаются новые, которые на данный момент достаточно нишевые и полноценных специалистов для данных вакансий найти сложно, ибо они являются новыми в постоянно изменяющейся ситуации.
Риски неподготовленности информационно-технологической базы
Отсутствие условной инфраструктурной базы на предприятии, у которого не хватает технологических мощностей для использования искусственного интеллекта в полном формате, из-за чего с ним возникают проблемы, либо он вовсе не применяется из-за своей дороговизны в подготовке этой самой базы.
Риски различных ошибок в производственных процессах и при управлении производством
Искусственный интеллект не самостоятелен, в связи с чем процессы и навыки по выполнению тех или иных задач он берёт от специалистов, анализируя их работу. Это создаёт ситуацию, в которой искусственный интеллект может унаследовать различные ошибки от специалиста, с которого он учился, из-за чего будет в первую очередь страдать выполнение тех или иных процессов в организации.

Искусственный интеллект, как технология, способствует существенному сокращению осуществления рутинного труда посредством человека, освобождая его от данной обязанности [22]. Таким образом, искусственный интеллект способен заменять в определённых областях человека, способствуя перемещению его производственного потенциала в другие сферы, где требуется творчество и гибкий ум. Но также существует и достаточно весомый минус. Искусственный интеллект может создать ситуацию, в которой человеческий труд будет обесценен и, как следствие, многие люди будут заменены на своих работах.

Со стороны государства же, в плане управления СЭП, происходят определённые тенденции. Анализируя данные проблемы и тенденции, в 2020 году была издана стратегия развития, в соответствии с указом Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации», в которой приоритетной целью является цифровая трансформация экономики и структур, которая способствую экономическому росту страны. Данная стратегия действует до 2030 года и стимулирует повышения эффективности цифрового капитала [2]. В связи с этим, всё более четко становится осознание роли цифровой трансформации, как четвертой технологической революции, в лице стимула развития социально-экономической активности государств [23]. Необходимо выдвижение единых и понятных теоретико-методических подходов по оценке цифровой трансформации государственного управления социально-экономическими процессами с учетом свойственных рисков, влияющих на безопасность и информацию. Продолжая тему безопасности как основной степени риска во всем процессе трансформации, следует выделить геостратегическое значение развития телекоммуникационных инфраструктур, по уровню развития которых, среди прочих стран, Россия находится на 36 месте в период 2021 года по рейтингу Международного института развития менеджмента [21]. Подобные показатели общего мирового развития также проистекают из небольшого процента специалистов, задействованных в информационно-коммуникационных технологиях. За 2021 год всего два и пять процента от количества всех занятых были задействованы в области информационно и телекоммуникационных технологий. В европейских северных странах по соседству данный показатель насчитывает семь и пять процентов. Для общего развития экономики и государства необходим консолидированный подход от государства, науки и бизнеса по осуществлению согласованной политики общего развития цифровой трансформации экономики и управления. Для этого процесса необходимо формирование организационно-экономических процессов, создания необходимой методологии и инструментария по осуществлению государственного управления социально-муниципальными процессами, чтобы они были общедоступны и понятны для работы [9]. Необходима государственная поддержка трансформации бюджетных организаций, благодаря которой имеется тенденция по уменьшению бумажной бюрократии, ускорению процессов выполнения поставленных задач, развитию персонала как всесторонних специалистов [26].

Также на данный момент времени, в законодательстве нет такого понятия как «цифровизация» из-за чего трактовки данного понятия могут разниться, а также неверно трактоваться. Это создаёт ситуацию неопределённости, когда государство не может оказать должного влияния на осуществляющую свою деятельность компанию посредством предлагаемых информационных услуг. В правовых же актах под «цифровизацией» понимается специфичный переход от используемой аналоговой технологии по передаче информации на технологию, которая позволяет передавать информацию цифровым образом [18].

Некоторые ученые выделяют процесс цифровизации как всецело государственный, отождествляя его с сугубо управленческим понятием. Например, существует мнение Ю.И. Мигачева и М.М. Полякова, Г.Ф. Чекмарёва, которые пишут о том, что цифровизация первостепенно охватывает следующие сферы государственного управления:

- Различные государственные услуги для граждан [19];

- Полная и частичная автоматизация документов и их распространение при помощи использования созданного цифрового удостоверение личности пользователя, а также электронная подпись для заверения своих действий;

- Создание цифрового правительства посредством поддержки различных цифровых инновацией, что положительно должно сказаться на управлении [13].

Дополнительно к этому следует добавить, что в Российской Федерации также существуют проекты цифрового сервиса по управлению социальными и экономическими процессами, которые порядком опережают другие страны, например, «Госуслуги». Данный сервис способствует упрощению жизни обычных людей и высвобождению их времени, которое они могут потратить на другие вещи, а не на дорогу до больницы и очереди. Сервис также решает множество других организационных вопросов и предоставляет услуги [24]. В этом случае цифровизация способствует улучшению качества жизни и централизации определённых государственных услуг в одном месте, что позволяет отслеживать действия граждан и иметь прозрачные данные о, например, статистике [10]. Существует сайт единой информационной системы, предназначенной для бюджетных организаций по осуществлению закупок необходимого оборудования и ресурсов с отслеживаемым для государства процессом и в рамках закона. Цифровизация ведёт к нормализации социально-экономических процессов и усиливает влияние закона. Государственное управление постоянно сталкивается с различными опасностями как со стороны внешней среды, так и внутренней, не имея при этом возможности наладить уверенный контроль над каждым из потенциальных рисков, что обусловлено человеческой фактором, а также возможности стопроцентного прогнозирования тех или иных последствий принятых или не принятых вовремя решений [1]. Цифровизация в свою очередь существенно упрощает государственное управления, позволяя высвободить определённые мощности и перенаправить их, а также проводить анализ больших объёмов информации с целью повышения более эффективного государственного или производственного управления, но при этом порождает свои, специфические риски, которые в основном могут быть связаны с различными сбоями систем и нарушения безопасности этих самых систем извне с целью дестабилизации ситуации [17]. Использование зарубежных программ ведёт к потенциальной утечке данных и шпионажу, а не использование цифровых технологий вовсе способно навредить экономическому и социальному развитию внутри страны [15]. Цифровизация является издержками внедряемой ранее глобализации и сформированной при помощи экономической и политической коммуникации разных стран, что по-своему обуславливает растущий уровень конкуренции между государствами в гонке развития технологий [14].

Заключение

Риски существуют практически в любой сферы деятельности человека, не говоря уже о государственном аппарате. Государство обезличено, однако в основе него стоят люди, что непосредственно также несёт за собой определённые риски. Так или иначе даже частичный переход к цифровизации, где управление осуществляется посредством технологий, не исключает появление рисков, а скорее даже порождает новые. Это создаёт специфичную ситуацию, в которой, с одной стороны, человеческий фактор несёт за собой появление рисков, но с другой стороны сам человек способен эти риски минимизировать. Поэтому следует добавить, что невозможно в полной мере отстранить человека от управленческой системы, по крайней мере в настоящее время, так как ни один компьютер или искусственный интеллект не может быть настолько гибким и приспосабливаться к появившимся условиям. Искусственный интеллект неполноценен, поскольку не может существовать самостоятельно, так как не способен быть автономным. Даже способные к самообучению программы всё равно следуют заведомо прописанным человеком алгоритмам.

Таким образом, государственное управление рисками в данное время существенно прогрессирует и не стоит на месте, но также сталкивается с различными опасностями, так как открываются новые пути и способы влияния на государства извне, посредством других, уже политических сторон, других государств или объединений этих самых государств, что способно пошатнуть безопасность как социальную, так и экономическую. Делается это с целью нанесения определённого политического урона государству посредством создания информационной и финансовой опасности для населения, что способно подтолкнуть его к недоверию к собственному государству и правительству посредством создания различных фэйков, пропаганды и ощущения незащищённости. Именно для этого и необходимо анализировать как риски государственного управления социально-экономическими процессами с точки зрения уже устоявшейся теории, так и о изменении этой самой теории посредством вводимых инноваций, то есть вездесущей цифровизации, которая существенно влияет на каждый аспект жизни обычного гражданина, затрагивая работу различных структур и организаций, всецело влияя на экономику различных стран. Посредством осознания определённых рисков возможно найти способы по их идентификации, классификации и способы избегать или управлять ими, тем самым используя их для определённой выгоды или не позволяя наносить вред этой самой выгоде.


Страница обновлена: 04.02.2025 в 12:25:04