Влияние промышленности на социально-экономическое развитие региона
Медведева Т.В.1, Новохатский Д.В.1
1 Тульский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Тула, Россия
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 1 (Январь 2025)
Аннотация:
В данной статье разработаны государственные меры поддержки развития промышленности региона на кратко- и среднесрочную перспективу, которые позволят повысить уровень валового регионального продукта на душу населения субъекта РФ. Указанные меры государственной поддержки развития отраслей промышленности региона следует рекомендовать к использованию в своей деятельности региональными органами власти при разработке программ социально-экономического развития субъекта РФ. Предлагаемые мероприятия осуществлены на основе анализа динамики валового регионального продукта Тульской области, функционирования организаций промышленности региона, расчете корреляционно-регрессионной зависимости между валовым региональным продуктом на душу населения региона и факторами, влияющими на него. Для эффективного развития промышленности региона с помощью оценки динамики развития отраслей промышленности региона впервые предложена «Модель 4 сигмы», включающая функционирование бизнеса, науки, власти, населения и позволяющая учитывать квалифицированных сотрудников, поскольку они выступают базой роста производительности труда, эффективными потребителями продукции производственного назначения, пищевых продуктов. Использованный ранее механизм «тройной спирали», предусматривающий активное развитие кластеризации промышленности через сотрудничество бизнеса, науки и власти не в полной степени способствовал выпуску и реализации продукции промышленности.
Ключевые слова: государственное управление, промышленность, валовой региональный продукт, факторный анализ, государственная политика
JEL-классификация: M11, R28, R38, R58
Введение
В.В. Путин в ноябре 2024 г. утвердил новый перечень ключевых показателей эффективности для губернаторов регионов страны, которые охватывают большей частью социальное их развитие, а эффективное развитие социальной сферы невозможно без драйвера развития региона – промышленности [18, с. 12]. Важным показателем развития и оценки социально-экономического развития регионов страны выступает валовой региональный продукт, определяемый как исключение из суммарной валовой продукции объёмов региона её промежуточного потребления населением и отраслями [17, с. 115]. Эффективное развитие промышленности региона способствует росту ВРП. Тульская область является старопромышленным регионом, от государственной поддержки развития отраслей промышленности зависят финансовые результаты деятельности предприятий. Изучение документов социально-экономического развития региона и трудов ученых по проблеме региональной экономики [1, 2; 5; 10, c. 289-298; 12, с. 2903-2924; 14, c. 220-225; 15, с. 60-67; 18, с. 9-21] свидетельствует о недостаточной проработанности в полной степени мер государственной поддержки для эффективного развития промышленности региона и не приводит к существенному показателю ВРП на душу населения, что требует доработки данной проблемы и вызывает актуальность темы исследования.
Целью работы выступает предложение мер поддержки развития отраслей промышленности региона со стороны органов государственной власти. Специальное исследование было проведено на базе Тульской области как экономически сильного субъекта Центрального федерального округа [21, 22].
Научная новизна исследования состоит в предложении рекомендаций органам регионального управления Тульской области авторски разработанных государственных мер поддержки развития промышленности региона на кратко- и среднесрочную перспективу, которые приведут к повышению важного показателя развития экономики субъекта Российской Федерации - валового регионального продукта на душу населения. Для эффективного развития промышленности региона через анализ динамики ее развития предложена «Модель 4 сигмы», включающая функционирование бизнеса, науки, власти, населения. Ранее население не учитывалось в указанной модели, что вызывало недоучет характеристик населения как важной институциональной составляющей экономики Тульской области, определяющей спрос, предложение, взаимосвзязи в промышленности.
Предлагаемые меры позволят учесть государственные меры поддержки развития промышленности региона с учетом развития больших элементов развития экономики Тульской области как симбиоза эффективного функционирования научных лабораторий, предпринимательства, органов регионального управления и во многом определяющего эффективность развития экономики региона – населения.
Гипотеза исследования состоит в том, что предложенные новые способы поддержки развития отраслей промышленности региона обличаются от традиционных мер и будут способствовать росту валового регионального продукта.
Методы исследования
Экономический анализ структуры ВРП Тульской области, функционирования организаций промышленности с 2020 по 2023 гг. произведен путем применения сравнительного, индексного, балансового методов. Влияние факторов развития промышленности, от которых зависит объем валового регионального продукта, и степень тесноты связи определены через корреляционно-регрессионный анализ с помощью пакета Excel.
Государственные меры поддержки развития промышленности Тульской области предложены на основе метода экономической индукции. «Модель 4 сигмы» для успешного развития промышленности региона на долгосрочную перспективу предложена на основе проведения положительных и отрицательных статистических тенденций функционирования обрабатывающих отраслей экономики региона за последние четыре года.
Прогнозный ВРП на душу населения Тульской области с учетом указанных мер государственной поддержки социально-экономического развития региона до 2030 г. рассчитан через пакет Excel.
Результаты
Устойчивость развития региональных промышленных организаций задает драйв для успешного общественного развития [14]. Если промышленное предприятие стремится к росту выручки, эффективно использует свои ресурсы для достижения заданной цели, умело покрывает свои затраты на производство и реализацию продукции, налаживает связи с прочими организациями, то это эффективно отразится и на росте ВРП [8, 16]. Общество, приобретая региональные бренды, работая на данных предприятиях, вызывая постоянный спрос на продукцию и услуги, способно оказывать влияние на устойчивость развития промышленных предприятий. Организации, располагая желанием создать энергетический эффект, поддерживая свой социальный статус, через умелое управление инвестиционной политикой способствуют активному участию в финансировании проектов социальной направленности общества [9, с. 72]. Валовой региональный продукт Тульской области в 2022 г. сложился на уровне 2269600 млн. руб., что превышает уровень 2021 г. на 9% против 2082096 млн. руб. [20, 21].
Экономический анализ структуры ВРП Тульской области с 2020 г. по 2023 г. позволил констатировать преобладание обрабатывающих производств (более 40%), около 10% приходится на операции с недвижимым имуществом, более 8% - на торговлю, 5% - на строительство, около 4% - на перевозку и хранение, остальное характерно для прочих видов деятельности [20, 21].
Среди регионов Центрального федерального округа по объему ВРП на душу населения в 2023 г. Тульская область занимала 5 место, уступая Москве, Московской, Белгородской и Липецкой областям [1, 20, 21, 22].
В структуре ВРП по источникам доходов преобладают валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы (более 60%), более 30% приходится на оплату труда наемных сотрудников организаций. В расходах ВРП на протяжении 2020-2023 гг. более 70% приходится на расходы на конечное потребление, среди которых услуги государственных учреждений составляют более 9%, более 20% расходов приходится на валовое сбережение, причем последний показатель демонстрирует рост показателя с 21,4% в 2020 г. до 28,3% в 2023 г., что свидетельствует об устойчивости развития экономики региона, несмотря на сложные внешние экономические условия [21].
Объем отгруженных товаров собственного производства добычи полезных ископаемых в 2023 г. составил 14558,8 млн. руб., превысив уровень 2021 г. на 89,9%, обрабатывающих производств – 1404285,2 млн. руб., что превышает показатель 2021 г. на 31,1%, обеспечения энергией, газом, паром – 22264,8 млн. руб., что меньше показателя 2021 г. на 4,6%, что свидетельствует о нарастающем развитии добычи полезных ископаемых в регионе, несмотря на больший удельный вес обрабатывающих предприятий в промышленности Тульской области. Индекс промышленного роста региона демонстрирует рост с 109,7% в 2021 г. до 114, 5% в 2023 г., опередив Центральный федеральный округ на 1%, уступая только Москве, РФ в целом на 11%, что показывает устойчивый рост положительного вклада промышленности в формирование ВРП Тульской области [21, 22].
Благодаря росту среднегодовой численности работников промышленных предприятий за 2021-2023 гг. с 145,6% до 150,4%, увеличению сальдированного финансового результата за аналогичный период времени на 53,7%, что показывает, несмотря на экономические санкции, что экономика адаптировалась под новые экономические условия, но рост курса доллара, приобретение импортных компонентов, инструментов отразилось на главном финансовом показателе развития промышленности – рентабельности проданных товаров, услуг, который в 2023 г. составил 14,8% против 15,7% в 2021 г. [15, 20, 21].
В структуре объема отгруженных товаров собственного производства, выполнения работ, услуг обрабатывающих производств Тульской области 14,3% приходится в 2023 г. на металлугическое производство (в 2021 г. – 19,2%), 14% - на химическую промышленность (в 2021 г. – 19,1%), 12,4% - на производство пищевых продуктов (в 2021 г. – 12,8%), что показывает сокращение традиционно постоянно развивающихся и задающих положительный акцент своего развития отраслей промышленности. Производство же относительно нехарактерных видов продукции для региона, таких как выпуск компьютеров, электронных, оптических изделий, электрического оборудования возросло за 2021-2023 гг. на 89% [20, 21].
В добыче полезных ископаемых преобладает гравий, щебень, известняк, в производстве пищевых продуктов – творог, переработанная рыба, сливочное масло, масляные пасты, комбикорма, безалкогольные напитки.
Рассмотрим и обоснуем влияние друг на друга таких показателей как: ВРП Тульской области и факторов, влияющих на него, для чего проведем анализ отдельных показателей и выявим зависимости результативного признака (Y) от факторных признаков (Х). Затем рассчитаем коэффициент множественной корреляции для подтверждения предположения о наличии устойчивой связи между выбранными показателями. Анализ осуществлен по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тульской области и отражен в таблице 1.
Таблица 1 - Исходные данные для корреляционно-регрессионного анализа между валовым региональным продуктом на душу населения в Тульской области и факторами, влияющими на него, руб., %, ед. [21]
Годы
|
Y
|
Х1
|
Х2
|
Х3
|
Х4
|
Х5
|
Х6
|
Х7
|
Х8
|
2016
|
359839,8
|
31060,5
|
436754
|
101,6
|
11874
|
24,3
|
23,7
|
5
|
3118
|
2017
|
381564,9
|
32562,1
|
587512
|
102,3
|
13152
|
25,1
|
22,4
|
3,5
|
3214
|
2018
|
435984,3
|
34661,6
|
696607
|
103,4
|
14742
|
26,7
|
23,5
|
3,8
|
3334
|
2019
|
444585,1
|
38150,8
|
724305
|
111,1
|
15204
|
26,9
|
23,3
|
1,5
|
3177
|
2020
|
471229,0
|
40888,5
|
884200
|
109,6
|
15558
|
26,3
|
24,3
|
3,8
|
3014
|
2021
|
590846,4
|
44725,5
|
1117341
|
108,6
|
16665
|
24,5
|
28
|
4,6
|
2612
|
2022
|
674432
|
51217,8
|
1348322
|
103
|
19124
|
23,8
|
31,6
|
4,2
|
2579
|
2023
|
735600
|
60463,6
|
1472338
|
113,3
|
21442
|
24,1
|
32,4
|
4,1
|
2609
|
Использованы следующие признаки: У – валовой региональный продукт на душу населения, руб.; Х1 – среднемесячная заработная плата, руб.; Х2 – выручка организаций обрабатывающих производств, млн. руб.; Х3 – индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности, %; Х4 – средний размер пенсий, руб.; Х5 – доля малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте в Тульской области, %; Х6 – доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте, %; Х7 – индекс производительности труда по Тульской области, %; Х8 – наличие предприятий обрабатывающей промышленности, ед.
Результаты корреляционного анализа влияющих факторов и ВРП на душу населения Тульской области отражены в таблице 2.
Таблица 2 - Итоги корреляционного анализа влияющих факторов и основного показателя Тульской области
|
Y
|
Х1
|
Х2
|
Х3
|
Х4
|
Х5
|
Х6
|
Х7
|
Х8
|
Y
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Х1
|
0,976008
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
Х2
|
0,995314
|
0,975932
|
1
|
|
|
|
|
|
|
Х3
|
0,37776
|
0,512077
|
0,378394
|
1
|
|
|
|
|
|
Х4
|
0,976808
|
0,991337
|
0,97027
|
0,468966
|
1
|
|
|
|
|
Х5
|
-0,78335
|
-0,71503
|
-0,78596
|
0,062643
|
-0,67945
|
1
|
|
|
|
Х6
|
0,993335
|
0,957815
|
0,989752
|
0,276693
|
0,960923
|
-0,83104
|
1
|
|
|
Х7
|
0,507982
|
0,410666
|
0,533248
|
-0,22883
|
0,391502
|
-0,66658
|
0,540185
|
1
|
|
Х8
|
-0,92068
|
-0,869
|
-0,9351
|
-0,31279
|
-0,83283
|
0,856815
|
-0,9216
|
-0,5773
|
1
|
Коэффициент множественной корреляции показывает сильную и умеренную связи между факторными признаками – величиной средней заработной платы (X1), долей продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте (Х6) и результативным показателем. Для изучаемых факторов он составил для X1 0,97 и 0,54 для Х6, что говорит о наличии сильной и умеренной прямой связи между ВРП и рассматриваемыми показателями Тульской области. Умеренная зависимость наблюдается также между результативным показателем и выручкой организаций обрабатывающих производств – коэффициент корреляции составил 0,37, а также между результативным показателем и индексом выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности, в отношении остальных влияющих факторов – средней пенсии, доли малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте в Тульской области согласно расчету наблюдается наличие обратных связей.
Анализ промышленности позволил определить способы ее развития для роста ВРП Тульской области. По нашему мнению среди них должно явиться развитие кластерной политики обрабатывающих производств с обновлением ассортимента продукции [4].
В машиностроении на среднесрочную перспективу должно стать: развитие производственного инжиниринга, исследование на основе применения нанотехнологий и нанопродукции, включая электронику, связь предприятий машиностроения с ведущими лабораториями ВУЗов и научно-исследовательскими институтами Тулы, включая развитие продукции оборонно-промышленного комплекса, через развитие теплофизики, газодинамики, материаловедения, применения лазеров, обработку металлов с помощью давления.
Металлургическая отрасль должна стремиться к применению перспективных технологий глубокого рафинирования для создания сталей нового поколения, увеличить выпуск изделий из чугуна с учетом экологических стандартов и использования развития трех составляющих развития современности – социальной сферы, экологии, умной экономики [2, 3].
Энергетика должна предусмотреть модернизацию комплекса через использование интеллектуальных систем диагностики, мониторинга, автоматического управления оборудованием, режимы работы ведущих энергосистем Тульской области, эксплуатацию эффективных систем сосредоточения энергии через наноструктуры для теплоизоляционных материалов с улучшенными потребительскими свойствами.
Промышленные кластеры должны опираться на отрасли рыночной специализации региона – оборонную отрасль, нефте- и газохимию, металлообработку, машиностроение благодаря выпуску изделий бытовой химии, специальных химических изделий, нетканых материалов, а также на отрасль, дополняющую экономику региона и вносящую существенный вклад в развитие промышленности, - пищевую индустрию через эффективное развитие транспортно-логистических услуг с учетом близ расположенной с Тульской областью – Московской. Подобные кластеры должны мониторить органы государственной власти и в перспективе включать вовлечение в них инновационно активных, малых и средних предприятий области. Наряду с традиционным механизмом «тройной спирали», предусматривающим активное развитие кластеризации через сотрудничество бизнеса, науки и власти, необходимо добавить в модель четвертый компонент, способствующий спросу продукции промышленности, – население, обозначить данное взаимодействие как «Модель 4 сигмы». Квалифицированные сотрудники – база роста производительности труда, эффективные потребители продукции производственного назначения, пищевых продуктов.
Организациям, привлекающих инвалидов, необходимо предусмотреть из регионального бюджета предоставление экономических льгот. Тульскую область как инновационно активный регион следует включить в федеральные программы развития кластеров.
Необходимо до 2030 г. для повышения средней продолжительности жизни населения до 78 лет реализовывать проект по производству качественной собственной сельскохозяйственной продукции региона, субсидировать развитие данного направления экономики в Тульской области. Следует увеличить возрастной ценз молодежи до 37 лет в целях государственной поддержки создания и развития бизнеса. Молодежь нужно поддержать в развитии не только торговли, но и реального сектора экономики. Поскольку в отдельных малых городах Тульской области отсутствуют молоко- и хлебозаводы, на долгосрочную перспективу государству необходимо предусмотреть льготы со стороны государства при открытии заводов данного направления, предусматривающие налоговые льготы, льготы при взятии кредита.
Изучение производительности труда Тульской области показало существенный рост в 2016 г. (5%), затем снижение данного показателя до 1,5% в 2019 г., незначительное повышение его в 2023 г., что свидетельствует за рассматриваемый временной период времени о неполной загруженности производственных мощностей и трудового персонала. В отраслях промышленности степень износа основных фондов Тульской области составляла за 2022-2023 гг. около 20%, что также отразилось на снижении производительности труда. Для интенсификации производства необходим рост производительности труда за счет внедрения новых технологий и научных разработок подобно прочим субъектам Центрального федерального округа, а также через активизацию инвестиционного процесса [19]. По объему инвестиций Тульская область в 2023 г. уступила только Московской и Воронежской областям, что свидетельствует об инвестициях в промышленность как важном источнике роста производительности труда [12, 13].
Учитывая условия развития бизнеса в регионе, органам государственной власти Тульской области следует предпринимать меры для улучшения делового климата в области ведения предпринимательской деятельности: развитие импортозамещающих производств; сокращение сроков предоставления разрешительной документации, затрат подключения к инфраструктуре; эффективное решение вопросов зонирования и предоставления земельных участков; снижение экологического влияния предприятий промышленной специализации региона; электронное взаимодействие организаций с контролирующими органами и налоговой службой; сокращение коррупции; достижение для страны конкурентного уровня безопасности развития промышленности [6, 10, 11].
Прогнозный ВРП на душу населения Тульской области с учетом указанных мер государственной поддержки социально-экономического развития региона до 2030 г. отражен на рисунке 1.
Рисунок 1. Прогноз ВРП на душу населения Тульской области до 2030 г., руб.
Источник: составлено авторами по результатам исследования
Вероятность прогноза составила 96%, что свидетельствует о точности предсказания его и расчета положительной тенденции развития ВРП на душу населения региона до 2030 г.
Выводы
Таким образом, ВРП является важным результирующим показателем эффективности различных отраслей экономики, включая промышленность, индикатором инвестиционной привлекательности территории, уровня и качества жизни населения региона и прочих показателей социально-экономического развития субъекта РФ.
Оценка промышленности Тульской области позволила определить концепцию ее развития для роста ВРП. Разработанные меры поддержки развития отраслей промышленности в регионе должны привести к росту производительности труда, возможности привлечения новых рабочих мест, повышению финансовых показателей предприятий промышленности, повышению доходности регионального бюджета, достижению синергетического эффекта. Данные меры следует рекомендовать к использованию в своей деятельности региональными органами власти при разработке программ развития промышленности субъекта страны, улучшения социально-экономического развития территории региона, быстрого реагирования органов власти на имеющиеся проблемы, возникающие угрозы, что позволит создать стратегию устойчивого экономического развития региона через призму учета важных характеристик населения территории.
Источники:
2. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Тула на период до 2018 года и на перспективу до 2030 года. Инвестиционный портал муниципального образования г. Тула. [Электронный ресурс]. URL: http://invest.tula.ru/invest/strategiya-razvitiya (дата обращения: 06.01.2025).
3. Аверин А.В. Управление персоналом, кадровая и социальная политика в организации. / Учебное пособие. - М.: РАГС, 2019. – 327 c.
4. Васильев В.П,, Деханова Н.Г., Холоденко Ю.А. Государственное и муниципальное управление. / Учебник и практикум для вузов. - М.: Юрайт, 2024. – 314 c.
5. Рагулина Ю.В,, Завалько Н.А., Кожина В.О. Региональная экономика. / Учебник. - М.: Русайнс, 2024. – 148 c.
6. Мухаев Р.Т. Системы ГМУ: теория, институты, механизм. / Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2024. – 396 c.
7. Плисецкий Е.Л. Региональная экономика. / Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2024. – 554 c.
8. Толкачев С.А. Экономическая теория. / Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2024. – 577 c.
9. Беленов О.Н., Шурчкова Ю.В., Шилова И.В. Как создать привлекательный имидж региона // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2019. – № 2. – c. 70-76.
10. Голубецкая Н.П., Клюев К.В., Андриевский А.С. Тенденции развития менеджмента компаний химической промышленности на локальных и глобальных рынках // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 2. – c. 289-298. – doi: 10.18334/epp.14.2.120565.
11. Гузеев А.Н. Некоторые подходы к информационно-аналитическому обеспечению государственного и муниципального управления // Экономика. Социология. Право. – 2021. – № 1. – c. 39-41.
12. Журавлева О.В., Королева И.В., Митрофанова О.Н. Поведение предприятий на российском рынке в условиях санкционного давления // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 6. – c. 2903-2924. – doi: 10.18334/epp.14.6.121196.
13. Махотаева М.Ю., Николаев М.А., Бабкин И.А. Влияние ресурсного потенциала региона на уровень финансовой устойчивости // Π-Economy. – 2024. – № 17. – c. 111-124. – doi: 10.18721/JE.17607.
14. Медведева Т.В. Приоритеты стратегии социально-экономического развития в регионах в рамках бюджетной политики // Финансово-кредитный механизм регулирования экономики: от теории к практике: Сборник материалов I Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, аспирантов, и специалистов-практиков. Воронеж, 2016. – c. 220-225.
15. Медведева Т.В., Денисов В.Н. Индикаторы устойчивости региональной социально-экономической системы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – c. 60-67.
16. Мишина М.Ю. Статистический анализ факторов роста валового регионального продукта Брянской области // Сервис в России и зарубежом. – 2011. – № 3. – c. 139-147.
17. Серкова А.Е., Игнатьева Е.Д., Мариев О.С. Оценка социально-экономического развития российских регионов - субъектов Российской Федерации // Вестник Челябинского государственного университета. – 2014. – № 21. – c. 112-120.
18. Татаркин А.И., Романова О.А, Промышленная политика: генезис, региональные особенности и законодательное обеспечение // Экономика региона. – 2014. – № 2. – c. 9-21. – doi: 10.17059/2014-2-1.
19. Тян А.Ю., Кельчевская Н.Р. Cтратегия повышения производительности труда на основе инвестиций в капитал здоровья // Экономика промышленности. – 2024. – № 4. – c. 476-486. – doi: 10.17073/2072-1633-2024-4-1358.
20. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тульской области. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://71.rosstat.gov.ru/main_indicators (дата обращения: 05.01.2025).
21. Тульский статистический ежегодник. 2023:. Туластат. [Электронный ресурс]. URL: https://tulastat.gks.ru (дата обращения: 06.01.2025).
22. Федеральная служба государственной статистики. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 25.12.2024).
Страница обновлена: 07.02.2025 в 10:45:20