BRICS+ in the new contours of international trade
Rudenko M.N.1
1 Пермский государственный национальный исследовательский университет
Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 8, Number 1 (January 2025)
Abstract:
The article examines the role of BRICS+ in the new contours of international trade. The dynamics of mutual trade of the BRICS countries is analyzed, which shows the efforts for comprehensive cooperation and rapprochement of the economies of the states in the process of their collective activity.
An analytical review of the foreign trade of the BRICS countries and the trade partners of the bloc countries was conducted, which made it possible to identify the top three countries that make the greatest contribution to the development and security of the international trade system (China, Russia, and Brazil).
Taking into account the conducted research, recommendations for improving cooperation and ensuring security in the field of international trade were proposed.
Keywords: BRICS+, international trade, import, export, mutual trade, trade balance, international trading system, trade and economic security
JEL-classification: F13, F30, F40
Введение. «Взаимодействие в торгово-экономической сфере между странами БРИКС выступает одним из концептуальных аспектов их сотрудничества в сфере обеспечения безопасности» [26]. Эти страны, объединенные общими интересами и различным потенциалом, стремятся к укреплению своих экономических связей и увеличению взаимной торговли. Важным фактором в этом взаимодействии является наращивание объемов торговли, которые в последние годы значительно выросли. «Торгово-экономическое партнерство стран БРИКС способствует не только экономическому росту каждой из стран, но и обеспечивает в определённой степени стабильное и устойчивое развитие международной торговой системы» [3].
Однако, несмотря на свой потенциал, БРИКС сталкивается с рядом проблем в международной торговле, в том числе [16]:
– неравенство в экономическом развитии стран БРИКС;
– отсутствие общей торговой политики, что затрудняет достижение согласия и сотрудничества в торговых вопросах;
– торговые барьеры, отдельные из стран все еще имеют высокие таможенные пошлины и другие ограничения, затрудняющие доступ к их рынкам;
– проблемы в области инфраструктуры и логистики, недостаточное развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры приводит к задержкам и повышению стоимости транспортировки товаров.
Целью исследования является обоснование безопасных (новых) контуров международной торговли в рамках БРИКС+, и направлено на выявление основных тенденций и перспектив развития торговых отношений стран БРИКС как внутри объединения, так и с другими государствами.
Задачи исследования:
– проанализировать динамику взаимной торговли стран БРИКС;
– проанализировать внешнюю торговлю стран БРИКС и торговых партнёров стран блока;
– предложить рекомендации по совершенствованию сотрудничества и обеспечению безопасности в сфере международной торговли.
Практическая значимость. Исследование имеет важное значение для понимания динамики и перспектив развития стабильной и безопасной международной торговой системы в новых формирующихся условиях, и может служить основой для принятия решений в области торговой политики как внутри блока, так и на глобальном уровне.
Динамика взаимной торговли стран БРИКС. Экспорт товаров и услуг является важной составляющей динамики взаимной торговли между странами БРИКС. Основные экспортные товары/услуги, которые страны БРИКС поставляют друг другу, включают: нефть/газ, металлы, сельскохозяйственную продукцию, машины/оборудование, а также информационные технологии и туристические услуги. На графике рисунка 1 представлены относительные и абсолютные значения взаимной торговли стран БРИКС по экспорту за период 2013-2023 гг.
Рисунок 1. Динамика взаимной торговли стран БРИКС (экспорт)
(относительные, % и абсолютные, млрд. долл. значения)
Примечание: динамика взаимной торговли стран БРИКС рассмотрена с учётом новых стран-участниц блока.
Источник: составлено автором по материалам «BRICS Joint Statistical Publications» [27].
Как видно на графике, за анализируемый период 20213-2023 гг. относительные и абсолютные значения взаимной торговли стран БРИКС по экспорту увеличились на 6,4% и 456 млрд. долл. Такая «динамика развития взаимной торговли свидетельствует об усилиях по всестороннему сотрудничеству и сближению экономик государств в процессе их коллективной деятельности» [13].
На рисунке 2 отражена структура взаимного товарооборота стран БРИКС за 2023 г.
Рисунок 2. Структура взаимного товарооборота стран БРИКС в 2023 г., %
Источник: составлено автором по материалам «BRICS Joint Statistical Publications» [27].
Как видно из графика, за 2023 г. взаимный товарооборот стран БРИКС составил 1983 млрд долл. Наибольший вклад внесли Китай (43%), Россия (17%) и Индия (15%), наименьший вклад отмечен у Эфиопии (0,44%).
В таблице 1 представлена матрица взаимной торговли стран БРИКС по экспорту в 2023 г.
Таблица 1. Матрица взаимной торговли стран БРИКС по экспорту в 2023 г., млрд. долл.
Экспорт
|
в Китай
|
в Индию
|
в Россию
|
в Бразилию
|
в ОАЭ
|
в ЮАР
|
в Египет
|
в Иран
|
в Эфиопию
|
из Китая
|
|
117821
|
111057
|
59138
|
55809
|
23679
|
14981
|
10107
|
2592
|
из Индии
|
16267
|
|
4091
|
6681
|
33044
|
8026
|
3963
|
1187
|
479
|
из России
|
128485
|
61602
|
|
10013
|
8190
|
523
|
4958
|
1526
|
19
|
из Бразилии
|
104325
|
4686
|
1343
|
|
3166
|
1642
|
2315
|
2298
|
24
|
из ОАЭ
|
10106
|
25393
|
2591
|
649
|
|
2091
|
5749
|
6758
|
764
|
из ЮАР
|
12498
|
5052
|
283
|
488
|
2545
|
|
55,7
|
16,5
|
31,0
|
из Египта
|
909
|
1175
|
519
|
444
|
2214
|
118
|
|
1,8
|
112,7
|
из Ирана
|
22426
|
1888
|
692
|
139
|
6006
|
367
|
10,1
|
|
1,9
|
из Эфиопии
|
131,6
|
139,2
|
12,9
|
2,3
|
163,8
|
10,0
|
8,7
|
1,3
|
|
Согласно данным таблицы 1 можно сделать вывод, что наибольшие объемы торговли сосредоточены вокруг Китая, особенно в отношении России, Бразилии, Индии и ОАЭ. Наименьшие товаропотоки выделяются по направлениям Россия – Индия, Индия – ОАЭ и обратно, Иран – Китай.
Анализ торговой статистики демонстрирует, что в рамках БРИКС особенно важны два направления грузопотока: между Бразилией и Китаем, а также между Россией и Китаем. Это в свою очередь свидетельствует о хорошей транспортной связанности между Россией и Китаем, которая выступает главнейшим элементом транспортного каркаса как Евразии, так и БРИКС.
На рисунке 3 представлена общая и взаимная торговля стран БРИКС в 2023 г.
Рисунок 3. Общая и взаимная торговля стран БРИКС в 2023 г.
Источник: составлено автором по материалам «BRICS Joint Statistical Publications» [27].
Как видно из рисунка, внешнеторговый оборот по всем странам мира в 2023 г. составил 46808685 млн. долл., из них 9746868 млн. долл. приходится на страны БРИКС. Доля стран БРИКС во внешней торговле субъекта среди остальных стран мира отмечена на уровне 20,8%, а всего БРИКС 20,4%.
Внешняя торговля стран БРИКС и торговых партнёров стран блока. С момента активной деятельности как субъекта международных отношений (2009 г.), БРИКС нарастила свою долю в мировой торговле почти в полтора раза, – до 21,6% по итогам 2023 г., уступив по объемам только Европейскому Союзу (ЕС) с долей 29,7% [23]. В связи с этим целесообразно проанализировать внешнюю торговлю и главных торговых партнеров каждой из стран БРИКС.
Экономика Китая является крупнейшей среди всех стран БРИКС. По состоянию на 2023 г. ключевыми торговыми партнёрами Китая являлось 21 государство [21]: США (торговый баланс +336,1 млрд. долл.); Индия (торговый баланс +99,1 млрд. долл.); Нидерланды (торговый баланс +83,2 млрд. долл.); Южная Корея (торговый баланс -12,8 млрд. долл.); Россия (торговый баланс -18,2 млрд. долл.); Австралия (торговый баланс -81,6 млрд. долл.); Бразилия (торговый баланс -63,3 млрд. долл.) и др.
Структура экспорта/импорта Китая отражена на рисунках 4; 5.
Рисунок 4. Структура экспорта Китая в 2023 г., %
Источник: составлено автором по материалам [21].
Рисунок 5. Структура импорта Китая в 2023 г., %
Источник: составлено автором по материалам [21].
Как видно на графиках (рис. 4; 5), структура импорта по четырем позициям совпадает со структурой экспорта:
– машинное и транспортное оборудование (экспорт) 47%/(импорт) 35%;
– промышленные товары (экспорт) 17%/(импорт) 7%;
– химикаты и связанные продукты (экспорт) 9%/(импорт) 10%;
– продовольственные товары (экспорт) 2%/(импорт) 5%;
– минеральное топливо и смазочные материалы (импорт) 20%;
– непищевое сырье (импорт) 15%;
– прочее (экспорт) 25%/(импорт) 8%.
Торговый баланс Китая на 2023 г. составил: 3,59 трлн. долл. – 2,71 трлн. долл. = 0,88 трлн. долл.
Особенностями внешней торговли России в текущем периоде выступают: преобладающая доля сырьевых продуктов в экспорте; несбалансированная товарная структура; концентрация подавляющей части внешней торговли на относительно небольшом числе стран. Современными тенденциями развития внешней торговли России являются: превышение темпов роста экспорта над импортом; возрастание доли несырьевой продукции в экспорте; расчёты во внешней торговле ведутся в американских долларах, однако набирает популярность расчёты в национальных валютах контрагентов.
По итогам 2023 г. главными торговыми партнёрами России стали: Китай – 240,1 млрд. долл.; Индия – 64,9 млрд. долл.; Турция – 56,5 млрд. долл.; Белоруссия – 55 млрд. долл.; Казахстан – 26 млрд. долл.
Структура экспорта/импорта России отражена на рисунках 6; 7.
Рисунок 6. Структура экспорта России в 2023 г., %
Источник: составлено автором по материалам [1].
Рисунок 7. Структура импорта России в 2023 г., %
Источник: составлено автором по материалам [1].
Как видно из рисунков 6 и 7, структура экспорта имеет сырьевой вектор:
– минеральное топливо 68%;
– чёрные металлы и удобрения по 4%;
– драгоценные металлы и камни 3%;
– алюминий и изделия из него, древесина и изделия из неё по 2%.
Структура российского импорта состоит из следующих групп товаров:
– химическая промышленность 21%;
– механическое оборудование 18%;
– пищевые продукты 12%;
– электронное оборудование 11%;
– транспортные средства, предметы одежды и мебели, материалы природного происхождения по 8%;
– прочее (экспорт) 17%/(импорт) 14%.
Торговый баланс России на 2023 г. составил: 591,5 млрд. долл. – 259,1 млрд. долл. = 332,4 млрд. долл.
Внешняя торговля Индии характеризуется высоким уровнем экспорта товаров/услуг и значительными объемами импорта. В 2023 г. основными торговыми партнерами Индии были 25 государств, в их числе [20]: США (торговый баланс +36,74 млрд. долл.); Франция (торговый баланс +0,90 млрд. долл.); Китай (торговый баланс -85,09 млрд. долл.); Россия (торговый баланс -57,17 млрд. долл.); ОАЭ (торговый баланс -12,39 млрд. долл.); Германия (торговый баланс -6,43 млрд. долл.); Катар (торговый баланс -10,68 млрд. долл.) и др. При этом, двумя основными направлениями индийского экспорта являются ЕС и США, в то время как Китай и ЕС – из которых Индия импортирует товары.
Структура экспорта/импорта Индии отражена на рисунках 8; 9.
Рисунок 8. Структура экспорта Индии в 2023 г., %
Источник: составлено автором по материалам [9].
Рисунок 9. Структура импорта Индии в 2023 г., %
Источник: составлено автором по материалам [9].
Как видно из рисунков 8 и 9, структура импорта по четырем позициям совпадает со структурой экспорта:
– минеральное топливо и смазочные материалы (экспорт) 23%/(импорт) 39%;
– машинное и транспортное оборудование (экспорт) 19%/(импорт) 21%;
– драгоценности (экспорт) 9%/(импорт) 11%;
– недрагоценные металлы (экспорт) 9%/(импорт) 6%;
– химикаты и связанные продукты (экспорт) 13%;
– текстиль и кожа (экспорт) 9%;
– химикаты (импорт) 11%;
– прочее (экспорт) 18%/(импорт) 12%.
Торговый баланс Индии на 2023 г. составил: 453 млрд. долл. – 733 млрд. долл. = -280 млрд. долл.
Характер внешней торговли Бразилии отличается высокой степенью диверсификации и ориентацией на экспорт сельскохозяйственной продукции, природных ресурсов и промышленных товаров, а также активным импортом различных товаров.
В 2023 г. крупнейшими торговыми партнерами Бразилии по объему экспортных продаж были 25 государств [18]: Китай: 104,3 млрд. долл. (30,7% от общего объема бразильского экспорта); Аргентина: 16,7 млрд. долл. (4,9%); Мексика: 8,6 млрд. долл. (2,5%); Испания: 7,8 млрд. долл. (2,3%); Япония: 6,6 млрд. долл. (1,9%) и др.
При этом высокий уровень торгового дефицита Бразилии в 2023 г. отмечен с такими странами как: Россия: -8,7 млрд. долл.; Германия: -7,5 млрд. долл.; Индия: -2,2 млрд. долл.; США: -1,31 млрд. долл.; Австралия: -1,29 млрд. долл.; Швеция: -1,27 млрд. долл. и др.
Подобные дефициты финансовых потоков подчеркивают конкурентные недостатки Бразилии по сравнению с вышеперечисленными странами. Тем не менее представляют собой возможности для Бразилии по разработке стратегий, учитывающих специфику страны для укрепления ее позиций в международной торговле.
Структура экспорта/импорта Бразилии отражена на рисунках 10; 11.
Рисунок 10. Структура экспорта Бразилии в 2023 г., %
Источник: составлено автором по материалам [2].
Рисунок 11. Структура импорта Бразилии в 2023 г., %
Источник: составлено автором по материалам [2].
На рисунках 10 и 11 показано, что структура экспорта состоит из:
– продовольственные товары 40%;
– минеральное сырьё (топливо) 27%;
– машины, оборудование и транспортные средства 10%;
– металлы и изделия из них 7%.
Структура импорта из:
– машинное и транспортное оборудование 34%;
– продукция химической промышленности 31%;
– минеральные продукты (топливо) 19%;
– прочее (экспорт) 16%/ (импорт) 16%.
Торговый баланс Бразилии на 2023 г. составил: 334 млрд. долл. – 273 млрд. долл.= 61 млрд. долл.
Специфика внешней торговли ОАЭ основана на экспорте нефти/газа, а также на импорте товаров/услуг. При этом ОАЭ активно развивают другие сектора экономики, такие как туризм, финансы, недвижимость и технологии, позволяющие стране диверсифицировать свою экономику и снизить зависимость от нефтяных доходов.
Ключевыми торговыми партнерами ОАЭ в 2023 г. являлись [6]:
– по экспорту (37 стран) – Индия, Россия, Иран, ЮАР, Китай, Египет, Катар, Швейцария, Ирак, США, Италия, Пакистан, Ливия и др.;
– по импорту (36 стран) – Китай, Индия, США, Иран, Россия, Египет, Япония, Германия, Турция, Польша, Австрия, Финляндия и др.
Структура экспорта/импорта ОАЭ отражена на рисунках 12; 13.
Рисунок 12. Структура экспорта ОАЭ в 2023 г., %
Источник: составлено автором по материалам [17].
Рисунок 13. Структура импорта ОАЭ в 2023 г., %
Источник: составлено автором по материалам [17].
Как видно на рисунках 12 и 13, структура импорта по трем позициям совпадает со структурой экспорта:
– минеральные продукты (топливо) (экспорт) 31%/ (импорт) 17%;
– машины, оборудование и транспортные средства (экспорт) 24%/ (импорт) 31%;
– драгоценные камни, металлы и изделия из них (экспорт) 20%/ (импорт) 25%;
– металлы и изделия из них (экспорт) 7%;
– продукция химической промышленности (импорт) 8%;
– прочее (экспорт) 18%/ (импорт) 19%.
Торговый баланс ОАЭ на 2023 г. составил: 354 млрд. долл. – 374 млрд. долл.= -20 млрд. долл.
Особенностью международной торговли ЮАР является ее географическое положение. Она расположена на юге африканского континента и имеет выход к Атлантическому и Индийскому океанам, что делает ее важным транзитным пунктом в торговле между Европой, Азией и Америкой. Страна позиционируется как экспортер сырья и сырьевых товаров, таких как золото, алмазы, уголь, нефть и другие полезные ископаемые, а это определяет специфику ее внешней торговли.
Основными направлениями экспорта товаров из ЮАР в 2023 г. были [8]: Китай с долей 11,2% (12,4 млрд. долл.); США с долей 7,52% (8,31 млрд. долл.); Германия с долей 6,76% (7,48 млрд. долл.); Индия с долей 4,56% (5,04 млрд. долл.); и др.
Крупнейшими торговыми партнёрами по импорту товаров в ЮАР в 2023 г. стали [8]: Китай с долей 20% (21 млрд. долл.); США с долей 8,58% (9,2 млрд. долл.); Германия с долей 8,1% (8,68 млрд. долл.); Индия с долей 6,97% (7,46 млрд. долл.); ОАЭ с долей 3,73% (3,99 млрд. долл.) и др.
Структура экспорта/импорта ЮАР отражена на рисунках 14; 15.
Рисунок 14. Структура экспорта ЮАР в 2023 г., %
Источник: составлено автором по материалам [25].
Рисунок 15. Структура импорта ЮАР в 2023 г., %
Источник: составлено автором по материалам [25].
Как видно из рисунков 14 и 15, структура импорта по всем позициям совпадает со структурой экспорта:
– минеральные продукты (топливо) (экспорт) 28%/ (импорт) 23%;
– машины, оборудование и транспортные средства (экспорт) 17%/ (импорт) 31%;
– продовольственные товары (экспорт) 11%/ (импорт) 7%;
– металлы и изделия из них (экспорт) 10%/ (импорт) 5%;
– продукция химической промышленности (экспорт) 8%/ (импорт) 16%;
– драгоценные камни, металлы и изделия из них (экспорт) 22%;
– прочее (экспорт) 4%/ (импорт) 18%.
Торговый баланс ЮАР на 2023 г. составил: 124 млрд. долл. – 112 млрд. долл.= 12 млрд. долл.
Одной из важных особенностей торговли Египта является его историческая роль в международной торговле, которая возникла еще в древности благодаря ее расположению на перекрестке торговых путей между Азией, Африкой и Европой. Экспорт Египта включает сельскохозяйственную продукцию, фрукты, овощи, хлопок, сахар, нефть/нефтепродукты, химикаты и текстиль. Импорт товаров в основном содержит: машины и оборудование, автомобили, электронику и продукты питания. Это связано с тем, что страна не имеет достаточных производственных мощностей для удовлетворения спроса на эти продукты. Между тем, несмотря на значительный спектр преимуществ, международная торговля Египта сталкивается с нестабильностью политической ситуации в регионе и высокой зависимостью от нефтяных доходов, что делает страну уязвимой к колебаниям цен на мировом рынке.
Основными направлениями экспорта товаров из Египет в 2023 г. были [5]: Турция с долей 8,96% (3,76 млрд. долл.); Италия с долей 7,46% (3,14 млрд. долл.); Саудовская Аравия с долей 6,36% (2,67 млрд. долл.); ОАЭ с долей 5,26% (2,21 млрд. долл.); Греция с долей 3,69% (1,55 млрд. долл.); Индия с долей 2,79% (1,17 млрд. долл.) и др.
Крупнейшими торговыми партнёрами по импорту товаров в Египет в 2023 г. стали [5]: Китай с долей 15,5% (12,9 млрд. долл.); США с долей 6,49% (5,39 млрд. долл.); Саудовская Аравия с долей 6,26% (5,21 млрд. долл.); Россия с долей 5,96% (4,95 млрд. долл.); Индия с долей 3,88% (3,22 млрд. долл.); Бразилия с долей 3,57% (2,97 млрд. долл.) и др.
Структура экспорта/импорта Египта отражена на рисунках 16; 17.
Рисунок 16. Структура экспорта Египта в 2023 г., %
Источник: составлено автором по материалам [4].
Рисунок 17. Структура импорта Египта в 2023 г., %
Источник: составлено автором по материалам [4].
Как видно из рисунков 16 и 17, структура экспорта совпадает со структурой импорта по четырём позициям:
– минеральное топливо и смазочные материалы (экспорт) 39%/(импорт) 21%;
– химикаты и связанные продукты (экспорт) 12%/(импорт) 11%;
– продовольственные продукты (экспорт) 9%/(импорт) 18%;
– машинное и транспортное оборудование (экспорт) 6%/(импорт) 19%;
– текстильные и кожанные материалы/изделия (экспорт) 9%;
– недрагоценные металлы (импорт) 11%;
– пластмассы (импорт) 7%;
– прочее (экспорт) 25%/(импорт) 14%.
Торговый баланс Египта на 2023 г. составил: 48 млрд. долл. – 80 млрд. долл.= -32 млрд. долл.
Специфика внешней торговли Ирана заключается в его географическом положении, ресурсном богатстве и политических факторах. Страна расположена в стратегически важном месте между Европой, Азией и Африкой, что обеспечивает ей удобный доступ к различным рынкам. Иран обладает богатыми природными ресурсами (нефть, газ, уголь, медь, железо), а это делает его важным экспортером энергетических ресурсов. Однако, многолетние санкции ограничивают возможности экспорта и импорта [11; 15]. Кроме того, политические конфликты и нестабильность в регионе негативно влияют на торговые отношения Ирана с другими странами.
Основными направлениями экспорта товаров из Иран в 2023 г. были [28]: прочие страны Азии с долей 43% (41 млрд. долл.); прочие страны Европы с долей 11,3% (11 млрд. долл.); Китай с долей 9,54% (9,21 млрд. долл.); ОАЭ с долей 6,15% (5,94 млрд. долл.); Афганистан с долей 3,02% (2,92 млрд. долл.); Турция с долей 2,45% (2,36 млрд. долл.); Индия с долей 2,11% (2,04 млрд. долл.) и др.
Крупнейшими торговыми партнёрами по импорту товаров в Иран в 2023 г. стали [28]: Китай с долей 24% (10,2 млрд. долл.); ОАЭ с долей 13,8% (5,7 млрд. долл.); Индия с долей 6,42% (2,65 млрд. долл.); Швейцария с долей 5,1% (2,1 млрд. долл.); Южная Корея с долей 4,97% (2,04 млрд. долл.); Россия с долей 3,25% (1,34 млрд. долл.); Италия с долей 2,77% (1,14 млрд. долл.) и др.
Структура экспорта/импорта Ирана отражена на рисунках 18; 19.
Рисунок 18. Структура экспорта Ирана в 2023 г., %
Источник: составлено автором по материалам [10].
Рисунок 19. Структура импорта Ирана в 2023 г., %
Источник: составлено автором по материалам [10].
Как видно из рисунков 18 и 19, структура экспорта совпадает со структурой импорта по одной позиции:
– металлы и изделия из них (экспорт) 15%/(импорт) 3%;
– нефть и нефтепродукты (экспорт) 53%;
– пластмассы и изделия из них (экспорт) 8%;
– химическая промышленность (экспорт) 6%;
– съедобные фрукты и орехи (экспорт) 3%;
– продовольственные товары и сельхоз сырье (импорт) 30%;
– промышленное оборудование (импорт) 14%;
– электроника (импорт) 10%;
– продукты химической промышленности (импорт) 9%;
– транспортные средства (импорт) 8%;
– фармацевтическая продукция (импорт) 3%;
– прочее (экспорт)14%/(импорт) 22%.
Торговый баланс Ирана на 2023 г. составил: 71 млрд. долл. – 27 млрд. долл.= 44 млрд. долл.
Специализация внешней торговли Эфиопии включает в себя сельскохозяйственную продукцию. Страна является крупным производителем кофе, чая и фасоли, которые экспортируются в различные страны. Импорт в основном состоит из нефти/нефтепродуктов, удобрений, лекарственных средств, автомобилей.
Основными направлениями экспорта товаров из Эфиопии в 2023 г. были [7]: Саудовская Аравия с долей 10,4% (297 млн. долл.); США с долей 9,66% (276 млн. долл.); Нидерланды с долей 7,64% (218 млн. долл.); ОАЭ с долей 5,73% (163 млн. долл.); Индия с долей 4,86% (139 млн. долл.); Германия с долей 4,73% (135 млн. долл.); Китай с долей 4,6% (131 млн. долл.) и др.
Крупнейшими торговыми партнёрами по импорту товаров в Эфиопию в 2023 г. стали [7]: Китай с долей 32% (5,57 млрд. долл.); Индия с долей 9,6% (1,63 млрд. долл.); Кувейт с долей 7,78% (1,32 млрд. долл.); Саудовская Аравия с долей 6,62% (1,12 млрд. долл.); США с долей 6,33% (1,08 млрд. долл.); ОАЭ с долей 2,76% (471 млн. долл.); Египет с долей 2,66% (454 млн. долл.); и др.
Структура экспорта/импорта Эфиопии отражена на рисунках 20; 21.
Рисунок 20. Структура экспорта Эфиопии в 2023 г., %
Источник: составлено автором по материалам [24].
Рисунок 21. Структура импорта Эфиопии в 2023 г., %
Источник: составлено автором по материалам [24].
Как видно из рисунков 20 и 21, структура экспорта/импорта представлена следующими группами товаров:
– кофе, чай (экспорт) 40%;
– овощи (экспорт) 21%;
– семена и плоды (экспорт) 13%;
– луковицы, корни (экспорт) 9%;
– мясо (экспорт) 3%;
– трикотаж (экспорт) 2%;
– продовольственные продукты (импорт) 28%;
– химическая промышленность (импорт) 21%;
– промышленное оборудование (импорт) 20%;
– природные ресурсы (импорт) 8%;
– металлы и изделия из них (импорт) 7%;
– прочее (экспорт) 11%/(импорт) 16%.
Торговый баланс Эфиопии на 2023 г. составил: 3 млрд. долл. – 16 млрд. долл.= -13 млрд. долл.
Проанализировав внешнюю торговлю стран БРИКС и торговых партнёров стран блока, систематизируем результаты на рисунке 22, и определим тройку стран-лидеров, обеспечивающих наибольший вклад в развитие и безопасность международной торговой системы.
Рисунок 22. Результат анализа внешней торговли стран БРИКС, на 2023 г.
Примечание: все страны (в млрд. долл.), кроме Китая (трлн. долл.).
Источник: составлено автором на основании рисунков 4-21.
Очевидно, что Китай является бесспорным лидером среди стран БРИКС, значения его торговых показателей исчисляются в трлн долл., структура экспорта/импорта сбалансирована. Далее следует Россия, и, хотя её торговый баланс положительный, структура экспорта/импорта вызывает опасение, так как превышение экспорта почти в 2 раза над импортом указывает на низкий уровень внутреннего потребления, что может негативно отразится на развитии страны в долгосрочной перспективе. Третьей страной-лидером выступает – Бразилия, её значения показателей более скромные, чем у России, при этом стабильные и с положительной тенденцией роста.
Положительный торговый баланс также отмечен: у Ирана (+44 млрд. долл.) и ЮАР (+12 млрд. долл.). Отрицательные значения торгового баланса продемонстрировали: Индия (-280 млрд. долл.), Египет (-32 млрд. долл.), ОАЭ (-20 млрд. долл.) и Эфиопия (-13 млрд. долл.).
Следовательно, реальный вклад в обеспечение развития и безопасности международной торговой системы среди стран БРИКС вносят: Китай, Россия, Бразилия.
Китай:
– является одним из крупнейших мировых экономических гигантов, активно участвуя в международной торговле, что делает его вклад в эту сферу неоценимым;
– выступает крупнейшим экспортёром товаров/услуг в мире (стимулирует экономический рост большинства стран);
– участвует в деятельности Всемирной торговой организации (ВТО) (страна поддерживает принципы свободной торговли и открытости рынков, содействует созданию благоприятной торговой среды);
– инвестирует в развитие инфраструктуры и торговых путей («Один пояс, один путь»), улучшая торговые связи между многими регионами;
– благодаря своей дипломатической активности и конструктивному подходу, Китай способен находить компромиссы и решать торговые споры мирным путем, а это укрепляет международные отношения и обеспечивает безопасность торговой системы [14].
Россия:
– участвует в разработке и поддержке международных договоров/соглашений, направленных на регулирование торговых отношений между странами в рамках ВТО, являясь её официальным участником;
– осуществляет обеспечение безопасности транспортных маршрутов и торговых путей (страна является важным транзитным пунктом для международных перевозок);
– сотрудничает с другими странами в борьбе с транснациональными угрозами, такими как терроризм, контрабанда и незаконная торговля (обеспечивает безопасность торговых операций и интересов участников международной торговли).
Бразилия:
– страна является крупнейшей экономикой в Латинской Америке и одним из ключевых экспортеров сельскохозяйственной продукции, руды, нефти и других товаров;
– страна также является членом ВТО и активно поддерживает принципы свободной и открытой торговли (участвует в многосторонних торговых соглашениях и регулярно проводит переговоры с другими странами для улучшения торговых отношений);
– поддерживая соблюдение правил/норм, установленных ВТО, борется с незаконной торговлей и нарушениями интеллектуальной собственности;
– участвует в международных форумах и организациях, где выступает за справедливое и равноправное участие всех стран в международной торговле.
Предложения по улучшению сотрудничества в области международной торговли. Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что страны БРИКС активно формируют новый контур международной торговли, чему способствуют неоспоримые факты:
– в условиях растущей международно-политической неопределенности и снижения возможностей многосторонних институтов по управлению мировыми торгово-экономическими потоками и обеспечению их безопасности всё большее значение приобретают межгосударственные платформы взаимодействия, наиболее влиятельной из которых становится БРИКС+ [22];
– расширение БРИКС и углубление сотрудничества между государствами играют значительную роль в новой архитектуре международной торговли (на страны приходится почти половина населения мира, треть его территории и четверть мировой торговли);
– новые участники привнесли в БРИКС ряд стратегических активов – новые рынки, природные ресурсы, связи с важнейшими интеграционными объединениями, такими как ОПЕК, Панарабская зона свободной торговли, Совет сотрудничества стран Персидского залива, Африканская континентальная зона свободной торговли [12];
– расположение стран БРИКС на осях ключевых международных транспортных коридоров («Восток-Запад», «Один пояс, один путь», «Север-Юг», морские пути в Бразилию и Египет через порты Азово-Черноморского бассейна) создает условия для опережающего развития перевозок различными видами транспорта – морским, автомобильным и железнодорожным [29].
Однако, несмотря на свою значимость в международной торговле, страны БРИКС сталкивается с рядом проблем, которые оказывают негативное влияние на их национальные экономики, а именно [19]:
– неравенство в экономическом развитии между странами БРИКС, что приводит к неравномерному распределению выгод от международной торговли и создает неравные условия для развития экономики каждой из стран;
– в условиях антироссийских санкций – отсутствие эффективных транспортных маршрутов и угрозы финансово-экономической безопасности затрудняют торговлю и повышают ее стоимость;
– наличие торговых барьеров и протекционистских мер, ограничивающих доступ к рынкам других стран, что приводит к снижению объемов торговли и уменьшению выгод для всех участников;
– изменение мировой экономической ситуации (например, снижение цен на нефть и другие виды сырья, являющиеся основными статьями экспорта стран БРИКС).
В связи с существенностью проблем предлагаются следующие рекомендации для улучшения сотрудничества в области международной торговли:
1. Решение проблемы неравенства в экономическом развитии между странами БРИКС требует совместных усилий и сотрудничеств. Для этого следует:
– разработать актуальные стратегии, способствующие более равномерному распределению выгод от международной торговли;
– устранить препятствия, которые могут создавать неравные условия для развития экономики каждой из стран БРИКС;
– установить партнерские отношения между другими развитыми странами, чтобы обеспечить взаимовыгодное сотрудничество и справедливое распределение выгод от международной торговли.
2. Решение проблемы с отсутствием эффективных транспортных маршрутов в условиях антироссийских санкций требует комплексного подхода и сотрудничества со стороны государств, бизнеса и международных партнеров. Для этого следует:
– провести анализ существующих транспортных маршрутов и выявить их слабые стороны, учитывая географическое положение и особенности каждой страны;
– установить партнерские отношения с другими странами и разработать совместные транспортные маршруты, которые будут выгодны для всех сторон;
– снизить бюрократические барьеры и упростить процедуры таможенного оформления;
– активно работать над диверсификацией транспортных маршрутов и поиску альтернативных путей доставки.
3. Решение проблемы наличия торговых барьеров и протекционистских мер требует усилий со стороны международного сообщества, то есть всех стран мира. Для это необходимо:
– соблюдать принципы международной торговли (право на участие в торговле, либерализация торговли, защита национального рынка, свобода транзита, взаимная выгода, недискриминация, наибольшее благоприятствование, преференции для отдельных категорий стран);
– развивать, а в отдельных случаях реформировать международные торговые организации;
– улучшать прозрачность и открытость торговых политик каждой страны;
– улучшать международную торговую инфраструктуру (транспортные и логистические системы).
4. Изменение мировой экономической ситуации касается не только стран БРИКС, этот процесс актуален для всех стран, соответственно подходы к данной проблеме будут различными, а рекомендации общими для всех:
– диверсифицировать экономику и сокращать зависимость от экспорта сырьевых товаров;
– развивать и поддерживать внутренний рынок и инфраструктуру;
– инвестировать в развитие новых отраслей экономики;
– проводить необходимые реформы в экономической, финансовой и соответственно национальных торговых системах, чтобы повысить их устойчивость к внешним воздействиям.
Краткие выводы
Исследование показало, что страны БРИКС+ продолжают оставаться важными участниками мировых экономических процессов, демонстрируя стабильный рост и развитие. Главный вывод заключается в том, что страны БРИКС+ стремятся укрепить свои позиции в международной торговле и увеличить свою долю на мировом рынке. Это определяется растущим объемом торговли как внутри объединения, так и с другими странами/регионами.
Страны БРИКС+ активно диверсифицируют национальные экономики и расширяют свои торговые партнерства. Это позволяет им снизить зависимость от отдельных рынков и повысить уровень коллективного развития и безопасности как субъекта международных отношений.
Страны БРИКС+ последовательно укрепляют своё влияние во многих международных организациях/форумах, что позволяет им отстаивать свои интересы в различных сферах экономической деятельности. И, несмотря на существующие сложности, с которыми сталкиваются страны БРИКС+, они имеют большой потенциал для дальнейшего развития и укрепления своих позиций в мировой экономике. Это подтверждает их значимость в новых контурах международной торговли.
References:
BRICS Joint Statistical PublicationsBrics. Retrieved December 22, 2024, from https://brics2023.gov.za/brics-joint-statistical-publications/
Kazantsev S. V. (2022). Strategicheskie podkhody k obespecheniyu ustoychivogo razvitiya ekonomiki v usloviyakh mnozhestvennyh sanktsiy [Strategic approaches to sustainable development economies under multiple sanctions]. World of economics and management. 22 (2). 5-22. (in Russian). doi: 10.25205/2542-0429-2022-22-2-5-22.
Kheyfets B. (2024). BRIKS plyus - zakonomernyy rezultat nakopitelnoy integratsii v usloviyakh geopoliticheskoy fragmentatsii mirovoy ekonomiki [BRICS plus is a natural outcome of cumulative integration in the context of geopolitical fragmentation of the world economy]. Society and economics. (1). 109-121. (in Russian). doi: 10.31857/S0207367624010093.
Kheyfets B.A. (2024). Novye trendy v razvitii BRIKS. Strany «poyasa sosedstva» Rossii: modeli razvitiya i voprosy sotrudnichestva (pamyati S.P. Glinkinoy) [New trends in the development of BRICS. The countries of Russia's "neighborhood belt": development models and issues of cooperation (in memory of S.P. Glinkina)] Moscow. (in Russian).
Latest trends. IranOec. Retrieved December 24, 2024, from https://oec.world/en/profile/country/irn
Lev M.Yu., Medvedeva M.B., Leschenko Yu.G. (2022). Evolyutsiya globalnogo upravleniya ekonomicheskimi protsessami v kontekste mezhdunarodnyh organizatsiy s pozitsii natsionalnoy bezopasnosti [The evolution of global economic governance in the context of international organisations from a national security perspective]. Economic security. 5 (4). 1583-1614. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.5.4.115231.
Lev M.Yu., Medvedeva M.B., Leschenko Yu.G. (2024). Ekonomicheskaya bezopasnost BRIKS v usloviyakh antirossiyskikh sanktsiy: institutsionalnyy aspekt [Brics economic security amidst anti-Russian sanctions: an institutional aspect]. Economic security. 7 (1). 123-154. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.7.1.120345.
Li B. (2024). Torgovo-ekonomicheskie otnosheniya mezhdu stranami BRIKS i ikh vliyanie na mirovuyu torgovuyu sistemu [Trade and economic relations between the BRICS countries and their impact on the global trading system]. Sustainable Development Economics. (3). 107-111. (in Russian).
Lissovolik Ya. D. (2023). BRICS-Plus: the New Force in Global Governance Journal of International Analytics. (1). 138–148. doi: 10.46272/2587–8476–2023–14–1-138–148.
Medvedeva M.B., Lev M.Yu., Leschenko Yu.G. (2023). Torgovo-ekonomicheskie sanktsii v otnoshenii Rossii i ikh sovmestimost s pravom VTO: stsenarii obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva [Trade and economic sanctions against Russia and their compatibility with WTO law: scenarios for ensuring the economic security of the state]. Economic security. 6 (4). 1561-1590. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.6.4.119262.
Migel A.A., Voronina A.D., Khokhlova N.A., Chernikova T.V. (2023). Razvitie torgovyh otnosheniy mezhdu stranami BRIKS: dostizheniya, problemy i perspektivy [Development of trade relations between the BRICS countries: achievements, problems and prospects]. Modern Economy Success. (2). 115-120. (in Russian).
Sakharov A. G., Dorokhina K. M. (2023). Indeks ustoychivogo razvitiya stran BRIKS: rezultaty [The BRICS sustainable development index: the results]. International Organisations Research Journal: education, science, new economy. 18 (1). 75-106. (in Russian).
Vedernikova E.V., Rudenko M.N. (2024). Dinamika institutsionalnogo razvitiya stran BRIKS i ikh rol v sovremennom miroporyadke [Dynamics of institutional development of the BRICS countries and their role in the modern world order]. Economic security. 7 (8). 1983-1998. (in Russian). doi: 10.18334/ecsec.7.8.121617.
Yarygina I.Z., Zhiglyaeva A.V. (2020). Torgovo-ekonomicheskoe sotrudnichestvo BRIKS: problemy i perspektivy [BRICS trade and economic cooperation: problems and prospects]. Economy. Taxes. Law. 13 (4). 110-120. (in Russian). doi: 10.26794/1999-849X-2020-13-4-110-120.
Страница обновлена: 22.01.2025 в 20:56:27