Drivers of innovation in the sharing economy

Timokhina G.S.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

Journal paper

Russian Journal of Innovation Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 4 (October-December 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80108976

Abstract:
The article systematizes the drivers of innovation in the sharing economy. Based on the desk review of relevant research data for the period from 2014 to 2024, the key drivers of innovation in the sharing economy are identified; the essence of each factor is determined; and the facts of their application as new trends in the service sector based on a variety of platform solutions are presented. Content analysis and traditional analysis of secondary data allowed to identify 15 drivers of innovation in the sharing economy and to determine the main feature of the classification of innovative factors for division into four groups: economic, social, technological, marketing and business factors of innovation. The conclusion is drawn on the expediency of identifying, systematizing and classifying the drivers of innovation in the sharing economy. An understanding of the role of the sharing economy in innovation in all types of activities will allow economic entities to take into account new trends in economic activity and make management and marketing decisions to ensure a mutually beneficial exchange of values between participants in new socio-economic relations and improve performance indicators at all levels of the economy.

Keywords: innovation, collaborative consumption, digital platform, social experience, temporary access to economic benefits

JEL-classification: O31, O32, O33



Введение

В начале нашего исследования, зададимся вопросом: «Совместное потребление – это новое или хорошо забытое старое в социально-экономических отношениях обмена и потребления?» С одной стороны, обмен и/или совместное потребление «замороженных» или недостаточно интенсивно используемых активов людей существовал и в древние века, и в недавнем прошлом в условиях командной экономики, причем как на платной, так и безвозмездной основе. Однако, в настоящее время экономика совместного потребления получила новый импульс и стала поистине новым социально-экономическим явлением в условиях развития цифровых технологий, создания цифровых платформ и агрегаторов больших данных.

Как отмечают зарубежные и российские исследователи, экономика совместного потребления – это новая экономическая модель, которая способна существенно повлиять на мир, изменив взгляды людей на потребление и возможности ограничения потребительства и сверхпотребления [1, 2, 3]

В связи с этим, субъектам экономики важно понимать новую роль данного феномена в существующих реалиях, чтобы учитывать новые тренды и принимать соответствующие решения в основных видах экономической деятельности: производстве, распределении, обмене и потреблении.

Цель исследования: систематизация факторов инновационности экономики совместного потребления как новых трендов для эффективной деятельности субъектов экономики.

Гипотеза исследования: предположительно, новизна феномена совместного потребления обусловлена технологическими факторами (развитием цифровых технологий и платформенных решений), экономическими (получением экономической выгоды для участников обмена), социальными (получением позитивного социального опыта, ценностью социальных контактов) и экологическими (снижением экологической нагрузки на природную среду) факторами.

Задачи исследования:

1. На основе анализа вторичных данных релевантных исследований феномена совместного потребления выделить и систематизировать факторы инновационности экономики совместного потребления.

2. Классифицировать факторы инновационности экономики совместного потребления по группам в зависимости от влияния фактора на тот или иной вид деятельности.

3. Сделать о выводы о целесообразности выделения ключевых факторов инновационности экономики совместного потребления.

Методика исследования основана на использовании кабинетных методов исследования: традиционного и контент-анализа вторичных данных. Для корректного применения данных методов в поисковых базах и системах Emerald, ScienceDirect, ELibrary, RSCI, Google Scholar были отобраны релевантные научные статьи с 2014 по 2024 годы по таким ключевым словосочетаниям: «экономика распределенного пользования», «долевая экономика», «экономика совместного потребления, «шеринговая экономика», «экономика, основанная на доступе», «совместное создание ценности», «совместное потребление», «платформы совместного потребления», «новые тренды в экономике», «доступ, а не владение», «новые аспекты экономики». На основании обработки и анализа вторичных данных выполнена систематизация факторов инновационности экономики совместного потребления. В качестве признака классификации факторов инновационности выделен обобщенный признак: вид деятельности и природа происхождения фактора. Таким образом, факторы сгруппированы в четыре группы в зависимости от природы фактора и влияния фактора на тот или иной вид деятельности: группы экономических, социальных, технологических, маркетинговых и бизнес-факторов инновационности.

Основная часть

Научная литература по данной тематике показывает большое терминологическое разнообразие понятий и дефиниций, обозначающих коллективный доступ потребителей к экономическим благам без владения ими. Несмотря на разнообразие формулировок этих понятий, например: «экономика распределенного пользования», «долевая экономика», «экономика совместного потребления, «шеринговая экономика», «экономика, основанная на доступе», «совместное создание ценности» и т.д., в той или иной степени они отражают новизну данного феномена [1-10]. Новизна феномена «экономика совместного потребления», в первую очередь, выражается в использовании цифровых платформ и агрегаторов больших данных, а также в новой культуре социального взаимодействия между людьми в процессе коллективного пользования экономических благ.

На основе применения методов кабинетного исследования автором выделено 15 факторов инновационности экономики совместного потребления (рис.1.)

Рис.1.Факторы инновационности экономики совместного потребления

Источник: составлено автором на основании [1-16]

Согласно мнению исследователей Авдокушина Е.Ф., Кузнецовой Е.Г. [1], Батыревой М.В., Агафоновой Д.Ю. [7], новизна феномена совместного потребления проявляется в технологическом, экономическом, социальном и экологическом аспектах. Наряду с этим, автором выделена группа факторов, инновационность которых влияет на эффективность бизнеса и маркетинга на рынках услуг совместного потребления. Понимая сущность факторов инновационности экономики совместного потребления, классифицируем выделенные факторы по обобщённому признаку (виду деятельности и природе происхождения фактора) на четыре группы факторов (табл.1.).

Таблица 1. Новизна и сущность факторов экономики совместного потребления

Новизна фактора экономики совместного потребления
Сущность фактора инновационности экономики совместного потребления
Исследователи, год
Экономические факторы инновационности
1. Новая модель экономики на основе перехода традиционной модели «фирма-потребитель» к совместному потреблению благ на основе цифровых платформ
Главные участники обмена – потребители, которые вступают в отношения обмена, аренды, коллективного пользования, вместо отношений владения благом, что снижает трансакционные издержки для обеих сторон, повышает эффективность использования экономических ресурсов
Плешакова М.А. и др., 2020 [4]
Терешин В.С., 2020 [5]
Степнов И.М., Ковальчук Ю.А., 2020 [6]
Батырева М.В., Агафонова Д.Ю., 2022 [7]
Данилиди К.Г.,
Романец И.И., 2021 [9]
2. Новый подход к распределению экономических благ
Распределение основано не на отчуждении от собственности, а на получении доступа к экономическим благам, что позволяет участникам отношений управлять своим доходом, временем, условиями совершения сделки
Авдокушин Е.Ф., Кузнецова Е.Г., 2019 [1]
Абсалямов Т.Б., 2021 [10]
Глухов В.В.,
Глухова З.В., 2019 [11]
Пантелеев М.С., 2023 [12]
3. Новый вид собственности: не в форме обладания, а в форме доступности блага, дающего свободу выбора потребителю
Формирование модифицированной формы кооперативистской собственности, которая изменяет сущность объектных отношений потребителя
Авдокушин Е.Ф., Кузнецова Е.Г., 2019 [1]
Беликова К.М., 2021 [13]
4.Новая система взаимоотношений между собственниками ресурсов и лицами, предъявляющими спрос на экономические блага
Отношения между участниками основаны на отношениях коллективного пользования экономическим благом
Авдокушин Е.Ф., Кузнецова Е.Г., 2019 [1]
Абсалямов Т.Б., 2021 [10]
Каджаметова Т.Н.,
2021 [14]
Долженко И.Б., 2021 [15]
5.Новая культура потребления — люди предпочитают не владеть товарами, а получить их во временное пользование
Повседневные практики преобразуются в меновую ценность или механизм получения доходов, что приводит к взаимовыгодному обмену участвующих сторон
Батырева М.В., Агафонова Д.Ю., 2022 [7]
Данилиди К.Г., Романец И.И., 2021 [9]
Беликова К.М., 2021 [13]
6.Новый подход к использованию труда как экономического ресурса
Доступ «по требованию» к профессиональным компетенциям, что обеспечивает взаимовыгодный обмен ценностями между участниками экономических отношений: для работников – гибкость и возможность выбора формата использования труда, для компаний – возможность использовать труд тогда, когда он необходим
Глухов В.В., Глухова З.В., 2019 [11]
Терешин В.С., 2020 [5]
7.Инновационный (донорский) метод коллективного инвестирования средств - краудфандинг
Возможность мобильного перераспределения финансовых ресурсов для реализации инновационных экономических идей, востребованных рынком
Таранов П.В.,
Басенко А. М, 2022 [2]
Авдокушин Е.Ф., Кузнецова Е.Г., 2019 [1]
Маркетинговые и бизнес- факторы иновационности
8. Новая бизнес-модель, основанная на цифровых платформах и агрегаторах больших данных
Организация прямых продаж услуг потребления (потребление становится товаром), что приводит к снижению транзакционных издержек и повышению показателей эффективности бизнеса
Авдокушин Е.Ф., Кузнецова Е.Г., 2019 [1]
Каджаметова Т.Н., 2021 [14]
9. Новые показатели эффективности бизнеса и маркетинга
Показатели объема продаж меняются на показатели объёма потребления, что влияет на показатели устойчивости бизнеса в целом
Авдокушин Е.Ф., Кузнецова Е.Г., 2019 [1]
10.Модификация инструментов маркетинга при продаже товаров и услуг на традиционных рынках
Формирование спроса на приобретение потребителем товара в собственность на основе удовлетворённости им при совместном потреблении.
Авдокушин Е.Ф., Кузнецова Е.Г., 2019 [1]
11.Возможность применения новых методов при сегментировании потребителей сервисов совместного потребления
Моделирование цифрового профиля потребителя с акцентом на психографических характеристиках на основе данных его цифрового следа в сообществах сервисов совместного потребления
Ребязина В.А., Тункевичус Э.О, 2021 [16]
Технологические факторы инновационности
12.Новая роль посредника – электронного агрегатора в цепочке «покупатель-продавец»
Выведение на рынок и монетизация незадействованных активов
Авдокушин Е.Ф., Кузнецова Е.Г., 2019 [1]
Социальные факторы инновационности
13. Новые ценности потребления, свойственные потребителям поколений Y и Z.
Смещение акцентов с ценностей владения на ценности доступа к материальным благам у потребителей поколений Y и Z, что снижает склонность к потребительству
Авдокушин Е.Ф., Кузнецова Е.Г., 2019 [1]
14. Новая культура взаимодействия людей, основанная на доверии, включении в производственную деятельность, установлении правил обмена
Позволяет влиять на производителей, качественно менять характер одноранговых обменов, развивать социальные контакты
Батырева М.В., Агафонова Д.Ю., 2022 [7]
Абсалямов Т.Б., 2021 [10]
Данилиди К.Г., Романец И.И., 2021 [9]
Степнов И.М., Ковальчук Ю.А., 2020 [6]
Ребязина В.А., Тункевичус Э.О, 2021 [16]
15.Новый подход общества к окружающей среде: экономической, социальной, экологической
Удлинение жизненного цикла товаров, переход к циркулярной экономике, что способствует достижению обществом концепции устойчивого развития
Абсалямов Т.Б., 2021 [10]
Батырева М.В., Агафонова Д.Ю., 2022 [7]
Данилиди К.Г., Романец И.И., 2021 [9]
Каджаметова Т.Н., 2021 [14]
Источник: составлено автором по [1-16]

Анализ систематизированных и классифицированных факторов инновационности экономики совместного потребления в группы по обобщённому признаку показал, что, в основном, новизна совместного потребления обусловлена экономической и социальной природой этого феномена, фундаментом которого, без сомнения, являются цифровые платформы и агрегаторы больших данных (табл.1).

Исследователи выделяют от трех до четырех уровней функционирования экономики совместного потребления, основанной на цифровых платформах и агрегаторах больших данных: мегаэкономический уровень – экономические отношения в процессе совместного потребления на мировых, глобальных рынках, макроэкономический уровень – отношения в масштабе страны, мезоэкономический уровень – на уровне отрасли, региона, микроэкономический уровень - на уровне индивидов и групп [2, 16].

Приведем доказательства применения факторов инновационности экономики совместного потребления как новых трендов в сфере услуг на основе разнообразных платформенных решений на микроуровне - уровне экономических отношений потребителя с потребителем, компании с потребителем (табл.2). Такой подход обусловлен тем, что потребитель – это главный субъект в экономике и именно он определяет спрос на рынке потребительских товаров и услуг, а также производный спрос на институциональных рынках. Поскольку инновационность экономики совместного потребления обусловлена, прежде всего, платформенными решениями, которые выступают как агрегаторы больших данных, особое внимание в таблице уделено разнообразию платформ, на основе которых функционируют рынки услуг совместного потребления (табл.2)

Таблица 2. – Факты применения новых трендов на рынках услуг совместного потребления и соответствующие им платформенные решения

Фактор инновационности
экономики совместного потребления
Факты применения новых трендов на рынках услуг совместного потребления
Примеры платформ, предоставляющих соответствующие услуги
1. Новая модель экономики на основе перехода традиционной модели «фирма-потребитель» к совместному потреблению благ на основе цифровых платформ
2. Новый подход к распределению экономических благ
3.Новый вид собственности: не в форме обладания, а в форме доступности блага, дающего свободу выбора потребителю
4. Новая культура потребления — люди предпочитают не владеть товарами, а получить их во временное пользование. Совместное потребление
Транспортные: совместное потребление транспортного средства, совместное попутное перемещение
Uber, DriveNow BlaBlaCar и др.
Образовательные: совместное потребление образовательного контента
LinkedIn, Coursera, Skillshare и др.
Услуги совместного потребления электроэнергии и коммунальных услуг
Vandebron, Mosaic, Energy, SolarCity и др.
Услуги обмена качественными продуктами питания
Яндекс.Еда, Uber Eats, Deliveroo и др.
Услуги аренды жилья и размещения, в том числе в одном доме, на одной территории
Airbnb, Homestay, Booking com, BeWelcome,
Mindmyhouse и др.
Финансовые услуги – возможность взять в долг
Zopa, LendingClub, Prosper и др.
Развлекательные услуги: обмен видео, музыкальным контентом
YouTube, Spotify, TikTok, и др.
Услуги поиска персональных тренеров в фитнесе
Upfit, Fyt,
Trainerize.me.
Услуги совместной аренды офисов - коворкинг
Office Sharing.
EasyWeek и др.
5.Новая система взаимоотношений между собственниками ресурсов и лицами, предъявляющими спрос на экономические блага
Дарение товаров, бывших в употреблении
Дару-дай, Передай и др.
Услуги обмена разными навыками и видами деятельности
TalkTalkBnb.com.,
Workaway.info. и др.
6. Инновационный (донорский) метод коллективного инвестирования средств - краудфандинг
Финансовая коллективная поддержка благотворительных проектов, предпринимательских и творческих новых идей, запуска стартапов
Planeta.ru.,
Boomstarter, CrowdRepublic,
Сила Слова
7. Новый подход к использованию труда как экономического ресурса
Услуги трудоустройства, поиска временной работы
Freelancer, SuperJob, Avito и др.
8. Новая бизнес-модель, основанная на цифровых платформах и агрегаторах больших данных
Услуги аренды промышленного оборудования и материалов .
Peerby, ShareGrid, Fat Llam и др.
Краудсорсинг как передача субъектам, предъявляющим спрос на экономические блага, части производственных функций
Go Designer, GitHub,
CrowdFlower и др.
9. Новая культура взаимодействия людей, основанная на доверии, включении в производственную деятельность, установлении правил обмена
Обмен идеями между компанией и сотрудниками, потребителями по улучшению производственного процесса и товаров, принятие идей просьюмеристов
Founders’ Mondays, Codenrock «Идея»,
Openbusiness.ru.
Источник: составлено автором по [1-8, 12-17]

Выводы

Результаты исследования частично подтвердили гипотезу: новизна феномена совместного потребления обусловлена его экономической, социальной и технологической природой. Наряду с этим, фактор инновационности, отражающий подход общества к окружающей среде, отнесен автором к группе социальных факторов. Также автором выделена группа маркетинговых и бизнес-факторов инновационности, существенно влияющих на эффективность бизнеса и маркетинговой деятельности в экономике совместного потребления.

В исследовании достигнута поставленная цель: систематизированы факторы инновационности экономики совместного потребления как доказательства новизны данного феномена, что представляет собой научную новизну исследования. Понимание новых трендов, которые несет в себе данный феномен, позволяет увидеть его влияние на различные аспекты социально-экономической деятельности в стране. Учитывая новые тренды, которые обусловлены применением экономики совместного потребления на мега- макро-, мезо- и микроуровне, субъекты экономики могут принимать следующие решения (в частности, на мезо уровне):

1. Создание и развитие новых рынков, представляющих искомые ценности потребителям поколений Y и Z.

2. Максимальное использование имеющихся активов для получения дополнительных доходов.

3. Привлечение инвестиций для стартапов по запросу определенных сегментов потребителей на основе краудфандинга, что создаст предсказуемый спрос на новые продукты.

4. Снижение операционных затрат на подготовку, осуществление и контроль транзакции.

5. Улучшение имиджа и репутации бренда за счет:

- предоставления целевым потребителям социальной ценности, в виде новых социальных контактов, обеспечиваемых цифровой платформой;

- социально-ответственного поведения бренда в силу использования преимуществ совместного потребления для достижения обществом целей устойчивого развития;

- предоставления доступа потребителей массового сегмента с невысокими доходами к экономическим благам и повышения их уровня жизни и другого.

6. Повышение производительности труда и эффективности производственно-экономической деятельности, в целом, за счет качественной и количественной оптимизации персонала на основе временного использования компетенций и навыков фрилансеров в сфере администрирования, консультирования и в других видах деятельности.

7. Повышение эффективности маркетинговой деятельности компании за счет:

- модификации маркетинговых инструментов, использующих преимущества совместного потребления;

- за счет понимания цифрового профиля потребителя и точечного взаимодействия с ним с учётом его психографических и поведенческих характеристик, выявленных на основе анализа цифрового следа;

- за счет введения в систему KPI (Key Performance Indicators) компании новых показателей, отражающих специфические характеристики совместного потребления и другое.

Практическая значимость исследования заключается в возможности рассмотрения и применения субъектами экономики систематизированных факторов инновационности экономики совместного потребления как инструментов для взаимовыгодного обмена ценностями, повышения эффективности процессов производства, распределения, обмена и потребления, экономического роста в стране, в целом.


References:

Avdokushin E.F., Kuznetsova E.G. (2019). Ekonomika sovmestnogo potrebleniya: sushchnost i nekotorye tendentsii razvitiya [The economy of shared consumption: the essence and some development trends]. Economic Journal. (2(54)). 6-19. (in Russian). doi: 10.24411/2072-8220-2019-00010.

Baranov A.M., Syuy B. (2024). Informatsionnye faktory razvitiya ekonomiki sovmestnogo potrebleniya: opyt KNR [Information factors in the development of the sharing economy: the experience of the people\'s republic of China]. International Research Journal. (7(145)). 34. (in Russian). doi: 10.60797/IRJ.2024.145.69.

Batyreva M.V., Agafonova D.Yu. (2022). Ekonomika sovmestnogo potrebleniya kak sotsialno-ekonomicheskaya model [Collaborative consumption as a socio-economic model]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. (2(30)). 81–105. (in Russian). doi: 10.21684/2411-7897-2022-8-2-81-105.

Belikova K.M. (2021). Teoreticheskie, pravovye i ekonomicheskie aspekty razvitiya sovmestnogo ispolzovaniya sobstvennosti v usloviyakh setevizatsii [Theoretical, legal, and economic aspects of the development of shared ownership in the conditions of networkization]. Law and Policy. (7). 1-15. (in Russian). doi: 10.7256/2454-0706.2021.7.35881.

Danilidi K.G., Romanets I.I. (2021). Shering - ekonomika: novaya model biznesa i obshchestva [Sharing - economy: a new model of business and society]. Innovation economy: prospects for development and improvement. (6(56)). 34-40. (in Russian). doi: 10.47581/2021/IU-01/IE.6.56.06.

Dolzhenko I.B. (2021). Menyayushchiysya potrebitelskiy i rynochnyy landshaft i izmeneniya v potrebitelskom povedenii [The changing consumer and market landscape and changes in consumer behavior]. Modern Science. (10(2)). 53-60. (in Russian).

Glukhov V.V., Glukhova Z.V. (2019). Ekonomika sovmestnogo potrebleniya, kak novaya forma ekonomicheskikh otnosheniy [Economy of joint consumption as a new form of economic relations]. Internet-zhurnal «Otkhody i resursy». (4). 1-9. (in Russian). doi: 10.15862/11ECOR419.

Gudkova T.V. (2023). Ekonomika sovmestnogo potrebleniya kak novaya model sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya tsifrovoy ekonomiki [The sharing economy as a new model of socio-economic development of the digital economy]. Philosophy of the economy. (5(149)). 67-91. (in Russian).

Kadzhametova T.N. (2021). Tendentsii i perspektivy razvitiya shering-ekonomiki i eyo vliyanie na okruzhayushchuyu sredu [Trends and prospects for the sharing economy development and its impact on the environment]. Uchenye zapiski Krymskogo inzhenerno-pedagogicheskogo universiteta. (3(73)). 78-82. (in Russian). doi: 10.34771/UZCEPU.2021.73.3.013.

Panteleev M.S. (2023). Kaskadnaya model tsenoobrazovaniya v sfere ZhKKh: formirovanie gruppy soobshchestva potrebiteley [Cascade model of pricing in the housing and utilities sector: forming a consumer community group]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (4(153)). 1142-1145. (in Russian). doi: 10.34925/EIP.2023.153.4.222.

Parigi P., State V. (2014). Disenchanting the world: The impact of technology on relationships Social informatics. 166-182. doi: 10.1007/978-3-319-13734-6_1.

Pleshakova M.A., Khramtsova D.A., Medvedeva O.S. (2020). Osobennost potrebitelskogo povedeniya v sovmestnom potreblenii (na primere servisov karsheringa) [The peculiarity of consumer behavior in shared consumption (on the example of carsharing services)] Scientific works. 1150-1158. (in Russian).

Rebyazina V.A., Tunkevichus E.O. (2021). Tsifrovye profili polzovateley servisov sovmestnogo potrebleniya v Rossii: podkhod tematicheskogo modelirovaniya [Sharing economy services users\' digital profiles in Russia: topic modeling approach]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika. (5). 183-206. (in Russian). doi: 10.38050/01300105202159.

Stepnov I.M., Kovalchuk Yu.A. (2020). Izmerenie tsennosti v biznes-modelyakh sovmestnogo ispolzovaniya [Measuring value created by business models in the sharing economy]. The Manager. (5). 58-69. (in Russian). doi: 10.29141/2218-5003-2020-11-5-5.

Taranov P.V., Basenko A.M. (2022). Sovmestnoe potreblenie v mirovoy ekonomike: innovatsionnye trendy v usloviyakh tsifrovizatsii [Joint consumption in the world economy: innovative trends in the conditions of digitalization]. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. Uchenye zapiski. (4). 235– 239. (in Russian). doi: 10.22394/2079-1690-2022-1-4-235-239.

Tereshin V.S. (2020). Tsifrovaya ekonomika – novye trendy na rynke truda: kraudsorsing i frilansing [Digital economy: new trends in the labor market. Crowdsourcing and freelancing]. Aktualnye problemy i perspektivy razvitiya ekonomiki: rossiyskiy i zarubezhnyy opyt. (1(26)). 80-83. (in Russian).

Страница обновлена: 03.04.2025 в 23:10:07