Assessing workforce readiness to work remotely and relocate in the digital economy
Saveleva N.K.1, Sozinova A.A.1
, Chuprakov D.V.1
, Saydakova V.A.1
, Litvinova T.N.2
1 Вятский государственный университет
2 Волгоградский государственный аграрный университет
Download PDF | Downloads: 9
Journal paper
Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 11, Number 12 (december 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=79717983
Abstract:
The article examines the workforce readiness for professional changes in the Russian Federation. The purpose of the study was to analyze the workforce and its readiness for professional changes, such as the transition to distance work or professional retraining in the digital economy. The relevance of the study is determined by the digital transformation of the domestic economy and the implementation of a national project aimed at training labor resources capable of rapid adaptation. In the course of the research, general scientific methods (analysis, synthesis, analogy, and generalization) and methods of statistical analysis were applied. The information base of the study included the open data set Resume from the Unified Centralized Digital Platform in the Social Sphere "Work in Russia". It was revealed that in the regions of Russia the workforce is more ready for retraining than for transition to a remote work format. The latter, in turn, is treated more favorably by residents of the central part of the country, which may be due to the presence of companies in the core zone of the digital economy in these regions.
Keywords: workforce, region, digital economy, retraining, remote work
Funding:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда №23-28-00640, https://rscf.ru/project/23-28-00640/
JEL-classification: J24, J81, R23
Введение
Современная экономическая обстановка складывается таким образом, что человеку необходимо обладать гибкостью в рамках своей профессиональной деятельности и повседневной жизни. Люди живут в эпоху многозадачности, что создает определенные сложности. Готовность трудовых ресурсов к изменениям интерпретируется в качестве их способности адаптироваться к переменам, происходящим в профессиональной сфере, и быстро осваивать новые технологии и навыки, появляющиеся в рамках развития науки и общества.
Актуальность исследования можно подтвердить тем, что в 2024 г. Президентом РФ был объявлен новый национальный проект «Кадры», реализация которого должна способствовать в том числе формированию гибкой и эффективной системы подготовки трудовых ресурсов, которые ориентированы на запросы экономики, на то, чтобы быстро адаптироваться к меняющимся условиям [8,10].
Одним из трендов развития российской экономики является процесс ее «оцифровки», поэтому целью данного исследования является анализ трудовых ресурсов и их готовность к профессиональным изменениям, например, переходу к дистанционной работе или профессиональному переобучению в условиях цифровой экономики.
С учетом того, что современные трудовые ресурсы действуют в рамках цифровой экономики, необходимо отметить научные труды, в которых данных аспект поднимался. Так, авторами исследования уже проведен анализ условий цифровизации работы компаний с точки зрения поиска и найма трудовых ресурсов, обосновании потребности производства в интеллектуальных ресурсах, описаны возможные тенденции от включения цифровых технологий в системы управления высокотехнологичными компаниями [18]. А. С. Волкова совместно с коллегами, отслеживая текущую конъюнктуру на рынке труда, отмечают, что в условиях цифровой экономики современные компании осознают необходимость поиска новых методов для привлечения и удержания квалифицированных кадров, а также повышения эффективности использования цифровых компетенций трудовых ресурсов [4]. Коллективом исследователей из Санкт-Петербурга выдвигается идея, что сетецентрические принципы управления в социально-экономических системах (например, стратегическое управление цифровой экономики) и пределы цифровизации экономики указывают на необходимость разработки новых подходов к подготовке кадров, начиная со школьного уровня и малых предприятий [7].
Помимо рассмотренных работ, вопросы цифровизации и трудовых ресурсов и их взаимосвязи рассматривались в работах М. Л. Альпидовской, А. В. Абакумовой, Е. Е. Яковлевой [1], А. В. Болик, В. А. Сидоров [3], Ю. О. Климова [5], В. И. Косенкова [6], Н. И. Морозовой, Т. В. Опейкиной, Н. И. Коробкиной [9], Е. Г. Попковой [11], О. С. Резникова, И. В. Цыганкова, И. М. Шаповалова [13], И. В. Царенко, М. В. Максимчук [15], Х. А. Басори, М. Д. Пратама, Ш. Маргарет [16], С. Бенчич, Е. Б. Жайлауов, И. В. Денисов [19], А. В. Толмачев, А. А. Созинова, Н. К. Савельева, В. А. Сайдакова [23], З. Ванг [25] и др.
С учетом проанализированных научных исследований можно сделать вывод о недостаточной проработанности вопроса, касающегося особенностей профессиональных изменений трудовых ресурсов в региональном разрезе. Гипотеза исследования заключается в том, что существует влияние ядра и периферии цифровой экономики на наличие профессиональных изменений трудовых ресурсов.
Оценка готовности сотрудников к дистанционной работе является актуальной, поскольку она помогает предприятиям определить, кого из сотрудников следует перевести на такой формат работы, а кого оставить в офисе, позволяет предприятиям наладить эффективное взаимодействие с удаленными сотрудниками, автоматизировать процессы и поддерживать коммуникацию с персоналом.
Анализ готовности трудовых ресурсов к переобучению также необходимо проводить, поскольку он показывает способность работников адаптироваться к переменам на рынке труда и быстро осваивать новые навыки, позволяет своевременно обновлять профессиональные компетенции трудовых ресурсов, что улучшает их конкурентные преимущества и способствует успешному трудоустройству.
Методологический аппарат строится на использовании в качестве методов исследования были выбраны общенаучные методы (анализ, синтез, аналогия, обобщение) и методы статистического анализа. Информационной базой данных выступает открытый датасет резюме из портала «Работа в России» (от 21.08.2024 г.).
Основная часть
Начнем с того, что по результатам грантового исследования было определено, что наиболее значимым критерием различия предприятий является их географическое положение. Поэтому данное исследование построим с точки зрения анализа регионов. На рисунке 1 представлена картограмма распределения регионов Российской Федерации по трем уровням цифровизации экономики.
Рисунок 1 – Картограмма распределения уровня цифровизации регионов Российской Федерации
Источник: составлено авторами
Картограмма, представленная на рисунке 1, показывает, что основная масса регионов России (а именно предприятий, реализующих в них свою деятельность) находятся в периферии цифровой экономики, что интерпретируется как недостаточная вовлеченность цифровых технологий в деятельность предприятий и их трудовых ресурсов. Вследствие данного обстоятельства может возникать переток трудовых ресурсов как между регионами, так и внутри него. Ядро периферии цифровой экономики сконцентрировано в европейской части Российской Федерации.
При этом несмотря на определенную группировку регионов, отношение предприятий и населения к процессам цифровизации на рынке труда неоднозначное. В работе предприятий используются цифровые инструменты, но они не готовы полностью передать свои процессы роботам, искусственному интеллекту и нейросетям. Отечественные предприятия предпочитают использовать традиционные методы работы с трудовыми ресурсами, поэтому в условиях быстро меняющейся среды и активного внедрения цифровых технологий человек сегодня не ощущает острой потребности в трансформации трудовых функций [14].
В данном исследовании оценка готовности трудовых ресурсов к дистанционной работе и переобучению будет проводится через аналитический анализ данных резюме из открытого источника «Работа России». Был проведен анализ 9 677 143 резюме, составляющих открытый датасет «Резюме из ЕЦП «Работа в России» (от 21.08.2024 г.), который размещен на портале «Работа России» [12]. Результаты статистического исследования резюме из открытого датасет, связанных с возможностями дистанционной работы и прохождения переобучения, представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Результаты статистического исследования резюме, шт.
Источник: составлено авторами
Согласно результатам статистического анализа, изображенных на рисунке 2, около 5% всех резюме содержат информацию о готовности соискателя к релокации. К переобучению в условиях меняющейся цифровой реальности готовы 47,1% соискателей. В более 18% резюме указано о готовности к командировкам. Командировки отнесены к дистанционной работе, потому что они чаще всего выполняются вне основного рабочего места и требуют дистанционного взаимодействия с коллегами или клиентами.
Необходимо отметить, что пандемия COVID-19 привела к существенному повышению популярности дистанционной работы. Меры, связанные с изоляцией и социальным дистанцированием, оказали содействие в увеличении количества сотрудников, реализующих свои трудовые функции дистанционно. Данный факт обусловлен преимуществами такого формата работы для поддержания экономической активности и снижения затрат на аренду офисных помещений. Но с учетом полученных результатов только 1,69% резюме говорят о возможности работать дистанционно.
Оценка готовности трудовых ресурсов к дистанционной работе предполагает анализ различных факторов, влияющих на успешное внедрение дистанционной работы. Так, предприятиям необходимо сформировать культуру дистанционной работы, которая включает в себя четкую коммуникацию и доверие между руководством и подчиненными, гибкую политику, технологическую инфраструктуру и управленческую поддержку [22].
Помимо так называемого «фактора предприятия», существуют и личностные факторы. Не каждый человек готов отказаться от личного общения с коллегами и работы в офисе, физической подвижности, оснащенного рабочего места [2, 20]. Это демонстрирует индивидуальную готовность к переходу в дистанционный режим работы. Домашняя обстановка должна способствовать к такому режиму работы, что подразумевает наличие выделенного рабочего места и надежного доступа в Интернет. В виду обширных границ нашей страны и неравномерности распределения населения доступ к информационным технологиям также неравномерен.
Несмотря на то, что основное внимание уделяется повышению готовности к дистанционной работе, важно учитывать потенциальные проблемы, такие как цифровое неравенство и различия в уровне доступа к технологиям среди разных демографических групп, которые могут препятствовать равноправному участию в возможностях дистанционной работы. По данным на начало 2024 год, интернет используют 130 млн человек в России (90% от общего населения страны) [17].
Отметим, что представленные результаты анализа на рисунке 2 приведены по Российской Федерации в целом. Следовательно, присутствует необходимость в представлении готовности к дистанционной работе трудовых ресурсов в региональном разрезе, что и изображено на рисунке 3.
Рисунок 3 – Доля соискателей в регионе, предпочитающих дистанционную занятость, относительно общероссийского уровня, в процентных пунктах
Источник: составлено авторами
Исследуя полученные результаты, представленные на рисунке 3, можно сделать ряд выводов. Донецкая Народная Республика, Херсонская и Запорожская области обладают достаточно высокой долей соискателей, предпочитающих дистанционную работу, что вызвано, в первую очередь, вопросами обеспечения безопасности.
Соискатели в г. Москве, Московской области и г. Санкт-Петербурге, которые входят в число регионов с развитой цифровой инфраструктурой, демонстрируют значительный интерес к вакансиям с дистанционной работой (более чем на 3 процентных пункта выше среднего показателя по стране).
Обратная ситуация наблюдается в Ненецком автономном округе, Чукотском автономном округе, Ямало-Ненецком автономном округе, Магаданской области, Еврейской автономной области. В данный регионах России, которые можно отнести к периферии цифровой экономики, обращение трудовых ресурсов к дистанционной работе не является популярным.
На рисунке 4 изображена картограмма готовности соискателей к дистанционной работе в разрезе регионов РФ относительно общероссийского уровня.
Рисунок 4 – Картограмма готовности соискателей к дистанционной работе в разрезе регионов РФ относительно общероссийского уровня, в процентных пунктах
Источник: составлено авторами
По картограмме на рисунке 4 видно, что жители Центрального федерального округа больше всего заинтересованы в дистанционной работе, что опять же объясняется нахождением их в ядре цифровой экономики. Иными словами, трудовые ресурсы Центральной части России больше готовы к дистанционной работе вследствие более высокого уровня образования и развития технологий. В этом регионе проживает большое количество IT-специалистов, которые могут эффективно работать дистанционно.
Итак, проведя анализ готовности трудовых ресурсов к дистанционной работе с точки зрения географического аспекта, мы не можем не затронуть тему личных качеств человека. Оценка готовности к дистанционной работе важна для определения способности сотрудника эффективно выполнять свои обязанности дистанционно, учитывая технические навыки, коммуникацию и самодисциплину. Цифровая грамотность имеет решающее значение, так как она позволяет использовать различные цифровые инструменты и платформы. Самомотивация и организованность также важны, потому что они помогают сотрудникам контролировать собственное время и поддерживать продуктивность без прямого руководства. Владение инструментами общения и совместной работы также необходимо, так как они упрощают командную работу и обмен информацией между коллегами. Наконец, понимание основ кибербезопасности необходимо для защиты конфиденциальных данных и обеспечения безопасности в дистанционной среде. В целом, совокупность этих факторов дает полное представление о готовности организации к переходу на дистанционной формат работы.
Исходя из вышесказанного, обратим внимание на оценку готовности трудовых ресурсов к переобучению, которые имеет решающее значение для адаптации к меняющимся требованиям цифровой экономики и условиям рынка труда. Различные исследования подчеркивают важность оценки компетенций, восприятия готовности и эффективности программ обучения [21, 24]. Готовность каждого человека к переобучению определяется его личной оценкой своей эффективности, поддержкой со стороны руководства и ожидаемыми выгодами от изменений. С другой стороны, несмотря на то что переподготовка крайне важна, некоторые утверждают, что чрезмерное внимание к цифровым навыкам может привести к игнорированию важности «мягких» навыков и адаптивности, которые не менее важны в быстро меняющейся рабочей среде.
Изучение готовности рабочей силы к переобучению требует системного подхода, включающего оценку недостатков навыков, определение потребностей в обучении и анализ рынка труда. Анализ проблемных точек в навыках выявляет несоответствие между текущими навыками трудовых ресурсов и навыками, необходимыми для выполнения конкретных задач в современных реалиях, что позволяет предприятиям определить области, требующие профессионального улучшения. Аналитика рынка труда также предоставляет информацию о новых навыках и трендах, что позволяет предприятиям корректировать свои образовательные программы в соответствии с будущими потребностями, в том числе цифровыми. Кроме того, повышение квалификации и переобучение являются важными процессами, которые способствуют формированию культуры постоянного обучения, позволяя трудовым ресурсам адаптироваться к меняющимся отраслевым стандартам и технологиям.
Далее представлена оценка готовности трудовых ресурсов к переобучению в региональном разрезе (рисунок 5).
Рисунок 5 – Доля соискателей, в регионе готовых к переобучению, в процентных пунктах
Источник: составлено авторами
Исследуя полученные результаты статистического анализа, представленные на рисунке 5, можно говорить, что в Херсонской и Запорожской областях опять же зафиксирована значительная доля соискателей, стремящихся получить профессиональную переподготовку, что связано с необходимостью быстро выйти на новое место работы и обеспечения базовых потребностей.
Соискатели из г. Москва, г. Санкт-Петербург и Пермского края демонстрируют высокий интерес переобучению (на 13 процентных пункта выше среднего показателя по стране). Обратная ситуация наблюдается в Липецкой области (менее 28%) и Республике Ингушетия (менее 29%).
На рисунке 6 представлена картограмма, демонстрирующая уровень готовности жителей российских регионов к переобучению по сравнению с общероссийским показателем.
Рисунок 6 – Картограмма готовности соискателей к переобучению в разрезе регионов РФ относительно общероссийского уровня, в процентных пунктах
Источник: составлено авторами
По картограмме на рисунке 6 видно, что жители Западной и Восточной Сибири и Урала в большей степени готовы к переобучению, что может быть вызвано острой потребностью в квалифицированных кадрах на рынке труда.
Выводы
Таким образом, современная экономическая обстановка требует от людей гибкости и адаптации к изменениям. Готовность трудовых ресурсов к изменениям связана с их способностью адаптироваться к новым технологиям и навыкам. Цифровая экономика является одним из трендов развития экономики, и трудовые ресурсы должны быть готовы к профессиональным изменениям. Пандемия COVID-19 повысила популярность дистанционной работы и переобучения. Готовность трудовых ресурсов к цифровым изменениям зависит от различных факторов, включая личностные факторы и доступ к информационным технологиям. Цифровые технологии могут способствовать равноправному участию в дистанционной работе, но существуют проблемы, такие как цифровое неравенство и различия в уровне доступа к технологиям. Данная тенденция отражается на региональной дифференциации по готовности к дистанционной работе. В центральной части Российской Федерации трудовые ресурсы выражают большую готовность к дистанционной работе, чем в восточной. Но с точки зрения переобучения ситуация сложилась противоположная. С учетом данного исследования необходимо также исследовать готовность трудовых ресурсов к профессиональным изменениям с точки зрения отраслевого разреза, что будет отражено в дальнейших научных изысканиях авторов исследования.
References:
Afanaseva A.G. (2021). Preimushchestva i nedostatki distantsionnoy raboty dlya rabotnikov i rabotodateley [Advantages and disadvantages of remote work for employees and employers]. Refleksiya. (3). 6-9. (in Russian).
Alpidovskaya M.L., Abakumova A.V., Yakovleva E.E. (2022). Problema tsifrovoy transformatsii truda v epokhu razvitiya sotsialno-ekonomicheskikh sistem [The problem of digital transformation labor in the era of development of socio-economic systems]. Vestnik Yuzhno-Rossiyskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta (NPI). Seriya: Sotsialno-ekonomicheskie nauki. 15 (5). 110-119. (in Russian). doi: 10.17213/2075-2067-2022-5-110-119.
Bencic S., Zhailauov Ye.B., Denisov I.V., Lapteva I.P., Bratukhina E. (2024). Globalisation as a Factor of Training of Digital Personnel and Intelligent Machines in Emerging Economies: International cooperation vs. Global Competition International Journal of Economic Policy in Emerging Economies. 1 (1). doi: 10.1504/ijepee.2024.10065219.
Ignatev M.B., Karlik A.E., Yakovleva E.A., Platonov V.V. (2018). Lingvo-kombinatornaya model diagnostiki sostoyaniya trudovyh resursov v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Linguo-combinatorial model for diagnosing the state of human resources in the digital economy]. Planirovanie i obespechenie podgotovki kadrov dlya promyshlenno-ekonomicheskogo kompleksa regiona. 1 213-216. (in Russian).
Kosenkov V.I. (2022). 4-ya promyshlennaya revolyutsiya kak sreda formirovaniya universalnyh kompetentnostey cheloveka na rynke truda [The 4th industrial revolution as an environment for the formation of universal human competencies in the labor market]. International Research Journal. (4-4). 133-137. (in Russian). doi: 10.23670/IRJ.2022.118.4.135.
Morozova N.I., Opeykina T.V., Korobkina N.I. (2022). Upravlenie chelovecheskimi resursami v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki: filosofsko-eticheskiy aspekt [Human resource management in the conditions of digital economy: philosophical and ethical aspect]. Management accounting. (2-3). 641-647. (in Russian). doi: 10.25806/uu2-32022641-647.
Nasri M., Alamsyah M., Ramadhan D., Fathurrahman R. (2020). Telework During Pandemic: Comparing Readiness between Local and Central Government Employees Iapa Proceedings Conference. 677-701. doi: 10.30589/proceedings.2020.433.
Popkova E.G. (2024). Dukhovnost v realiyakh tsifrovizatsii obshchestva v epokhu razvitiya intellektualnyh mashin [Spirituality in the realities of digitalization of society in the era of intelligent machines development]. Bulletin of the Russian University of Peoples\' Friendship. series: economics. 32 (1). 170-186. (in Russian). doi: 10.22363/2313-2329-2024-32-1-170-186.
Saatçi E. Y., Ovaci C. (2022). Ready or Not, Here Comes the Digitalization: Assessment of Workforce Readiness and Change Perception Istanbul business research. (51). 607-626. doi: 10.26650/ibr.2022.51.806691.
Sozinova A.A., Saveleva N.K., Chuprakov D.V,, Saydakova V.A., Vedernikov A.A. (2024). Transformatsiya lichnosti i obshchestva v usloviyakh tsifrovizatsii rynka truda [Transformation of personality and society in the context of digitalization of the labor market]. Theoretical economy. (9). 12-25. (in Russian). doi: 10.52957/2221-3260-2024-9-12-25.
Sozinova A.A., Savelyeva N.K., Chuprakov D.V., Saidakova V.A. (2024). Digital personnel in the system of knowledge management in high-tech production Proceedings on Engineering Sciences. 6 (3). 1107-1116. doi: 10.24874/pes06.03a.003.
Troškova M., Katane I. (2024). Employability of prospective specialists as a set of internal resources and readiness to ensure their own employment in changing labour market conditions Education. Innovation. Diversity. 1 (8). 14-27. doi: 10.17770/eid2024.1.7777.
Volkova A.S., Konstantinova D.S., Kudaeva M.M., Masalova Yu.A. (2020). Izmenenie podkhodov k ispolzovaniyu chelovecheskikh resursov pod vozdeystviem tsifrovyh tekhnologiy [Changing approaches to the human resources under the influence of digital technologies]. Creative Economy. 14 (8). 1491-1506. (in Russian). doi: 10.18334/ce.14.8.110736.
Страница обновлена: 09.04.2025 в 08:27:26