Развитие социального предпринимательства на территории Германии
Статья в журнале
Экономика и социум: современные модели развития (РИНЦ)
опубликовать статью
Том 14, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)
Введение
Хотя социальное предпринимательство все еще является относительно новой направление в Германии, к счастью, ряд ключевых участников создают инфраструктуру для социального бизнеса в стране. Растет число предложений как от государственного, так и от частного секторов по финансированию таких предприятий, а также по приобретению необходимых навыков или связей, которые помогают масштабировать предприятие.
Это означает, что они хотят зарабатывать деньги с помощью новых инноваций и при этом приносить пользу. Следовательно, эти компании и стартапы думают и действуют в долгосрочной перспективе, принимая во внимание важность устойчивого развития. Тем не менее, для них добавленная общественная ценность имеет приоритет перед личной прибылью. Основное отличие от обычных компаний заключается в том, что социальные стартапы не принимают эксплуатацию ресурсов как средство достижения бизнес-целей и получения прибыли.
Цели исследования. Изучить особенности развития социального предпринимательства на территории Германии.
Научная новизна исследования. Рассмотрение опыта функционирования социального предпринимательства на территории Германии с выявлением структур поддерживающих его развитие и выделение предприятий и стартапов с креативными социальными предпосылками и передовым опытом функционирования в данной сфере.
Методология исследования нацелена на использовании методов сбора и анализа данных функционирования социального предпринимательства в Германии.
Ожидается, что тенденции и экономико-технологический подход продвижения социального предпринимательства повысит уровень само занятости среди молодежной среды
Исследования социального предпринимательства проводят во всем мире ученые и исследователи разных сфер деятельности: Amini Z., Arasti Z., Bagheri A. [1], Grishina Ya.S. [3], Morales A., Calvo S., Guaita Martínez J.M., Martín Martín J.M. [5], Wang W. [8], Гришина Я.С. [9], Назарова И.Б. [10], Омельченко Е.Ю. [11], Рожнёва И.В. [12], Соловьева Т. С. [13], Хазуев И.А. [14], Эдоардо Бега, Лука Монджелли, Франческо Руллани & Сильвия Рита Седита [15] и другие.
В исследования Российских ученых не представлен анализ предприятий и стартапов с креативным подходом функционирования и развития социальной сферы предпринимательства.
Основная часть
Германия одна из стран, которая сконцентрирована на изучении социального предпринимательства. Термин “социальное предприятие” впервые вошел в немецкий контекст в середине 1990-х годов как Sozialer Betrieb, значение которого в то время ограничивалось концепцией социального предприятия, но термин Sozialer Betrieb, который даже обозначал правовой статус в некоторых землях Германии, вскоре утратил силу.
В Германии существует два разных типа социальных предприятий, которые предоставляют возможности для интеграции на рынке труда и трудоустройства двум обособленным группам людей: людям с ограниченными возможностями и людям с другими ограничениями на рынке труда.
Данный вид предпринимательства продвигается в стране как средство трудоустройства. Социальные предприятия играют все более важную роль в Германии. Об этом свидетельствуют результаты немецкого мониторинга социального предпринимательства. Так по результатам немецкой сети [П1] социальных предпринимателей (SEND) только в 2024 году из 360 опрошенных предпринимателей было открыто 16,7 % предприятий в социальной сфере [2].
Интенсивным в развитии социального предпринимательства на территории Германии считают 1997 год, т.к. было реализовано несколько мер по мотивации граждан к созданию стартапов для продвижения социального предпринимательства.
Социальный предприниматель ищет новые способы выявления и решения проблем сообщества. Они нацелены на разработку систем, которые положительно влияют на общество. Проекты социальных предпринимателей основаны на предпосылке позитивных изменений. Именно этические нормы имеют решающее значение в социальном предпринимательстве. Основная трудность в развитии социального предпринимательства является стартовый капитал, последующее финансировании проекта, а также общим доступом к финансовому рынку для социальных стартапов. Большинство немецких социальных стартапов финансируется за счет собственных сбережений основателя, государственных субсидий и внутреннего финансирования. С точки зрения юридической формы сочетание социального аспекта с предпринимательским фактором оказывается сложной задачей. Таким образом, около 58% социальных предприятий классифицируют себя как более коммерчески ориентированную организационно-правовую форму, в то время как 46% действуют на основе более социально ориентированной организационно-правовой формы. Еще одна из важных проблем с которой сталкивают предприниматели данной сферы, является отсутствие поддержки и осведомленности общественности. По данным немецкой ассоциации социального предпринимательства, в 2020 году 80% основателей социальных сетей оценили поддержку социального предпринимательства со стороны политики как низкую [6].
Для решения выше указанных проблем и развития социального предпринимательства на территории Германии существуют ряд структур, которые поддерживают социальное предпринимательство, данные структуры представлены ассоциациями, бизнес-школами, центрами и другими формами (табл.1).
В социальные предприятия вовлекается все больше инвесторов, которые хотят вложить хотя бы часть своих денег именно в импактные инвестиции, то есть инвестиции, оказывающие положительное влияние на окружающую среду и общество. Среди инвесторов - семейные офисы, специальные фонды, но также компании Dax и SAP.
Таблица 1 – Ресурсные компании поддерживающие социальное предпринимательство в Германии
Компания
|
Ресурсы, мероприятия, направленность
|
Ассоциация
социального предпринимательства Netzwerk Deutschland e.V.
|
Сконцентрирована
на налаживании связей и объединении предпринимателей социальной сферы с
общественностью, политической структурой, экономическим сектором страны.
|
Бизнес-школа
WHU
|
Направлена
на проведение конференций по предпринимательству в социальной сфере для
ознакомления и установление контактов между бизнес средой и государством
|
Impact Hub
|
Предоставление
сетевых возможностей для предпринимателей. Публикация отчетов о значении и
воздействии мирового социального предпринимательства на социо-экономическое
развитие.
|
Ashoka:
Ashoka
|
Dсемирная организация по поддержке и
продвижению социальных предпринимателей
|
PEP
|
Программа
Engagement mit Perspektive волонтерское
движение молодых предпринимателей от 16 до 27 лет, которые создают устойчивые
перспективы и продвигают проекты в бизнес среде.
|
FASE
|
Оказывает
помощь молодым предпринимателям в поиске инвесторов
|
Фонд
BMW Герберта Квандта
|
Направлен
на поддержку и продвижение социальных предпринимателей
|
Social
Impact: Social Impact
|
консалтинговая
компания и инкубатор для социальных предприятий в Германии
|
BonVenture
|
Оказывает
финансовую поддержку социальным предприятиям в немецкоязычных странах
|
Социальный
венчурный фонд
|
инвестирует
в социальные предприятия
|
Impact
Hub (Берлин, Мюнхен, Эссен, Дрезден)
|
глобальное
сообщество и коворкинг для социальных предпринимателей
|
PHINEO
|
Оказания
консультационных услуг и рекомендаций по эффективному принятию социальных
обязательств
|
Социальные предприятия хотят добиться общей выгоды, то есть улучшить образование, экологическую составляющую страны. Такое направление предпринимательства связано с осмыслением молодежи работать в предприятиях, которые хотят сделать мир лучше. В связи с чем заслуживаю внимание предприятия и стартапы Германии с креативными социальными предпосылками.
Например, с 2016 года компания ZuBaKa оказывает поддержку более чем 1700 детям-иммигрантам и молодым людям с языковыми барьерами в регионе Рейн-Майн и Рейн-Неккар. На территории Мюнхена эффективно функционирует стартап «Social-Bee - отличная история успеха». Он помогает компаниям интегрировать беженцев в качестве сотрудников. В рамках наставничества развивается компания «Joblinge», она помогают безработным молодым людям из неблагополучных семей получить работу или стажировку на длительный срок. RECUP решает проблему отходов, предлагая систему многоразового использования чашек для кофе с собой. Rebento – использование в ресторанах и супермаркетах многоразовых контейнеров для еды навынос. Mana Coworking - это совершенно новое коворкинг-пространство, которое открылось сравнительно недавно и в отличие от многих других ориентировано на предпринимателей, ориентированных на креативщиков. Hawa Dawa - еще один стартап, который решают проблему неограниченного количества чистого воздуха для городов, предприятий и горожан с помощью данных о загрязнении воздуха, которые дают полезную информацию [4]. В Гамбурге компанией «Wildplastic» проводится сбор пластиковых отходов на пляжах, вылов из рек, а из собранного пластика производятся изделия для вторичной переработки.
Программы развития социального предпринимательства, позволила развить и функционировать на территории Германии успешных предпринимателей, которые в настоящее время на слуху и являются узнаваемыми среди немецкого населения к ним относятся: Ecosia, Enpal, Planetly, Simpleclub, Nebenan.de.
Ecosia - основана еще в 20009 году вводе экологического стартапа. Основное направление компании является посадка деревьев для защиты окружающей среды. Данной компанией посажано более 100 миллионов деревьев [П2] . В ней трудятся люди, возраст которых не достиг еще 30 лет. Кроме того компания жертвует около 80% своей прибыли некоммерческим организациям [2,4].
Компания Enpal была основана в 2017 году как стартап. Основные направления деятельности компании сконцентрированы на сектор солнечной энергетики ими применяются и финансируются инновационные разработки с применением солнечной энергии.
Planetly - социальный стартап, который предлагает цифровые инструменты, помогающие компаниям анализировать, сокращать и компенсировать выбросы CO2 и тем самым позволяющие им уменьшить свой углеродный след.
Simpleclub – образовательная компания, которая предлагает платформу онлайн-обучения и приложений с тысячами обучающих видеороликов, интерактивных упражнений в ссоциальной сфере предпринимательства. В настоящее время насчитывает более 1 миллиона активных пользователей в месяц.
Nebenan.de – компания, нацеленная на объединение соседей для общения, покупки и продажи товаров, продвижения местного бизнеса и формирования поддержки во время Covid-19. В настоящее время стартап насчитывает более 1 миллиона активных пользователей в Германии
Раз в 2 года на территории Германии проводится мониторинг социального предпринимательства (DSEM). Целью мониторинга является выявление тенденций, значительных потенциалов, а также проблем в этом секторе. По анализам мониторинга социальных предпринимателей 2024 года организаторами такого вида бизнеса является в основном женщины. Более 55 процентов социальных предприятий финансируют себя за счет собственных сбережений, менее половины используют государственные средства. Территориальное форсирование социального бизнеса на территории Германии в основном распределено (почти 20%) в Берлине, за ними следуют Северный Рейн-Вестфалия, Бавария, Гамбург и Гессен. Есть территория, в которой нет ни одного предпринимателя данной сферы деятельности. Более 85% опрошенных обычно используют свою прибыль исключительно в организационных целях [2, 6].
Социальные предприятия уделяют большое внимание измерению и максимизации своего социального воздействия. В Германии более 60% таких предприятий имеют результат от воздействия на общество, и ещё больше планируют внедрить эту практику в будущем. В направление потребительского спроса потребители стали более чаще полагаются на товары и услуги социальных предприятий. Эта стратегия известна как «покупай социальное». Недавно SEND в сотрудничестве с IT-компанией SAP запустила инициативу «Покупай социальное в Германии». Всё больше компаний осознают важность создания устойчивых цепочек поставок. Социальные предприятия занимают в этом особое место, поскольку их цель — оказывать положительное влияние на общество [2].
Во всем мире социальные предприятия также сталкиваются с препятствиями. К ним относятся недостаточная информированность общественности, неадекватные правовые структуры и доступ к долгосрочному финансированию.
Выводы
В Германии социальная политика стала более прогрессивной в то время, когда частные предприниматели и самозанятые удовлетворяли социальные потребности под давлением рынка. Социальные предприниматели активно вовлекают целевые группы и сотрудников в свои процессы и внедряют инновационные решения. Социальные предприятия уделяют внимание экологической ответственности в своей цепочке поставок и преследуют цели экологического развития. Таким образом, они вносят значительный вклад в устойчивые преобразования экономики. Такие подходы широко распространены в Германии и способствуют развитию страны.
Анализ показывает, что успешные социальные проекты в Германии соответствуют пониманию социальной ответственности за соблюдение прав человека. Создавая и укрепляя сети и партнерства, социальные предприятия могут учиться друг у друга и расти вместе. Следует поощрять национальное и международное сотрудничество между исследовательскими институтами, посредниками и политиками для облегчения обмена знаниями и ресурсами в направлении социального предпринимательства.
Ccылка на источник?
Ссылка на источники?
Страница обновлена: 23.11.2024 в 19:18:45