Долгосрочные договоры об участии хоккейных клубов в Чемпионате Континентальной хоккейной лиги как одна из основ стратегического предпринимательства КХЛ

Гунчиков Г.М.

Статья в журнале

Экономика и управление в спорте (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 4, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать:
Гунчиков Г.М. Долгосрочные договоры об участии хоккейных клубов в Чемпионате Континентальной хоккейной лиги как одна из основ стратегического предпринимательства КХЛ // Экономика и управление в спорте. – 2024. – Том 4. – № 4. – doi: 10.18334/sport.4.4.122069.



Введение

Начиная с 2022 года в отношении российского спорта международными спортивными организациями был принят ряд решений, которые фактически изолировали его, в частности, от серьезных командных международных соревнований. При этом международные спортивные организации сохранили свое влияние на российский спорт, ежегодно создавая прецеденты, негативное отражающиеся на нем.

Несмотря на это, КХЛ продолжает развивать свое стратегическое предпринимательство, основанное на Стратегии КХЛ до 2026 года [4], в том числе с помощью различных реформ проведения своих соревнований. Одним из примеров таких реформ является увеличение сроков участия хоккейных клубов в Чемпионате КХЛ с 1 года до 5 лет. Данная реформа представляет особый интерес для анализа ее основ и перспектив, которые отразятся на всей системе хоккея в России.

Основная часть

24 июля 2024 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 04 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [1], согласно которым профессиональные спортивные лиги, включенные в перечень отдельных официальных спортивных соревнований, проводимых по правилам видов спорта, разработанным физкультурно-спортивными организациями, утвержденным Минспортом России, и таких физкультурно-спортивных организаций, получили глобальную независимость от международных спортивных организаций и общероссийских спортивных федераций.

КХЛ воспользовалась данной возможностью, и приказом Минспорта России № 657 от 8 июля 2024 года [2] Лига и ее соревнования были включены в указанный перечень.

Став полностью самостоятельным субъектом не только российского, но и мирового спорта, КХЛ получила неограниченные возможности своего развития и реализации собственной Стратегии до 2026 года, требующей значительные финансовые вложения для выполнения таких пунктов стратегии, как увеличение активной аудитории КХЛ, улучшение спортивного продукта и повышение мастеровитости спортсменов.

13 августа 2024 года Лига внесла изменения в собственный регламент, реформировав многолетнюю систему участия хоккейных клубов в Чемпионате Континентальной хоккейной лиги [3]. Теперь начиная с сезона 2025/2026 годов хоккейные клубы будут заключать с КХЛ не годичные договоры об участии, а пятилетние.

К принятию данного решения Лига шла не один год, решение назревало в последние несколько лет, о чем знали и хоккейные клубы, и спонсоры (партнеры) Лиги, велись соответствующие обсуждения.

Важно отметить, что критерии участия хоккейных клубов в Чемпионате КХЛ принципиально не поменялись. Лига исходила из того, что мировая финансово-экономическая обстановка остаётся нестабильной, поэтому процесс ежегодного подтверждения соответствия хоккейных клубов требованиям Регламента остается, как и прежде. Тем не менее, и здесь возможны изменения в ближайшие годы.

Вернёмся к вопросу о пяти годах действия договора об участии. Почему выбран именно данный срок и какие перспективы он несёт?

1. В первую очередь, это возможность установления хоккейными клубами долгосрочных трудовых отношений со спортсменами и тренерами, так как на практике хоккейные клубы не заключают «бессрочные» трудовые договоры. Заключение трудовых договоров (контрактов) с хоккеистами на 3-5 лет придает команде стабильность состава, позволяет выстроить его прочную основу, в том числе с помощью «звездных» игроков, вокруг которых можно построить мастеровитый коллектив, способный бороться за призовые места.

2. Наличие постоянного «сильного» состава команды обязывает хоккейные клубы привлекать стабильное финансирование со стороны спонсоров путем достижения больших результатов «на льду». Отсюда возможно привлечение дополнительного частного капитала в российский спорт, заинтересованного в ассоциации своего бизнеса с «сильной» командой. Такое решение может долгожданно заменить государственные деньги, видя в деятельности хоккейных клубов перспективные бизнес-процессы, способствующие прибыли. Важно отметить, что благополучие хоккейных клубов напрямую отражаются на благополучии Лиги и значительно влияют на цели ее стратегического предпринимательства.

3. Стабильные составы команд и долгосрочное участие хоккейного клуба в Чемпионате КХЛ, в свою очередь, дает Лиге четкое понимание кто будет участвовать в ее соревновании в ближайшее время и с кем можно выстраивать договорные отношения по различным вопросам, касающимся реализации текущей Стратегии Лиги и ее будущих вариаций.

4. Стабильное участие клубов в Чемпионате КХЛ также позволит увеличить аудиторию болельщиков хоккея в России и странах СНГ благодаря новым лицам, которые, видя постоянное участие команды в сильнейшей лиге Евразии, подкрепленное развивающейся медийной, финансовой частью, детскими, акционными мероприятиями, смогут создать «династийную» приверженность всей семьи цветам определенного хоккейного клуба. «Династии» в среде болельщиков – это не только эмоциональная поддержка команды, но и частые походы на стадион, обновление атрибутики, покупка питания во время матчей, которые в совокупности могут дать достаточно весомую прибавку в статьях бюджетов хоккейных клубов. Такие доходы позволят им окупать, как минимум, затраты на проведение матчей, что и преследует Лига при внесении изменений в Регламент.

5. Дополнительно, опираясь на постоянных участников соревнований, а также на свое независимое положение от международных и государственных организаций Лига может увереннее проводить политику расширения состава участников Чемпионата не только за счет российских хоккейных клубов, но и клубов со всего Евразийского континента. У Лиги есть опыт приглашения для участия в соревнованиях хоккейных клубов из Беларуси, Казахстана, Финляндии, Латвии, Словакии, Чехии и даже из Хорватии. Учитывая, что во многом прямая связь профессиональных спортивных лиг с государством является негласным ограничением для иностранных контрагентов, независимость КХЛ сможет заинтересовать иностранные организации для именно долгосрочного сотрудничества, так как она является стремительно развивающимся конкурентом Национальной хоккейной лиги (НХЛ), и позволит Лиге выйти на новые рынки для ведения своей предпринимательской деятельности в различных сферах на длительный срок.

6. Даже сейчас в 2024 году, несмотря на действующие ограничения, Лига организует выставочные проекты. Так, в декабре 2024 года в столице Узбекистана Ташкенте пройдёт матч регулярного Чемпионата КХЛ [17]. Этот матч будет сыгран не только для привлечения внимания к КХЛ со стороны жителей Узбекистана, но и для подачи сигнала местным предпринимателям вкладываться в КХЛ для достижения стратегической цели сделать хоккей прибыльным бизнесом во всем Евроазиатском регионе.

Совокупность, как минимум, вышеизложенных факторов, основой которых является длительное участие хоккейных клубов в Чемпионате КХЛ, будет неотъемлемой частью построения основ стратегического предпринимательства КХЛ. Это связано с тем, что долгосрочные отношения в спорте привлекают представителей большого, среднего и даже малого бизнеса, которые видят в стабильном развитии Лиги и ее хоккейных клубов плацдарм и для реализации собственных крупных проектов, и для рекламы своей деятельности.

За предоставление такой возможности организации готовы предоставлять Лиге инвестиции, платить хорошие спонсорские деньги или создавать бизнес-процессы, способствующие получению Лигой дохода, необходимого ей для развития и реализации своих стратегических задач. Уже есть несколько примеров долгосрочных «партнерских» отношений с крупными участниками российского и иностранного рынка из разных сфер.

Так, в конце августа 2024 года между КХЛ и Т-Банком был подписан новый договор о сотрудничестве до 2030 года [5], включающий в себя спонсорские вложения со стороны банка, значительно превышающие предыдущие вложения в размере 300 млн рублей. В данном вопросе можно увидеть прямую привязку к вышеуказанному изменению в Регламент КХЛ в части срока участия клубов в Чемпионате КХЛ. Т-Банк понимает, что с 2025 года клубы подпишут пятилетние договоры об участии и хотят быть партнерами Лиги в этот временной цикл.

Продолжает свое действие заключенное в 2023 году соглашение КХЛ с Яндексом, позволившее КХЛ продавать АйТи-гиганту права на трансляцию матчей Чемпионата КХЛ, иной контент и популяризировать свои соревнования среди обширного числа пользователей сервисов Яндекса. По открытым данным, только за продажу прав за четыре года сотрудничества КХЛ сможет получить порядка 1,45-2,4 млрд рублей [6].

КХЛ благодаря выходу на площадку «Кинопоиска» становится важным публичным пространством для демонстрации развития «спортивного» бизнеса в стране. Так, согласно открытым данным, в сезоне 2023/2024 годов аудитория КХЛ выросла более, чем в три раза по сравнению с предыдущим сезоном [7]. Очевидно, что такие цифры не могут быть незамеченными со стороны предпринимателей как на общефедеральном, так и на местном уровне. С каждым годом многолетнего сотрудничества с Яндексом количество партнеров и рекламодателей у Лиги и ее хоккейных клубов будет только расти, что уже показывает начавшийся сезон 2024/2025 годов и анализ сайтов клубов-участников Чемпионата КХЛ [8, 9, 10].

Учитывая тот факт, что Яндекс расширяет территорию распространения своих сервисов, в том числе «Кинопоиска», в странах СНГ, потенциально возможным представляется привлечение местных иностранных инвесторов и спонсоров в КХЛ, активно сотрудничающих с Россией в рамках обновленного миропорядка. Снова необходимо подчеркнуть, что большим преимуществом КХЛ в данной ситуации является ее новый независимый статус, потенциально исключающий санкционное давление на нее со стороны зарубежных стран.

Важной основой стратегического предпринимательства КХЛ является и длительное сотрудничество КХЛ с букмекерской компанией «ФОНБЕТ», купившей за значительную для Лиги сумму права на наименование Чемпионата КХЛ на несколько сезонов с высокой вероятностью продления. По данным открытых источников, стоимость соглашения составляет 1,3-1,5 млрд рублей за сезон [18]. Для современного российского хоккея это прорывная сделка, свидетельствующая о готовности организаций двигаться в одном направлении с целью повышения привлекательности матчей Чемпионата КХЛ и получения крупных результатов своей совместной предпринимательской деятельности.

Аналогичное соглашение КХЛ заключила с букмекерской компанией «Оlimpbet», которая приобрела права на интеграцию в наименование Молодежной хоккейной лиги (МХЛ), входящей в систему КХЛ. Открытых данных о стоимости данного сотрудничества нет, но, глядя на то, как вырос уровень технического и медийного сопровождения Чемпионата МХЛ, масштаб мероприятий Лиги в отношении молодежных команд, возникает уверенность, что сумма спонсорских вложений «Olimpbet» исчисляется сотнями миллионов рублей за сезон.

Долгосрочное сотрудничество КХЛ и «Olimpbet», о котором заявлял директор букмекерской компании [11], после сезона 2024/2025 годов будет обеспечиваться именно долгосрочным участием клубов в Чемпионате КХЛ, так как согласно Регламенту все клубы КХЛ обязаны иметь минимум одну молодежную команду в МХЛ [3]. Исходя из этих тенденций будет выстраиваться целая вертикаль стратегического предпринимательства Лиги.

Здесь важно отметить и длительные, взаимовыгодные договорные отношения КХЛ со страховой компанией «СОГАЗ», компаниями Ростелеком, ВКонтакте, Почта России, АвтоВАЗ и другими, позволяющие ей по итогам 2023 года выручить, согласно отчетности ФНС, 1,269 млрд чистой прибыли, что на 593% больше, чем за 2022 год [12].

Отдельным ярким примером является сотрудничество КХЛ и китайской компании Haier, занимающейся производством высокотехнологичных продуктов. Китайские партнеры не попали под санкции, взаимодействуя с КХЛ, и нет никакой информации о том, что Haier готовятся прекратить сотрудничество с российским хоккеем. Своим примером китайские партнеры демонстрируют возможность «безопасного» сотрудничества с отечественной компанией для иностранных инвесторов, спонсоров и рекламодателей в контексте упомянутых выше бизнес-процессов.

В 2024 году КХЛ имеет все шансы превысить вышеуказанные показатели чистой прибыли, так как Лига приобрела новых партнеров – пивоваренную компанию «Балтика» [13] и «Систему быстрых платежей» (СБП) [14]. Несмотря на то, что соглашения с данными партнерами пока рассчитаны на 1-2 года, включение хоккейных клубов в состав участников Чемпионата КХЛ на пять лет с 2025 года дадут прочную основу для продления данных отношений на более длительный срок как это было с Т-Банком. Такая уверенность автора связана со следующими факторами.

Лига с сезона 2024/2025 годов посредством Регламента КХЛ обязала российские хоккейные клубы интегрировать СБП в функционал продажи билетов на матчи. Очевидно, что данное решение является весьма актуальным и удобным для болельщиков в условиях блокирования иностранных сервисов бесконтактной оплаты. Подтверждение данным словам находит статистика ЦБ РФ за 1 квартал 2024 года, согласно которой за этот период посредством СБП было проведено 2,5 млрд операций на сумму 10,5 трлн рублей [15]. Соответственно, длительное стабильное участие клубов в соревновании КХЛ будет увеличивать данную статистику, которая выгодна и хоккейным клубам, и партнеру Лиги, и самой Лиге.

Пивоваренная компания «Балтика» пока ограничивается возможностью рекламировать безалкогольное пиво, однако в 2024 году все активнее обсуждается вопрос возвращения на стадионы и алкогольного пива. В настоящий момент последним глобальным препятствием для принятия этого решения остается Минздрав России, однако учитывая его одобрение Минфином и Минэкономразвития России [16], а значит, подтверждение его экономической выгодности для всех, Минздрав России сможет в ближайшее время одобрить возвращение пива на стадионы. Такое решение будет основываться и на общей тенденции снижения потребления алкоголя в стране.

Возможность стабильной многолетней продажи разного вида пива на хоккейных стадионах существенно повысит желание пивоваренных компаний быть партнерами КХЛ и хоккейных клубов.

Если посмотреть на перспективу будущих лет, то наиболее привлекательным направлением для поиска спонсоров и партнеров Лиги является искусственный интеллект. Его развитие на 2024 год уже могут быть весьма полезны для стратегического развития КХЛ. Например, искусственный интеллект уже может помогать Лиге и ее клубам проводить статистическую аналитику матчей, делать расчет параметров, которые необходимо улучшать для получения лучшего результата в соревновании.

Представляется также возможным использование искусственного интеллекта для развития системы «Умные шайбы», применяемой в КХЛ. Данный проект Лиги нуждается в дополнении особенно при условии, что санкционное давление на Россию влияет на развитие подобных узких технологий. Применение искусственного интеллекта для подсчета игровой статистики в реальном времени не только могут улучшить текущие алгоритмы системы «Умные шайбы», но и существенно расширить круг рассчитываемых показателей игры и хоккеистов. Такой подход не только сможет привлечь высокотехнологичные компании в список спонсоров КХЛ, но добавит заинтересованных современным ноу-хау болельщиков на трибуны арен и экранов телевизоров. Заключение договоров об участии хоккейных клубов в Чемпионате КХЛ на 5 лет обязательно поспособствует всеобъемлющему внедрению новых технологий в российский и международный хоккей. Это создаст серьезную опору стратегического предпринимательства КХЛ.

Выводы

Учитывая изложенное, есть уверенность, что утвержденное Лигой длительное участие хоккейных клубов в Чемпионате КХЛ и связанное с этим решением уже начавшееся продление действующих спонсорских договоров и заключение новых подобных договоров на длительные сроки продемонстрируют бизнес-сообществу, в том числе иностранному, привлекательность «спортивной» части российского рынка, что даст КХЛ возможность в длительной перспективе решать еще более крупные стратегические задачи, которые обеспечат ей и ее клубам большую прибыль в ближайшие годы и создадут еще одну из основ ее предпринимательства.


Страница обновлена: 07.11.2024 в 18:21:52