Research of product lifecycle management processes
Shabaltina L.V.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
Download PDF | Downloads: 25
Journal paper
Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 18, Number 10 (October 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=74510935
Abstract:
The article reveals the nature and characteristics of existing product lifecycle management processes. The existing product lifecycle management processes are analyzed; and the characteristics of digital maturity at its various stages are revealed. The advantages and disadvantages of modern elements of the product lifecycle management system for high-tech products, such as CALS technologies and PLM systems for product design and lifecycle management, are described. The study of product lifecycle management processes is of applied importance for companies in any field of production, trade or service orientation, including high-tech companies and the business sector, in order to develop recommendations for optimizing product lifecycle management to increase product competitiveness and adapt companies to changing market conditions, for more effective product management at all stages of its existence, as it is the key to improving business efficiency, improve product quality and meet customer needs.
The study also noted that product lifecycle management helps companies adapt more quickly to changes in demand, consumer demands or new technologies, thereby increasing the competitiveness of the company.
Keywords: product lifecycle, product lifecycle stage, high-tech product, management system, CALS technology, PLM system
JEL-classification: O31, O32, O 33
Введение
Использована статистическая информация, научная и учебная литература. В рамках исследования были применены методы: функционального анализа, синтеза, дедукции и индукции, сравнительного и системного анализ. Материалами исследования являются нормативные документы и научные публикации современных ученых, занимающихся вопросами исследования существующих процессов жизненного цикла продукции, подходов к определению высокотехнологичной продукции и управлению жизненным циклом продукции.
Целью данного исследования является анализ существующих процессов управления жизненным циклом продукции (ЖЦП) и определение особенностей цифровой зрелости на различных этапах этого цикла. Представленное исследование направлено на выявление преимуществ и недостатков современных методов управления ЖЦП, таких как CALS-технологии и PLM-системы, а также на разработку рекомендаций по оптимизации процессов управления для повышения конкурентоспособности продукции и адаптации к изменяющимся условиям рынка.
Результаты иследования
Жизненный цикл изделия
Все этапы так называемой «жизни» любой продукции, носят название —жизненный цикл продукции (далее по тексту - ЖЦП), охватывающий все этапы от идеи до ликвидации. Термин ЖЦП, базово используется применяется в основном к сложной и наукоёмкой продукции и высокотехнологичным производствам, в контексте CALS-технологий.
Исследуем определение ЖЦП:
— «совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта» [1];
— «… система взаимосвязанных процессов (или этапов) создания и последовательного изменения состояния продукции, обеспечивающей потребности заказчика» [2];
— «… совокупность взаимосвязанных процессов последовательного изменения состояния продукции от обоснования ее разработки до окончания эксплуатации и последующей ликвидации» [3];
— «… последовательные и взаимосвязанные стадии системы жизненного цикла продукции от приобретения или производства из природных ресурсов или сырья до конечного размещения в окружающей среде (в виде отходов, сбросов и выбросов)» [4].
А стадии ЖЦП, определяются как: «Стадия жизненного цикла продукции; СЖЦП: часть ЖЦП, характеризующаяся совокупностью выполняемых работ и их конечными результатами» [4].
ЖЦП – это комплекс процессов на отрезке от точки выявленные потребности потребителей в продукции до точки удовлетворения выявленной потребности. На каждом этапе ЖЦП участники стремятся к достижению поставленных целей с максимальной эффективностью, но минимальными временными и финансовыми затратами.
Таким образом, обобщая можно сказать, что жизненный цикл продукции или изделия, представляет собой цепочку процессов создания и улучшения продукции в интересах удовлетворения потребности потребителя.
Этапы ЖЦП
Итак, ЖЦП включает определенное количество этапов, и все этапы без исключения имеют особенности и стратегические подходы. Основные этапы ЖЦП, следующие (табл. 1):
Таблица 1. Основные этапы ЖЦП
№
|
Этап ЖЦП
|
Функция
|
Действия
|
1
|
Создание
|
Создание
|
моделируется
идея продукции или изделия (НИОКР), проводятся исследовательские и
конструкторские работы [5]
|
Макетирование
|
создается
прототип продукции или изделия и выполняется тестирование, по результатам
оценивается функциональные и качественные характеристики
| ||
Производство
|
налаживание
производственных процессов и подготовка к выведению продукции или изделия на
рынок
| ||
2
|
Рынок
|
Рынок
|
старт
продаж нового продукта или изделия, активные маркетинговые усилия для
привлечения внимания потребителей
|
Затраты
|
высокие
затраты на рекламу, маркетинг и распространение продукта
| ||
3
|
Рост
|
Продажи
|
продукт
или изделие набирает популярность, растет спрос
|
Рынок
|
расширение
географии продаж и привлечение новых сегментов потребителей
| ||
Снижение
затрат
|
оптимизация
производственных процессов и снижение себестоимости за счет масштабирования
| ||
4
|
Зрелость
|
Стабилизация
продаж
|
продукт
или изделие достигает максимального уровня продаж, рост замедляется
|
Конкуренция
|
усиление
конкуренции на рынке, возникает потребность в дифференциации продукта
| ||
Прибыль
|
стабильные
доходы и оптимизация затрат для максимальной прибыли
| ||
5
|
Насыщение
|
Замедление
продаж
|
рост
продаж замедляется, рынок насыщен
|
Снижение
прибыли
|
увеличение
конкуренции и снижение цен приводят к снижению прибыли
| ||
инновации
и модификации
|
необходимость
внесения изменений в продукт или создание новых версий для поддержания
интереса потребителей
| ||
6
|
Спад
|
Спад
продаж
|
спрос
и объемы продаж уменьшаются
|
Моральный
износ продукта
|
Значимость
и востребованность продукт снижается, т.к. выходят новые технологии, а
предпочтения клиентом меняются
| ||
Завершение
производства
|
поэтапное
прекращение производства и вывода продукта с рынка
|
Каждый этап ЖЦП требует особого внимания и стратегического подхода со стороны компании. Успешное управление жизненным циклом продукции позволяет оптимизировать ресурсы, увеличивать прибыль и поддерживать конкурентоспособность на рынке.
Типовой ЖЦП
Рассмотрим типовой ЖЦП, который включает в себя последовательные этапы от маркетинга и проектирования до утилизации. Вся цепочка этапов без исключения, важна для успешного выпуска продукции, её эксплуатации и завершении ЖЦП. А рациональное управление всей цепочкой этапов ЖЦП способствует как повышению эффективности ресурсов и удовлетворению запросов потребителей, так и сохранению конкурентоспособности продукции на рынке.
Типовой жизненный цикл продукции содержит 11 этапов (рисунок 1), однако на практике некоторые этапы осуществляются одновременно, рассмотрим их более детально (табл. 2):
Источник: составлено автором
Рисунок 1. Типовые этапы ЖЦП
Учет всех этапов ЖЦП позволяет:
ü снизить издержки на модификацию продукции или изделия;
ü уменьшить риски на всех этапах ЖЦП;
ü целесообразно организовать производство и сопровождение продукции или изделия.
Чем эффективнее управление каждым этапом ЖЦП, тем выше качество и конкурентоспособность продукции на рынке, а также удовлетворенность клиентов.
Таблица 2. Типовые этапы ЖЦП
№
|
Этап ЖЦП
|
Функция
|
Действия
|
1
|
Маркетинг
|
Исследование
рынка
|
анализ
потребностей и предпочтений потребителей, оценка конкурентной среды
|
Разработка
маркетинговой стратегии
|
определение
целевой аудитории, позиционирование продукта и планирование рекламных
кампаний
| ||
Анализ
рынка
|
изучение
аналогов продукции, представленных на рынке, выявление наименований,
обозначений и характеристик
| ||
ТЗ
(техническое задание)
|
на
основе маркетинговой стратегии и анализа рынка, разрабатываются
потребительские характеристики и ТЗ на проектирование новой продукции
| ||
2
|
Проектирование
|
Концептуальное
проектирование
|
разработка
концепции продукта, функциональных требований и технических спецификаций
|
Детальное
проектирование
|
подготовка
чертежей, прототипирование и тестирование
| ||
Документация
|
разработка
комплекта конструкторской и технологической документации, в т.ч.
наименование, обозначение, назначение, применение и характеристики
| ||
Составные
части
|
установка
всех составляющих конечного изделия, включая производимые самостоятельно, а
также покупные
| ||
3
|
Закупки
(материально-техническое снабжение)
|
Планирование
закупок
|
формирование
потребности в сырье, материалах и комплектующих
|
Выбор
поставщиков
|
подбор
надежных поставщиков, заключение контрактов
| ||
Идентификация
изделий
|
заказ
и закупка изделий и материалов на основе указанной в конструкторской
документации
| ||
4
|
Подготовка
производства
|
Организация
|
организация
производственного процесса, разработка технологических процессов, настройка
оборудования
|
Обучение
персонала
|
подготовка
сотрудников к работе с новым продуктом и технологиями
| ||
Необходимые
ресурсы
|
приобретение
оборудования, инструментов и средств контроля
| ||
Технологическая
документация
|
подготовка
производства к выпуску продукции, детализация операций, разработка
технологических документов
| ||
5
|
Производство
|
Массовое
производство
|
запуск
серийного производства, контроль качества на каждом этапе
|
Мониторинг
|
мониторинг
и оптимизация производственных процессов
| ||
Материалы
и оборудование
|
использование
соответствующих материалов, оборудования и инструментов для изготовления
согласно конструкторским и технологическим документам
| ||
Процессы
|
контроль
соответствия требованиям производственных процессов
| ||
6
|
Контрольные
испытания
|
Тестирование
качества
|
проверка
соответствия продукции стандартам и спецификациям
|
Проверка
качества
|
тестирование
готовой продукции с использованием специальных приборов
| ||
Документация
качества
|
фиксация
результатов испытаний и подтверждение соответствия продукции требованиям
| ||
Коррекция
дефектов
|
устранение
выявленных недостатков и дефектов
| ||
7
|
Упаковка
и хранение
|
Упаковка
продукции
|
разработка
и использование упаковочных материалов, обеспечивающих сохранность продукта,
соответствующих стандартам и техническим условиям
|
Транспортировка
и складирование
|
организация
условий транспортировки и эффективного хранения готовой продукции в
соответствии с требованиями, температуру, влажность и другие параметры
| ||
8
|
Поставка
(реализация)
|
Логистика
и дистрибуция
|
организация
транспортировки продукции к дистрибьюторам и конечным потребителям
|
Цепочки
поставок
|
управление
цепочками поставок, координация участников доставки
| ||
Документация
|
финансовые
и товаросопроводительные документы
| ||
9
|
Эксплуатация
|
Установка
продукции
|
обеспечение
монтажа и ввода в эксплуатацию, обучение пользователей
|
Инструкции
по эксплуатации
|
предоставление
руководств и инструкций, и расходных материалов для правильного использования
продукта
| ||
10
|
Послепродажное
обслуживание
|
Техническая
поддержка
|
обеспечение
сервиса клиентов, проведение профобслуживания и ремонта
|
Ремонт
и замена
|
организация
ремонта и замены дефектных или устаревших элементов продукции
| ||
Запасные
части
|
использование
необходимых запасных частей и материалов
| ||
11
|
Утилизация
|
Подготовка
к утилизации
|
использование
специальных приспособлений для измельчения изделий
|
Вывоз
|
организация
забора и вывоза продукции по окончании ее ЖЦ
| ||
Переработка
и захоронение
|
организация
переработки или захоронения использованных изделий на мусоросжигательных
заводах, пунктах вторичного сырья и других объектах
| ||
Экологическая
ответственность
|
обеспечение
безопасной утилизации, минимизация негативного воздействия на окружающую
среду [6]
|
Управление ЖЦП
Система управления (далее по тексту СУ) проекта ЖЦП охватывает все этапы управления, не сосредотачиваясь на каком-то одном, контролирует максимально эффективное выполнение всех операций по этапам, и удобное хранение информации. Самые известные такие системы – это CALS-технологии, применяемые по всему миру, они … представляют процесс создания единого информационного пространства для обеспечения ЖЦП» [7,8].
Совершенствование производственных систем и современная «экономика данных» продиктовали создание и внедрение механизмов для оперативного обмена данными между стейкхолдерами производственных процессов на всех этапах ПЖЦ, которые классифицируются как PLM-системами (Product Lifecycle Management) [9], и являются носителями цифровых методов проектирования и управления ЖЦП [10]. К ним относятся следующие классы систем (табл. 3):
Таблица 3. PLM-системы проектирования и управления ЖЦП
№
|
Класс систем
|
Назначение
|
1
|
CAD
(компьютерное проектирование)
|
Технологии СAD позволяют архитекторам,
инженерам и дизайнерам проектировать детализированные виртуальные модели,
которые максимально точно отражают будущие реальные объекты [11].
|
2
|
CAE (компьютерная
инженерия)
|
используются в промышленном
производстве на стадии проектирования, предназначены для решения различных
инженерных задач: расчётов, анализа и симуляции физических процессов [12]
|
3
|
CAM (автоматизированное производство)
|
технология, состоящая в использовании
компьютерных систем для планирования, управления и контроля операций
производства с производственными ресурсами предприятия, системы автоматизации
технологической подготовки производства [13]
|
4
|
PDM
(управление данными о продуктах)
|
информационно-технологическая архитектура,
обеспечивающая нормальную работу всех процессов управления данными о
производимых продуктах. Главная задача такой среды — создание эффективных
инструментов контроля за жизненным циклом изделий. Применять решение можно на
всех этапах выпускной цепочки — от анализа состояния рынка перспективных
разработок до унификации деталей под свои нужды [14]
|
С начала века по сегодняшний момент системы PLM не потеряли своей актуальности и значимости (26,3 миллиарда долл.) [15].
Рациональное использование СУ ЖЦП для создания высокотехнологичной продукции, необходимо обучить персонал и внедрить процедуры системной инженерии, такие как:
1. управление информацией – вся проектная информация находится в удобном и быстром для использования формате;
2. управление изменениями – вся проектная информация обоснована, подкреплена документами и соответствует требованиям.
PLM-системы: управление ЖЦП
PLM (Product Lifecycle Management) — это система управления всеми аспектами ЖЦП, от идеи и дизайна до производства, эксплуатации и утилизации. PLM-системы обеспечивают интеграцию данных, процессов, бизнес-систем и людей в единую информационную среду. Основные функции PLM-систем включают (табл. 4):
Таблица 4. Основные функции PLM-системы управления ЖЦП
№
|
Функция
|
Содержание функции
|
1
|
Управление данными о продукции
|
управление инженерной документацией
|
версионирование и контроль изменений
| ||
централизованное хранилище данных
| ||
2
|
Управление разработкой и
проектированием
|
процессы совместной разработки
|
инструменты для управления проектами
| ||
автоматизация процессов
| ||
3
|
Управление формой и структурой
продукции
|
состав продукции (спецификация материалов)
|
влияние изменений на продукцию
| ||
4
|
Управление качеством
|
поддержка и контроль качества
продукции
|
управление рисками
| ||
5
|
Интеграция с системами
|
взаимодействие с CAD и CAM системами
|
интеграция с ERP-системами
(управление ресурсами)
|
Преимущества использования PLM-систем
1. Повышение эффективности и скорости разработки: позволяют сократить время на поиск информации, уменьшить количество ошибок и дублирования данных, а также ускорить процессы согласования и утверждения изменений.
2. Улучшение качества продукции: инструменты контроля качества и управления изменениями помогают снижать количество дефектов и повышать надежность продукции.
3. Оптимизация расходов: на ресурсы, сокращение времени разработки и уменьшение затрат на исправление ошибок.
4. Повышение прозрачности и контроля: понимание состояния разработки и производства, повышение контроля за выполнением задач, за счет централизованного управления.
Примеры PLM-систем
Приведем примеры, некоторых из наиболее распространенных PLM-систем [16]:
Ø Siemens Teamcenter: комплексная PLM-система, предлагающая широкий спектр инструментов для управления ЖЦП.
Ø PTC Windchill: обеспечивает интеграцию с CAD и CAM -системами (поддержка процессов разработки и производства)).
Ø Dassault Systèmes ENOVIA: инструменты для управления инновациями и ЖЦП, включая интеграцию совместных разработок.
Ø Autodesk Fusion Lifecycle: обеспечивает гибкость и доступность для разномасштабных компаний.
PLM-системы играют ключевую роль в современном управлении ЖЦП, обеспечивая оптимизацию процессов разработки, затрат и повышение качества продукции. Внедрение и использование PLM-систем является весомым конкурентным преимуществом в условиях постоянно меняющегося рынка.
CALS-технологии: поддержка управления ЖЦП
«CALS (Continuous Acquisition and Lifecycle Support) — это концепция и набор технологий для обеспечения интеграции и управления информацией на всех этапах жизненного цикла продукции, от разработки до утилизации» [17]. «CALS-технологии направлены на стандартизацию и автоматизацию информационных процессов, обеспечивая непрерывный доступ к актуальной информации всем участникам производственного процесса» [18].
Основные компоненты CALS-технологий
1. Информационные стандарты: включают в себя стандарты для описания данных и процессов, что позволяет унифицировать и стандартизировать обмен информацией. Наиболее известные стандарты — это ISO 10303 (STEP), предназначенный для обмена данными о продуктах, и ISO 13584 (PLIB), используемый для библиографической информации о продуктах [19].
2. Интеграция систем: «CALS предусматривает интеграцию различных информационных систем предприятия, включая CAD/CAM, ERP, PDM и PLM системы. Что обеспечивает бесшовное взаимодействие между различными отделами и этапами жизненного цикла продукта» [20].
3. Электронные документы и управление ими (EDM): использование электронных документов для управления информацией о продукте, включает в себя создание, хранение, поиск и управление версиями документов.
4. Совместная работа и обмен данными: обеспечивают средства для совместной работы и обмена данными между различными подразделениями компании и внешними партнерами, что ускоряет процессы разработки и производства.
Преимущества от применения CALS-технологий
1. Рост эффективности и оптимизация затрат: стандартизация и автоматизация информационных процессов сокращают время на выполнение задач и уменьшают вероятность ошибок, что приводит к снижению затрат.
2. Улучшение качества продукции: обеспечение доступа к актуальной и полной информации позволяет лучше контролировать качество продукции на всех этапах жизненного цикла.
3. Повышение прозрачности и управляемости процессов: CALS-технологии позволяют получать полное представление о состоянии проектов и процессов, что повышает контроль и управляемость.
4. Ускорение вывода продукции на рынок: интеграция систем и стандартов информационного обмена ускоряет процессы разработки, согласования и производства, что позволяет быстрее выводить продукцию на рынок.
Примеры применения CALS-технологий [21]
1. Аэрокосмическая и оборонная промышленность: применяются для управления комплексными многоаспектными проектами, как например, разработка новых самолетов и военной техники.
2. Автомобильная промышленность: используются для интеграции процессов разработки, производства и сервисного обслуживания автомобилей.
3. Электроника и машиностроение: применяются для управления информацией о сложных изделиях, для обеспечения высокой точности и качества.
CALS-технологии – достаточно значимый современный инструмент, обеспечивающий интеграцию и управление информацией на всех этапах ЖЦП, обеспечивающий высокую эффективность и качество продукции.
Цифровая зрелость жизненного цикла изделия
Цифровая зрелость (далее по тексту ЦЗ) жизненного цикла изделия — это концепция, отражающая степень интеграции и эффективности использования цифровых технологий на всех этапах ЖЦП (от создания до ликвидации) [22, 23]. Она включает в себя применение информационных систем, автоматизированных решений, цифровых двойников, искусственного интеллекта (далее по тексту – ИИ) и других современных инновационных технологий для оптимизации процессов и повышения конкурентоспособности продукции [24].
Рассмотрим уровни ЦЗ ЖЦП (рис. 2):
Источник: составлено автором
Рисунок 2. Уровни цифровой зрелости процессов жизненного цикла продукции
ü Низкий: незначительная доля применения цифровых технологий, минимальная автоматизация процессов, отсутствие единой цифровой среды, управление ЖЦ продукта осуществляется преимущественно вручную с использованием устаревших методов.
ü Средний: частичная автоматизация и интеграция цифровых технологий и инструментов в отдельные бизнес-процессы, таких, как например, система управления данными о продукции (PDM) или системы управления ресурсами (ERP).
ü Высокий: полная интеграция цифровых технологий и инструментов, таких как цифровые двойники, интернет вещей, машинное обучении, ИИ и анализ данных во все этапы ЖЦП.
К преимуществам высокой ЦЗ ЖЦ изделий, относятся условия:
· ускорение разработки и вывода на рынок, путем сокращения времени на проектирование и производство за счёт применения цифровых инструментов для моделирования и тестирования изделий;
· повышение качества и снижение затрат, благодаря точному мониторингу, прогнозированию и предотвращению возможных проблем;
· гибкость и адаптивность, т.е. способность быстро реагировать на изменения рынка и требования клиентов, за счет доступности данных и гибкости цифровых процессов;
· снижение рисков и улучшение устойчивости, за счет более точного прогнозирования и управления рисками на всех этапах жизненного цикла продукта.
Компонентами цифровой зрелости жизненного цикла изделия являются следующие элементы цифровых технологий (табл. 5):
Таблица 5. Цифровые технологии компоненты ЦЗ ЖЦП
№
|
Компоненты цифровой
зрелости
|
Содержание компоненты
|
1
|
Цифровое проектирование
|
использование CAD/CAM/CAE систем,
цифровых двойников для создания и тестирования виртуальных моделей продукции
до её физического производства
|
2
|
Интегрированные производственные
системы
|
внедрение автоматизированных
производственных линий, роботизации и IoT для мониторинга и управления
производственными процессами в реальном времени
|
3
|
Цифровое управление цепочками поставок
|
применение ERP и PLM-систем для
управления всеми аспектами цепочки поставок, включая планирование, закупки,
логистику и производство
|
4
|
Обратная связь и аналитика
|
использование данных с датчиков, умных
устройств и аналитических инструментов для мониторинга работы изделий в
реальном времени, их профилактического обслуживания и улучшения последующих
версий продукта
|
Таким образом, цифровая зрелость полного жизненного цикла изделий (ПЖЦИ) связана с уровнем интеграции и использования цифровых технологий на всех этапах жизненного цикла продукции — от проектирования и разработки до утилизации. В современных условиях цифровая зрелость играет ключевую роль в повышении эффективности, скорости и качества управления полного ЖЦИ, особенно для высокотехнологичных изделий [25].
Основные аспекты цифровой зрелости ЖЦП включают:
Ø Интеграцию цифровых технологий: внедрение PLM-систем (Product Lifecycle Management) позволяет эффективно управлять всеми этапами ПЖЦИ, обеспечивая интеграцию данных, процессов и ресурсов. Эти системы охватывают цифровое проектирование (CAD), инженерный анализ (CAE), производство (CAM) и управление данными (PDM).
Ø Автоматизацию процессов: высокий уровень ЦЗ включает использование автоматизированных систем для выполнения различных задач на каждом этапе ЖЦИ, а это включает в себя автоматизированное проектирование, моделирование, управление производственными процессами, контроль качества и логистику.
Ø Цифровую связность: ЦЗ подразумевает создание единого информационного пространства, где все участники ЖЦ имеют доступ к актуальной и полной информации в реальном времени, что позволяет улучшить координацию, сократить время на принятие решений и повысить качество продукции.
Ø Использование передовых технологий: применение таких технологий, как искусственный интеллект, большие данные, интернет вещей (IoT) и дополненная реальность, значительно повышает возможности управления ЖЦИ. Например, IoT может использоваться для мониторинга состояния продукции в реальном времени, что улучшает послепродажное обслуживание и продлевает срок службы изделий [26].
Ø Адаптивность и устойчивость: ЦЗ позволяет компаниям быстрее адаптироваться к изменениям на рынке и внутри организации, внедрение гибких и устойчивых цифровых платформ способствует оперативной реакции на возникновение новых требований и изменений в технологиях.
Ø Управление данными и аналитику: важным аспектом является управление большими объемами данных, их анализ и использование для принятия обоснованных решений на каждом этапе ЖЦИ, это помогает предвидеть потенциальные проблемы, оптимизировать ресурсы и улучшать качество продукции.
Примеры внедрения цифровой зрелости в управлении полным жизненным циклом изделий
Примерами внедрения ЦЗ в управлении полным жизненным циклом изделий (ПЖЦИ) в различных отраслях, могут служить компании, которые используют передовые технологии для оптимизации своих процессов и повышения конкурентоспособности:· Автомобильная промышленность — BMW Group активно внедряет цифровые технологии в управление ЖЦИ своих автомобилей. Компания использует цифровые двойники (digital twins) для моделирования и анализа характеристик автомобилей еще на стадии проектирования, это позволяет оптимизировать дизайн, прогнозировать потенциальные проблемы на этапе производства и эксплуатации, а также улучшать качество продукции [27]. Использование интернета вещей (IoT) для мониторинга состояния автомобилей в реальном времени позволяет компании предоставлять своим клиентам персонализированные сервисные услуги.
· Авиастроение — Boeing использует технологии цифрового проектирования и анализа для создания новых моделей самолетов. Применяемые PLM-системы позволяют интегрировать данные на всех этапах жизненного цикла, от проектирования и сборки самолета до обслуживания и утилизации. PLM-системы способствуют сокращению цикла разработки новых моделей самолетов, также поддерживают на высоком уровне точность прогнозов в отношении эксплуатационных характеристик и улучшают контроль качества на всех этапах ЖЦП [28].
· Промышленное оборудование — Siemens внедряет концепцию Industry 4.0, которая включает в себя цифровые платформы для управления производством и ПЖЦИ оборудования. С помощью IoT и аналитики больших данных Siemens обеспечивает мониторинг производственного оборудования в реальном времени, что помогает снизить риск отказов, оптимизировать обслуживание и продлить срок службы изделий [29]. Siemens также использует дополненную реальность (AR) для обучения сотрудников и проведения технического обслуживания оборудования.
· Энергетика — General Electric (GE) внедряет цифровые технологии в управление ПЖЦИ такого энергетического оборудования, как турбины и генераторы. GE использует цифровые платформы для мониторинга и анализа данных в режиме реального времени, что позволяет предсказывать технические проблемы и оптимизировать эксплуатацию оборудования, что дает повышение эффективности, снижение затрат на обслуживание и увеличение срока службы энергетического оборудования [30].
· Производство электроники — Foxconn, один из крупнейших производителей электроники, использует автоматизированные системы управления производственными процессами и цифровые двойники для оптимизации ПЖЦИ своих продуктов. Компания внедрила систему умных фабрик, где все этапы производства интегрированы в единое цифровое пространство. Это позволило значительно сократить время на разработку и производство новой продукции, а также улучшить управление качеством.
Приведенные примеры демонстрируют, как мировые компании используют цифровые технологии для достижения высокого уровня ЦЗ, позволяющее им оптимизировать управление ПЖЦИ, улучшать качество продукции, сокращать сроки разработки и производства, а также повышать удовлетворенность клиентов.
Цифровая зрелость управления полным жизненным циклом изделия — это показатель, отражающий готовность компании к эффективному использованию цифровых технологий для улучшения всех аспектов работы с продуктом. Достижение высокого уровня цифровой зрелости способствует повышению конкурентоспособности, улучшению качества продукции и увеличению операционной эффективности. В современных условиях это становится ключевым фактором успеха на глобальном рынке.
Внедрение и развитие ЦЗ ЖЦИ требует не только технологических изменений, но и организационных преобразований. Компании должны инвестировать в обучение персонала, оптимизацию процессов и создание культуры, ориентированной на инновации и постоянное улучшение.
Заключение
Таким образом, ЦЗ системы управления ЖЦП является неотъемлемой частью современных стратегий управления продукцией, направленных на повышение конкурентоспособности и успешного функционирования в условиях цифровой экономики:
- управление ЖЦП представляет собой многоэтапный процесс, который требует интеграции современных цифровых технологий для обеспечения максимальной эффективности на всех этапах;
- цифровая зрелость ЖЦП позволяет ускорить разработку и вывод продукции на рынок, повысить качество и гибкость управления, а также снизить затраты и риски;
- внедрение PLM-систем и CALS-технологий помогает улучшить координацию между подразделениями, повысить качество продукции и сократить время на принятие решений;
- компании, активно использующие цифровые технологии в управлении ЖЦП, способны укрепить свою конкурентоспособность, быстрее реагировать на изменения и улучшать удовлетворенность клиентов;
- для достижения высокого уровня цифровой зрелости требуется не только внедрение передовых технологий, но и организационные изменения, включая обучение персонала и оптимизацию процессов.
Исследование показало, что успешное управление жизненным циклом продукции критически важно для повышения эффективности бизнеса, улучшения качества продукции и удовлетворения потребностей клиентов. Каждый этап ЖЦП — от разработки до утилизации — требует особого внимания и стратегического подхода для минимизации затрат и максимизации прибыли. Цифровые технологии, такие как PLM-системы, автоматизация и использование искусственного интеллекта, играют ключевую роль в оптимизации всех процессов ЖЦП. Высокий уровень цифровой зрелости позволяет компаниям быстрее адаптироваться к изменениям на рынке и снизить риски на всех этапах жизненного цикла продукта.
References:
Akilova I.M., Bushmanov A.V. (2017). CALS-tekhnologii [CALS technologies] (in Russian).
Defense Acquisition UniversityCALS – Continuous Acquisition and Lifecycle Support. Retrieved September 21, 24, from https://www.dau.edu
Dushko V.R., Nesin D.Yu., Tikhonchuk A.V. (2020). Vybor tsifrovyh proektno-konstruktorskikh edinits v sostave edinoy integrirovannoy elektronnoy informatsionnoy modeli sudna (EIMS) [Selection of digital design units as part of a single integrated electronic information model of the vessel] International Multi-Conference on Industrial Engineering and Modern Technologies (FarEastCon). 1-4. (in Russian).
Ganus Yu.A., Starozhuk E.A. (2020). Model klyuchevoy kompetentsii kak bazovaya metodika upravleniya polnym zhiznennym tsiklom vysokotekhnologichnoy produktsii v dolgosrochnoy perspektive [Key competence model as a basic methodology for managing the full life cycle of high-technology products on a long-term horizon]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (3). 1111-1134. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.3.110721.
Kalayda S.A., Faizova A.A. (2020). Prakticheskoe primenenie sovremennyh tsifrovyh tekhnologiy na etapakh zhiznennogo tsikla dogovora strakhovaniya [Practical application of modern digital technologies at the stages of the insurance contract life cycle]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (4). 2331-2346. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.10.4.110923.
National Institute of Standards and Technology (NIST)CALS: Strategy for Information Integration in the Defense Enterprise. Retrieved September 21, 2024, from https://www.nist.gov
Norenkov I.P., Kuzmik P.K. (2002). Informatsionnaya podderzhka naukoemkikh tekhnologiy. CALS-tekhnologii [Information support for high-tech technologies. CALS technologies] (in Russian).
Rusakova A.S., Starozhuk E.A., Krasnikova A.S. (2021). Analiz sistem upravleniya polnym zhiznennym tsiklom vysokotekhnologichnoy produktsii v Rossii i zarubezhnyh stranakh [Analysis of the full life cycle management systems for high-tech products in Russia and abroad]. Russian Journal of Innovation Economics. 11 (2). 767-784. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.11.2.112261.
Shabaltina L. V., Maslennikov V. V. (2022). Tsifrovaya transformatsiya osnova integratsii tsifrovyh tekhnologiy v model razvitiya novogo tekhnologicheskogo uklada [Digital transformation the basis for integration of digital technologies into a model of the development of a new technological way]. Financial business. (11). 104-111. (in Russian).
Shabaltina L. V., Maslennikov V. V. (2023). Formalizatsiya ponyatiya tsifrovoy zrelosti v protsesse razvitiya organizatsii [Formalization of the concept of digital maturity in the process of organization development] Step into the future: Artificial intelligence and the digital economy. 267-273. (in Russian).
Shabaltina L.V. (2022). Tsifrovaya zrelost kak instrument tselenapravlennoy transformatsii tekhnologicheskikh ukladov [Digital maturity as a tool for purposeful transformation of technological structures]. Creative Economy. 16 (6). 2055-2072. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.6.114863.
Shabaltina L.V., Maslennikov V.V. (2023). Upravlenie tsifrovoy transformatsiey organizatsiy s primeneniem iskusstvennogo intellekta [Managing the digital transformation of organizations with artificial intelligence]. Russian Journal of Innovation Economics. 13 (2). 771-784. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.13.2.118231.
So 10303 (step)Automation systems and integration — Product data representation and exchange. Retrieved September 21, 2024, from https://www.iso.org/standard/63141.html
Starozhuk E.A., Krasnikova A.S., Rusakova A.S. (2021). Primenenie informatsionnyh tekhnologiy na razlichnyh etapakh zhiznennogo tsikla produktsii [Information technologies at various stages of the product life cycle]. High-tech Enterprises Economy. 2 (2). 107-122. (in Russian). doi: 10.18334/evp.2.2.112008.
Volkova O. Prudnikov D. (2013). Effektivnye tekhnologii upravleniya proizvodstvom pri ispolzovanii ERP-sistemy [Effective production management technologies when using an ERP system]. Konsultant. (9). (in Russian).
Zhuravskiy A. S., Masterov A. S. (2018). Informatsionnye tekhnologii v organizatsii proizvodstvennogo protsessa [Information technologies in the organization of the production process] Organizational and economic conditions of innovative development of agricultural production in the Republic of Belarus. 19-25. (in Russian).
Страница обновлена: 16.04.2025 в 08:58:48