The main approaches of postcolonial scholars to the study of the modern structure of the world economy

Samoletov T.A.1
1 Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 3 (July-september 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=72031792

Abstract:
The question of justice in the global economy is becoming increasingly salient as the configuration of the world economic order undergoes a transformation and a greater degree of equilibrium emerges between developed and developing countries. The article examines the application of postcolonial theory to the study of economic features and problems of interaction between former colonial countries and their metropolises. The postcolonial theory emerged in the context of the formation of a new scientific cluster comprising predominantly former colonial country nationals, enabling them to offer a fresh perspective on the structure of international economic relations between developed and developing countries, distinct from that typically adopted by Western researchers in examining the global economy. The research methodology employed is a comprehensive review of the extant literature, undertaken through a systematic analysis and synthesis of the positions advanced by various authors. This approach enables a comparison and synthesis of the key postulates of postcolonial theory, facilitating a rigorous examination of the subject matter. The author concludes that postcolonialists are primarily critical of the modern structure of the world economy, asserting that it is oriented towards serving the interests of developed countries, while developing countries — formerly colonies — remain dependent on their former metropolises, which exhibit the characteristics of a new colonial order, or neocolonialism. The author posits that such a structure of international economic relations is unfair and necessitates restructuring so that in the modern economic order all states are represented on a more equal basis.

Keywords: postcolonialism, neocolonialism, world economy, colony, metropolitan country, developing state, developed state

JEL-classification: B22, F02, F54



Введение

В процессе деколонизации стала образовываться отдельная междисциплинарная область исследований, носящая название постколониальной теории. Она направлена на изучение того, как колониализм оказал влияние на развитие бывших подчиненных народов и территорий с политической, культурной, экономической и прочих точек зрения. По большей части данное направление стало развиваться с 1960-х годов под влиянием авторов из ранее колонизированных земель, которые стали выступать с альтернативной западной и критически настроенной точкой зрения, выявляя негативные аспекты влияния бывших метрополий на свои нации и препятствуя тому, чтобы бывшие колонии рассматривались через призму привычного для европейского человека дискурса. На сегодняшний день постколониальная теория получила большое влияние и распространение, особенно в научных сообществах развивающихся стран. Дальнейшие исследования по данному направлению обладают особой актуальность и научной значимостью, поскольку они позволяют по-новому взглянуть на предпосылки и современное состояние мировой экономической системе через призму, отличную от той, которая используется в западной экономической науке.

Исследования в рамках постколониальной теории преимущественно написаны в рамках англоязычной литературы (включая не только американскую или британскую литературу, но и литературу авторов индийского и прочего, связанного с бывшими колониями происхождения), а также литературы на французском языке, языках восточноевропейских стран и т.д. В то же время, в советской и российской литературе постколониальные исследования получили не такое широкое распространение, что во многом связано с отсутствием у России колонизаторского прошлого [2, с. 203]. В настоящей статье автор стремится восполнить этот пробел, обобщив и систематизировав знания, которые были изложены зарубежными и российскими авторами в своих исследованиях.

Настоящая статья направлена на изучение подходов к экономике бывших колониальных стран на примере Африки через призму постколониальной теории. В первой части статьи описываются общие научные концепции постколониальной теории. Вторая часть статьи посвящена особенностям развития постколониальной экономической науки в Африке. Ключевым методом исследования выступает обзор научной литературы по теме постколониального экономического порядка. Автор считает крайне важным, особенно в современных реалиях конфронтации между Россией и западными странами, подчеркивать своеобразие и особенности экономических систем развивающихся стран, которые не всегда могут развиваться по западным образцам и должны занимать более справедливое положение в международных экономических отношениях.

Результаты и обсуждение

Под постколониализмом в зависимости от особенностей применения данного термина можно понимать и систему международных отношений, образовавшихся на территории бывших колоний, и период, начавшийся после эпохи колониализма, и отдельную сферу исследований, относящихся к постколониальной теории [26]. В настоящей работе постколониализм будет пониматься именно в последнем варианте.

Постколониализм как раздел междисциплинарных исследований посвящен изучению того, как западные знания были использованы для того, чтобы установить контроль над незападными народами, что и стало тем, что называется колонизацией [24, с. 3]. Постколониальная теория ориентирована на то, чтобы отвергнуть те экономические, социальные, политические и прочие знания, через которые колонизаторы воспринимают и понимают мир, и разработать собственную систему знаний, которая поможет самим колониальным народам «говорить за себя, своими собственными голосами и таким образом создавать культурные дискурсы философии, языка, общества и экономики [5, с. 168]».

Постколониальная теория охватывает множество вопросов, связанных с долгосрочными последствиями колониальной эпохи, причем речь идет не только об экономическом, но и политическом, социокультурном и прочем влиянии. Идеология колониализма базировалась на том, что западный мир обладает естественным или даже божественно установленным превосходством над незападным миром. Именно такой подход служил обоснованием колонизации [33, с. 418]. Фактически, речь шла о том, что более развитые и цивилизованные европейские народы наделяются «благородным» правом принести цивилизацию в свои колонии, а также воспользоваться экономическими выгодами от данного процесса [18, с. 79, 244]. Неоколониализм обращается со схожей позиции игнорирования разнообразия незападного мира, чем примером является, например, отнесение большей части рассматриваемых государств к «третьему миру». Феномен неоколониализма позволяет сохранять бывшим метрополиям контроль над данными странами за счет сохранившихся культурных, экономических и прочих связей [26, с. 561]. С экономической точки зрения необходимость сохранения этих связей обуславливается в первую очередь тем, что многие из бывших колоний являются ценным источником сырья и рабочей силы [19]. Однако такой подход лишает новообразовавшиеся государства независимости, на которую они вправе претендовать в соответствии с нормами международного права.

Постколониализм же выступает с той позиции, что бывшие колонии обладают собственной идентичностью, которая, как правило, противостоит идентичности колонизаторов. Постколониализм стремится к лучшему пониманию того, по каким правилам и законам живут бывшие колониальные народы, опираясь на тот постулат, что именно представитель бывшей колонии будет лучшим повествователем, чем ученый из бывшей метрополии [27]. Постколониализм выступает средством борьбы против таких современных феноменов, как глобализация и неоколониализм, в каждом из которых бывшие колониальные страны рискуют вновь впасть в зависимость от своих прежних метрополий. Постколониальные исследования позволяют добиться экономической и политической независимости незападных народов и территорий, показывая их самобытность и самостоятельность, что ложится в основу их самоопределения и автономности в современном мире.

Надо заметить, что разрушительный эффект как на самостоятельность колонизированных народов в целом, так и на их экономическую автономию в частности обращалось внимание задолго до появления постколониальной теории. В частности, В.И. Ленин, будучи яростным критиком капитализма, в своих работах [1] уже описывал империализм в качестве следующей стадии после капитализма, говоря о том, что колониальные империи стремятся к собственному прогрессу любой ценой, для чего им требуется эксплуатировать все больше и больше человеческих ресурсов, чтобы генерировать все больше и больше прибыли [7, с. 231]. Подобные идеи уже тогда стали формировать фундамент будущих постколониальных экономических исследований.

Вопрос капитализма как западной конструкции и сегодня продолжает играть одну из важнейших ролей в постколониальных исследованиях. Так, А. Ачерау в своих работах [4] придерживается того мнения, что колониализм был проявлением капитализма, ориентированным на то, чтобы присвоить и разграбить богатства колониальных стран, для чего были узаконены насилие во имя декларируемых цивилизации и прогресса.

Б. Граффид Джонс пишет о том, что колониализм заложил основы функционирования современного мира, поскольку именно колониальные процессы сыграли ключевую роль в развитии мирового капитализма, являющегося определяющим элементом для экономики и политики большей части современных стран. В то же время, он обращает внимание на что, что международная политическая экономия, в рамках которой исследуются взаимосвязи между мировой экономикой и политикой, обычно обходит стороной ту роль, которую колониализм, а также связанные с ним феномены (расовая сегрегация, рабство и т.д.) сыграли в установлении мирового капитализма. То же можно говорить и о более ранней области исследования – классической политической экономии, заложившей теоретические основы рыночной экономики и саморегулируемых экономических систем, функционирующих на основе рыночных законов, – хотя данная область знаний начала формироваться под влиянием таких авторов, как Адам Смит, Жан-Батист Сэй, Дэвид Рикардо, Томас Роберт Мальтус, Джон Стюарт Милль и других, еще в период процветания рабства в трансатлантическом пространстве. Б. Граффид Джонс обуславливает это тем, что исследование экономических процессов происходило на опоре западного мировоззрения и, в целом, классическая теория была ориентирована на потребности европейских экономик, из-за чего фактор колониализма в развитии капиталистических отношений не рассматривался [20, с. 49–69]. О том, что колониализм не рассматривается как фактор капитализма говорят и другие ученые [9, с. 307–322].

Так или иначе, имеются и некоторые работы, написанные афроамериканскими и африканскими, латиноамериканскими (включая карибские страны) и прочими исследователями, которые указывают на то, что не только европейская экономика, но и весь современный капитализм сформировались во многом благодаря таким феноменам, как колониализм и рабство. Обычно такая литература рассматривается в контексте истории рабства, однако она имеет непосредственное отношение к области международной политической экономии.

Так, С.Л.Р. Джеймс из Тринидада и Тобаго еще в 1938 году выпустил книгу «Черные якобины», посвященную африканскому рабству на Карибских островах [23]. В своей работе он указал, что для европейской экономики трансатлантическое рабовладение имело ключевую роль с точки зрения своего развития. Под влиянием данной работы Э. Уильямс, будущий премьер-министр Тринидада и Тобаго, в 1962 году опубликовал свою докторскую диссертацию «Капитализм и рабство», в которой исследовал, как рабство сказалось на развитии британской экономики [39]. Автор пришел к выводу о том, что рабство было одним из важнейших факторов в развитии британской экономики, ссылаясь на то, что именно на высокие доходы, полученные от эксплуатации рабского (неоплачиваемого) труда, была профинансирована промышленная революция. Автор ссылается также на работы У.Б. Уидена и Л. Грина, которые пришли к схожим выводам о том, что именно рабский труд и работорговля послужили основой экономического подъема Новой Англии – региона на северо-востоке США. Конечный британский аболиционизм (отмена рабства), по мнению автора, была связана не с моральными началами, на которые официально опиралась Великобритания [15, с. 355], а на тот факт, что произошло снижение прибыли от сахарной промышленности, которую развивали в карибских экономиках. Интенсивное выращивание сахара привело к истощению почв, в результате чего дальнейшее развитие здесь сахарного производства утратило экономический смысл, что и послужило причиной отмены рабства в дальнейшем. С этой позицией в дальнейшем согласился и Д.Б. Райден, который отнес к причинам снижения интереса Великобритании к рабскому труду в карибском регионе следующее:

· сокращение доходов от сахарной промышленности;

· снижение значимости торговли в Вест-Индии;

· рост антимеркантилистских настроений [32, с. 120].

В свою очередь, освобождение рабов было как раз-таки шагом на пути ограничения протекционистской политики в пользу развития сахарной торговли на свободных началах на всем протяжении от Кубы до Бразилии, поскольку в таком случае можно было бы удешевить весь процесс производства и сбыта сахара. Более того, международный запрет на работорговлю создал препятствия для экспансии французской сахарной промышленности (во время континентальной блокады Англии в ходе наполеоновских войн английские власти запретили перевозить рабов во французские колонии), в то время как британский капитал обратился к тому моменту к азиатским странам, где было много свободной рабочей силы, а рабство не требовалось [35, с. 246; см. также: 10].

Долгое время по политическим мотивам работу Уильямса отказывались публиковать: причиной служило то, что она подрывала гуманитарный смысл, на основе которого в Великобритании официально было отменено рабство [13]. Многие авторы выступили с критикой идей карибского ученого. В частности, Р. Парес указывал, что рабский труд не мог служить источником финансирования промышленной революции, поскольку основная генерация прибыли в Вест-Индии произошла уже после отмены рабства [30; цит. по: 22, с. 470]. С. Энгерман писал о том, что даже ни в один из годов промышленной революции прибыль от эксплуатации рабов на плантациях в Вест-Индии не составляла более 5% от всей британской экономики [17, с. 440]. Д. Ричардсон также указал, что тезис об определяющем влиянии использования рабского труда в колониях на промышленную революцию сильно преувеличен, поскольку прибыль от работорговли составляла не более 1% от общих доходов Великобритании [31, с. 445]. Дж. Уорд указывал, что рабство сохраняло свою прибыльность и в 1830-х годах, когда оно было отменено в Великобритании, намекая на то, что не было экономического смысла в том, чтобы отменять его, а значит, действовали другие, морально-нравственные причины [37, с. 415]. С. Дрешер выпустил книгу «Эконоцид» [14], которую посвятил полностью критике идей Уильямса [29]. Его ключевой аргумент заключался в том, что рабство продолжило оставаться прибыльным даже на момент его отмены в Великобритании. В этой связи он приходит к выводу о том, что отмена рабства не могла быть обусловлена никакими иными причинами, кроме как общественным недовольством такой аморальной практикой эксплуатации человека [16, с. 402]. Действительно, в тот момент вырос просвещенный городской класс, который относился к рабству как к отсталому и не соответствующему либеральным ценностям среднего класса явлению [3, с. 574].

Несмотря на ряд критических замечаний, другими авторами работа Уильямса была оценена очень высоко. К. Холл и др. согласились с постулатами о том, что именно рабский труд был одной из основ для промышленной революции, а богатство, которое британская экономика аккумулировала в результате эксплуатации рабов, заняло важное место в структуре процветания страны [21, с. 9]. Для постколониальной теории идеи Уиллиса оказали большое значение. Панфариканист и борец за права чернокожих в США В.Э.Б. Дюбуа пришел к выводу о том, что для современной экономики именно африканский континент сыграл фундаментальное значение. Дж. Иникори подтвердил, что, даже если рабский труд не лежал в основе промышленной революции, то достаточно существенные инвестиции были совершены с его помощью, что невозможно отрицать [6, с. 309].

Авторы постколониальной теории преимущественно сходятся в том, что колонизированные общества были принудительно интегрированы в капиталистическую систему путем разрушения их традиционных способов жизнедеятельности и хозяйствования [25, с. 11]. Более того, именно с этим процессом связывают прогресс, произошедший в Европе [Chakrabathy 2000: 47]. Новая атлантическая экономическая система была создана именно благодаря дренажу колоний, а также перемещению миллионов африканцев для рабского труда в других частях света. Именно лишение коренных народов их земель и собственности и откачка всех возможных ресурсов, по мнению постколониалистов, является причиной подъема западной экономики. Надо заметить, что данный процесс продолжился и в послевоенный период, когда стали создаваться государства всеобщего благосостояния. Несмотря на декларируемое универсальное равенство, экономика таких государств стала сильно базироваться на ресурсах, получаемых из бывших колоний, что привело к продолжению ресурсного дренажа. Результатом такой политики стало то, что бывшие колонии оказались в ситуации хронического отставания от своих бывших метрополий, в то время как западные государства не предлагают никакой равнозначной компенсации за пользование богатствами «третьего мира» [9, с. 318].

В этой связи постколониальная теория говорит о том, что современный мир, построенный на капитализме, сохраняет ту же структуру, где развитые капиталистические страны фактически создают новую форму капитализма, сохраняя доминирование над своими бывшими колониями как в экономическом, так и в социокультурном, политическом и прочих планах. США и европейские страны сегодня преимущественно сохраняют власть именно посредством капиталистической культуры, базирующейся на рассматриваемых ими в качестве «универсальных» ценностях. Более того, сильно закрепляется власть западного капитала за счет господства транснациональных компаний, которые, с одной стороны, забрали часть экономической власти у государств, а с другой – могут выступать важным продолжением политики своего государства [12, с. 350].

Критике подвергаются также международные финансовые и экономические институты, фактически обращенные в сторону интересов западного общества. Много говорится о том, что институты помощи развитию на самом деле сформированы таким образом, чтобы закреплять неоколониальную гегемонию развитых стран, где бедные страны будут оставаться бедными, а богатые будут дальше процветать [38, с. 11]. В частности, программы структурной перестройки, которые реализуются Всемирным банком и МВФ, рассматриваются постколониалистами в таком свете. Официально данные программы ориентированы на то, чтобы государства, находящиеся в сложном экономическом положении, могли выровнять свой платежный баланс, усилить свою конкурентоспособность на мировом рынке и тем самым обеспечить себе условия для стабилизации экономики и создания предпосылок роста в долгосрочной перспективе. Подобная помощь обычно предполагает широкую приватизацию, либерализацию торговых и инвестиционных отношений, сокращение препятствия для доступа на рынок иностранного капитала и введение финансовой дисциплины для устранения дефицита государственного бюджета [8, с. 43]. Постколониалисты же полагают, что подобные программы только создают ситуацию беспрепятственного доступа иностранного капитала к рынкам и ресурсам бывших колониальных стран. Сами же бывшие колонии не способны преодолеть бедность и, более того, часто оказываются в еще более сложном положении из-за роста задолженности на фоне получения кредитов на помощь развитию [28, с. 175]. Ярким тому примером выступает Вашингтонский консенсус, который в научной литературе постколониализма часто рассматривается в качестве примера новой формой вовлечения в колониальную зависимость.

Заключение

Таким образом, ключевым постулатом постколониальной теории выступает предположение о том, что современная экономическая система построена таким образом, чтобы бывшие колониальные страны оставались источником богатства развитых западных государств. Данная система выстроена таким образом, что фактически бывшие колонии остаются в зависимости от своих бывших метрополий, что приобретает характер неоколониализма, в то время как такая зависимость продолжает приносить основную пользу только неоколониалистам, в то время как у развивающихся стран нет пропорциональных возможностей для роста.

Современный мир является многоликим и разнообразным, однако попытки западного сообщества сформировать универсальный мировой порядок со своим единственным центром приводят к тяжелому противостоянию западной и незападной идеологии. Международные экономические отношения отражают ситуацию в международных отношениях в целом, в связи с чем институты мировой экономики обращены в пользу западных стран. Именно это в большей степени беспокоит постколониалистов, занимающихся экономическими исследованиями.

Современный мир не может строиться только через призму интересов отдельно взятой группы государств, в то время как остальные государства будут выведены в категории более низкого сорта, такие как «третий мир». Подобное построение мирового порядка будет всегда источником глобального конфликта.


References:

A Dictionary of Nineteenth-Century World History (1994). Wiley-Blackwell.

British capitalism and Caribbean slavery: The legacy of Eric Williams (2004). Cambridge University Press.

The Dictionary of Human Geography (2007). John Wiley & Sons.

Acheraïou A. (2015). Rethinking Postcolonialism: Colonialist Discourse in Modern Literatures and the Legacy of Classical Writers Springer.

Ashcroft B., Griffiths G., Tiffin H. (2000). Post-Colonial Studies: The Key Concepts New York: Routledge.

Austin G. (2014). Chapter 10: Capitalism and the colonies Cambridge University Press.

Barkawi T. (2011). War and world politics Oxford University Press.

Bello W. (2003). Deglobalization: Ideas for a New World Economy (Global Issues) Zed Books.

Bhambra G. K. (2020). Colonial global economy: towards a theoretical reorientation of political economy Review of International Political Economy. (28(2)). 307-322. doi: 10.1080/09692290.2020.1830831.

Chakrabathy D. (2000). Provincializing Europe: Postcolonial Thought and Historical Difference Princeton University Press.

Dirlik A. (1994). The Postcolonial Aura: Third World Criticism in the Age of Global Capitalism Critical Inquiry. (20(2)). 328-356. doi: 10.1086/448714.

Dr. Eric Williams’ “Capitalism and Slavery” finally published in UK eighty years laterThe Caribbean Camera, 28.01.2022. Retrieved September 08, 2024, from https://thecaribbeancamera.com/dr-eric-williams-capitalism-and-slavery-finally-published-in-uk-eighty-years-later/

Drescher S. (1977). Econocide: British Slavery in the Era of Abolition University of Pittsburgh Press: Pittsburgh.

Drescher S. (1999). From Slavery to Freedom: Comparative Studies in the Rise and Fall of Atlantic Slavery Springer.

Eltis D. (1978). Econocide: British Slavery in the Era of Abolition. By Seymour Drescher. Pittsburgh, University of Pittsburgh Press, 1977 Business History Review. (52(3)). 402-403. doi: 10.2307/3113740.

Engerman S. L. (1972). The Slave Trade and British Capital Formation in the Eighteenth Century: A Comment on the Williams Thesis The Business History Review. (46(4)). 430-443. doi: 10.2307/3113341.

Evans G., Newnham J. (1998). The Penguin Dictionary of International Relations Penguin Books.

Fischer-Tiné H. Postcolonial StudiesEgo: European History Online, 03.12.2010. Retrieved September 08, 2024, from https://www.ieg-ego.eu/en/threads/europe-and-the-world/postcolonial-studies/harald-fischer-tine-postcolonial-studies

Gruffydd Jones B. (2012). Slavery, Finance and International Political Economy: Postcolonial reflections London: Routledge.

Hall C., Draper N., McClelland K., Donington K., Lang R. (2014). Legacies of British Slave-Ownership: Colonial Slavery and the Formation of Victorian Britain Cambridge University Press.

Heuman G. (1999). The Oxford History of the British Empire Oxford University Press.

James C. L. R. (1938). The Black Jacobins: Toussaint L’Ouverture and the San Domingo Revolution Secker & Warburg Ltd.

Laurie T., Stark H., Walker B. (2019). Critical Approaches to Continental Philosophy: Intellectual Community, Disciplinary Identity, and the Politics of Inclusion Parrhesia. (30). 1-17.

Lazarus N. (2011). What postcolonial theory doesn’t say Race & Class. (53). 3-27. doi: 10.1177/0306396811406778.

Lenin V. I. (1917). Imperializm, kak vysshaya stadiya kapitalizma. Populyarnyy ocherk [Imperialism as the highest stage of capitalism. A popular essay] Petrograd: Zhizn i znanie. (in Russian).

Lützeler P. M. (2011). From Postmodernism to Postcolonialism: On the Interrelation of the Discourses Trans. Internet-Zeitschrift für Kulturwissenschaften. (11).

Masood R. What is Postcolonial Studies?Postcolonial Space, 02.04.2019. Retrieved September 08, 2024, from https://postcolonial.net/2019/04/what-is-postcolonial-studies/

McGregor S. L. T. (2005). Structural adjustment programmes and human well-being International Journal of Consumer Studies. (29(3)). 170-180. doi: 10.1111/j.1470-6431.2005.00383.x.

Mimms W. C. L. R. James, Eric Williams, and the End of Slavery in the CaribbeanJacobin, 10.10.2021. Retrieved September 08, 2024, from https://jacobin.com/2021/10/clr-james-eric-williams-end-of-slavery-abolition-caribbean-black-jacobins-end-of-slavery-british-economy-emancipation

Pares R. (1937). The Economic Factors in the History of the Empire The Economic History Review. (7(2)). 119-144. doi: 10.2307/2590147.

Richardson D. (1998). The British Empire and the Atlantic Slave Trade, 1660–1807 Oxford University Press.

Ryden D. B. (2012). Eric Williams’ Three Faces of West India Decline, Review Fernand Braudel Center. (35(2)). 117-133.

Saïd E. W. (2000). Reflections on Exile, and Other Essays Harvard University Press.

Shafranskaya E. F. (2019). Kolonialnaya i postkolonialnaya literatura: terminologiya i soderzhanie [Colonial and post colonial literature: terminology and content]. Filologiya i kultura. (1). 203-211. (in Russian).

Sharp J. P. (2008). Geographies of Postcolonialism: Spaces of Power and Representation SAGE Publications.

Solow B. L. (1993). Slavery and the Rise of the Atlantic System Cambridge University Press.

Ward J. R. (1998). The British West Indies in the Age of Abolition Oxford University Press.

Wilkens J. (2017). Postcolonialism in International Relations Oxford Research Encyclopedias, International Studies.

Williams E. (1962). Capitalism and Slavery The University of North Carolina Press.

Страница обновлена: 03.04.2025 в 16:47:58