Ввод в эксплуатацию майнинговой фермы как фактор изменения тарифов на электроэнергию в ТИТЭС (на примере Магаданской области)

Недбайлов М.С.1,2
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
2 ПАО «РусГидро»

Статья в журнале

Экономика высокотехнологичных производств (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 5, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)

Цитировать:
Недбайлов М.С. Ввод в эксплуатацию майнинговой фермы как фактор изменения тарифов на электроэнергию в ТИТЭС (на примере Магаданской области) // Экономика высокотехнологичных производств. – 2024. – Том 5. – № 3. – doi: 10.18334/evp.5.3.121585.

Аннотация:
С учетом активного развития майнинга криптовалют в качестве предпринимательской деятельности появляется необходимость расчета тарифных последствий, возникающих вследствие появления нового крупного потребителя – майнинговой фермы. В статье спрогнозировано увеличение отпуска в сеть от станций и полезного отпуска в энергосистеме Магаданской области при вводе в эксплуатацию объекта. Далее было рассчитано изменение утвержденных тарифов по видам деятельности в условиях 2024 года, что позволило смоделировать величину тарифов для конечных потребителей и тарифной выручки гарантирующего поставщика, оценить их динамику и эффект для региона

Ключевые слова: майнинг, майнинговая ферма, криптовалюты, тарифы, тарифные последствия, ТИТЭС

JEL-классификация: E26, J46, O17



Введение

В настоящее время в связи с активной цифровой трансформацией и поиском применения блокчейн-технологий значительно усилился рост популярности и распространения различных криптовалют, таких как: Bitcoin, Ethereum, Toncoin и прочие. Исходя из этого встает вопрос о возможности получения таких монет не только с помощью покупки на криптобирже или через P2P-market, но и «естественным» образом. Данный процесс стали обозначать соответствующим термином под названием «майнинг». Само слово переводится с английского языка как «добыча» и применяется в контексте добычи полезных ископаемых. Применительно к криптовалютам добыча представляет собой использование компьютерных ресурсов для обработки транзакций платежной системы путем создания новых блоков, обеспечения их безопасности и формирования новых записей в общей базе данных.

Адамова К.Р. определяет майнинг как процесс использования владельцем собственного оборудования для выполнения расчетов, которые необходимы при обеспечении функционирования систем распределенного реестра в отношении определенного криптоактива [1].

Процесс добычи криптовалюты требует все больших вычислительных мощностей и становится рентабельным при наличии необходимого количества оборудования, что способствует появлению крупных майнинговых ферм или центров обработки данных. Для функционирования таких ферм необходимо значительное потребление электроэнергии, что означает увеличение объемов выработки и, следовательно, изменение уровня тарифов как на производство, так и для конечного потребителя.

Антипин Д.А., Соколик Д.Е. и Гуляев В.В. в качестве лидера по добыче криптовалют среди российских регионов выделяют Иркутскую область, относящуюся ко второй ценовой зоне. Данный регион является привлекательным для майнеров низкой стоимостью электроэнергии и возможностью злоупотреблений, связанных с получением этой энергии по тарифам населения, которые значительно ниже промышленных. Такие потребители получили название «серые» майнеры, а их деятельность стала причиной для множества судебных разбирательств [2]. Однако с учетом принятия закона, легализующего майнинг в России, данную проблему удастся решить, поскольку появятся специальные реестры, ведущие учет майнеров. Кроме того, закон предполагает возможность запрета майнинга на определенных территориях или в определенных регионах, что вынудит участников рынка искать новые возможности для осуществления своей деятельности [3].

Научная новизна работы заключается в анализе тарифных последствий после присоединения майнинговой фермы в условиях технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы (далее – ТИТЭС).

Объектом данного исследования является майнинговая ферма, строительство которой планируется в Магаданской области (далее – МО). Предметом исследования выступают тарифы на электроэнергию и тарифная выручка крупнейшей энергетической компании региона – ПАО «Магаданэнерго» (далее – Общество), их динамика при реализации проекта.

Целью данной работы является оценка тарифных последствий для энергетической компании и региона при появлении крупного потребителя – майнинговой фермы.

Задачи работы:

- проанализировать динамику отпуска в сеть при реализации проекта;

- определить изменение полезного отпуска по группам потребителей;

- рассчитать величину тарифов и выручки для конечного потребителя с учетом появления майнинговой фермы.

Изменение величины тарифов на электроэнергию в регионе

В настоящее время рассматривается сооружение на территории Магаданской области майнинговой фермы ориентировочной мощностью 200 МВт, срок ввода предварительно принят в 2024 году. Число часов использования максимума нагрузки принято 8000 часов. Принимаемый годовой объем потребления электроэнергии майнинговой фермы – 1,6 млрд кВт.ч., на аналогичный объем должна увеличиться выработка электроэнергии на станциях (табл. 1).

Таблица 1 – Динамика отпуска в сеть при реализации проекта

Отпуск в сеть от станций, млн кВт.ч.
2024 утверждено
2024 + ферма
Магаданская область, всего
2 492,38
4 092,38
ПАО «Магаданэнерго»
90,00
90,00
ПАО «Колымаэнерго»
2 402,38
4 002,38
в т.ч. объем потребления фермы

1 600,00

Источник: рассчитано автором по данным [4-12]

Так, с учетом появления майнинговой фермы совокупный отпуск в сеть от станций ПАО «Магаданэнерго» и ПАО «Колымаэнерго», функционирующих на территории Магаданской области увеличится до 4092,38 млн кВт.ч.

Далее было рассчитано изменение полезного отпуска по группам собственных потребителей ПАО «Магаданэнерго», являющегося гарантирующим поставщиком на территории региона (табл. 2).

Таблица 2 – Динамика полезного отпуска при реализации проекта

Полезный отпуск, млн кВт.ч.
2024 утверждено
2024 + ферма
Потребители МЭ, всего
1 624,43
3 224,43
ВН
1 028,47
2 628,47
СН1
251,79
251,79
СН2
204,80
204,80
НН
139,38
139,38
население МО
76,21
76,21
ВН
0,01
0,01
СН1
0,89
0,89
СН2
1,92
1,92
НН
73,39
73,39
прочие МО
1 158,22
2 758,22
ВН
638,45
2 238,45
СН1
250,89
250,89
СН2
202,88
202,88
НН
65,99
65,99
ОПП
390,00
390,00
ВН
390,00
390,00
Покупка потерь ТСО
16,37
16,37
ВН
16,37
16,37

Источник: рассчитано автором по данным [4-12]

Потенциальная майнинговая ферма – крупный потребитель, не относящийся к населению, который будет получать электроэнергию только на высоком напряжении (далее – ВН). Поэтому увеличение полезного отпуска будет приходиться на группу ВН прочие потребители МО, полезный отпуск для населения, оптовых потребителей-перепродавцов (далее – ОПП) и в части покупки потерь территориальных сетевых организаций (далее – ТСО) останется неизменным. На территории Магаданской области функционируют две крупные гидроэлектростанции – Колымская ГЭС и Усть-Среднеканская ГЭС, обладающие избытком мощностей, что делает возможным подключение новых потребителей со значительным уровнем потребления. Крупные потребители в свою очередь смогут создать дополнительный спрос и оптимизировать расходы на электроэнергию для всего региона в условиях ТИТЭС [13].

Также стоит отметить, что выбор Магаданской области для строительства майнинговой фермы является экономически обоснованным, поскольку средний тариф на электроэнергию в регионе на 2023 год составил 6,19 руб./кВт.ч., что ниже среднероссийского уровня, составляющего 6,52 руб./кВт.ч. Такой эффект достигается за счет высокой доли гидрогенерации и относительно небольшой топливной составляющей тарифа, которая не оказывает значительной нагрузки на потребителей в сравнении с другими регионами Дальнего Востока, где преобладают тепловые и дизельные электростанции. Так, в Сахалинской области утвержденный тариф в 2023 году составил 9,36 руб./кВт.ч., в Камчатском крае – 17,07 руб./кВт.ч., в Чукотском автономном округе – 37,52 руб./кВт.ч. [14].

С учетом имеющихся данных по увеличению полезного отпуска рассчитано изменение необходимой валовой выручки (далее – НВВ) и тарифов по видам деятельности от утвержденных значений 2024 года (табл. 3). Поскольку Магаданская область относится к ТИТЭС, тарифы на электрическую энергию по всем видам деятельности (производство, передача, сбыт), тарифы для конечного потребителя и итоговая НВВ по Обществу утверждаются в региональной энергетической комиссии [15].

Таблица 3 – Динамика тарифов по видам деятельности при реализации проекта

Тарифы по видам деятельности
2024 утверждено
2024 + ферма
Тариф, руб. / кВт.ч.
НВВ, млн руб.
Тариф, руб. / кВт.ч.
Изменение тарифов, %
НВВ, млн руб.
Магаданская область

10 228,86


10 325,26
Производство
1,45
3 625,36
0,91
-37,5%
3 721,76
Передача (котел)
3,39
5 730,82
1,74
-48,6%
5 730,82
ВН
3,06
2 907,53
1,95
-36,2%
4 982,31
СН1
2,66
666,92
1,70
-36,2%
252,59
СН2
3,85
1 389,82
2,46
-36,2%
363,53
НН
5,96
766,56
3,80
-36,2%
132,40
Сбыт
0,53
872,68
0,27
-49,4%
872,68

Источник: рассчитано автором по данным [4-12]

В результате присоединения нового потребителя и увеличения полезного отпуска вырастет НВВ по производству электроэнергии на 96,4 млн руб. при одновременном снижении тарифа производства в регионе до 0,91 руб./кВт.ч. или на 37,5%. При этом в структуре котловой выручки произойдет рост НВВ только на ВН, так как новый потребитель появился в этой категории. По остальным уровням напряжения НВВ снизится, поскольку регулирующим органом будет произведено перераспределение выручки между сетевыми организациями и разбалансировка между уровнями напряжения, что означает пересмотр структуры котловой выручки по передаче электроэнергии, утверждаемой региональным регулятором. Размер НВВ по сбытовой деятельности останется неизменным, а с учетом увеличения полезного отпуска сбытовая надбавка составит 0,27 руб./кВт.ч. со снижением на 49,4%.

По полученным данным были смоделированы будущие значения тарифов для конечного потребителя (табл. 4).

Таблица 4 – Динамика утвержденных тарифов для конечного потребителя при реализации проекта

Тарифы утвержденные
2024 утверждено
2024 + ферма
Тариф, руб. / кВт.ч.
НВВ, млн руб.
Тариф, руб. / кВт.ч.
Изменение тарифов, %
НВВ, млн руб.
Потребители МЭ, всего
5,04
8 181,30
3,20
-36,5%
10 306,78
ВН
4,58
4 715,49
3,14
-31,5%
8 255,52
СН1
5,51
1 386,89
2,88
-47,8%
724,26
СН2
6,38
1 306,83
3,63
-43,1%
743,93
НН
5,54
772,09
4,18
-24,5%
583,07
население МО
3,73
284,17
3,47
-7,0%
264,16
ВН
3,73
0,04
3,47
-7,0%
0,04
СН1
3,73
3,33
3,47
-7,0%
3,10
СН2
3,73
7,15
3,47
-7,0%
6,64
НН
3,73
273,65
3,47
-7,0%
254,38
прочие МО
5,68
6 583,46
3,19
-43,9%
8 801,27
ВН
5,33
3 401,78
3,13
-41,2%
7 014,14
СН1
5,51
1 383,56
2,87
-47,9%
721,16
СН2
6,41
1 299,68
3,63
-43,3%
737,29
НН
7,55
498,44
4,98
-34,1%
328,69
ОПП
3,29
1 282,56
3,13
-4,7%
1 222,05
ВН
3,29
1 282,56
3,13
-4,7%
1 222,05
Покупка потерь ТСО
1,90
31,11
1,18
-38,0%
19,29
ВН
1,90
31,11
1,18
-38,0%
19,29

Источник: рассчитано автором по данным [4-12]

Так, при реализации проекта строительства майнингововй фермы произойдет рост НВВ ПАО «Магаданэнерго» по собственным потребителям на 2 125,48 млн руб., что обусловлено ростом выручки по прочим потребителям МО на 2 217,81 млн руб. при одновременном снижении утверждаемой НВВ по категории население на 20,01 млн руб., для ОПП на 60,50 млн руб. и по покупке потерь ТСО на 11,82 млн руб. В то же время при увеличении полезного отпуска электроэнергии на 1,6 млрд кВт.ч. тарифы на электроэнергию в целом по Обществу снизятся на 36,5%, для населения на 7%, по прочим потребителям на 43,9%, для ОПП на 4,7% и по покупке потерь ТСО на 38%.

Заключение

Таким образом, говоря о последствиях реализации проекта майнинговой фермы в Магаданской области, стоит отметить, что это окажет положительный эффект для функционирующих на территории региона энергетических компаний, поскольку произойдет рост итоговой НВВ. Однако в долгосрочной перспективе при устойчивом росте энергопотребления в регионе может возникнуть проблема нехватки мощностей, что вынудит предприятия осуществлять большие капитальные затраты на строительство новых объектов генерации. Тем не менее, присоединение такого крупного потребителя благоприятно скажется как на развитии бизнеса в регионе вследствие снижения тарифов для прочих потребителей, так и на уровне жизни населения, с учетом сокращения тарифов и для этой группы потребителей, что также указывает на социальный эффект от реализации проекта.


Источники:

1. Адамова К. Р. Майнинг как способ выпуска криптовалют и его применение в России // Банковские услуги. – 2024. – № 3. – c. 27-34.
2. Антипин Д.А., Соколик Д.Е., Гуляев В.В. Развитие региональных центров криптодобычи в РФ на примере Иркутской области // Экономика и предпринимательство. – 2023. – № 10(159). – c. 393-396. – doi: 10.34925/EIP.2023.159.10.078.
3. Федеральный закон от 08.08.2024 № 221-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 12.08.2024).
4. Приказ Департамента цен и тарифов Магаданской области от 30.11.2023 № 27-1/э «Об установлении на территории Магаданской области понижающих коэффициентов к тарифам на электрическую энергию, для населения, проживающего в городских и сельских населенных пунктах на 2024 год». Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 15.06.2024).
5. Приказ Департамента цен и тарифов Магаданской области от 30.11.2023 № 27-2/э «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей на территории Магаданской области на 2024 год». Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 18.06.2024).
6. Приказ Департамента цен и тарифов Магаданской области от 29.12.2023 № 47-1/э «О внесении изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 28 ноября 2022 № 44-1/э («Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), производимую ПАО «Магаданэнерго», и долгосрочных параметров регулирования деятельности ПАО «Магаданэнерго» для формирования тарифов методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2023-2027 годы»)». Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 19.06.2024).
7. Приказ Департамента цен и тарифов Магаданской области от 29.12.2023 № 47-2/э «О внесении изменений в приказ департамента цен и тарифов Магаданской области от 28 ноября 2022 № 44-2/э («Об установлении необходимой валовой выручки ПАО «Магаданэнерго» методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки для формирования единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Магаданской области»)». Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 23.06.2024).
8. Приказ Департамента цен и тарифов Магаданской области от 29.12.2023 № 47-3/э «Об установлении сбытовой надбавки гарантирующего поставщика электрической энергии ПАО «Магаданэнерго» на 2024 год». Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 28.06.2024).
9. Приказ Департамента цен и тарифов Магаданской области от 29.12.2023 № 48-1/э «Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую территориальным сетевым организациям на территории Магаданской области для целей компенсации потерь в электрических сетях, по договорам купли-продажи гарантирующим поставщиком ПАО «Магаданэнерго» в зоне централизованного электроснабжения, на 2024 год». Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 11.07.2024).
10. Приказ Департамента цен и тарифов Магаданской области от 29.12.2023 № 48-2/э «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Магаданской области на 2024 год». Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 13.07.2024).
11. Приказ Департамента цен и тарифов Магаданской области от 29.12.2023 № 50-1/э «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), приобретаемую АО «Магаданэлектросеть» у ПАО «Магаданэнерго» по договорам энергоснабжения, на 2024 год». Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 15.07.2024).
12. Приказ Департамента цен и тарифов Магаданской области от 29.12.2023 № 51-1/э «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую ПАО «Магаданэнерго» покупателям на розничном рынке, расположенном на территории Магаданской области, технологически не связанной с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей, на 2024 год». Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 18.07.2024).
13. Майнеры на Колыме: как криптовалютная лихорадка дошла до Дальнего Востока. Рбк. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/opinions/economics/01/09/2017/59a90e069a79477441bac000 (дата обращения: 20.07.2024).
14. Приказ Федеральной антимонопольной службы от 11.10.2022 № 734/22 «О предельных минимальных и максимальных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые и неценовые зоны оптового рынка, на 2023 год в среднем по субъектам Российской Федерации и для гарантирующих поставщиков Магаданской области». Официальный сайт ФАС России. [Электронный ресурс]. URL: https://fas.gov.ru (дата обращения: 22.07.2024).

Страница обновлена: 04.10.2024 в 23:02:50