Employment relations with the Adviser to the Director of Education: management of problem areas

Bezvikonnaya E.V.1, Savkin A.A.1
1 Омский государственный педагогический университет

Journal paper

Russian Journal of Labour Economics (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 8 (August 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=68644690

Abstract:
The regulation of labor relations with the participation of the Advisor to the Director of Education and interaction with public associations of children (hereinafter referred to as the \"educational advisor\"), despite the existence of various letters, methodological recommendations and professional standards, remains a source of contradictions in the practice of educational organizations. The latter relate to the content of the employment contract, the consolidation of work functions in the job description, the inclusion of a position in the staffing table, remuneration and working hours, etc. The purpose of the article is to identify organizational and legal problems in regulating the work of educational advisors in a market economy and educational reform. The result of the research is the systematization of the gaps in the organizational and legal aspects of regulation of the work of educational advisors. The novelty of the research lies in the generalization of the regulatory and legal practice of ensuring the activity of an advisor in an educational organization. The authors' estimation of the position of the advisor in the structure of legal relations in the educational sphere due to the peculiarities of the employee\'s legal status becomes a component of the scientific novelty. The methodology of the study is presented by an institutional approach, which allowed to identify systemic problems of regulation of the work of advisors in the context of the requirements of labor legislation and a market economy.

Keywords: teaching staff, educational advisor, educational organization, employment contract, employment function, professional standard

JEL-classification: J21, J23, J24



1. Введение

Актуализация проблемы введения в штатное расписание образовательной организации общего образования должности «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» связана с общими тенденциями развития национальных целей развития государства. Продолжая риторику Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 [4], Указ от 21 июля 2020 года № 474 [5] в качестве одной из национальных целей развития государства определил высокое качество образования. Воспитание становится национальным приоритетом сферы образования, обеспечивающим формирование условий для воспитания гармоничной и социально ответственной личности. С учетом данного приоритета воспитательная работа в образовательных организациях становится самостоятельной сферой реализации компетенций последних, требуя введения отдельной штатной единицы и закрепления ее правового статуса. Изменения статьи 12.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [3] также подтверждают новый статус рабочих программ воспитания как неотъемлемой части общих программ развития образовательных организаций.

Преемственность задачи развития воспитания подтверждается и целевой установкой Стратегии развития воспитания до 2025 года [8], а также механизмами ее реализации. В частности, кадровый механизм реализации стратегии предполагает совершенствование компетентности работников образовательных организаций в части освоения инновационного педагогического опыта, в том числе, в области воспитания. Именно на образовательную организацию возложена задача реализации государственной стратегии воспитания в отношении обучающихся. Этот вывод подтверждается и принятием в 2023 году нового профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» [10].

Легализация обобщенной трудовой функции «Организация воспитательной деятельности в образовательной организации во взаимодействии с детскими и молодежными общественными объединениями» в 2017 году в предыдущем профессиональном стандарте [11], должна была способствовать юридическому оформлению правового статуса советника по воспитанию. Однако, на уровне общих характеристик профессионального стандарта (требований к образованию, обучению, опыту и особым условиям допуска к работе) правовое регулирование и ограничилось. Не были внесены изменения в номенклатуру должностей педагогических работников, типовые должностные инструкции, не определено место советника директора по воспитанию в организационной структуре образовательной организации.

Только в 2021 году по результатам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации [25] должность появилась в номенклатуре должностей педагогических работников [6]. С учетом значительного объема трудовых функций советника директора по воспитанию, наличием иных штатных единиц, реализующих воспитательные функции в образовательной организации (например, заместителя директора по воспитательной работе), изменение номенклатуры должностей оказалось не достаточным. Требовалось в рамках проектного подхода в управлении сферой образования реализовать несколько пилотных проектов в субъектах Российской Федерации. В 2021 году проектами было охвачено 10 регионов, в 2022 – 2023 годах уже 45 [14].

Достаточно показательным оказывается стремление органов исполнительной власти отказаться от использования исключительно формально-юридического подхода к введению должности советника по воспитанию. Положительные результаты реализации пилотных проектов в образовательных организациях, как общего образования, так и среднего профессионального образования, в которых введена штатная единица советника по воспитанию, позволяют к концу 2025 года охватить пилотным проектом все 89 субъектов [14], что подтверждает стратегический приоритет государственной политики в сфере образования и воспитания. Проектный подход в регулировании региональных практик введения должности получает формальное закрепление благодаря примечанию 7 Номенклатуры должностей [6], позволяющему вводить должность в штатное расписание образовательной организации без предварительного участия в конкурсе «Навигаторы детства» [19]. Приоритет автономии образовательной организации в выборе организационной структуры реализации воспитательной деятельности остается важнейшей частью государственной образовательной политики.

2. Материалы и методы

Основным методологическим подходом выступил институциональный подход, позволивший дать оценку места советника директора по воспитанию в трудовых отношениях как педагогического работника. Институт трудовых отношений с участием педагогических работников является устоявшимся, но требует дальнейшего совершенствования в условиях продолжающейся реформы сферы образования. Частными научными методами, используемыми при написании работы, стали: формально-юридический метод, позволивший провести оценку содержания норм права в различных источниках, с точки зрения выявления коллизий; структурно-функциональный метод, сформировавший условия для выявления пробелов разграничения трудовых функций советника директора по воспитанию и заместителя директора по воспитательной работе.

3. Результаты

Введение в штатное расписание должности советника по воспитанию предполагает закрепление за ним статуса самостоятельного субъекта трудовых правоотношений. Однако, методические рекомендации Министерства просвещения России в разделе I [15] указывают на необходимость заключения трудового договора между советником по воспитанию и образовательной организации по основному месту работы и иным работодателем – федеральным государственным бюджетным учреждением «Росдетцентр» на условиях внешнего совместительства. Стратегическая задача данного варианта регулирования трудового статуса понятна – необходимость обеспечить взаимодействие советника с иными социальными институтами, находящимися вне пределов образовательной организации.

В целях обеспечения гарантий прав и свобод советника в трудовых отношениях на уровне упоминаемых методических рекомендаций [15] закреплены полномочия органов исполнительной власти регионов и органов местного самоуправления по введению должности в подведомственных образовательных организациях, определению объема необходимого материально-финансового обеспечения. В данном случае прослеживается тенденция делегирования полномочий на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, во всяком случае, в части принятия организационных и финансово-экономических решений в отношении должности советника. Российская Федерация оставляет за собой обязанность софинансировать из федерального бюджета в форме субсидий не менее 0,5 ставки должностного оклада и не менее половины рабочего времени советника по воспитанию. Это обстоятельство дополнительно подтверждает вывод о делегируемой природе полномочий субъектов и муниципалитета в отношении должности советника.

Но если в отношении доли ставки по основному месту работы в образовательной организации присутствует прозрачность и целевое финансирование, то в отношении права принятия советника по воспитанию на долю ставки на условиях внешнего совместительства в федеральное государственное бюджетное учреждение «Росдетцентр» возникают коллизии. Во-первых, диспозитивность (альтернативность) нормы, сформулированной в методических рекомендациях [14], ставит под вопрос ее реализуемости в условиях выделения субвенций только образовательным организациям, включенных в пилотные проекты. Рассчитывать на заключение трудового договора по внешнему совместительству советники иных организаций не вправе. Во-вторых, выполнение работы на условиях совместительства требует четкого разграничения трудовых функций советника по основному месту работу и по внешнему совместительству, что не представляется возможным в силу смежности трудовых действий в сфере воспитания в профессиональном стандарте. Возникает также принципиальное противоречие между стратегическим приоритетом политики государства в области воспитания и выполнением трудовых функций только на условиях внешнего совместительства в «Росдетцентре» на должности эксперта. Поскольку основное место работы советника – образовательная организация, постольку приоритетом профессиональной деятельности будет реализация задач последней. В данном случае, статус советника более подробно урегулирован именно в трудовых отношениях с образовательной организацией [2]. В-третьих, с учетом целевой природы субсидий и субвенций, выделяемых из федерального бюджета для оплаты труда советника, осуществляющих трудовые функции у разных работодателей, формируются условия для возникновения коррупциогенных факторов.

При заключении трудового договора с советником по воспитанию работодатель обязан руководствоваться как общими требованиями главы 11 Трудового кодекса, так и обязательными условиями статьи 57, предусмотренными именно для договоров с педагогическими работниками [1]. Отличий в обязательных условиях трудового договора советника по воспитанию и иных категорий педагогических работников трудовое законодательство не предусматривает.

В практике образовательных организаций возникают вопросы разграничения трудовых функций советника по воспитанию и заместителя директора по воспитательной работе. Стратегическая задача введения должности советника с позиции реализации единой государственной политики в сфере воспитания понятна, но тактика руководителя образовательной организации, требует конкретизации трудовых действий данных работников в рамках должностных инструкций. Данный вывод подтверждается приказом Минтруда России от 21.11.2023 года № 818н [12], согласно которому должности советника по воспитанию и заместителя директора признаются тождественными. Возникает дополнительная коллизия в правоприменительной практике, поскольку вопросы разграничения трудовых функций в должностных инструкциях входят в компетенцию руководителя образовательной организации [16].

Дополнительно к основным трудовым функциям советник по воспитанию может осуществлять иную педагогическую работу (включая классное руководство или преподавание учебных предметов). Но данная деятельность может быть осуществлена исключительно на условиях дополнительного соглашения к основному трудовому договору. Функции должны быть включены в должностную инструкцию и на этом основании установлена дополнительная оплата (как правило, из стимулирующего фонда). Таким образом, Министерство просвещения России выводит дополнительные трудовые функции советника по воспитанию из внутреннего совместительства [9], подчеркивая приоритет трудовых действий, связанных с основным местом работы советника.

Возникает вопрос о статусе советника по воспитанию в трудовых правоотношениях, с одной стороны – это педагогический работник, с другой должность приравнена к административно-управленческим должностям образовательных организаций. С точки зрения содержания трудовых прав, приоритетом для советника становится его принадлежность к статусу педагогического работника.

Статус педагогического работника подтверждается пунктом 36.10 раздела IX Единых рекомендаций по установлению …. систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений [13] [7], которые приравнивают размер оплаты труда советников по воспитанию и работников, замещающих должность «учитель». Конкретный размер оклада определяется нормативными актами органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Однако оплата труда осуществляется на основе должностных окладов, а не ставок заработной платы (как предусмотрено для иных категорий педагогических работников).

4. Обсуждения

Исследовательские практики изучения статуса советника директора по воспитанию в образовательной организации можно разделить на несколько групп. Критерием выступает предметная область работ. Во-первых, педагогические исследования, раскрывающие место советника в педагогической среде, воспитательных практиках организации (М.В. Березовская, В.С. Захарова, И.Р. Сташкевич, Е.О. Крупинова, Г.И. Чапуль и т.д.) [18] [21] [29] [31]. Отличительной чертой данных публикаций становится внимание к оценке потенциала должности с позиций решения педагогических и (или) воспитательных задач образовательных организаций. Во-вторых, эмпирические работы советников о воспитанию, включающие анализ практики участия в реализации пилотных проектов (Р.А. Айталиев, С.А. Пилюгина, А.Е. Пьянкова, Н.С. Холодковская и т.д.) [17] [26] [28] [30]. Высоким научным потенциалом подобные публикации не отличаются, однако могут в будущем стать основой для обобщающих исследований в различных научных областях. В-третьих, работы, посвященные оценке роли советника по воспитанию в стратегическом развитии образовательной организации, преимущественно авторами, которых являются ученые-педагоги (А.В. Енина, О.А. Лаврентьева и т.д.) [20] [23]. В целом, приоритетом публикаций становятся также вопросы определения места советника по воспитанию в педагогической и воспитательной среде образовательной организации.

Вопросы правового регулирования статуса советника по воспитанию остаются вне пределов пристального внимания научной общественности. Причиной становится ограниченность источниковой базы и достаточного объема правоприменительной практики. Среди отдельных, достаточно разрозненных публикаций можно отметить следующие: публикация А.А. Ильюхиной, посвященная оценке профессионального стандарта специалиста в области воспитания [22]; тезисы А.Е. Пьянковой, раскрывающие трудовые функции советника и их отличия от функций заместителя директора по воспитательной работе [27]; статья М.С. Логинова, посвященная определению места советника в образовательных правоотношениях [24]. В сложившихся условиях ограниченности источниковой и исследовательской базы говорить о полноценных дискуссиях сложно и преждевременно. Данная статья является попыткой сформировать дискуссионную площадку для осмысления правового статуса советника по воспитанию в образовательных и трудовых правоотношениях.

5. Заключение

Регулирование труда советников по воспитанию свидетельствует об особом статусе последних в трудовых и образовательных правоотношениях. В отличие от образовательных отношений права, обязанности и ответственность советников в трудовых отношениях урегулированы достаточно основательно. Однако коллизионность отдельных норм юридических документов становится источником пробелов в правоприменительной практике образовательных организаций.

Советник по воспитанию выступает одновременно субъектом трудовых и образовательных правоотношений, что непосредственно отражается на реализации его прав и гарантий. Педагогическая деятельность советника по воспитанию включает в себя воспитательную функцию, что обуславливает содержание существенных условий трудового договора, основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя и т.д. В процессе реализации воспитательной функции возникают коллизии в разграничении трудовых функций с иными работниками образовательной организации, вменения дополнительных функций на условиях дополнительного соглашения к трудовому договору.

Нормы трудового законодательства устанавливают особенности регулирования труда педагогического работника: сокращенная продолжительность рабочего времени, удлиненный ежегодный отпуск, длительный отпуск, ограничения для занятия должности, сокращенная продолжительность рабочего времени и т.д., которые распространяются в полной мере на советника по воспитанию. Однако советник оказывается, лишен данных гарантий в трудовых отношениях при замещении должности эксперта в Росдетцентре на условиях внешнего совместительства.

Источниками регулирования труда советника директора по воспитанию выступают не только нормативные акты, но и локальные акты образовательной организации, а также судебная и административная практика. Данное обстоятельство требует обязательного мониторинга возникающих пробелов в правоприменительной практике, с учетом наличия коллизий в действующих нормативных актах, регламентирующих взаимоотношения образовательной организации и советника по воспитанию.

Организационно-правовые вопросы реализации статуса советника по воспитанию в трудовых отношениях обусловлен его общим статусом физического лица, заключившего трудовой договор с руководителем образовательной организации, и выполняющего трудовые функции по воспитанию обучающихся. С другой стороны, советник является одним из субъектов образовательных правоотношений, что требует дальнейшего урегулирования его статуса с учетом коллизионности нормативных актов, и пробелов в правоприменительной практике.


References:

Aytaliev R.A. (2024). Ozhidaemyy portret sovetnika direktora po vospitaniyu: empiricheskoe issledovanie [The expected portrait of the advisor to the director of education: an empirical study] Modern educational technologies: new challenges and prospects. 170 – 173. (in Russian).

Berezovskaya M.V. (2023). Sovetnik direktora po vospitaniyu i vzaimodeystviyu s detskimi obshchestvennymi obedineniyami [Advisor to the Director of Education and Interaction with Children's public associations] Physical culture and sport as one of the main directions of youth policy in the Russian Federation. 247 – 251. (in Russian).

Chapul G.I. (2022). Sovetnik po vospitaniyu – provodnik v mir vozmozhnostey [Parenting advisor - a guide to the world of possibilities]. Istochnik. (1(113)). 18 – 19. (in Russian).

Enin A.V. (2021). Vyzovy sovremennomu vospitaniyu [Challenges to modern education] The problem of professional maladjustment in the context of modern social challenges. 100-104. (in Russian).

Ilyukhina A.A. (2023). Professionalnyy standart spetsialista v oblasti vospitaniya kak sredstvo formirovaniya individualnoy professionalnoy traektorii razvitiya sovetnika direktora po vospitaniyu [The professional standard of a specialist in the field of education as a means of forming an individual professional development trajectory of an adviser to the director of education] Modern problems of vocational education: trends and prospects of development. 260 – 264. (in Russian).

Kholodkovskaya N.S. (2024). Sovetnik direktora po vospitaniyu: sovremennyy opyt nastavnichestva [Advisor to the Director of Education: modern mentoring experience] Problems of childhood in the focus of interdisciplinary research. 138 – 142. (in Russian).

Lavrentev Z.I. (2023). Metodologiya issledovaniya deyatelnosti sovetnikov direktorov po vospitaniyu i vzaimodeystviyu s detskimi obshchestvennymi obedineniyami [Methodology of research on the activities of advisers to directors on education and interaction with children's public associations]. Sotsialnaya pedagogika. (2). 5 – 13. (in Russian).

Loginov M.S. (2021). Sovetnik direktora po vospitatelnoy rabote. Sushchnost i zadachi dolzhnosti v sfere obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii [Advisor to the Director of Education. The essence and objectives of the position in the field of education of the Russian Federation] Integration of methodological (scientific and methodological) work and staff development system. 18 – 22. (in Russian).

Pilyugina S.A. (2023). Analiz deyatelnosti sovetnikov direktorov po vospitatelnoy rabote v obrazovatelnyh organizatsiyakh Saratovskoy oblasti [Analysis of the activities of the advisers of the directors of educational work in educational organizations of the Saratov region] Modern psychology and pedagogy: problems and solutions. 19 – 24. (in Russian).

Pyankova A.E. (2022). Sovetnik direktora po vospitaniyu: praktika raboty [Advisor to the director on upbringing: work practice]. Business. Education. Law. (4 (61)). 500 – 504. (in Russian).

Pyankova A.E. (2023). Dolzhnostnye obyazannosti sovetnika po vospitaniyu [Job duties of the upbringing advisor]. Business. Education. Law. (3 (64)). 359 – 362. (in Russian).

Stashkevich I.R., Krupinova E.O. (2023). Sovetnik direktora po vospitaniyu kak moderator vospitatelnoy sredy professionalnoy obrazovatelnoy organizatsii [Advisor to the Director of Education as a moderator of the educational environment of a professional educational organization] Quality management of secondary vocational education. 37 – 41. (in Russian).

Zakharova V.S. (2024). Sovetnik direktora po vospitaniyu kak translyator federalnoy povestki patrioticheskogo vospitaniya [Advisor to the Director of Education as a translator of the federal agenda of patriotic education] Current issues of innovative development of the Arctic region of the Russian Federation. 184 – 187. (in Russian).

Страница обновлена: 12.04.2025 в 09:54:04