The role of state regional organizations in supporting Eastern exports: analysis of programs and support mechanisms
Kapustina T.S.1
1 ООО «ТАЙГА ОРГАНИКА»
Download PDF | Downloads: 11
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 8 (August 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=69296597
Abstract:
This article examines the role of state regional organizations in supporting exports to the East, especially in the context of the global economy and the strengthening of Russia\'s trade ties with eastern countries such as China, Japan and South Korea.
The author analyzes various support programs, such as export credit insurance, state guarantees, interest rate subsidies, as well as logistical and educational assistance. Specific examples of programs, such as \"Single Window\" and \"Made in Russia\", their impact on export operations and the problems identified by Russian exporters are presented. The author offers recommendations for improving these programs.
The novelty of the study lies in the comprehensive assessment of state support programs, taking into account economic, cultural and logistical factors.
The article will be of interest to specialists in international trade, economists, representatives of public and private organizations involved in export activities.
Keywords: government support, export, eastern country, China, support program, logistics, international trade, economic growth
JEL-classification: F52, H56, H12
Введение
В условиях глобальной экономики, экспорт становится главным фактором экономического роста и развития стран, так, для России, которая имеет богатые природные ресурсы и развитую промышленность, задачей является диверсификация экспортных направлений и увеличение объемов торговли с Востоком, особенно с такими странами, как Китай, Япония и Южная Корея, в этом процессе государственная поддержка экспорта создает условия для российских компаний на международных рынках.
Актуальность данной темы определяется стремлением России усилить свои позиции на восточных рынках и в связи с этим потребность в анализе эффективности государственной поддержки в этом направлении, в современном мире страны Востока, особенно Китай, становятся главными экономическими партнерами России, следовательно, исследование программ и механизмов поддержки экспорта приобретает особое значение для понимания и улучшения экономических стратегий России.
Исследование торговли между Россией и Китаем показывает успехи и проблемы в этой области, такие авторы как Д.А. Изотов указывает на текущие проблемы торговых взаимодействий и перспективы сближения экономик России и Китая [1, c. 14–20]. Н.А. Киреева и соавторы анализируют стратегии роста российского продовольственного экспорта в Китай [2, c. 32–40]. Н.Ш. Королева обсуждает стратегическое взаимодействие в новых экономических условиях [3, c. 41–49], а А. Мастепанов рассматривает проблемы и перспективы энергетического сотрудничества [5, c. 50–58] – в совокупности, все эти исследования выделяют роль государственной поддержки и выявляют научный пробел в систематическом анализе существующих программ поддержки экспорта на Восток.
Цель данного исследования заключается в выявлении эффективности и проблем программ и механизмов государственной поддержки экспорта на Восток и в формулировании рекомендаций по их улучшению, в рамках данного исследования решаются следующие задачи:
1. Анализ программ государственной поддержки экспорта, реализуемых в России.
2. Оценка эффективности программ поддержки на примере торговых отношений с Китаем.
3. Выявление проблем, с которыми сталкиваются российские экспортеры.
Научная новизна исследования состоит в комплексной оценке эффективности программ государственной поддержки экспорта в страны Востока, с учетом не только экономических, но и культурных и логистических факторов, влияющих на успешность экспортных операций. В рамках данного исследования также будет предложен новый подход к оценке эффективности программ поддержки, основанный на конкретных и измеримых показателях.
Авторская гипотеза заключается в том, что текущие программы государственной поддержки экспорта в страны Востока требуют улучшений, особенно в области логистики и культурной адаптации, в частности, для повышения конкурентоспособности российских товаров на международных рынках.
Исследование опирается на комплексный методологический подход, состоящий из:
● Анализа нормативно-правовых документов и программ государственной поддержки экспорта.
● Статистический анализ данных по объемам экспорта и торговому обороту между Россией и странами Востока.
● Сравнительный анализ зарубежного опыта поддержки экспорта.
Государственная поддержка экспорта на Восток: обзор программ и механизмов
Российская государственная поддержка экспорта на Восток состоит из программ и инициатив, которые направлены на увеличение объемов торговли с азиатскими странами (см. Рис. 1).
Рисунок 1 – Товарооборот между Россией и Китаем, млрд Долларов
(Источник: Федеральная таможенная служба. Итоги внешней торговли с основными странами. URL: https://customs.gov.ru/folder/511 (дата обращения: 05.07.2024).
Federal Customs Service. Results of foreign trade with major countries. URL: https://customs.gov.ru/folder/511 (date of access: 05.07.2024).)
Так, мы видим, что в январе-августе 2023 года товарооборот между Китаем и Россией увеличился на 40,6% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, достигнув 155,1 млрд долларов, что демонстрирует существенный рост торговых отношений между двумя странами. Особенно рост наблюдался в различных категориях товаров, в частности экспорт реакторов ядерных, котлов, оборудования и механических устройств составил 16,3 млрд долларов, увеличившись на 67,6%. Средства наземного транспорта, в том числе легковые автомобили, тракторы, грузовые автомобили и запчасти, продемонстрировали рост в 4,5 раза, достигнув 14,2 млрд долларов. Поставки легковых автомобилей увеличились в 8,8 раза до 6,8 млрд долларов, тракторов – в 14,9 раза до 2,5 млрд долларов, грузовых автомобилей – в 2,9 раза до 2,2 млрд долларов, а запчастей – на 56,2% до 1,3 млрд долларов. Экспорт электрических машин и оборудования составил 10,4 млрд долларов, увеличившись на 35,8%. Поставки пластмасс и изделий из них выросли на 32,5% до 3 млрд долларов, а обуви и аналогичных изделий – на 52,8% до 2,5 млрд долларов. Экспорт из России в Китай за тот же период составил 83,3 млрд долларов, увеличившись на 19,4% [11].
В области государственной поддержки экспорта на Восток основным институтом является Российский экспортный центр (РЭЦ), а среди основных программ выделяются: страхование экспортных кредитов, государственные гарантии по кредитам и лизингу, субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам.
Например, программа "Одно окно", внедренная РЭЦ упрощает доступ экспортеров к услугам и информации, позволяет подавать заявки на участие в программах поддержки через единую цифровую платформу "Мой экспорт", здесь главным направлением является субсидирование расходов на транспортировку продукции в азиатские страны, тем самым снижая логистические издержки и увеличивая конкурентоспособность российских товаров на зарубежных рынках [1].
Еще одна программа "Сделано в России", которая ориентируется на повышение узнаваемости и доверия к российским товарам на международных рынках, в частности в Китае, она состоит из организации фестивалей-ярмарок, участие в которых позволяет не только продать продукцию, но и заключить долгосрочные контракты с крупными дистрибьюторами и партнерами [2].
Государственные меры поддержки имеют также образовательные и консультационные услуги с целью повышения компетенций экспортеров в области международной торговли и для того, чтобы подстраиваться под условия целевых рынков, таких как Китай, Япония и Южная Корея; дополнительно, межправительственные соглашения с азиатскими странами предусматривают упрощение таможенных процедур и снижение торговых барьеров. Например, соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Вьетнамом облегчило экспорт российских товаров в эту страну.
Ниже представлена таблица с основными программами государственной поддержки экспорта в Китай, которая состоит из описания и основных числовых данных по каждой программе (см. Табл. 2).
Таблица 2 – Основные программы государственной поддержки экспорта в Китай
Программа
|
Описание
|
Данные
|
Транспортировка АПК
|
Программа субсидирования транспортировки продукции
агропромышленного комплекса
|
Финансирование в 2023 году составило 2 млрд руб.
|
Кредитное страхование
|
Страхование кредитов, выданных иностранным покупателям на
покупку российских товаров
|
Объем страхования в 2023 году - $1,2 млрд
|
Выставочно-ярмарочная деятельность
|
Субсидирование участия российских компаний в международных
выставках и ярмарках
|
Субсидии на 2023 год - 500 млн руб.
|
Консультационная поддержка
|
Предоставление консультаций по вопросам внешнеэкономической
деятельности
|
Более 1000 консультаций в 2023 году
|
Маркетинговое продвижение
|
Программа по продвижению российских товаров на международных
рынках
|
300 млн руб. на рекламу в 2023 году
|
Финансовые гарантии
|
Предоставление финансовых гарантий для заключения экспортных
контрактов
|
Гарантии на сумму $500 млн
|
Образовательные программы
|
Обучение экспортеров в Школе экспорта РЭЦ
|
Обучено более 2000 человек в 2023 году
|
Сервис "Мой экспорт"
|
Платформа для подачи заявок на участие в программах поддержки
|
Обработано 5000 заявок за 2023 год
|
Программа субсидирования ставок
|
Субсидирование процентных ставок по кредитам для экспортеров
|
Субсидии на сумму 1 млрд руб.
|
Логистическая поддержка
|
Субсидирование затрат на логистику и транспортировку товаров
|
700 млн руб. в 2023 году
|
Инновационные проекты
|
Поддержка инновационных проектов в области экспорта
|
Финансирование в размере 800 млн руб.
|
Federal Customs Service. Results of foreign trade with major countries. URL: https://customs.gov.ru/folder/511 (date of access: 05.07.2024).)
Для поддержки экспортеров, работающих на направлении Россия-Восток используются различные механизмы, например, создание постоянных торговых площадок, таких как "Русские дома" и "русские улицы" в Ухане служат местом постоянного представления российских товаров и услуг, которое создает устойчивую платформу для продвижения экспорта. С другой стороны, научно-техническое сотрудничество между Россией и Китаем в этой области состоят из приоритетных направлений, таких как цифровые технологии, искусственный интеллект, энергетика, биотехнологии, которые могут быть экспортированы на китайский рынок.
Эффективность программ поддержки экспорта на Восток
Основные программы поддержки экспорта на Восток, инициированные российским правительством состоят из стимулирования перехода на расчеты в национальных валютах, особенно в юанях, для снижения зависимости от доллара. С 2023 года более трети расчетов в российской внешней торговле проводится в юанях (данный переход был бы невозможен без западных санкций), и в общем и целом, проблемы все еще сохраняются, такие как удлинение сроков проверки трансграничных переводов до 18 дней и отказ некоторых китайских банков от работы с российскими контрагентами [3].
Программы поддержки экспорта также затрагивают государственные субсидии и льготы для российских компаний, экспортирующих продукцию на Восток, но, здесь встает проблема низкого качества целеполагания и отсутствие конкретных показателей результативности, которые усложняют оценку реальных социально-экономических эффектов от выполнения мероприятий, например, общие фразы вроде «создать условия», «обеспечить», «повысить» часто не позволяют точно измерить достигнутые результаты [4].
Зарубежный опыт оценки государственных программ показывает, что в развитых странах применяются более конкретные и систематизированные подходы, в Австралии, например, используется программный бюджет с ежегодной конкретизацией системы показателей; в Южной Корее ежегодно проверяется до 10% госпрограмм с использованием специального перечня контрольных вопросов; во Франции оцениваются социальные и экономические эффекты, качество услуг, результативность; в Канаде фокус оценки направлен на полученную пользу от потраченных средств (value-for-money); а в США используется комплексная система рейтинговой оценки (инструменты PART и GPRAMA).
Анализируя данные по экспорту в восточные страны, первое выделим, что в 2023 году товарооборот России с Китаем достиг рекордного уровня в $240,11 млрд, увеличившись на 26,3% по сравнению с предыдущим годом. Основными драйверами роста российского экспорта стали энергетические товары, особенно нефть и сжиженный природный газ (СПГ). Китай импортировал 107 млн тонн нефти из России, что на 24% больше, чем в 2022 году. В стоимостном выражении это составило $60,6 млрд, при этом Россия обошла Саудовскую Аравию по объемам поставок нефти в Китай. Импорт СПГ также вырос на 23%, составив 8 млн тонн на сумму $5,18 млрд [5].
Кроме энергетических ресурсов рост показали поставки алюминия, растительных масел, масличных семян и плодов, драгоценных металлов – данные категории товаров увеличились в среднем в 2 раза и более по сравнению с предыдущим годом, например, экспорт алюминия вырос в 2,1 раза, а растительных масел — в два раза [6].
Снижение мировых цен на энергоносители оказало давление на доходы от экспорта, однако Россия компенсировала это за счет увеличения физических объемов поставок, в условиях санкций со стороны Запада Россия переориентировала свой экспорт с европейских рынков на азиатские, предлагая скидки китайским покупателям, и в результате, несмотря на падение мировых цен, Россия смогла увеличить свои поставки нефти и других ресурсов в Китай.
Так, для проведения сравнительного анализа объёмов экспорта России в Китай до и после внедрения программ поддержки рассмотрим данные за несколько периодов, а именно до 2014 года и после внедрения стратегических программ в 2022-2023 годах:
До введения программ поддержки, российский экспорт в Китай был более стабильным и зависел от базовых экономических условий, таких как мировые цены на нефть и газ, от уровня политической и экономической стабильности, основными экспортными товарами были нефть, газ, уголь и металлы. В 2013 году общий объём товарооборота между Россией и Китаем составил около $89 млрд, из которых большая часть приходилась на энергоносители и металлы, а в 2014 году введение западных санкций и снижение мировых цен на нефть повлияли на объёмы экспорта [7].
После 2014 года, Россия начала использование программ поддержки экспорта, направленных на диверсификацию экспортных товаров и увеличение доли несырьевого экспорта: 2022 год – объём товарооборота между Россией и Китаем составил $190 млрд. Увеличение объёмов экспорта наблюдалось в категориях нефти, газа, угля и металлов. В 2023 году общий объём товарооборота достиг рекордного уровня в $240,11 млрд, что на 26,3% больше по сравнению с 2022 годом. Экспорт из России в Китай вырос на 12,7% и составил $129,1 млрд [8]. Основными категориями экспорта стали нефть, СПГ, алюминий, растительные масла и масличные семена (см. Рис. 3).
Рисунок 3 – Основные категории экспорта товаров из России в Китай
(Источник: 中华人民共和国海关总署. 2023年10月进出口商品主要国别(地区)总值表(美元)Главное таможенное управление КНР. URL: http://www.customs.gov.cn/customs/302249/zfxxgk/2799825/302274/302275/5474072/index.html (дата обращения: 05.07.2024).
General Administration of Customs of the People's Republic of China. Table of total import and export values of major countries (regions) in October 2023 (US dollars) China Customs. URL: http://www.customs.gov.cn/customs/302249/zfxxgk/2799825/302274/302275/5474072/index.html (date: 05.07.2024).)
Проблемы в государственной поддержке экспорта на Восток
Программы поддержки экспорта в Китай сталкиваются с тем, что, во-первых, геополитическая нестабильность и санкции, наложенные на Россию, затрудняют доступ российских компаний к международным финансовым рынкам и технологиям, это вынуждает их продавать нефть и другие ресурсы с большими скидками, так снижаются доходы и конкурентоспособность на китайском рынке. Далее, высокие затраты на реализацию программ поддержки оказывают негативное влияние, поскольку ресурсы, направленные на их исполнение, ограничены [9].
Несмотря на крупные инвестиции в развитие транспортных коридоров и портов на Дальнем Востоке, их текущие мощности и состояние часто не позволяют обслуживать увеличивающиеся объемы экспорта, здесь появляются логистические и инфраструктурные проблемы, которые приводят к задержкам перевозки товаров.
Другой трудностью становятся культурные и деловые различия между Россией и Китаем, например, российским компаниям часто не хватает знаний и опыта работы на китайском рынке, это приводит к недооценке установления долгосрочных личных контактов и понимания местных бизнес-практик, затрудняет успешный выход на рынок и увеличивает риски неудач.
Китайский рынок, сам по себе, представляет сложные условия для конкуренции – он обладает жесткими требованиями к качеству продукции и соблюдению местных стандартов, в связи с этим российские экспортеры сталкиваются с сильной конкуренцией со стороны местных производителей и других международных компаний, которые усложняют задачу выхода на этот рынок и закрепления на нем [10].
И последнее, недостаток квалифицированных специалистов по продвижению продукции в китайских соцсетях, таких как Doyin, который требует затрат для поиска местных специалистов или обучения российских.
Выводы
Основные выводы исследования можно сформулировать следующим образом:
1) Программы, такие как "Одно окно" и "Сделано в России", демонстрируют позитивное влияние на российский экспорт, так как они облегчают доступ экспортеров к необходимым услугам и ресурсам, содействуют снижению логистических издержек, повышают узнаваемость российских товаров на международных рынках.
2) В 2023 году товарооборот России с Китаем достиг рекордного уровня в $240,11 млрд, а основными драйверами роста стали энергетические товары, такие как нефть и сжиженный природный газ, алюминий и растительные масла. Программы поддержки стали причиной диверсификации экспорта и увеличения доли несырьевых товаров.
3) Несмотря на успехи, российские экспортеры сталкиваются с такими проблемами как: геополитическая нестабильность и санкции, которые ограничивают доступ к международным финансовым рынкам и технологиям, и приводят к необходимости продавать ресурсы с большими скидками; логистические и инфраструктурные ограничения, культурные и деловые различия, высокая конкуренция на китайском рынке.
4) Отсутствие конкретных показателей результативности затрудняет оценку реальных социально-экономических эффектов программ поддержки.
5) Требуется усилить образовательные и консультационные услуги для экспортеров, менять их под специфику целевых рынков, развивать логистическую инфраструктуру на Дальнем Востоке, чтобы улучшить условия для экспорта, и учитывая культурные и деловые различия инвестировать в подготовку специалистов, которые смогут продуктивно работать на китайском рынке и других рынках Востока.
[1] РЭЦ продолжит реализацию 11 программ поддержки экспорта. РИА Новости. URL: https://ria.ru/20231207/podderzhka_eksporta-1914456163.html (дата обращения: 01.07.2024).
[2] Пин Се, Маринин В. Россия и Китай создают новые площадки для развития двусторонней торговли. ФГБУ «Редакция «Российской газеты». URL: https://rg.ru/2024/02/09/novyh-partnerov-stanovitsia-vsyo-bolshe.html (дата обращения: 05.07.2024).
[3] Прокопенко А. Китаизация by design. Как разворот России на Восток изменил мировые финансы. Carnegie Endowment for International Peace. URL: https://carnegieendowment.org/russia-eurasia/politika/2024/05/china-russia-yuan?lang=ru¢er=russia-eurasia (дата обращения: 05.07.2024).
[4] Оценка эффективности государственных программ: проблемы и перспективы. Финконтроль. URL: https://rufincontrol.ru/online/article/332551/ (дата обращения: 01.07.2024).
[5] Товарооборот России и Китая в 2023 году побил рекорд. РБК. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/65a0d3e09a79477823d74f7d (дата обращения: 02.07.2024).
[6] Что Россия продавала Китаю в 2023 году и что покупала у него. РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/24/01/2024/65af9e809a79472aaca18347 (дата обращения: 06.07.2024).
[7] Экспорт из России. URL: https://xn--80aegj1b5e.xn--p1ai/publication/eksport-iz-rossii (дата обращения: 07.07.2024).
[8] Торговля России с Китаем достигла рекорда. РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/13/01/2023/63c0ffb79a79474aaf45862d (дата обращения: 05.07.2024).
[9] Российская политика поворота на Восток: проблемы и риски. Российский совет по международным делам. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/rossiyskaya-politika-povorota-na-vostok-problemy-i-riski/ (дата обращения: 04.07.2024).
[10] Пол-оборота на Ближний Восток: перспективы российских экспорта и импорта. Росконгресс. URL: https://www.roscongress.org/materials/pol-oborota-na-blizhniy-vostok-perspektivy-rossiyskikh-eksporta-i-importa/ (дата обращения: 02.07.2024).
References:
Chzhan Ts., Yuan S., Li Zh. (2023). Osobennosti ekonomicheskogo razvitiya Kitaya na sovremennom etape [Features of China's economic development at the present stage]. Almanakh «Krym». (8). (in Russian).
Izotov D.A. (2023). Rossiya i Kitay: tekushchie problemy torgovyh vzaimodeystviy i dolgosrochnye perspektivy sblizheniya ekonomik [Russia and China: current problems of trade interactions and the long-term prospects for economic cooperation]. Power and administration in the East of Russia. (3(104)). 70-87. (in Russian).
Khotimskiy K.V. (2022). Perspektivy razvitiya gazovoy otrasli Kitaya i otsenka pozitsii Rossii kak klyuchevogo postavshchika gaza v kontekste realizatsii politiki uglerodnoy neytralnosti KNR [Prospects for the development of the gas industry of China and assessment of the position of Russia as a key supplier of gas in the context of the implementation of the prc carbon neutrality policy]. Innovation and Investment. (2). 43-47. (in Russian).
Kireeva N.A., Kublin I.M., Pruschak O.V., Syuy B. (2022). Rossiyskiy prodovolstvennyy eksport v Kitay: strategii rosta [Russian food exports to China: growth strategies]. Practical Marketing. (6(303)). 8-15. (in Russian).
Koroleva N.Sh. (2023). Strategicheskoe vzaimodeystvie rossiysko-kitayskikh otnosheniy v novyh ekonomicheskikh usloviyakh [Strategic interaction of russian-chinese relations in the new economic conditions]. Innovation and Investment. (4). 43-45. (in Russian).
Kundius V.A., Pershina E.V. (2023). Strategicheskiy vektor razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Rossii na vneshneekonomicheskom kurse [Strategic vector of development of the agro-industrial complex of Russia on the foreign economic course]. Ekonomika Professiya Biznes. (4). 57-64. (in Russian).
Mastepanov A. (2023). Problemy i perspektivy energeticheskogo sotrudnichestva Rossii so stranami Vostochnoy Azii [Problems and prospects for energy cooperation between Russia and east asian countries]. The Energy Policy. (10 (189)). (in Russian).
Poleschenko D.V., Slobodyanik V.V. (2022). Rossiysko-kitayskie vneshnetorgovye otnosheniya v usloviyakh sanktsiy [Sino-Russian trade relations under sanctions]. Russian Foreign Economic Bulletin. (3). 94-112. (in Russian).
Rodygina N.Yu., Obukhovskaya L.A., Eremeeva E.I., Musikhin V.I. (2022). Sotrudnichestvo Rossii s Kitaem i ego znachenie dlya rosta i razvitiya ekonomiki Rossii [Cooperation between Russia and China and its importance for the growth and development of the Russian economy]. Obrazovanie i pravo. (11). 234-242. (in Russian).
Uyanaev S.V. (2024). Sotrudnichestvo RF i KNR v uglevodorodnoy sfere: vzaimnye interesy, tekushchee sostoyanie, perspektivy [Cooperation between Russia and China in the hydrocarbon sector: mutual interests, current state, prospects]. Vostochnaya Aziya: fakty i analitika. (2). 37-46. (in Russian).
Страница обновлена: 15.04.2025 в 04:28:17