Предпринимательство и бизнес в экономике страны: изменение роли и направлений развития за период 2012-2024 гг. (по материалам Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию)
Абзалилов С.Н.1, Кузнецова Ю.А.2
1 Отдел экономики и предпринимательства, Администрация Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа, Россия
2 Филиал Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева в г. Новокузнецке
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 8 (Август 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69296474
Аннотация:
Предпринимательство, бизнес всегда находятся в центре научных исследований, политике государства и регионов, однако на протяжении различных временных периодов можно зафиксировать изменение фокуса внимания к отдельным составляющим деятельности. Определено, что фокус меняется, если рассматривать два термина «предпринимательство» и «бизнес» раздельно. Особый интерес вызывает позиция главы государства о текущем состоянии и перспективах развития предпринимательства и бизнеса, поскольку точка зрения Президента РФ ложится в основу формирования общего видения о развитии государства в отдельных сферах жизнедеятельности. В статье впервые проанализирована позиция В.В. Путина, изложенная в текстах Посланий Федеральному Собранию за период 2012-2024 гг., для формирования ключевой картины о текущем состоянии и стратегических направлениях деятельности предпринимательства и бизнеса, эмоционального окраса общего контекста изложенной Президентом РФ позиции. Новизна заключается в выявлении увеличения (снижения) внимание главы государства к предпринимательской деятельности и бизнесу. Осуществлена структуризация словесной композиции с терминами «предпринимательство» и «бизнес». Статья будет интересна научным исследователям и специалистам в области разработки и реализации государственной (региональной) политики в области предпринимательской деятельности
Ключевые слова: экономика, государство, предпринимательство, бизнес, роль, направления развития, Послание Президента РФ
JEL-классификация: F01, F02, F15
Введение
Внимание научного сообщества к организации предпринимательской деятельности, управлению предпринимательством, особенностям и факторам его развития с каждым годом усиливается. В частности, это связано с тем, что в различные периоды развития государства на первый план выходили те функции предпринимательства, реализация которых позволит своевременно повысить эффективность факторов производства, максимально удовлетворить потребности населения и наиболее результативно довести до него товары и услуги.
Большинством исследователей признано, что во многом эффективное развитие сферы предпринимательства, усиление его роли и повышение вклада в реализацию социально-экономических задач страны, зависит от внимания и поддержки государства [4, 7, 20, 22]. Определяющая роль государства состоит в стимулировании и регулировании предпринимательской деятельности, вектор формирования которых во многом зависит от содержания ежегодного обращения главы Российской Федерации к парламенту – Послания Президента РФ Федеральному собранию [1, 2, 20]. Послание Федеральному Собранию – программный политико-правовой документ, выражающий видение Президентом стратегических направлений развития государства на ближайшую перспективу [8]. Обращение главы в форме посланий парламенту предусмотрено Конституцией Российской Федерации (статья 84) [6], однако следует отметить, что оно не обладает юридической силой. Тем не менее, результатом выступлений Президента являются специальные постановления, направленные на реализацию важных мероприятий, обозначенных главой государства.
В текстах Посланий можно увидеть использование как термина «предпринимательство», так и «бизнес». Невольно возникает вопрос: одно и то же имеется ввиду, либо разные объекты? Зачастую эти термины подменяют друг друга, но многие исследователи разводят их указывая, что они имеют существенные отличия [3, 5, 21]. Ввиду наличия несомненных отличий в содержании указанных терминов с научной точки зрения, актуальным представляется исследование того, различается (схож) ли их смысл в текстах официальных документов представителей власти.
Целью исследования является структуризация особенностей изменения роли и направлений развития предпринимательства и бизнеса в экономике Российской Федерации с позиции главы государства за период 2012-2024 гг. для формирования ключевой картины об их текущем состоянии и стратегических приоритетах деятельности, эмоционального окраса общего контекста изложенной Президентом РФ позиции. Новизна исследования состоит в используемом подходе для определения особенностей развития предпринимательства и бизнеса по мнению главы государства.
Материалы и методы
В силу того, что в работе рассматривается позиция Президента РФ отдельно в рамках предпринимательства и бизнеса, в таблице 1 отразим существенные отличия этих терминов.
Таблица 1. Ключевые отличия терминов «предпринимательство» и «бизнес»
Характеристика
|
Предпринимательство
|
Бизнес
|
Этимология
слова
|
От
латинского in prehendo– «совершать открытие», «видеть», «осознавать» нечто
|
От
английского business – «дело, занятие» – производное от busy – «деятельный,
занятой»
|
Содержание
деятельности
|
Реализация
новых идей, разработка инноваций
|
Реализация
готовой бизнес-модели
|
Новизна
|
Высокая
|
Чаще
всего низкая
|
Величина
риска
|
Высокая
|
Существенно
ниже
|
Масштаб
деятельности
|
Преимущественно
– мелкий
|
Преимущественно
– крупный
|
Финансовая
основа
|
Преимущественно
– собственные
|
Поддерживается
государством и базируется на имеющихся производственных мощностях
|
В основу проведения исследования положен метод контент-анализа. Объектом контент-анализа являются тексты Посланий Президента Российской Федерации за период 2012-2024 гг. (всего – 11 текстов; далее по тексту – Послания). Единицы анализа – это такие слова, как: «предпринимательство» (код П), «бизнес» (код Б). Количественная составляющая контент-анализа заключается в фиксации общего количества указанных слов в каждом Послании Президента РФ. В данном случае предполагается проверка следующей гипотезы: с увеличением количества указанных слов возрастает внимание государства к предпринимательской деятельности в стране, и, следовательно, увеличении роли предпринимательства в экономике страны. Результаты подсчета будут фиксироваться в следующей рабочей таблице (табл. 2).
Таблица 2. Фиксация количества слов «предпринимательство» и «бизнес» в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию в 2012-2024 гг.
№
п/п |
Послание Президента РФ
|
Коды
|
О – общее количество слов
|
% П
(П*100/О) |
% Б
(Б*100/О) | |
П
|
Б
|
|
|
| ||
1
|
12.12.2012
г.
|
|
|
|
|
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
…
|
11
|
29.02.2024
г.
|
|
|
|
|
|
Средние значения по кодам
|
|
|
|
–
|
–
|
Качественный анализ текстов Посланий заключается в следующем:
1) выявляются слова, которые наиболее часто встречаются вместе с терминами «бизнес» и «предпринимательство»;
2) определяется эмоциональный окрас использования слов «предпринимательство» и «бизнес» (позитивный, негативный, нейтральный);
3) выявляется ключевая позиция главы государства о направлениях развития предпринимательства.
2. Результаты исследования
Анализ текстов Посланий позволил зафиксировать, что большее количество слов – это «бизнес» (табл. 3).
Таблица 3. Фиксация количества слов «предпринимательство» и «бизнес» в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию в 2012-2024 гг.
№
п/п |
Послание Президента РФ
|
Коды
|
О – общее количество слов
|
% П
(П*100/О) |
% Б
(Б*100/О) | |
П
|
Б
| |||||
1
|
12.12.2012 г.
|
4
|
17
|
21
|
19,0
|
81,0
|
2
|
12.12.2013 г.
|
5
|
15
|
20
|
25,0
|
75,0
|
3
|
04.12.2014 г.
|
5
|
11
|
16
|
31,3
|
68,8
|
4
|
03.12.2015 г.
|
10
|
14
|
24
|
41,7
|
58,3
|
5
|
01.12.2016 г.
|
8
|
13
|
21
|
38,1
|
61,9
|
6
|
01.03.2018 г.
|
12
|
10
|
22
|
54,5
|
45,5
|
7
|
20.02.2019 г.
|
8
|
16
|
24
|
33,3
|
66,7
|
8
|
15.01.2020 г.
|
4
|
6
|
10
|
40,0
|
60,0
|
9
|
21.04.2021 г.
|
5
|
14
|
19
|
26,3
|
73,7
|
10
|
21.02.2023 г.
|
8
|
20
|
28
|
28,6
|
71,4
|
11
|
29.02.2024 г.
|
7
|
33
|
40
|
17,5
|
82,5
|
Средние значения по кодам
|
6,9
|
15,4
|
22,3
|
|
|
Однако выявлено, что, во-первых, контекст их использования отличается, но, во-вторых, они часто друг друга взаимозаменяют. Превышение количества слова «предпринимательство» над «бизнес» было лишь единожды: в 2018 г. Если рассматривать крайние точки анализируемого периода, то, в целом, можно сделать вывод об увеличении роли предпринимательства в экономике страны ввиду усиления внимания к нему государства. Но внутри исследуемого периода наблюдается однозначно отрицательная динамика количества слов «бизнес» с 2012 по 2018 гг., и увеличение – с 2020 по 2024 гг. Более, чем в 2 раза, в Посланиях меньше слов «предпринимательство». До 2018 г. видна неоднозначная динамика (но, рассматривая крайние 2012 и 2018 гг. выявлен их прирост в 3 раза); к 2024 г. зафиксировано снижение количества слов. Далее рассмотрим особенности текстов в разрезе каждого года.
Анализ текста Послания 2012 г. позволил выявить, что «предпринимательство» встречается как в резко негативном, так и позитивном контексте:
– «…предпринимателей часто упрекают в не патриотичности» (речь идет об офшорном характере российской экономики);
– «… возможно утверждение широкого общественного уважения к предпринимательскому сословию» (Президент РФ указывает на необходимость работы бизнеса на личный, общественный и государственный успех) [9]. Как видно, термины «предпринимательство» и «бизнес» взаимозаменяют друг друга.
«Предпринимательство» также зафиксировано в контексте реализации национальной предпринимательской инициативы.
«Бизнес» встречается вместе с такими отдельными глаголами, прилагательными и словосочетаниями, как «строить», «не должна пользоваться привилегиями от близости к власти», «отказаться от презумпции виновности», «сделать патриотичным», «наилучшим бизнес-климатом». По мнению главы государства «граждане, достигшие выдающихся результатов в … бизнесе… должны быть известны обществу и поддержаны государством», «развитие малого и среднего бизнеса – это ключевые вопросы», «стержнем нашей экономической политики должна стать конкурентоспособность всех ключевых факторов ведения бизнеса». Первоочередным шагом в развития бизнеса на муниципальном уровне видится передача основной массы налогов от малого бизнеса, а также включение бизнеса в структуру управления теми университетами, которые тесно сотрудничают с крупнейшими предприятиями регионов.
Наиболее часто в 2012 г. «предпринимательство» соседствовало со словом «инициатива», «бизнес» – «развитие», «работать», «патриотичный» (табл. 4).
Таблица 4. Ключевые слова и словосочетания, встречающиеся вместе с терминами «предпринимательство» и «бизнес» в Посланиях 2012-2024 гг.*
№
п/п |
Послание Президента РФ
|
Предпринимательство
|
Бизнес
|
1
|
12.12.2012
г.
|
Инициатива.
|
Развитие.
Работать. Патриотичный.
|
2
|
12.12.2013
г.
|
Поддержка
участия. Инициатива.
|
Востребованность.
Чего не хватает бизнесу. Благоприятное ведение.
|
3
|
04.12.2014
г.
|
Ценность.
Стабильное законодательство. Предсказуемые правила. Комфортный режим.
Развитие.
|
Партнерство.
Диалог. Ограничения. Совместное решение проблем. Развитие. Закупки.
|
4
|
03.12.2015
г.
|
Инициатива.
Успех. Свобода. Судебные дела. Востребованность.
|
Преступность.
Террористы. Равенство. Неизменность. Условия. Добросовестность. Потеря.
Сложность.
|
5
|
01.12.2016
г.
|
Объединение.
Ценности. Инициативы. Развитие. Включенность в реализацию. Право.
Злоупотребление. Нарушение. Незаконный. Препятствие.
|
Детские
технопарки. Поддержка. Предсказуемые правила. Условия. Сервисы. Нарушения.
Честность. Давление. Кредитование. Отсутствие конкуренции. Отсутствие
барьеров.
|
6
|
01.03.2018
г.
|
Вклад.
Развитие. Резерв. Трудность доступа. Высокий уровень. Поддержка. Упрощение.
Уважение.
|
Перспективы.
Предсказуемость. Адаптация. Кредит. Отсутствие коренных изменений. Вклад.
Современные кадры.
|
7
|
20.02.2019
г.
|
Ответственность.
Свобода. Инициатива. Возбуждение дел. Потеря дела. Давление. Обращения.
|
Участие
в проектах. Результат. Качественный рост. Инициативы. Конкурентоспособность.
Добросовестный. Давление. Возможности.
|
8
|
15.01.2020
г.
|
Развитие.
Размытие норм права. Свобода.
|
Взаимодействие.
Развитие университетов. Неизменность условий. Удобство. Упрощение.
Окупаемость.
|
9
|
21.04.2021
г.
|
Поощрение.
Инициатива. Талант. Улучшение среды.
|
Борьба
с инфекцией. Риски. Инвестиционная активность. Инкубаторы. Качество жизни.
Экологическая модернизация. Ответственность. Реализация. Поддержка. Прибыль.
Единая логика.
|
10
|
21.02.2023
г.
|
Долг.
Содействие в получении помощи. Совместная работа. Поддержка. Содействие в
решении проблем. Свобода. Изменения. Родина. Единение.
|
Передовые
разработки. Поддержка. Перестройка логистики. Оперативность принятия решений.
Партнерская работа. Быстрая адаптация. Развитие. Независимость. Перестройка
жизни. Благо страны.
|
11
|
29.02.2024
г.
|
Прямое
общение. Напряженная работа. Враждебные действия. Патриотическая позиция.
Защита прав. Молодые предприниматели.
|
Поддержка.
Вложения. Инвестиции бизнеса. Технологический приоритет. Вывод средств.
Неприкосновенность собственности. Вклад. Доход. Эффективность. Дробление.
Кредитные каникулы. Взаимодействие. Проактивность. Стимулирование.
|
Составлено авторами
Общее количество анализируемых слов в Послании 2013 года уменьшилось. «Предпринимательство» встречается в тексте в предложениях следующего содержания: привлечение предпринимательского класса к участию в жизни страны. Негативный окрас имеет следующий контекст: «избыточное внимание к предпринимателям со стороны разного рода контролеров» [10].
Важными направлениями развития предпринимательства указаны развитие процесса оплаты налогов и страховых взносов по принципу «одного окна», привлечение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями иностранных работников на основе патента, реализация национальной предпринимательской инициативы.
Анализ слова «бизнес» в тексте Послания 2013 года позволил выявить нейтральное содержание по следующим позициям: «взаимная ответственность государства, общества, бизнеса, каждого гражданина»; «развитие реальной конкуренции, открытие бюджетной сферы для НКО и социально ориентированного бизнеса». Положительное – «привлечение бизнеса для совершенствования профессионального образования», «совместная системная работа с бизнес-сообществом по улучшению делового климата», «создание бизнес-инкубаторов» [10].
В части развития бизнеса, по мнению Президента РФ В.В. Путина важно, чтобы «работал принцип софинансирования проектов со стороны государства, и со стороны бизнеса», «энергично, совместно с бизнесом, решен вопрос о построении современной системы технического и экологического регулирования». Необходимо адресное содействие малому и среднему бизнесу, но для достижения стратегических целей требуется направление ресурсов как государства, так и частного бизнеса.
Еще больше уменьшилось количество терминов в Посланиях к 2014 году. Предпринимательство позиционируется как «базовая, консервативная ценность» [11]. Однако транслируемая Президентом РФ позиция предпринимателей о «необходимости стабильного законодательства и предсказуемых правил» воспринимается как негативная. В целях развития малого и среднего предпринимательства Президент РФ анонсировал необходимость расширения закупок госкомпаний, чьи финансовые ресурсы станут «источником для развития отечественного предпринимательства».
Перспектива взаимодействия государства и бизнеса раскрывается через партнерство и равноправный диалог. В 2014 году продолжилась тема снятия излишнего контроля и надзора за предпринимателями, ограничений с бизнеса. Негативный контекст имеет представленная информация о позициях бизнеса на международном пространстве. Позиция главы государства заключается в необходимости совместного с бизнесом повышения качества правоприменения по улучшению делового климата и распространению лучших практик в регионах страны, а также увеличении государственных закупок у бизнеса. Позитивную окраску имеет тезис Президента РФ о создании условий для бизнеса в Крыму. Особое внимание в Послании 2014 года уделено необходимости развития передовых разработок [11].
В 2015 году зафиксировано увеличение внимания к предпринимательству. Первое появление в тексте термина «предпринимательство» имеет положительную окраску: главой государства зафиксирована успешная реализация национальной предпринимательской инициативы. По мнению В. В. Путина главным вопросом на ближайшую перспективу становится обеспечение свободы предпринимательства и развитие импортозамещения [12].
Наряду с увеличением внимания к развитию предпринимательства выявлено увеличение доли негативно окрашенных частей текста Послания. В частности, речь идет о возбуждении уголовных дел по экономическим составам, уголовных делах и потере бизнеса вследствие расследования.
В 2016 году «предпринимательство» рассматривается в контексте совместной работы граждан, сплоченности вокруг патриотических ценностей, воплощения предпринимательских инициатив. При этом граждане должны быть уверены, что для этого им будут обеспечены соответствующие возможности [13].
Позиция главы государства относительно развития предпринимательства в 2016 году касается необходимости пополнения капитала Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства, включенности предпринимательства в разработку и реализацию плана действий по экономическому росту до 2025 года, обновления правовой базы в сфере предпринимательства, совершенствования деятельности контрольно-надзорных органов, а также «исключения трактовки работы самозанятых граждан как незаконной предпринимательской деятельности» [13]. Положительный оттенок имеет заявление Президента РФ о работе над законопроектом, который «значительно усиливает уголовную ответственность правоохранителей за фабрикацию дел, в том числе с целью помешать работе предпринимателей».
Следует отметить, что в анализируемом году позиция главы государства относительно состояния и направлений развития бизнеса связана с необходимостью его подключения к деятельности по воспитанию культуры исследовательской и инженерной работы, развитию детских технопарков. Однако обозначено, что прежде, чем развивать бизнес, следует «четко определить, какой вклад в экономический рост» оно принесет. Наряду с этим важно сформировать «предсказуемые правила ведения бизнеса». Сохраняется задача по снижению злоупотреблений контрольными органами, в частности, отмены тех инструкций, которые «…не влияют на качество услуг…, но при этом по руками и ногам связывают бизнес».
Интересными представляются имеющиеся в тексте Послания сопоставления «если…, то»: если честно трудиться или быть честным бизнесменом, то государство и общество будет на его стороне; если обеспечить дифференцированное регулирование банковской системы, то малый бизнес не будет испытывать конкуренцию за кредитные ресурсы.
В Послании 2018 года приведена четкая количественно измеримая цель развития малого предпринимательства как по доле в ВВП, так и по числу занятых [14]. Текст пронизан общей идеей позиционирования предпринимательства как резерва экономического развития страны, для чего необходимо преодолеть «трудность получения доступа к финансовым ресурсам», «обеспечить высочайший уровень предпринимательских свобод», «поддержать начинающих предпринимателей». По мнению главы государства предпринимателям, которые используют цифровые сервисы и контрольно-кассовую технику, следует упростить отчетность, либо освободить от нее. Значение придается необходимости роста уважения к предпринимательскому труду.
Что касается «бизнеса», то в 2018 году Президент РФ предложил «развернуть масштабную программу пространственного развития России», которая откроет «новые экономические и социальные перспективы … для малого бизнеса» [14]. В условиях новой «макроэкономической реальности», сформированной в России, для бизнеса важными составляющими становятся предсказуемость в работе, более дешевый кредит, возможность адаптации к новым условиям. Сохранена линия на необходимость пресечения давления на бизнес со стороны власти и правоохранительных органов. Однако главой государства вновь представлен тезис о том, что бизнес указывает на отсутствие коренных изменений в данной области деятельности.
Еще одна существенная позиция Президента РФ – это содействие расширению небольшого бизнеса, но при одновременном усилении внимания к их прорывной производственной деятельности. В том числе для этого необходимо обеспечить продвижение современных профессиональных кадров.
2019 год ознаменован вниманием Президента РФ к таким составляющим развития предпринимательства, как:
если обеспечить качественную занятость и свободу для предпринимательства, то можно добиться устойчивого повышения оплаты труда;
если избавиться от всего того, что ограничивает свободу и инициативу предпринимательства, то можно добиться достижения масштабных государственных целей [15].
Впервые в тексте обозначена необходимость решения вопроса пресечения деятельности «мутных контор», которые наживаются на деятельности в области коммунальных услуг. Прозвучал призыв к более активному участию бизнеса в проектах по развитию рынка газомоторного топлива.
Важно отметить, что вновь озвучена необходимость усиления внимания к небольшому бизнесу, чья деятельность напрямую зависит от экономического положения страны. По мнению главы государства в стране формируется «колоссальный гарантированный спрос на промышленную и высокотехнологичную продукцию» [15]. При этом существуют исторические возможности для качественного роста российского бизнеса в соответствующих отраслях. Впервые речь ведется про выход на внешние рынка как инструмент роста эффективности и конкурентоспособности бизнеса.
В 2019 году продолжилась линия о необходимости ликвидации процессов преследования добросовестного бизнеса. Внесено предложение о создании цифровой платформы, на которой можно было размещать информации о давлении на бизнес публично.
За 11 лет 2020 год стал единственным годом, когда было зафиксировано минимальное количество слов «предпринимательство» и «бизнес» в тексте Послания: 4 и 6 соответственно [16]. «Предпринимательство» находилось в следующем контексте: размытость норм уголовного права по экономическим составам преступлений, обеспечение свободы для работы, научного и инновационного поиска. «Бизнес» – в контексте необходимости развития системы образования вместе с бизнесом, несменяемости налоговых условий в течение 6 лет, упрощения его работы вследствие завершения реформы контрольно-надзорной деятельности, а также приоритетности поддержки окупаемых проектов, которые снимают инфраструктурные ограничения для территорий.
С 2021 года зафиксирован ежегодный существенный прирост искомых слов в тексте Посланий, достигнув своего максимума за 11 лет к 2024 году [17]. Общий окрас текста 2021 года в части описания предпринимательства является достаточно позитивным: поощрение предпринимательских инициатив, стимулирование частных инвестиций, поддержка таланта предпринимателя, налаживание международного диалога, улучшение предпринимательской среды. В исследуемом году отсутствует тезис главы государства об излишнем надзоре и контроле, а также необходимости пресечения неправомерных действий представителей власти и правоохранительных органов.
«Бизнес» отмечен с положительной точки зрения вклада в борьбу с коронавирусом, гибкой и оперативной перестройки производства, открытия бизнес-инкубаторов, нацеленности на повышение качества жизни населения, усиления ответственности в период влияния негативных внешних факторов. Ключевая позиция Президента РФ – это стимулирование инвестиционной активности через снижение рисков ведения бизнеса, поддержка проектов по экологической модернизации предприятий, развитии системы поддержки частных инвестиций, донастройка налогового законодательства [17].
Следующее Послание состоялось в 2023 году. Окрас Послания соответствует текущей ситуации СВО. О предпринимательстве говорится исключительно в положительном контексте, а именно: с позиции благодарности за выполняемый долг и работу в «прифронтовых условиях», поддержку участников СВО, удержания эффективной деятельности в условиях санкционных ограничений [18]. По словам главы государства именно малое и среднее предпринимательство сыграло огромную роль в недопущении влияния на экономику возникающих рисков, а в качестве важнейшего элемента экономического суверенитета им признана свобода предпринимательства. Предприниматели приравнены к «бойцам в бизнесе», которые меняют жизнь не только вокруг себя, но и в своей стране.
Именно в Послании 2023 года Президентом России анонсировано создание специального государственного фонда, который, деятельность которого, среди прочих задач, будет нацелена на помощь в предпринимательстве участникам СВО и их семьям [18].
Слово «бизнес» встречается в контексте подключения к выполнению государственного оборонного заказа в секторе высоких технологий, возможностей быстрой адаптации к быстро меняющейся конъюнктуре, наличию в стране талантливого молодого поколения, которое готово работать в бизнесе. Также следует отметить положительный характер следующего описания: бизнес «перестроил логистику, укрепил связи с ответственными, предсказуемыми партнерами», быстро принимал эффективные решения.
Президент РФ обозначил несколько направлений развития партнерской работы государства, регионов и бизнеса: расширение перспективных внешнеэкономических связей, выстраивание новых логистических коридоров, развитие инфраструктуры Сибири, Арктики и Дальнего Востока, расширение технологических возможностей экономики страны и др. Для реализации этих проектов главой государства обозначена необходимость принятия системных мер поддержки бизнеса, использования творческого подхода для формирования системы налогообложения [18]. Важна следующая позиция Президента России – в ключевых отраслях экономики бизнес должен иметь российскую юрисдикцию, а тяга бизнеса к легким деньгам на основе продажи ресурсов должна быть изменена. Существенен для будущего развития бизнеса и посыл главы государства бизнесменам о необходимости перестройки своей жизни и работы в сложных условиях развития экономики страны.
Негативного контекста в тексте Послания не зафиксировано.
Впервые в 2024 году главой государства обозначено, что Послание как взгляд в будущее, сформировано, в том числе, после прямого взаимодействия с предпринимателями, которым Президент выражает благодарность за «напряженную работу в интересах России» и указывает на необходимость защиты прав предпринимателей. Впервые за 11 лет в Послании указано, что в стране на 20% выросло число молодых предпринимателей в возрасте до 25 лет [19].
По отношению к бизнесу положительный оттенок имеет тезис Президента России об оказываемой бизнесом помощи бойцам и их семьям. Однако впервые Президентом РФ высказано мнение о том, что необходима не только помощь бизнесу от государства, но и увеличение вложений бизнеса в экономическое развитие страны, в частности, в исследования и разработки.
Ключевое направление развития, выделенное главой государства – это развитие индустриальных парков, резидентами которых, преимущественно, должен стать малый и средний бизнес. В 2024 году повторилась точка зрения Президента РФ о необходимости работы бизнеса в российской юрисдикции, а также его патриотическом настрое [19]. Кроме того, Президент РФ указал на существенно увеличивающийся вклад малого и среднего бизнеса в экономический рост, а также необходимость повышения его эффективности и увеличение качественных показателей.
Также впервые в Послании речь идет о необходимости пресечения так называемого дробления бизнеса, когда для избегания роста налоговых платежей его делят на части. Можно сказать, что главой государства разработана некая формула для производственных предприятий: динамичное развитие бизнеса = качество роста = развитие высоких технологий + смягчение налогового режима.
Еще одним ключевым направлением выделено развитие цифровых платформ для «оптимального построения взаимодействия граждан, бизнеса и государства между собой», а также создание стимулов для бизнеса. Отдельно для развития выделяются такие сферы как сельское хозяйство и экология.
Результаты и выводы
1. Максимальное внимание главы государства к предпринимательству и бизнесу в тексте Посланий зафиксировано в 2024 году, минимальное – в 2020 году. Следовательно, в большей мере речь идет о содействии развитию готовых решений, нежели чем о возникновении новых, инновационных идей и их тиражировании. В подавляющем объеме текстов предпринимательство и бизнес – одно и то же (о чем говорит, в частности, наличие двух слов в одном предложении, присутствующих в тексте в едином контексте).
2. За 11 лет чаще всего с термином «предпринимательство» встречались такие слова, как «инициатива», «право», «незаконный», «поддержка». До 2021 года прослеживалась следующая тематическая нить: на сферу предпринимательство оказывается излишнее давление со стороны представителей власти и правоохранительных органов, и, в том числе поэтому, предпринимателям требуется поддержка. В 2023-2024 гг. «предпринимательство» упоминалось в контексте необходимости выражения патриотической позиции, единения и совместной деятельности в решении современных проблем общества.
3. Набор слов, появляющихся в тексте с термином «бизнес», существенно разнообразнее. В текстах Посланий 2012-2020 гг. можно выделить несколько следующих смысловых линий: содействие снятию ограничений и барьеров в деятельности бизнесменов, повышение предсказуемости условий ведения бизнеса, стремление к обеспечению качественного роста деятельности и его окупаемости. Отдельно выделяется точка зрения главы государства относительно необходимости включения бизнеса в деятельность университетов. В 2021 г. роль бизнеса определена включенностью в борьбу с коронавирусной инфекцией. В Посланиях 2023-2024 гг. выявлена необходимость пресечения таких условий для ведения бизнеса, которые влияют на формирование противоправных схем; выделена решающая роль бизнеса в обеспечении независимости и эффективного развития страны.
4. Роль предпринимательства (бизнеса) претерпела изменение: от формы организации деятельности, которой обязательно необходима постоянная масштабная поддержка государства, до той, которая способна осуществлять большой вклад в развитие экономики страны, и сама может оказывать государству существенную поддержку.
5. Начиная с 2012 года постоянным в Послании был тезис о необходимости работы с системой надзора и контроля, пресечения неправомерных действий правоохранительных органов и представителей власти. Причем в 2018 году глава государства впервые озвучил мнение бизнесменов о том, что в данном направлении коренных изменений не происходит.
6. В условиях сложной геополитической обстановки, санкционных ограничений, реализации специальной военной операции появилась точка зрения главы государства о том, что в ключевых отраслях экономики бизнес должен иметь российскую юрисдикцию. Общая тематическая нить: несмотря на невзгоды бизнес становится сильнее, но надо усилить внимание к высоким технологиям.
7. На основе обобщения обозначенных Президентом РФ направлений развития предпринимательства и бизнеса, ключевыми за весь анализируемый период, явились: включение бизнеса в структуру управления университетами, активно сотрудничающими с крупными предприятиями; развитие передовых разработок и импортозамещения; увеличение направлений (в том числе, видов экономической деятельности), в которые необходимо включить малый и средний бизнес; содействие выходу на внешние рынки, а также включение их в деятельность объектов инновационной инфраструктуры.
Источники:
2. Дмитриев Ю.А. Приоритеты развития государственной поддержки предпринимательства // Новая экономика и региональная наука. – 2016. – № 3 (6). – c. 79-81.
3. Игнатова И.В. Предпринимательство и бизнес: терминологическая дифференциация // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. – № 6(25). – p. 63.
4. Колпакиди Д.В. Развитие малого и среднего предпринимательства на региональном уровне: исполнение национальных проектов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2023. – № 6-2(144). – c. 52-62.
5. Коновалова С.И. К вопросу об определении понятий: малое предпринимательство, малый бизнес, предпринимательство, бизнес, самозанятость // Социальные взаимодействия в транзитивном обществе: сборник научных трудов. Новосибирск, 2014. – c. 54-60.
6. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 14.03.2020). СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 10.06.2024).
7. Королева Н.Ш., Усманов Э.Р., Осипов А.Л. Государственные инициативы по помощи малому бизнесу: опыт России // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – № 3 (144). – c. 19-24.
8. Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages (дата обращения: 11.06.2024).
9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/17118 (дата обращения: 11.06.2024).
10. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/19825 (дата обращения: 11.06.2024).
11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/47173 (дата обращения: 11.06.2024).
12. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/50864 (дата обращения: 11.06.2024).
13. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 13 декабря 2016 г. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/53379 (дата обращения: 11.06.2024).
14. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/56957 (дата обращения: 02.06.2024).
15. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/59863 (дата обращения: 03.06.2024).
16. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/62582 (дата обращения: 11.06.2024).
17. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 г. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/65418 (дата обращения: 12.06.2024).
18. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 г. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/70565 (дата обращения: 12.06.2024).
19. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 г. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/73585 (дата обращения: 13.06.2024).
20. Ратникова И.П. Государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства РФ // Экономика и предпринимательство. – 2024. – № 2 (163). – c. 873-875.
21. Халматжанова Г.Д., Холматов Д.П. Предпринимательство - основа экономики // Проблемы экономики. – 2007. – № 3. – c. 32-33.
Страница обновлена: 03.12.2024 в 12:56:26