Предпринимательство и бизнес в экономике страны: изменение роли и направлений развития за период 2012-2024 гг. (по материалам Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию)

Абзалилов С.Н.1, Кузнецова Ю.А.2
1 Отдел экономики и предпринимательства, Администрация Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа, Россия
2 Филиал Кузбасского государственного технического университета имени Т.Ф. Горбачева в г. Новокузнецке

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 8 (Август 2024)

Цитировать:
Абзалилов С.Н., Кузнецова Ю.А. Предпринимательство и бизнес в экономике страны: изменение роли и направлений развития за период 2012-2024 гг. (по материалам Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию) // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 8. – С. 4067-4082. – doi: 10.18334/epp.14.8.121510.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=69296474

Аннотация:
Предпринимательство, бизнес всегда находятся в центре научных исследований, политике государства и регионов, однако на протяжении различных временных периодов можно зафиксировать изменение фокуса внимания к отдельным составляющим деятельности. Определено, что фокус меняется, если рассматривать два термина «предпринимательство» и «бизнес» раздельно. Особый интерес вызывает позиция главы государства о текущем состоянии и перспективах развития предпринимательства и бизнеса, поскольку точка зрения Президента РФ ложится в основу формирования общего видения о развитии государства в отдельных сферах жизнедеятельности. В статье впервые проанализирована позиция В.В. Путина, изложенная в текстах Посланий Федеральному Собранию за период 2012-2024 гг., для формирования ключевой картины о текущем состоянии и стратегических направлениях деятельности предпринимательства и бизнеса, эмоционального окраса общего контекста изложенной Президентом РФ позиции. Новизна заключается в выявлении увеличения (снижения) внимание главы государства к предпринимательской деятельности и бизнесу. Осуществлена структуризация словесной композиции с терминами «предпринимательство» и «бизнес». Статья будет интересна научным исследователям и специалистам в области разработки и реализации государственной (региональной) политики в области предпринимательской деятельности

Ключевые слова: экономика, государство, предпринимательство, бизнес, роль, направления развития, Послание Президента РФ

JEL-классификация: F01, F02, F15



Введение

Внимание научного сообщества к организации предпринимательской деятельности, управлению предпринимательством, особенностям и факторам его развития с каждым годом усиливается. В частности, это связано с тем, что в различные периоды развития государства на первый план выходили те функции предпринимательства, реализация которых позволит своевременно повысить эффективность факторов производства, максимально удовлетворить потребности населения и наиболее результативно довести до него товары и услуги.

Большинством исследователей признано, что во многом эффективное развитие сферы предпринимательства, усиление его роли и повышение вклада в реализацию социально-экономических задач страны, зависит от внимания и поддержки государства [4, 7, 20, 22]. Определяющая роль государства состоит в стимулировании и регулировании предпринимательской деятельности, вектор формирования которых во многом зависит от содержания ежегодного обращения главы Российской Федерации к парламенту – Послания Президента РФ Федеральному собранию [1, 2, 20]. Послание Федеральному Собранию – программный политико-правовой документ, выражающий видение Президентом стратегических направлений развития государства на ближайшую перспективу [8]. Обращение главы в форме посланий парламенту предусмотрено Конституцией Российской Федерации (статья 84) [6], однако следует отметить, что оно не обладает юридической силой. Тем не менее, результатом выступлений Президента являются специальные постановления, направленные на реализацию важных мероприятий, обозначенных главой государства.

В текстах Посланий можно увидеть использование как термина «предпринимательство», так и «бизнес». Невольно возникает вопрос: одно и то же имеется ввиду, либо разные объекты? Зачастую эти термины подменяют друг друга, но многие исследователи разводят их указывая, что они имеют существенные отличия [3, 5, 21]. Ввиду наличия несомненных отличий в содержании указанных терминов с научной точки зрения, актуальным представляется исследование того, различается (схож) ли их смысл в текстах официальных документов представителей власти.

Целью исследования является структуризация особенностей изменения роли и направлений развития предпринимательства и бизнеса в экономике Российской Федерации с позиции главы государства за период 2012-2024 гг. для формирования ключевой картины об их текущем состоянии и стратегических приоритетах деятельности, эмоционального окраса общего контекста изложенной Президентом РФ позиции. Новизна исследования состоит в используемом подходе для определения особенностей развития предпринимательства и бизнеса по мнению главы государства.

Материалы и методы

В силу того, что в работе рассматривается позиция Президента РФ отдельно в рамках предпринимательства и бизнеса, в таблице 1 отразим существенные отличия этих терминов.

Таблица 1. Ключевые отличия терминов «предпринимательство» и «бизнес»

Характеристика
Предпринимательство
Бизнес
Этимология слова
От латинского in prehendo– «совершать открытие», «видеть», «осознавать» нечто
От английского business – «дело, занятие» – производное от busy – «деятельный, занятой»
Содержание деятельности
Реализация новых идей, разработка инноваций
Реализация готовой бизнес-модели
Новизна
Высокая
Чаще всего низкая
Величина риска
Высокая
Существенно ниже
Масштаб деятельности
Преимущественно – мелкий
Преимущественно – крупный
Финансовая основа
Преимущественно – собственные
Поддерживается государством и базируется на имеющихся производственных мощностях
Составлено авторами на основе [1-5, 7, 20]

В основу проведения исследования положен метод контент-анализа. Объектом контент-анализа являются тексты Посланий Президента Российской Федерации за период 2012-2024 гг. (всего – 11 текстов; далее по тексту – Послания). Единицы анализа – это такие слова, как: «предпринимательство» (код П), «бизнес» (код Б). Количественная составляющая контент-анализа заключается в фиксации общего количества указанных слов в каждом Послании Президента РФ. В данном случае предполагается проверка следующей гипотезы: с увеличением количества указанных слов возрастает внимание государства к предпринимательской деятельности в стране, и, следовательно, увеличении роли предпринимательства в экономике страны. Результаты подсчета будут фиксироваться в следующей рабочей таблице (табл. 2).

Таблица 2. Фиксация количества слов «предпринимательство» и «бизнес» в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию в 2012-2024 гг.


п/п
Послание Президента РФ
Коды
О – общее количество слов
% П
(П*100/О)
% Б
(Б*100/О)
П
Б



1
12.12.2012 г.












11
29.02.2024 г.





Средние значения по кодам





Составлено авторами

Качественный анализ текстов Посланий заключается в следующем:

1) выявляются слова, которые наиболее часто встречаются вместе с терминами «бизнес» и «предпринимательство»;

2) определяется эмоциональный окрас использования слов «предпринимательство» и «бизнес» (позитивный, негативный, нейтральный);

3) выявляется ключевая позиция главы государства о направлениях развития предпринимательства.

2. Результаты исследования

Анализ текстов Посланий позволил зафиксировать, что большее количество слов – это «бизнес» (табл. 3).

Таблица 3. Фиксация количества слов «предпринимательство» и «бизнес» в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию в 2012-2024 гг.


п/п
Послание Президента РФ
Коды
О – общее количество слов
% П
(П*100/О)
% Б
(Б*100/О)
П
Б
1
12.12.2012 г.
4
17
21
19,0
81,0
2
12.12.2013 г.
5
15
20
25,0
75,0
3
04.12.2014 г.
5
11
16
31,3
68,8
4
03.12.2015 г.
10
14
24
41,7
58,3
5
01.12.2016 г.
8
13
21
38,1
61,9
6
01.03.2018 г.
12
10
22
54,5
45,5
7
20.02.2019 г.
8
16
24
33,3
66,7
8
15.01.2020 г.
4
6
10
40,0
60,0
9
21.04.2021 г.
5
14
19
26,3
73,7
10
21.02.2023 г.
8
20
28
28,6
71,4
11
29.02.2024 г.
7
33
40
17,5
82,5
Средние значения по кодам
6,9
15,4
22,3


Составлено авторами

Однако выявлено, что, во-первых, контекст их использования отличается, но, во-вторых, они часто друг друга взаимозаменяют. Превышение количества слова «предпринимательство» над «бизнес» было лишь единожды: в 2018 г. Если рассматривать крайние точки анализируемого периода, то, в целом, можно сделать вывод об увеличении роли предпринимательства в экономике страны ввиду усиления внимания к нему государства. Но внутри исследуемого периода наблюдается однозначно отрицательная динамика количества слов «бизнес» с 2012 по 2018 гг., и увеличение – с 2020 по 2024 гг. Более, чем в 2 раза, в Посланиях меньше слов «предпринимательство». До 2018 г. видна неоднозначная динамика (но, рассматривая крайние 2012 и 2018 гг. выявлен их прирост в 3 раза); к 2024 г. зафиксировано снижение количества слов. Далее рассмотрим особенности текстов в разрезе каждого года.

Анализ текста Послания 2012 г. позволил выявить, что «предпринимательство» встречается как в резко негативном, так и позитивном контексте:

– «…предпринимателей часто упрекают в не патриотичности» (речь идет об офшорном характере российской экономики);

– «… возможно утверждение широкого общественного уважения к предпринимательскому сословию» (Президент РФ указывает на необходимость работы бизнеса на личный, общественный и государственный успех) [9]. Как видно, термины «предпринимательство» и «бизнес» взаимозаменяют друг друга.

«Предпринимательство» также зафиксировано в контексте реализации национальной предпринимательской инициативы.

«Бизнес» встречается вместе с такими отдельными глаголами, прилагательными и словосочетаниями, как «строить», «не должна пользоваться привилегиями от близости к власти», «отказаться от презумпции виновности», «сделать патриотичным», «наилучшим бизнес-климатом». По мнению главы государства «граждане, достигшие выдающихся результатов в … бизнесе… должны быть известны обществу и поддержаны государством», «развитие малого и среднего бизнеса – это ключевые вопросы», «стержнем нашей экономической политики должна стать конкурентоспособность всех ключевых факторов ведения бизнеса». Первоочередным шагом в развития бизнеса на муниципальном уровне видится передача основной массы налогов от малого бизнеса, а также включение бизнеса в структуру управления теми университетами, которые тесно сотрудничают с крупнейшими предприятиями регионов.

Наиболее часто в 2012 г. «предпринимательство» соседствовало со словом «инициатива», «бизнес» – «развитие», «работать», «патриотичный» (табл. 4).

Таблица 4. Ключевые слова и словосочетания, встречающиеся вместе с терминами «предпринимательство» и «бизнес» в Посланиях 2012-2024 гг.*


п/п
Послание Президента РФ
Предпринимательство
Бизнес
1
12.12.2012 г.
Инициатива.
Развитие. Работать. Патриотичный.
2
12.12.2013 г.
Поддержка участия. Инициатива.
Востребованность. Чего не хватает бизнесу. Благоприятное ведение.
3
04.12.2014 г.
Ценность. Стабильное законодательство. Предсказуемые правила. Комфортный режим. Развитие.
Партнерство. Диалог. Ограничения. Совместное решение проблем. Развитие. Закупки.
4
03.12.2015 г.
Инициатива. Успех. Свобода. Судебные дела. Востребованность.
Преступность. Террористы. Равенство. Неизменность. Условия. Добросовестность. Потеря. Сложность.
5
01.12.2016 г.
Объединение. Ценности. Инициативы. Развитие. Включенность в реализацию. Право. Злоупотребление. Нарушение. Незаконный. Препятствие.
Детские технопарки. Поддержка. Предсказуемые правила. Условия. Сервисы. Нарушения. Честность. Давление. Кредитование. Отсутствие конкуренции. Отсутствие барьеров.
6
01.03.2018 г.
Вклад. Развитие. Резерв. Трудность доступа. Высокий уровень. Поддержка. Упрощение. Уважение.
Перспективы. Предсказуемость. Адаптация. Кредит. Отсутствие коренных изменений. Вклад. Современные кадры.
7
20.02.2019 г.
Ответственность. Свобода. Инициатива. Возбуждение дел. Потеря дела. Давление. Обращения.
Участие в проектах. Результат. Качественный рост. Инициативы. Конкурентоспособность. Добросовестный. Давление. Возможности.
8
15.01.2020 г.
Развитие. Размытие норм права. Свобода.
Взаимодействие. Развитие университетов. Неизменность условий. Удобство. Упрощение. Окупаемость.
9
21.04.2021 г.
Поощрение. Инициатива. Талант. Улучшение среды.
Борьба с инфекцией. Риски. Инвестиционная активность. Инкубаторы. Качество жизни. Экологическая модернизация. Ответственность. Реализация. Поддержка. Прибыль. Единая логика.
10
21.02.2023 г.
Долг. Содействие в получении помощи. Совместная работа. Поддержка. Содействие в решении проблем. Свобода. Изменения. Родина. Единение.
Передовые разработки. Поддержка. Перестройка логистики. Оперативность принятия решений. Партнерская работа. Быстрая адаптация. Развитие. Независимость. Перестройка жизни. Благо страны.
11
29.02.2024 г.
Прямое общение. Напряженная работа. Враждебные действия. Патриотическая позиция. Защита прав. Молодые предприниматели.
Поддержка. Вложения. Инвестиции бизнеса. Технологический приоритет. Вывод средств. Неприкосновенность собственности. Вклад. Доход. Эффективность. Дробление. Кредитные каникулы. Взаимодействие. Проактивность. Стимулирование.
* – слова представлены в таблице последовательно от начала текста Посланий до их окончания

Составлено авторами

Общее количество анализируемых слов в Послании 2013 года уменьшилось. «Предпринимательство» встречается в тексте в предложениях следующего содержания: привлечение предпринимательского класса к участию в жизни страны. Негативный окрас имеет следующий контекст: «избыточное внимание к предпринимателям со стороны разного рода контролеров» [10].

Важными направлениями развития предпринимательства указаны развитие процесса оплаты налогов и страховых взносов по принципу «одного окна», привлечение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями иностранных работников на основе патента, реализация национальной предпринимательской инициативы.

Анализ слова «бизнес» в тексте Послания 2013 года позволил выявить нейтральное содержание по следующим позициям: «взаимная ответственность государства, общества, бизнеса, каждого гражданина»; «развитие реальной конкуренции, открытие бюджетной сферы для НКО и социально ориентированного бизнеса». Положительное – «привлечение бизнеса для совершенствования профессионального образования», «совместная системная работа с бизнес-сообществом по улучшению делового климата», «создание бизнес-инкубаторов» [10].

В части развития бизнеса, по мнению Президента РФ В.В. Путина важно, чтобы «работал принцип софинансирования проектов со стороны государства, и со стороны бизнеса», «энергично, совместно с бизнесом, решен вопрос о построении современной системы технического и экологического регулирования». Необходимо адресное содействие малому и среднему бизнесу, но для достижения стратегических целей требуется направление ресурсов как государства, так и частного бизнеса.

Еще больше уменьшилось количество терминов в Посланиях к 2014 году. Предпринимательство позиционируется как «базовая, консервативная ценность» [11]. Однако транслируемая Президентом РФ позиция предпринимателей о «необходимости стабильного законодательства и предсказуемых правил» воспринимается как негативная. В целях развития малого и среднего предпринимательства Президент РФ анонсировал необходимость расширения закупок госкомпаний, чьи финансовые ресурсы станут «источником для развития отечественного предпринимательства».

Перспектива взаимодействия государства и бизнеса раскрывается через партнерство и равноправный диалог. В 2014 году продолжилась тема снятия излишнего контроля и надзора за предпринимателями, ограничений с бизнеса. Негативный контекст имеет представленная информация о позициях бизнеса на международном пространстве. Позиция главы государства заключается в необходимости совместного с бизнесом повышения качества правоприменения по улучшению делового климата и распространению лучших практик в регионах страны, а также увеличении государственных закупок у бизнеса. Позитивную окраску имеет тезис Президента РФ о создании условий для бизнеса в Крыму. Особое внимание в Послании 2014 года уделено необходимости развития передовых разработок [11].

В 2015 году зафиксировано увеличение внимания к предпринимательству. Первое появление в тексте термина «предпринимательство» имеет положительную окраску: главой государства зафиксирована успешная реализация национальной предпринимательской инициативы. По мнению В. В. Путина главным вопросом на ближайшую перспективу становится обеспечение свободы предпринимательства и развитие импортозамещения [12].

Наряду с увеличением внимания к развитию предпринимательства выявлено увеличение доли негативно окрашенных частей текста Послания. В частности, речь идет о возбуждении уголовных дел по экономическим составам, уголовных делах и потере бизнеса вследствие расследования.

В 2016 году «предпринимательство» рассматривается в контексте совместной работы граждан, сплоченности вокруг патриотических ценностей, воплощения предпринимательских инициатив. При этом граждане должны быть уверены, что для этого им будут обеспечены соответствующие возможности [13].

Позиция главы государства относительно развития предпринимательства в 2016 году касается необходимости пополнения капитала Корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства, включенности предпринимательства в разработку и реализацию плана действий по экономическому росту до 2025 года, обновления правовой базы в сфере предпринимательства, совершенствования деятельности контрольно-надзорных органов, а также «исключения трактовки работы самозанятых граждан как незаконной предпринимательской деятельности» [13]. Положительный оттенок имеет заявление Президента РФ о работе над законопроектом, который «значительно усиливает уголовную ответственность правоохранителей за фабрикацию дел, в том числе с целью помешать работе предпринимателей».

Следует отметить, что в анализируемом году позиция главы государства относительно состояния и направлений развития бизнеса связана с необходимостью его подключения к деятельности по воспитанию культуры исследовательской и инженерной работы, развитию детских технопарков. Однако обозначено, что прежде, чем развивать бизнес, следует «четко определить, какой вклад в экономический рост» оно принесет. Наряду с этим важно сформировать «предсказуемые правила ведения бизнеса». Сохраняется задача по снижению злоупотреблений контрольными органами, в частности, отмены тех инструкций, которые «…не влияют на качество услуг…, но при этом по руками и ногам связывают бизнес».

Интересными представляются имеющиеся в тексте Послания сопоставления «если…, то»: если честно трудиться или быть честным бизнесменом, то государство и общество будет на его стороне; если обеспечить дифференцированное регулирование банковской системы, то малый бизнес не будет испытывать конкуренцию за кредитные ресурсы.

В Послании 2018 года приведена четкая количественно измеримая цель развития малого предпринимательства как по доле в ВВП, так и по числу занятых [14]. Текст пронизан общей идеей позиционирования предпринимательства как резерва экономического развития страны, для чего необходимо преодолеть «трудность получения доступа к финансовым ресурсам», «обеспечить высочайший уровень предпринимательских свобод», «поддержать начинающих предпринимателей». По мнению главы государства предпринимателям, которые используют цифровые сервисы и контрольно-кассовую технику, следует упростить отчетность, либо освободить от нее. Значение придается необходимости роста уважения к предпринимательскому труду.

Что касается «бизнеса», то в 2018 году Президент РФ предложил «развернуть масштабную программу пространственного развития России», которая откроет «новые экономические и социальные перспективы … для малого бизнеса» [14]. В условиях новой «макроэкономической реальности», сформированной в России, для бизнеса важными составляющими становятся предсказуемость в работе, более дешевый кредит, возможность адаптации к новым условиям. Сохранена линия на необходимость пресечения давления на бизнес со стороны власти и правоохранительных органов. Однако главой государства вновь представлен тезис о том, что бизнес указывает на отсутствие коренных изменений в данной области деятельности.

Еще одна существенная позиция Президента РФ – это содействие расширению небольшого бизнеса, но при одновременном усилении внимания к их прорывной производственной деятельности. В том числе для этого необходимо обеспечить продвижение современных профессиональных кадров.

2019 год ознаменован вниманием Президента РФ к таким составляющим развития предпринимательства, как:

если обеспечить качественную занятость и свободу для предпринимательства, то можно добиться устойчивого повышения оплаты труда;

если избавиться от всего того, что ограничивает свободу и инициативу предпринимательства, то можно добиться достижения масштабных государственных целей [15].

Впервые в тексте обозначена необходимость решения вопроса пресечения деятельности «мутных контор», которые наживаются на деятельности в области коммунальных услуг. Прозвучал призыв к более активному участию бизнеса в проектах по развитию рынка газомоторного топлива.

Важно отметить, что вновь озвучена необходимость усиления внимания к небольшому бизнесу, чья деятельность напрямую зависит от экономического положения страны. По мнению главы государства в стране формируется «колоссальный гарантированный спрос на промышленную и высокотехнологичную продукцию» [15]. При этом существуют исторические возможности для качественного роста российского бизнеса в соответствующих отраслях. Впервые речь ведется про выход на внешние рынка как инструмент роста эффективности и конкурентоспособности бизнеса.

В 2019 году продолжилась линия о необходимости ликвидации процессов преследования добросовестного бизнеса. Внесено предложение о создании цифровой платформы, на которой можно было размещать информации о давлении на бизнес публично.

За 11 лет 2020 год стал единственным годом, когда было зафиксировано минимальное количество слов «предпринимательство» и «бизнес» в тексте Послания: 4 и 6 соответственно [16]. «Предпринимательство» находилось в следующем контексте: размытость норм уголовного права по экономическим составам преступлений, обеспечение свободы для работы, научного и инновационного поиска. «Бизнес» – в контексте необходимости развития системы образования вместе с бизнесом, несменяемости налоговых условий в течение 6 лет, упрощения его работы вследствие завершения реформы контрольно-надзорной деятельности, а также приоритетности поддержки окупаемых проектов, которые снимают инфраструктурные ограничения для территорий.

С 2021 года зафиксирован ежегодный существенный прирост искомых слов в тексте Посланий, достигнув своего максимума за 11 лет к 2024 году [17]. Общий окрас текста 2021 года в части описания предпринимательства является достаточно позитивным: поощрение предпринимательских инициатив, стимулирование частных инвестиций, поддержка таланта предпринимателя, налаживание международного диалога, улучшение предпринимательской среды. В исследуемом году отсутствует тезис главы государства об излишнем надзоре и контроле, а также необходимости пресечения неправомерных действий представителей власти и правоохранительных органов.

«Бизнес» отмечен с положительной точки зрения вклада в борьбу с коронавирусом, гибкой и оперативной перестройки производства, открытия бизнес-инкубаторов, нацеленности на повышение качества жизни населения, усиления ответственности в период влияния негативных внешних факторов. Ключевая позиция Президента РФ – это стимулирование инвестиционной активности через снижение рисков ведения бизнеса, поддержка проектов по экологической модернизации предприятий, развитии системы поддержки частных инвестиций, донастройка налогового законодательства [17].

Следующее Послание состоялось в 2023 году. Окрас Послания соответствует текущей ситуации СВО. О предпринимательстве говорится исключительно в положительном контексте, а именно: с позиции благодарности за выполняемый долг и работу в «прифронтовых условиях», поддержку участников СВО, удержания эффективной деятельности в условиях санкционных ограничений [18]. По словам главы государства именно малое и среднее предпринимательство сыграло огромную роль в недопущении влияния на экономику возникающих рисков, а в качестве важнейшего элемента экономического суверенитета им признана свобода предпринимательства. Предприниматели приравнены к «бойцам в бизнесе», которые меняют жизнь не только вокруг себя, но и в своей стране.

Именно в Послании 2023 года Президентом России анонсировано создание специального государственного фонда, который, деятельность которого, среди прочих задач, будет нацелена на помощь в предпринимательстве участникам СВО и их семьям [18].

Слово «бизнес» встречается в контексте подключения к выполнению государственного оборонного заказа в секторе высоких технологий, возможностей быстрой адаптации к быстро меняющейся конъюнктуре, наличию в стране талантливого молодого поколения, которое готово работать в бизнесе. Также следует отметить положительный характер следующего описания: бизнес «перестроил логистику, укрепил связи с ответственными, предсказуемыми партнерами», быстро принимал эффективные решения.

Президент РФ обозначил несколько направлений развития партнерской работы государства, регионов и бизнеса: расширение перспективных внешнеэкономических связей, выстраивание новых логистических коридоров, развитие инфраструктуры Сибири, Арктики и Дальнего Востока, расширение технологических возможностей экономики страны и др. Для реализации этих проектов главой государства обозначена необходимость принятия системных мер поддержки бизнеса, использования творческого подхода для формирования системы налогообложения [18]. Важна следующая позиция Президента России – в ключевых отраслях экономики бизнес должен иметь российскую юрисдикцию, а тяга бизнеса к легким деньгам на основе продажи ресурсов должна быть изменена. Существенен для будущего развития бизнеса и посыл главы государства бизнесменам о необходимости перестройки своей жизни и работы в сложных условиях развития экономики страны.

Негативного контекста в тексте Послания не зафиксировано.

Впервые в 2024 году главой государства обозначено, что Послание как взгляд в будущее, сформировано, в том числе, после прямого взаимодействия с предпринимателями, которым Президент выражает благодарность за «напряженную работу в интересах России» и указывает на необходимость защиты прав предпринимателей. Впервые за 11 лет в Послании указано, что в стране на 20% выросло число молодых предпринимателей в возрасте до 25 лет [19].

По отношению к бизнесу положительный оттенок имеет тезис Президента России об оказываемой бизнесом помощи бойцам и их семьям. Однако впервые Президентом РФ высказано мнение о том, что необходима не только помощь бизнесу от государства, но и увеличение вложений бизнеса в экономическое развитие страны, в частности, в исследования и разработки.

Ключевое направление развития, выделенное главой государства – это развитие индустриальных парков, резидентами которых, преимущественно, должен стать малый и средний бизнес. В 2024 году повторилась точка зрения Президента РФ о необходимости работы бизнеса в российской юрисдикции, а также его патриотическом настрое [19]. Кроме того, Президент РФ указал на существенно увеличивающийся вклад малого и среднего бизнеса в экономический рост, а также необходимость повышения его эффективности и увеличение качественных показателей.

Также впервые в Послании речь идет о необходимости пресечения так называемого дробления бизнеса, когда для избегания роста налоговых платежей его делят на части. Можно сказать, что главой государства разработана некая формула для производственных предприятий: динамичное развитие бизнеса = качество роста = развитие высоких технологий + смягчение налогового режима.

Еще одним ключевым направлением выделено развитие цифровых платформ для «оптимального построения взаимодействия граждан, бизнеса и государства между собой», а также создание стимулов для бизнеса. Отдельно для развития выделяются такие сферы как сельское хозяйство и экология.

Результаты и выводы

1. Максимальное внимание главы государства к предпринимательству и бизнесу в тексте Посланий зафиксировано в 2024 году, минимальное – в 2020 году. Следовательно, в большей мере речь идет о содействии развитию готовых решений, нежели чем о возникновении новых, инновационных идей и их тиражировании. В подавляющем объеме текстов предпринимательство и бизнес – одно и то же (о чем говорит, в частности, наличие двух слов в одном предложении, присутствующих в тексте в едином контексте).

2. За 11 лет чаще всего с термином «предпринимательство» встречались такие слова, как «инициатива», «право», «незаконный», «поддержка». До 2021 года прослеживалась следующая тематическая нить: на сферу предпринимательство оказывается излишнее давление со стороны представителей власти и правоохранительных органов, и, в том числе поэтому, предпринимателям требуется поддержка. В 2023-2024 гг. «предпринимательство» упоминалось в контексте необходимости выражения патриотической позиции, единения и совместной деятельности в решении современных проблем общества.

3. Набор слов, появляющихся в тексте с термином «бизнес», существенно разнообразнее. В текстах Посланий 2012-2020 гг. можно выделить несколько следующих смысловых линий: содействие снятию ограничений и барьеров в деятельности бизнесменов, повышение предсказуемости условий ведения бизнеса, стремление к обеспечению качественного роста деятельности и его окупаемости. Отдельно выделяется точка зрения главы государства относительно необходимости включения бизнеса в деятельность университетов. В 2021 г. роль бизнеса определена включенностью в борьбу с коронавирусной инфекцией. В Посланиях 2023-2024 гг. выявлена необходимость пресечения таких условий для ведения бизнеса, которые влияют на формирование противоправных схем; выделена решающая роль бизнеса в обеспечении независимости и эффективного развития страны.

4. Роль предпринимательства (бизнеса) претерпела изменение: от формы организации деятельности, которой обязательно необходима постоянная масштабная поддержка государства, до той, которая способна осуществлять большой вклад в развитие экономики страны, и сама может оказывать государству существенную поддержку.

5. Начиная с 2012 года постоянным в Послании был тезис о необходимости работы с системой надзора и контроля, пресечения неправомерных действий правоохранительных органов и представителей власти. Причем в 2018 году глава государства впервые озвучил мнение бизнесменов о том, что в данном направлении коренных изменений не происходит.

6. В условиях сложной геополитической обстановки, санкционных ограничений, реализации специальной военной операции появилась точка зрения главы государства о том, что в ключевых отраслях экономики бизнес должен иметь российскую юрисдикцию. Общая тематическая нить: несмотря на невзгоды бизнес становится сильнее, но надо усилить внимание к высоким технологиям.

7. На основе обобщения обозначенных Президентом РФ направлений развития предпринимательства и бизнеса, ключевыми за весь анализируемый период, явились: включение бизнеса в структуру управления университетами, активно сотрудничающими с крупными предприятиями; развитие передовых разработок и импортозамещения; увеличение направлений (в том числе, видов экономической деятельности), в которые необходимо включить малый и средний бизнес; содействие выходу на внешние рынки, а также включение их в деятельность объектов инновационной инфраструктуры.


Источники:

1. Буга А.В., Версоцкий Р.Р., Изотов А.В., Куприн А.А., Столбова О.Г. Основные предпосылки возрождения и развития отечественного предпринимательства в период экономических реформ: анализ и оценка // Экономика и управление народным хозяйством. – 2024. – № 19(21). – c. 44-59.
2. Дмитриев Ю.А. Приоритеты развития государственной поддержки предпринимательства // Новая экономика и региональная наука. – 2016. – № 3 (6). – c. 79-81.
3. Игнатова И.В. Предпринимательство и бизнес: терминологическая дифференциация // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. – № 6(25). – p. 63.
4. Колпакиди Д.В. Развитие малого и среднего предпринимательства на региональном уровне: исполнение национальных проектов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2023. – № 6-2(144). – c. 52-62.
5. Коновалова С.И. К вопросу об определении понятий: малое предпринимательство, малый бизнес, предпринимательство, бизнес, самозанятость // Социальные взаимодействия в транзитивном обществе: сборник научных трудов. Новосибирск, 2014. – c. 54-60.
6. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 14.03.2020). СПС Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 10.06.2024).
7. Королева Н.Ш., Усманов Э.Р., Осипов А.Л. Государственные инициативы по помощи малому бизнесу: опыт России // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – № 3 (144). – c. 19-24.
8. Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages (дата обращения: 11.06.2024).
9. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/17118 (дата обращения: 11.06.2024).
10. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 г. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/19825 (дата обращения: 11.06.2024).
11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/47173 (дата обращения: 11.06.2024).
12. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/50864 (дата обращения: 11.06.2024).
13. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 13 декабря 2016 г. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/53379 (дата обращения: 11.06.2024).
14. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/56957 (дата обращения: 02.06.2024).
15. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 г. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/59863 (дата обращения: 03.06.2024).
16. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/62582 (дата обращения: 11.06.2024).
17. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 г. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/65418 (дата обращения: 12.06.2024).
18. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 г. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/70565 (дата обращения: 12.06.2024).
19. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 29 февраля 2024 г. Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/73585 (дата обращения: 13.06.2024).
20. Ратникова И.П. Государственные программы поддержки малого и среднего предпринимательства РФ // Экономика и предпринимательство. – 2024. – № 2 (163). – c. 873-875.
21. Халматжанова Г.Д., Холматов Д.П. Предпринимательство - основа экономики // Проблемы экономики. – 2007. – № 3. – c. 32-33.

Страница обновлена: 25.09.2024 в 20:02:18