Personnel marketing as a tool of recruitment policy in the hotel and catering business

Dybok V.V.1
1 Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 8 (August 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=69296518

Abstract:
The article presents an analysis of the contemporary trends in personnel marketing as they pertain to the recruitment policy of the hotel and catering business. The problem of personnel marketing in the context of a staff shortage, decreased involvement of personnel, an increase in expenses, and a reduction in company costs is a valid concern. The study places particular emphasis on the pivotal benefits of personnel marketing, offering concise explanations of these advantages. It is suggested to distinguish the strategic and operational levels of personnel marketing in the hotel and catering business. The approaches that can be used in the hotel and catering business to increase the level of employee commitment are outlined. It is concluded that the effective application of personnel marketing in the hotel and catering business should include flexible and adaptable strategies, taking into account the specifics of the internal environment of the company, as well as the employees' requirements and expectations. The article can be useful for the personnel department of the company and marketers, who are engaged in promoting the brand of the company as a whole.

Keywords: marketing, personnel, involvement, hospitality

JEL-classification: M10, M30, M31



Введение

Вступив в 2024 год, гостинично-ресторанная индустрия по всему миру продолжает испытывать на себе последствия пандемии COVID-19. Во время карантинных ограничений было уволено или сокращено рабочее время гораздо большего числа занятых в сфере гостеприимства, чем в любой другой отрасли. В целом, глобальный дефицит рабочей силы в этом сегменте сегодня является большой проблемой для предприятий по всему миру. Например, в Испании с февраля 2020 года по февраль 2022 года в гостинично-ресторанном хозяйстве произошло падение занятости на 5,5%. В свою очередь в ЕС в период с 2019 по 2020 год, когда страны переживали экономические локдауны, было потеряно около 30 тысяч дополнительных рабочих мест [1]. Наглядно данная статистика представлена на рис. 1.

Рис. 1 Изменение занятости по секторам в 2020-2022 гг. в Европе [1]

Когда условия для путешествий и туризма улучшились, большинство потребителей вернулись, а вот часть уволенного персонала предпочла этого не делать. В результате возникший дефицит рабочей силы в индустрии гостеприимства означает, что работодатели вынуждены платить за сотрудников больше. Но это не единственное последствие. Чтобы противостоять росту расходов на оплату труда в сфере приема и размещения гостей, многие компании сокращают другие услуги, уменьшая количество услуг консьержей и трансферов, блюд и напитков, а также множество других услуг, которые гости привыкли считать само собой разумеющимися [2]. Это, в свою очередь, снижает ожидания посетителей и сотрудников. Сочетание роста расходов и снижение доходов негативным образом отражается на прибыльности.

В данном контексте существенным образом повышается роль и значимость маркетинга персонала для гостинично-ресторанных предприятий. В индустрии гостеприимства, где впечатления клиентов зависят от взаимодействия с людьми, вовлеченность сотрудников неразрывно связана с оказанием услуг и коммерческим успехом предприятия. Удовлетворенный персонал обеспечивает более высокое качество обслуживания и способствует росту бренда, в то время как неудовлетворенные работники наносят ущерб [3].

Таким образом, задачи рассмотрения действенности маркетинговых персонал-технологий для решения вопросов дефицита кадров в индустрии гостеприимства, повышения вовлеченности и удовлетворенности работников являются актуальными, теоретически и практически значимыми, что и обусловило выбор темы данной статьи.

Вопросы, связанные с процессом управления персоналом и обеспечения его развития на современных предприятиях изучались такими учеными как M. Беретта, Х. A. Зондергаард [4], T. Парк, Л. Фрейзер, С. Вивен [5].

Маркетинговому подходу в управлении кадрами особое внимание на современном этапе развития экономики уделяют Е.А. Родина [6], М.В. Бугаева, Д.В. Сидорова [7], Г.В. Чумаченко [8].

Рассмотрению действенности маркетинговых персонал-технологий, как составляющей кадровой политики гостинично-ресторанных предприятий, посвящены труды И.В. Щедриной, Т.А. Клименковой [9].

Несмотря на пристальное внимание к исследованиям теоретических и практических аспектов маркетинга отношений и управления персоналом, ряд спорных моментов требует отдельного внимания. Так, недостаточно исследован вопрос интеграции маркетинга и управления персоналом (а, по сути, построение системы внутреннего маркетинга), что в итоге позволит достичь лояльности персонала и клиентоориентированности в индустрии гостеприимства. В уточнении и дальнейшей формализации нуждаются факторы, влияющие на удовлетворенность сотрудников в сфере гостеприимства.

Таким образом, целью статьи является определить подходы маркетинга персонала на предприятиях гостинично-ресторанного комплекса для привлечения персонала и повышения его вовлеченности в работу. Научная новизна исследования заключается в том, что в статье предложены стратегии маркетинга персонала для гостично-ресторанных предприятий с точки зрения стратегического и оперативного содержания.

Основная часть

Прежде всего, необходимо отметить, что маркетинг персонала - часто называемый внутренним маркетингом — это систематический подход к управлению внутренними коммуникациями и успешному согласованию работы персонала с бизнес-целями предприятия [10]. При этом отдельный акцент необходимо сделать на том, что коммуникационные практики выходят за рамки простых маркетинговых кампаний, их целью является установить эмоциональную связь с сотрудниками и заинтересовать их брендом.

В деятельности гостинично-ресторанных предприятий маркетинг персонала неразрывно связан с восприятием клиентами услуг предприятия. Гости полагаются на сотрудников, которые предоставляют основной сервис и формируют их впечатления в каждой точке контакта. Вовлеченный, полный энтузиазма персонал приводит к довольным гостям, которые доверяют предприятию, часто возвращаются и рекомендуют его другим. И наоборот, неудовлетворенные сотрудники менее продуктивны, они проецируют негатив, который отвлекает клиента и подрывает его лояльность.

Исследования показали, что неудовлетворенные сотрудники на 18% чаще совершают ошибки и могут стоить организациям до 34% их годовой зарплаты из-за снижения производительности. Более того, у работников с низким уровнем вовлеченности на 25% выше уровень прогулов и на 62% больше несчастных случаев, что приводит к увеличению операционных расходов [5].

Преимущества маркетинга персонала (см. рис. 2) делают его выгодной инвестицией, которую сегодня следует рассмотреть гостинично-ресторанным предприятиям.

Рис. 2 Преимущества маркетинга персонала для гостинично-ресторанных предприятий

Источник: составлено автором

Рассмотрим более подробно пять ключевых преимуществ.

1. Повышение продуктивности. Маркетинг персонала дает возможность повысить производительность, поскольку он устанавливает четкий путь, протокол и рекомендации для сотрудников, которым они должны следовать. Такая ясность помогает кадровому составу лучше работать и решать эффективно задачи в различных ситуациях, а также влияет на их отношение к предприятию.

2. Лучший клиентский опыт. Сотрудники гостинично-ресторанного хозяйства могут стремиться обеспечить образцовое обслуживание клиентов только в том случае, если они знают свой бренд на отлично. Маркетинговые инициативы для персонала помогают людям вникнуть в тонкости того, что происходит на предприятии, узнать о последних новостях и обновлениях, новейших продуктах, предложениях, акциях и многом другом. Это, в свою очередь, помогает им предоставлять исключительные услуги клиентам, обладая необходимыми знаниями. Знакомство с работой бренда и тем, что он собой представляет, также дает возможность установить определенные уровни обслуживания в индустрии гостеприимства, которые отражают бренд в его истинном смысле [6].

3. Согласование целей. Для того, чтобы создать правильный брендинг и послание, необходимо, чтобы сотрудники работали как единая сила. Важно направить их усилия на достижение единой цели и вооружить их теми знаниями, которые помогут предприятию занять лидирующие позиции на рынке. Четкое информирование о целях, ролях, обязанностях, кодексе поведения, протоколе и других элементах бренда помогает добиться того, чтобы все сотрудники действовали совместно и стремились к достижению одних и тех же бизнес-целей.

4. Формирование позитивной корпоративной культуры. Сегодня культура предприятия и торговой марки стала еще более важной, чем раньше, и мир обязан этому пандемии. Рассеивание рабочей силы и работа из дома лишили сотрудников возможности «чувствовать» связь с брендом, с которым они работают [7]. Маркетинговые инициативы для персонала помогают преодолеть этот разрыв, способствуя формированию внутренней культуры, которая отражает то, каким образом предприятие справляется с трудностями.

5. Мобилизация персонала. Одним из ключевых преимуществ маркетинга персонала в гостинично-ресторанном бизнесе является создание рабочей силы, готовой взять на себя роль защитника собственных интересов, когда возникнет такая необходимость [8]. Маркетинг персонала помогает поддерживать связь со всеми работниками предприятия и готовность к сотрудничеству в рамках внешних маркетинговых кампаний, что дает возможность сократить задержки с мобилизацией при запуске важных для предприятия действий. Более того, исследование показало, что улучшение связи между сотрудниками с помощью социальных технологий влечет за собой повышение производительности и взаимодействие между ними не менее, чем на 25% [9].

В рамках маркетинга персонала гостинично-ресторанного предприятия, по мнению автора, целесообразно выделить стратегический и оперативный уровень (см. табл. 1).

Таблица 1

Содержание стратегического и оперативного персонал-маркетинга гостинично-ресторанного предприятия

Уров­ни
Направления персонал-маркетинга
Внешний
Внутренний
Стратегический
- анализ регионального и отраслевого рынка труда;
- анализ перспектив развития производительных сил региона;
- формирование стратегии привлечения высококвалифицированных кадров;
- выбор внешних источников покрытия потребности в персонале;
- исследование социальных потребностей носителей рабочей силы для формирования оптимальной мотивационной системы,
- изучение изменений в трудовом законодательстве;
- анализ деятельности конкурентов, т.е. изучение форм и методов работы с кадрами, специфики кадровой политики с целью выбора собственного варианта стратегии управления персоналом;
- анализ общей стратегии развития предприятия;
- анализ состояния корпоративного рынка труда;
- анализ потребности в персонале;
- разработка требований к персоналу;
- анализ привлекательности рабочих мест;
- анализ трудового потенциала работника и коллектива;
- выбор внутренних источников покрытия потребности в персонале;
- расчет плановых затрат на привлечение и содержание персонала;
Оперативный
- рекламная деятельность в сфере персонал-маркетинга;
- формирование тактики привлечения высококвалифицированных кадров;
- поиск, подбор и отбор необходимого персонала;
- установление и поддержание связей с внешними источниками покрытия потребности в персонале;
- поддержка конкурентоспособности предприятия на рынке труда через изменения в системе мотивации, организации труда и производства.
- комплексная оценка конкурентоспособности работника на корпоративном рынке труда;
- установление соответствия между «качеством труда» и «ценой труда»;
- приспособление персонала к потребностям производства;
- расстановка персонала;
- проведение опроса персонала с целью выявления негативных тенденций в кадровой системе и разработки мер по их устранению;
- планирование деловой карьеры.
Источник: составлено автором

Итак, стратегический маркетинг кадровой деятельности представляет собой составляющую кадровой политики предприятия и включает проведение различного рода маркетинговых исследований. Результатом его реализации является формирование целевых программ по привлечению и удержанию персонала на длительную перспективу. В свою очередь, оперативный маркетинг персонала ориентирован на текущую кадровую ситуацию и предусматривает активное воздействие как на рынок труда, так и на внутренний персонал средствами конверсионного, инновационного маркетинга, синхромаркетинга, ремакретинга и т.д.

Представляется целесообразным обратить внимание на наиболее прогрессивные и результативные подходы, которые могут быть использованы на предприятиях гостинично-ресторанного комплекса для повышения уровня вовлеченности сотрудников и обеспечения успеха предприятия в целом (см. рис. 3).

Рис. 3 Стратегии маркетинга персонала для гостично-ресторанных предприятий

Для реализации обозначенных подходов на практике, по мнению автора, эффективными будут следующие инструменты и программы.

1. Вводный и ознакомительный тренинг — это первый этап введения сотрудника в работу предприятия. Данный вид обучения охватывает общую информацию об организации, такую как политика и процедуры, ожидания от работы, культура работы и многое другое. Кроме того, он обеспечивает первоначальное обучение навыкам, которые помогут новому сотруднику быстрее освоиться в своей роли.

2. Ознакомление с нормативными требованиями в гостинично-ресторанном бизнесе. Это важная область обучения, которая помогает обеспечить осведомленность сотрудников о любых юридических законах и нормах, способных повлиять на их работу. Данный комплекс мер необходим для того, чтобы защитить предприятие от потенциальной ответственности, возникающей из-за незнания трудового законодательства и других применимых норм [10].

3. Формирование и совершенствование «твердых» навыков — это важный аспект маркетинга персонала в индустрии гостеприимства. Данная деятельность должна быть направлена на совершенствование конкретных навыков сотрудников и может включать в себя знание программного обеспечения, иностранных языков и различных операций в гостинично-ресторанном бизнесе. Овладение «твердыми» навыками позволяет сотрудникам работникам оставаться конкурентоспособными в рамках своей должности и помогает обеспечить наличие у них самых современных знаний.

Заключение

Подводя итоги, отметим, что эффективное применение маркетинга персонала на предприятиях гостинично-ресторанного комплекса может повысить вовлеченность работников, способствовать продвижению бренда и обеспечить устойчивые позиции предприятия на рынке. В тоже время, чтобы добиться успеха в долгосрочной перспективе, стратегии маркетинга персонала должны быть гибкими и адаптируемыми, учитывать специфику внутренней среды предприятия, а также запросы и ожидания сотрудников.


References:

Beksultanova K.I. (2024). Upravlenie marketingom personala v sovremennoy organizatsii [Personnel marketing management in a modern organization]. Nauchnyy Lider. (16(166)). 50-54. (in Russian).

Beretta M., Søndergaard H.A. (2021). Employee behaviours beyond innovators in internal crowdsourcing: What do employees do in internal crowdsourcing, if not innovating, and why? Creativity and Innovation Management. 30 (3). 118-124.

Bugaeva M.V., Sidorova D.V. (2023). Primenenie instrumentov marketinga personala v kadrovoy politike organizatsii [The use of personnel marketing tools in the personnel policy of the organization]. Teoriya i praktika sovremennoy nauki. (9(99)). 11-14. (in Russian).

Chumachenko G.V. (2022). Tendentsii razvitiya marketinga personala kak bazisa formirovaniya strategicheskogo potentsiala kompanii [Trends in the development of staff marketing as a basis for forming the company’s strategic potential]. Innovative development of economy. (5(71)). 186-190. (in Russian). doi: 10.51832/2223798420225186.

Heffernan M., Cafferkey K. (2021). HRM system strength and employee well-being: the role of internal process and open systems Asia Pacific Journal of Human Resources. 60 (1). 13-19.

Mischenko T.L. (2022). Marketing personala kak instrument razvitiya kompanii [Personnel marketing as a company development tool]. Finansovye rynki i banki. (7). 10-13. (in Russian).

Park T., Frazer L., Weaven S. (2023). Relationship Marketing in Franchising and Retailing London: Routledge.

Rodina E.A. (2022). Marketing personala na usloviyakh korporativnoy sotsialnoy otvetstvennosti dlya ukrepleniya globalnyh brendov i konkurentosposobnosti rossiyskikh kompaniy [Personnel marketing on the terms of corporate social responsibility to strengthen global brands and the competitiveness of russian companies]. Innovation and Investment. (10). 72-76. (in Russian).

Schedrina I.V., Klimenkova T.A. (2022). Aktualnye strategii upravleniya personalom v sfere restorannogo biznesa [Current hr management strategies in the restaurant business]. Creative economy. 16 (3). 1067-1080. (in Russian). doi: 10.18334/ce.16.3.114350.

Verkhovskaya A. O., Borisova O.V. (2020). Strategiya razvitiya personala v sovremennyh usloviyakh [Personnel development strategy in modern conditions]. Vestnik GGU. (4). 1-7. (in Russian).

Страница обновлена: 15.04.2025 в 02:25:45