Experience in creating and defending a student startup project in the Startup as a Diploma format in the creative industries sector
Ladyzhenskaya T.P.1, Nikitina V.E.
1 Югорский государственный университет
Download PDF | Downloads: 24
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 14, Number 8 (August 2024)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=69296491
Abstract:
The article considers the relevance and significance of the development of a startup project in the dynamically developing sector of creative industries in modern conditions, with the need to create a sports and entertainment center with a multifunctional close contact with sports orientation. Universities and students are the key actors in this process. The article is devoted to the formation of student startups. The main processes of development of student startups are described. The stages of the Startup as a diploma graduate qualification work are provided.
The integration of roller culture into the social space is a distinctive elements of the development. The peculiarities of the prospects of entertainment services are due to the novelty of the ideas and an interesting format for the population to spend their leisure time.
The article summarizes the importance of improvement and creation of a startup project in the field of creative economy in the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug. The article focuses on the development of the district economy, or rather its characteristics such as flexibility and modernity through youth entrepreneurship.
This can be done by creating favorable conditions for preserving and revealing the talented youth potential and by increasing the tourist attractiveness of the Yugra.
Keywords: creative industry, Startup as a Diploma graduate qualification work, youth entrepreneurship, health saving, comfortable environment
JEL-classification: L26, M11, M21
Введение
В целях реализации академической политики университета, повышения научно-образовательного потенциала через создание эффективной инновационной среды, обеспечивающей условия для освоения обучающимися методов и технологий молодежного предпринимательства в 2023 году создана Лаборатория предпринимательства, являющаяся структурным подразделением Высшей школы цифровой экономики ЮГУ. Реализация инновационно-образовательной деятельности студентов,применение современных бизнес-подходов к принятию экономических решений, выстраивание персональной траектории развития личностей с развитой предпринимательской компетенцией по запуску стартап-проектов в настояцее время является достаточно актуальной темой.
Для развития новой экономики, инновационного предпринимательства существует острая необходмиость в подготовленных кадрах для работы в рамках практических форматов деловых игр, мастермайндов, тренингов и нетворкингов.
Чтобы кратно увеличить число молодых предпринимателей, государство принимает новые федеральные проекты, а университеты меняют образовательные программы и увеличивают количество мероприятий с целью вовлечения студентов и поддержки их инициатив. Студенческое предпринимательство выступает актуальной темой для анализа в кругу экспертов. Вопросы определения студенческих стартапов и их основных характеристик рассматриваются в научных трудах Сатаева П.А., Соловейчика К.А. [1] (Sataev, Soloveychik, 2021), Петрова А.М. [2] (Petrov, 2021), Ежова А.С. [3] (Ezhov, 2020). Вопрос сотрудничества между университетами и стартапами исследован в работах Стажаровой Д. М. [4], Зинова В. Г. [5], Кураковой Н.Г. и Цветковой Л.А. [6], Шенкоя Т., Янг К. Я. И Сунг Е. Х [7].Условия и факторы формирования студенческих стартапов представлены в работах Коростелкиной И.А., Воронковой Н.В. [8] (Korostelkina, Voronkova, 2021), Штыхно Д.А., Искандаряна Р.А. [9] Journal of Creative Economy ■ Vol. 17, Num. 2, 2023 — 600 — (Shtyhno, Iskandaryan, 2019).
Образовательные мероприятия формируют предпринимательские компетенции не только у обучающихся, но и у преподавателей, а также предоставляют возможности апробации и реализации бизнес-проектов на основе установления межорганизационных связей с экспертным сообществом, частными и институциональными инвесторами через взаимодействие в рамках экспертных сессий и других мероприятий.
Целью исследования было изучение технологий и анализ реализованного стартап проекта в направление креативных индустрий.
В настоящее время индустрия развлечений с интегрированием элементов здоровье сберегающего поведения для населения становится все более востребована в современном обществе в условиях рыночной экономики. В том числе и в Ханты-Мансийском автономном округе–Югре (далее- ХМАО–Югре), приравненному к районам крайнего севера. Несмотря на то, что данная сфера не относится к товарам и услугам первой необходимости, спрос на нее усиленно растет, благоприятно воздействуя на эволюционирование рынка развлекательных услуг.
К приоритетным направлениям стратегии социально-экономического развития ХМАО − Югры до 2050 г. (на долгосрочную перспективу) относятся: развитие предпринимательства и поддержи открытия бизнеса среди молодежи, популяризация здорового образа жизни населения и формирование комфортной среды региона [10]. Значимость жизнедеятельности социально-ориентированных новых проектов в сегменте развлечений обусловлена следующими предпосылками развития определенного сообщества: модификация досуговых ценностей; сплочение социального окружения; профилактическое воздействие, посредством предоставления уникальных услуг на рынке.
Бизнес-проекта по созданию спортивно-развлекательного роллер-центра подготовленный в Лаборатории предпринимательства в рамках «Стартап как диплом» полностью соответствует стратегическим планам направленным в том числе на развитие молодежного предпринимательства. Вместе с тем проект направлен на решение проблемы нехватки досугово-развлекательных мест в г. Ханты-Мансийске, вследствие интегрирования роллер-культуры в социальное пространство.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи:
− Определение ниши и актуальности проекта;
− Анализ рынка и целевой аудитории проекта;
− Проведение апробации минимального жизнеспособного продукта;
− Подготовка организационного и маркетингового плана;
− Разработка производственного и финансового плана;
− Моделирование бизнес-процессы деятельности проекта;
– Оценка экономической эффективности реинжиниринга бизнес-процессов.
Разработка проекта рассчитана на ближайший анализируемый период с 2024-2027 гг.
Основная часть
Определение ниши бизнес-плана. Экономическую базу ХМАО – Югры более полувека составляет нефтегазовый сектор. Однако, в 2020 году регион один из первых субъектов России законодательно установил креативные индустрии, как отдельную часть экономики. Ориентированную на решение следующих необходимых задач для развития региона до 2030 года: совершенствование условий развития творческого потенциала и предпринимательства среди молодежи, создание инновационных продуктов потребления преимущественно в маркетинго-ориентированных секторах, поддержание комфортных условий и повышение туристической привлекательности Югры [11].
Идея проекта заключается в разработке бизнес-проекта по созданию спортивно-развлекательного центра с созданием внутри роликового катка, где будут предоставляться в аренду роликовые коньки и средства защиты.
В связи с чем, можно сделать вывод о том, что реализация данного направления окажет положительное влияние на развитие экономики округа, а точнее на такие ее свойства, как гибкость и современность [12]. Сфера развлечений и отдыха, в секторе креативных индустрий с направленностью пропаганды здорового образа жизни населения является одной из самых прибыльных сфер, динамично развивающихся в современном мире.
Она в значительной степени развита и актуальна в Югре, в связи с чем, с каждым годом увеличиваются бюджетные средства на строительство спортивных объектов, сооружений и парков отдыха. В следствие чего максимизируется число привлеченных жителей в сферу массового спорта и физкультуры, путем предоставления нового формата проведения досуга и разработанных мероприятий для всех возрастов.
Обоснование актуальности проекта. Проект является социально-ориентированным, поскольку универсальность предоставляемых услуг на рынке развлечений может стать инструментом укрепления общества и популяризации семейных ценностей населения региона. Стоит отметить, что согласно Указу Президента Российской Федерации от 22.11.2023 №875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи», в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей 2024 год в Российской Федерации объявлен Годом семьи. Данный Указ включает в себя: разработку мероприятий, направленных на сплочение семьи и коллектива; поддержку улучшения здоровья детей и взрослых; совершенствование условий комфортной среды существования [13].
Реализация проект предлагает решение проблемы, посредством проведение активных мероприятий, мастер-классов и соревнований на роликовых коньках. Развитие данного вида отдыха улучшит взаимодействие между участниками определенного сообщества. Функционирование стартап-проекта по способствует созданию новых рабочих мест, которые не могут быть полностью автоматизированы. Обусловлено, это необходимостью обеспечения высокой степени личного взаимодействия и обслуживания посетителей. Успешный стартап является ключевой частью стратегии экономического развития города, через привлечение новых постоянных жителей или туристов, а также инвестиций [14, 15].
Одним из важнейших показателей, который задает тенденцию роста потребности в организации сферы развлечений является численность населения. Проанализируем динамику в целом ХМАО–Югры, в том числе г. Ханты-Мансийск за трехлетний период с 2022-2024 гг. [16].
Рисунок 1 – Динамика численности населения ХМАО – Югры в трехгодовой динамике
Источник: составлено авторами на основе [16,17]
На основании Рисунка 1, можно сделать вывод о том, что за анализируемый период с 2022-2024 гг.. в округе прослеживается положительная динамика численности населения. На конец анализируемого года показатель составил 1 759 386 чел., что на 45 623 чел. или (2,7%) больше по сравнению с 2022 г. Увеличение показателя обусловлено благоприятной экономической ситуацией в округе, что располагает к положительному росту рождаемости граждан и миграционным процессам.
Численность жителей в г. Ханты-Мансийске на 2024 г. составила 111 772 человека, что на 2 200 чел. или (2,0%) больше по сравнению с 2022 г. Это в свою очередь обусловлено следствием механического и естественного прироста населения.
Данный проект помогает решить проблему нехватки досугово -развлекательных мест и несет спортивно-оздоровительную функцию, для детей 3+ лет, молодежи и взрослых. Структуру населения г. Ханты-Мансийска на 2024 год представлена на рис. 2.
Рисунок 2 – Численность населения по возрастным группам на 2024 год в г. Ханты-Мансийске
Источник: составлено авторами на основе [16,17]
Исходя из данных Рисунка 2, было определено, что за 2024 год лидирующую позицию занимает категория: взрослые от 30 до 60 лет, ее численность составляет 48 062 чел. или (43,0%), на втором месте категория пожилые люди от 60 до 80 лет с численностью 24 366 чел. или (21,8%), что почти вдвое ниже показателя лидера, и тройку победителей замыкает молодежь в возрасте от 18 до 29 лет, составляя при этом 13 413 чел. или (12,0%).
Данная возрастная структура обусловлена, прежде всего сложившимися демографическими процессами. Средний возраст населения в городе составляет 34,4 лет. Однако, стоит отметить, что с каждым годом доля молодого населения возрастает. Это связано с совершенствованием молодежной политики округа и созданием наиболее привлекательных условий для постоянного проживания [17].
Реализация эффективной молодежной политики взаимосвязана с исследованием досуга. Поскольку, сфера свободного времени напрямую влияет на формирование потенциала и творческого капитала молодежи [18].
Анализ потенциальных потребителей. При исследовании потенциальных потребителей были использованы следующие инструменты: письменный анонимный опрос населения; личное интервью у детей и их родителей, которые посещали летнюю секцию по роликовым конькам; интервью у спортсменов и любителей с альтернативными видами спорта; информационные технологии, с целью извлечения статистических данных роллер-центров по стране [19].
Исходя из проведенного анализа, были определены следующие сегменты целевой аудитории проекта:
Рисунок 3 – сегментация потенциальных потребителей проекта
Источник: составлено авторами на основе проведенного опроса.
На основе анализа целевой аудитории, можно сделать вывод о том, что совокупность всех сегментов потенциальных потребителей составляет примерно 85 841 человек или 76,8% от общего числа населения г. Ханты-Мансийска на 2024 год. На остальные аудитории, не входящие в фокус, действует так называемый эффект ореола – они заряжаются интересом других потребителей.
Апробация проекта. Разработан минимально жизнеспособный продукт (MVP) и проверен на практике 03.08.2023 года в в парке «Долина Ручьев» г. Ханты-Мансийске. Основной целью являлось определение актуальности оказываемых услуг, посредством проведения бесплатной открытой тренировки на свежем воздухе [20,21].
Рисунок 4 – Создание минимального жизнеспособного продукта
(MVP- Minimum Viable Product)
Источник: составлено авторами
На рисунке 4, проиллюстрирован поэтапный процесс проведения апробации проекта. Основной идеей являлось проведение тренировк на роликовых коньках с тренером в летний период при благоприятных погодных условиях на свежем воздухе. В ходе информирования потенциальных клиентов через социальные сети, были получены 11 положительных откликов от родителей детей. Предложение подразумевало наличие собственного инвентаря у участников, при отсутствии выдачу инвентаря от тренера при наличии необходимых размеров. Возрастной диапазон участников составлял от 5-9 лет. Апробация имела положительный результат. Тренировка была проведена.
Общая характеристика проекта и сферы деятельности. Идея бизнеса заключается в разработке бизнес-плана спортивно-развлекательного центра с созданием роликового катка внутри, где будут предоставляться в аренду роликовые коньки, защитная экипировка и спортивный инвентарь.
Новизна проекта заключается в формировании здоровьесберегающего поведения населения, посредством предоставления уникальных услуг на рынке, с интегрированием роллер-спорта для проведения досуга населения.
Миссия стартапа заключается в повышении привлекательности активных видов отдыха среди жителей региона и создании комфортных условий, способствующих популяризации семейных ценностей.
Организационно-правовая форма – Общество с ограниченной ответственностью (ООО).
Цель деятельности стартап-проекта:
− основная: предоставление населению (детям 3+, молодым людям и взрослым) в г. Ханты-Мансийске услуг по прокату роликовых коньков и спортивного инвентаря.
− дополнительная: проведение праздников; возможность базового обучения с инструктором – это вариант индивидуальной тренировки (разовое посещение) или занятий в группе (покупка абонемента); проведение мастер классов по катанию; организация соревнований и тематических вечеринок; игровая детская комната; уголок отдыха.
− перспективная: Создание брендированных аксессуаров с символикой компании: мотивационные дневники для юных спортсменов с целью повышение мотивации обучения катанию на роликах, футболки, рюкзаки. Что способствует повышению не только лояльности клиентов, но и увеличению продаж.
Описание ассортимента услуг. Рассмотрим предоставляемый ассортимент услуг предприятия, согласно коду ОКВЭД. (см. табл. 1)
Таблица 1 − Классификация услуг деятельности предприятия
№
|
Наименование услуг
|
Код по ОКВЭД
|
Деятельность по ОКВЭД
|
1
|
Прокат роликовых коньков
|
93.29
|
Деятельность зрелищно-развлекательная прочая
|
2
|
Организация праздников
| ||
3
|
Аренда игровой комнаты
| ||
4
|
Мероприятия
| ||
5
|
Проведение тренировок
|
93.11
|
Деятельность спортивных объектов
|
6
|
Продажа кофе и снеков
|
56.10.2
|
Деятельность по приготовлению и/ или продаже пищи, готовой
к непосредственному употреблению на месте или на вынос.
|
Основным видом деятельности предприятия является оказание услуг аренды спортивного инвентаря и средств защиты. Также была сформирована организационная структура предприятия.
Рисунок 5 – Организационная структура проекта
Источник: составлено авторами
Для данного проекта при выходе на рынок будет прослеживаться традиционная линейная организационная структура. Она представлена в виде иерархической пирамиды. Во главе располагается управляющий, который обладает наибольшей полнотой власти и координирует действия других сотрудников более низкого уровня, таких как: администратор-кассир, профессиональный инструктор, smm-специалист, уборщик и услуги подрядчика по бухгалтерскому сопровождению.
Описание рынка сбыта и конкуренции. Блок-схема анализа рынка сбыта проекта проиллюстрирована на рисунке 6.
Рисунок 6 − Блок-схема сбыта продукции
Источник: составлено авторами
Схема планирования сбыта услуг включает в себя три основных канала сбыта: социальные сети (группа Вконтакте, Telegram платформа), личный сайт, а также приход клиентов в центр посредством влияния торгового центра, наружной рекламы или других факторов. Оплата услуги возможна, как онлайн через сайт, так и оффлайн в спортивно-развлекательном центре. Получить услугу можно исключительно в центре.
На основе установления должностных инструкций персонала произведена визуализация сценария оказания основных услуг спортивно-развлекательного роллер-центра (см. рис. 7) [22].
Рисунок 7 – Сценарий оказания основных услуг клиенту центра
Источник: составлено авторами
Таким образом, при разработке бизнес-плана спортивно-развлекательного центра были обозначены основные и дополнительные виды его экономической деятельности.
Анализ факторов внутренней и внешней. Является неотъемлемой частью стратегического планирования и маркетинговой политики компании. Развитие бизнеса планирует анализ различных факторов, которые могут в дальнейшем прямо или косвенно оказать воздействие на оказываемые услуги, маркетинговую политику, расходы компании [23,24].
Для анализа факторов внешней среды в качестве инструмента был выбран и проведен PEST-анализ, предназначенный для долгосрочного бизнес-планирования на 3-5 лет вперед с систематическим обновлением информации (см. табл. 2).
Таблица 2 – PEST-анализ
Факторы
|
Возможности и угрозы
|
P
Политические факторы |
Неблагоприятная внешнеэкономическая политика;
Поддержание государством направления креативные индустрии; Ужесточение требований безопасности услуг деятельности предприятия, включая методы их контроля на Законодательном уровне РФ; Несовершенная налоговая система, приводящая к росту цен на предоставляемые услуги. |
E
Экономические факторы |
Высокий
уровень инфляции в стране;
Изменение располагаемого дохода на душу населения; Тенденции в банковской сфере; Рост постоянных и переменных издержек предприятия (повышение стоимости коммунальных услуг, транспортных и д.); Усиление конкуренции; Уход постоянных поставщиков спортивного инвентаря и оборудования с рынка услуг; Возможность мирового финансового кризиса. |
E
Экономические факторы |
Высокий
уровень инфляции в стране;
Изменение располагаемого дохода на душу населения; Тенденции в банковской сфере; Рост постоянных и переменных издержек предприятия (повышение стоимости коммунальных услуг, транспортных и д.); Усиление конкуренции; Уход постоянных поставщиков спортивного инвентаря и оборудования с рынка услуг; Возможность мирового финансового кризиса. |
S
Социальные факторы |
Изменение
социальных слоев населения;
Искажение нравственных ценностей потребителей; Требования к высокому сервису и качеству предоставляемых услуг; Социальная напряженность жителей города. |
T
Технологические факторы |
Появление
усовершенствованных технологий;
Законодательство по технологиям; Доступ к инновационным продуктам. |
Источник: составлено авторами
В регионе активно оказывается финансовая поддержка, например, в виде грантов субъектам МСП, созданным физическими лицами в возрасте до 25 лет включительно. Грант предоставляется в сумме от 100 000 до 500 000 рублей при условии софинансирования расходов, в размере не менее 25% от размера расходов, предусмотренных на реализацию проекта. Также в 2024 году был продлён упрощенный режим налогообложения в ХМАО–Югре для категории организаций, осуществляющих деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений (классы 90 - 93). Налоговые ставки, установленные региональным законодательством [25].
Среди экономических факторов макроокружения, оказывающих существенное влияние на предприятие, можно выделить высокий уровень инфляции в стране и уровень безработицы среди населения. Целевой показатель Центрального Банка РФ по инфляции составляет 4%. По результатам февраля годовая инфляция (февраль 2024-го к февралю 2023-го) соответственно составила 7,69 % и 7,44 % по данным Росстата. При этом месячный (февраль к январю 2024-го) рост цен замедлился до 0,68% после 0,86% в январе. Это отражает влияние усугубляющих денежно-кредитных условий в части увеличившейся привлекательности сбережений. По прогнозам аналитиков Центрального Банка ключевая ставка сохранится и составит 16% на фоне смещения баланса рисков в сторону проинфляционных и сохранения повышенных инфляционных ожиданий. Пик годовой инфляции ожидается в конце весны — начале лета 2024 году, это будет связано с эффектом низкой базы, поскольку год назад рост цен значительно замедлился.
Таким образом, применение PEST-анализ поможет спрогнозировать и в будущем минимизировать внешние факторы, тормозящие развитие компании, оценить риски при выходе на новые рынки или запуске новых продуктов или услуг, а также принять решения относительно привлечения государственного субсидирования или частных инвестиций.
Для установления и выявления внешних факторов, с учётом формирования которых будет в будущем осуществляться реализация стартап-проекта был применён SWOT- анализ. Главной задачей SWOT-анализа является выявление сильных и слабых сторон, а также возможностей и угроз для разработки маркетинговой стратегии и продвижения услуг бизнеса (см. табл. 6) [26,27].
Таблица 3 – SWOT-анализ
Факторы
|
Содержание деятельности
|
S
Сильные стороны |
1. Все сезонность
деятельности предприятия.
2. Уникальность оказываемых услуг в сфере развлечений в г. Ханты-Мансийске (роликовые коньки: квады) 3. Широкая развлекательная программа для разных возрастов. 4. Доступное ценовое предложение для потребителей по аренде помещения и проката спортивного инвентаря. 5. Возможность базового обучения с инструктором. 6. Многофункциональность помещения. Наличие дополнительных услуг: мягкая зона, батутный уголок, кафе. 7. Технологическая составляющая, создание цифровой платформы по самостоятельному базовому обучению для посетителей вход на которую через qr-код. 8. Разработка гибкой ценовой политики. 9. Быстрая адаптивность. |
W
Слабые стороны |
1.
Сезонная зависимость спроса на услуги.
2. Зависимость от арендодателя. 3. Высокие постоянные издержки. 4. Слабо развитая цифровая маркетинговая деятельность. |
O
Возможности |
1.
На данный момент отсутствует прямой конкурент на рынке услуг. Возникает
возможность получения большей доли целевой аудитории.
2. Возникновение новейших технологий и более качественного спортивного инвентаря и оборудования. 3. Увеличение уровня доходов населения. 4. Расширение на начльном этапе каналов взаимодействия с населением. Запуск рекламы проекта через городские паблики, личный сайт, яркую вывеску. 5. Установление партнерских отношений проведению разного уровня мероприятий. 6. Создание собственного мерча. 7. Продажа роликовых коньков и спортивного инвентаря. 8. Развитие профессионального роллер спорта ( 4 направления). |
T
Угрозы |
1.
Выход на рынок новых конкурентов.
2. Сезонные колебания, низкий спрос на услуги. 3. Изменение жизненных ценностей и потребностей населения. 4. Снижение платежеспособности населения 5. Банкротство в связи с высокими издержками. |
Источник: составлено авторами Исходя из проведенного SWOT-анализа, мы можем сделать вывод о том, что прежде всего стоит обратить внимание на зависимость спортивно-развлекательного центра от сезонного спроса на услуги.
Моделирование бизнес-процессов. Контекстная диаграмма функциональной декомпозиции включает общее описание системы и ее взаимодействие с внешней средой (см. рис. 8) [28].
Рисунок 8 – Контекстная диаграмма
Источник: составлено авторами
Рассмотрим более подробно диаграмму декомпозиции оказания услуг предприятия (см. рис. 9).
Рисунок 9 – Диаграмма декомпозиции
Источник: составлено авторами
Декомпозиция отражает 5 основных функций с установлением порядка их взаимодействия: прием заявки, выбор услуги, продажа услуги, оказание дополнительных услуг, решение конфликтных ситуаций
Технологический реинжиниринг бизнес-процессов, как инструмент повышения эффективности. Разработанная имитационная модель отражает процесс прогнозируемой посещаемости потребителей предприятия, на основе установленной вероятности принятия решения о покупке услуги при влиянии двух маркетинговых инструментов: наружной рекламы (приход без предварительной записи клиентов) и группы Вконтакте. Основными входными параметрами будут являться: количество потенциальных потребителей за месяц в размере 5000 человек. И установленные проценты вероятности принятия решения в следующем размере:
– Приход без предварительной записи – 49%;– Группа Вконтакте – 20%.
На основе качественного анализа конкурентной среды и потребностей рынка были установлены проценты вероятности отказа клиентов. На первом этапе принятия решения о совершении покупки потребителем отказ составит – 31% от общего числа, на втором этапе – 53% от оставшегося числа потребителей, согласившихся на первом этапе.
Рисунок 10 – Действующая блок-схема имитационной модели
Источник: составлено авторами
В результате запуска имитационной модели при рассмотрении на промежутке двух факторов принятия окончательных решений на выходе получили следующие данные: на первом этапе решения об отказе потребителей составит 1524 человек или 31% от первоначально установленных 5000 потенциальных потребителей, на втором этапе еще 53% от оставшихся 3476 человек. Таким образом, 1649 человек или (33%) от общего числа потенциальных потребителей воспользуются услугами данного предприятия.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что при анализе потенциальных потребителей лишь 33% воспользовались бы услугами предприятия, из возможных 100%. Что может быть обусловлено, слабой маркетинговой стратегией по нехватке внедряемых инструментов по привлечению и удержанию целевой аудитории [29, 30,31].
Для оптимизации бизнес-процессов проекта, с целью увеличения потенциальных потребителей, прогнозируемо готовых воспользоваться услугами центра, рекомендуется совершенствование рекламной кампании. Посредством внедрения двух маркетинговых инструментов таких, как: создание личного сайта и введение Telegram платформы, что благоприятно скажется на ее финансовой деятельности.
В связи с чем произойдет следующее прогнозируемое изменение проценты вероятности принятия решения:
- Приход без предварительной записи – 30%;
- Группа Вконтакте – 20%;
- Сайт – 10%.
На первом этапе принятия решения о совершении покупки потребителем отказ составит – 30% от общего числа, на втором этапе – 49% от оставшегося числа потребителей, согласившихся на первом этапе.
Рассмотрим, более подробно результат от внедрения данных инструментов на рисунке 11.
Рисунок 11 – Оптимизированная действующая блок-схема имитационной модели
Источник: составлено автором
Таким образом, создание сайта и Telegram платформы с пакетом функций «Для бизнеса», визуализируют увеличение числа потребителей, положительно расположенных к покупке услуг центра. На выходе получили такие данные: на первом этапе решения об отказе потребителей составит 1515 человек или 30% от первоначально установленных 5000 потенциальных потребителей, что на 9 человек или 1% меньше по сравнению с действующей моделью; на втором этапе уже 49% от оставшихся 3485 человек, что на 4% ниже по сравнению с базовой моделью. Таким образом, 1763 человек или (35%) от общего числа потенциальных потребителей воспользуются услугами данного предприятия.
Прогнозируемый рост численности потребителей в месяц составит 6,5% или 114 человек. Что обусловлено прежде всего, эффектом каждого предложенного инструмента. Преимущественными функциями сайта будут являться экспресс-презентация продукта, формирование корпоративной культуры, возможность оптимизации ресурсов под нужды бизнеса: создание многоуровневого каталога и подключением CRM-cистемы. Создание такой актуальной платформы, как Telegram с настраиваемыми автоматизированными рассылками, способствует не только увеличению клиентской базы, но и ее удержанию [32].
Функционирование деятельности предприятия предполагается с сентября 2024 г. Инвестиционные вложения составят 3 402 639 руб. Основные источники финансирования: грантовая поддержка в размере 1 000 000 рублей, субсидия на открытие бизнеса в размере 350 000 руб., а также собственные средства в размере 1 971 369,4 рублей.
Согласно произведенным расчетам за исследуемый период с 2024 – 2027 гг.. произойдет увеличение выручки от продаж на 15 155 339,8 руб., прежде всего, за счет увеличения физического объема оказываемых услуг.
Рисунок 11 – Точка безубыточности бизнес – проекта в 2024 году
Источник: составлено авторами
Точка безубыточности вырастет с показателя 3 707 175,00 руб. в 2024 году и в 2027 году составит 11 719 996,20 руб.
Срок окупаемости 1 год 4 месяца. Получение чистой прибыли запланировано с января 2026 года. Величина чистой прибыли за весь период равна 4 918 503,8 руб.
При разработке проекта достигнута поставленная цель и решены следующие основные задачи: 1. Проведен анализ рынка и целевой аудитории проекта; 2. Разработан бизнес-план; 3. Смоделированы основные бизнес-процессы деятельности проекта; 4. Проанализирован технологический реинжиниринг бизнес-процессов, как инструмент повышения эффективности.
Выводы
В заключении, стоит отметить, что проект стал финалистом в акселерационной программе от «Мой бизнес», вошел в топ–1000 технологических проектов и прошел ряд менторских сессий от Сколково во время проведения стартап-тура 2024 г. успешно защищён в форме выпускной квалификационной работы «Стартап как диплом». Всего в университете в текущем году в данном формате была защищено 11 выпускных квалификационных работ. Ключевые направления работы в целях устранения выявленных проблем, в том числе по недостаточному объёму квалифицированных и подготовленных тренеров (наставников) среди преподавательского сообщества, а также сложнастими с поиском инвесторов перспективы развития на ближайшие время связаны с анализом полученных успешных практик текущего года в университете, разработкой и внедрением методик масштабного вовлечения молодежи в технологическое предпринимательство, а также подготовки квалифицированных наставников.
В перспективе совместными усилиями планируется:
· создание максимального количества возможностей для самореализации молодых людей и, как следствие, эффективной реализации инновационного потенциала молодежи в обществе, путем привлечения студентов в тренинги и другие мероприятия, начиняя с 1 курса;
· развитие предпринимательской траектории и построение эффективной экосистемы молодежного предпринимательства, за счёт повышения квалификации через обучение преподавателей и сотрудников трекерству проектных команд;
· создание системы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и повышение инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок студентов и сотрудников Университета через создание стартап студии.
Полученные результаты вносят вклад в изучение российского студенческого предпринимательства и определяют актуальность дальнейших исследований данной научной области.
References:
Aleksandrova A.V., Kazakova N.A., Kurashova S.A., Kondrasheva N.N. (2020). Strategicheskiy menedzhmen [Strategic Management] Moscow: INFRA-M. (in Russian).
Bazekina A.S., Ladogina A.Yu. (2020). Tendentsii razvitiya rynka razvlekatelnyh uslug v Rossii [Trends in the development of the entertainment services market in Russia] Youth Science Week. 200-204. (in Russian).
Belyaeva A.A. (2009). Rynok razvlekatelnyh uslug Rossii: osnovnye kharakteristiki i tendentsii razvitiya [The entertainment services market in Russia: the main characteristics and tendencies of development]. News of the Irkutsk State Economic Academy (Scientific Journal of Baikal State University). (3). 67-70. (in Russian).
Bogomolova L.L. (2017). Sotsialnoe predprinimatelstvo [Social entrepreneurship] Khanty-Mansiysk: Pechatnyy mir g. Khanty-Mansiysk. (in Russian).
Budovich L.S. (2023). Biznes-planirovanie v predprinimatelskoy deyatelnosti [Business planning in business activities] M.: Lan. (in Russian).
Ezhov A.S. (2020). Innovatsionnyy startap – klyuchevoy element natsionalnoy innovatsionnoy sistemy v Rossii [Innovative startup as a key element of the national innovative system in Russia]. Business. Education. Law. (1(50)). 250-255. (in Russian). doi: 10.25683/VOLBI.2020.50.171.
Grigoryan E.S. (2021). Marketingovye kommunikatsii [Marketing communications] Moscow: INFRA-M. (in Russian).
Koneva N.S. (2019). Otsenka ekonomicheskoy effektivnosti avtomatizatsii biznes-protsessov: podkhody i metody [Economic efficiency assessment of business process automation: approaches and methods]. Permskiy finansovyy zhurnal. (1(20)). 125-147. (in Russian).
Korostelkina I.A., Voronkova N.V. (2021). Problemy i perspektivy studencheskogo predprinimatelstva v Rossii [Problems and prospects of student entrepreneurship in Kussia] Integrated development of territorial systems and improvement of regional management efficiency in the context of digitalization of the economy. 170-176. (in Russian).
Kurakova N.G., Tsvetkova L.A. (2021). Tekhnologicheskoe predprinimatelstvo v regionalnyh universitetakh Rossii: faktory sderzhivaniya i uskoreniya [Technological entrepreneurship in regional universities of Russia: factors of containment and acceleration]. Ekonomika nauki. (3). 170-187. (in Russian). doi: 10.22394/2410-132X-2021-7-3-170-187.
Ladyzhenskaya T., Umarova A., Otinova K. (2023). The Development of Creative Industries as a Promising Tool for Popularizing the Culture of the Peoples of the Khanty and Mansi in the Younger Generation International Scientific and Practical Conference on Social Sciences and Humanities: Scientific Challenges of the Development of Modern Society (SHCMS 2023). 03011. doi: 10.1051/shsconf/202317203011.
Loginova E.I., Khripunov S.N. (2023). Primenenie SWOT-analiza dlya OOO «Pervaya Tsifrovaya Tipografiya» [Application of SWOT analysis for First Digital Printing House LLC]. Molodye uchenye - razvitiyu Natsionalnoy tekhnologicheskoy initsiativy (POISK). (1). 472-474. (in Russian).
Mosina V.I. (2021). Issledovanie faktorov vnutrenney i vneshney sredy organizatsii s ispolzovaniem SWOT-analiza [Research of factors of internal and external environment of the organization using swot analysis]. Forum. (3(23)). 105-111. (in Russian).
Petrov A.M. (2021). Studencheskie startapy v vuzakh Rossii: sovremennaya situatsiya [Students’ startups in the russian universities: modern situation]. Economic sciences. (201). 61-66. (in Russian). doi: 10.14451/1.201.61.
Ponomareva Yu.A., Kadykova O.F. (2021). Marketingovyy aspekt v biznes-planirovanii [Marketing aspect in business planning] The contribution of young scientists to the innovative development of the Russian agro-industrial complex. 211-213. (in Russian).
Sataev P.A., Soloveychik K.A. (2021). Startapy v ekonomike: ponyatie, sushchnost i kharakteristiki [Startups in economics: definition, essence and characteristics]. St. Petersburg Polytechnic University Journal of Engineering Science and Technology. 14 (5). 92-110. (in Russian). doi: 10.18721/JE.14507.
Sazanova L.A. (2023). Razrabotka i analiz modeli biznes-protsessa upravleniya intsidentami s ispolzovaniem sredstv IDEF-modelirovaniya [Development and analysis of an incident management business process model using idef modeling tools]. Modelirovanie, optimizatsiya i informatsionnye tekhnologii. 11 (3(42)). 5-6. (in Russian). doi: 10.26102/2310-6018/2023.42.3.002.
Shenkoya T., Hwang K.Yu., Sung E.H. (2023). Student Startup: Understanding the Role of the University in Making Startups Profitable Through University—Industry Collaboration SAGE Open. 13 (3). doi: 10.1177/21582440231198601.
Shtyhno D.A., Iskandaryan R.A. (2019). Studencheskie startapy kak instrument razvitiya predprinimatelskikh navykov [Student startups in the entrepreneurial skills development]. Economics: Yesterday, Today and Tomorrow. 9 (2-1). 252-262. (in Russian). doi: 10.25799/AR.2019.91.2.022.
Stazharova D.M., Budrina E.V. (2022). Dinamika razvitiya studencheskikh startapov na baze innovatsionnoy infrastruktury VUZa [Dynamics of development of student startups based on the innovative infrastructure of university]. Scientific journal of NIITMO. Series: Economics and Environmental Management. (3). 3-12. (in Russian). doi: 10.17586/2310-1172-2022-17-3-3-12.
Tatarova S.P., Korotkov E.S. (2024). Otsenka sostoyaniya kreativnyh industriy i poisk instrumentov po sovershenstvovaniyu ikh funktsionirovaniya [Assessing the creative industries and finding ways to improve how they operate]. Creative Economy. 18 (1). 127-144. (in Russian). doi: 10.18334/ce.18.1.120269.
Zinov V.G., Kurakova N.G. (2022). Universitetskie startap-studii kak novaya model transfera tekhnologiy [University startup studios as a new model of technology transfer]. Eco. (4(574)). 57-80. (in Russian). doi: 10.30680/ECO0131-7652-2022-4-57-80.
Страница обновлена: 25.04.2025 в 21:40:10